История показывает, что чем более развита экономика страны и сама страна, тем большую необходимость она испытывает в проведении всё более и более активной социально-экономической политики, будь то Англия, Голландия XVIIIвека или современные USAсо странами Европы.
Цель моей работы – рассмотреть некоторые аспекты социально-экономической политики нашего государства, проанализировать её эффективность и выразить ряд пожеланий по её дальнейшему развитию. В своей работе я использовал информацию официальных сайтов Пенсионного фонда РФ, Экономического Факультета МГУ, Института Демографии ВШЭ и других.
Вложение | Размер |
---|---|
socialno-ekonomicheskaya_politika_rossii45.doc | 338 КБ |
Содержание
Введение 3
Глава 1. В чём заключается социально- экономическая политика 5
1.1 Сущность и цели 5
1.2 Основные направления социально- экономической политики 9
1.3 Уровни исполнения социальной политики РФ 10
Глава 2. Социальные гарантии государства и минимальные
социальные стандарты 12
2.1 Минимальный размер оплаты труда 13
2.2 Прожиточный минимум 16
2.3 Проблема безработицы 18
2.4 Государственные стандарты в области образования РФ 20
2.5 Пенсия 22
2.6 Пособия 25
2.7 Медицинская помощь и социальные службы 27
2.8 Жилищная политика 28
Заключение 30
Список используемых источников и литературы 32
Приложения 33
Введение
«Наше спасение – только в нашем самодействии, возрождаемом снизу вверх»
(А.И. Солженицын.) «Россия в обвале».
К концу XX века сложился новый мир, ключевые особенности которого, по мнению компетентных авторов, сводятся к возникновению и доминированию новой социальной структуры – сетевого общества; новой глобальной информационной экономики и новой культуры – культуры реальной виртуальности. Исследователи процессов глобализации утверждают, и с этим трудно не согласиться, что в эту новую жизнь, в этот новый мир не впишутся страны, не представляющие ценности и интереса с точки зрения динамики глобального капитализма. Но все же – есть ли шанс у России стать страной «первого эшелона»?
В контексте нашей темы ответ на этот вопрос предполагает анализ влияния на развитие России проводимой правящими группами социальной политики.
В течение того времени, когда Россия переходила, на капиталистические рельсы, и трансформировалась в новое, современное государство, было и появилось большое количество проблем, начиная от изменения психологии, идеалов, навязанных нам прошлой эпохой, заканчивая переделкой государственного аппарата. Все эти и многие другие проблемы являются по масштабу государственными и требуют скорейшего решения, невзирая на кризисы. По мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются социальные проблемы, которые не могут быть автоматически решены в условиях укрепления отношений частной собственности. Роль государства регулировать эти проблемы. В противном случае, нашей стране невозможно будет встать действительно устойчиво на «капиталистические рельсы», и уж тем более стать современной страной первого «эшелона», с обществом органической модернизации. Если данные проблемы не будут решены в ближайшее время, Россия откатится на периферию мира, станет отсталой страной, в таких условиях, как вы понимаете, невозможно выполнение основных функций государства.
История показывает, что чем более развита экономика страны и сама страна, тем большую необходимость она испытывает в проведении всё более и более активной социально-экономической политики, будь то Англия, Голландия XVIII века или современные USA со странами Европы.
Цель моей работы – рассмотреть некоторые аспекты социально-экономической политики нашего государства, проанализировать её эффективность и выразить ряд пожеланий по её дальнейшему развитию. В своей работе я использовал информацию официальных сайтов Пенсионного фонда РФ, Экономического Факультета МГУ, Института Демографии ВШЭ и других.
Глава 1. В чём заключается социально-экономическая политика?
Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий.
Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции Российской Федерации, а также Уставами субъектов Российской Федерации; Федеральными и региональными законами, нормативными документами муниципальных образований.
К социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается но отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.
