• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Герои в движении времени".

Опубликовано Очиртарова Маргарита Анатольевна вкл 16.04.2025 - 3:13
Очиртарова Маргарита Анатольевна
Автор: 
Горовой Савелий

Практико-ориентированный проект "Образовательное путешествие в мир балета". Направление - героический образ в балете, на основе балета А.И. Хачатуряна "Спартак".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spartak_issledovanie_ochirtarova_m.a._1_kurs.docx94.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство культуры Республики Бурятия

ГАПОУ «Бурятский республиканский хореографический колледж

им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева»

Практико-ориентированный проект

«Образовательное путешествие в мир балета»

Тема «Героический образ в балете»

Название проекта «Герой в движении времени».

                                                                               Авторы: Горовой Савелий, Васильев Дмитрий — студенты 1 курса

                                                                                Руководители:                                                                                

                                                                                     Преподаватель математики — Очиртарова М.А.

Преподаватель специальных дисциплин — Банзаракцаева А.А.

        

                                                             

г. Улан-Удэ

2025 год

Оглавление

1.

Введение. Актуальность. Цель и задачи

3-5

2.

Этапы выполнения проекта.

6

3.

Методы исследования.

6

4.

Основная часть.

 

4.1.

4.2.

5.

История балета «Спартак»

Патриотизм и героизм воинов разных времен

Практическая часть. Анкетирование.

 7-13

13-19

20-25

6.

7.

Заключение.

Список информационных источников.

27-28

29


Введение

«Героизм – это  прежде всего способность действовать».  

Томас Карлейль (британский писатель, историк, философ)

Изучение истории танца является неотъемлемой частью образовательного процесса для учеников и студентов хореографического колледжа. Формат практико-ориентированного проекта дает возможность студентам самостоятельно изучить наиболее интересующую тематику, а научно-практическая конференция «Образовательное путешествие в мир балета» позволяет будущим артистам и балетмейстерам более подробно изучить специфику постановки танца, выявить закономерности и связи, что также делает образовательный процесс более углубленным. Кроме того, участие в конференции несет значимый опыт, так как развивает интерес к профессии и позволяет будущим артистам изучить творческий путь, опыт и историю создания тех или иных произведений и более глубоко взглянуть на работу постановщиков и композиторов.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время молодое поколение не знает и не помнит тех, кто ценой своей жизни совершал героические поступки, многие забывают подвиги своих воинов и не интересуются своими традициями, поэтому отсутствует уважение к историческому прошлому и гордость за Отчизну.   

        В наше время, когда растет подростковая бездуховность, безответственность и социальная апатия молодежи, как никогда, необходимо прививать любовь к Родине, к своему народу. России нужны успешные, смелые, честные и порядочные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, способные к самопознанию, самореализации, самоутверждению, умеющие отстаивать свое Отечество и защищать свой народ.

Современные реалии делают тему героизма и «героев нашего времени» вновь актуальной. Также тема «Героический образ в балете» вызывает у студентов колледжа особенный интерес. В год, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также в связи с проведением специальной военной операции, тема героев и героизма является особенно актуальной.

Именно балет «Спартак» советского композитора Арама Хачатуряна называют одним из самых ярких выражений традиций советской хореографии в области создания героического балета.

Гипотеза: Классический танец обладает огромным потенциалом в воспитании подрастающего поколения. Он позволяет передавать эмоции, драматизм событий и героизм людей через движение, музыку и выразительность тела. В контексте воспитания молодежи такие постановки становятся мощным инструментом патриотического воспитания, помогают формировать уважение к истории страны и сохранять память о героях прошлого и настоящего. Но в настоящее время таких балетных постановок не хватает.

Проблема: студенты колледжа в меньшей степени осведомлены о подвигах и героях нынешнего времени, также героический образ в понимании многих студентов связан с мифологией и персонажами сказок.

