Проектная работа "Широкая масленица"
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.doc | 126 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №178»
Московского района г. Н.Новгорода
Научно-исследовательская работа на тему:
«Широкая масленица»
Работу выполнили
учащиеся 5 «в» класса
Ерофеева Татьяна
Ефремова Диана
Яковлева Вера
Научный руководитель
учитель музыки
Питель Д.С.
«Нижний Новгород 2018г.»
Содержание
Стр.
1.Тема работы и актуальность.………………………..……………………….………………….3
2.Введение ………………………………………………...……………............5
3. Практическая часть (исследование)…….………………………………………………………........6
3.1.История праздника.………………………………………………………...8
3.2.Празднование масленицы……………....………………………………. ..10
4.Практическая работа …………………..………………………………………………………………13
5.Заключение и вывод…………….………………...…………………………21
6.Список литературы и интернет-источников….…………………………………………………………...……..22
1.Тема работы и актуальность
Наша исследовательская работа посвящена истории возникновения Масленицы - древнего славянского праздника, который достался нам в наследство от языческой культуры, об обычаях, приметах и традициях, связанных с ним. Кроме этого, в работе описаны приготовления и рецепты блинов - главного блюда праздника.
Актуальность нашей темы заключается в том, чтобы сохранить в современном мире, мире прогресса и технологий, интерес к обычаям, традициям, связанным с народными православными праздниками. Мы должны сделать все, чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них. Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом.
Работая над проектом, мы поставили перед собой цель – узнать, как празднуют Масленицу в современное время, дать общее представление о народном празднике Масленице, его обрядах, обычаях, смысле празднования, показать широту и красоту народных гуляний на Масленицу, познакомить с технологией приготовления блинов по старинным рецептам.
Основные задачи исследовательской работы
- изучить историю праздника;
- узнать, как празднуется Масленица у разных народов мира;
- изучить обычаи традиционной русской Масленицы;
- уточнить и выделить важные моменты (символы) Масленичных гуляний;
Объект исследования - русская народная культура, обрядовый праздник «Масленица».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
3
Гипотеза нашей работы – современные дети интересуются народными традициями и хотят узнать еще больше. Мы предполагаем, что, Масленица – это необычный, народный праздник, скорее всего, русский народ, придумал этот праздник, опираясь на обряды и традиции, знание истории и традиций проведения народного обрядового праздника «Масленица», технологии приготовления блинов. Знакомясь с обычаями русского народа, мы познаем духовные ценности своего народа.
4
2. Введение
У каждого народа свои традиции, свои обычаи. Сколько в жизни людей, столько мнений, взглядов и суждений. И к каждым нужно относиться терпимо, уважительно, снисходительно, т.е. толерантно. А что такое толерантность? Это терпимость, уважение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, верованиям, чувствам. В нашей школе учатся дети разных национальностей. У всех народов есть свои праздники. Много чудесных праздников было и на Руси. Что и говорить, умел народ и погулять на славу. Праздники помогали в труде, сближали людей, не давали прерваться традициям поколений. Многие были незаслуженно забыты, но сейчас к нашей общей радости они возродились. Когда нам предложили написать исследовательскую работу, мы посоветовались с родителями, с учительницей и взяли работу по славянскому празднику –Масленица.
