• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему "Симфония мужества"

Опубликовано Сапегина Татьяна Николаевна вкл 23.11.2020 - 22:37
Сапегина Татьяна Николаевна
Автор: 
Кучер Юлия
Из уроков истории я знаю, что в июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз, и вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. 27 января 2020 года наша страна отмечала 76-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, пришедшие на смену старшим поколениям, не должны забывать о том, сколько пережили наши соотечественники, знать и помнить об их Великих подвигах, о том, что защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Дмитрий Шостакович начал работу над своей Симфонией №7. Прежде композитор никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала посвящением Ленинграду и его жителям. Меня всегда интересовала тема блокадного Ленинграда, я много читала, изучала материалы о блокаде. Больше всего меня поразил героизм людей. И все они – дети, женщины, старики - пронесли блокаду на своих плечах! Это невероятный подвиг, который кому-то вряд ли удастся повторить! Невозможно представить, каково это, преодолевая голод, холод, страх, держаться из последних сил и продолжать работать, продолжать жить. Но вера в Победу помогала сохранять бодрость духа. На уроках музыки я узнала, что 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Мне было интересно узнать как можно больше об этой симфонии, об истории ее создания, ее особенностях звучания, о жизни и судьбе композитора. Обдумывая свою работу над проектом, я выдвинула следующую гипотезу: «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича помогала выжить во время блокады, давала людям силы на борьбу с врагом. Цель проекта: исследовать историю появления и определить значение «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в период блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota._simfoniya_muzhestva.docx103.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1х.Маяк

Секция «Человек. Искусство»

Тема: «Симфония мужества»

        

Автор работы:

Кучер Юлия, 8 класс

МБОУ СОШ №1 х.Маяк

Руководитель:

Сапегина Татьяна Николаевна

учитель музыки

        МБОУ СОШ №1 х.Маяк

г. Сальск

2020г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………

3

Основная часть……………………………………………………

4

1.1

Блокада Ленинграда.......................................................................

4

1.2

Довоенная жизнь Дмитрия Шостаковича…….……………….

5

1.3

История создания «Ленинградской» симфонии ………………

6-10

1.4

Репетиции симфонии ………….………………………………...

10-11

1.5

1.6

1.7

Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде ……………..

Послевоенные годы жизни композитора ………………………

Социологическое исследование ………………………………..

12-14

14

15

Заключение………………………………………………………

16

Список литературы………………………………………………

Приложения………………………………………………………

17

18-20

Введение

Из  уроков истории я знаю, что  в июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз, и вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. 27 января 2020 года наша страна отмечала 76-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, пришедшие на смену старшим поколениям, не должны забывать о том, сколько пережили наши соотечественники, знать и помнить об их Великих подвигах, о том, что защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах.

В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Дмитрий Шостакович начал работу над своей Симфонией №7.  Прежде композитор никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала посвящением Ленинграду и его жителям. Меня всегда интересовала тема блокадного Ленинграда, я много читала, изучала материалы о блокаде. Больше всего меня поразил героизм людей. И все они – дети, женщины, старики - пронесли блокаду на своих плечах! Это невероятный подвиг, который кому-то вряд ли удастся повторить!  

Невозможно представить, каково это, преодолевая голод, холод, страх, держаться из последних сил и продолжать работать, продолжать жить. Но вера в Победу помогала сохранять бодрость духа.

На уроках музыки я узнала, что 9 августа 1942 года  в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Мне было интересно узнать как можно больше об этой симфонии, об истории ее создания, ее особенностях звучания, о жизни и судьбе композитора.

Обдумывая  свою работу над проектом, я выдвинула следующую гипотезу: «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича помогала выжить во время блокады,  давала людям силы на борьбу с врагом.

Цель проекта: исследовать историю появления и определить значение «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в период блокады Ленинграда.

Задачи проекта:

1. изучить, проанализировать материал по выбранной теме;

2. определить значение симфонии №7 Д. Шостаковича в истории блокады Ленинграда;

3. популяризировать музыку симфонии среди учащихся МБОУ СОШ №1 х.Маяк.

4. провести социологический опрос и анализ по данной теме.