Цель проекта: изучить героический образ на примере  балета «Спартак», рассмотреть примеры воинов-героев для осмысления в творчестве , чьи подвиги могут стать основой будущих постановок.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • изучить материалы по данной теме;
  • описать основные исторические события;
  • провести анкетирование студентов колледжа;
  • обработать, обобщить, проанализировать полученную информацию;
  • сделать выводы;
  • создать балетную композицию о воинах-героях.

Предмет исследования нашей работы – балет «Спартак» и героические образы воинов.

Объект исследования: студенты «Бурятского Республиканского хореографического колледжа имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева».

2. Этапы выполнения проекта

№

сроки

содержание работы

результат

1

декабрь

Сбор информации из различных источников.

Накопление информации.

2

январь

Анализ информации. Ранжирование информации.

Отобрана актуальная информация.

3

февраль

Работа над текстовой частью проекта.

Практическая часть реферата.

Анкетирование студентов. Обработка результатов опроса для реализации практической части проекта.

4

март

Подготовка балетной композиции.

Композиция «Героический образ в балете»

5

апрель

Защита проекта на НПК

Выступление на НПК.

3. Методы исследования

Для достижения поставленной цели:

- изучение   материалов  по данной теме;

-  анкетирование студентов;

- систематизация  результатов, полученных в ходе опроса;

- организованы: просмотр фильма, балета, беседы со студентами;

- выполнены эскизы и наброски рисунков;

- составлены балетные композиции.  

4. Основная часть

4.1. История балета «Спартак»

Балет «Спартак» считается величайшей работой композитора Арама Ильича Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на крупнейших сценах мира. Его ставили Леонид Якобсон, Игорь Моисеев, Юрий Григорович, Евгений Чанга и другие балетмейстеры.

«Спартак» — балет в 4 актах 9 картинах. Партитуру балета А.И.Хачатурян начал в 1950 году, после поездки в Рим. Оригинальный сценарий балета был написан драматургом Николаем Волковым, литературной основой для сценария послужили различные исторические материалы и художественные произведения.

Впервые балет был поставлен хореографом Леонидом Якобсоном в Ленинградском театре оперы и балета, премьера состоялась 27 декабря 1956 года, в 1958 году был перенесён на сцену Большого театра.

В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело поднимался против поработителей за свою свободу и независимость».

Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <...> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954 года. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л.Якобсона (1904—1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал ... героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников ... намечали образ военной машины ... Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов ... сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.

Спектакль Юрия Григоровича (премьера состоялась 9 апреля 1968 года в Большом театре) построен на чередовании контрастных эпизодов, раскрывающих драматический конфликт. «Спартак» в отличие от прежних работ хореографа характеризуется мастерством построения всего спектакля. Хореографический язык прежний — действенный классический танец. В танце решается и образ деспотичного Рима, и образ восстания. Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые дорисовывают его хореографический портрет. Образ Спартака вырастает из танцев рабов, гладиаторов, пастухов. Эта особенность построения центральных образов спектакля стала особенно ценной, когда на смену выдающимся артистам пришли не столь яркие исполнители, и великолепный кордебалет Большого театра своим совершенным мужским танцем буквально дорисовывал требуемые масштабы личностей.

Виртуозный, полетный танец главного героя создавал образ поистине свободного человека. Уникальная пластическая свобода Владимира Васильева делала его Спартака героичным изначально и навсегда. Думается, что сам образ героя балета рождался у Григоровича с учетом личностных и профессиональных качеств Васильева — человека и артиста. Михаилу Лавровскому в этой роли потребовались дополнительные краски. Его герой был мужественен и решителен, он лишь постепенно становился легендарным вождем.

«Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет. Поэтому и образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина (Нина Тимофеева) — коварна и обольстительна, Фригия (Екатерина Максимова) — нежна и верна. Недаром, когда спектакль наградили Ленинской премией — высшей наградой тех лет, в списке лауреатов значились одни мужчины.

