Гуманитарный проект "Литературно - музыкальная композиция по творчеству поэтов юбиляров: Б. Окуджава (100 лет), Н. Матвеева (90 лет), Ю. Визбор (90 лет).
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132.61 КБ |
Кейс № 1: Вечер авторской песни или литературно - музыкальная композиция по творчеству поэтов юбиляров: Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Визбор.
Организация - работодатель: МБУК «Библиотека русской поэзии XX века им. В. Сербского».
Отчёт по проекту
Проект: Литературно - музыкальная композиция по творчеству поэтов юбиляров: Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Визбор.
Авторы проекта
Учащиеся школы МБОУ «Гимназия № 1 им. А. А. Иноземцева».
Состав команды: Трофимова Василина 7 «А», Селезнёва Анна 7 «А», Капустина Варвара 7 «А»
Куратор команды от школы: Власевская Валентина Владимировна
Братск, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Аннотация……………………………………………………………………3 #1042;ведение………………………………………………………………………3-4 3. Что такое авторская песня? История возникновения в России…………...4 4. Разработка сценария…………………………………………………………5-11
5. Реализация мероприятия……………………………………………………11
6. Выводы………………………………………………………………………..12
7. Список литературы……………………………………………………………12 8. Приложение (презентация, видеоролик)…………………………………….12
АННОТАЦИЯ
Данный проект задуман с целью познакомить школьников с таким мало популярным ныне музыкальным жанром, как авторская песня и с творчеством поэтов – юбиляров: Б. Окуджавой, Н. Матвеевой, Ю. Визбором.
Тема актуальна. В современном музыкальном мире среди многообразия жанров, наиболее популярна бездумная, пустая музыка, недоступная для сердца и души. Привлечение внимания к жанру "Авторская песня" с простым ритмом и незамысловатой мелодией, но в то же время глубоким смыслом, способно благотворно повлиять на эстетическое развитие в целом и в частности на отношение к музыкальному восприятию подростков, детей и даже взрослых.
Данный проект рассчитан на учащихся с любым уровнем знаний по музыке и будет вполне посилен для выполнения и достаточно интересен всем ученикам.
Основная форма занятий: практическая работа, работа с дополнительными источниками информации (в том числе с Интернет-ресурсами), финалом которой является систематизация полученных результатов и разработке сценария литературно – музыкальной композиции.
Результат данного проекта позволит раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии через творчество поэтов песенников.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Этот музыкальный жанр был очень популярным в 60-е годы, а сейчас незаслуженно забыт. А ведь многие поколения молодежи воспитывались на песнях Б. Окуджавы, В. Берковского, Ю. Кима и многих других бардов.
Это не просто музыка, это поэзия, глубокая, проникновенная, чувственная, положенная на музыку и исполняемая в кругу друзей, единомышленников, людей умных, неравнодушных.
Авторская песня может научить ребят думать и чувствовать.
Цель проекта: поближе познакомиться с жанром авторской песни и с творчеством поэтов – юбиляров Б. Окуджавой (100 лет), Новеллой Матвеевой (90 лет) и Ю. Визбором (90 лет).
Разработка сценария мероприятия и реализация его.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
проанализировать исторический материал
познакомиться с творчеством поэтов-юбиляров.
выбрать понравившиеся песни и стихи поэтов
разработать сценарий мероприятия
реализация мероприятия
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (теоретическая)
Что такое авторская песня? История возникновения в России.
Существует такая притча.
Давным-давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался – Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.
Авторская песня- своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня (бард– народный певец у древних кельтских племён), самодеятельная песня, «поэзия под гитару» (Б.Окуджава). Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристическими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и туристических походах.
Авторская песня, или Бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Основной упор делается на поэтичность текста.
Жанровое многообразие авторской песни: - Тема природы - Тема дружбы - Тема любви - Тема войны (Афганская война, Великая Отечественная война)
Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали В. Высоцкий, А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, А. Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»).
Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).
С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство. Но в творческом отношении не происходит ничего нового. «Поющие поэты» покинули площади и стадионы и вновь вернулись в породившую их интеллектуальную среду.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
4. Разработка сценария.
