НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Кантата «Александр Невский»
Сергея Сергеевича Прокофьева.
Образ Великого Князя
Вложение | Размер |
---|---|
alieva_doklad.docx | 49.04 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.47 МБ |
Город Нижнекамск |
Республика Татарстан |
Школа МБОУ «СОШ №31» НМР РТ |
Класс 10«А» |
Секция «Искусство» |
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Кантата «Александр Невский»
Сергея Сергеевича Прокофьева.
Образ Великого Князя
Научные руководители: | Л.В. Вахрушева учитель музыки первой квалификационной категории, ______________ (подпись) |
Обучающийся | С.Т. Алиева ______________ (подпись) |
2020 год
Содержание
Введение……………………………………………………………….…... | 3 |
Глава I. Великий Князь Александр Ярославович Невский……….......... | 5 |
Глава II. История создания кантаты «Александр Невский»………..….. | 7 |
Глава III. Создание музыкального образа-портрета Александра Невского в кантате………………………………………........................... | 11 |
Заключение………………………………………………………………... | 16 |
Список литературы……………………………………………………….. | 17 |
Введение
У каждого народа, во все времена остаются заветные имена, память о которых с течением времени, развитием исторической жизни народа становится значимей; их нравственный облик, силы отданные во служению народу, подвиги, оказывают большое влияние на подрастающее поколение.
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений во всех видах искусства. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека.
До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в солдат уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
Имя Александра Невского — одно из самых популярных в истории нашей страны. И не только популярных, но еще и одно из самых значимых в истории русского народа.
В своем творчестве композиторы не раз обращались к образу Александра Невского. Сергей Сергеевич Прокофьев создал одноименную кантату. Историческая тема занимала особое и важное место в его творчестве. В произведении композитор продолжает традиции заложенные его предшественниками, такими как Михаил Иванович Глинка в опере «Руслан и Людмила», Александр Порфирьевич Бородин в опере «Князь Игорь».
Актуальность исследовательской работы диктуется недостаточной информированностью обучающихся об образе Александра Невского в кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский».
Целью данной работы является определение образа князя Александра Невского в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Поставленной цели можно достичь путем решения следующих задач:
Объектом исследовательской работы является кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.
Предмет работы: музыкальный образ Александра Невского в кантате.
В соответствии с поставленной целью и задачами работы были определены следующие методы для проведения исследования: методы систематизации теоретического материала, исследовательские методы, изучение и анализ научной и публицистической литературы, интернет-источников, исторический анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
Теоретической и практической значимостью нашего исследования является возможность использования обучающимися добытой информации в учебной деятельности на уроках музыки, мировой художественной культуры и предметами, осуществляющими деятельность смежную с этими дисциплинами, такими как литература и история.
Глава I. Великий Князь Александр Ярославович Невский. Александр Невский является одним из самых выдающихся правителей своего времени. Очень точно сформулировал его роль и значение в истории Н.И. Костомаров: «ХШ век был периодом самого ужасного потрясения для Руси – писал он. – С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народа-населения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным правителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославович Невский» [2, с.78].
Александр Ярославович родился в 1220 году в русском городе Переславле-Залесском. Александр был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы – Феодосии, дочери Мстислава Мстиславовича Удалого. Дедом по отцовской линии был Всеволод Юрьевич Большое Гнездо.
К сожалению, нам мало известно о первых годах детства, но, несомненно он воспитывался как и все юные княжичи в древней Руси – отдавались по обыкновению на воспитание кормилицам или дядькам из боярского сословия, которые должны были их опекать и обучать.
Впоследствии упоминаются в качестве воспитателей Александра и брата его боярин Федор Данилович и судья Иоаким.
Как гласят рукописи, «рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по- гречески о полководцах, сражениях».
Наряду с книжными учениями уделялось большое внимание и физическому воспитанию: верховой езде, стрельбе в цель, военным играм.
После военных игр начинались «ловы» (охота). Все это вместе и игры, и охота должны были развить и укрепить физические силы.
Так формировалось моральное и физическое содержание будущего князя Александра Невского. Когда князь Александр вырос, пришло и его время защищать русскую землю от врагов.
После смерти брата Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича и садится на новгородское княжение. Всеобщую славу молодому князю принесет победа, одержанная им на берегу Невы 15 июля 1240 г. над шведами. Именно за эту победу его стали называть Невским. А в 1242 г. состоялось знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, в результате которого Ливонский орден вынужден был заключить мир: крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли.
Своей гибкой дипломатической политикой во взаимоотношениях с Золотой Ордой Александр Невский заложил основы освобождения русской земли от татаро-монгольского владычества. Скончался святой Александр 14 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды на Русь, на пути домой в Городце на Волге. Этот последний путь великого русского князя отмечен Поклонными крестами. Первый такой крест уже установлен в селе Царев Ленинского района Волгоградской области, на территории бывшей столицы Золотой Орды Сарай-Берке [4].
Великий князь был погребен во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Уже тогда начинается его почитание как святого.
В 1549 г. Александр Невский был официально причислен к лику святых, а в 1710 году, когда Петр 1, перенеся его мощи из Владимира в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, сделал Александра Невского ангелом-покровителем новой столицы, князь становится самым почитаемым из святых русских князей.
Глава II. История создания кантаты «Александр Невский». Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих « Александр Невский», который состоит из 3-х самостоятельных картин-частей, образующих единое целое. Этой же теме посвящены еще два выдающихся произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра. Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь». Оба произведения, появившиеся накануне Великой Отечественной войны, прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину.
Известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, посвященного Александру Невскому. В нем показывался героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев. Композитор с радостью принял это предложение, тем более Сергей Сергеевич сам давно был поклонником режиссерского таланта Эйзенштейна и ему вдвойне было приятнее поработать с таким человеком. Чтобы выполнить заказ, Прокофьев отправиляется в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встречается со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также набирается опыта и расширяет свое представление о возможностях звукового кино. Во время этого визита Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали внушительное жалование. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
Вернувшись в Россию, композитор сразу же принимается за работу, причем он постоянно советуется и тесно сотрудничает с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.
Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Сергеевич решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее. Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
На лето Сергей Сергеевич уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть. Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.
Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. Композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла [5].
Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название:
«Русь под игом монгольским»
«Песня об Александре Невском»
«Крестоносцы во Пскове»
«Вставайте, люди русские!»
«Ледовое побоище»
«Мертвое поле»
«Въезд Александра во Псков»
Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах - это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.
Глава III. Создание музыкального образа-портрета Александра Невского в кантате. Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Вспомним слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Это – основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами.
Основная мелодия «А и было дело на Неве реке» повествовательна, размеренна. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.
В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин с их неторопливой «рассказывающей» интонацией. Вместе с тем ей присущи и своеобразные черты, свойственные именно стилю Прокофьева: чёткий заключительный октавный ход в мелодии, чеканный ритм в оркестровом сопровождении.
В средней части песни «Ух! Как бились мы, как рубились мы!» повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трёхдольный размеры.
Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора.
«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».
С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.
Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из «Руслана» М. Глинки. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Пятая часть – « Ледовое побоище» – грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.
В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».
Вспоминая фильм, этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.
Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.
Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.
Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.
Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.
Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.
«Я пойду по полю чистому...» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.
Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «плачей», слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».
Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!
В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».
Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».
Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.
Таким образом, музыкальный портрет Александра Невского нам представляется как образ героя-полководца, ведущего в бой русские дружины – величественным, могучим, справедливым, уверенным в победе. Дополняет характеристику рассказ о его победах: «А и было дело на Неве-реке.. Ух, как бились мы, как рубились мы!..».
Заключение
Вот уже в течение почти восьми веков в народной памяти живет национальный герой, народный заступник, священная личность нашей страны – святой благоверный князь Александр Невский. Его героический образ запечатлен в произведениях живописи, архитектуры, музыки.
Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах. Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.
Проведя исследование, можем сказать, что образ Александра Невского нам представляется как образ героя-полководца, ведущего в бой русские дружины – величественным, могучим, справедливым, уверенным в победе. Дополняет характеристику рассказ о его победах: «А и было дело на Неве-реке.. Ух, как бились мы, как рубились мы!..». Доказывая людям о том, какой он талантливый полководец и заставляя народ поверить в него для дальнейшей всеобщей победы.
Список литературы
1. Карпов А.Ю. Александр Невский. / А.Ю Карпов – М.: Молодая гвардия., 2010. – 355 с.
2. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. / Н.И. Костомаров – М.: Книга, 1991. – 78 с.
3. Лунин В.В. Александр Невский. / В.В. Лунин – М.: Рипол – Классик, 2010. – 32 с.
4. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: [Электронный ресурс] / URL: http://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/aleksandr-nevskij (дата обращения: 13.10.2018).
5. Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: [Электронный ресурс] / URL: http://music-fantasy.ru/materials/sergey-prokofev-kantata-aleksandr-nevskiy (дата обращения: 13.10.2018).
6. Александр Невский: [Электронный ресурс] / URL: http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?24 (дата обращения: 13.10.2018)
Слайд 1
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ ученица 10 «А» класса Алиева Софья Науч. рук.: учитель музыки 1 кв. категории, Вахрушева Любовь Владимировна; КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ » СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ 2020 г.Слайд 2
« КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 3
Святой князь Александр Невский « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 4
недостаточная информированность обучающихся об образе Александра Невского в кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». АКТУАЛЬНОСТЬ « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 5
Определение образа князя Александра Невского в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский». ЦЕЛЬ ПРОЕКТА « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 6
познакомиться с биографией Князя Александра Невского; изучить историю создания кантаты «Александр Невский»; определить роль музыкального образа Александра Невского в кантате «Александр Невский» С.С. Прокофьева. ЗАДАЧИ « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 7
Объект – кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева. Предмет – музыкальный образ Александра Невского в кантате. « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 8
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ методы систематизации теоретического материала, исследовательские методы, изучение и анализ научной и публицистической литературы, интернет-источников, исторический анализ и интерпретация полученных результатов исследования. « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 9
возможность использования обучающимися добытой информации в учебной деятельности на уроках музыки, мировой художественной культуры и предметами, осуществляющими деятельность смежную с этими дисциплинами, такими как литература и история. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 10
Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) Россия Триптих «Александр Невский» 1942 « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 11
Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского « кантаре » и означает «петь». « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 12
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) Кинорежиссёр Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 13
Сергей Сергеевич действует новаторски и преподносит музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в осовремененным. « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 14
Премьера фильма «Александр Невский» 1 декабря 1938 года « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 15
Кантата «Александр Невский» « Русь под игом монгольским» «Песня об Александре Невском» «Крестоносцы во Пскове» «Вставайте, люди русские!» «Ледовое побоище» «Мертвое поле» «Въезд Александра во Псков» « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 16
«Песнь об Александре Невском» « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 17
« ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА » «Вставайте, люди русские…» Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную! Живым бойцам почет и честь, а мертвым слава вечная. За отчий дом, за русский край вставайте, люди русские. Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную. На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу. Поднимайся, встань, мать родная Русь.
Слайд 18
«Ледовое побоище» « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 19
«Мёртвое поле» « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 20
«Въезд Александра во Псков» « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 21
« Прошлое в будущем» « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 22
С вятой благоверный князь Александр Невский « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Слайд 23
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! « КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА. ОБРАЗ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ »
Если хочется пить...
Городецкая роспись
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Серебряное копытце
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018