«Спартак» — это самое яркое современное выражение традиций советской хореографии в области создания героического балета. Этот спектакль представляет собой торжество, триумф героического мужского танца», — писал известный советский критик Б. Львов-Анохин.

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии России им. М.И. Глинки, Петр Тимофеевич Абашеев также был исполнителем партии Спартака. Как бы сама природа наделила его богатырским телосложением для свершений благородных подвигов во имя народа. Наивысшей точки исполнительское мастерство П. Абашеева достигает именно в партии Спартака из одноименного балета А. Хачатуряна в постановке балетмейстера А. Батубаевой. Спартак в исполнении П. Абашеева – это бесстрашный гладиатор, поднявшийся на борьбу против угнетения и рабства, за свободу, равенство и достоинство человека как Личности. 

Образ героя в балете «Спартак»

Балет «Спартак», созданный композитором Арамом Хачатуряном, рассказывает историю о борьбе за свободу и справедливость. Главный герой, Спартак, символизирует не только физическую силу, но и духовную стойкость. Его образ вдохновляет зрителей на размышления о ценностях свободы и справедливости, что делает его актуальным и в современном контексте.

Спартак, как герой, олицетворяет идеалы, которые важны для воспитания молодежи: смелость, преданность и готовность к самопожертвованию. Эти качества особенно важны в условиях, когда молодежь сталкивается с различными социальными и моральными вызовами.

Хореография в балете «Спартак»

Хореография играет ключевую роль в передаче характера главного героя. Она подчеркивает его силу, решимость и внутреннюю борьбу, делая акцент на мощь движений и драматизм сценического действия. Вот несколько аспектов, которые помогают передать характер Спартака через танец:

1. Динамичные движения: Спартак часто изображается через энергичные прыжки, резкие повороты и широкие шаги. Эти элементы подчеркивают его физическую мощь и уверенность в себе. Музыку Арама Хачатуряна дополняют мощные аккорды и ритмы, усиливающие впечатление от танца.

2. Экспрессивность жестов: Жестикуляция Спартака выражает его эмоции и внутренние переживания. Широкие взмахи рук, напряженные позы и выразительные мимика передают его страстную натуру и стремление к свободе.

3. Партнерские танцы: Сцены дуэта между Спартаком и Фригией показывают нежность и уязвимость героя. Эти моменты контрастируют с его воинственным характером, подчеркивая многогранность его личности.

4. Боевые сцены: Битвы и сражения, представленные в балете, демонстрируют мужество и стойкость Спартака. Быстрая смена позиций, удары ногами и руками создают ощущение реальной опасности и напряжения.

5. Массовость: Массовые сцены, где Спартак возглавляет толпу восставших рабов, передают чувство единства и солидарности. Хореографическая композиция подчеркивает лидерские качества героя и его способность вдохновлять окружающих.

Таким образом, хореография в «Спартаке» помогает зрителям глубже понять внутренний мир персонажа, его мотивацию и эмоциональное состояние, создавая целостный образ сильного и благородного героя.

4.2. Патриотизм и героизм воинов разных времен

        Несмотря на смену времен и политических систем, с древности по настоящее время героизм ассоциируется, прежде всего, с мужеством и стойкостью человеческого характера, силой духа и преданностью Родине.

Все мы знаем, помним примеры героизма и невиданного человеческого мужества во время Великой Отечественной войны, Афганской, Чеченской войн и СВО, а также российские военные и в наше мирное время, жертвуя жизнью и здоровьем, защищают интересы Родины и становятся героями.  Герои – это обычные люди. Статус, воспитание и род занятий, не имеют значения. Героем может стать тот, на кого не подумаешь. В необходимый момент проявляются приоритеты «Если не я, то кто же?», способность к сочувствию, желание помочь другим людям, спасти не себя, а товарища или вообще незнакомых людей. Как правило, это очень скромные люди. Мы живем с ними по соседству, ходим по одним улицам, здороваемся. А потом узнаем, что они становятся Героями России и на их счету множество спасенных жизней. И многие из них погибают на боевом посту, оставаясь настоящими патриотами.  

