• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Построение графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины

Опубликовано Бурганиева Альфия Рафисовна вкл 29.01.2012 - 11:09
Бурганиева Альфия Рафисовна
Автор: 
Мухаматдинова Динара Рамзиевна, ученица 10 класса, воспитанница кружка "Юный информатик"

Понятие модуля является одной из важнейших характеристик числа в области действительных чисел, широко применяется в различных разделах школьного курса математики, физики, но рассмотрение задач, связанных с понятием модуля ( а тем более исследование и построение графиков функций, содержащих знак модуля  ) появляется лишь эпизодически, в рамках изучения той или иной темы.  Тем не менее, задачи, связанные с модулями  построением графиков функций, содержащих знак модуля, часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в ВУЗы, ЕГЭ.

Цель моей исследовательской работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

Объект исследования: линейные функции, квадратичные и кубические функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

В результате исследования графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины, я получала возможность знать и понимать определение модуля действительного числа, правила построения графиков функций, содержащих знак модуля; уметь применять определение, свойства модуля к решению конкретных задач, читать и строить графики функций, содержащих знак модуля, графически решать уравнения и неравенства, применять компьютерную программу для исследования и построения графиков функций, содержащих знак модуля.

При выполнении исследовательской работы я сформировала алгоритмы построения графиков  функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Это функции: у=f |(х)|, у=|f(х)|, у=|f |(х)|  |.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muhamatdinova_.doc124.5 КБ
Office presentation icon muhamatdinova_dinara_.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИИ, АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТ ЗНАК АБСОЛЮТНОЙ ВЕЛИЧИНЫ

Мухаматдинова Динара Рамзиевна,

МОУДОД Центр внешкольной работы Агрызского муниципального района РТ, Кучуковская СОШ

ученик 10 класса.

Научный руководитель:

Бурганиева А.Р., учитель математики высшей категории Кучуковской СОШ Агрызского муниципального района РТ

                                                   

                                                       

                 

                                 

 Оглавление.

I. Введение------------------------------------------------------------------------------3

II. Основная часть.-------------------------------------------------------------------4-15

    1. Историческая справка-------------------------------------------------------   -4

    2.  Геометрическая интерпретация понятия |а|---------------------------- - -5

    3.  График функции у=f |(х)|-----------------------------------------------------5-8

    4. График функции у = | f (х)|  --------------------------------------------------9-11

    5. График функции  у=|f |(х)| | -- ---- ------------------------------------------11-14

III. Заключение.---------------------------------------------------------------------- 14-15

IV. Список литературы ---------------------------------------------------------------15

Цель и задачи работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

Объект исследования: функции, содержащие знак абсолютной величины.

Предмет исследования: закономерность  графиков функции у = f |(х)|,

у = | f (х)|, у = | f |(х)| |.

Методы исследования: решение примеров на построения графиков, сравнение, анализ, обобщение.

I. Введение.

Построение графиков функций одна из интереснейших тем в школьной математике. Один из крупнейших математиков нашего времени Израиль Моисеевич Гельфанд писал: «Процесс построения графиков является способом превращения формул и описаний в геометрические образы. Это – построение графиков – является средством увидеть формулы и функции и проследить, каким образом эти функции меняются. Например, если написано y=x2, то Вы сразу видите параболу; если y=x2-4, Вы видите параболу, опущенную на четыре единицы; если же y=4-x2, то Вы видите предыдущую параболу, перевернутую вниз. Такое умение видеть сразу и формулу, и ее геометрическую интерпретацию – является важным не только для изучения математики, но и для других предметов. Это умение, которое остается с Вами на всю жизнь, подобно умению ездить на велосипеде, печатать на машинке или водить машину».

 Хотя уравнения с модулями мы начали изучать  уже с 6-го – 7-го класса, где мы проходили самые азы уравнений с модулями. Я выбрал именно эту тему, потому что считаю, что она требует более глубокого и досконального исследования. Я хочу получить более широкие знания о модуле числа, различных способах построения графиков, содержащих знак абсолютной величины.

   Цель работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. 

Объект исследования: линейные функции, квадратичные и кубические функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

 Методы исследования: решение примеров на построения графиков, сравнение, анализ, обобщение.

II. Основная часть.

1.  Историческая справка.