Для чего предлагается установление государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
1.1 Сущность и цели
Сущность социально - экономической политики исходит из общественных и экономических отношений индивидуумов, в поддержании их между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Надо отметить, что социально- экономическая политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Социально-экономическая политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную и экономическую сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. При определённом влиянии государства на социальную политику, эти действия будут влиять и на экономику страны. И, наоборот, при влиянии государства на экономику страны эти влияния будут отражаться на социальных проявлениях жизни общества.
Сферы жизнедеятельности общества:
Институты, относящиеся к политической сфере: государство,
парламент, правительство, судебная система, политические партии;
Социальная-экономическая политика государства охватывает все вышеперечисленные сферы жизни общества, которые как вы знаете взаимосвязаны. Именно поэтому любые изменения, действия в данных сферах общества, влияют на практически каждого индивидуума в отдельности, и на общество в целом. Для дальнейшего понимания материала скажу, что социальная политика является частью социально-экономического развития данного государства.
Всё вышеперечисленное позволяет рассмотреть социально-экономическую политику как часть государственного управления, объектом которого является социальная, экономическая сфера жизни людей. В силу специфики этих сфер как объекта управления социально-экономической политика также является специфическим воздействием. Уяснив особенности как экономической, так и социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «Социально-экономическая политика».
Основные цели, которые государство ставит перед собой при проведении социально-экономической политики является:
Кроме этих (основных) целей государство также преследует:
4. Воспроизводство членов общества;
5. Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.;
6. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти;
7. Управление и контроль осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
8. Формирование позитивного имиджа страны как на мировой арене, так и внутри неё;
9. Уменьшение дифференциации доходов, и расслоения общества.
10. Повышение конкурентоспособности производимых товаров(табл.1).
Государство осуществляет необходимые преобразования, осуществляя социально-экономическую политику, в соответствии с поставленной на данном этапе развития государства и общества целью. При помощи как экономических, административных и социальных рычагов, так и при помощи «Социальных институтов»: семейно-брачных, религиозных, налоговой системы, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществление государственных социальных и экономических программ, политических, образовательных, экономических и т.д.. В России сейчас активно практикуется введение социальных программ или национальных программ и национальных проектов, действующих по масштабности на всю Российскую Федерацию.
1.2 Основные направления социально-экономической политики
I. Обеспечение всем трудоспособным гражданам благоприятных условий труда.
1. Либерализация бизнеса (ослабление регулирования бизнеса государством, увеличение «свобод» бизнеса).
2. Поощрение малого предпринимательства.
3. Поддержание высокой занятости.
4. Регулирование трудовых отношений.
II. Определение стандарта благосостояния для всех членов общества.
1. Перераспределение доходов посредствам социальных трансфертов и введение прогрессивного налогообложения.
2. Пенсии и пособии нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным.
3. Общее образование и медицинская помощь.
Социальная политика государства – весьма важный инструмент макроэкономического регулирования, требующий очень осторожного и гибкого применения. С формированием системы социальных стандартов особое значение приобретают такие факторы, как цели, намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, многовариантность набора, возможность взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, выбор наиболее рационального (целесообразного) варианта, меры государственного и муниципального регулирования рынка услуг.
Немаловажную роль играет установление состава государственных минимальных социальных стандартов, их распределение в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1.3 Уровни исполнения социально- экономической политики РФ
Современная социально-экономическая политика в России имеет следующие уровни:
Как мы видим, основные проблемы обозначаются сверху «системы», после чего обозначаются проблемы региона и муниципальные проблемы и, в зависимости от задачи, решаются на том или ином уровне.
Необходимо отметить, что при проведении « правильной» социально-экономической политики, в государстве может произойти дальнейшая модернизация и развитие общества, примером тому служат Нормандские государства, такие как Финляндия, Швеция, Норвегия, которые занимают 6, 7 и 19 места соответственно в табл. 1(см. приложение) на 2008 год по уровню счастья жителей страны, и являются одними из лидирующих стран по уровню ВВП на человека. «Правильная» социальная-экономическая политика влияет практически на все сферы жизни общества, начиная с экономики государства, и заканчивая изменением психологии индивидуума и социальных отношений, идеалов в обществе.