          Воспитание чувства патриотизма — это процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Дети должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины и историю своей семьи. Должны знать в лицо своих героев.

          Именно великое искусство балета позволяет показать героические образы своего народа, передает нам исторические знания о подвигах героев разных времен. В своей работе сделали краткий экскурс по нашей теме, который по нашему мнению может стать источником таких произведений искусства.

Героические образы Древней Руси:

Илья Муромец. Самый популярный богатырь, защитник земель русских. Сын муромского крестьянина, парализованный до 33 лет, получил дар снова ходить от старцев-калик и возглавил оборону Древней Руси.  

Добрыня Никитич. Прославленный русский богатырь, персонаж народных эпических песен. Храбро сражается с врагами Русской земли, племенами кочевников и фантастическими чудовищами.  

Алёша Попович. Популярный герой славянского эпоса, входит в легендарную тройку русских богатырей. Молодой витязь был отважен и ловок, остроумен и расчётлив. В бою он чаще всего одерживал победу не грубой силой, а хитростью и смекалкой.

Великие русские полководцы:

Александр Невский (1221-1263) — князь Новгородский, одержал победу в Невской битве (1240 год), разгромив шведские войска, которые пытались захватить новгородские земли. В Ледовом побоище (1242 год) одержал победу над рыцарями Ливонского ордена, которые также стремились завоевать Новгород.

Дмитрий Иванович Донской (1350 - 1389) — князь Московский, великий князь Владимирский и князь Новгородский, одержавший победу в Куликовской битве над войсками Золотой Орды, что привело к завершению многолетнего доминирования Золотой Орды над русскими землями и показало готовность к борьбе за суверенитет.

Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — великий русский полководец, основоположник русской военной теории, кавалер не только всех российских орденов своего времени, но и нескольких иностранных. Не проиграл ни одного сражения, включая те, где силы противника значительно превосходили российскую армию по численности. Участвовал в более чем 60 сражениях. Изложил свой военный опыт в книге «Наука побеждать», которая стала обязательным чтением для всех военных экспертов и начальников.

Михаил Илларионович Кутузов (1745–1813) — известный полководец, принимал участие во многих военных компаниях, начиная с юного возраста. Его заслуга – это разгром войск Османской империи в Русско-турецкой войне 1806–1812 годов. Также находился в статусе главнокомандующего в период Отечественной войны 1812 года,  где Российская империя одержала победу над Наполеоном.

Великая Отечественная война (1941-1945 годы)

          Подвиги, совершенные в годы ВОВ, невозможно переоценить. На защиту Родины тогда встала вся наша многонациональная страна. Война длилась 3 года, 10 месяцев и ещё 18 дней. Мы потеряли самое большое количество народа за всю историю войн - 26 миллионов 452 тысячи жизней. Сотни сожженных дотла деревень, поселков, стертых с лица земли, разрушенных городов, но не покоренных немецкими оккупантами. Каждый отдавал для защиты всё. Бились на фронте, воевали в партизанских отрядах, страдали в фашистских концентрационных лагерях, без сна и отдыха трудились в тылу, приближая День Победы.

          Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно предать забвению подвиг наших солдат, наших героев. На защиту Родины встало не только взрослое население страны, но даже 6-7 летние дети. Они так же, как взрослые совершали героические поступки, поэтому детям были присвоены звания «Пионеры - герои». Оборону от фашистских захватчиков держали целыми городами, поэтому 12 городов и Брестская крепость получили звание «Город - герой». Есть герои – люди, а есть и города. В этих городах каждый квадратный метр земли был пропитан кровью. Тонны бомб и снарядов падало на головы мирного населения.

         За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, высокого звания удостоены 11 657 человек (3051 человек — посмертно), в том числе дважды — 108 (из них восемь — посмертно). Среди Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны — 90 женщин (49 — награждены посмертно).

