• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Соразмерность в архитектуре нашей школы

Опубликовано Баталова Оксана Владимировна вкл 12.11.2011 - 20:27
Баталова Оксана Владимировна
Автор: 
Фейзиева Нурджахан

 

Целью работы является исследование фасада и помещений Сингапайской  школы на наличие в них золотого сечения. В результате измерений, математических  расчётов и обобщений, делается вывод о наличии в фасаде здания и помещениях школы золотой пропорции. Разработаны рекомендации по созданию гармонической композиции помещения, рабочей зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled_rabota_sorazmernost.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Соразмерность

в архитектуре нашей школы

Автор: Фейзиевой Нурджахан Фирудин кызы

Россия, сельское поселение Сингапай,  Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 7 класс

Научный руководитель:

Баталова Оксана Владимировна, учитель математики,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

1. Введение

Я учусь в Сингапайской школе и очень люблю её. Для меня школа - самое красивое здание в посёлке. А можно ли измерить эту красоту? Из курса математики 6 класса мне известно, что в архитектуре должна быть соблюдена соразмерность, пропорция, определённое соотношение частей между собой. «С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определённых соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета»[1]. Соблюдались  ли в архитектуре  Сингапайской школы законы, обнаруженные в красивейших постройках мира? Это проблема, над которой я собираюсь работать.

            У меня возникла гипотеза: если верно произвести математические расчёты, то в здании нашей школы обнаружится золотая пропорция и школу можно будет считать одним из красивейших зданий посёлка.

Цель: исследование фасада и помещений Сингапайской  школы на наличие в них золотого сечения.

Задачи: 

  1. Изучить литературу по данной теме;
  2. Найти отношение линейных размеров фасада и помещений школы;
  3. Записать данные в таблицу и проанализировать их;
  4. Сделать выводы и предложить меры по созданию золотого сечения в кабинетах школы;
  5. Разработать рекомендации для создания гармонической композиции помещения, рабочей зоны.

Объект исследования: здание  Сингапайской школы;

предмет исследования: отношение линейных размеров фасада и  помещений школы

Методы: измерение, математические расчёты, анализ, выявление закономерностей, обобщение, компьютерная обработка результатов, поиск информации.

2. Глава I Теоретическая часть

Золотое сечение –

это одно из сокровищ геометрии.

И. Кеплер

 2.1. Золотое сечение – гармоническая пропорция

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе [2].

Соразмерный – значит, правильный в соотношении своих размеров, частей, в своём строении, пропорциональный[1] [3].  

В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений:      a : b = c : d. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший к целому [4]:

a : b = b : c или с : b = b : а.

Рис. 1. Геометрическое изображение золотой пропорции

2.2. Золотое сечение в архитектуре

Красота должна отвечать

строгому числу

    Л.Б.Альберти

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют о том, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Архитектор Ле Корбюзье нашёл, что в рельефе храма фараона в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого сечения. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски, найденной в одной из гробниц, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения.

Великолепные памятники архитектуры оставили нам зодчие древней Греции. И среди них первое место по праву принадлежит Парфенону. Храм Афины - Парфенон был построен в честь победы эллинов над персами. Для создания гармонической композиции строители даже увеличили холм в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.

                                    Парфенон

Золотая пропорция была использована уже при создании композиции храма на священном холме. Многие исследователи, стремившиеся раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали и находили в соотношениях ее частей золотое сечение.

Это древнее сооружение с его гармоническими пропорциями дарит нам эстетическое наслаждение.

           На рисунке виден целый ряд закономерностей, связанных с коэффициентом золотого сечения. Даже отношение высоты здания к его длине равно 0,618.

Парфенон был и остаётся совершеннейшим  из архитектурных сооружений, архитектурной скульптурой, мраморным сводом законов античного зодчества.

Здание бывшего Сената в Москве

Знаменитый русский архитектор М.Ф.Казаков широко использовал в своем творчестве золотое сечение. Его талант был многогранным, но в большей степени он проявился в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Например, золотое сечение можно встретить в архитектуре здания бывшего сената в Кремле, Дворца в Петровском Алабине и Голицынской больнице в Москве, которая в настоящее время называется  Первой Клинической больницей имени Н.И.Пирогова.

