• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект на тему "Мой лучший друг гитара"

Опубликовано Козинец Ольга Леонидовна вкл 09.04.2025 - 14:04
Козинец  Ольга Леонидовна
Автор: 
Чернета Ксения и Кривило Варвара

Проект на тему "Мой лучший друг гитара" для участия в научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nou.doc504 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Г.Г.Светецкого»

Направление: художественно-эстетическое

                                                        Чернета Ксения Николаевна

                                                        6 класс

                                                        Кривило Варвара Борисовна

                                                        8 класс

  БОУ«Русскополянская средняя

    общеобразовательная школа №2

                                                          имени Героя Советского Союза

       Г.Г.Светецкого»

   Руководитель:

        Козинец Ольга Леонидовна-

     учитель музыки

                   Русская Поляна

2018

Содержание

I. Введение

I.1.Актуальность исследования

3

I.2. Цель и задачи

      Предмет и объект исследования

      Гипотеза

      Методы исследования

Новизна исследования

4

II. Основная часть        

II.1. История развития гитарного искусства

6

II.2. Виды гитар, их устройство, звукоизвлечение, выбор инструмента

9

II.3. Гитаристы современности

12

II.4. Процесс обучения игре на гитаре

II.5.Результаты анкетирования                                                                      

13

III. Заключение

15

IV. Литература

16

Приложение №1. Музыкальный словарь.                                                         17

Приложение №2. Анкетирование                                                                      19

Приложение №3. Результаты анкетирования                                                   20

У меня гитара есть –

Расступитесь стены!

Век свободы не видать из-за злой фортуны!

Перережьте горло мне,

Перережьте вены,

Только не порвите серебряные струны!

В. Высоцкий

  1. Введение

I.1. Актуальность исследования

Всё большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом завоёвывает шестиструнная гитара. Интерес к этому инструменту приводит любителей гитары в кружки, студии, музыкальные школы, и интерес этот не случае. Современные средства коммуникации активно пропагандируют разнообразные стили и направления культуры. Не последнее место в этом огромном информационном потоке занимает гитара во всём своём многообразии. Это и джаз, и рок, и классическая гитара.

Игра на гитаре - это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой мы приобретаем знания и практические навыки, наши способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе.

Моя сестра владеет игрой на гитаре с юности. Когда она играла, я сидела рядом с ней и слушала. Этот живой звук проникал в мою душу, что чувства невозможно описать словами, мне хотелось самой сесть за инструмент и тоже играть. Звук у гитары какой-то особенный, не такой как у других струнных инструментов. Я считаю, что гитара один  из самых популярных музыкальных  инструментов среди молодёжи, она звучит дома и на эстраде, в лесу и в концертном зале. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте, поэтому для себя я твёрдо решила, что научусь играть на этом инструменте.    

Я давно интересовалась музыкой: слушала различные жанры, разучивала понравившиеся песни. А с 6 класса я – большой фанат рока и метала. Однажды побывав на концерте группы «Сплин», почувствовав ту волшебную атмосферу, услышав эти невероятные звуки гитары, я решила, что тоже хочу научиться играть на ней, хотя бы пару любимых песен.

Однажды нам в классе объявили, что в нашей школе можно научиться игре на гитаре. В 2017 году мы начали посещать музыкальное объединение «Каприз» и учиться играть на классической гитаре. Педагог Ольга Леонидовна  проверила наш слух, поняла наш интерес к музыке и инструменту, составила расписание занятий. Родители полностью нас поддержали и приобрели нам инструменты. Так и началось наше изучение гитарного искусства.

I.2. Объект исследования: гитарное искусство как культурная ценность

Предмет исследования: музыкальный инструмент - гитара.

Целью данной работы является: освоение игры на гитаре и ее популяризация.

Цель может быть достигнута при выполнении следующих задач:

- изучить историю гитарного искусства;

- познакомиться с видами гитар, особенностями их                                                                                            

устройства и звучания;

-освоить уроки игры на классической гитаре, раскрыть популярность гитарного искусства;

- провести анкетирование.

Гипотеза: если мы овладеем приёмами игры на гитаре, то  своим творчеством сможем  доставить радость окружающим, а кого – то из сверстников заинтересовать гитарным искусством.

Методы исследования:

                                             - изучение музыкальной литературы;

- встреча и беседа с преподавателем;

- обучение игре на гитаре;

- прослушивание музыкальных произведений;

- анкетирование сверстников.

Новизна исследования: выявление отношения к гитарному искусству подростков нашей школы.