Афганская война (1978-1989 годы)

          Это событие, мало кому известное, произошло в Пакистане в 1985 году. В лагере афганских беженцев Бадабер, который был одновременно военной базой и Центром подготовки боевиков-моджахедов, в котором находилось шесть складских помещений с оружием и боеприпасами. В трех подземных тюрьмах содержались 12 советских и 40 афганских военнопленных. На Родине они числятся «без вести пропавшими». Особенно к нашим солдатам там относились с изуверской жестокостью, содержали в ужасных, нечеловеческих условиях, за малейшую провинность комендант жестоко избивал узников плетью со свинцовым наконечником. Заковывал их в цепи и кандалы,  от которых на руках и ногах гноилась не только кожа, но и кости, посылал на самые тяжёлые работы в каменоломню,  кормили очень соленой пищей и давали глоток воды в сутки. 26 апреля 1985 года в 18 часов,  когда весь личный состав боевиков лагеря построился на плацу для вечерней молитвы, 24 советских и афганских военнопленных, разоружили охранников и захватили склад с оружием, боеприпасами и заняли оборону на крыше башни, где установили пулеметы, минометы, гранатометы. Против обороняющихся были применены реактивные системы «Град», танки и военные вертолеты Пакистана. И был нанесен бомбовый удар. В результате прямого попадания снаряда сдетонировали хранившиеся на складах боеприпасы. Первый взрыв был такой силы, что осколки разлетелись в радиусе нескольких километров. Последовало еще несколько десятков разрывов. В чужое небо, словно последний салют героям Бадабера, взметнулись сотни горящих снарядов и мин. Казалось, что в огненном аду не смог выжить никто. Но даже после того, как стены были разрушены и в крепость ворвались озверевшие моджахеды, бой продолжался. Раненые и обожженные советские воины встретили врагов автоматными очередями. Моджахеды забросали их гранатами, умирающих добивали штык-ножами. Был приказ: «Русских в плен не брать!»

Чеченская война (1994-1996, 1999-2000 годы)

          История о гибели псковских десантников – самой большой потере во второй чеченской войне. Яркий пример героизма, мужества и стойкости. В Аргунском ущелье, в ночь с 29 февраля на 1-ое марта 2000 года, стояла 6-ая рота 76-й Псковской гвардейской воздушно-десантной дивизии. Она приняла неравный бой с чеченскими боевиками Хаттаба и Басаева. 2500 боевиков против 90 наших бойцов, 27 против одного. Бой вели всего два взвода, так как третий, растянувшийся при подъёме на склоне, был обстрелян и уничтожен боевиками. Рота сражалась, удерживая высоту, 20 часов. Все, как один, вступили в схватку с озверевшими бандитами и не отступили ни на шаг, до последнего дыхания удерживая вход в ущелье. Погибло 84 десантника. Они до конца выполнили свой воинский долг. 6-ая рота – это рота героев. 22 воина удостоены высшей награды Родины – Герой Российской Федерации (из них 21 – посмертно), 68 награждены орденом Мужества (64 – посмертно).

Алдар Цыденжапов ценой своей жизни спас 300 человек                                    

Матрос Тихоокеанского флота России Алдар Цыденжапов погиб 19-летним во время несения службы на эсминце "Быстрый". Осенью 2010 года он предотвратил крупную аварию – спас и сам корабль, и 300 членов экипажа.

          Утром 24 сентября, когда весь экипаж эсминца находился на борту и готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку, в машинном отделении корабля вспыхнул пожар из-за замыкания электропроводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар, заступивший на дежурство в качестве машиниста котельной команды, сразу кинулся перекрывать утечку топлива. Около девяти секунд он находился в центре пожара. После устранения утечки смог самостоятельно выбраться из охваченного пламенем отсека, получив сильнейшие ожоги. Алдар и подоспевшие сослуживцы предотвратили мощный взрыв, который непременно последовал, если бы не успели отключить энергоустановки корабля. На кону была жизнь всех членов экипажа. В тяжелейшем состоянии матрос был доставлен в госпиталь. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Служить герою оставалось меньше месяца.

