• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Очки и зрение"

Опубликовано Яковлева Татьяна Александровна вкл 08.05.2012 - 14:33
Автор: 
Иванова Валерия, ученица 7А класса

 

Основные слагаемые здоровья - пропорциональная физическая и умственная нагрузка, рациональное питание, гармоничные взаимоотношения между людьми, личная гигиена в школе и дома, отсутствии вредных привычек (курение, приём алкоголя, самолечение, игромания).

Здоровье, было, есть и будет особой ценностью для каждого человека и человечества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2012.doc121 КБ
Office presentation icon ochki_2.ppt333 КБ

Предварительный просмотр:


Российская Федерация



Ханты-Мансийский автономный округ



(Тюменская область)



город окружного значения Сургут



администрация города



Департамент Образования и Администрации города Сургута



     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение



основная общеобразовательная школа №30









Исследовательский проект



 







  Тема:                              «Очки и зрение»



  Автор:                             Иванова Валерия, 7 «а» класс         



Руководитель проекта:  Яковлева Татьяна Александровна



                                     





 



Сургут



2012


                                           

Аннотация

Здоровье-это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Часто мы не задумываемся над тем, какое значение для нашего здоровья и трудоспособности имеет здоровый образ жизни.

Основные слагаемые здоровья - пропорциональная физическая и умственная нагрузка, рациональное питание, гармоничные взаимоотношения между людьми, личная гигиена в школе и дома, отсутствии вредных привычек (курение, приём алкоголя, самолечение, игромания).

Здоровье, было, есть и будет особой ценностью для каждого человека и человечества в целом.

Объект исследования: это зрение - ничем не заменимая ценность. Во многом наше здоровье зависит от нас самих.

Предмет исследования- очки.

Гипотеза подтвердилась: в век информационных технологий, когда зрение ухудшается с раннего возраста, очки необходимы многим. При сегодняшнем многообразии форм стёкол, оправ, цветовой гаммы очков остаётся неизменной функция очков- защита и коррекция зрения.

Доказательством тому является проведённое нами в 7-х классах МОУ ООШ №30, города Сургута социологическое исследование. Проведя опрос семиклассников, мы выявили, что из двадцати двух человек, четверо носят очки регулярно, 5 человек очки не носят (стесняются, забывают), хотя имеют нарушение зрения. И только у 12 человек зрение соответствует норме.

Как помочь школьникам сохранить зрение? Таким вопросом я задалась, выполняя свой проект. Думаю, что подготовленные мною рекомендации помогут сохранить остроту зрения.

Содержание

  1. Введение  ………………………………………………………………………………4

2.  История возникновения очков ………………………………………………………  4

2.1. История слова «очки»  ……………………………………………………………     4

2.2. История появления очков  …………………………………………………………   5

      3. Анкетирование, социологический опрос  ……………………………...…………     6

4. Виды очков и их роль в сохранении зрения  …………………………………………….    7

5. Очки: плюсы и минусы  ………………………………………………………………  9

6. Заключение  …………………………………………………………………….……..  10

7. Литература  ……………………………………………………………………………  11

8. Приложения …………………………………………………………………………..   12

                                                     1.      Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго или крепкого здоровья, так как здоровье - это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки.

Объект исследования:  зрение одноклассников.

Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении гигиенических правил, есть возможность жить до 100 лет и более, имея хорошее зрение. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, основных  норм здорового образа жизни.

Предмет исследования: очки.

 По моим наблюдениям, среди учащихся нашей школы, много детей с ослабленным зрением. Но не все школьники носят очки. Я решила выяснить, помогают ли очки сохранить зрение.

Гипотеза: Очки необходимы для коррекции зрения.

Цель: показать роль очков в сохранении  зрения одноклассников.

Задачи:

  1. Провести анкетирование и социологический опрос одноклассников;
  2. Выяснить историю появления очков;
  3. Собрать материал о лексическом происхождении и морфологическим строении слова очки.

Свое исследование начала с изучения истории появления очков.

 Методы исследования:

  1. Анализ литературы по данному вопросу;
  2. Наблюдение;
  3. Анкетирование.

2. История возникновения очков

2.1. История слова «очки»

        В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова лексическое значение слова объяснено так: «очки» - оптический прибор из двух линз или стекол, держащихся на дужках или вмонтированных в прилегающую к лицу полумаску».

        Слово «очки» образовано от славянского ОЧИ (глаза) при помощи суффикса – к -.

В современном русском языке суффикс – к -  в слове очки не выделяется.