II.Основная часть

II.1. История развития гитарного искусства

  • Предшественники гитары в древности

История струнных инструментов начинается в глубокой древности, когда первобытный человек стал использовать звучание тетивы лука. Две или три тетевы разной длины позволяли варьировать последовательность звуков, которые становились громче, если в нижней части прикреплялся полный деревянный резонатор.

На протяжении веков гитара претерпела значительные изменения, начиная от количества струн и заканчивая внешней формой. На древнеегипетских памятниках нередко встречается изображение музыкального инструмента – наблы, отчасти напоминающего гитару. В Египте этот инструмент почитался, как символ добра. По данным археологических раскопок, инструменты, близкие гитаре, были распространены в государствах Ближнего Востока, в особенности в Ассирии, Финикии и Вавилонии. Как мы видим, в древности у гитары уже были свои непосредственные предшественники. По прошествии веков этот инструмент претерпел не менее интересную эволюцию в суровую эпоху Средневековья, когда, собственно, и сложилась его традиционная форма.

  • Струнные инструменты в Средние века

Родиной европейской гитары по праву считаются средневековые Испания и Италия. Слово «гитара» также имеет арабское происхождение. В Европе были известны и другие виды струнных инструментов. Так,XIV веком датируется кифара – струнный щипковый инструмент, популярный среди знати. В это же время в Испании широкое распространение получает виуэла. Наравне с лютней и другими щипковыми инструментами она становится излюбленным инструментом при дворах аристократов. В 1674 году в Испании появился сборник произведений для гитары с подробным описанием способа игры на этом музыкальном инструменте. Его автором был Гаспар Санз. В конце XVI века виуэла уступает место пятиструнной гитаре. Известный итальянский музыкант Франческо Кобетта сделал важный вклад в развитие пальцевого метода игры, превосходящего по уровню сложности аккордовый. Необычный стиль его игры стал едва ли не самой веской причиной того, что гитара обрела воистину элитарный статус в придворных кругах Франции и Англии XVII века.  

  • Гитара в XVIII - начале XIX века

гитары

Гитары XIX века:

  1. Гитара в форме лиры Дженнаро. Неаполь. 1806 г.

  1. Гитара в форме лиры. Англия.

  1. Гитара Хосе Порселя. Испания. 1867 г.
  2. Гитара конструкции Риттера.

  1. Гитара с уменьшенным резонатором.

  1. Гитара с увеличенным резонатором.

До XVIII века  гитара была меньше размером, а её корпус был весьма вытянутым и узким. В конце XVII столетия гитара приобрела узнаваемый вид и звучание. Она приобрела шестую струну и окончательно лишилась двойных струн. Первые три струны гитары были изготовлены из бараньих кишок, три басовые – из шёлковых нитей, обмотанных посеребренной медной проволокой. К середине XIX века она, наконец, обрела окончательную форму и стала больше. На гитаре появилось шесть струн со стандартным строем: ми, си, соль, ре, ля, ми.  

  • История гитарного искусства в XX веке

В начале XX века гитара завоёвывает большие концертные залы, требовавшие принципиально иного, гораздо более громкого звучания. Производители гитар стали выпускать на порядок крупные инструменты и экспериментировать с формой корпуса. В 1920 – 1930 годы гитара начинает вытеснять банджо из джаз-бэндов. Именно тогда компания «Gibson» предлагает миру огромные инструменты с вырезом в форме буквы f, идеально подходившие для исполнения «громкого» джаза. В те годы на сцене работают  гитаристы – виртуозы Эдди Лэнг и Джанго Рейнхард, сумевшие раскрыть потенциал новых инструментов.

  • Русское гитарное искусство

Не менее интересна и своеобразна история развития русского гитарного искусства. Вплоть до XVII столетия гитара не имела большого распространения в России. Её можно было встретить лишь в домах знати, куда она попала совершенно случайно из-за границы. Талантливые русские гитаристы Марк Соколовский и Николай Макаров успешно концертируют в России и не меньшим успехом пользуются за рубежом. Со второй половины XIX века гитара надолго покидает концертные залы, уступив место виртуозам – пианистам, скрипачам и оркестрам.

В 1932 году преподавание гитары было введено в Московской, Киевской и других консерваториях страны. В это же время устраиваются первые конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. Великая Отечественная война надолго прервала преподавание гитары. Только к 1952 году возобновились занятия на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Через некоторое время и в других музыкальных школах  открылись подобные классы.

II. 2. Виды гитар, их устройство, звукоизвлечение, выбор инструмента

Существуют различные виды гитар: классические, акустические, электрогитары. Что характеризует любой инструмент? Его музыкальные возможности, способ извлечения звука, физический принцип образования звука, тембр. Так вот, все эти характеристики  у традиционной гитары и электрогитары различны.        