          Указом президента России Алдару Цыденжапову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Именем героя названы улицы, установлены мемориальные доски, памятники, имя Цыденжапова присвоено школе в Улан-Удэ.

          Память неподвластна времени. Бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века.

Специальная военная операция

          В трудные времена, когда судьба страны зависит от каждого человека, настоящие герои выходят на передовую. Их подвиги – это не просто служебные обязанности, а истинное проявление чести, мужества и любви к Родине. Эта история сложена из самоотверженности, готовности рисковать жизнью и глубокого чувства долга перед Родиной. 

Гвардии старший лейтенант Балдан Баирович Цыдыпов заслужил Золотую Звезду Героя России, когда спас полторы сотни своих сослуживцев, прикрыв их отход из-под шквального огня противника. А они вытащили потерявшего сознание командира из-под вражеского обстрела. 30 марта 2022 года мотострелковый батальон, где Балдан Цыдыпов служил командиром взвода, получил приказ о передислокации. Но при его выполнении российские военнослужащие попали в засаду в лесном массиве. Украинские противники узнали об их передвижении и устроили массированный артобстрел. Два часа он мужественно отражал атаки, отстреливаться продолжал, пока вновь не получил ранение и не потерял сознание Тяжелая контузия, переломы, ожоги, осколочные ранения, раздробленная стопа – Балдан оказался на волоске от смерти. На тот момент ему было всего 23 года. За отвагу бойца представили к ордену Мужества.

Знайте российские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!

Знайте, российские люди, что кровь в вас течет великих героев,

Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!

Знайте и чтите российские люди подвиги братьев, отцов и дедов!

5. Практическая часть

5.1. Анкетирование студентов

Мы провели анкетирование студентов Бурятского хореографического колледжа имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева. В исследовании приняло участие 32 человека в возрасте от 15 до 19 лет: 19 девочек и 13 мальчиков.

Возраст студентов от 15 до 19 лет.

  1.  «Кто по вашему мнению герой?»
  • Защищает свою Родину – 9 человек
  • Совершает хорошие поступки – 8 человек  
  • Жертвует собой – 5 человек  
  • Совершает подвиг – 4 человек  
  • Алдар Цыденжапов – 3 человека
  • Не знаю – 1 человек  
  • Николай Гастелло – 1 человек  
  • Мама и папа – 1 человек

 

  1. Какие качества присущи герою?
  • Отвага -14
  • Мужество -13
  • Смелость -13
  • Доброта -11
  • Храбрость -10
  • Честность - 9
  • Милосердие - 8
  • Вера, крепость духа - 8
  • Ответственность - 6
  • Самоотверженность -6
  • Ум, мудрость - 6
  • Патриотизм - 6
  • Бесстрашие -3
  • Решительность -3
  • Смекалка -2
  • Бескорыстие -2
  • Внимательность -2
  • Целеустремленность -2
  • Надежность - 1
  • Справедливость-1
  • Оптимизм-1
  • Качества, как у обычного человека - 1  
  1. «Каких героев древности ты знаешь»?
  • Геракл - 18 человек
  • Одиссей - 11 человек
  • Персей – 5
  • Илья Муромец – 5
  • Александр Невский – 5
  • Спартак - 4
  • Зевс – 4
  • Ахиллес – 4
  • Великий Гэсэр – 1
  • М. Кутузов – 1
  1. «Кого из героев Великой Отечественной войны ты знаешь?»  
  • Зоя Космодемьянская – 13 человек
  • Герои-пионеры – 7 человек
  • Александр Матросов – 7 человек
  • Виктор Талалихин – 4 человек
  • Г. Жуков – 3
  • Д. Карбышев – 1
  • К. Рокоссовский – 1
  1. «Как ты о них узнал?»
  • Из интернета-10
  • Из книг - 5
  • На уроках истории-3
  • Википедия - 2
  • В библиотеке - 2
  • Из фильмов -1
  • Из СМИ -1

