Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. С 4 лет я стала учиться пению, с 7 лет – игре на фортепиано, потому что хотела сама исполнять музыку. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на настроение человека?
В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Цель исследования
Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_muzyki_na_nastroenie_cheloveka.doc | 82 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
XVII ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ВЕДАЙ НЕВЕДОМОЕ»
Секция: Юный исследователь
Тема: «Влияние музыки на настроение человека».
Автор: Альтапова Аделина Альфредовна, ученица 3 а класса
Научный руководитель: Туринцева Татьяна Леонидовна
Место выполнения работы:
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 9 г. Надыма»
Надым-2016
Введение
Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. С 4 лет я стала учиться пению, с 7 лет – игре на фортепиано, потому что хотела сама исполнять музыку. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на настроение человека?
В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Цель исследования
Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.
Задачи исследования
Объект исследования - музыка.
Предмет исследования - влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Я выдвигаю гипотезу:
Музыка – посредница между жизнью ума и
жизнью чувств.
Л.Бетховен.
Сила музыки
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и аромотерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Музыкотерапия
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.
Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
«Эффект Моцарта»
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили, что:
Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал;
Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям;
Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух;
Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление;
Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д. ;
Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе;
Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%.
Оздоровительная сила пения
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком- либо инструменте музыку, но и петь.
Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.
Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, я решила провести экспериментальную работу в своём классе, с результатами которой познакомлю в следующей главе.
Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «неумеющий петь в хоре»
Практическая часть
Эксперимент №1
«Влияние музыки на поведение учащихся»
Эксперимент прошёл в два этапа:
В опросе я попросила участвовать ребят с которыми я занимаюсь вокалом – 10 человек.
Цель анкетирования: проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений.
Анкета
1. Нравится ли тебе слушать музыку?
2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?
3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?
4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах,
то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?
5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?
Эксперимент№2
«Воздействие музыки на эмоциональное состояние»
Эксперимент проводился со школьниками, обучающимися в 3 а классе.
Цель: изучить влияние музыки различных стилей на эмоциональное восприятие обучающихся младшего школьного возраста.
Детям один за другим были предложены музыкальные произведения различных стилей:
Задание:
Лист бумаги расчертить на 4 части. Затем, выбрав цветные карандаши, в каждой части нарисовать иллюстрацию, выразить свое восприятие музыки, и записать первое, пришедшее в голову, при прослушивании музыки слово.
При анализе результатов данного эксперимента, было выявлено, что прослушивание классической и народной мелодий вызвало радость, легкость, тепло, композиция рок музыки – неуютность, неуверенность, страх, испуг.
Вывод: музыка влияет на эмоциональное состояние младших школьников, классическая вызывает положительные эмоции, рок музыка отрицательные эмоции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека, а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников;
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
Считаю, что гипотеза полностью подтверждена.
На основании результатов исследовательской работы предлагаю:
Список используемых источников
Интернет-ресурсы:
1.http://www.arianamusic.ru/
2. http://www.dethor-tver.ru/issl1.html
3.http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/10-1-0-18
4.http:/www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile
7. http://www.ololo.fm
8. http://www.orthos.org/grodno/publ/duh_muss.htm
9. http://rtwiki.iteach.ru/index.php/
11. http://create-daydream.narod.ru/
12. http://www.chitalnya.ru/
Литература:
Хризантема и Луковица
Финист - Ясный сокол
Как нарисовать китайскую розу
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Астрономический календарь. Май, 2019