Исследование образа ночи в поизведениях литературы, музыки , живописи.
Вложение | Размер |
---|---|
titul_proekt.docx | 11.32 КБ |
issledovatelskaya_rabota.doc | 145.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Исследовательская работа
на тему: «Образы ночи в произведениях искусства»
по Мировой Художественной Культуре
Автор: Щеулова Алина Евгеньевна,
обучающаяся 10класса
Руководитель: Калинина Галина Сергеевна,
учитель Мировой Художественной Культуры
г. Воскресенск 2018
Содержание
Список использованной литературы: 17
Вступление
В огромном, ночном, тёмном небе
Покой и мерцание звёзд...
Красиво, на удивление
Путь в даль, сквозь века, так не прост.
Светит на Землю печально,
Нежным светом любви.
Но близко луна подойти не посмеет
Молча, с тоскою глядит.
(А.Конаков)
Ночь… Одно из самых романтичных времен суток. Человек, даже если он не романтик в душе, всегда ощущал пленительную и зачаровывающую силу ночи. Как воздействует самым необъяснимым образом таинственная сила ночи на умы и чувства художников, поэтов и музыкантов? Какие гениальные творения появляются в тишине ночи?
Образы ночи, покоя, свет луны используются художниками во все века. «Лунная соната» Бетховена, «Лунный свет» Дебюсси, «Лунная рапсодия» Гершвина, Ноктюрны Шопена, художественные полотна Куинджи, Айвазовского, стихи Фета, Тютчева и многих других поэтов и художников вдохновляла ночь.
Все виды искусств, взаимодействуя друг с другом, тесно переплетаются. Живопись даёт образ и мысль, и можно создать в своём воображение настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней можно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и на нём воссоздается мысль и образ. Изобразительное искусство и поэзия постоянно вдохновляет музыкантов. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Роберт Шуман считал, что для композитора изучать рафаэлевские картины так же полезно, как художникам чувствовать симфонии Моцарта.
Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. Когда живописец создавал свою первую большую картину «Воскрешение дочери Иаира», его младший брат, студент консерватории, играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с красками на полотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину.
Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать, а у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность.
Я выбрала для своей работы именно эту тему, потому что считаю, что она очень интересна, как и само исследование влияния таинства ночи на умы и чувства художников не только развивает познавательный интерес и эстетический вкус, но и даст возможность глубже проникнуть в содержание музыкальных произведений, которые я слушаю.
Цель исследовательской работы: научиться понимать природу воздействия образа ночи на примере различных видов искусства.
Задачи:
Гипотеза. Если ночь является неотъемлемой частью нашей жизни, то её отражение как художественный образ, должен проникать в произведения различных жанров искусства.
Актуальность. Данная тема является актуальной, так как ночь является неотъемлемой частью жизни человека, влияя на физическое состояние человека, состояние нашего ума и сердца, вдохновляя на безумные поступки и великие свершения.
Этапы исследовательской работы:
Основополагающий вопрос:
Проблемные вопросы:
Содержательная структура исследовательской работы:
Часть 1. Исследовательская, связанная с изучением интеграции образа ночи в различные виды искусства.
Часть 2. Практическая, связанная с созданием презентации.
Ожидаемый результат: изучив литературу по данному вопросу, с помощью различных видов искусства:
Ресурсы для предстоящей работы:
Использованные технологии:
5. Результат реализации исследовательской работы:
Исследовательская работа выполнялась течение одного года. Было выяснено, как образ ночи проникает в произведения различных видов искусств, воздействуя на творчество поэтов, художников и музыкантов. Создана презентация к работе «Образы ночи в искусстве».
6. Презентация результатов исследовательской работы:
Содержание исследовательской работы:
Ночь… Таинственное время суток… Она пугает и манит. Она заставляет бояться и одновременно восхищает меня. Сотни звезд можно увидеть ночью, стоит просто поднять голову к небу - сотни маленьких разноцветных огоньков видно из окошка. Иногда хочется выйти на улицу и вдохнуть таинственный запах ночи.
Хрустальной россыпью на черном покрывале,
Мерцанье звезд колдует в небесах,
Рождая мифы, сказки и прозренья,
Благословляя, убивая ночи страх...
Под паутинной шалью ночи,
Весь мир становится иным,
Он отдыхает, молодеет очень,
Перестает быть старым и седым...
Лапа Д.В.
Именно в это время суток задумываешься о жизни, обо всех ее чудесах, просыпается желание творить, мысли уносят высоко в черную неизведанную даль. Так хочется разгадать тайну ночи, но тайн появляется все больше. Это как сон – прекрасный и неизведанный. И тебе снова и снова хочется вернуться в него…
Ночь… Она всегда будет завораживать и пугать, ведь все тайное и загадочное пугает и восхищает нас… Замечали ли вы, что каждая ночь наполнена особым магнетизмом, тайной и даже грустью. Ночь – это не просто темное время суток, а особенное время, когда можно остаться с собой наедине или же насладиться всем очарованием ночи с любимым человеком.
Испокон веку считается, что ночью активизируется вся нечистая сила, Это время, когда тьма вступает в свои права, считалось мистическим явлением. В далеком прошлом нашей истории, люди считали ночь и одним и самых опасных явлений. Именно под покровом ночи, по поверьям, слетаются на шабаш ведьмы, выходят на промысел упыри и вурдалаки. Колдуны варили свои страшные зелья и накликали ужасные проклятия на невинных жертв. Прошло несколько веков, и люди стали образованней, перестав верить в суеверия, но считать ночь чем-то необыкновенным не прекратили. Одним словом, ночь таит в себе какую-то тайну, имеющую отношение к потустороннему миру. Ночь - особое время человеческой жизни: именно тогда чаще всего случается необычное. Ночью человеку являются вещие видения, он нередко находит ответы на вопросы, которые терзали его многие годы. Поэтов озаряют бессмертные строфы, композиторов - гениальная музыка, ученых - величайшие открытия. Примеров тому множество, что позволяет говорить о ночи как о некоем временном канале, который можно назвать каналом чрезвычайных сообщений. Как к нему подключаются и почему для этого выбрана ночь - одна из загадок нашего бытия.
Художники, поэты и музыканты очень ценили ночь, воспевали её в своих произведениях. О них и будет рассказываться в моей исследовательской работе.
Часть 1. Живопись
Благодаря художникам, мы можем увидеть истинную красоту ночи, можем понять, как автор сам относился к ночи. «Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать» (Ван Гог). Работ, посвященных темному времени суток, было немало. Мы посвятим эту часть лишь некоторым.
Архип Куинджи. Одна из самых знаменитых его работ «Лунная ночь на Днепре» (см. приложение). Тёмные, почти чёрные берега. Тёмное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Её отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду. Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз, видевший эту картину, никогда ее не забудет.
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса,
- Сияй, сияй, Луна, все выше, выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире есть.
Иван Бунин
Широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с тёмным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И всё в природе притихло, заворожённое чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погружённую в ночной покой землю. Он был так силён, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет. Гладь реки словно трепещет и колышется, словно живая, лунный свет выглядит настолько естественно, что люди, пришедшие на дебютную выставку картины, были впечатлены и даже потрясены ослепительностью произведения. Редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Некоторые пытались уличить художника в фокусах и даже в связях с нечистой силой.
Поэт Я.Полонский, друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
От луны небесной, точно от лампады,
Белый и прозрачный блеск разлит. Вдали
Темные аллеи, полные прохлады,
Шепчутся о тайнах неба и земли…
Где-то торопливо скрипнула калитка.
Кто-то раздвигает влажную сирень…
Вон в саду мелькнула белая накидка,
В озаренной чаще проскользнула тень…
Нет, вокруг все тихо! Это только греза!
За окошком осень. Это шепчет мне
В ароматной дреме молодая роза,
Тихо увядая на моем окне…
Иван Айвазовский. Мне бы хотелось выделить у знаменитого мариниста две картины. Первая–это «Лунная ночь на Капри» (см. приложение). Художник изобразил проглянувшую сквозь разорванные тучи луну с великолепной точностью и живостью. "На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся... Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!" (из записей Уильяма Тернера, посвященных одному из пейзажей Айвазовского).