  1.  «Кого из героев нашего времени ты можешь назвать?
  • А. Цыденжапов – 22
  • Добровольцы, участники СВО-5
  • Врачи -3
  • Затруднились ответить – 3
  • Спасатели/пожарные -3
  • Б. Цыдыпов – 2
  • Волонтеры -2
  • Полицейские-2
  • Учителя-2
  • Родители -1
  1. Как ты о них узнал?
  • Фильмы - 7
  • Интернет - 5
  • Классные мероприятия - 3
  • СМИ - 3
  • Рассказы родителей, знакомых -2

Большинство ответов на вопрос «Кто по вашему мнению герой?» – это общая характеристика того, кого студенты могут назвать героем. При этом, некоторые студенты ответили на этот вопрос конкретно, называя имена Алдара Цыденжапова, Николая Гастелло, а также родителей.

Если говорить о героях Великой Отечественной войны, то студенты продемонстрировали знание имен известных Героев СССР, совершивших знаменитые подвиги. По одному разу назвали К.К. Рокоссовского, генерала Д.Карбышева, маршала Г.Жукова, были и такие ответы как «много», «не знаю». Героев СССР из Бурятии, получивших почетное звание в годы ВОВ, студенты не назвали.

Из героев «нашего времени» опрошенные уверенно называют имя Алдара Цыденжапова. Существенную роль в этом сыграл художественный фильм «9 секунд», которые студенты посетили во время организованного колледжем выхода. Из героев России, получивших это звание во время проведения СВО, только два человека назвали Балдана Цыдыпова.

Указывая источники, из которых студенты узнали о героях, чаще упоминаются книги, учебники, СМИ, фильмы, соцсети.  Таким образом, существенную роль в известности героя играют именно художественные произведения ввиду того, что они наиболее ярко демонстрируют характер героя и его фигуру.

Ключевые качества героя, по мнению опрошенных нами студентов – это храбрость, мужество, самоотверженность. качество, которое проявляется в готовности жертвовать своими интересами ради блага других. Чаще всего, героем опрошенные студенты называли тех, кто защищает свою Родину. Именно этот ответ вдохновил нас выразить героизм защитников Отечества разных поколений и периодов в танце.

Практическая работа.

Постановка номера была выполнена студентом ВСГИК Жапаровым Ильдусом под руководством Банзаракцаевой Айталиной Афанасьевной, заслуженной артисткой РС(Я), доцентом кафедры хореографического искусства ВСГИК.

Для реализации практической части нашей работы мы решили создать творческий  номер. Композиция поставлена под музыку из балета Арама  Хачатуряна. В балете под эту музыку показана сцена битвы Спартака с Крассом.  В ней представлены собирательные образы героев разных времен и народов. Начинается композиция с партии, символизирующей образ Спартака, т.к. на основе одноименного балета написан данный проект.  Движения героя показывают его  физическую силу, уверенность в своих действиях. Энергичные прыжки, повороты не дают повода усомниться в его качествах лидера. Движение рукой с факелом символично для нашего героя - это как символ освобождения от рабства, врагов, темных сил,  Второй образ - символ былинного русского богатыря. Его движения, походка , вращение «бочонок» по кругу– поступь того, кто всегда защищал свою родную землю от врагов.

Образ моряка как центральная фигура нашей композиции. Он выполняет характерные для его героя движения: веревочка, разножка.  Его герой  напоминает всем о подвиге нашего земляка – Алдара Цыденжапова, Он был очень молодым, но не задумываясь пожертвовал собой для спасения своих товарищей.

Конечно, в нашей композиции не могло не найтись места для героя, символизирующего победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Народ, ставший освободителем от фашизма не только своей страны, но и других стран Европы, не должен забывать свое прошлое.