Первым этапом нашей работы над составлением сценария стал поиск информации про поэтов – юбиляров их биография и творчество. Всю собранную информацию мы проанализировали и выбрали самое интересное и запоминающееся на наш взгляд.
Вторым этапом работы стала разработка сценария мероприятия и презентации к нему и вот что у нас получилось.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству поэтов юбиляров Б. Окуджавы, Ю. Визбор, Н. Матвеева.
Слайд 1. Звучит песня Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».
Ведущий № 1. Сегодняшняя наша встреча посвящена авторской песни и творчеству поэтов – юбиляров Булату Окуджаве, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, Новелле Матвеевой, которой исполнилось бы 90 лет и Юрию Визбору, которому тоже исполнилось бы 90 лет.
Слайд 2. Сейчас для вас прозвучала песня одного из оригинальнейших русских поэтов 20 века, признанный основоположник авторской песни, Б. Ш. Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Тогда он не знал, что 9 мая станет знаменитым Днём Победы.
Слайд 3. Отец – грузин, а мать – армянка. Оба были довольно высокопоставленными партийными работниками. Дома родители говорили с сыновьями по-русски, часто водили их на оперу и концерты, Булат с юных лет знал репертуар оперного театра, и рано начал сам писать стихи и прозу.
В 1934 году семья переехала в Нижний Тагил. Отца назначили первым секретарем городского комитета партии, мать – секретарем райкома. В 1937 родителей арестовали, отца расстреляли, а мать сослали в карагандинский лагерь, в котором она провела долгих 9 лет. Булат Окуджава с братом возвратился в Москву к бабушке. Жил на Арбате, учась в школе, подрабатывал в театре статистом и рабочим сцены.
Слайд 4. В 1941, с начала Великой Отечественной войны, работал токарем на оборонном заводе.
В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на войну. Тема войны всегда особенно волновала поэта-песенника. Теме войны Булат Окуджава посвятил много песен, о ней он писал свои киносценарии. Стихотворения и песни Б.Окуджавы не столько о войне, сколько против нее.
Из воспоминаний Б.Окуджавы:
«…На войну я шел добровольцем, после девятого класса, в 1942году. Есть у меня об этом рассказ «Утро красит нежным светом…» Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но и романтиком тоже, конечно. Романтизм очень скоро, буквально через несколько дней улетучился: оказалось война – это тяжелая, кровавая работа. Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо - Кавказский фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко…»
Сейчас я познакомлю вас со стихотворением Б. Окуджавы « Ах, война, что ты сделала, подлая»
Слайд 5. Чтение стихотворения «Ах, война, что ты сделала, подлая…»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Слайд 6. Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню.
Из воспоминаний Б.Окуджавы
«Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...
Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал» «Мы за ценой не постоим…»
( исполнение песни)
Слайд 7. Какой – то особой магией обладают некоторые словосочетания стихов и песен Б.Окуджавы. Они как – то незаметно входят в состав нашей души, заставляют задуматься о многом, понимать друг друга. И на призыв Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова», хочется сказать: «Давайте». Эти добрые слова, по – моему, дороги тем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому верно служит хорошая бардовская песня.
Ведущий № 2. Так же мы хотели бы вам рассказать о поэтессе, авторе собственных песен:
Слайд 8. Нове́лла Никола́евна Матвеева— советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед. Родилась 7 октября 1934 года в Детском Селе.
Слайд 9. Отец — Николай Николаевич Матвеев-Бодрый, географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по мировоззрению романтик (отсюда имена детей — Новелла и Роальд). Мать — Малькова Надежда Тимофеевна, преподавательница литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева[8].
Слайд 10. Поэтесса Новелла Матвеева родилась в литературной семье. Поэтами были ее мама – Надежда Тимофеевна, дядя – Венедикт Март, двоюродный брат – Иван Елагин, дед – писатель, автор первой «Истории города Владивостока», Николай Петрович. Детство и юность поэтессы были тяжелыми. По некоторым данным, из-за нехватки средств она даже не окончила среднюю школу.
