• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект на тему «Волшебная сила звучания «живой» музыки»

Опубликовано Козинец Ольга Леонидовна вкл 09.04.2025 - 13:55
Козинец  Ольга Леонидовна
Автор: 
Шахов Ильяс

Проект на тему «Волшебная сила звучания «живой» музыки» принимал участие в Научно практической конференции. Занял призовое место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект на тему «Волшебная сила звучания «живой» музыки»28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №29 Школа на твоем берегу»

Творческий проект

Тема проекта:

«Волшебная сила звучания «живой» музыки»

Автор проекта:

Шахов Ильяс

                Руководитель проекта:

Козинец Ольга Леонидовна

Старопышминск 2022


Содержание

1.      Введение………………......................................................................2

2.      Основная часть

2.1    Воздействие музыки на человека………………..............................5

2.2    Влияние классической музыки …………………………………….8

2.3.   Исследование (опрос)……….……………...…………….……….10

3.    Заключение……………………….…………………...…………….11

4.   Используемые источники…….…………….....................................13

5.   Приложение…………………………………………………..……..14

   

1.Введение

       Музыка… Такая земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу.

      Уже с незапамятных времен человека окружали звуки.  Еще и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве.

Многие любят музыку, но не все знают о ее лечебных свойствах. Ещё в древние времена она использовалась для избавления от различных недугов, так как она вызывает в организме особую вибрацию, которая создаёт биополе, благотворно влияющее на нервную систему. Каждое произведение излучает собственную энергетику, поэтому важно правильно подобрать мелодию.

Проблема проекта: Как влияет музыка в живом исполнении на баяне на настроение человека?

Цель проекта: выяснить влияет ли  музыка исполненная на музыкальном  инструменте на эмоциональный настрой человека.

Чтобы достичь этой цели, нам придется решить следующие задачи.

                          Задачи:

  • Изучить опыт ученых о влиянии музыки на человека
  • Изучить влияние классической музыки на человека.
  • Определить репертуар произведений для баяна.
  • Провести опрос о влиянии музыки на настроение среди учащихся разных возрастов .
  • Провести показательное выступление в некоторых классах. 

Продукт моего проекта: Подборка музыкальных произведений, положительно влияющих на эмоциональное состояние на слушателей.

Гипотеза: музыка «в живом» исполнении  положительно влияет на настроение человека.

2. Основная часть

2.1. Воздействие музыки на человека

Еще в XIX в. ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог  академик Бехтеров считал, что музыка влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придают физическую бодрость. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте.  

  Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию.

       Мелодия – пробуждает не только эмоции, но и ощущение, влияние практически на все  жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

       Ритм - оказывает прямое воздействие на человека  - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхание, сердца.

Свое действие на организм музыка оказывает на двух уровнях. На психолого-эстетическом она отражается на настроении человека и его эмоциях. Она способна вызывать различные ассоциации и «рождать» фантазию. На физиологическом уровне звуковые волны воздействуют на органы слуха, тем самым приводят к активации биохимических процессов в организме на клеточном уровне. Благодаря данному феномену музыки, музыкотерапию используют не только для лечения «душевных травм», но и для устранения многих внутренних заболеваний.

Во многих университетах европейских стран существуют программы для подготовки музыкотерапевтов. Ведь давно известно, что музыка имеет расслабляющий и обезболивающий эффект. Этим уже пользуются анестезиологи, стоматологи, акушеры и психиатры. В санаторном лечении положительный эффект музыки часто используется для избавления от нарушений сна, вызванных стрессами или депрессиями. Специально подобранная мелодия позволяет восстановить здоровый сон у 45% пациентов после нескольких сеансов терапии, а к концу 10-дневного курса сон восстанавливается у 80%. Операции, которые проводятся во французском Национальном институте крови, происходят исключительно под музыкальное сопровождение. Музыкальные партии подбираются для каждого пациента отдельно в соответствии с характером заболевания и индивидуальными особенностями. Голландские врачи проводят исследования о влиянии музыки на сердечную деятельность. Они обнаружили, что людям, страдающим сердечными дисфункциями, полезно слушать мелодии в мажорных тонах. Также они заметили, что музыкальные произведения влияют на выработку гормонов эмоций: радости и тревоги.
        Как же понять какую мелодию стоит слушать, чтобы облегчить свое состояние? Все просто, необходимо прислушиваться к себе и ориентироваться на свои ощущения и эмоции, которые она вызывает. Как правило, аудиозаписи звуков природы, мантры, колыбельные и народные песни создают ощущение защищенности и полного спокойствия. Они оказывают положительное влияние не только на психику человека, но и нормализуют кровообращение, работу органов дыхательной и пищеварительной системы. Безусловно, надо слушать свои  любимые композиции. Пусть они не относятся к классическим произведениям, которые призваны целебными. Когда играет ваша любимая мелодия, вы приходите в тонус и у вас пробуждаются важные процессы в организме. В конце концов, она поднимает вам настроение и наводит на хорошие мысли. А как известно положительное мышление — это залог здоровья организма в целом.