         В первой половине XVII века начинает складываться представление о функции как о зависимости одной переменной величины  от другой. Так, французские математики Пьер Ферма(1601-1665) и Рене Декарт (1596-1650) представляли себе функцию как зависимость ординаты точки кривой от её абсциссы. А английский ученый Исаак Ньютон(1643-1727) понимал функцию как изменяющуюся в зависимости от времени координату движущейся точки.

         Термин "функция" (от латинского function – исполнение , совершение) впервые ввел немецкий математик Готфрид Лейбниц(1646-1716). У него функция связывалась с геометрическим образом (графиком функции). В дальнейшем швейцарский математик Иоганн Бернулли(1667-1748) и член Петербургской Академии наук знаменитый математик XVIII века Леонард Эйлер(1707-1783) рассматривали функцию как аналитическое выражение. У Эйлера имеется и общее понимание функции как зависимости одной переменной величины от другой.

            Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Это многозначное слово(омоним), которое имеет множество значений и применяется не только в математике, но и в архитектуре, физике, технике, программировании  и других точных науках.

В архитектуре - это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного  архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов.

В технике - это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например модуль зацепления, модуль упругости и .т.п.

Модуль объемного сжатия( в физике)-отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.

      Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна  a, если a    больше или равно нулю и равна -a, если a меньше нуля:

   Из определения следует, что для любого действительного числа a,

2. Геометрическая интерпретация понятия модуля |а|

Каждому действительному числу можно поставить в соответствие точку числовой прямой, это точка будет геометрическим изображением данного действительного числа. Каждой точке числовой прямой соответствует её расстояние от начало отсчета, или длина отрезка, начало которого в точке начала отсчета, а конец – в данной точке. Длина отрезка всегда рассматривается как величина неотрицательная.   Геометрической интерпретацией действительного числа служит вектор, выходящий из начала отсчета и имеющий конец в точке, изображающей данное число. Длина этого вектора будет геометрической интерпретацией модуля данного действительного числа.

                                 

                                   -а                                    0                                   а

                           

                              3. График функции у=f |(х)|

у=f |(х)| - четная функция, т.к. | х | = | -х |, то f |-х| = f | х |

График этой функции симметричен относительно оси координат.

Следовательно, достаточно построить график функции у=f(х) для х>0,а затем достроить его левую часть, симметрично правой относительно оси координат.

у

Например, пусть графиком функции у=f(х) является кривая, изображенная на рис.1, тогда графиком функции у=f |(х)| будет кривая, изображенная на рис.2.

0

х

                                                                                      Рис.1          

0

у

х

                                                                                       Рис.2.

1. Построить график функции у= |х|

  1. Если х≥0, то |х| =х  и наша функция у=х, т.е. искомый график совпадает с биссектрисой первого координатного угла.
  2. Если х<0, то |х|= -х и у= -х. При отрицательных значениях аргумента х график данной функции – прямая у= -х, т.е. биссектриса второго координатного угла.

Таким образом, искомый график есть ломанная, составленная из двух полупрямых. (Рис.3)

Из сопоставления двух графиков: у=х и у= |х|, я сделаю  вывод, что второй получается из первого зеркальным отображением относительно ОХ той части первого графика, которая лежит под осью абсцисс. Это положение вытекает из определения абсолютной величины.

х

у

х

у

Рис 3.

Из сопоставления двух графиков:      у = х и у = -х, я выдвинула гипотезу, что график функции у = f(|х|)  получается из графика у = f (x) при х≥0

 симметричным отображением    относительно оси ОУ.  

Можно ли применять этот метод построения графиков для любой функции, содержащей абсолютную величину?    Для этого я рассмотрела несколько  функций, и сделала для себя выводы.

1. Построить график функции у=0,5 х² - 2|х| - 2,5

1) Поскольку |х| = х при х≥0, требуемый график совпадает с  параболой у=0,5 х² - 2х - 2,5 . Если х<0,  то поскольку х² =  |х| ², |х|=-х и  требуемый  график  совпадает с  параболой у=0,5 х² + 2х - 2,5.

  2) Если рассмотрим  график у=0,5 х² -2х - 2,5  при х≥0 и  отобразить его относительно  

 оси ОУ мы получим тот же  самый график.

Можно ли применять этот метод построения графиков дл квадратичной функции, для графиков обратной пропорциональности, содержащие абсолютную величину?  Для этого я рассмотрела несколько  функций, и сделала для себя вывод.