  • Классическая гитара

акустическая гитара

Классические  гитары - это специализированные инструменты, на которых играют преимущественно

классическую музыку или фламенко. Для неё написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром. Гитарист, играющий на классической гитаре, защипывает струны четырьмя пальцами правой руки, в некоторых случаях использует мизинец, то есть музыкант способен вести две или три мелодии одновременно. Она имеет плоский корпус, который состоит из двух параллельных дек, напоминающих восьмёрки и соединённых обечайкой. На головке грифа с помощью колкового механизма закрепляются нейлоновые или металлические струны.

Звучание классической гитары более насыщенное, чем у акустической.

  • Акустическая гитара

Акустические гитары легко переносить, на них можно играть где угодно. В отличие от электрогитар, акустическим не нужен усилитель или источник питания, поэтому они идеально подходят для тех, кто хотел бы просто наигрывать любимые песни.

Акустические гитары могут отличаться по размерам и форме корпуса. От размеров и формы корпуса зависит, как гитара звучит и как она лежит в руках. Гитара с большим корпусом звучит громче, чем с меньшим. На акустическую гитару можно поставить адаптер, чтобы подключить её к усилителю. Адаптер - это магнитное устройство, преобразующее колебания струн в электрические импульсы, которые усилитель превращает в звук.

  • Электрогитара

электрические гитары

В современной электрогитаре образование звука идёт с помощью только электроники, поэтому она требует дополнительное оборудование - усилитель и динамики. Электрогитара обладает возможностью широко варьировать тембр и характер звучания инструмента, вводить различные эффекты, придавать звуку вибрацию – для этого приспособлены самые различные электронные устройства, стоящие на пути от звукоснимателей под струнами до динамиков. Если  раньше электрогитаре хватало только усилителя, то сейчас добавился и темброблок и специальные приспособления – например, квакушка, бустер, ревербератор. Гитарист, играющий на электрогитаре, держит правой рукой медиатор, которым можно брать аккорды, играть мелодию, а так же управлять и вибрацией звука. Медиатор – это посредник между пальцами и струнами исполнителями.

          Корпус электрогитары может быть цельным или полностью полым. Стальные струны электрогитар обычно толще струн акустических. Развитие электрогитары претерпело ещё один важный этап: разделение инструмента для исполнения различных партий. Так возникли соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара.

Каждый инструмент хорош в своей, присущей ему роли. И если вам когда – нибудь придётся выбирать гитару, прежде всего задайте вопрос, что вы от неё хотите.

           Выбор музыкального инструмента определяется индивидуальными интересами музыканта, его техникой игры на инструменте. При покупке гитары необходимо обратить внимание на корпус. Осмотр корпуса гитары позволит оценить качество её изготовления. Чтобы убедиться, что все части прочно приделаны одна к другой, поднимите гитару и легко ударьте по верхней и нижней деках, прислушиваясь, не стучит ли что внутри. Посмотрите, есть ли на корпусе пятна, равномерно ли положен лак, есть ли царапины и зазубрины, есть ли щели или трещины в дереве, особенно в месте соединения шейки с корпусом. Также следует обратить внимание на металлические детали. Некоторые из самых дорогих гитар снабжены металлическими  устройствами высокого качества и красивой формы. Проверьте, правильно ли работают все кнопки, колки и переключатели. Слегка покрутите каждый колок и убедитесь, что они двигаются легко и изменяют частоту струны, так же обратите внимание на тип древесины. Древесина разных типов имеет разные звуковые характеристики. Деки большинства классических и акустических гитар сделаны из ели или кедра. У гитар из ели звук несколько ярче, звук кедровых гитар более тёмный и тёплый, но гитара, сделанная из ели, имеет ярко-жёлтый цвет, а гитара из кедра бежевая.  И, конечно же, настоящая гитара особенно хороша и формой и отделкой, а лак подчёркивает цвет и красоту ценного дерева.

            Для тех, кто желает приобрести гитару, следует учесть, что держать гитару нужно в чехле или футляре, так как инструмент боится резких изменений температуры и сырости, от чего коробится дека и деформируется гриф. Чтобы не портились струны, после игры нужно протирать их мягкой фланелевой или бархатной тряпочкой, а самое главное, всегда заботьтесь о чистоте настройки вашего инструмента.