Но результатом ведения неэффективной социально-экономической политики, а иногда и её отсутствием, может служить свержение власти, вплоть до разделения страны на части. Что мы видим в странах Латинской Америки и Южной, Западной Азии табл. 2 (см. приложение).
Глава 2. Социальные гарантии государства и минимальные социальные стандарты
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ, что является важной частью социально-экономической политики. Подчеркну, что не у всех экономически развитых стран закреплены социальные гарантии. Они определены в ст.7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательст-вом РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:
1. Оплаты труда;
2. Пенсионного обеспечения;
3. Образования;
4. Здравоохранения:
5. Культуры;
6. Социального обслуживания;
7. Жилищной политики
Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности.
Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданскими и трудовыми кодексами, законами «О здравоохранении», « Об образовании», «О культуре» и др.
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
2.1 Минимальный размер оплаты труда
26-я статья российского Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» устанавливает: «Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно – правовых форм предприятия», т.е. минимальный размер оплаты труд гарантирован работникам данного предприятия, но как мы видим этот закон не всегда исполняется работодателями. На сегодня минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. в месяц. Величина минимальной заработной платы обычно определяется путём исчисления прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.
В соответствии со статьей 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. В связи с ростом потребительских цен и стоимости жизни размер минимальной оплаты труда периодически пересматривается в законодательном порядке.
В Нижегородской области средняя номинальная начисленная заработная плата работающих на предприятиях, обследуемых по полному кругу, в августе составила 14,325 тыс. рублей и по сравнению с августом 2008 года возросла на 6,5%. По данным (Нижегородстата).
Как мы видим, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличивалась, начиная с 2000 года и до нашего времени табл.3
и табл. 4.
Дата | Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. (до 2000 г. – тыс. руб.) | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. – |
1970 | 0,074 | 0,121 |
1980 | 0,121 | 0,174 |
1990 | 0,217 | 0,303 |
1995 | 515,9 | 472,4 |
2000 | 2281,1 | 2223,4 |
2002 | 3947,2 | 4360,3 |
2003 | 5170,4 | 5498,5 |
2004 | 6410,3 | 6739,5 |
2005 | 8111,9 | 8554,9 |
2006 | 10196,0 | 10633,9 |
2007 | 12602,7 | 13593,4 |
2008 | 14939,2 | 17290,1 |
Табл. 3
2.2 Прожиточный минимум
Это показатель объёма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается правительством РФ.
Как сказано в Трудовом Кодексе РФ, основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины.
Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Постановление от 14 ноября 2009 г. N 925 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г.". В соответствии с этим документом установлена величина прожиточного минимума по Российской Федерации за II квартал 2009 г. на душу населения 5187 рублей, для трудоспособного населения - 5607 рублей, для пенсионеров - 4129 рублей, для детей - 4963 рубля. В I квартале 2009 г. величина прожиточного минимума составляла 5083 рубля.
Прожиточный минимум является социальным и экономическим показателем, и величиной, на которую ориентируются при составлении важных планов и финансовых прогнозов.
Россия является практически единственной страной, где минимальная зарплата - которая сама по себе ниже прожиточного минимума - и оплата труда людей, получающих многомиллионные доходы, облагаются по одной единой ставке - 13%. В развитых странах мира подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Кроме того, важно понимать, что доля оплаты труда у нас примерно в два раза ниже в объёме валового внутреннего продукта, чем в странах с развитой рыночной экономикой. По этой причине подоходный налог в России не может стать преобладающей частью доходов бюджета.