2.2. Влияние классической музыки

               Ни для кого не секрет, что классическая музыка обладает весьма эффективным терапевтическим свойством. Особенно благоприятно она влияет на психоэмоциональное состояние человека. Звуковые колебания классических композиций так гармоничны, что приводят людей в состояние умиротворения и спокойствия. Помимо этого, она «убирает» чувство тревоги, беспокойства и нервозности. Произведения классиков даже способны повышать трудоспособность человека. Недаром многие великие композиторы совмещали музыкальную деятельность с наукой. Александр Порфирьевич Бородин, помимо того, что написал бессмертную оперу «Князь Игорь» и немало других произведений, был ученым-химиком. Гектор Берлиоз, нашумевший «Фантастической симфонией», был врачом. Но не стоит думать, что все так просто. Поставил хорошую музыку – и стал здоровым. Музыка может как помочь, так и навредить. Например, музыканты Харьковской филармонии, которые получили авторское право на специальные концерты для беременных, утверждают, что музыка Вивальди, Моцарта, Гайдна и Штрауса очень благотворно влияет на плод, а Баха – негативно. Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект.

              Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. Снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена. Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, ну конечно Чайковского. Если не знаете что делать с плохой памятью, вам должно помочь периодическое прослушивание произведений входящих в цикл «Времена года» Вивальди. 

2.3.  Исследование (опрос)

     Мы решили провести опрос среди одноклассников класса по оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.

     В своём исследовании мы использовали опрос (см.Приложение №1).

    Программа прослушивания длилась  3  минуты и состояла из фрагментов  двух частей музыкального произведения классической музыки:

 1. «Каприччиозо»  2 части (Капричио и Рондо)-  3 минуты

Анкета до прослушивания муз. Произведений

№

Вопрос

До

После

1

Какое у тебя настроение

Бодрое, веселое, радостное, взволнованное, спокойное, грустное, задумчивое, хмурое, тоскливое, напряженное, угрюмое, плохое, хорошее, очень хорошее, отличное

Бодрое, веселое, радостное, взволнованное, спокойное, грустное, задумчивое, хмурое, тоскливое, напряженное, угрюмое, плохое, очень хорошее, хорошее, отличное

2.

Изменилось ли твое настроение после прослушивания музыкального произведения

ДА

НЕТ

3

Слушал ли ты музыкальные произведения «в живом»  исполнении на  баяне?

4

Согласны ли вы с тем, что музыка, исполняемая  на инструменте, повышает настроение человека?

5

Согласны ли вы с тем, что музыка, исполняемая в аудиозаписи влияет на настроение также как музыка исполненная на инструменте?

Результаты проведенного анкетирования до прослушивания музыкальных произведений

В анкетировании приняли участие 56 учащихся (5 класс, 1 е и 1 н классы)

На 1 вопрос до прослушивания, в основном  ребята отвечали спокойное, задумчивое, тоскливое.

После прослушивания настроение у ребят заметно улучшилось. Ребята, в основном отвечали бодрое, веселое, радостное, отличное.  

Какое у тебя настроение

Бодрое, веселое, радостное, взволнованное, спокойное, грустное, задумчивое, хмурое, тоскливое, напряженное, угрюмое, плохое, хорошее, очень хорошее, отличное

Бодрое, веселое, радостное, взволнованное, спокойное, грустное, задумчивое, хмурое, тоскливое, напряженное, угрюмое, плохое, очень хорошее, хорошее, отличное

Изменилось ли твое настроение после прослушивания музыкального произведения

 53

3 

ДА

НЕТ

 

Слушал ли ты музыкальные произведения «в живом»  исполнении на  баяне?

 32 учащихся

24 

Согласны ли вы с тем, что музыка, исполняемая  на инструменте, повышает настроение человека?

 52

4 

Согласны ли вы с тем, что музыка, исполняемая в аудиозаписи влияет на настроение также как музыка исполненная на инструменте?

 3

 53

3. Заключение

     Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, опыт ученых о влиянии музыки на человека, нами были сделаны следующие выводы:

 1)музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;

 2)музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;

   Выдвинутая нами гипотеза о том, что музыка «в живом» исполнении  положительно влияет на настроение человека, была подтверждена  в ходе практической исследовательской деятельности.  Полученные результаты анкетирования подтвердили наше предположение.

   Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для хорошего настроения людей.

      В последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

          Классическая музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать.

       Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

        Продукт моего проекта: Подборка музыкальных произведений, положительно влияющих на эмоциональное состояние на слушателей готов.

Приложение № 3

5.   Используемые источники:

1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.

2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.

3. Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)

4. https://bestlavka.ru/muzykoterapiya-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka/

 


Поделиться:

Знакомые следы

Учимся ткать миленький коврик

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Карты планет и спутников Солнечной системы

Весёлые польки для детей