Дом Пашкова в Москве

Еще один архитектурный шедевр Москвы - дом Пашкова - является одним из наиболее совершенных произведений архитектора В.Баженова. Наружный вид дома сохранился почти без изменений до наших дней, несмотря на то, что он сильно обгорел в 1812 году. Многие   высказывания зодчего заслуживают внимания. О своем любимом искусстве Баженов говорил: «Архитектура - главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойствие и прочность здания. К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспективы, механики или вообще физики, а всем им общим вождём является рассудок» [5].

3. Глава 2 Практическая часть

3.1. Исследование: поиск точек золотого сечения в Сингапайской школе

3.1.1 Методика исследования

Для того чтобы найти точки золотого сечения нам потребовался план школы. Для этого мы обратились к заместителю директора по административно – хозяйственной части, который предоставил в наше распоряжение план  фасада школы и планы I  и II этажей  начальной школы (Блок Б) и старших классов (Блок А). На этих планах были указаны длина и ширина всех школьных помещений. Высоту каждого помещения мы находили самостоятельно. Данные длины, ширины и высоты мы внесли в таблицу, затем вычислили отношение меньшей величины к большей: ширины к длине, высоты к длине и к ширине или наоборот так, чтобы делимое было меньше делителя.  Если это отношение равнялось ≈ 0,6, то мы делали вывод о наличии в этом помещении точки золотого сечения. Рассмотрим это на примере одной из таблиц.

I этаж. Блок Б (начальная школа)

N кабинета

a длина

b ширина

с высота

a/b  или b/a

c/a или a/c

с/b или b/c

-нет

+ есть

Бассейн

10.38

5.91

2.84

0.6

0.27

0.48

+

Столовая

14.08

5.48

2.75

0.4

0.2

0.5

-

Кухня

8.85

5.42

2.84

0.61

0.32

0.52

+

Психолог1

3.19

2.72

2.71

0.85

0.85

1

-

Психолог2

9.18

9.16

2.71

0.98

0.27

0.23

-

«Зубной кабинет»

9.12

4.19

2.71

0.46

0.3

0.65

+

Коридор

6.16

2.63

2.71

0.43

0.44

0.97

-

Посудомойка1

2.99

2.51

2.84

0.84

0.95

0.88

-

Посудомойка2

2.74

2.51

2.84

0.92

0.96

0.96

-

Овощной склад

4.22

2.55

2.84

0.6

0.67

0.7

+

Мясной склад 1

4.09

2.73

2.84

0.67

0.69

0.96

+

Овощечистка

4.09

2.18

2.82

0.05

0.7

0.77

-

Завхоз

4.07

2.11

2.84

0.52

0.7

0.74

-

Склад

4.07

2.1

2.84

0.52

0.7

0.74

-

Мясной склад 2

4.09

2.8

2.84

0.68

0.69

0.99

+

Коридор 1

2.58

1.33

2.84

0.52

0.9

0.48

-

Коридор 2

2.58

1.46

2.84

0.6

0.9

0.51

+

Пекарня

4.09

3.11

2.84

0.76

0.68

0.91

+

Из таблицы видно, что  точки золотого сечения можно обнаружить в бассейне, на кухне, на овощном складе, в коридоре; также значение, близкое к «золотой» пропорции, обнаружено в «зубном кабинете», на мясных складах и в пекарне.

Таким же образом было найдено золотое сечение в фасаде здания и других помещениях школы. (Приложение I, II, III, IV).

