В реферате учащимися пропаботана тема одного из произведений Камиля Сен-Санса «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ», его создания и другие исторические факты, связанные с этим произведением композитора.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.9 КБ |
РЕФЕРАТ ПО МУЗ-ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ: «КАМИЛЬ СЕН-САНС И ЕГО «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ»»
ВЫПОЛНИЛИ УЧЕНИКИ ВЫПУСКНОГО КЛАССА:
ВЛАДИМИРОВА АНАСТАСИЯ
КАРПОВ АЛЕКСЕЙ
Предисловие
Камиль Сен-Санс вошел в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе и рисовал карикатуры. Имя выдающегося французского композитора хорошо известно любителям классической музыки во всём мире. Будучи универсально одарённой и талантливой личностью, он оставил потомком богатое творческое наследие, среди которого есть одно удивительное сочинение. Это комическая сюита для камерного ансамбля, названная маэстро «Карнавал животных». Необыкновенная композиция покорила весь мир несмотря на то, что поначалу самим автором была осуждена. Сен-Санс лично поставил запрет на издательство «Карнавала животных», чтобы не "прославиться автором глупых музыкальных произведений". Однако судьба приготовила для этого шедевра композитора вечное бессмертие.
История создания «Большой зоологической фантазии», так назвал Сен-Санс свой остроумный и наполненный искрящимся юмором «Карнавал животных», началась задолго до того, как композитор в 1886 году записал его на нотной бумаге. Так, в 1861 году Камиля, молодого, но уже весьма известного музыканта, который прославился как талантливый импровизатор, пригласили на должность преподавателя по классу фортепиано в знаменитую школу классической и религиозной музыки, основанную Луи Нидермейером. Вероятно из-за того, что среди его воспитанников было много одарённых учеников, эта работа приносила Сен-Сансу большое удовлетворение. Общность интересов преподавателя и его подопечных была настолько велика, что между ними складывались весьма доверительные отношения.
Творческий подход к работе, а также ознакомление учеников с произведениями малоизвестных во Франции композиторов – романтиков Ф. Листа, Р. Шумана, Р. Вагнера вносило в процесс обучения особые краски. Например, Сен-Санс с таким радушием и вниманием разбирал ученические композиции юных музыкантов, будто перед ним настоящие музыкальные шедевры. При этом он не только с удовольствием хвалил, но и порицал, однако замечания педагога не обижали, а только взбадривали учащихся. Ученики к своему наставнику относились с большим восхищением и часто, чтобы послушать виртуозные импровизации своего учителя, посещали храм святой Магдалины, где Сен-Санс продолжал служить органистом. Установившиеся между преподавателем и учениками доброжелательные отношения, подтолкнули Камиля к написанию шутовской драмы «Замок Рош Кардой, шли Жестокости судьбы». Этой пьесой, он хотел немного развлечь и позабавить своих воспитанников. После того как пьеса была успешно разыграна, ученики попросили Сен-Санса сочинить аналогично остроумное, но только музыкальное произведение. Композитор, разумеется, согласился.
Вот там, чтобы отвлечь себя, он и сдержал обещание, данное много лет назад своим ученикам: сочинить наполненное юмором произведение. Музыка, как обычно, у маэстро сочинялась очень быстро, тем более, что помня о давней просьбе, он изредка обдумывал образы и темы будущей композиции. Так появилась сюита, названная Сен-Сансом «Карнавал животных», которая ко всему прочему задумывалась как сюрприз к частному концерту виолончелиста Шарля Лебука, назначенному на 9 марта.
Содержание «Карнавала животных»
«Карнавал животных». В этой наполненная юмором и иронией сюите, Сен-Санс показал себя настоящим мастером звукоизображения. В музыке мы явственно слышим плеск воды, голоса птиц и животных. Кроме того здесь в полном объёме представлен талант не только блестящего композитора, но и сатирика - пародиста, ведь в музыкальном материале композиции с веселой усмешкой представлены популярные произведения разных авторов.
Произведение в первоначальном варианте инструментовано для одиннадцати музыкантов: флейтиста, кларнетиста, двух пианистов, двух скрипачей, альтиста, виолончелиста, контрабасиста, а также исполнителей на стеклянной гармонике и ксилофоне.
Сюита включает четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название.
«Куры и петухи». В данной пьесе звукоизобразительность музыки столь высока, что в ней явно слышаться, как кудахчут курочки, и кукарекает петушок. Крик петуха выразительно звучит в исполнении фортепиано и впервые появившегося кларнета.
«Персонажи с длинными ушами». Крик ослов,изображают всего две скрипки, которые поочерёдно играют, то короткие взвизгивающие высокие звуки, то тянущиеся низкие ноты.
«Кукушка в глубине леса». В пьесе мягкие красочные аккорды двух фортепиано рисуют картину приутихшего леса. На фоне лирических интонаций размеренной музыки поначалу раздаются редкие, а затем беспрерывные «кукующие» звуки. Кларнетисту в этом произведении приходиться двадцать один раз неизменно повторять только два звука.
«Птичник». Здесь на фоне мягко тремолирующих скрипок и альта виртуозная флейта изящно имитирует весёлое пение птиц. Затем плавная мелодия и меняющие её широкие скачки, передающие грациозный щебет экзотических пернатых, сливается с фоновыми звуками фортепиано, тоже изображающими птичье чириканье. Композиция завершается восходящим пассажем по звукам хроматической гаммы.
«Умирающий лебедь» — хореографическая миниатюра, поставленная в 1907 году Михаилом Фокиным для балерины Анны Павловой на музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных».
Премьера балетного номера «Лебедь» состоялась на благотворительном концерте хора Мариинского театра в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга 22 декабря 1907 года. «Умирающий лебедь» стал визитной карточкой Павловой: она исполнила его около 4000 раз (в том числе в таких отдалённых местах, как Буэнос-Айрес и Лима) и, по преданию, на смертном одре просила приготовить для неё костюм Лебедя.
«Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты и в последующих редакциях хореографическую зарисовку с драматургией целого балета Фокин назвал «Умирающий лебедь», хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой: в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности (G-dur).
Возможно, образ Анны Павловой, её печальный взгляд и пластика, которую она изучала, глядя на живого лебедя явились основой для драматургической линии номера. В этой миниатюре важна актёрская индивидуальность, печальный «Лебедь» может бороться за жизнь или смиренно сложить свои крылья перед неизбежной кончиной.
КАМИЛЬ СЕН-САНС
АННА ПАВЛОВА В ОБРАЗЕ УМИРАЮЩЕГО ЛЕБЕДЯ
Сочини стихи, Машина
"Портрет". Н.В. Гоголь
Нас с братом в деревню отправили к деду...
А теперь — мультфильм
Позвольте, я вам помогу