5
3.Практическая часть (исследование)
В исследовательской части нашей работы мы уделили основное внимание вопросам современного понимания и осмысления этого праздника Масленица. Мы хотели узнать, что знают наши сверстники о Масленице и традициях этого праздника, соблюдают ли их, каковы ценности праздника. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов нашей школы. Мы задали 7 вопросов. 1.На первый вопрос: Известен ли вам праздник Масленица? Мы получили следующие ответы: Да-92 Нет-0 2 . На вопрос: Когда (в каком месяце) его празднуют? Знают- 88 Не знают-4 3. На вопрос: Празднуете ли вы этот праздник в своей семье? Да-67 Нет-25 4. На вопрос: Какое главное блюдо на Масленицу? Знают про блины - 92 Не знают -0 5. На вопрос: Что символизируют блины? Знают- 87 Не знают-5 6 6. На вопрос: Принимали ли вы участие в масленых гуляниях? Да-89 Нет-3 7. На вопрос: Хотите ли вы, чтобы у нас в городе проводились масленичные гуляния? Да-90 Нет-2 |
7
3.1. История праздника
Масленица один из самых древних праздников славян восходящий еще к языческим временам. В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса- языческого бога плодородия и скотоводства. После того как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С 16 века он стал называться Масленицей. Люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни. С большой радостью они ждали прихода весны и хотели прогнать надоевшую зиму. А что бы старуха-зима не злилась, ушла по -хорошему и в положенный срок, русский народ издавна устраивал ей пышные проводы, назвав этот праздничный обряд Масленица. Праздник идет от веры тысячелетней давности. Древние славяне верили: в конце февраля, ворча и огрызаясь, убегает прочь страшное чудище Морана языческая - богиня зимы и стужи. И едет на санях светлое божество, богиня весны- красавица Лада. Она шла –ехала на поиски усыпленного, зачарованного Мораною, своего возлюбленного Леля. Миф забыт, но в конце февраля до
сих пор от деревни к деревне мчатся конные сани, украшенные бубенцами и лентами. На пол пути в столетиях белокурая Лада обернулась Масленицей - широкой, румяной, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, схватила за руки и пустилась с ними плясать до обморока. Русский народ называл Масленицу веселою, широкою, разгульною, честною, тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой. Этот праздник нашел свое отражение в творчестве русских поэтов и писателей: в пьесе Островского «Снегурочка», в романе Пушкина «Евгении Онегин», в повести Шмелева «Лето господне». В.Даль писал: «Праздновать масляну - пировать, гулять».
8
3.2. Празднование Масленицы
Много народных примет связано с масленицей: 1.Какой день маслены красный, в такой сей пшеницу. 2.Если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи. Много пословиц посвящено масленице: 1.«Хоть с себя что заложить, да маслену проводить» 2.«Не житье- бытье, а Масленица» 3.«Не все коту масленица, будет и великий пост»
На праздник загадывались загадки: 1.Для чего петух, когда поет, зажмуривает глаза? (Что бы показать, что поет наизусть) 2.Сидит кошка на окошке, хвост как у кошки, а вовсе не кошка?(кот) 3.После 7 лет, что козе будет?(8 год будет) 4.Чего не устаешь делать всю жизнь?(дышать) 5.Чем наперед ходим? (мыслью) 6.Вот еще одна загадка, у кого за носом пятка?(валенок)
Непременными участниками народных гуляний на Масленицу были скоморохи: народные певцы- музыканты, затейники со своими небылицами и перекличками. Главным героем был дерзкий, неугомонный весельчак – Петрушка. Вот такие переклички звучали на празднике: - Тебе поклон послала.
-Хто? -Маша. -Кака Маша? -Свинья наша.
-Я медведя поймал. - Так веди сюда. - Не идет. -Так сам иди. - Да он меня не пускает.
- Ты видел моего теленочка? - Рыжего? - Да, рыжего.
9
- С белым пятном на лбу?
- Да, с пятном. - И с обрывком на шее? - Да, верно, где ты его видел? - Нет, сосед, я такого не видел.
Главным делом на Масленице, было катание на лошадях, на санках, на соломе и на телячьих шкурах, а также кулачные бои. К традиционным обычаям относилось печение и поедание блинов. Круглые, румяные, горячие они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Солнце дает свет и тепло, а значит дает пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал солнце. Никакое другое блюдо русской кухни не идет в сравнение по своей популярности в народе с блинами. Трудно сказать, когда впервые блины появились на нашем столе. Но достоверно известно, что они были ритуальным блюдом у языческих славянских народов. Название праздника Масленица появилось потому, что ели очень много масляной пищи «блинов масляных». Куприн писал: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце». Блин красен и горяч, как горячее, все прогревающее солнце. Блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь – от рождения (роженицу кормили блином) до самой смерти (обязательное блюдо во время поминания обрядов). Есть пословица «Первый блин комом». А почему так говорят? Разве дело в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок». Хорошее правило- поминать. Не будь родителей, мы бы не веселились. «Комом»- значит не мне. Вернее, это мне будет комом, если забуду кому первый блин. Нравственной стороной праздника было угощение блинами бедных, такие блины назывались убогие. Праздник продолжался неделю и каждый день имел свое название и печь блины начинали с понедельника. 1. Понедельник – «встреча». Достраивались горки, качели. Те, кто побогаче, пекли блины. Дети наряжали чучело.
А мы Масленицу дожидали ,
Сыром маслом гору укладали .
10
2. Вторник – «заигрыш». Начиналось веселье и игры. С самого утра молодые люди шли кататься с гор. Родители пекли горы блинов, чтобы парни и девушки побыли вместе, повеселились.
Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, Да на саночках расписных , Да на кониках вороных.
3.Среда – «лакомка». В этот день зятья к тещам приходят на блины. В современных семьях зятьев не много, а раньше накормить пол дюжины зятьев было разорительным. Отсюда и присказка «Масленица – объедуха, денег - приберуха».
Любили песни петь, да загадки загадывать.
Ой ты лакомка - среда, масляна сковорода.
4.Четверг – «разгул». Возят чучело на колесе, катаются на конях и санях, песни поют. И с икрой, и со сметаной всякие они вкусны, Ноздреваты и румяны наши солнышки- блины.
5.Пятница- «тещины вечеринки». В этот день, зять тещу угощает блинами. Чем сильнее зять зазывал тещу, тем больше её оказывал почет.
6.Суббота - «золовкины посиделки». Все прощаются с зимой.
7. Воскресенье - «прощенный день». Заканчивается гулянье, сжигается чучело. У масляничного костра собиралось много народу, было весело. Это день очищения, день подготовки к посту. Все друг у друга просят прощение. Главное, чтобы от сердца, от души шло.
Масленица, Масленица, погулена Масленица, Гостья нагостилась, с зимушкой простилась.
11
4.Практическая работа
Много было кушаний на Масленицу, особенно сладостей, но давайте вернемся вновь к блинам. Каждая хозяйка старалась угостить своих домочадцев и гостей блинами на славу. Она имела свой рецепт блинов и держала его в секрете от домашних и от соседей. Пекли блины как правило из дрожжевого теста. Мука бралась разная: гречишная, пшеничная, ячменная, просяная и даже гороховая. Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем, истинно русские блины из гречишной. Вначале замешивают опару. В старину, когда ставили первую опару для блинов, соблюдали определенные обряды, это считалось таинством. Одни хозяйки выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца. При этом говорилось : «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки, взгляни в окошко, подуй на опару». Замешивать опару следует в деревянной посуде. Дрожжи разводят в молоке, добавляют сахар, когда опара увеличится в 2 или 3 раза, добавляют муку, яичные желтки, соль, сметану , масло. После того ,как тесто поднимается, оно готово. Конечно, лучше всего печь блины в русской печи, а сковороды были специальные. Блины лучше есть «с пылу с жару», т.е. сразу после того как их испекли. А знаете ли вы, с чем едят блины? Это целая наука. Давайте вспомним Чехова: «Блины были поджаристые, пористые, пухлые…Подтыкин облил их горячим маслом, обмазал икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной…Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку». Блины нельзя есть наспех. Они требуют к себе особого уважения и отношения. Лучше их готовить в выходные дни. И почему бы не возродить старые, добрые традиции и не пригласить родных и друзей специально на блины? Уверены, что этот день станет памятным и для гостей, и для хозяев. А какие блины испечь, вам подскажут наши рецепты:
Гречневые блины
Гречневая мука…………..3 стакана
Пшеничная мука………….1 стакан
Дрожжи………………………..50 г.
Сахар……………………………..1 ст. ложка
12
Соль………………………………..1 ч. Ложка Молоко топленое…………….100г для подмазывания сковород.
Пшенные блины
Пшено…………………………2 стакана
Пшеничная мука………..2 стакана
Молоко………………………6 стаканов
Яйца……………………………5 шт.
Дрожжи……………………..25 г.
Сливочное масло ……………200 г.
Сахар, соль по вкусу.
Овсяные блины
Пшеничная мука………………1 стакан
Овсяная мука…………………….2 стакана
Молоко…………………………….3 стакана
Сливки………………………………0.5 стакана
Яйца………………………………………3 шт.
Сахар……………………………………2 ст. ложки
Сливочное масло…………………2 ст. ложки
Дрожжи……………………………….30 г.
Соль по вкусу.
Пшеничные блины
Пшеничная мука……………………………750 г.
Сахар…………………………………………..30 г.
Сливочное масло………………………….30 г.
Яйцо…………………………………………..2 шт.
Дрожжи……………………………………..30 г.
13
Молоко………………………………………1200 мл.
И не забудьте, что сковороды лучше выбирать чугунные, небольшого размера. Они должны быть абсолютно чистыми. Для этого их прокаливают на огне с солью, а затем
протирают сухой тряпкой. Тесто лучше выливать деревянным черпаком, а сковороду
смазать растительным маслом. Готовые блины укладывают стопкой, смазывая каждый сливочным маслом.