Творческая судьба Матвеевой сложилась хорошо – ее очень быстро заметили и сразу же полюбили. Печататься поэтесса начала в 1957-58 гг., а уже в 1961 году была принята в Союз писателей СССР.
Хочу вас познакомить с интересным стихотворением Н. Матвеевой «Художники».
(чтение стихотворения)
Слайд 11. Художники
Кисть художника везде находит тропы.
И, к соблазну полисменов постовых,
Неизвестные художники Европы
Пишут красками на хмурых мостовых.
Под подошвами шагающей эпохи
Спят картины, улыбаясь и грустя.
Но и те, что хороши, и те, что плохи,
Пропадают после первого дождя.
Понапрасну горемыки живописцы
Прислоняются к подножьям фонарей
Близ отелей, где всегда живут туристы —
Посетители картинных галерей;
Равнодушно, как платил бы за квартиру,
За хороший (иль плохой) водопровод,
Кто-то платит живописцу за квартиру
Либо просто подаянье подает.
Может, кто-то улыбнется ей от сердца?
Может, кто-то пожелает ей пути?
Может, крикнет: «Эй, художник! Что расселся?
Убери свою картинку! Дай пройти!»
Но, как молнии пронзительную вспышку,
Не сложить ее ни вдоль, ни поперек,
Не поднять ее с земли, не взять под мышку,—
Так покорно распростертую у ног!
И ничьи ее ручищи не схватили,
Хоть ножищи по ее лицу прошли
Много раз за ту картину заплатили,
Но купить ее ни разу не смогли.
Голос, песни Новеллы Матвеевой находили широкий отклик слушателей всего Советского Союза. Голос у нее был детский. Беззащитный и чистый - раз услышав, не забудешь. А сама она знала твердо: "Я была очень взрослой, когда была маленькой". Песни у неё очень интересные мы выбрали на наш взгляд самую добрую, милую, детскую песенку «Страна Дельфиния».
Слайд 12. Исполнение песни «Страна Дельфиния».
Чаще всего в своих произведениях поэтесса обращалась к лирико-романтической тематике. Ее лирический герой – мечтатель и фантазер, окруженный красочным и чудесным миром природы. Ее поэзия очень светла и жизнерадостна. В ней нет жестокости, низменных чувств.
Слайд 13. Скончалась 4 сентября 2016 года на своей даче в Сходне, микрорайоне Химок. (в возрасте 81 года)/ Похоронена на Троекуровском кладбище.
Ведущий № 3. Ещё один не менее интересный бард песенник
Слайд 14. Ю́рий Ио́сифович Ви́збор (20 июня 1934, Москва — 17 сентября 1984, там же). Автор-исполнитель песен , киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской песни, автор более 300 песен.
Все, за что он брался, получалось ярко и талантливо. Он мог запросто написать песню и исполнить ее, сочинить сценарий к фильму и сам сыграть в нем, мог с легкостью одолеть высокую гору – в этом был весь Юрий Визбор. Песни, написанные им, поет уже несколько поколений, и они звучат как раньше, тепло и романтично. Именно он стал создателем нового жанра – песня-репортаж. В честь Визбора собираются фестивали и концерты, значит, прожил он не напрасно, сумел оставить после себя яркий след на земле.
Родился Юрий Визбор 20 июня 1934 в Москве. В его жилах текла украинско-литовская кровь, но на вопрос о национальности, он всегда отвечал: «Русский». Отца звали Иозас Визборас, но домашние привыкли называть его Юзеком. Он был командиром Красной Армии. В Гражданскую воевал на Южном фронте, в 30-е годы его перевели на руководящую должность в милицию Таджикистана. В 1934-м получил ранение в спину. В январе 1938 года арестован, в марте того же года приговорен к расстрелу. Его обвинили в том, что он поддерживал контрреволюционную латышскую организацию. Реабилитирован посмертно в 1958-м.