3.1.2 Полученные результаты и обсуждение

В результате проделанной работы мы получили следующее:

  1. Центральный вход в школу содержит золотое сечение, так как отношение высоты центрального входа до крыши к длине крыльца ≈0,62
  2. По плану торцевой части школы выяснилось, что отношение высоты коридора на каждом этаже к его ширине ≈0,6, что свидетельствует о соразмерности;
  3. На I этаже в начальной школе (Блок Б) обнаружено золотое сечение в бассейне,  у зубного врача, в столовой на кухне, складах и пекарне.  
  4. На II этаже начальной школы (Блок Б) обнаружено золотое сечение в актовом зале, в кабинетах 2А и  2Б классов и в кабинете логопеда.
  5. На I этаже старшей школы (Блок А) обнаружено золотое сечение на площадке при входе в школу с торцевой стороны; на площадке под лестницей, ведущей на второй этаж в левом и правом крыле;  а также есть два кабинета, в которых отношение высоты к длине очень близко к точке золотого сечения – это кабинет музыки и библиотека.
  6. На II этаже старшей школы (Блок А) обнаружено золотое сечение в лаборантской химии и кабинете географии; также есть  кабинет, в котором  отношение высоты к длине очень близко к точке золотого сечения – это  кабинет  биологии.
  7. Кроме того, мы обнаружили, что все учительские столы содержат золотое сечение, так как отношение высоты стола к его длине ≈ 0,61.
  8. Также точки золотого сечения содержатся в  ученических партах, высота которых равна 0,73см ( с/а  0,73/ 1,119 ≈ 0,61)
  9. Также каждая зелёная доска содержит точку, весьма приближённую к 0.65 (98/149 ≈ 0,65).
  10. Обнаружено золотое сечение в размерах дверей в каждый учебный кабинет ≈ 0,6.
  11. И самое удивительное, все демонстративные таблицы в кабинете математики и русского языка содержат точку золотого сечения.
  12. Кроме этого я заметила, что во многих частях здания можно обнаружить величины, отношение которых очень близкое к 0,61.

3.2  Меры по созданию золотого сечения в помещениях школы 

Покажем на примере одного из кабинетов, как можно в нём искусственно сделать золотое сечение. Возьмём для примера кабинет биологии (№209), так как  отношение  

ширины к длине в этом кабинете очень близкое к 0,61 (оно равно 0,7)

Чтобы в этом кабинете наблюдалось золотое сечение, нужно изменить длину или ширину, т.к. высоту менять нельзя. Попробуем  найти желаемую длину

кабинета.  Для этого  составим отношение: b / a = 0,61  

(где b-ширина кабинета, а – длина)

Подставим значение ширины и определим, какой должна быть

длина.

5,37 / а = 0,61

а  = 5,37 / 0,61

а = 8,8

8,8м – нам не подходит, потому что 8,8м больше, чем 7,61м, а стену подвинуть нельзя на 1,19м.

Теперь попробуем изменить ширину.  B / a = 0,61   

b / 7,61 = 0,61

b = 4,64

Таким образом, надо от ширины кабинета, равной 5,37м, отнять 0,7м, чтобы получить 4,64м. Тогда мы достигнем желаемого.

Практически это не значит, что надо поставить стену в этом месте. Можно создать имитацию стены, поставив на этой линии предметы интерьера, такие как фонтан, статуэтку, большое комнатное растение и другое. Получится зрительное восприятие соразмерности в комнате. Если же размеры комнаты не позволяют этого сделать, то можно повесить на стену картины, панно, фотографии, содержащие в своих размерах золотую пропорцию.

4. Заключение

Вывод. В результате данной работы мне удалось исследовать фасад и помещения Сингапайской  школы и обнаружить в некоторых из них точки золотого сечения. Теперь  с уверенностью можно утверждать, что Сингапайская школа - одно из красивейших зданий посёлка. Цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость работы. Данные  моей работы могут быть полезны  строителям  и тем, кто решил обустроить жилое помещение с соблюдением  гармонии.

Новизна работы. До сих пор никто не исследовал здание и помещения Сингапайской школы на наличие в них золотого сечения.

Результат. Работая над этим проектом, я не только добилась поставленной цели, но и научилась определять «на глаз» предметы с золотым сечением, предложила меры по созданию золотого сечения в помещении.

Перспективы работы. В дальнейшем я собираюсь применить данные своей работы для создания соразмерности в своей квартире и в классном кабинете.