Предмет исследования: творчество  Дмитрия Шостаковича

Объект исследования:  «Ленинградская» симфония.

Основная часть

  1. Блокада Ленинграда

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. Этот город всегда считался символом России. Он был основан в 1703 году. Со дня своего основания он был в центре противостояния многих государств.

75 лет назад фашистская Германия напала на Советский Союз. Кроме захвата территории фашистам необходимо было убить моральный дух советского – русского народа. Первостепенной задачей нападения был захват Москвы и Ленинграда. Это должно было показать всему миру, что России больше нет.

        О Москве отдельная история. Я хочу рассказать про Ленинград. В сентябре 1941 года фашистам почти удалось воплотить свои планы в жизнь. Их войска стояли под Москвой, и Ленинград был полностью окружён. Началась блокада. Она продолжалась с 8 сентября 1041 года по 27 января 1944, что составило 900 дней. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону, немцы решили взять город измором. По фашистским планам, Ленинград должен быть стёрт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.

         Страна как могла поддерживала ленинградцев. Были брошены все силы на поддержку города. Запасы продовольствия быстро сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тысяч человек. А концу блокады умерших и погибших было около полутора миллиона (1500000) человек: девочек, мальчиков, женщин, мужчин и стариков. Но город жил и боролся.

Всё это время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. В осаждённом Ленинграде, во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам... оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В его душе созрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей 7-й симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», – вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду».

Шостакович - явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве, как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная жестокая эпоха, противоречия и трагическая судьба человечества, нашли воплощения те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания нашей страны в ХХ в. он пропустил через свое сердце и выразил в своих произведениях.

1.2 Довоенная жизнь Дмитрия Шостаковича

Дмитрий Шостакович родился в 1906 году, «на закате» Российской империи, в Санкт-Петербурге, когда Российская империя доживала свои последние дни. К концу Первой мировой войны и последующей революции прошлое было решительно стёрто, поскольку страна приняла новую радикальную социалистическую идеологию. В отличие от Прокофьева, Стравинского и Рахманинова, Дмитрий Шостакович не покидал свою родину, чтобы жить за границей.

Он был вторым из трёх детей: его старшая сестра Мария стала пианисткой, а младшая Зоя – ветеринаром. Шостакович учился в частной школе, а, затем в 1916 - 18-е годы, во время революции и формирования Советского Союза, занимался в школе И. А. Гляссера.

Позже будущий композитор поступил в Петроградскую консерваторию. Как и многие другие семьи, он и его близкие оказались в затруднительном положении – постоянное голодание ослабило организм и, в 1923 году Шостакович по состоянию здоровья срочно уехал в санаторий в Крыму. В 1925 году он закончил консерваторию.  Дипломной работой молодого музыканта была Первая симфония, которая сразу же принесла 19-летнему юноше широкую известность дома и на Западе.

В 1927 году он встретил Нину Варзар, студентку, изучающую физику, на которой позже женился. В том же году он стал одним из восьми финалистов на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, а победителем стал его друг Лев Оборин.

Жизнь была трудна, и, чтобы  продолжать содержать семью и овдовевшую мать, Шостакович  сочинял музыку для фильмов, балетов и театра. Когда Сталин пришел к власти, ситуация осложнилась.

Карьера Шостаковича несколько раз переживала стремительные взлеты и падения, но поворотным в его судьбе стал 1936 год, когда Сталин посетил его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова и был потрясен её резкой сатирой и новаторской музыкой. Официальная реакция последовала незамедлительно. Правительственная газета «Правда» в статье под заголовком «Сумбур вместо музыки» подвергла оперу настоящему разгрому, а Шостакович был признан врагом народа. Оперу сразу же сняли с репертуара в Ленинграде и Москве. Шостакович вынужден был отменить премьеру своей недавно завершенной Симфонии №4, опасаясь, что она может вызвать ещё больше неприятностей, и начал работу над новой симфонией. В те страшные годы был период, когда в течение многих месяцев композитор жил, ожидая ареста в любой момент. Он ложился спать одетым и имел наготове небольшой чемоданчик. В это же время были арестованы его родственники.