В нашей школе так же проводился праздник посвященный Масленице. Ребята пели, играли, водили хороводы. Нам понравился праздник и поэтому мы решили создать свой собственный сценарий к празднику.
Ход праздника:
Скоморох:
Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь,
Отдыхайте, веселитесь.
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы мы начинаем!
(Звучит веселая русская народная мелодия.)
1 ведущая:
Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады, что вы пришли на наш праздник! Сегодня мы будем провожать Зимушку-зиму, и встречать Весну- Красну!
2 ведущая:
Масленица - это очень древний праздник. Она пришла к нам из далеких времен. Он появился задолго до принятия христианства. Дни Масленицы предшествуют Великому Посту, который заканчивается праздником Пасхой.
14
1 ведущая:
На Руси любили этот праздник, потому и праздновали широко, целую неделю.
2 ведущая:
Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гулянья.
В народе считается, что человек, проведший масленичную неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года.
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Так давайте же будем все дружно играть, петь и веселиться!
Девочки исполняют песню
Как на масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
15
Вот блины наши готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
1 ведущая:
В народе Масленицу величали: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица.
Все дни Масленой недели имеют свои названия.
2 ведущая:
Понедельник - встреча . В этот день устраивались общественные игры, качели, балаганы, столы со сладостями, начинали печь блины. На одни сани усаживали чучело Масленицы. На другие сани водружали столб с вертящимся колесом - символом солнца. Сани проезжали по улицам, зазывали всех на праздник.
Скоморох:
Что же это за красотка? -
Из соломы грудь, бока,
Ни старуха, ни молодка,
Парни носят на руках.
Что за куколка такая?-
Каждый рад ей, каждый ждет,
Удалая, озорная,
Вкусные блины печет.
Что же это за девица? -
С ней мы будем день за днем
Всю неделю веселиться, а потом ее сожжем.
16
1 ведущая:
Вторник – заигрыши. Начинались уличные гулянья. Девицы и молодцы катались на санях, закрывали лица смешными масками .
Скоморох:
Во вторник будем мы играть, красно солнышко встречать!
Игра « Петушки ».
Чертят на площадке круг. В кругу стоят двое играющих . Каждый игрок встает на одну ногу, сгибает в колене, поддерживаете за пятку одной рукой. Задача – вытолкнуть противника из круга.(толкают плечами )
2 ведущая:
Среда – лакомка. Со среды тещи приглашали на блины своих зятьев и родных.
Скоморох:
К теще на блины идем
И друзей с собой ведем!
Развеселая Масленица,
Мы тобою хвалимся!
1 ведущая:
Широкий четверг- разгул . Наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, катаются на лошадях, поют песни. Устраивались соревнования в силе и ловкости, конные бега.
Скоморох:
Разгуляй – четверг придет всем частушки принесет.
Походил уже по свету, а частушки лучше нету!
Девочки поют «Развеселые частушки».
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться! 17
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся!
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.
2 ведущая:
Пятница- тещины вечеринки. Зятья приглашают в гости своих тещ, угощают матерей своих жен блинами да сладостями.
Скоморох:
С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать проходит час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
2 ведущая:
Суббота – золовкины посиделки. Золовка- сестра мужа. Молодая невестка приглашала в гости родных мужа.
1 ведущая:
Воскресенье - проводы Масленицы, прощеный день. В этот день все друг у друга просили прощенья.
18
2 ведущая:
В воскресенье сжигали чучело Маслены, как символ зимы, которая закончилась.
1 ведущая:
Ребята, а давайте, тоже проводим Зимушку с почестями и поклонами.
Ребята рассказывают стихи про зиму.
2 ведущая:
А теперь надо дружно всем нам позвать виновницу праздника - Масленицу!
Хором на счет раз ,два, три- выходит Масленица!
Масленица:
Здравствуйте Гости! Какие вы все веселые! Я рада вас всех видеть здесь!
1 ведущая:
Мы тоже рады встрече с тобой! Ребята, давайте встретим ее с почестями, расскажем стишки про весну.
Ребята рассказывают стихи про весну.
Масленица:
Какие вы все молодцы! Вы знаете, что блины - самое главное угощенье на Масленицу. Они должны быть румяными и вкусными. А рецептов приготовления блинов – бесчисленное множество! А как вы приготовили свои угощенья?
