Творческо-информационная работа о русском народном инструменте - домра.
Вложение | Размер |
---|---|
domra_dokument_microsoft_office_word.docx | 589.4 КБ |
domra_prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.48 МБ |
ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
«ГАРМОНИЯ МИРОЗДАНИЯ»
Русский народный инструмент — до́мра
Автор работы - Мучник Мария,
Руководитель – Залогина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
г. Сергиев Посад
ТИП ПРОЕКТА:
творческо-информационная работа о русском народном инструменте до́мре.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД:
Русский народный инструмент — до́мра
Что-то нам давно не слышен Звук заливистой струны.
Говорят, из моды вышли Песни русской старины.
Словно птиц залетных стайка Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка. Домра, ты не плачь, не плачь!
С удалым народным сердцем Вы сроднились неспроста!
В золотых руках умельцев Вам не смолкнуть никогда!
Как же так получается? Ведь домра – русский народный инструмент! Скрипку знают даже дети, а домру еще не каждый русский назовет!
До́мра — старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами.
Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.
У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у украинцев — бандура, у туркменов — дуатар, у монголов — домбур, у киргизов и татар — думра, у остяков — домбра, у калмыков — домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара.
Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV — начала XVI веков о Калинке — «домрачее». В переписных документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются неоднократно.
Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: «человек играет в домру» и «сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры».
Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.
К тому же времени относятся поговорки «рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ». «любить — игра, купить — домра», «у Ерёмы гусли, у Фомы домра». Основываясь на материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи.
Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.
Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от арабского «maskhora» — смех, насмешка.) Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью.
Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек). Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода «скандалезные песни».
В результате в 1648 году был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли.
Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. После XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но…Домре суждено было буквально возродиться из пепла!
Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра.
В.В.Андреев
К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль.
В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. — оркестр. Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения.
Интерес к домре рос с каждым годом, расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом. Чертеж Андреевской домры.
В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!).
Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы. Академический оркестр имени В.В.Андреева
Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и поднявшийся до высот академического жанра. Инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения.
Литература
Слайд 1
Русский народный инструмент — до́мра Автор проекта - Мучник Мария, Руководитель – Залогина С.Н. Православная гимназия имени п реподобного Сергия Радонежского г. Сергиев ПосадСлайд 2
До́мра —русский народный инструмент
Слайд 3
Предки русской домры
Слайд 4
«Младшая сестра» домры
Слайд 6
Грановитая палата Московского Кремля
Слайд 7
Рад скомрах о своих домрах
Слайд 8
Любить — игра, купить — домра
Слайд 9
Потешная палата
Слайд 11
Трагический момент в истории
Слайд 12
Андреев Василий Васильевич - музыкант, композитор
Слайд 13
Чертёж Андреевской домры
Слайд 14
Великорусский оркестр Андреева
Слайд 15
Академический оркестр имени В.В.Андреева
Слайд 16
Оркестр института имени сестёр Гнесиных
Слайд 17
Оркестр народных инструментов музыкальной школы №6 города Хотьково
Слайд 18
Афанасьева Нина Ивановна- моя учительница
Слайд 19
Младший ансамбль
Дерево в снегу
Фокус-покус! Раз, два,три!
Алые паруса
Самодельный телефон
Сторож