Преследуемый прессой, он написал свою Симфонию №5, которая, к счастью, прошла с большим успехом. Она явилась первой кульминаций симфонического творчества композитора, её премьерой в 1937 году дирижировал молодой Евгений Мравинский.

1.3 История создания «Ленинградской симфонии»

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».[1]

Утром 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступал по ленинградскому радио. В это время город бомбили фашистские самолёты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру из двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом?…  Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы сейчас несём свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…» [2]

Седьмая («Ленинградская») симфония— одно из значительных произведений Дмитрия Шостаковича. Симфония написана в 1941 году, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. И большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде. Полностью симфонию композитор завершил в Куйбышеве (Самара), куда по приказу был эвакуирован в 1942 году.  

Много лет спустя кинодраматург Алексей Каплер рассказывал, как Шостакович исполнял эту симфонию на пианино по только что завершенной партитуре: «Он играл, сидя на краешке стула, - худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове, удивительно похожий на примерного ученика, на гимназиста с первой парты. За окном медленно опускался снег... А рядом... грохотала война - страшная и великая, здесь полыхало пламя её и пахло горькой гарью пожарищ, здесь слышался гром катастроф...»[2]

На звуки музыки пришел живший по соседству главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд. Музыка Шостаковича настолько потрясла всех присутствующих, что Самосуд решает немедленно начать оркестровые репетиции.

Легко сказать – начать. А как, если не было даже нотной бумаги? Пришлось ждать, пока ее пришлют специальным рейсом из Москвы. Музыканты оркестра Большого театра сами расписывали свои партии. На репетиции шли, как на праздник, вспоминала Вера Дулова, арфистка оркестра. Присутствовавший на них писатель Алексей Толстой так описывал свои впечатления: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика… Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».

Премьера симфонии состоялось 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры на площади Куйбышева.

Прием нового музыкального произведения публикой был ошеломляющим. Музыка воспринималась не только слухом, ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била дрожь. Очевидцы вспоминают, что после заключительных аккордов в зале в течение десяти-пятнадцати секунд стояла гробовая тишина, а потом на музыкантов и автора обрушился настоящий шквал аплодисментов.

Присутствовавший на премьере кинодраматург Алексей Каплер вспоминал об этом так: «Слова «овация», «успех» ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций».

Из воспоминаний поэтессы Ольги Берггольц: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие (больше половины из них было Фронтовиков), испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны. Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий. А народ, стоя, всё рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»…

На другой день после премьеры копия партитуры Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву.

Крупнейшие американские дирижеры - Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини (Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио), Сергей Кусевицкий (Бостонский симфонический оркестр), Юджин Орманди (Филадельфийский симфонический оркестр), Артур Родзинский (Кливлендский симфонический оркестр) обратились в Всесоюзное общество культурной связи с заграницей с просьбой срочно самолетом выслать в Соединенные штаты четыре экземпляра фотокопий нот «Седьмой симфонии» Шостаковича и запись на пленку исполнения симфонии в Советском Союзе. Они сообщили, что «Седьмая симфония» будет готовиться ими одновременно и первые концерты состоятся в один и тот же день - случай беспрецедентный в музыкальной жизни США. Такой же запрос пришел из Англии.

Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, и первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Нью-Йорке транслировали радиостанции США, Канады и Латинской Америки. Ее услышали около 20 миллионов человек.

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой», — писал летом 1942 года американский музыкальный критик о Седьмой симфонии, сыгранной Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини…

Но с особым нетерпением «свою» Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Теперь, когда она прозвучала в Куйбышеве, Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, ленинградцы ждали ее в свой город, город, где она родилась...

Второго июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов под сплошным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность.

Но когда главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг раскрыл первую из четырех тетрадей партитуры, он помрачнел: вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое больше. Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли 7 декабря 1941 года. Морозы тогда стояли лютые. Зал филармонии не отапливался - нечем. Но люди все равно пришли. Пришли слушать музыку. Голодные, измученные, замотанные кто во что горазд, так что не разобрать было, где женщины, где мужчины - только одно лицо торчит. И оркестр играл, хотя к медным валторнам, трубам, тромбонам было страшно прикоснуться - они обжигали пальцы, мундштуки примерзали к губам. И после этого концерта репетиций больше не было. Музыка в Ленинграде замерла, будто замёрзла. Даже радио ее не транслировало. И это в Ленинграде, одной из музыкальных столиц мира! Да и некому было играть. Из ста пяти оркестрантов несколько человек эвакуировалось, двадцать семь умерло от голода, остальные стали дистрофиками, не способными даже передвигаться.