 2. Например: у=х2 - |х| -3

1) Поскольку |х| = х при х≥0, требуемый график совпадает с  параболой  у=0,25 х² - х - 3.    Если х<0, то поскольку х² =  |х|²,  |х|=-х  и  требуемый  график  совпадает с  параболой у=0,25 х² + х - 3.

  2) Если рассмотрим  график у=0,25 х² - х - 3 при х≥0 и  отобразить его относительно  оси ОУ мы получим тот же  самый график.

 (0; - 3) координаты точки пересечения графика функции с осью ОУ.

  1. у =0,  х2 -х -3 = 0

                  х2 -4х -12 = 0  Имеем, х1= - 2; х2 = 6.

(-2; 0) и (6; 0) – координаты точки пересечения графика функции с осью ОХ.

Если х<0, ордината точки требуемого графика  такая же, как и у точки параболы, но с положительной абсциссой, равной |х|. Такие точки симметричны относительно оси ОУ(например, вершины (2; -4) и -(2; -4).

Значит, часть требуемого графика, соответствующая значениям х<0, симметрична относительно оси ОУ его же части, соответствующей значениям х>0.

б) Поэтому достраиваю для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ.

    0

6

-6

-3

х

у

Рис.4

Доказательство гипотезы:

Докажем, что график функции у = f |(х)| совпадает с графиком функции  у = f (х)  на множестве неотрицательных значений аргумента и  симметричен ему относительно оси ОУ на множестве отрицательных  значений аргумента.

       Доказательство: Если х≥0, то  f |(х)|= f (х), т.е. на множестве  неотрицательных значений аргумента графики функции    у = f (х) и  у = f |(х)|  совпадают. Так как у = f |(х)| - чётная функция, то её  график  симметричен относительно ОУ.

     Таким образом, график функции  у = f |(х)| можно получить из графика  функции

у = f (х)  следующим образом:

      1. построить график функции у = f(х) для х>0;

      2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть относительно

 оси ОУ.

Вывод:  Для построения графика функции у = f |(х)|  

  1. построить график функции у = f(х) для х>0;

  2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть

 относительно оси ОУ.                            

   

  4. График функции у = | f (х)|          

Построить график функции у = |х² - 2х|

Освободимся от знака модуля по определению

Если х² - 2х≥0, т.е.  если х≤0 и х≥2, то |х² - 2х|= х² - 2х

Если х² - 2х<0, т.е.  если    0<х< 2, то |х² - 2х|=- х² + 2х

   Я вижу, что на множестве х≤0 и х≥2 графики функции

 у = х² - 2х и у = |х² - 2х|совпадают, а на множестве (0;2)

 графики  функции у = -х² + 2х  и у = |х² - 2х|совпадают. Построю их.

Выдвижение гипотезы:

      График функции у = | f (х)| состоит из части графика функции  у = f(х) при у ≥0 и симметрично отражённой части   у = f(х) при у <0 относительно оси ОХ.

Проверка гипотезы.

  1. Построить график функции  у = |х² - х -6|

   1) Если х² - х -6≥0, т.е.  если х≤-2 и х≥3, то |х² - х -6|= х² - х -6.

       Если х² - х -6<0, т.е.  если    -2<х< 3, то |х² - х -6|= -х² + х +6.

       Построим их.

   2) Построим  у = х² - х -6 . Нижнюю часть графика

       симметрично отбражаем относительно ОХ.

   Сравнивая 1) и 2), видим что графики одинаковые.

Докажем, что график функции у = | f (х)|  совпадает с графиком функции  у = f (х) для f(х) >0  и  симметрично отражённой частью   у = f(х) при у <0 относительно оси ОХ.

     Действительно, по определению абсолютной величины, можно данную функцию рассмотреть как совокупность двух линий:

    у = f(х), если f(х) ≥0;           у  = - f(х), если f(х) <0

   Для любой функции у = f(х), если f(х) >0, то

| f (х)|  = f(х), значит в этой части график  функции

у = | f (х)|  совпадает с графиком самой функции

у = f(х).

     Если же f(х) <0, то | f (х)| = - f(х),т.е. точка (х; - f(х)) симметрична точке (х; f (х)) относительно оси ОХ. Поэтому для получения требуемого графика отражаем симметрично относительно оси ОХ «отрицательную» часть графика              у  = f(х).

