В работе рассматриваются и сравниваются рок- школы России различных регионов.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 454.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 20»
Исследовательская работа
Секция : Искусство
МНОГОГРАННОСТЬ РУССКОГО РОКА
Автор: Кузьмин Владимир Евгеньевич Класс: 7 ОУ: МБОУ «Лицей № 20» Руководители: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки, Пучихина Альфия Харисовна, учитель ИЗО |
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2021 г.
Оглавление
Глава 1. Анкетирование …………………………………………….....4
Глава 2. Русский рок, его развитие…………………………….…..….5
Глава 3. Три направления русского рока…………………………......6
3.1. Питерский рок …….………………………………………6
3.2. Московский рок…………………………………………...8
3.3. Сибирский рок…………………………………………….9
III. Заключение …………………………………………………..…….............13
Тема моей исследовательской работы «Многогранность русского рока».
Мне эта тема интересна тем, что слушая русскую рок-музыку, я заметил - рок-группы поют свои песни на различные темы, в разных стилях. Почему же некоторые группы поют о Родине серьёзно, а другие с юмором? В песнях некоторых рок- групп вплетены джазовые моменты, фрагменты авторской песни. Меня этот вопрос заинтересовал, я решил в этом разобраться и выяснить отличия.
Актуальность: Рок имеет большое влияние в культуре нашей страны с 80 годов 20-ого столетия. Рок – это отражение действительности глазами молодёжи, протест против существующей несправедливости в современном мире. И в разных регионах рок исполняют по-разному.
Проблема: Мало кто знает о различиях в рок-музыке разных регионов России. Музыка воспринимается, как досуг, а не как средство донести что-то важное до общественного сознания.
Гипотеза: Возможно, развитие рока в разных регионах России отличалось из-за разной активности общественных движений.
Цель: Выявление различий русского рока.
Задачи:
на примере творчества рок-групп: «ДДТ» - Юрия Шевчука, «Ария» - Валерия Кипелова, «Калинов Мост» - Дмитрия Ревякина.
Объект: Русский рок
Предмет: Разновидности русского рока
Методы: сравнения, наблюдение, сопоставление, анализ, анкетирование.
Практическое применение: на уроках искусства, музыки, МХК.
II. Основная часть
Глава 1. Анкетирование
Было проведено анкетирование среди 8 классов (87 человек). Предложены следующие вопросы:
Было опрошено 87 учащихся 8-х классов,
На первый вопрос «Что такое рок-музыка» 90% смогли дать определение термина,
На второй вопрос «Нравится ли вам рок-музыка?» 46% опрашиваемых ответили положительно, 33% ответили отрицательно, остальные воздержались
47% обучающихся смогли указать российские рок-группы
52% учащихся написали в анкете российских рок-исполнителей
63% восьмиклассников уверены в том, что рок-музыка в России различается по регионам, а 22% считают, что рок-музыка однообразна, остальные воздержались
Глава 2. Русский рок, его развитие.
Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке, зародившаяся в СССР в 1960-е годы под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки, также испытавшая влияние бардовской песни. Своего расцвета и массовой популярности русский рок достиг в 1980-е, благодаря ослаблению цензуры в СССР; в этот период появились и приобрели известность такие группы, как «Кино», «Ария», «Алиса», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и другие, а уже известные (как например «Аквариум» и «Машина времени») начали издавать альбомы официально.
Русский рок 20-ого века рассматривается, как единое культурное явление в русском обществе, хоть и подражающее Западу, но при этом исполняющее своё и по-своему. Музыкальные инструменты было довольно трудно достать, а играть концерты и записывать альбомы большинство коллективов так и вовсе не имело возможности. Русский рок пошёл по своему пути, и вместо тяжёлого звучания и представления на сцене, как на Западе, выбрали упор в авторскую песню и текст.
Русский рок имел внутри себя много течений, но я в своей работе буду рассматривать только три из них: питерское, московское и сибирское.
Питерский рок появился ранее, и в большей степени подражал западному аналогу. В след за ним поспевает московский рок, в первые годы существования рок- музыки в России все песни исполнялись на английском языке. И лишь позднее появляется сибирский рок.
Музыкальные российские рок-группы в 60-80-ых годов, разделились на два направления: ВИА и подпольные.
В 1980-ых годах формируется множество подпольных (неофициальных) рок-групп, альбомы выпускаются незаконно, так как темы, которые затрагивались в них совершенно не соответствующие цензуре того времени.