Мама Юрия – Мария Шевченко, родом с Украины, училась на курсах акушерок, в Великую Отечественную войну трудилась в санэпидстанции и продолжала учебу в 1-м Медицинском институте. Свыше тридцати лет была сотрудником Министерства здравоохранения СССР.
В детские годы Визбору сильно нравился футбол, потом он загорелся профессией летчика. В старшей школе парень стал членом аэроклуба, и за 2 года уже мог летать на Як-18. Школьный аттестат Юрий получил в 1951-м, и, несмотря на любовь к небу, стал студентом не авиационного, а педагогического института. Он и сам не ожидал, что будет туда поступать, но поддался уговорам лучшего друга Владимира Красновского.
Юрий всегда говорил, что Владимир сыграл в его жизни большую роль. Это благодаря ему, Визбор взял в руки гитару и освоил первые аккорды, научился видеть красоту в музыке и поэзии.
В пединститут Визбор попал тоже благодаря Красновскому. Володя собирался туда поступать, и позвал Юрия составить ему компанию. Он сразу посмеялся над предложением, но когда увидел величественное здание вуза, понял, что поступать будет именно сюда.
Свои первые две композиции Юрий написал еще, будучи студентом первого курса. Это были песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки», которые быстро подхватила студенческая братия. В те годы в пединституте зарождалась авторская песня, и Визбор стал самым ярким представителем этого жанра.
После выпуска из вуза неразлучные друзья Визбор и Красновский получают распределение в одну из сельских школ близ Архангельска. Но их педагогическая деятельность закончилась спустя два месяца. Молодые люди получили повестки в армию, и служили в Мурманской области.
Юрий никогда не жаловался на здоровье, но в 1982-м слег с инфарктом. Правда, ему удалось быстро поправиться, пройти курс реабилитации, и он снова отправился в горы с очередной экспедицией.
Через 2 года, весной 1984-го, Визбор почувствовал недомогание. Он как раз вернулся в Москву после похода в альпинистский лагерь «Цей», и решил обратиться за помощью к медикам. Доктора вынесли вердикт, равносильный смертному приговору – онкология. Спустя полгода после этого Юрия Визбора не стало. Он умер 17 сентября 1984 года из-за рака печени. Барду было всего 50. Местом упокоения Юрия Визбора стало Кунцевское кладбище Москвы.
Слайд 15. Интересные факты:
#1042; 14 лет Визбор влюбился и написал первую в своей жизни песню. Вдохновила подростка первая любовь, случившаяся в пионерском лагере. В дальнейшем чувство влюбленности помогало Визбору в написании многих лирических композиций. Так, «Солнышко лесное» посвящено первой жене – Ариадне Якушевой.
#1070;рий Визбор серьезно увлекался альпинизмом, туризмом, горными переходами. Он много раз брал участия в экспедициях, посетив Памир, Кавказ, Тянь-Шань, Гиссаро-Алай. Так был инструктором горнолыжного спорта. Величественный и суровый Север Визбор никогда не забывал, посвятив ему задушевные песни, послушав которые действительно можно представить и заснеженные горы, и веселый ручеек, и тружеников сурового края.
3.Визбор пробовал себя и в роли актёра. Как актер был принят аудиторией великолепно, снявшись в 18 картинах.
#1070;рий Визбор является основоположником авторской песни.
У него очень много красивых стихотворений, мне понравилось «Огонь в Ночи» которое я хотела бы для вас прочитать.
Слайд 16. Стихотворение «Огонь в ночи»
В простых вещах покой ищи.
Пускай тебе приснится
Окно в ночи, огонь в печи
И милая девица.
И чтоб свечою голубой
Плыла бы ночь большая,
Свою судьбу с другой судьбой
В ночи перемешаем.
Когда-то радовавший нас
Забудем груз регалий.
Сожжём былые времена,
Как нас они сжигали.
И будто пара лебедей,
Друг друга полюбивших,
Простим простивших нас людей,
Простим и непростивших.
Вот вам от полночи ключи,
Пускай тебе приснится
Окно в ночи, огонь в печи
И милая девица.