Когда в марте 1942 года репетиции возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. 15 из 105-ти! Тогда, по Ленинграду был через радио объявлен призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в Радиокомитет для работы в оркестре. Музыкантов искали по всему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета - один раз в день они получали горячий обед. Но музыкантов все равно не хватало. Решили просить помощи у военного командования: многие музыканты были в окопах - защищали город с оружием в руках. Просьбу удовлетворили. По распоряжению начальника Политического управления Ленинградского фронта генерал-майора Дмитрия Холостова музыканты, находившиеся в армии и на флоте, получили предписание прибыть в город. И они потянулись. В документах у них значилось: «Командируется в оркестр Элиасберга». Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень. [3]

1.4 Репетиции симфонии

Начались репетиции. Одна из участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде гобоистка Ксения Матус вспоминала: «Я увидела людей, музыкантов, которых хорошо знала... Кто в саже, кто совершенно истощен, неизвестно во что одет. Многим просто не под силу было подняться на четвертый этаж, где находилась студия. Те, у кого сил было побольше, брали остальных под мышки и несли наверх. Репетировали сперва всего по 15 минут. И если бы не Карл Ильич Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Хотя он тоже был дистрофиком, как и мы. Его на репетиции привозила на саночках жена. Вот так мы начинали работать. Понемножку набирались силенок.» [3]

Оркестранты вспоминают такой случай: «Играли какой-то фрагмент, где у трубы соло. А у трубача инструмент на коленке стоит. Карл Ильич к нему обращается:

— Первая труба, почему вы не играете?

— Карл Ильич, у меня нет сил дуть! Нет сил.

— А вы что, думаете, у нас есть силы?! Давайте работать!

Вот такие фразы и заставляли весь оркестр работать».

Репетиции продолжались утром и вечером, заканчиваясь иногда поздно ночью. Оркестрантам были выданы специальные пропуска, разрешавшие хождение по ночному Ленинграду. А дирижеру сотрудники ГАИ даже подарили велосипед, и на Невском проспекте можно было увидеть высокого, предельно исхудавшего человека, старательно крутящего педали — спешащего на репетицию.

Через несколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием «Враг у ворот». Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Дирижирует К. И. Элиасберг.

Программа концерта, была отпечатана очень просто, ненарядно, одной только черной краской. На первой страничке ее – эпиграф. Пониже крупно: «СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА». А в самом низу мелко: «Ленинград, 1942».

Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт.  

Готовились к концерту и на передовой. Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров-артиллеристов. Задача была поставлена кратко: Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!

И артиллеристы засели за свои «партитуры». Прежде всего был произведен расчет времени. Исполнение симфонии длится 80 минут. Зрители начнут собираться в Филармонию заранее. Значит, плюс еще тридцать минут. Плюс столько же на разъезд публики из театра. 2 часа 20 минут гитлеровские пушки должны молчать. И, следовательно, 2 часа 20 минут должны говорить наши пушки — исполнять свою «огненную симфонию». Сколько на это потребуется снарядов? Каких калибров? Все следовало учесть заранее. И наконец, какие вражеские батареи следует подавить в первую очередь? Не изменили ли они свои позиции? Не подвезли ли новые орудия? Ответить на эти вопросы предстояло разведке. На карты были нанесены не только батареи врага, но и его наблюдательные пункты, штабы, узлы связи.

«Дирижером» артиллерийского «оркестра» был назначен командующий артиллерией 42-й армии генерал-майор Михаил Семенович Михалкин.

Так и шли две репетиции рядом. Одна звучала голосом скрипок, валторн, тромбонов, другая проводилась молча и даже тайно. О первой репетиции гитлеровцы, разумеется, знали. И, несомненно, готовились сорвать концерт. Ведь квадраты центральных участков города были давно пристреляны их артиллеристами. Фашистские снаряды не раз грохотали на трамвайном кольце напротив входа в здание Филармонии.