Вывод: В наше время (2000 г.) в песнях российских рок-групп прослеживается продолжение старых традиций: высмеивание пороков и недостатков общества, воспевание героизма, фолк-мотивы, а лирические песни зачастую связаны с фэнтези («АрктидА», «Эпидемия», «Woodscream», «Дайте танк(!)»).
Глава 3. Три направления русского рока
3.1. Питерский рок
Питерская школа рока появилась раньше, в 60-е годы, подражая западному року, а песни сначала, исполнялись только на английском языке. В это же время появляется первая в СССР, частная, студия звукозаписи («АнТроп», созданную Андреем Тропилло).
Музыка питерских рок-групп напоминала традиционный западный рок 1960-ых годов. Это были аранжировки песен, исполнявшихся на акустической гитаре. Часто эти музицирования звучали на «квартирниках» (неофициальных концертах на частных квартирах), напоминая выступления бардов. Ленинградские рок-музыканты участвовали в съёмках кино, записывали песни для театральных постановок. (группа «Аквариум» - фильм «Иванов»; группы «Кино» и «Аквариум» - фильм «Асса»; группа «Кино» Документальный фильм о Викторе Цое - «Последний Герой» и другие)
Питерская школа дерзкая и пафосная, и несомненно позволяла себе больше, чем музыканты в московской школе. в сравнении с московской – (Песни «Красное на Чёрное» группы «АлисА», «Перемен» группы «Кино»).
В своей работе я решил рассмотреть, яркую, на мой взгляд, питерскую группу «ДДТ».
Юрий Шевчук (поэт, музыкант, художник) является основателем, лидером и единственным бессменным участником группы ДДТ.
Группа была основана в 1980 году, а в 1985 Шевчук вынужден был уехать из Уфы в Свердловск (Екатеринбург), а далее в Санкт-Петербург, где собрал группу в новом составе. Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея Есенина («Над окошком месяц») и других.
Основными темами творчества Юрия Шевчука и группы ДДТ являются: гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти, а также социальная сатира и протест. С середины 2000-х Ю.Шевчук участвовал в российском оппозиционном движении, что нашло отражение в его творчестве.
Музыка «ДДТ» — это разножанровые произведения. Здесь есть и бардовские «подгитарные» песни, и сложные баллады, и хард-роковые композиции. Более того, в дискографии коллектива есть даже два альбома в стиле шансон (один из них – это сольная работа Шевчука, записанная при участии Константина Казански). Всё это делает творчество коллектива интересным и доступным широкому кругу людей.
Группа «ДДТ» постоянно выступает на рок-фестивалях, совершает туры по всей стране.
Участники рок-группы записывали свои ранние альбомы и синглы на студии звукозаписи «Мелодия» и за границей. Гастролировали за границей (Венгрия, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Австралия, США, Япония и др.).
Песни Шевчука в собственном исполнении и в исполнении «ДДТ» звучат в фильмах "Вовочка" и "Одиночка", в сериалах "Русский транзит", "Азазель", "Ледниковый период", "Господа офицеры", «Группа Zeta», "Батюшка".
В своем творчестве «ДДТ» поднимает темы патриотизма («Капитан Колесников» - 2007 г., «Родина» - 1992 г.), защиты Родины («Пацаны» - 1995 г.), антивоенные песни («Не стреляй» - 1981 г.); высмеивание пороков общества («Галя ходи», «Мёртвый человек» - 2018 г.). Их творчество до сих пор актуально, о чем свидетельствуют концерты (последний альбом «Хали Гали Галя Ходи» 2018 г., последний сингл «2020» - 2020 г.), собирающие полные залы и в наше время.
3.2. Московский рок
Чуть позднее питерского, формировался и московский рок, более ориентированный на темы о Родине, истории своей страны, так же в творчестве представителей московской школы присутствует подражание западному року. Московский рок ранее подвергся коммерциализации (Рок-группы были приписаны к Дворцам культуры, выступали на сценах с официальной программой).
Московские рок-группы существовали сами по себе и формировали свой аутентичный стиль, как правило - несерьёзное отношение к повседневности («Машина Времени», «Браво», «Соколы»).
В Москве появились рок-группы, играющих «хеви-метал» («Ария», «АрктидА», «Артерия», «Эпидемия», «Колизей»).
Одним из ярчайших классических примеров московской рок – школы является группа «Ария» (1985г.), исполняющая хеви-метал (разновидность тяжелой рок-музыки).
Ария является одной из немногих популярных метал и хард-рок-групп в России, достигших творческого и коммерческого успехов, большой популярности не только у фанатов хард-рока.
