• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Музыкальное творчество П.И. Чайковского

Опубликовано Комиссарова Лариса Анатольевна вкл 12.03.2016 - 11:17
Комиссарова Лариса Анатольевна
Автор: 
Манапова Софья

Материал о музыкальных произведениях П.И. Чайковского "Времена года", балет "Лебединое озеро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_chaykovskogo_1.pptx986.4 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчество П. И. Чайковского Работу выполнила Манапова Софья Педагог по классу «Фортепиано»: Комиссарова Лариса Анатольевна

Слайд 2

Характеристика творчества. П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы. Музыка Чайковского лирична. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. Гармония и форма у Чайковского определены содержанием. Гармония богата и разнообразна, но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и динамизму, непрерывности развития. Широко используется секвенционнный тип развития. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.

Слайд 3

Наброски

Слайд 4

«Детский альбом» Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет "Щелкунчик». Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой. Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

Слайд 5

«Времена года. «Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин. Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала « Нувеллист », с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий . Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю» . Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.

Слайд 6

Балет «Лебединое озеро»

Слайд 7

Музыка к балету «Лебединое озеро» Новаторский характер партитуры Чайковского заключался в том, что, несмотря на традиционную замкнутость чередующихся номеров, вся музыка балета объединена одной линией развития. Каждый акт «Лебединого озера» представляет собой определенную ступень в развитии ли­рической драмы. I акт наименее насыщен действием, сценарий представляет лишь возможность чередовать танцевальные номера. Но в финале звучит знаменитая «лебединая песня», которая создает настроение, господствующее во II акте. Этот акт — ли­рический центр балета. Музыка здесь, не­смотря на фантастическое содержание, пленяет задушевным лиризмом, искрен­ностью чувств. III акт содержит важную драматическую кульминацию, произво­дящую поворот действия «от счастья к несчастью». В IV акте наступает трагическая развязка. Музыка его наиболее симфонична. Единство и логика развития музыки балета достигнуты благодаря приемам и методу драматурга-симфониста. Можно указать на лейтмотивное значение тем, на родство музыкальных образов, на единство формы больших сцен, на план тонального развития, обобщающий музыку. Но реформа Чайковского в балете сказалась не только в симфонизации , но и в новой трактовке традиционных танцев; в работе над балетом композитор использовал свой опыт оперного драматурга, насытив действенностью статичные формы балетного Adagio , классической и характерной сюит, массового танца. Он вдохнул жизнь в сцены-пантомимы, при­близил все танцы к Pas d ' action , придав отдельным танцевальным номерам определенную функцию в развитии лири­ческого действия. Pas de deux во II акте составило важнейший этап лирической драмы, ансамблевый танец Pas de six превратился в «сцену обольщения». Действенное значение приобрел « Вальс невест», неоднократно звучащий в течение III акта, ставший своеобразным рефреном этого акта; музыка его полна внутрен­него волнения и напряженного ожидания. Сцена бури в IV акте, где музыка особенно симфонична, стала большим Pas d ' action . «Лебединое озеро» вполне может быть названо реформаторским балетом; имен­но первый балет Чайковского лежит у истока богатого развития последующего русского и советского балета.

Слайд 9

Центральный образ произведения Чайковский никогда не был сторонником системы лейтмотивизма в сценическом произведении, и в «Лебедином озере» можно говорить о лейтмотивизме только условно, так как здесь есть только одна лейттема — «лебединая песня». Эта музыка создает образ героини балета, неж­ной девушки-лебедя, выражает ее преданную любовь и трагическую судьбу. Впервые «лебединая песня» звучит в финале I акта в момент, когда, согласно сценарию, над садом замка пролетает стая лебедей. После веселых, беззаботных танцев му­зыка лебедей словно переносит в другой мир. Трогательная проникновенная мелодия гобоя с его матовым тембром сменяет громкий, блестящий и виртуозный полонез с кубками. «Лебединая песня» отли­чается нежным, глубоким лиризмом, по­этической элегичностью. Глубокой гру­стью веет от этой песни, простой и в то же время неповторимо индивидуальной. В ней чувствуется и скорбь, и стремле­ние вырваться из «магического круга», и кроткая покорность судьбе. Зерно темы имеет два варианта, второй звучит более надломленно и печально благодаря ходу на нисходящую увеличенную секунду. Важное значение имеет гармонизация ме­лодии, основанная на плагальных последованиях и задержаниях. «Лебединая песня» проходит три раза в течение I и II актов. Обрамляющее про­ведение ее во II акте отличается от экспо­зиционного проведения в I акте. Форма значительно расширена за счет репризы, вместо светлой мажорной коды в I акте здесь образ завершается драматически. Инструментовка тоже более полнозвучна и компактна.