Слайд 17. Песня, ставшая визитной карточкой Юрия Визбора «Милая моя, солнышко лесное» мы для вас сейчас споём
Исполнение песни «Милая моя, солнышко лесное».
В завершении нашей встречи хотелось бы прочитать вам стихотворение Б. Окуджавы «Берегите нас, поэтов….» и исполнить ещё одну песню из его творчества.
Берегите нас, поэтов. Берегите нас.
Остаются век, полвека, год, неделя, час,
Три минуты, две минуты, вовсе ничего...
Берегите нас. И чтобы все - за одного.
Берегите нас с грехами, с радостью и без.
Где-то, юный и прекрасный, ходит наш Дантес.
Он минувшие проклятья не успел забыть,
Но велит ему призванье пулю в ствол забить.
Где-то плачет наш Мартынов, поминает кровь.
Он уже убил надежды, он не хочет вновь.
Но судьба его такая, и свинец отлит,
И двадцатое столетье так ему велит.
Берегите нас, поэтов, от дурацких рук,
От поспешных приговоров, от слепых подруг.
Берегите нас, покуда можно уберечь.
Только так не берегите, чтоб костьми нам лечь.
Только так не берегите, как борзых - псари!
Только так не берегите, как псарей - цари!
Будут вам стихи и песни, и ещё не раз...
Только вы нас берегите. Берегите нас.
Исполнение песни «Ваше благородие…»
Самое главное отличие авторской песни – это её индивидуальность. В каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме. Песни могут быть абсолютно разные: грустные и весёлые, любовные и геройские.
Авторская песня несёт в себе:
- помощь в понимании человеческих ценностей,
- помощь в понимании единства человека и Мира,
- авторская песня очищает наши сердца,
- музыка авторской песни обогащает своей красотой, она призывает к высоким чувствам,
- помогают духовному становлению личности.
На этом наша литературно – музыкальная композиция завершилась.
Спасибо за внимание!
Реализация мероприятия
Следующим этапом нашего проекта после разработки сценария литературно – музыкальной композиции стала реализация мероприятия.
Для начала мы всё хорошо отрепетировали, выучили песни поэтов и всё подготовили к встрече со зрителями.
Провести своё мероприятие мы решили для начальной школы, учеников 4 –х классов.
Запланировали на 28 марта 2024 года.
После проведения литературно - музыкальной композиции по творчеству поэтов юбиляров: Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Визбор, мы получили от ребят калейдоскоп эмоций и положительных отзывов.
И здесь мы поняли, всё что мы делали было не зря.
ВЫВОДЫ
Подводя итог нашего проекта, хочется сказать, что цели и задачи, которые были поставлены в начале работы над проектом были достигнуты и реализованы. Мы считаем, что проект носит значимый социальный характер, потому – что он направлен не только на знакомство с авторской песней и творчеством поэтов, но и затронул струнки души нашего зрителя. Мы считаем, что нам удалось это сделать, так как мы видели эмоции детей после нашей встречи.
С практической точки зрения наш проект может быть использован в качестве внеклассного мероприятия в школах учителями музыки или организаторами для учеников начальной и средней школы.
Авторская песня жива людьми, которые хотят её петь или слушать, и теми, у которых есть особый дар создавать песни. Пройдёт время – и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим. И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши. Сегодня эти песни звучат и по радио, и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев Ю.А. «Среди нехоженых дорог одна – моя» (сборник туристских песен)
М.,1989 г.
2. Ключевский В.О. Сочинения. Т. III: Курс русской истории. Ч. 3. - М., 1957. - С. 19.
3. Макарова Б.А. Литература. Высоцкий в школе: Материалы к урокам и внеклассной работе. 5-11 классы. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. -С. 46-47.
4. А. Шипов. Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сборник / Сост. Р. - М.: Прейскурант-издат, 1991. - С. 5.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Презентация к сценарию.
Видеоролик мероприятия.

«Течет река Волга»

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Басня "Море и река"

Солдатская шинель

Ералаш