Над поэтическими текстами для группы работает поэт Маргарита Пушкина. А музыку пишут лидеры: Виталий Дубинин и Владимир Холстинин.
Основным жанром «Арии» является традиционный хеви-метал в его «английской» школе («классический хеви-металл британского розлива», по выражению Дубинина): активные гитарные переливы и соло, завораживающий вокал. Группа сначала подражала таким классикам метала, как, Accept, Manowar, Rainbow, Scorpions, Deep Purple, Iron Maiden. Сами музыканты для себя особо выделяют влияние «Iron Maiden» и «Judas Priest» говоря: «В своё время эти две группы нам казались ориентирами»[1]). Критики обвиняли «Арию» в подражательстве и неоригинальности . Сами музыканты опровергают данные обвинения.
Тематика текстов «Арии» близка к традиционной для хеви-метал,
в темах прослеживаются: героизм человека, тема жизни и смерти, тема патриотизма, темы долга и права.
Среди постоянных содержаний песен — обращения к теме войны («Воля и разум»), истории («Улица роз», «Колизей»), библейские притчи («Вавилон»), религиозной мистики («Там высоко», «Потерянный рай»), о дороге («Герой асфальта», «Беспечный ангел»), а также любовной лирике («Осколок льда»). Самая часто повторяющаяся тема – это тема Апокалипсиса, конца света или разрушительной катастрофы, которую можно найти в каждом альбоме («Это рок», «Воля и разум», «На службе силы зла», «Смотри!», «Ворон», «Последний закат»).
Со временем в группе меняется состав, а темы для песен выбираются наиболее актуальные.
3.3 Сибирский рок
Третье направление - Сибирский рок или как его называют «Сибирский панк». Появился он в 70-ые годы, на десятилетие позже, чем в Москве и Петербурге. Зародился сибирский рок в Тюмени, Омске и Новосибирске и является самым молодым и самобытным из направлений. В музыке сибирского панк-рока делается упор не только на текст, но и на звучание. Подражательство западному в этом направлении проявляется меньше всего, экспериментально формируется нечто совершенно новое. Сибирский панк-рок являлся андерграундной культурой. Как и в питерском роке, концерты часто давались квартирные. В песнях панк-рока затрагиваются темы, которые никогда не затрагивали рок- школы центральные: радикальный антитоталитаризм (Янка Дягилева «Особый резон»), христианская тематика (Калинов Мост – «Иерусалим»).
Сибирский рок обладал и характерными приёмами: поэтические цитаты, философская направленность, эстетика юродства, сказочность, шумовой звук в звучании песен. В песнях часто прослеживаются элементы народного звучания, русские напевы, в некоторых звучат русские народные инструменты.
Омские и новосибирские группы нельзя считать коммерческими проектами, не было задачи заработать на музыке и продажах кассет или пластинок. Записи и концерты делались в домашних условиях практически на одной студии (студия звукозаписи «ГрОб-рекордс», основана Егором Летовым).
Из представителей же сибирского рока хочу отметить новосибирскую группу «Калинов Мост» 1986 г. (название взято из сказки и обозначает - мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых). Солистом и основателем группы является Дмитрий Ревякин.
В творчестве этого коллектива прослеживается фолк - элементы народов Сибири и мифология русской культуры. Основными темами группы являются: свобода, молодость, любовь («Блеснёт слезой»), песни протеста («Сибирский марш»). До 1990-ых годов группа выступала со своими песнями на концертах и фестивалях только в своём регионе и не записывала студийных альбомов.
С 2000-х годов в репертуаре группы появляются темы войны («Благодать»), подвига, симпатии к «Белому движению» («Севастополь»).
Творчество группы сочетает рок-музыку с влияниями русских народных песен и славянской мифологии. Обращение Ревякина к христианству в 2000 году отразилось на творчестве группы: от языческих мотивов оно перешло к христианским («Не предать!»).
Группа считается пионерами славянского фолк-рока в России. Песни группы «Калинов Мост» звучат в фильме Гарика Сукачёва «Дом Солнца».
Представители сибирской рок - культуры зачастую преследовались официальными властями из-за своего творчества и вынуждены были часто переезжать по стране (такие группы «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию»). «Обойти цензуру было непросто, провокационные песни исполняли едва ли не подпольно. Попасть на концерт было практически нереально, за исполнителями тщательно следили».[2]
Многие периферийные рок- группы перебираются в Москву, где имеется много возможностей выпуска альбомов и сценических площадок для выступлений. В результате чего происходит смешение московской школы с окраинными, приобретаются элементы фолк-рока, расширяется инструментальный состав и к электроинструментам добавляются духовые и русские народные.