        Проводя анализ слова,  обратила внимание на то, что однокоренных слов у данного слова мало: очечный, очечник, очковый, очкастый, очкарик.

        Если рассматривать слово «очки» с точки зрения морфологии, то  «очки» - имя существительное, так как обозначает предмет, неодушевленное, нарицательное, употребляется только во множественном числе, изменяется по падежам, в предложении может быть подлежащим (Очки лежали на столе), дополнением (Мне купили очки).

                                                  2.2. История появления очков

        Происхождение очков неясно. Есть данные, что халдеи имели некие увеличительные приспособления еще в 4 тысячелетии до н.э.. Римский  император Нерон использовал в этом качестве оправленный драгоценный камень. Идея очковой оправы возникла в Средние века. Марко Подо сообщает, что видел очки в Китае в конце 13 века. Известно также, что Р.Бэкон послал папе Клименту iV  какие-то удивительные линзы для чтения.  Первое документальное свидетельство связано с именем итальянца д,Армато. На его памятнике надпись: «Здесь лежит Сильвано д,Армато. Изобретатель очков. Прости ему, Господи, его прегрешения, А.D.1317.»

        Первые очки были изготовлены в Венеции, средневековом центре стекольной промышленности, а затем в Германии. Как и многие изобретения того периода, они поначалу были встречены с подозрением, а в некоторых кругах даже рассматривались,  как богохульные попытки улучшить творение Всемогущего. Тем не менее, несомненная полезность очков вскоре преодолела все возражения, и они распространились среди образованных и  богатых.  Позднее их стали воспринимать как знак образованности, а в высшем обществе – как признак исключительности и элегантности. В 1760 году Б.Франклин изобрел  бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассмотрения объектов вдали, а нижняя – вблизи.

 История очков насчитывает несколько тысячелетий. Уже в древнем Китае молодым женщинам предписывалось беречь глаза и веки от солнца, чтобы избежать ранних морщинок и выцветания глаз. Но очков тогда не было. Чтобы защитить глаза, носили специальные шляпы из листьев. Японцы надевали на голову ремешок, к которому крепились «ставни» для глаз. В древней Индии состоятельные женщины приклеивали к верхним векам полоски шёлка, пропитанные смолой.

О том, что шаровидные стёкла увеличивают предметы и буквы, люди заметили давно. Арабский учёный Ибн-аль-Хайсам описал чудесное свойство таких стёкол. Но идея применять увеличительные линзы как очки для улучшения зрения появилась в 18 в.

Первые очки были мало похожи на современные. Они представляли собой просто крутые линзы в оправе. Изобретателями долго не удавалось придумать способ крепления очков около глаз. Появились лорнеты, монокли, линзы, которые крепились к шляпе. Почти пятьсот лет понадобилось для того, что бы посадить линзы в оправу на нос с помощью душек. Кто был автором подобного изобретения, до сих пор спорят между собой флорентинцы и венецианцы. Сначала люди приняли очки очень настороженно. Некоторые окрестили их даже «проклятым инструментом дьявола». Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза. Во Франции до 17 века носить очки в обществе считалось дурным тоном. В Россию очки попали из Германии в 17 веке.

        Очки вошли в нашу жизнь как предмет, улучшающий остроту восприятия мира и защищающий глаза от вредного воздействия окружающей среды.

Актуальность данной темы заключается в том, что в век информационных технологий зрение у некоторых  школьников ухудшается.  Доказательством тому является проведенное мною социологическое исследование в 7-х классах МБОУ ООШ №30.

                                       3. Анкетирование, социологический опрос

Анкетирование, социологический опрос показали, что  учащиеся 7-х классов не заботятся о сохранении и укреплении своего зрения. Много времени проводят, сидя  у телевизора, за компьютером.

        Проанализировав ответы, я разделила их на три группы:

  1. Школьника, которые сидят за компьютером более 5 часов в день (чаще всего они тратят  это время на игры) – 33% опрошенных.
  2. Школьники, которые работают за компьютером при написании докладов, рефератов, составляют 62%.
  3. Школьники, не имеющие компьютера дома и «общаются» с ним только на уроках информатики или у друзей – 5%.

По данным медицинского осмотра в 7-х классах выявлено: 21 человек с дефектами зрения, из них носят очки постоянно 9 человек, 3-е стесняются носить систематически. У трех человек по сравнению с прошлым годом улучшилось зрение, у остальных ухудшилось.