Вывод: Гипотеза верна, действительно для построения графика функции

 у = |f(х) |  достаточно:

1.Построить график функции у = f(х) ;

2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где

f(х) <0, симметрично отражаем относительно оси абсцисс.   (Рис.5)

0

6

-6

-2

3

х

у

Рис.5

Вывод: Для построения графика функции у=|f(х) |  

1.Построить график функции у=f(х) ;

2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f(х) <0, строим кривые, симметричные построенным графикам относительно оси абсцисс.

(Рис.6, 7.)

у

х

Рис.6

  у

х

Рис.7

                              5. График функции  у=|f |(х)| |

Проверка истинности гипотез для графика функции у=|f |(х)| |

Применяя, определение абсолютной величины и  ранее рассмотренные примеры  построила графиков функции:

у = |2|х| - 3|

у = |х² – 5|х||

у = | |х³| - 2| и сделал выводы.

      Для того чтобы построить график функции у = | f |(х)| надо:

1. Строить график функции у = f(х) для х>0.

2. Строить вторую часть графика, т. е. построенный график симметрично отражать относительно ОУ, т.к. данная функция четная.

3. Участки получившегося графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовывать на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.

Построить график функции у = | 2|х | - 3|      (1-й способ по определению модуля)

1. Строю  у = 2|х | - 3 , для    2 |х| - 3 > 0 , |х |>1,5  т.е. х< -1,5 и  х>1,5

    а) у = 2х  - 3 , для х>0

    б) для х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.

2. Строю у = -2 |х| + 3 , для  2|х | - 3 < 0. т.е.  -1,5<х<1,5

   а)у = -2х  + 3 , для х>0

   б) для х<0, симметрично отражаем  построенную часть относительно оси ОУ.

у = | 2|х | - 3|

1) Строю  у = 2х-3, для х>0.  

2) Строю прямую, симметричную построенной относительно оси ОУ.

3) Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, отображаю симметрично относительно оси ОХ.

 Сравнивая оба графика, видим,  что они одинаковые.

0

у

х

-3/2

3/2

-3

3

Рис.8

2.

у = | х² – 5|х| |

1. Строю  у = х² – 5 |х|, для  х² – 5 |х|  > 0  т.е. х >5 и х<-5

        а) у = х² – 5 х , для х>0

        б) для х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно    оси ОУ.

2. Строю у = - х² + 5 |х|  , для х² – 5 |х|  < 0. т.е.  -5≤х≤5

       а) у = - х² + 5 х , для х>0

 б) для х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.

у = | х² – 5|х| |

а) Строю график функции у = х² – 5 х     для  х>0.

б) Строю  часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ

в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.

Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.  (Рис.9)

1

-1

-6

-6

0

5

5

Рис.9

3. у =| |х|³ - 2 |

1).   Строю  у = |х|³ - 2 , для |х|³ - 2   > 0, x>        и x< -

        а) у = х³ - 2 , для х>0

        б) для х<0, симметрично отражаю  построенную часть относительно    оси ОУ.

2). Строю у = - |х|³ + 2   , для |х|³ - 2   < 0. т.е. -       < x<

       а) у = -х³ + 2 , для х>0

       б) для х<0, симметрично отражаю  построенную часть относительно оси ОУ.

у = ||х|³ - 2 |

а) Строю у = х³ -2 для х > 0.

б) Строю  часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ

в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.

Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.  (Рис.10)

-2

0

1

2

2

-2

у

х

Рис.10

III. Заключение.

При выполнении исследовательской  работы я делала такие выводы:

- сформировала алгоритмы построения графиков  функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

Алгоритм построения графика функции у=f |(х)|  

    1.Построить график функции у=f(х) для х>0;

2.Построить для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ.

Алгоритм построения графика функции у=|f(х) |  

1.Построить график функции у=f(х) ;

2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f(х) <0, строить кривые, симметричные построенным графикам относительно оси абсцисс.

Алгоритм построения графика функции у=|f |(х)|  |

1. Построить график функции у=f(х) для х>0.

2. Построить кривую графика, симметричную построенной относительно оси ОУ, т.к. данная функция четная.

3. Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовывать на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.

   - приобрела опыт построения графиков таких функций, как:

                                у=f |(х)|; у = | f (х)|;  у=|f |(х)| |;

    - научилось работать с дополнительной литературой и материалами, производить отбор

       научных сведений;

   - приобрела опыт выполнения графических работ на компьютере.