Введение прогрессивной шкалы подоходного налога блокируется многими лоббистами, влияющими на решения Министерства финансов. Когда обсуждали вопрос о подоходном налоге, то представители финансово-экономического блока Правительства предложили другую модель изъятия доходов у наиболее состоятельной части населения - посредством налогов на имущество. Однако налог на имущество хотя и принят, но практически не работает под предлогами отсутствия реальной коммерческой оценки имущества в России, а в ряде случаев с недвижимостью со ссылкой на незавершённое строительство. Достаточно ведь не поставить шпингалет на окно и дом будет считаться находящимся в стадии строительства. И так далее. Что касается прогрессивной шкалы... Установив прожиточный минимум в 6 тысяч рублей, его следовало бы вообще освободить от подоходного налога. Для тех, кто получает от 6 до 100 тысяч в месяц оставить налог 13%, поскольку в эту категорию входит большинство россиян; то есть основное население России не только не пострадает от прогрессивной шкалы, но и получит дополнительную выгоду в виде необлагаемых налогом 6 тысяч рублей. Для зарплат от 100 до 500 тысяч рублей в месяц я предлагаю ставку подоходного налога в 18%, а от 500 тысяч - 23%.
В России сложилась крайняя неравномерность в распределении доходов. Коэффициент, показывающий соотношение 10% самых богатых к 10% самых бедных граждан, составляет 16:1. (В европейских странах он равняется 6-8:1). Причём речь идёт не о единицах граждан, поскольку к каждой из этих категорий относится примерно по 14 миллионов человек. Из мировой практики известно, что при превышении децильного коэффициента свыше 10:1 создаётся нестабильная ситуация в обществе, ухудшается криминогенная обстановка. Введение новой модели прогрессивного налогообложения физических лиц поможет решить эту проблему, причём не повышая инфляцию.
2.3 Проблема безработицы
Одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики является безработица. Это социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу в соответствии с уровнем их образования и квалификации.
В России безработица связана в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ табл.3
Согласно закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» статья 12 государство гарантирует безработным:
Итак, эта система мер предусматривает обеспечение экономической безопасности трудящихся по следующим направлениям:
1. Регулирование занятости.
2. Организация бирж труда.
3. Формирование фондов страхования по безработице.
Размер пособия по безработице также зависит от длительности безработицы: в первые три месяца безработный получает 75% от своей среднемесячной заработной платы за последние три месяца с последнего рабочего места, в следующие 4 месяца - 60% и далее - 45%, но не выше установленного максимального размера пособия по безработице и не ниже минимальной величины с учетом региона страны.
Начиная с 1 января 2009г., размер пособия по безработице в России увеличился.
2.4 Государственные стандарты в области
образования РФ
Государственные стандарты в области образования предполагают:
Для улучшения образования россиян правительство РФ реализует нацпроект «Образование», целью которого является обеспечение качественным образованием в независимости от территориальной принадлежности учащихся, отвечающим современным стандартам и требованиям.
Неотъемлемое условие модернизации общества – освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений.
Приоритетами образования для модернизации общества должны быть:
1) Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
2) Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.
3) Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4) Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должны занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение.
5) Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
2.5 Пенсия
Это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определённым категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом. Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца для нетрудоспособных членов семьи.
Законодательство Российской Федерации предусматривает периодическую индексацию базовой части в связи с ростом цен, страховой части в связи с ростом заработной платы, накопительной части с учетом доходности от инвестирования пенсионных накоплений.
В 2009 году пенсии были проиндексированы четыре раза. Первая индексация прошла 1 марта – базовая часть трудовой пенсии была увеличена на 8,7%. 1 апреля и 1 августа был увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 17,5% и на 7,5% соответственно. Кроме того, в апреле на 13% был увеличен размер ЕДВ.
С 1 декабря базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена еще на 31,4%. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составил 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера и составил 4268 рублей.