4. Виды очков и их роль в сохранении зрения

Очки для коррекции зрения. Чаще всего используют очки  школьники, страдающие близорукостью и дальнозоркостью. Рост этих отклонений вызывает тревогу у офтальмологов. Основная причина заболеваний глаз – длительная работа школьника на близком расстоянии (письмо, чтение, черчение, работа за компьютером), особенно при неправильном освещении и несоблюдении  гигиенических норм. С введением информатики в школах и повальным увлечением детей компьютерными играми положение стало еще более серьезным.   Исправить дефекты зрения можно с помощью очков:  близорукость – очками с рассеивающими линзами, а дальнозоркость – очками с собирающими линзами.

Основная часть очков – это линзы. Именно их свойство и отвечает за то, как корректируется зрение. Но кроме линз всегда обращается внимание и оправу очков. Если оправа неудобная, или некрасивая, это не доставляет пациенту удовольствия в ношении очков, и он будет чувствовать себя неполноценно.

Солнцезащитные очки уже давно вошли в привычку. Их носят на улице в солнечный день в зимний и летний период, предохраняя глаза от ожога. Некоторые не снимают их и в помещении и носят целыми днями постоянно. Нужно помнить, что пластиковые очки, купленные на рынках, не задерживают ультрафиолет. А это прямой путь к разрушению сетчатки, а значит, и  к ухудшению зрения, даже, если человек не имеет отклонений в зрении.

 Оказывается, эта привычка вредна для глаз, так как ученые заметили, что когда мы в очках, глаз подсознательно считает, что он защищен, это ослабляет его защитные функции. Например,  если бросить небольшую соринку в сторону глаза без очков, то он обязательно моргнет. А вот в очках глаз уже не моргает, даже когда это требуется. Вот и получается, что очки разоружают, отключая естественную защитную реакцию организма.

        Массажер - очки   - это массажер и одновременно тренажер для глаз два в одном, который обладает  лечебно-оздоровительным эффектом. Улучшает кровообращение, снимает утомляемость. Они полезны тем, кто много времени проводит перед компьютером.

        Очки для водителя и комфортного вождения поглощают ультрафиолетовое излучение, зрение становится  контрастнее, лучше различаются цвета, пропадает сонливость, глаза не утомляются, состояние тканей глаз восстанавливается.

Компьютерные очки   не имеют диоптрий, не влияют на остроту зрения и не искажают видимость окружающего пространства.

Компьютерные очки, как правило, снабжаются специальным покрытием – светофильтром, повышающим контрастность изображения . Это возможно благодаря тому, что светофильтр максимально приближает цветовое восприятие картинки на мониторе к спектральной чувствительности человеческих глаз, что, в свою очередь, понижает утомляемость оптической системы глаз.                                                                Как результат постоянного ношения компьютерных очков при работе за монитором – глаза значительно меньше утомляются, и зрение дольше остается здоровым.
Компьютерные очки лучше приобрести в центре медицинской оптики. Если купить очки без тщательной примерки и не учесть, например, длину линз в пропорции с шириной лица, то далеко выходящие за его пределы линзы могут доставлять зрительный дискомфорт: по краям стекол возможно отражение посторонних бликов, раздражающих взгляд. Также слишком узкая оправа будет мешать взору. Очки должны сесть удобно –
 

тогда они будут выполнять свою функцию идеально. 

Очки перфорационные («Очки с дырками»)  представляют собой набор маленьких отверстий в тёмной матрице. У этих очков есть недостаток — их нельзя носить постоянно.

 Перфорационные очки чаще используются для повышения остроты зрения  и кратковременной коррекции при миопии.  Правильный режим ношения этих очков может способствовать расслаблению (отдыху) глазных мышц являются временной коррекцией зрения.. Но есть и противопоказания. Не рекомендуется: детям до 16-ти лет, а при прогрессирующей близорукости -  противопоказаны. 

Защитные очки предназначены для предотвращения механического, светового, термического или химического поражения глаз, а также от действия ветра, воды и пыли.

Очки для защиты глаз от механических повреждений чаще всего выполняют из пластмассы. Их применяют при работе с металлорежущим, деревообрабатывающим оборудованием, слесарным и садово-огородным инструментом.

Очки для защиты глаз от светового поражения имеют светофильтры. Их применяют при сварочных работах, при работах с яркими источниками света, при работах с лазерами, при наблюдениях за ядерными взрывами и пуском ракет. Спектральная характеристика светофильтра подбирается в зависимости от характеристик излучения.  Очки для сварочных работ практически полностью поглощают сине-фиолетовые и ультрафиолетовые лучи, доля которых в спектре излучения электрической дуги максимальна, но относительно хорошо пропускают красные и желтые лучи, что позволяет сварщику видеть нагретый металл. Очки для защиты от лазерного излучения могут иметь монохроматические фильтры.