II. 3.  Гитаристы современности

Сегодня гитара переживает период расцвета. Интерес к инструменту огромен. Популярна и акустическая гитара, и электрогитара. Наше время дало миру выдающихся исполнителей. Их концерты собирают огромные залы и стадионы во всем мире. Своё композиторское и исполнительское мастерство развивают такие гитаристы как: Дмитрий Мамонтов, Владимир Дубовицкий, Пётр Панин, Сергей Орехов, Никита Кошкин, Юрий Наумов. Их исполнительская манера и оригинальная техника нередко шокируют современного зрителя, вступившего в новое тысячелетие. Например, концерты  Юрия Наумова, Дидюля можно сравнить с магическим действием, когда кажется, что на сцене выступает не один музыкант, а целый оркестр. Современные российские группы: «Сплин» (А.Васильев),  «Ария» (В.Кипелов), «Наутилус Помпилиус» (В. Бутусов), «ДДТ» (Ю.Шевчук). Зарубежныегруппы: «Metallica», «AC/DC», «Led Zeppelin», «Nirvana», «Queen», «Deep Purple», «Rammstain», «Skillet», «Linkin Park».

Нельзя не рассказать и о нашем   гитаристе-виртуозе, композиторе и  аранжировщике. Это - Виктор  Зинчук, обладатель бесчисленного количества музыкальных наград. Интересно, что Зинчук установил рекорд по быстроте игры на гитаре, исполнив за 24 секунды произведение Римского-Корсакова "Полет шмеля", а также 20 нот в течение одной секунды. Этот факт зафиксирован в российском издании "Книги рекордов Гиннеса".
Виктор Зинчук – замечательный, разносторонний музыкант: гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик. Помимо своей музыки и песен, сделал много переложений И.С.Баха, Н.Паганини, М.Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина и др. Все они звучат очень ярко, современно, но в то же время передают дух и атмосферу своего времени. Для этого нужно большое мастерство.

Лучшие гитаристы не просто мастера игры, а таланты и виртуозы. Это люди великой души, которые говорят с нами звуками  гитарной струны. Их любит и понимает любое поколение.

II.4. Процесс обучения игре на гитаре

На первых занятиях мы познакомились с устройством музыкального инструмента. Узнали, что основными частями гитары являются: корпус, шейка с грифом, головка и струны. Корпус имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам. Он состоит из верхней и нижней деки, соединённых боковыми стенками, так называемыми обечайками. Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Гриф изготавливается из кедра. На верхнем конце грифа находится головка, на которой находятся колки для регулировки тональности струн.

Копия конструкция гитары

На первых занятиях большое внимание уделяется правильному звукоизвлечению. Существует три основных способа извлечения звука: «бой», «перебор» и «щипком». Первый способом играют аккорды, второй способ применяется при исполнении мелодии, одиночных звуков, а третий способ передаёт ритм вальса и используется в различных произведениях.                                  

Звукоизвлечение на гитаре очень трудный процесс, поэтому  нужно следить за постановкой рук. Правая рука – «смычок» гитары. Необходимо с самого начала добиваться, чтобы звук «пел», тянулся, был полным и глубоким. Для этого нужно всё время контролировать звук, воспитывать в себе уменье представлять мысленно его.

             Далее, мы приступили к изучению названия аккордов и постановке их на грифе. Первые наши произведения это - «Алые паруса» и «Ты, да я, да мы с тобой».

Большее внимание уделяется на занятиях правильному расположению пальцев на аккордах, подбору по слуху, ансамблевой игре, что в свою очередь помогает развивать метро-ритмическую устойчивость, а при коллективном музицировании все участники становятся намного сплочённее, каждый пытается освободиться от собственных ошибок.

Важную роль в развитии техники играет выполнение домашнего задания: различных упражнений, разучивание произведений.

             Музыкальные занятия с Ольгой Леонидовной проходят интересно. Каждое новое произведение педагог проигрывает. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением воспринимается более интересно и эффектно. На занятиях мы изучаем песни русских композиторов-бардов и других композиторов, различных по характеру, техническим трудностям, стилю.

II.5. Результаты анкетирования

Для выявления отношения подростков к гитарному искусству, мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы. В анкетировании приняли участие двадцать четыре человека. Согласно полученным результатам анкетирования:

1) 80% считают, что в настоящее время наиболее популярным музыкальным инструментом является гитара. Еще 15% указали фортепиано, 4% - скрипку и 1% - баян.

2) На вопрос: «Есть ли у вас друг или знакомый, умеющий играть на гитаре?», все ребята ответили положительно.

3) Из всех опрошенных нами, только 8 человек хотели бы научиться играть на гитаре, остальные же ответили «нет». 10 человек – «не интересуются», 4 – «нет свободного времени», и 2 человека указали: «слишком сложно».