Библиография

Основная литература

  1. Математика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М34 Н. Я. Виленкин, В.И.Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – 18-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. –с. 144
  2. Васютинский Н.Золотая пропорция. - М.: «Молодая гвардия», 1990, с.3
  3. Ожегов С. И Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003, с. 765
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Сост. А.П.Савин, В.В. Станцо, А.Ю.Котова. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997, с.99
  5. Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии. – М.: «Школа-Пресс», 1998, с.14
  6. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: 1989, с. 345

Дополнительная литература

  1. Павлов М. Тайны золотого сечения. http://www.abc-people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm
  2. Википедия. Электронная энциклопедия. Статья «Золотое сечение». http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Конакова Е.  Во всем царит гармонии закон.  МОУ «Гимназия им. Ю.А. Гарнаева  г. Балашова Саратовской области». http://goldsech.narod.ru/

Приложение I

I этаж. Блок Б (начальная школа)

N кабинета

a длина

b ширина

с высота

a/b  или b/a

c/a или a/c

с/b или b/c

-нет

+ есть

Бассейн

10.38

5.91

2.84

0.6

0.27

0.48

+

Столовая

14.08

5.48

2.75

0.4

0.2

0.5

-

Кухня

8.85

5.42

2.84

0.61

0.32

0.52

+

Психолог1

3.19

2.72

2.71

0.85

0.85

1

-

Психолог2

9.18

9.16

2.71

0.98

0.27

0.23

-

«Зубной кабинет»

9.12

4.19

2.71

0.46

0.3

0.65

+

Коридор

6.16

2.63

2.71

0.43

0.44

0.97

-

Посудомойка1

2.99

2.51

2.84

0.84

0.95

0.88

-

Посудомойка2

2.74

2.51

2.84

0.92

0.96

0.96

-

Овощной склад

4.22

2.55

2.84

0.6

0.67

0.7

+

Мясной склад 1

4.09

2.73

2.84

0.67

0.69

0.96

+

Овощечистка

4.09

2.18

2.82

0.05

0.7

0.77

-

Завхоз

4.07

2.11

2.84

0.52

0.7

0.74

-

Склад

4.07

2.1

2.84

0.52

0.7

0.74

-

Мясной склад 2

4.09

2.8

2.84

0.68

0.69

0.99

+

Коридор 1

2.58

1.33

2.84

0.52

0.9

0.48

-

Коридор 2

2.58

1.46

2.84

0.6

0.9

0.51

+

Пекарня

4.09

3.11

2.84

0.76

0.68

0.91

+

Приложение II

II этаж. Блок Б (начальная школа)

N кабинета

a  длина

b ширина

с высота

a/b или b/a

c/a или a/c

c/b или b/c

- нет

+ есть

Спортзал

18.6

8.5

2.72

0.46

0.15

0.32

-

Кабинет логопеда

5.3

3.32

2.72

0.63

0.51

0.82

+

Кабинет         1 класса

10.12

5.5

2.72

0.54

0.27

0.49

-

2 А класс

9.15

5.5

2.72

0.6

0.3

0.49

+

2 Б класс

9

5.55

2.72

0.62

0.3

0.49

+

3 класс

11.2

5.5

2.72

0.5

0.24

0.49

-

Актовый зал

18.1

10.73

2.72

0.59

0.15

0.25

+

Англ. яз

7.7

5.51

2.72

0.72

0.35

0.49

-

 Коридор

5.95

2.38

2.72

0.4

0.46

0.86

-

Приложение III

I этаж. Блок А (старшие классы)

 