Следующее повышение пенсии прошло 1 января 2010 года: была проведена валоризация – переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые граждане приобрели до проведения пенсионной реформы в 2002 году. 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал был увеличен на 10%. Также к нему будет прибавляться по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года. С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.
В течение 2010 года будут индексироваться трудовые и социальные пенсии. Планируется, что с 1 апреля 2010 года на 6,3% будут увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0% и еще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 года размер ЕДВ будет увеличен на 10%. В результате всех индексаций к концу следующего года средний размер трудовой пенсии составит 7902 рубля.
Пенсионный возраст — юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат.
Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы, опосредованно воздействуя на ее сбалансированность и финансовую устойчивость. Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы.
Пенсионный возраст сейчас составляет 55 лет для женщин и 60 для мужчин, но в скором времени планируется его увеличить, из за « старения» населения.
Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
В России действует социальная программа государственного софинансирования пенсии. Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть( страховую) – государство.
Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Виды трудовых пенсий:
Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Всё вышесказанное показывает, что определение пенсионного возраста, размера пенсии и своевременная валоризация очень сильно влияют на мотивацию народа, стимулирование рабочей силы, и увеличению производительности труда, что приводит к улучшению экономики государства.
2.6 Пособия
По данным Росстата, на 1 ноября 2007 года общая численность безработных в России составила 6,2 миллиона человек. Из них официально зарегистрировались в государственной службе занятости (для получения пособия) лишь один миллион человек.
По данным Росстата, на конец сентября 2008 года уровень безработицы в России составлял 5,3 процента или 5289 тысяч человек, а зарегистрированных безработных насчитывалось 1,2 миллиона человек, из которых около миллиона человек получали пособие.
В отличие от пенсий – пособия , как правило, является помощью, временно заменяющей основной заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
Неотъемлемой составной частью социального обеспечения является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В настоящее время число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (дети ветераны, инвалиды, учащиеся и др.).
2.7 Медицинская помощь и социальные службы
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, а также помощь по уходу за больными, и инвалидами.
Обязательное медицинское страхование, действующее на территории РФ направлено на достижение достойного уровня получаемой людьми медицинской помощи.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание в РФ подкреплено законодательно. Законодательство РФ о социальном обслуживании состоит из 195- Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В данном Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
В настоящее время для улучшения здоровья Россиян, и улучшению качества народонаселения России, правительством РФ проводиться нацпроект «Здоровье» целью которого обобщённо является обновление технопарка медицинских учреждений, внедрение «высоких технологий» в них, повышение качества услуг, и как следствие всего этого улучшение здоровья россиян.
2.8 Жилищная политика
В области жилищной политики государство поставило своей целью решить ряд задач:
окончательное законодательное определение жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение бесплатно или за доступную плату жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных субсидий на приобретение жилья, оплату жилья и коммунальных услуг;
обеспечение эффективной системы управления жилищным фондом, основанной в основном на бездотационном хозяйствовании рыночных субъектов, действующих на конкурентной основе;
повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры в жилищном секторе;
создание условий для приведения структуры жилищного строительства и производства стройматериалов в соответствие с платежеспособным спросом;
формирование условий для развития рынка земельных участков под жилую застройку, создание правовых принципов регулирования землепользования и застройки;
развитие рыночных финансовых механизмов в жилищной сфере: долгосрочного ипотечного жилищного кредитования граждан, кредитования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры;
содействие развитию инфраструктуры рынка жилья (риэлторской, оценочной деятельности, управления недвижимостью, страхования, нотариата, государственных систем регистрации и учета недвижимости, судебной системы).
Главная роль в реализации поставленных задач в рамках жилищной политики отводится рыночным субъектам деятельности, как производящим товары и услуги в жилищной сфере, так и обеспечивающим инфраструктуру рынка жилья.
Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами.
Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
Как вы понимаете, вышеперечисленные способы у нас в России действуют плохо, или вообще не действуют из-за некомпетентности управляющих органов. Но, тем не менее таблица №4 показывает рост площадей жилищного фонда за время существования России табл.5.