1.5 Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,

моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию»

- Д. Шостакович.

Пришел день 9 августа 1942 года, 355-й день ленинградской блокады.

За полчаса до начала концерта генерал Говоров вышел к своей машине, но не сел в нее, а замер, напряженно вслушиваясь в далекий гул. Еще раз взглянул на часы и заметил стоящим рядом артиллерийским генералам: — Наша «симфония» уже началась.

А на Пулковских высотах рядовой Николай Савков занял свое место у орудия. Он не знал ни одного из музыкантов оркестра, но понимал, что сейчас они будут работать вместе с ними, в унисон. Молчали немецкие пушки. На головы их артиллеристов свалился такой шквал огня и металла, что было уже не до стрельбы: спрятаться бы куда-нибудь! В землю зарыться!

А зал Филармонии тем временем заполняли слушатели.

«Концерт начался!

И под гул канонады –

она, как обычно, гремела окрест –

невидимый диктор сказал Ленинграду:

"Вниманье! Играет блокадный оркестр!..» [4]

Карл Ильич Элиасберг взмахнул своей дирижерской палочкой. Позже он вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев — все это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили».

А солдат Николай Савков, исполнитель другой — «огненной симфонии», после ее окончания вдруг напишет стихи:

…И когда в знак начала

Дирижерская палочка поднялась,

Над краем передним, как гром, величаво

Другая симфония началась —

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город Седьмую симфонию слушал. …

И в зале — шквал,

И по фронту — шквал. …

А когда разошлись по квартирам люди,

Полны высоких и гордых чувств,

Бойцы опустили стволы орудий,

Защитив от обстрела площадь Искусств.[4]

Эта операция так и называлась «Шквал». Ни один снаряд не упал на улицы города, ни один самолет не сумел подняться в воздух с вражеских аэродромов в то время, когда зрители шли на концерт в Большой зал филармонии, пока шел концерт, и когда зрители после завершения концерта возвращались домой или в свои воинские части. Транспорт не ходил, и люди шли к филармонии пешком. Женщины - в нарядных платьях. На исхудавших ленинградках они висели, как на вешалке. Мужчины - в костюмах, тоже будто с чужого плеча. Те, кто не смог попасть в филармонию, слушали концерт на улице у репродукторов, в квартирах, в землянках и блиндажах фронтовой полосы. Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя. И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижеру и протянула ему букет цветов. Для многих это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с каким-то радостным изумлением – цветы в умирающем от голода городе…

Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, записал в своем дневнике: «Симфонию Шостаковича... играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было свое — ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и, может быть, только в нём она и могла родиться. В этом ее особая сила».

Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь еще год назад Гитлер обещал, что 9 августа 1942 года немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!

Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»[3]

Работу дирижера приравняли к подвигу, наградив орденом Красной Звезды «за борьбу с немецко-фашистскими захватчиками» и присвоив звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

А для ленинградцев 9 августа 1942 года стало, по выражению русской поэтессы Ольги Берггольц, «Днем Победы cреди войны». И символом этой

Победы, символом торжества Человека над мракобесием стала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича.

1.6 Послевоенные годы жизни композитора

 

В 1948 году Шостакович опять имел неприятности с властями, его объявили формалистом. Годом позже он был уволен из консерватории, а его сочинения запрещены к исполнению. Композитор продолжал работать в театре и киноиндустрии (между 1928 и 1970 годами он написал музыку почти к 40 фильмам).

Смерть Сталина в 1953 году принесла некоторое облегчение. Он почувствовал относительную свободу. Это позволило ему расширить и обогатить свой стиль и создать произведения, отличавшиеся ещё большим мастерством и диапазоном, которые часто отражали насилие, ужас и горечь тех времен, что композитор пережил.

Шостакович посетил Великобританию и Америку и создал еще несколько грандиозных произведений. 60-е годы проходят под знаком все ухудшающегося здоровья. Композитор переносит два  инфаркта, начинается болезнь центральной  нервной системы. Все чаще приходится подолгу лежать в больнице. Но Шостакович старается вести активный образ жизни, сочинять, хотя  с каждым месяцем ему становится все хуже.

