• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

С математикой за столом. Моё меню.

Опубликовано Нуштаева Надежда Владимировна вкл 22.08.2011 - 15:10
Нуштаева Надежда Владимировна
Автор: 
Лемесев Сергей

В  работе рассмотрена зависимость между энергозатратами организма и энергоемкостью (калорийностью) пищи, произведены расчеты и коррекция собственного меню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon С математикой за столом. Моё меню.doc216 КБ
Office presentation icon С математикой за столом. Моё меню..ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Жуковская СОШ

Исследовательская работа

по математике

Работа Лемесева Сергея,

 ученика 6 класса

Руководитель:

Нуштаева Надежда Владимировна

Жуково

2010 г.

Актуальность исследования. Однажды я обратил внимание на надпись на этикетке с мармеладом.  Я начал внимательно изучать этикетку. Меня заинтересовала надпись: Энергетическая  емкость: 100 г продукта - 165 ккал. Я спросил у мамы, что означает эта надпись. Она объяснила, что энергетическая емкость или калорийность определяет полезность, ценность пищи для нашего организма.

Ведь нам необходима энергия (силы) для роста и развития нашего организма, для выполнения какой-либо работы. Как раз с пищей мы получаем не только необходимое количество белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, но и запас энергии, которая содержится в различных питательных веществах.

Когда человек выполняет какую-то работу, он затрачивает энергию. С пищей же получает энергию. Между энергозатратами организма и энергоемкостью (калорийностью) пищи должно быть определенное соответствие. Пищевой рацион человека должен возмещать затраты его и обеспечивать нормальную работу организма.

Я решил попробовать произвести такие расчеты.

Проблема исследования: какова энергоемкость употребляемой нами в пищу продукции?

Гипотеза исследования: знание энергоемкости продуктов ежедневного потребления позволяет корректировать собственное меню с помощью чего существенно влиять на общее самочувствие, рост и развитие подросткового организма.

Объект исследования: пищевые продукты ежедневного потребления.

Предмет исследования: энергоемкость пищевых продуктов ежедневного потребления.

Цель (задачи) исследования:

1. Изучить литературу по проблеме исследования и выяснить энергоемкость употребляемых в пищу продуктов.

2. Провести расчет энергоемкости собственного суточного рациона питания.

3. Произвести коррекцию собственного меню.

Методы исследования:

- теоретические: изучение литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: математические - расчет энергоемкости ежедневно потребляемых в пищу продуктов, табличная интерпретация расчетных данных.

Практическая значимость исследования состоит в определении  энергоемкости ежедневно потребляемых в пищу продуктов, наиболее энергозатратных видов деятельности, а также корректировке собственного меню.

С математикой за столом

Изучив справочную литературу, я нашел таблицу средних затрат энергии при различных видах деятельности в 1 час на 1 кг веса человека:

№

п/п

Вид деятельности

ккал

1.

Чтение и приготовление уроков

1,5

2.

Работа в мастерской или занятия спортом

3,4

3.

Прогулка

3

4.

Мытье посуды или другая легкая домашняя работа

2

5.

Подметание пола

2,4

6.

Пилка дров

6,4

7.

Ходьба со скоростью 6 км/ч

4,2

8.

Спортивная ходьба

9,0

9.

Спокойное сидение

1,4

10.

Шитье

1,5

11.

Занятие музыкой

1,5

12.

Сон

0,93

13.

Положение в кровати после сна (лежа)

1,1

14

Колка дров

8,6

Наша пища состоит из различных питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Она немного похожа на детский конструктор. Все питательные вещества, как домики из конструктора, состоят из мельчайших деталей, из молекул. Наш организм «разбирает» пищу на молекулы. Как раз при этом и выделяется энергия. Это дает силу и тепло, идет на рост и развитие нашего тела.

Из учебников биологии и энциклопедий я узнал, что при распаде 1г белка или 1г углеводов освобождается 4,1 ккал, а при распаде жиров 9,3 ккал. Таким образом, зная состав продукта, можно рассчитать его энергоемкость или калорийность.

Продукты

Содержание веществ

в 100г продукта

(без учета минеральных солей)

Энергоёмкость

(калорийность)

