• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР

Опубликовано Гутор Любовь Дмитриевна вкл 22.06.2023 - 10:42
Гутор Любовь Дмитриевна
Автор: 
Гутор Любовь Дмитриевна

Так как программа по музыкальному развитию носит вариативный характер,  для развития чувства ритма у дошкольников используем методы и приемы из других методик и технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поскольку программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений, мы, наряду с предложенным 17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие чувства музыкального ритма посредством музыкально-ритмических игр.

Подготовил:  Гутор Л.Д., Музыкальный руководитель МБОУ «Гимназия № 11»

Вся работа по развитию у ребёнка чувства ритма ведётся в соответствии с ФГОС  ДО и реализуемой мною программой музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой, где существует специальный раздел «Развитие чувства ритма, музицирование».

Поскольку программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений, мы, наряду с предложенным материалом используем методы, приёмы из других методик и технологий по развитию чувства ритма, которые считаю эффективными в работе по данному направлению.

Большую помощь здесь оказывают такие музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой и её методические пособия «Заводные макароны» и «Бим! Бам! Бом!»; технология «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых; методическое пособие «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; «Ритмическая мозаика» Н. Бурениной; кроме того, применяем в своей работе элементы музыкальной педагогики Карла Орфа, песенки –игралочки О. Воеводиной.

Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов. Раскроем более подробно содержание каждого раздела.

Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка. Сюда мы включили: словесно-ритмические игры; ритмические игры с предметами; знакомство с длительностями; чтение ритмических цепочек и партитур; ритмические игры с музыкальными инструментами;

Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении. Сюда я отнесли: игры со звучащими жестами; игровой массаж; логоритмические игры; пальчиковые игры; ритмические танцы; ритмические игры; ритмические импровизации.

1. Знакомство с основами музыкальной грамоты

Работу по освоению музыкальной грамоты мы обычно начинала со словесно - ритмических игр: - Игры с именами * «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами) * «Назови и прохлопай своё имя ласково» * «Назови и прохлопай имя соседа справа (слева)» * «Угадай соё имя по хлопкам». * «Назови и прохлопай имя своего друга» * «Придумай ритмичные движения к своему имени» Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д. - Игры по типу «Вопрос - ответ» - педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить). - Ритмическое озвучивание стихов - отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения.

Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).

Ритмические игры с предметами: с деревянными палочками (стучать одной палочкой об пол то одним концом, то другим, тереть палочку, стучать палочкой об палочку); с кубиками; с картинками (прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком); ритмическое эхо.

Знакомство с длительностями, знакомство с паузой; для закрепления этого понятия очень полезна игра «Дирижёр». Сначала эта работа проводится по картинкам, потом добавляется нотное изображение.

Чтение ритмических цепочек и партитур

В дальнейшем дети могут сами придумывать ритмические цепочки для исполнения другими детьми. Кроме того, необходимо учить детей выкладывать и узнавать на слух ритм знакомых песенок-попевок.

Ритмические игры с музыкальными инструментами

Сюда отношу несколько компонентов: отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки: двудольного (марш, полька); трехдольного (вальс); сказки - шумелки; озвучивание песенок - потешек ; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов музыкальных произведений, в том числе классических, народных, современных).

2. Освоение ритма в движении

Игры со звучащими жестами: с ладошками (щелчки, шлепки поочерёдно или одновременно двумя руками по коленям, по полу); притопами (удары пятками, носками, разведение в сторону пяток, носков); Игровой массаж: выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использую как самомассаж и массаж в парах; Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков.

Пальчиковые игры, в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению; Ритмические танцы. Ритмические игры: в правилах этих игр определено задание по воспроизведению или придумыванию определённого ритма. Ритмические импровизации: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке; придумать ритмический аккомпанемент музыке; придумать комбинацию ритмичных движений.

Результативность данной работы можно отследить по данным мониторинга:

Дети 3-4 лет: ритмично хлопают в ладоши, принимают активное участие в играх, узнают некоторые музыкальные инструменты, ритмично играют на них.

Дети 4-5 лет: ритмично хлопают в ладоши, принимают активное участие в играх, ритмично играют на музыкальных инструментах, двигаются в соответствии с музыкой.

Дети 5-6 лет: правильно и ритмично прохлопывают ритмические формулы, умеют их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах, двигаются ритмично.

Дети 6-7 лет: правильно и ритмично прохлопывают усложнённые ритмические формулы, умеют их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах, двигаются ритмично, чувствуют смену частей в музыке.

Ресурсное обеспечение данной деятельности включает использование большого спектра наглядного, дидактического материала (раздаточный материал, наглядные пособия, атрибуты для двигательной деятельности, музыкальные инструменты, ИКТ )


Поделиться:

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Компас своими руками

Эта весёлая планета

Бабочка

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"