Смерть настигла композитора 9 августа 1975 г.  Но и после смерти всесильная власть не оставила его в покое. Несмотря на желание композитора быть погребенным на родине, в Ленинграде, его похоронили Новодевичьем кладбище в Москве.

Похороны отложили на 14 августа, потому что не успевали  приехать зарубежные делегации. Шостакович  был «официальным» композитором, и хоронили его официально с громкими речами представителей партии и правительства, которые  столько лет его критиковали. После смерти он был официально провозглашен лояльным членом коммунистической партии.

1.7  Социологическое исследование

Интересно, что знают современные школьники о блокаде Ленинграда, о музыке, созданной Д. Шостаковичем? С этой целью нами было проведено анкетирование среди учеников МБОУ СОШ №1 хутора Маяк. В анкетировании приняло участие 45 человек.

Ребятам предлагалось ответить на вопросы анкеты:

1. Слушаешь ли ты музыку в исполнении симфонического оркестра?

2. Слышал ли ты о знаменитой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича?

3. Знаешь ли ты, какое значение в годы блокады Ленинграда сыграло это произведение?  

4. Хотел бы ты получить больше информации о «Ленинградской» симфонии и о значении ее в годы Великой Отечественной войны?

      Наши исследования показывают, что из 44 респондента, ответивших на вопросы нашей анкеты 35 знают, что такое симфония, и слушали симфоническую музыку на уроках. И лишь 19% опрошенных знают о существовании знаменитой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Несколько человек сообщили, что знают о блокаде Ленинграда, но большинство хотели бы  узнать больше информации о «Ленинградской» симфонии и о значении ее в годы ВОВ.

В результате анализа анкет мы сделали вывод, что не все  ученики имеют элементарные знания о Великой Отечественной войне.

После  чего я познакомила своих одноклассников и учащихся средних классов с материалом своей работы. Все ребята с большим интересом слушали мой доклад, и затаив дыхание слушали Симфонию №7 Д. Шостаковича.

        Затем мной было проведено повторное анкетирование. Результаты анкет изменились в лучшую сторону.

Таким образом, после подведения итогов опроса учеников я выяснила, что подавляющему большинству респондентов было бы интересно иметь больше сведений о «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича.

Заключение

Изучив материал по данной теме, я убедилась, что Седьмая симфония Шостаковича («Ленинградская») – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.

«Ленинградская симфония» является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей отдали собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

Список литературы:

1. Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987.

2. И. Прохорова, Г. Скудина. Советская музыкальная литература для VII класса детской музыкальной школы под ред. Т.В. Поповой. Восьмое издание. – Москва, «Музыка», 1987. Стр. 78–86.

3. Музыка в 4–7 классах: методическое пособие для учителя/ Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; науч. Руководитель Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986. Стр. 132, 133.

4. Стихи о музыке. Русские, советские, зарубежные поэты. Второе издание. Составители А. Бирюкова, В. Татаринов под общей редакцией В. Лазарева. – М.: всесоюзное изд. Советский композитор, 1986. Стр. 98.

Интернет ресурсы:

  1. Soundtimes.ru
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение1

Анкета

1.Слушаешь ли ты музыку в исполнении симфонического оркестра? _______

2.Слышал ли ты о знаменитой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича?  ___________

3.Знаешь ли ты, какое значение в годы блокады Ленинграда сыграло это произведение?  ___________

4.Хотел бы ты получить больше информации о «Ленинградской» симфонии и о значении ее в годы ВОВ?  ____________

Приложение 2

1.Слушаешь ли ты музыку в исполнении симфонического оркестра?

2.Слышал ли ты о знаменитой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича?

Приложение 3

3.Знаешь ли ты, какое значение в годы блокады Ленинграда сыграло это произведение?  

4.Хотел бы ты получить больше информации о «Ленинградской» симфонии?


Поделиться:

Снегири и коты

Барсучья кладовая. Александр Барков

Сочинение

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Чайковский П.И. "Детский альбом"