Список литературы:

  1. И. М.Гельфанд, Е.Г. Глаголева. Функции и графики. Издательство «Наука»
  2. Р.А. Калнин. Алгебра и элементарные функции. Издательство «Наука»
  3. М.К. Потапов, С.Н. Олехник. Конкурсные задачи по математики, Москва. «Наука»
  4. Ю. Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дополнительные главы к школьному учебнику.

Москва, «Просвещение».


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследовательская работа по построению графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины» Выполнила: Мухаматдинова Динара , ученик 10 класса Кучуковской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района РТ Научный руководитель: Бурганиева А. Р., у читель математики высшей категории

Слайд 2

Цель и задачи работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины. Объект исследования : функции, содержащие знак абсолютной величины. Предмет исследования: закономерность графиков функции у = f |(х)|, у = | f (х)|, у = | f |(х)| |. Методы исследования: решение примеров на построения графиков, сравнение, анализ, обобщение.

Слайд 3

Содержание 1.Историческая справка 2.Геометрическая интерпретация понятия |а | 3.График функции у = f |(х)| 4.График функции у = | f (х)| 5.График функции у = | f |(х)| | 6.Выводы. 7.Список литературы.

Слайд 4

В первой половине XVII века начинает складываться представление о функции как о зависимости одной переменной величины от другой. Так, французские математики Пьер Ферма(1601-1665) и Рене Декарт (1596-1650) представляли себе функцию как зависимость ординаты точки кривой от её абсциссы. А английский ученый Исаак Ньютон(1643-1727) понимал функцию как изменяющуюся в зависимости от времени координату движущейся точки. Историческая справка

Слайд 5

Термин "функция" (от латинского function – исполнение , совершение) впервые ввел немецкий математик Готфрид Лейбниц(1646-1716). У него функция связывалась с геометрическим образом (графиком функции). В дальнейшем швейцарский математик Иоганн Бернулли(1667-1748) и член Петербургской Академии наук знаменитый математик XVIII века Леонард Эйлер(1707-1783) рассматривали функцию как аналитическое выражение. У Эйлера имеется и общее понимание функции как зависимости одной переменной величины от другой.

Слайд 6

Слово «модуль» произошло от латинского слова « modulus », что в переводе означает «мера». Это многозначное слово(омоним),которое имеет множество значений и применяется не только в математике, но и в архитектуре, физике, технике, программировании и других точных науках. В архитектуре - это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов. В технике - это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например модуль зацепления, модуль упругости и .т.п. Модуль объемного сжатия( в физике)-отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.

Слайд 7

Каждому действительному числу можно поставить в соответствие точку числовой прямой, это точка будет геометрическим изображением данного действительного числа. Каждой точке числовой прямой соответствует её расстояние от начало отсчета, или длина отрезка, начало которого в точке начала отсчета, а конец – в данной точке. Длина отрезка всегда рассматривается как величина неотрицательная. Геометрической интерпретацией действительного числа служит вектор, выходящий из начала отсчета и имеющий конец в точке, изображающей данное число. Длина этого вектора будет геометрической интерпретацией модуля данного действительного числа. Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a , если a больше или равно нулю и равна - a , если a меньше нуля: Геометрическая интерпретация понятия модуля |а| -а 0 а

Слайд 8

Исследование графиков функции: 1. График функции у = f |(х)| 2. График функции у = | f (х)| 3. График функции у = | f |(х)| | 1.Анализ изученной литературы, построение графиков функции 2.Выдвижение гипотезы 3.Проверка гипотезы 4.Доказательство 5.Выводы

Слайд 9

График функции у = |х| а) Если х≥0, то |х| = х и наша функция у = х, т.е. график совпадает с биссектрисой первого координатного угла. б) Если х<0, то |х| = -х и у = - х. При отрицательных значениях аргумента х график данной функции – прямая у = -х, т.е. биссектриса второго координатного угла.

Слайд 10

Выдвижение гипотезы: Из сопоставления двух графиков: у = х и у = -х, я выдви нул гипотезу, что график функции у = f( |х| ) получается из графика у = f (x) при х ≥0 симметричным отображением относительно оси ОУ.

Слайд 11

Проверка гипотезы Можно ли применять этот метод построения графиков для любой функции, содержащей абсолютную величину? Для этого я рассмотрел несколько функций, и сделала для себя выводы.