Табл.5
Начало формы
Конец формы
Начало формы Конец формы | Начало формы Конец формы | Начало формы Конец формы |
Год | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Российская Федерация В млн. метрах квадратных | 2546 | 2608 | 2645 | 2680 | 2715 | 2745 | 2761,3 | 2787 | 2822 | 2853 | 2885 | 2917 | 2955 | 3002 | 3058,3 | 3116,2 |
Начало формы
Заключение
Наша страна находится в трудном положении: в этом году существенно увеличится безработица, снизится объём строительства жилья - это неизбежно, возникнет масса других проблем. Для того, чтобы в такой ситуации не на словах, а на деле перейти к инновационной экономике, нужна другая социально-экономическая политика, другая социально-экономическая стратегия, которых у нас сегодня, к сожалению, нет.
В России сложилась крайняя неравномерность в распределении доходов. Коэффициент, показывающий соотношение 10% самых богатых к 10% самых бедных граждан, составляет 16:1. (В европейских странах он равняется 6-8:1). Причём речь идёт не о единицах граждан, поскольку к каждой из этих категорий относится примерно по 14 миллионов человек. Из мировой практики известно, что при превышении децильного коэффициента свыше 10:1 создаётся нестабильная ситуация в обществе, ухудшается криминогенная обстановка. Введение новой модели прогрессивного налогообложения физических лиц поможет решить эту проблему, причём не повышая инфляцию.
По малому бизнесу у государства нет стратегии на сегодняшний день. А ведь многие люди, пострадавшие от кризиса, относятся не только к бюджетникам, но и к представителям малого бизнеса. Малый бизнес сегодня крайне несовершенен, а между тем это очень крупный экономический резерв, который обязан учитываться в экономической стратегии государства. Необходимо предусмотреть все формы помощи малому бизнесу. Это должно взять на себя государство. Кроме того, малый бизнес - это ведь средний класс населения, то есть огромная политическая поддержка власти, потому что средний класс всегда голосует за власть.
Список используемых источников и литературы:
Источники:
Литература и периодические издания:
1. Абалкин Леонид : Может ли Россия остаться экономически независимым государством?/ Л. Абалкин // Газета Фонтанка. Ру. –2010. – 4 марта.
Дополнение
Табл.1.
Табл.2
Страна | SWL | ||
Austria | 3 | ||
Bahamas | 5 | ||
Belgium | 28 | ||
China | 82 | ||
Columbi | 34 | ||
Czech | 77 | ||
Denmark | 1 | ||
Estonia | 139 | ||
Finland | 6 | ||
France | 62 | ||
Georgia | 169 | ||
Germany | 35 | ||
Iceland | 4 | ||
India | 125 | ||
Iran | 96 | ||
Ireland | 11 | ||
Israel | 58 | ||
Italy | 50 | ||
Japan | 90 | ||
Nepal | 119 | ||
Netherlands | 15 | ||
New | 18 | ||
Nicaragua | 85 | ||
Norway | 19 | ||
Oman | 30 | ||
Pakistan | 166 | ||
Poland | 99 | ||
Portugal | 92 | ||
Qatar | 45 | ||
Romania | 136 | ||
Russia | 167 | ||
Sweden | 7 | ||
Switzerland | 2 | ||
Syria | 142 | ||
Ukraine | 174 | ||
United | 41 | ||
USA | 23 | ||
Uzbekistan | 80 | ||
Zimbabwe | 177 |
По данным британского ученного в области "позитивной психологии" Adrian White, Университет Лисэстара.
SWL (satisfaction with life) rating - номер страны в списке, ранжированном по счастью её жителей. Например, согласно Adrian White самые счастливые в среднем по их ощущениям люди проживают в Дании, а за ними следует – Швейцария.