Сибирский рок являлся сплавом рок-музыки, бардовской песни и фолк-рока.
Сибирский рок был далёк от центра и темы, в отличие от центральных школ поднимались другие: сочувствия к «Белой Гвардии», христианские и языческие мотивы, использование народных мотивов в песнях.
Выводы:
Питерский рок более дерзкий и бунтарский («Петербург – город трёх революций»), философский и эстетичный. В темах песен питерских рок-групп прослеживалось влияние Запада - джаз (Блюз-рок) и бардовской песни. Но так же встречаются обращения к романтическим темам.
Московский рок вынужден быть «приглаженным», т.к. находится в центре, оказывала сильное давление цензура, поддавался коммерциализации. В своих темах московские рок-группы часто обращались к темам истории, патриотизма, героизма, войны, мистики, к теме любви.
А сибирский рок более независим и не чурался экспериментов. Он не столько классический рок, сколько панк и андерграундная культура. Кроме основных тем (патриотизм, протест, любовь), здесь отображаются темы, которые не отображались в центральных школах (язычество, белогвардейское движение).
Сейчас российские рок-группы имеют другие названия, играют в другом составе, но продолжают те же традиции: московские играют джаз-рок («Дайте Танк(!)»), питерские фолк-рок («Woodscream»), сибирские пост-панк («Июльские Дни»).
В своей работе я хочу сравнить эти 3 рок - школы по жанрам и темам, которые использовали в своем творчестве указанные в таблице рок-группы (Приложение №1,2,3).
III. Заключение
Опираясь на проделанный анализ и составленную таблицу, хотелось бы сказать:
1. Гипотеза подтвердилась. Разная активность общественного движения проявилась в том, что в Москве народные массы откликались на события в стране и мире - из-за чего песни о Родине пелись чаще. Социальная сатира звучала редко, т. к. все песни цензурировались. Московские рок-группы играли прогрессив-рок (смешение жанров) и тяжелый рок, т.к. они многократно встречались с западными образцами.
2. У питерских рок-групп прослеживается влияние бардовской песни (студенческие круги) и влияние западного рока (блюз, хард-рок), темы песен были основаны больше на внутренних переживаниях человека, чаще встречались социальная сатира и антивоенные песни.
3. Сибирский панк-рок не подражает западному року, так как Сибирь была далека от центра, патриотизм проявляется по-иному – с ноткой сатиры и опасения. Часто используются в песнях элементы народного звучания (использование народных инструментов, народных мотивов). Темы песен: социальная сатира, мифология, христианская философия, самоирония, сказочность.
[Электронный ресурс]// porusski.me онлайн журнал[сайт]. [2015]. URL: https://porusski.me/2016/11/04/011-sovetskie-via-vs-zapadnyj-rokenroll/ (дата обращения: 23.01.2021).
V. Приложения
Приложение № 1
Рок школы | |||||
Московские рок- группы | Жанры | Питерские | Жанры | Сибирский панк | Жанры |
«Машина Времени» Макаревич А. 1969 г. | Блюз-рок Прогрессив- рок | «Аквариум» Гребенщиков Б. 1972 г. | Бард-рок Инди-рок | «Пик Клаксон» Чиркин А. 1979 г. | Панк-рок |
«ВоскресенЬе» Романов А 1979 г. | Психоделичес- кий рок Прогрессив- рок | «Кино» Цой В. 1982 г. | Постпанк, Панк-рок | «Гражданская Оборона» Летов И. 1984 г. | Панк-рок, Психоделический рок |
«Браво» Хавтан Е. 1983 г. | Поп-рок Синтипоп | «ДДТ» Шевчук Ю. 1982г. | Фолк-рок, бардовская песня | «Инструкция по выживанию» Неумоев Р. 1984 г. | Панк-рок, фолк-рок |
«Крематорий» Григорян А. 1983 г. | Блюз-рок Прогрессив- рок | «Наутилус Помпилиус»Бутусов В. 1982 г. | Готик-рок Арт-рок | «Калинов Мост» Ревякин Д. 1986 г. | Фолк-рок, христианский рок |