Слайд 12

1. Построить график функции у=0,5 х ² - 2 | х | - 2,5 1) Поскольку | х | = х при х≥0, требуемый график совпадает с параболой у=0,5 х ² - 2х - 2,5 . Если х < 0, то поскольку х ² = | х | ² , | х | =-х и требуемый график совпадает с параболой у=0,5 х ² + 2х - 2,5 . 2) Если рассмотрим график у=0,5 х ² -2х - 2,5 при х≥0 и отобразить его относительно оси ОУ мы получим тот же самый график.

Слайд 13

2. Построить график функции у=0,25 х ² - | х | -3. 1) Поскольку | х | = х при х≥0, требуемый график совпадает с параболой у=0,25 х² - х - 3. Если х < 0, то поскольку х ² = | х |² , | х | =-х и требуемый график совпадает с параболой у=0,25 х² + х - 3. 2) Если рассмотрим график у=0,25 х² - х - 3 при х≥0 и отобразить его относительно оси ОУ мы получим тот же самый график.

Слайд 14

Доказательство гипотезы: Докажем , что график функции у = f |(х)| совпадает с графиком функции у = f (х) на множестве неотрицательных значений аргумента и симметричен ему относительно оси ОУ на множестве отрицательных значений аргумента. Доказательство : Если х ≥0, то f |(х)|= f (х), т.е. на множестве неотрицательных значений аргумента графики функции у = f (х) и у = f |(х)| совпадают. Так как у = f |(х)| - чётная функция, то её график симметричен относительно ОУ. Таким образом, график функции у = f |(х)| можно получить из графика функции у = f (х) следующим образом: 1. построить график функции у = f(х) для х>0; 2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть относительно оси ОУ.

Слайд 15

Вывод: Для построения графика функции у = f |(х)| 1. построить график функции у = f(х) для х>0; 2. Для х<0, симметрично отразить построенную часть относительно оси ОУ.

Слайд 16

График функции у = f |(х)|

Слайд 17

График функции у = | f (х)|

Слайд 18

Построить график функции у = | х ² - 2х | Освободимся от знака модуля по определению Если х ² - 2х≥0, т.е. если х≤0 и х≥2, то | х ² - 2х | = х ² - 2х Если х ² - 2х < 0, т.е. если 0 < х < 2, то | х ² - 2х | =- х ² + 2х Я вижу, что на множестве х≤0 и х≥2 графики функции у = х ² - 2х и у = | х ² - 2х | совпадают, а на множестве (0;2) графики функции у = - х ² + 2х и у = | х ² - 2х | совпадают . Построю их.

Слайд 19

Выдвижение гипотезы: График функции у = | f (х)| состоит из части графика функции у = f(х) при у ≥0 и симметрично отражённой части у = f(х) при у < 0 относительно оси ОХ .

Слайд 20

Проверка гипотезы Построить график функции у = | х ² - х - 6 | 1) Если х² - х -6≥0, т.е. если х≤-2 и х≥3, то |х² - х -6|= х² - х -6. Если х² - х -6<0, т.е. если -2<х< 3, то |х² - х -6|= -х² + х +6. Построим их. 2) Построим у = х² - х -6 . Нижнюю часть графика симметрично отбражаем относительно ОХ. Сравнивая 1) и 2), видим что графики одинаковые.

Слайд 21

у = | х ² - х -6 |

Слайд 22

Докажем , что график функции у = | f (х)| совпадает с графиком функции у = f (х) для f (х) >0 и симметрично отражённой частью у = f(х) при у <0 относительно оси ОХ. Действительно, по определению абсолютной величины, можно данную функцию рассмотреть как совокупность двух линий: у = f(х), если f(х) ≥0; у = - f(х), если f(х) <0 Для любой функции у = f(х), если f(х) >0, то | f (х)| = f(х), значит в этой части график функции у = | f (х)| совпадает с графиком самой функции у = f(х). Если же f(х) <0, то | f (х)| = - f(х),т.е. точка (х; - f(х) ) симметрична точке (х; f (х)) относительно оси ОХ. Поэтому для получения требуемого графика отражаем симметрично относительно оси ОХ «отрицательную» часть графика у = f(х).

Слайд 23

Вывод : Г ипотеза верна, действительно для построения графика функции у = |f(х) | достаточно: 1.Построить график функции у = f(х) ; 2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f(х) <0, симметрично отражаем относительно оси абсцисс.