Девочки рассказывают рецепты приготовления блинов.
Скоморох:
А давайте опять поиграем в « Ручеек » и в « Кошки-мышки ».
Ребята играют в игры.
19
Масленица:
У каждого народа есть свои праздники. Сегодня много нового узнали вы. Несмотря ни на что, народный праздник живет! Его любят и ждут в любом городе и селе. Традиции сохраняются, передаются из поколения в поколение. А не пора ли теперь отведать блинов?
Скоморох:
Мы скажем на прощанье
Своим друзьям:
«Счастливых дней весенних
Желаем вам!»
Праздник мы завершаем,
От чистого сердца всем вам пожелаем —
Девчонкам, мальчишкам,
Каждому лично: «Будьте здоровы! Учитесь отлично!»
Ведущие:
Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Все идут за стол – пить чай с блинами!
20
5. Заключение и вывод
Празднуя приход весны и сжигая чучело, олицетворяющее холод, голод, болезни, люди надеялись, что в новом году они вырастят отменный урожай, который обеспечит сытость, благополучие и счастье их роду. Нам кажется, этот праздник связан не только с культом нарождающегося солнца и гибелью зимы. За символами сопровождающими проводы Масленицы, можно видеть путь духовного очищения человека. Ведь вместе с чучелом из гнилой соломы и старых тряпок можно сжигать все то плохое, что накопилось в наших душах. Любя и прощая друг друга, мы будет делать наш мир более уютным и радостным. Ведь любовь и дружба ценится на свете выше всего.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными гуляниями. Нам бы хотелось своей работой познакомить наибольшее количество людей с обычаями, традициями русского народа. Масленица - это праздник, который отражает натуру настоящего русского человека с его широкой, доброй душой, человека хлебосольного и щедрого. Этот праздник имеет долгую многовековую историю в нашей стране, в ней переплелись народные и христианские обычаи и традиции. И мы считаем, что, несмотря на разницу дат и календарей, ценности этого праздника едины для всех народов. Это ценности добра, милосердия, семейные ценности. Наша работа может использоваться на праздниках, на классных часах. Считаем, что наша работа интересна и актуальна, так как большинство современных подростков относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности. А традиции должны передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну 21 6.Список литературы и интернет-источников: 1.Е. Кагальницкая «Совместные праздники для школьников и родителей», Издательство «Глобус», 2007 2.Л. Михеева «Русские народные праздники»,Издательство «Дрофа плюс»,2007 3.Панкеев И. «Сударыня Масленица» / И. Панкеев. – Москва : Эксмо, 2003 4.https://foma.ru/stixi-i-pesni-o-maslenicze.html 5.http://sovettebe.ru/prazdniki/maslenitsa/ http://www.prazdnik.by/ 6.http://allscenarios.ucoz.ru/ http://ped-kopilka.ru/ 7.http://xn--80aaomnek3a3c.xn--p1ai/zaklichki/ 8.https://lektsii.org/14-26887.html
|
22
Отзыв руководителя
В ходе выполнения проекта по музыке Широкая масленица, ученицы 5 «в» класса, продемонстрировали способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу, систематизации и интеграции в проект. У обучающихся выявлена способность к сотрудничеству и коммуникации. Сформировалась способность к решению личностно, сознательно значимых проблем и воплощены найденные решения в практику. Девочки умело пользуются ИКТ. В ходе выполнения проекта, обучающиеся своевременно выполняли задания, получаемые на консультациях, исправляли недоработки.
В ходе выполнения проекта девочки показали себя инициативными, самостоятельными и ответственными. В выполняемой работе отмечается новизна подхода. Школьницы исследовали знания обучающихся школы № 178 на знание истории, обычаев, традиций празднования Масленицы, провели социологический опрос, изготовили сценарий праздника, отыскали старинные рецепты приготовления блинов. В проектной работе указаны ссылки на используемые источники.
В целом работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения, продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить. Продемонстрирована способность приобретать новые знания.
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.
В пояснительной записке говорится о том, чему посвящён исследовательский проект, о важности его выполнения. Тема проекта ясно определена, гипотеза выдвинута в правильной форме, поставлена цель и задачи. В завершении работы над проектом девочки делают заключение и анализируют свою работу.
Учитель музыки: Питель Д.С.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Акварель + трафарет = ?
Снегири и коты
Лиса и волк
Нечаянная победа. Айзек Азимов