Еще один участник нашей композиции – герой нашего времени, кто сейчас защищает нашу страну. Для них подобрали движения: кувырок вперед, приседания, колесо, военная стойка.

Массовой сценой показали, что героев во все времена объединяли общие качества. Это и символ единения для достижения общей победы. Они демонстрируют величественные позы. Поднимая моряка на вытянутые руки, ставя его в центр - еще раз подчеркивают значимость  героя нашего народа. Своей работой хотим еще раз напомнить, что надо знать и помнить своих героев!  Хотим показать, что подвиги многих героев нашего времени могут стать материалом для творчества: фильмы, книги, балетные постановки.

Заключение

Классический танец обладает огромным потенциалом в воспитании подрастающего поколения. Он позволяет передавать эмоции, драматизм событий и героизм людей через движение, музыку и выразительность тела. В контексте воспитания молодежи такие постановки становятся мощным инструментом патриотического воспитания, помогают формировать уважение к истории страны и сохранять память о героях прошлого и настоящего.

Балет «Спартак» в свою очередь можно назвать осмыслением темы героизма в сложный для страны период, период Великой Отечественной войны. «Спартак», как и другие произведения о героях, играют важную роль в воспитании подрастающего поколения. Они не только развивают художественные навыки, но и формируют ценности, которые необходимы для формирования ответственного и патриотичного гражданина. Образ героя, представленный в балете, вдохновляет молодежь на подвиги и служит напоминанием о важности сохранения исторической памяти.

Такие произведения позволяют молодому поколению глубже проникнуться атмосферой событий, прочувствовать важность подвига каждого участника сражений и узнать больше о конкретных исторических персонажах.

Например, история Героя России Алдара Цыденжапова, который пожертвовал собой ради спасения экипажа корабля, может стать основой для танцевальной композиции. Эта история символизирует самопожертвование, отвагу и преданность Родине — качества, которые важно прививать молодым людям. Через танец зрители смогут увидеть и почувствовать трагедию момента, глубину человеческого мужества и благородство поступка.

В год, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также в Год защитника Отечества, теме подвигов военнослужащих и героизма следует уделить особое внимание. Представленный проект может быть полезен преподавателям и специалистам колледжа, для формирования плана мероприятий, посвященных героям Бурятии и России разного времени. Подвиги героев напоминают нам о том, что в самые трудные времена человеческая храбрость и солидарность становятся оплотом надежды. В нашей балетной постановке мы показали образы героев древности и нашего времени. Во время проведения исследования было выявлено, что современные подростки больше знают героев древности, чем современного мира, но подробное ознакомление приводит к устранению этой проблемы. Героические образы, отраженные в нашей балетной постановке, знакомят с проявлениями героизма в разные времена. Пусть память о героях всегда живёт в сердцах, а их примеры вдохновляют на добрые дела и новые победы.  

Список информационных источников

  1. Н.М. Карамзин История государства Российского от VI века до начала XVI века – М: АСТ Астрель, 2009 г.
  2. Р. Джованьоли «Спартак»: издательство Молодая гвардия,1954 г
  3.  А.И.Хачатурян  О музыке, музыкантах, о себе. Ереван, 1980
  4. Г.Г.Тигранов  А.И.Хачатурян Л, 1978
  5. Русские богатыри: издательство Детская литература, 2014 г.
  6. Материалы сайтов:

https://www.belcanto.ru/ballet_spartacus.html

https://istok88.ru/wp-content/uploads/2020/02/Города-герои.pdf

https://russian7.ru/post/russkikh-v-plen-ne-brat/

https://irsepi.ru/stranicy-istorii-chechenskaya-vojna/

https://www.shutterstock.com/ru/search/russian-soldiers-ukraine

https://www.irk.kp.ru/daily/27600/4924278/

https://www.irk.kp.ru/daily/217184.5/4290888/


Поделиться:

Смородинка

Карандаши в пакете

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Фотографии кратера Королёва на Марсе

Снежная книга