Слайд 24

Проверка истинности гипотез для графика функции у=|f |(х)| | Применяя, определение абсолютной величины и ранее рассмотренные примеры построила графики функции: у = |2|х| - 3| у = |х ² – 5|х|| у = | |х ³ | - 2| и сделала выводы. Для того чтобы построить график функции у = | f |(х)| надо: 1. Строим график функции у = f(х) для х>0. 2. Строим вторую часть графика, т. е. построенный график симметрично отражаем относительно ОУ, т.к. данная функция четная. 3. Участки получившегося графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываем на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.

Слайд 25

Построить график функции у = | 2|х | - 3| 1. Строю у = 2|х | - 3 , для 2 |х| - 3 > 0 , | х | >1,5 т.е. х < -1,5 и х > 1,5 а) у = 2х - 3 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отра жаем построенную часть относительно оси ОУ. 2. Строю у = - 2 |х| + 3 , для 2|х | - 3 < 0. т.е. -1,5 < х < 1,5 а) у = - 2х + 3 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.

Слайд 26

1. у = | 2|х | - 3| 1) Строю у = 2х-3, для х>0. 2) Строю прямую, симметричную построенной относительно оси ОУ. 3) Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, отображаю симметрично относительно оси ОХ. Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.

Слайд 27

у = | х ² – 5|х| | 1. Строю у = х ² – 5 | х| , для х ² – 5 |х| > 0 т.е. х > 5 и х < -5 а) у = х ² – 5 х , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ. 2. Строю у = - х ² + 5 |х| , для х ² – 5 |х| < 0. т.е. -5 ≤ х≤5 а) у = - х ² + 5 х , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаем построенную часть относительно оси ОУ.

Слайд 28

2. у = | х ² – 5|х| | а) Строю график функции у = х ² – 5 х для х>0. б) Строю часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ. Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.

Слайд 29

3. у =| |х| ³ - 2 | 1). Строю у = |х| ³ - 2 , для |х| ³ - 2 > 0 , x> и x< - а) у = х ³ - 2 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаю построенную часть относительно оси ОУ. 2). Строю у = - |х| ³ + 2 , для |х| ³ - 2 < 0. т.е. - < x< а) у = - х ³ + 2 , для х > 0 б) д ля х<0, симметрично отражаю построенную часть относительно оси ОУ.

Слайд 30

3. у = ||х| ³ - 2 | а) Строю у = х ³ -2 для х > 0. б) Строю часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ в) Часть графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываю на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ. Сравнивая оба графика, видим что они одинаковые.

Слайд 31

Заключение При выполнении исследовательской работы я c делал такие выводы: - сформировал алгоритмы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины; - приобрел опыт построения графиков таких функций, как: у = f |(х)|; у = | f (х)|; у = |f |(х)||; - научился работать с дополнительной литературой и материалами, производить отбор научных сведений; выдвигал гипотезы и доказала истинность гипотез, сделал выводы; - приобрел опыт выполнения графических работ на компьютере.

Слайд 32

Для построения графика функции у = f |(х)|: 1.Построить график функции у = f (х) для х>0; 2.Построить для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ. Для построения графика функции у = | f (х) | 1.Построить график функции у = f (х) ; 2. На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т.е., где f (х) <0, строить кривые, симметричные построенным графикам относительно оси абсцисс. Для построения графика функции у = | f |(х)| | 1. Построить график функции у = f (х) для х>0. 2. Строим вторую часть графика, т. е. построенный график симметрично отражаем относительно ОУ 3. Участки получившегося графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываем на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ. Выводы

Слайд 33

у = f |(х)| у = | f (х)| у = | f |(х)| | у = f (х), х>0 Построить часть для х<0, симметричную относительно оси ОУ у = f (х) Часть графика, расположенного в нижней полуплоскости симметрично отобразить относительно оси ОХ Построить для х<0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ у = f (х), х>0 Выводы

Слайд 34

Список литературы: И. М.Гельфанд, Е.Г. Глаголева. Функции и графики. Издательство «Наука» Р.А. Калнин. Алгебра и элементарные функции. Издательство «Наука» М.К. Потапов, С.Н. Олехник. Конкурсные задачи по математики, Москва. «Наука» Ю. Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва, «Просвещение».

Поделиться:

Ребята и утята

Соленая снежинка

Ералаш

Три коробки с орехами

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики