• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

открытый урок "Тихая моя , нежная моя. добрая моя мама"

Опубликовано Мелкумян Жанета Борисовна вкл 10.02.2018 - 19:07
Мелкумян Жанета Борисовна
Автор: 
Мелкумян Ж. Б.

конспект урока музыки для 3 класса по программе Е. Д. Критская , Г. П. Сергеева , Т. С. Шмагина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Фатежского района Курской области

Разработка открытого урока

 «Тихая моя , нежная моя ,  добрая моя мама.»

Урок разработан учителем музыки

Мелкумян Жанетой Борисовной

3 класс

 Фатеж 2017 г.

Пояснительная записка

к уроку музыки в 3 классе по теме

«Тихая моя , нежная моя ,  добрая моя мама.»

Автор:                       

Мелкумян Жанета Борисовна, учитель музыки  МКОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №2» им.

П.Е. Локтионова

Направление:

художественно - нравственное

Тема, класс:

«Тихая моя , нежная моя ,  добрая моя мама.»,3 класс.

Тип:

урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Характеристика  класса

Начальный класс со средним или выше  

    среднего показателем качества обученности

Программа:

Для 1-4 класса «Музыка»(Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,) «Школа России».

Учебник:

«Музыка» 3 класс, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,           «Просвещение» .2015

Раздел:

«О России петь- что стремиться в храм .»

Количество часов:      

34 учебных часов в год, 1 учебных час в неделю

Цель:

научить учащихся выделять, анализировать и сравнивать образы матери в произведениях музыки и  живописи.

Задачи:

1.вызвать эмоциональный отклик от  произведений искусства;

2.актуализировать  знания о том, что в произведениях музыки и искусства разными средствами выразительности  изображен образ матери;

3.поработать над дикцией, интонацией, текстом песни «Мама- 1 слово»;

4.вспомнить о том, как велика роль матери в жизни каждого человека;

5.научить анализировать музыкальные и художественные произведения.

Методы:

метод проблемного диалога, частично поисковый

Оборудование:

Проектор , экран .компьютер. музыкальный центр, фортепиано,

Формы работы:

- фронтальная;

- коллективна;

- индивидуальная;

1.Организационный этап:

(Музыкальное приветствие)

-Здравствуйте, дети.

-Здравствуйте . учитель.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин.) . Презентация ,слайд 1.

- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохнем и выдохнем. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните свежесть дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу!

3. Формулировка темы , постановка цели и задач урока (3 мин.) . Презентация ,слайд 2.

К нашему уроку я предлагаю эпиграф:

«Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать.
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!»

Л. Рогожников

-Как вы понимаете эти слова? О ком они?(Ответы детей)

-Какими эпитетами  вы могли бы охарактеризовать маму?(Ответы: Нежная ,добрая, ласковая, милая…. )

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?(Ответы детей)

(Учитель обобщает)

-Тема нашего урока «Тихая моя , нежная моя ,  добрая моя мама.»

-Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства всегда волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.

-Какова же цель нашего сегодняшнего урока? ( Предполагаемый ответ детей : сравнение образа матери в музыке, в литературе, в живописи).

- Молодцы, вы все правы. Как вы думаете в каких видах искусств мы будем рассматривать образ матери сегодня? ( Ответы детей)

-Определим задачи урока.

(Предполагаемые ответы детей :

1.Смотреть на картину или слушать музыкальное произведение.

2.Изучать ее (какие краски, настроение, содержание).

3. Сравнивать )

4 Актуализация знаний. (4 мин.) . Презентация ,слайд 3.

-Ребята, на прошлом уроке мы слушали музыкальное произведение. Еще раз вернемся к нему.(Слушание , презентация 1 слайд- картина Рафаэля ).

- Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это музыкальное произведение?

-Назовите композитора, написавшего столь прекрасное произведение?(Шуберт)

- Какой художник написал эту картину?(Рафаэль. Картина  называется « Сикстинская мадонна»)

-Почему музыка звучала на фоне именно этой картины? (Ответы детей : И в картине , и в музыке нашел отражение  образ Богоматери)

- Где вы встречались с этими произведениями?(При изучении прошлой темы «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»)

- Кого вы  представляли, слушая музыкальное произведение на фоне картины? (Ответы детей)

-Дети какие стихи,  рисующие образ матери с ребёнком на руках, можно вспомнить глядя на картину и слушая эту музыку? Вы об этом должны были подумать дома.

(Ответы детей : например,

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви ей издревле завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках .)

5. Обобщение и систематизация знаний (9 мин.). Презентация ,слайд 4, 5

-А сейчас обратимся к учебнику, с.46 – 47

- текст учебника . Вы согласны? Соедините слова ,как предлагают вам авторы учебника.

-Давайте проверим, что у вас получилось.(Ответы детей: Родина -Мать,  Материнская любовь, Матушка земля…)

-Ребята, а как вы понимаете значение  этих сочетаний? (Материнская любовь-это любовь мамы к своему ребенку . Матушка земля - так ласково мы обращаемся к своей Родине. Родина мать-в грозные годы войны солдаты отдавали свою жизнь за святое – родную землю , так, как мать.)

-А сейчас эти словосочетания актуальны? (Д а. Мы всегда  должны любить и защищать свою Родину. )

-Перенесёмся с вами  в картинную галерею.