Очки для защиты глаз от термического поражения задерживают тепловое излучение и поток горячих газов. Применяются при работе с нагретыми телами: в металлургическом производстве, при стеклодувных работах.

Очки для защиты глаз от химического поражения должны плотно прилегать к глазницами. Их материалы должны быть инертными к химическим реактивам, с которыми выполняется работа.

Для защиты глаз от воды также применяются очки, плотно прилегающие к глазницам. Применяются при плавании, а также при работе на палубе судна в штормовую погоду.

 Очки для водителя и комфортного вождения поглощают ультрафиолетовое излучение, зрение становится  контрастнее, лучше различаются цвета, пропадает сонливость, глаза не утомляются, состояние тканей глаз восстанавливается. 

 Очки – это пока что самый популярный способ коррекции нарушения зрения, и, наверное, самый древний. Очки позволяют исправить зрение при близорукости, дальнозоркости.

5. Очки: плюсы и минусы

№

плюсы

минусы

1.

При использовании дают возможность хорошо видеть

Необходимо носить их « на себе» или с собой

2.

Не соприкасаются непосредственно с глазами, а значит, не провоцируют возникновению глазных заболеваний

Могут потеряться в самый неподходящий  момент

3.

При помощи очков можно изменить свой имидж

Могут испортить внешность

4.

Не требуют постоянного тщательного ухода

Зрение в очках не совсем естественное: форма и размер предмета могут быть искажены

5.

Доступная цена на очки

Могут разбиться

6.

Запотевают при изменении температуры

7.

Не подходят тем, у кого разница между зрением глаз составляет более 2,0 диоприй

8.

Очки отражают свет. Особенно это неприятно в темное время суток, когда из-за этого эффекта может возникнуть временное ослепление.

6. Заключение

        Здоровье – это правильная, нормальная деятельность всего организма, его  физическое и психическое благополучие.

        Часто мы не задумываемся, какое значение имеет ведение здорового образа жизни.

        Основные слагаемые здоровья – пропорциональная  физическая и умственная нагрузка, рациональное питание, личная гигиена в школе и дома, отсутствие вредных привычек (курение,  прием алкоголя, самолечение, нарушение правил работы с компьютером).

        Здоровье было, есть и будет особой ценностью для каждого человека и человечества в целом.

        Гипотеза подтвердилась: в век информационных технологий, когда зрение ухудшается с раннего возраста, очки многим необходимы. Основная функция очков – защита и коррекция зрения.

        Во многом наше здоровье зависит от нас самих.

        Выполняя эту работу, я выяснила, что в наших силах сохранить свое зрение. Очки в этом могут помочь. С давних пор они помогают воссоздать остроту восприятия мира и защищают глаза от неблагоприятных факторов окружающей среды.

        Подготовила рекомендации для тех, кто снесняется носить очки,  как правильно подобрать очки,  как сохранить зрение в солнечные дни, подобрала комплекс

 упражнений, который поможет снять напряжение с глаз и сохранить зрение.

        При подготовке материалов исследования я узнала, что в Японии изобретены очки – «поисковики». В их основе обычные стеклянные очки, на которые крепится мини-камера с видоискателем.  Она фиксирует все, на что смотрит владелец и запоминает расположение  объектов. На пояс цепляется мини-компьютер, который может в считанные доли секунды распознать знакомый объект и сообщить владельцу о нахождении в поле видимости камеры нового предмета. Такие очки незаменимы для людей с плохой памятью. Более того, «умные очки» заменят слепым собаку-поводыря.

        Американские исследователи разработали специальные очки, которые могут восстановить сон и хорошее настроение. Очки не пропускают голубой  цвет, таким образом, способствуют выработке мелатонина, гормона сна. Эти очки предназначены для детей, страдающих синдромом дефицита внимания, взрослых с бессонницей и депрессией.

        Очки совершенствуются, не меняя своего основного назначения: сохранять зрение.