Вода

Белки

Жиры

Угле-

воды

белков

жиров

углеводов

Итого

ккал

Хлеб ржаной

47

7

1

40

74,1=28,7

19,3=9,3

404,1=164

202

Хлеб белый

44

8

1

42

84,1=32,8

19,3=9,3

424,1=172,2

214,3

Кефир

88

3

3,2

4,5

34,1=12,3

3,29,3=29,8

4,54,1=18,5

60,6

Капуста

90

1,8

0,0

5,4

1,84,1=7,4

0

5,44,1=22,1

29,5

Сосиски

60

12,3

25

0,0

12,34,1=50,4

259,3=232,5

0

282,9

Яйцо куриное

74

12,7

11,5

0,7

12,74,1=52,1

11,59,3=107

0,74,1=2,9

162

Сахар

0,14

0,0

0,0

99,8

0

0

99,84,1=409,2

409,2

Шоколадные конфеты

7,8

5,2

32,0

54,2

5,24,1=21,3

329,3=297,6

54,24,1=222,2

541,1

Рис

0,4

6,7

0,3

82,5

6,74,1=27,5

0,39,3=2,8

82,54,1=338,3

З68,6

Макароны  

2,9

10,4

1,1

71,5

10,44.1=42,6

1,19,3=10,2

71,54,1=293,2

346

Крупа гречневая

5,8

12,6

2,6

68

12,64,1=51,7

2,69,3=24,2

684,1=278,8

354,7

В один из дней я посчитал, как изменился мой вес за день в зависимости от пищевого рациона и энерготрат:

Вычисление прихода энергии за день

№

п/п

Название продуктов

Количество, г

Приход энергии, ккал

1.

Хлеб черный

150

2021,5=303

2.

Хлеб белый

150

214,31,5=362

3.

Мясо

200

2782=556

4.

Картофель

250

632,5=157,5

5.

Рис

50

368,60,5=184,3

6.

Молоко

200

662=132

7.

Сахар

100

3881=388

8.

Морковь

50

630,5=31,5

9.

Яблоки

300

423=126

10.

Яйцо

100

1501=150

Итого:

-

2390,3

Вычисление расхода энергии за день

№

п/п

Виды деятельности

Кол-во,ч

Расход энергии,

ккал/1кг веса

1.

Чтение

2

1,42=2,8

2.

Занятия в школе и приготовление уроков

7

1,57=10,5

3.

Занятия спортом

1

3,41=3,4

4.

Прогулка

2

2, 82=5,6

5.

Помощь по хозяйству

1

1,51=1,5

6.

Просмотр телевизора и занятия на ПК

1,5

1,41,5=2,1

7.

Гигиенические процедуры

0,5

20,5=1

8.

Сон

9

19=9

Итого:

-

35,9

Масса моего тела – 48 кг.

35,948=1723,2 ккал – расход энергии за день.

Разница между приходом и расходом энергии за день:

2390,3 – 1723,2 = 667,1 ккал.

Считается, что 9 ккал энергии дают прибавку веса на 1 г.

Но так как мой организм интенсивно растет и развивается, то ему требуется на 30% энергии больше, чем затратил организм.

1723,2  0,3=516,96 ккал израсходуется на рост и развитие организма

667,1  – 516,96 =150,14 ккал затрачено на прибавку веса

Таким образом, изменение веса произойдет лишь на:

150,14 : 9 = 16,6822…. (г)

Вывод: Я за день прибавил в весе приблизительно на 16,7 г.

Наш спор

Однажды мама упрекнула меня, что я плохо позавтракал.

- У тебя совсем не будет сегодня сил на занятия в школе, не хватит калорий. – сказала она.

Мы принялись за расчеты:

Я съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а мама – сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килокалорий получил каждый из нас?

Продукты

Энергоемкость

белков

жиров

углеводов

Итого:

Яичница из двух яиц

52,12=104,2

1072=214

2,92=5,8

324

Кефир (200 г) и

ложка сахара (8г)

12,32=24,6

0

29,82=59,6

0

18,52=37

409,20,08=32,7

153,9

Белый хлеб (100г)

32,8

9,3

172,2

214,3

719,2

Сосиска (100г) с

капустой (200г)

50,4

7,42=14,8

232,5

0

0

22,12=44,2

282,9

59

Чай с двумя ложеч-ками сахара(16г)

0

0

409,20,16=65,4

65,4

Черный хлеб (100г)

28,7

9,3

164

202

609,3

И всё-таки мой завтрак более калорийный!

Заключение

Я ещё раз убедился, что математика удивительная наука.

Подумать только! Ведь она помогает нам даже правильно питаться, а значит сохранять своё здоровье.

Конечно, нашему организму ещё необходимы витамины, содержание которых тоже важно учитывать в пищевом рационе. Но это уже тема другого большого исследования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек: Учебник для 8 кл.- М.: Дрофа, 2002.

  1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.

  1. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М.:Медицина, 1993.

  1. Гальперштейн А.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.

  1. 3000 советов /Сост. Н.П. Кутук. Элиста: ММРИП «БОТХН», 1991.  


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Шум и человек

Красочные картины Джастина Геффри

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Осенняя паутина

Комментарии

Нуштаева Надежда Владимировна

С математикой за столом. Моё меню.

22.08.2011 - 15:47
Исследование своего рациона - залог здоровья и хорошего настроения. Тема актуальна. Считаю, что в этой работе цели были достигнуты, выводы сделаны правильно.
Нуштаева Надежда Владимировна
  • изменить
  • ответить