Михаил Врубель. У этого художника я бы хотела выделить картину «К ночи» (см. приложение). Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер. Но земля, кони, одинокая фигура будто напоены жаром ушедшего дня. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь - все будто несет следы ушедшего солнца. Еле мерцает серп молодого месяца, гулкая тишина объемлет степные просторы, только храп коней да печальный крик ночной птицы нарушают безмолвие сумерек... Глухие ржаво-красные тона, тёмные силуэты коней, заросли чертополохов и смуглый полунагой пастух-цыган, у которого в жёстких чёрных волосах виднеются рога. Здесь фигура и ландшафт составляют единство, друг без друга не мыслятся. И могут друг в друга превращаться. Стихия превращений, царящая в сказках, для картин Врубеля естественна, потому что в его живописи сняты перегородки между царствами природы, между живым и неживым, между человеком и лесными тварями, стихиями и всем, что наполняет землю, воды и небо. Единая, общая жизнь во всем.
Дмитрий Фисунов «Волшебная ночь на Ивана Купала»
Существовало поверье, что все земное в ночь Ивана Купалы приобретало сверхъестественную мощь: цветы и травы получали целебные и магические свойства – поэтому их собирали, высушивали, затем весь год использовали для оберегов, лечения больных, борьбы с нечистой силой, во всевозможных магических обрядах. Преданья старины глубокой гласят о том, что в эту ночь единственный раз в году лишь на мгновение ярко-красным пламенем зацветает папоротник, и каждый, кто успеет сорвать волшебный цветок, "приобретет магическую силу, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, растений и животных, а так же способен стать невидимым для человеческих глаз, цветок поможет ему открыть любые замки и двери, обнаружить зарытые в землю клады". В повести "Вечер накануне Ивана Купалы" Н.В. Гоголь расцвет папоротника описывал так: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся, словно пламя, осветив и другие около себя". На самом же деле цветение папоротника - не более, чем красивый миф [см. приложение].
В июле ночь такая есть:
Когда огни погаснут в окнах,
И папоротник вспыхнет весь
Цветами в полночи глубокой.
Не на полянах, а в лесу,
В глубокой чаще он запрятан,
Там ищут дивную красу
Всю ночь девчонки и ребята.
Тот, кто найдёт его сиянье
И свет холодный, не горячий,
Тому все клады станут явью,
А с ними счастье и удача.
Груздева С.
Часть 2. Поэзия.
Для поэтов ночь - это прекрасное время суток, когда человек остается наедине с самим собой и своими мыслями. И в этой сумрачной мгле он размышляет... А.Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Образ ночи А. Фета является зыбким, колеблющимся. Он легкой дымкой окутывает читателя и тут же куда-то исчезает.
Именно о Ф.И. Тютчеве сложилось представление как о самой ночной душе русской поэзии. «...он никогда не забывает, – пишет С. Соловьев, – что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания». Ночь – это центральный символ поэзии Ф.И. Тютчева. Ночь в творчестве Тютчева восходит к античной греческой традиции. Она дочь Хаоса, породившая День и Эфир. По отношению ко дню, она – материя первичная, источник всего сущего, реальность некоего первоначального единства противоположных начал: света и тьмы, неба и земли, «видимого» и «невидимого», материального и нематериального.
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И как виденье, внешний мир ушел...
Часть 3. Музыка
Если на картинах мы можем прочувствовать внешнюю и внутреннюю красоту ночи, то в музыкальных произведениях мы можем услышать звуки ночи. Самый известный жанр, ассоциируемый с ночью, конечно же, серенада. Какова же история этого прекрасного жанра?
Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. Как часто на страницах старинных романов мы встречаем такую сцену: поздней порой у балкона прекрасной девушки молодой человек, аккомпанируя себе на гитаре, поет нежную песню любви. И не только в старину: еще в начале нашего века, по рассказам очевидцев, в Испании не редкостью было исполнение песен под окном или балконом возлюбленной.