Табл.4
Основные показатели прогноза
социально-экономического развития России
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2008 |
Инфляция (прирост), в % к декабрю пред. года | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 10-12 | 8-10 | 6-8 | 5-7 |
ВВП прирост, в % к пред. году | 9,0 | 5,0 | 4,3 | 3,5-4,4 | 4,2-5,5 | 4,5-5,7 | 4,5-5,5 |
Структура производства ВВП, %: |
|
|
|
|
|
|
|
производство товаров | 40,2 | 38,3 | 36,5 | 36,2 | 35,9 | 35,5 | 34,6 |
производство услуг | 49,2 | 51,0 | 54,0 | 54,6 | 55,1 | 55,8 | 56,9 |
Продукция промышленности, прирост в % к пред. году | 11,9 | 4,9 | 3,7 | 3,2-4.1 | 3,8-5.3 | 4,0-5.5 | 4,5-5,5 |
Структура промышленного производства, % : |
|
|
|
|
|
|
|
доля добывающих отраслей | 50.4 | 49.7 | 50.1 | 49.8 | 49.4 | 48.8 | 46,5 |
доля обрабатывающих отраслей | 49.6 | 50.3 | 49.9 | 50.2 | 50.6 | 51.2 | 53,5 |
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к пред. году | 7,7 | 7,5 | 1,7 | 3,0 | 3,5-4.0 | 3,5-4.0 | 3,5-4.0 |
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к пред. году | 17,4 | 8,7 | 2,6 | 6,0-7.5 | 7,0-9.0 | 7,5-9.0 | 6,5-8,0 |
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США | 4,4 | 4,0 | 4,0 | 5,0-6.5 | 6,0-7.8 | 7,5-8.5 | 9-11 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 105,0 | 101,6 | 106,1 | 101-109 | 103-116 | 106-122 | 112-136 |
Структура экспорта, %: |
|
|
|
|
|
|
|
сырье и материалы | 91.4 | 89.8 | 90.7 | 89.1 | 88.5 | 88 | 86 |
машинотехническая продукция | 8.6 | 10.2 | 9.3 | 10.9 | 11.5 | 12 | 14 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 44,9 | 53,8 | 60,3 | 65-67 | 70-72 | 75-78 | 88-95 |
Уровень безработицы, в % к эк. активному насел. (среднегодовой): |
|
|
|
|
|
|
|
общей | 10,5 | 9,0 | 7,6 | 8,2-8,0 | 8,1-8,0 | 7,8-7,7 | 7,1-7,2 |
официально зарегистрированной | 1,5 | 1,5 | 1,7 | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,0 |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к пред. году | 111,9 | 108,5 | 108,8 | 105,7-107 | 106,2-107,2 | 106,4-107,4 | 106-107 |
Расходы федерального бюджета, в % от ВВП | 14,1 | 14,6 | 15,6 | 15,2 | 14,0 | 13,9 | 13,5 |
Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП | 25,8 | 25,8 | 28,1 | 26,5 | 24,8 | 23,2 | 22,5 |
1. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума,
2. Прожиточный минимум - это стоимость товаров и услуг, признаваемых существом необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни.
3. Квинтильный (децильный) коэффициент применяется для оценки степени дифференциации доходов и выражает соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых слоев населения и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных. Минимальный потребительский бюджет - социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Рациональный потребительский бюджет - набор товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение рациональных потребностей человека.
4. Социальная ориентация экономики предполагает ее подчинение задачам развития личности. Социальная справедливость в сфере экономики - соответствие системы экономических отношений представлениям, которые господствуют в данном обществе.
5. Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий
между участниками рыночной экономики.
6. Бедность представляет собой такое экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Различают абсолютную и относительную бедность, глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению к прожиточному минимуму).
7. Социальное партнерство - это согласование экономической и социальной политики (особенно доходов и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами.
Акварель + трафарет = ?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Что общего у травы и собаки?
Кто должен измениться?
Весенняя сказка