Литература

  1. «Здоровье в твоих руках». Составитель и научный редактор Зверева К.В., Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 2009г.
  2. «Мальчик, подросток, юноша». Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. , Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Словарь русского языка. С.И.Ожегов, 1983 г.
  4. hup www excimerclihic ru

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЯ    

Рекомендации по сохранению и коррекции зрения

Как сохранить зрение в солнечные дни

  1. Носите солнечные очки в солнечные дни – это предотвратит глаза от ожога.
  2. Покупайте солнцезащитные очки только в специализированных магазинах и оптиках.
  3. При покупке солнцезащитных очков не пренебрегайте консультацией офтальмолога. Оправу и стекла нужно подбирать в соответствии с расстоянием между зрачками глаз. Покупая очки без учета этих особенностей, вы рискуете ухудшить зрение.
  4. Помните, что подделки, снабженные  обычными тонированными стеклами, не  

      препятствуют  проникновению ультрафиолету.

  1. Помните, если вы надели очки с цветными линзами, и мир  кардинально изменил цвет – это подделка. Фирменные линзы сохраняют все цвета естественными, слегка лишь меняя оттенок.
  2. Надевая очки, вы должны испытывать ощущение комфорта.

Рекомендации для тех, кто стесняется носить очки

  1. Подберите такую оправу для очков, которая бы способствовала улучшению Вашего имиджа.
  2. Лидирующими цветами в этом сезоне – черный (как глянцевый, так и матовый)  и коричневый.
  3. Обратите внимание на отделку оправ. Она поражает своим разнообразием – в ней сочетаются самые разнообразные стили: техно и классика, ажурная вязь металла и вставки из каучука или  эпоксидных смол.
  4. По – прежнему популярны очки –«хамелеоны». Их главное достоинство – способность менять  степень затемнения в зависимости от освещения, что позволяет носить очки в любое время суток.
  5. Очки  дают возможность выразить свою индивидуальность.

Гимнастика для глаз

(комплекс упражнений профессора Э. Аветисова)

Упражнение № 1

Смотрите на конец пальца вытянутой вперед руки, расположенной по линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не станет «двоиться». Повторите 6-8 раз.

Упражнение № 2

Отведите правую руку в сторону. Не поворачивая головы, следите глазами за перемещением пальца слева направо. Выполните то же с левой рукой. Повторите 5-6 раз.

Упражнение № 3

Плотно закройте и откройте глаза. Повторить 5- 6 раз с интервалом 30 секунд.

Упражнение № 4

Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. Повторить 3-4 раза с небольшим интервалом.

Упражнение № 5

Энергично моргать в течение 1- 2 минут.

Упражнение № 6

Выставить руку на расстояние 25-30 сантиметров от глаз, перевести взор на кончик пальца этой руки и смотреть на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить  10 – 12  раз.

Примечание: Тем, кто пользуется очками, нужно выполнять упражнения, не снимая их.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очки и зрение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №30 Иванова Валерия, ученица 7 «а» класса , г. Сургут 27 марта 201 2 г.

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Роль очков в сохранении зрения

Слайд 3

ЗАДАЧИ: Выяснить историю появления очков Обобщить материал о происхождении, лексическом значении и морфологическом строении слова очки Рассмотреть влияние очков на зрение Подготовить рекомендации по сохранению и коррекции зрения

Слайд 4

Объект исследования: зрение одноклассников Предмет исследования: очки и зрение

Слайд 5

ГИПОТЕЗА: Очки необходимы для коррекции зрения

Слайд 6

МЕТОДЫ: Анкетирование Социологический опрос Изучение литературы Наблюдение

Слайд 7

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА: «Очки – оптический прибор из двух линз или стекол, держащихся на душках или вмонтированных в прилегающую к лицу полумаску». Толковый словарь русского языка Ожегова Образование слова: слово - ОЧ И+К =ОЧКИ

Слайд 8

ВИДЫ ОЧКОВ: Для коррекции зрения Солнцезащитные Массажер-очки Компьютерные Водительские Перфорационные Защитные

Слайд 9

ПЛЮСЫ ОЧКОВ: Дают возможность хорошо видеть Не соприкасаются с глазами, а значит, не способствуют возникновению глазных болезней Помогают изменить имидж Не требуют постоянного ухода Доступны по цене

Слайд 10

МИНУСЫ ОЧКОВ: Необходимо постоянно иметь при себе Могут испортить внешность Могут разбиться Форма и предмет могут быть искажены, так как зрение не совсем естественное Отражают свет (ослепление)

Слайд 11

Заключение: Ггипотеза подтвердилась: Основная функция очков – защита и коррекция зрения

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Поделиться:

10 осенних мастер-классов для детей

Подарок

На берегу Байкала

Рождественский венок

Как Дед Мороз сделал себе помощников