Слайд 12

Лебединая песня В III акте тема «лебединой песни» используется как лейтмотив Одетты. Она появляется в момент выхода Одиллии и в момент роковой ошибки принца. В последнем случае ее звучание сопровожда­ется сценическим эффектом: в окно, трепеща крыльями, бьется белый лебедь — с короной на головке. Здесь «лебединая песня» звучит не полностью. Чайковский использует только основу темы — первую фразу и разрабатывает ее гармонически, перенося из фа минора в ля-бемоль мажор и в уменьшенный лад. Мелодия звучит здесь иначе, чем раньше. Плавное неторопливое развертывание сменяется быстрым, судорожным. Сопровождающие мотивы грозного характера, бурный фон тремолирующих струнных — все это вносит в образ новые, драматические черты. Особо трагический колорит придан ему в коде III акта с фатально звучащими возгласами трубы и корнет, а пистона. В музыке IV акта лейттема имеет очень большое значение: она служит основой симфонического развития последней сце­ны и апофеоза — победы любви над смертью. Тема лебедей звучит в сцене страстной мольбы принца и его оправданий; в сцене бури она соединяется с мотивами бури и противостоит образу враждебных сил. В апофеозе тема транспонируется в одноименный си мажор. Торжество люб­ви, победившей злые силы, несмотря на смерть влюбленных, выражено в светлом величавом гимне: невольно вспоминается кода увертюры «Ромео и Джульетты».

Слайд 16

Целостность музыки Развитие и симфонизация лейттемы придают музыке балета единство и целостность. Служа звеном, соединяющим I и II акты, она обрамляет II акт, внося в его форму внутреннюю законченность. Появляясь в кульминации III акта, она выступает основной силой драматизации музыки; и в IV акте она служит главной темой симфонического развития, являясь своеобразной расширенной репризой II ак­та. Мажорное ее проведение образует, светлую торжественную коду балета. Роль своеобразного лейтмотива (но толь­ко в пределах III акта) играет «Вальс невест». Первая тема вальса основана на очень простом мотиве, который тут же переносится на терцию выше. Это прида­ет теме остроту и напряженность звуча­ния, так как в первый раз мелодия плавно нисходит от V ступени к тонике, а во второй раз начинается с наиболее острой ступени лада ( VII ) и, вопреки тяготению вверх, также нисходит к V ступени. Остроту подчеркивает и гармонизация. Чувство настороженности усиливается в дальнейшем развитии музыки. Одна из тем вальса (видимо, связанная с образом принца) отличается особой лирической глубиной; она полна тоски и душевной тревоги, в ней предвосхищены интонации Четвертой симфонии. Этот эпизод контра­стирует другим. Тонкое драматургическое решение нашел Чайковский для выражения внутреннего действия: очарованный Одиллией принц предлагает ей протанцевать с ним. И снова звучит «Вальс невест» в знак того, что невеста избрана. Тема «Вальса невест» в несколько измененном виде появляется в двух пантомимах III акта — ре-бемоль мажор (разговор принца с матерью) и до мажор (радость.)

Слайд 19

За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал: 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула » («Черевички»), «Евгений Онегин»,«Ма­зепа»,«Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др. 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка», 6 симфоний и программную симфонию «Манфред». Кроме того им написаны: одночастные симфонические произведения : увертюры-фантазии «Ромео и Джуль­етта» и «Гамлет»; фантазии «Буря» и «Франческа да Риминн » «Итальянское каприччио», Серенада для струнного оркестра, 3 симфонические сюиты, « Моцартиана » (4-я сюита), 3 концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции».

Слайд 20

Источники. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=17768 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_(%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) http://www.bestreferat.ru/referat-385216.html Благодарю за внимание

Поделиться:

Неньютоновская жидкость

Лягушка-путешественница

Лист Мёбиуса

Именинный пирог

Рисуют дети водопад