4) 70% слушают музыку, где присутствует гитара, остальные 30% предпочитают другие жанры.

5) Все ребята знают хотя бы одного известного исполнителя-гитариста, и среди них они называют: 9 человек – Владимира Высоцкого;

                                5 человек –  зарубежная группа «LinkinPark»;

                                4 человека – Виктора Цоя;

        2 человека – группа «Skillet»

        4 человека – российская группа «Король и Шут».

Вывод: Таким образом, результаты проведённого анкетирования указывают на то, что действительно такой музыкальный инструмент как гитара, является популярным среди современных подростков.

III. Заключение

За  пять месяцев обучения игре на гитаре мы  многому научились.

        При обучении игре на гитаре мы задались вопросом: каждый ли желающий может научиться играть на гитаре? Мы считаем, что да, но, во-первых, нужно иметь  музыкальный слух и чувство ритма, во-вторых - желание, упорство, терпение, усердие, целеустремлённость.

             Мы считаем, что границы возможностей гитары определить трудно – кажется, она может всё. Человек, серьёзно изучающий гитару, освоит её не только широчайший репертуар, но и удивительные исполнительские возможности.

        Работая над проектом «Мой лучший друг-гитара», мы изучили историю возникновения и развития гитарного искусства прошлых и современных веков, подробно познакомились с видами гитар, их устройством, звукоизвлечением. Нам удалось освоить игру на классической гитаре, овладев различными способами и приёмами. Мы провели опрос среди подростков нашей школы и выявили, что гитара является популярным музыкальным инструментом среди наших сверстников, следовательно, проведенное нами исследование подтверждает поставленную в начале гипотезу.

Несмотря на достигнутую цель, мы и  дальше будем  совершенствовать своё музыкальное мастерство. В будущем мы планируем показательное выступление для одноклассников. Возможно, кто-то заинтересуется этим инструментом и, тоже будет обучаться игре на гитаре.

    И если вы, после нашего выступления, пожелаете взять этот музыкальный инструмент в руки или хотя бы почувствуете к нему чуть большее  уважение, чем раньше, значит, наша задача выполнена.

IV.Литература

  1. БулучевскийЮ.,Фомин Ф. Краткий музыкальный словарь для учащихся –М.,:Музыка, 1989.

  1. Вольман Б.В. Гитара и гитаристы. – Л. :Музыка, 1968.

  1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.:Просвещение, 1989.

  1. Гульянц Е.И, Музыкальная грамота.  А5- М.: Аквариум ЛТД, 2001.

  1. Самин Д.К. Сто великих музыкантов. – М.: Музыка, 2004.

  1. Ширялин А.В. Поэма о гитаре. – М.: Молодая гвардия, 1994.

  1. Энциклопедический словарь: Музыка, песни, танцы, изд-во Р.Д. - 1997 год.

Приложение №1

Музыкальный словарь

Аккорд - одновременное звучание двух или нескольких нот.

Барре – техника исполнения аккордов, при которой сразу несколько струн за каким – то ладом прижимается одним пальцем.

Головка – самая верхняя часть гитары, к которой прикрепляются колки.

Дека – это верхняя поверхность гитары.

Классическая гитара – специализированные инструменты для исполнения классической музыки или произведений в стиле фламенко.

Колки – устройства, позволяющие натянуть каждую струну сильнее и ослабить её, меняя, таким образом, высоту струн.

Концертная высота – настройка гитары по камертону, по стандарту.

Корпус – это самая большая, полая часть гитары.

Лады – тонкие металлические стерженьки, расположенные вдоль грифа.

Медиатор – плоский пластмассовый треугольник, которым ударяют по струнам.

Относительная настройка гитары – настройка гитары не на стандартную концертную высоту, а относительно одной произвольно выбранной струны.

Резонаторное отверстие – отверстие, которое освобождает звук.

Приложение №2

Анкетирование

Уважаемые ребята!

Прошу принять участие в анкетировании, которое поможет мне выяснить ваше отношение

к музыкальному искусству.

1.Как вы считаете, какой музыкальный инструмент популярен среди молодёжи?

2. Есть ли в вашем окружении люди, которые владеют игрой на гитаре?

3.Хотели бы вы научиться игре на гитаре? Почему?

4.Слушаете ли вы музыку, где звучит гитара?

5.  Знаете ли вы имена известных гитаристов? Назовите их?

Спасибо за участие.

Приложение №3

Результаты анкетирования

                    

                                         

                 

                                                                 


Поделиться:

Домик зимней ночью

Как напиться обезьяне?

Проказы старухи-зимы

Этот древний-древний-древний мир!

«Течет река Волга»