Но серенада — это не только песня-призыв. Серенады, имевшие в прошлом очень широкое распространение во многих странах, представляли собой не что иное, как ночной концерт. Устроитель серенады — им мог быть и человек молодой, и весьма почтенного возраста — желая засвидетельствовать свои чувства «даме сердца», нанимал певца (или певцов) и музыкантов, играющих на различных инструментах. И вот по уснувшим улицам города, иногда пешком, а то и в карете, направлялась процессия к дому избранницы. Нередко начинали играть задолго до приближения к заветному месту. Естественно, музыка, нарушавшая тишину, привлекала любопытных. Открывались двери, окна; высовывались заспанные лица. Сбегалась толпа любопытных. Нередко та, ради которой исполнялась серенада, и ее родственники встречали музыкантов весьма нелюбезно: то на их головы выплескивались кувшины воды, то слуги, по приказу хозяев, прогоняли их палками
Но не только серенада стала ассоциацией с ночью. Появляется и такой жанр как ноктюрн.
Французское слово «nocturne» означает ”ночной”. Название это в его французском и итальянском вариантах было известно ещё с эпохи Возрождения и означало инструментальную ночную музыку лёгкого развлекательного характера. Широкое распространение ночная музыка получает в 18 веке. Особенно пышно расцвёл этот жанр в Вене, городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной музыкальной жизнью.
В XIX веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков - это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы. Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный.
А если вы послушаете «Ноктюрн» Э.Грига, вашему воображению представится светлая музыка, овеянная покоем уснувшей природы. Тишина ночи поет в ней. Таинственны одинокие звуки; чуть послышались и тут же смолкли. Волны ли серенаду слагают звездам? Звезды ли шепчутся сами с собой? Все время меняются краски, смутными бликами скользят они в причудливом свете. Неясны осторожные шорохи. Слышен шелест листвы, щебет проснувшейся птицы; вода всплеснулась под набежавшим ветром.
И снова звучит тишина. Из тишины родилась мелодия. Она ширится и растет, восторженно прославляя волшебство ночи. Это ночная песнь, прекрасная вечная песнь природы. Григ однажды сумел услышать ее, запечатлел в музыке и подарил людям.
Когда слушаешь музыку и одновременно со слушанием, неожиданно и впервые вдруг начинаешь листать альбомы великих художников Куинджи, Айвазовского, Левитана. И при этом ощущаешь какое-то прекрасное чувство слышания картин и видения музыки и поэзии. Стоит задуматься над этим. Насколько велико воздействие музыки на человека, а тем более, связанной с невыразимо прекрасным временем суток – ночью.
Заключение
Закончив исследовательскую работу, я значительно расширила свое представление о влиянии ночи на человека вообще и на творчество великих художников. Мне была интересна эта тема, я открыла для себя много нового. Тайна ночи позволяет увидеть в новом образе движения человеческой души. Мне стало понятно, почему поэты, художники и музыканты относятся с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной. Я постаралась исследовать глубину возможностей взаимопроникновения различных видов искусства . Моя работа вдохновила меня на поиски нового, неизведанного. Таким образом, в процессе работы, мною были достигнуты следующие результаты:
В результате можно констатировать следующее:
Проведенное исследование показало, что первоначально выдвинутая гипотеза – если ночь является неотъемлемой частью нашей жизни, то её художественный образ ночи проникает в произведения различных жанров искусства – подтвердилась.
Итак, я много узнала о восприятии, слышании картин, о видении музыки, о том, как таинственный образ ночи проникает в произведения художников, поэтов и композиторов. Вдохновлённые образом ночи, они несут в своём творчестве Вечность и Гармонию!
«О сумерки! Милостью мира
Опять осените меня!»
В. Брюсов.
Разве после таких величественных слов можно оставаться равнодушным к ночи? Нет, нет и ещё раз нет. Что касается меня, я очень люблю ночь, и в своей исследовательской работе я хотела показать всю её прелесть, и если после этого кто-то полюбит ночь также как я, значит, моя работа была выполнена не зря!
Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы
http://bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/27.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3,_%D0%AD%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4
http://www.tanais.info/art/pic/aivazovsky31.html
http://www.tanais.info/art/aivazovsky61more.html
Приложение.
Какая бывает зима
Рисуем "Ночь в лесу"
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рисуем осенние листья
Акварель + трафарет = ?