К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”(Дети рассматривают картину на странице 46)

-Какое сочетание  слов, составленное вами,  больше подходит для описания этой картины?(Ответы детей)

-Эта картина  написана  русским художником Петровым-Водкиным в 1920 году. Что передаёт эта картина? (Ответы детей : Передаёт материнскую заботу и  любовь.)

-Ребята, скажите, похожа ли она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (Ответы детей: Обнимая и ласково сжимая  руку ребёнка, мать так  же оберегает своё дитя от  жизненных невзгод ).

-Правильно!

-А какая общая интонация картины? (Ответы :Взволнованная,)

-А почему? ( Ответы детей : Мама ,сжимая руку ребёнка ,старается  уберечь сына от невзгод)

Ребята, сам художник назвал свою картину «1918 год в Петрограде» ,.потому что в это время шла гражданская война, а мама переживала за своего ребёнка.

-А как бы вы назвали эту картину?(Ответ: « Петроградская  мадонна ».)

-А почему мадонна ? (Ответы :Потому что эта картина похожа на икону Божией матери.)

6.Физминутка. (1 мин.). Презентация ,слайд 6.

-Предлагаю вам отвлечься на минутку

Я приглашаю Вас на вальс.
И в танце мы начнем кружиться.
Вальс.

7.Обобщение и систематизация знаний (продолжение) (7 мин.). Презентация ,слайд 7.

-В своих картинах художники изобразили женщин разных сословий.

На предыдущей картине была изображена простая женщина. Давайте посмотрим портрет придворной женщины с детьми, который написал О. Ренуар

Что изображено на ней? (Ответы :Мать и её дети. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака.) Самый, наверное, солнечный и жизнелюбивый из всех импрессионистов, Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) написал эту картину по просьбе мадам Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где собирались известные литераторы, художники, музыканты.

-Сравните эти картины, чем они отличаются? Ответы :В первой картине у мамы тревожный взгляд. А на второй картине мама спокойна.

- А что объединяет эти картины.(Ответы: От картин исходит тепло, уют, любовь).

-При сравнении этих картин можно сделать вывод: Художники изобразили разных женщин в разные эпохи ,но у них чувство одинаковые: Любовь, забота, спокойствие , нежность…

8. Применение знаний и умений в новой ситуации (7 мин.).

На странице 46-48 представлены нотные записи двух песен с одинаковым названием «Мама»

(В. Гаврилин «Мама», Биксио «Мама» ).

-Попробуйте напеть по нотам припев песен.

-Пропоем отдельно слово «мама»

-Есть различие ?(Ответы детей:)

-А сейчас прослушайте в записи песню Гаврилина « Мама»

-Совпало звучание ваше и прослушанное в записи ? (Ответы детей)

Прослушивание  песни Гаврилина «Мама» Анализ песни.

-Какое настроение передает эта песня?(Ответы: умиротворенное. Грустное печальное… Музыка спокойная ,  негромкая, нежная, представляется ласковая мама)

-Какие интонации были слышны ? (Ответы: колыбельные )

-Как вы думаете, к какой картине ближе эта песня? (Ответы : К. Петров- Водкин «1918 год в Петрограде»)

-Как интересно! Произведения созданы разными авторами, но как удивительно похожи! Насколько живописна музыка и музыкальна живопись, воспевающая женские образы. Разные виды искусства используют одинаковые средства выразительности: спокойные мягкие тона и краски, умеренный темп, плавность линий и звука.

Следующая песня «Мама» итальянского композитора  Биксио  

-Ребята, а какое настроение передает эта песня?(Ответы: Приподнятое, веселое… )

-Как вы думаете , есть  разница в характере звучания этих двух песен? (Ответы детей: Русская песня звучит неторопливо, задушевно, итальянская – более страстно, порывисто. )

-Молодцы! Рядом с песней Гаврилина эта песня звучит контрастно, и национальный характер, присутствующий в ней , придаёт музыке страстность и экспрессивность выражения чувства.

-Ребята, скоро праздник- День Матери. Обычно в этот день принято сделать подарки своим мамам - Я  предлагаю обратиться к маме через песню и в ней выразить свою любовь.

9. Вокально-хоровая работа (5 мин.) Презентация ,слайд 8..

Разучивание песни «Здравствуйте, мамы!» (автор  Ю. Чичков)

10. Домашнее задание Презентация ,слайд 9..

- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните? Дома нарисуйте портрет своей мамы. А сейчас на сердечках напишите пожелания для своих мам и прикрепите на символическое дерево, которое будет у вас в классе в День Матери ,и тогда ваши мамы прочитают сердечные записи.

11. Рефлексия (3 мин.). Презентация ,слайд 10.

-А теперь подводим итоги:

 1. Почему урок носит название  «Тихая моя, нежная моя,  добрая  моя  МАМА»?

2. Какие произведения искусства мы с вами рассматривали на уроке?

3.Какие образы были отображены художниками К. Петровым- Водкиным и  О. Ренуаром?

4. Что общего в музыке, звучащей  на уроке, и картинами, которые вы   сегодня рассматривали?

-Что бы вы рассказали дома своим близким о сегодняшнем уроке?(Ответы детей)

-Ребята, поделитесь со мной впечатлениями от сегодняшнего урока. Какие чувства вы испытали на уроке?

-Я тоже хочу поделиться с вами своими впечатлениями.

-Берегите, уважайте, нежно любите своих мам, не причиняйте им боли своими словами и поступками.


Поделиться:

Сочинение

Солдатская шинель

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Дерево в снегу