N кабинета

Длина  a

Ширина b

Высота с

b/a или а/b

c/b или b/с

c/a или а/с

- нет

+ есть

Музыка

6.85

5.34

2.71

0.78

0.5

0.4

-

Технология

6.65

3.43

2.71

0.52

0.79

0.4

-

IV

1.98

2.79

2.71

0.7

0.97

0.73

-

VII

1.87

2.79

2.71

0.67

0.97

0.68

+

Коридор

7.14

2.6

2.71

0.36

0.96

0.38

-

Каб. №105

6.64

6.97

2.71

0.95

0.39

0.4

-

Медпункт 1

2.78

5.76

2.71

0.48

0.47

0.97

-

Медпункт 2

2.79

5.75

2.71

0.49

0.47

0.97

-

Шахматный

6.65

5.71

2.71

0.86

0.47

0.4

-

IX

1.66

2.75

2.71

0.6

0.99

0.61

++

XI

2.3

2.79

2.71

0.83

0.97

0.85

-

Каб. №111

6.82

5.51

2.71

0.81

0.49

0.4

-

Каб. №114

6.82

5.54

2.71

0.81

0.49

0.4

-

Марина.Влад

6.66

8.79

2.71

0.76

0.3

0.4

-

4 А класс

6.6

8.74

2.71

0.76

0.31

0.41

-

Фойе 1 этажа

6.71

5.76

2.71

0.86

0.47

0.4

-

Площадка возле лестницы

4.5

2.48

2.71

0.56

0.92

0.6

+

Каб. завхоза

6.68

2.81

2.71

0.42

0.96

0.4

-

Каб. №106

6.5

8.83

2.71

0.74

0.3

0.42

-

Библиотека

11.78

6.54

2.71

0.56

0.41

0.23

-

Каб. №102

6.76

5.54

2.71

0.82

0.49

0.4

Приложение IV

II этаж. Блок А (старшие классы)

N кабинета

Длина a

Ширина b

Высо-та c

b/a или а/b

c/b или b/с

c/a или а/с

- нет

+есть

Каб. №202  Английского языка

6.83

5.79

2.74

0.85

0.47

0.4

-

Каб. №204 Английского языка

6.78

5.76

2.74

0.85

0.48

0.4

-

Каб. №205 Русского языка

6.75

8.78

2.74

0.75

0.31

0.4

-

Каб. №206 Математика

8.76

6.78

2.74

0.77

0.31

0.4

-

Каб. №207 Географии

5.37

8.8

2.74

0.61

0.31

0.51

+

Каб. №208 Информатики

6.8

12.77

2.74

0.53

0.21

0.4

-

Каб. №209 Биологии

7.61

5.37

2.74

0.7

0.36

0.51

-

Каб. №210  Математика

6.77

8.76

2.74

0.77

0.31

0.4

-

Каб. №211 Физика

6.77

8.68

2.74

0.78

0.32

0.4

-

Каб. №212 Русский язык

6.76

8.77

2.74

0.77

0.31

0.4

-

Каб. №213 История

6.8

8.69

2.74

0.78

0.31

0.4

-

Каб. №214  Завучи

6.79

5.38

2.74

0.79

0.5

0.4

-

Лаборантская физики

1.85

1.06

2.74

0.57

0.39

0.68

+

Лаборантская химии

1.32

4.46

2.74

0.28

0.61

0.68

+

Приёмная

6.76

2.79

2.74

0.41

0.98

0.4

-

Директор

6.79

5.78

2.74

0.85

0.47

0.4

-

Фойе 2 этажа

6.93

5.76

2.74

0.83

0.48

0.39

-

Приложение V

Школьный двор      

Место исследования

A -  длина

B - ширина

a/b или b/a

- нет

+ есть

Школьный двор

112,86

10.8

1

-

Здание школы

67.86

18.9

0.28

-

Приложение VI

Фасад здания

Место исследования

Длина а

Ширина b

a/b или b/a

- нет

+ есть

Окно на центральном входе

1.7

1.2

0.7

-

Крыльцо

8.5

3.8

0.45

-

Центральный вход

6.9

4.3

0.62

+

Торец

6.9

6.3

0.91

-

Окно с торцевой стороны

3.1

1.6

0.52

-

Дверь на центральном входе

1.9

1

0.53

-


[1] Ожегов С. И Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/РАН - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО « Издательство ЭЛПИС», 2003


Поделиться:

Домик зимней ночью

Ветер и Солнце

Сверчок

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Заяц, косач, медведь и весна

Комментарии

Баталова Оксана Владимировна

Исследовательская работа на секцию "Математика"

12.11.2011 - 20:29
Работа была отмечена дипломом 2 степени на районной конференции "Шаг в будущее"
Баталова Оксана Владимировна
  • изменить
  • ответить