«Ария» Дубинин В., Холстинин В. 1985 г. | Хэви-метал Хард-рок | «АлисА» Кинчев К. 1983 г. | Хард-рок, христианский рок | «Чёрный Лукич» Кузьмин В. 1986 г. | Фолк-панк, Панк-рок |
«АрктидА» Подкосов С. 2003 г. | Пауэр-метал Симфо-рок | «Чиж & Со» Чиграков С. 1993 г. | Блюз-рок Фолк-рок | «Великие октябри» Дягилева Я. 1988 г. | Фолк-рок, панк-рок |
Приложение №2
Московские рок- группы | жанры | Темы |
«Машина Времени» Макаревич А. 1969г. | Блюз-рок Прогрессив-рок | Социальная сатира, дружба, философия |
«Воскресенье» Романов А. 1979г. | Психоделический рок Прогрессив-рок | Любовная лирика, высмеивание людских пороков |
«Браво» Хавтан Е. 1983г. | Поп-рок, Синтипоп | Любовь, дружба, патриотизм |
«Крематорий» Григорян А. 1983г. | Блюз-рок Прогрессив-рок | Молодость, ностальгия, жизненные переживания. |
«Ария» Дубинин В., Холстинин В. 1985г. | Хэви-метал Хард-рок | Героизм, патриотизм, история, любовная лирика |
«АрктидА» Подкосов С. 2003г. | Пауэр-метал Симфо-рок | Историзм, война, героизм. |
Питерские рок- группы | Жанры | Темы |
«Аквариум» Гребенщиков Б. 1972 г. | Бард-рок Инди-рок | Сатира над общественным строем, жизненные переживания, сатира. |
«Кино» Цой В. 1982 г. | Постпанк, Панк-рок | Отношения между людьми, пороки общества, осторожность, усталость |
«ДДТ» Шевчук Ю. 1982 г. | Фолк-рок, бардовская песня | Патриотизм, антивоенные песни, отказ от насилия |
«Наутилус Помпилиус» Бутусов В. 1982 г. | Готик-рок Арт-рок | Сатира над общественным строем, любовная лирика, |
«АлисА» Кинчев К. 1983 г. | Хард-рок, христианский рок | Нравственные песни, свобода, молодость |
«Чиж & Со» Чиграков С. 1993 г. | Блюз-рок Фолк-рок | Военные песни, сатира над музыкой, самоирония |
Сибирский панк | Жанры | Темы |
«Пик Клаксон» Чиркин А. 1979 г. | Панк-рок | Природа, пороки общества, сатира над общественным строем |
«Гражданская Оборона» Летов И. 1984 г. | Панк-рок, Психоделический рок | Военные песни, самоирония, социальная сатира |
«Инструкция по выживанию» Неумоев Р. 1984 г. | Панк-рок, фолк-рок | Высмеивание общественного строя, пороки общества, взаимоотношения людей |
«Калинов Мост» Ревякин Д. 1986 г. | Фолк-рок, христианский рок | Мифология, пороки общества, история |
«Чёрный Лукич» Кузьмин В. 1986 г. | Фолк-панк, Панк-рок | Борьба, протест против общественного строя, сатира |
«Великие октябри» Дягилева Я. 1988 г. | Фолк-рок, панк-рок | Философия, протест против общественного строя, взаимоотношения между людьми |
Приложение №3
Питерские группы | жанры | темы | Московские группы | жанры | темы | Сибирские группы | жанры | темы |
«Аквариум» | блюз-рок, хард-рок, бард- рок, | Социальная сатира, антивоенные песни, субъективные переживания человека | «Машина времени» | Прогрессив-рок, блюз-рок, хэви-метал | О дружбе, о любви, о товариществе, о Родине, реже социальная сатира | «Пик Клаксон» | Панк-рок, фолк-рок | Социальная сатира, мифология, христианская философия, самоирония |
«Кино» | «Воскресение» | «Гражданская оборона» | ||||||
«ДДТ» | «Браво» | |||||||
«Инструкция по выживанию» | ||||||||
«Наутилус Помпилиус» | «Крематорий» | «Калинов мост» | ||||||
«АлисА» | «Ария» | «Чёрный лукич» | ||||||
«Чиж & Со» | «АрктидА» | «Великие октябри» |
Приложение № 4
Анкетирование учащихся
Архитектура Англии 17-18 веков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://totalarch.ru/art_history/18th_century/england/architecture, свободный -(27.02.2020)
[1]Группа "Ария" https://lenta.ru/conf/aria/
[2] История сибирского рока: как все начиналось https://nsk.sibnovosti.ru/culture/346452-istoriya-sibirskogo-roka-kak-vse-nachinalos
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Браво, Феликс!
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Прекрасная арфа