Основные слагаемые здоровья - пропорциональная физическая и умственная нагрузка, рациональное питание, гармоничные взаимоотношения между людьми, личная гигиена в школе и дома, отсутствии вредных привычек (курение, приём алкоголя, самолечение, игромания).
Здоровье, было, есть и будет особой ценностью для каждого человека и человечества в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
2012.doc | 121 КБ |
ochki_2.ppt | 333 КБ |
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ
(Тюменская область)
город окружного значения Сургут
администрация города
Департамент Образования и Администрации города Сургута
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №30
Исследовательский проект
Тема: «Очки и зрение»
Автор: Иванова Валерия, 7 «а» класс
Руководитель проекта: Яковлева Татьяна Александровна
Сургут
2012
Аннотация
Здоровье-это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Часто мы не задумываемся над тем, какое значение для нашего здоровья и трудоспособности имеет здоровый образ жизни.
Основные слагаемые здоровья - пропорциональная физическая и умственная нагрузка, рациональное питание, гармоничные взаимоотношения между людьми, личная гигиена в школе и дома, отсутствии вредных привычек (курение, приём алкоголя, самолечение, игромания).
Здоровье, было, есть и будет особой ценностью для каждого человека и человечества в целом.
Объект исследования: это зрение - ничем не заменимая ценность. Во многом наше здоровье зависит от нас самих.
Предмет исследования- очки.
Гипотеза подтвердилась: в век информационных технологий, когда зрение ухудшается с раннего возраста, очки необходимы многим. При сегодняшнем многообразии форм стёкол, оправ, цветовой гаммы очков остаётся неизменной функция очков- защита и коррекция зрения.
Доказательством тому является проведённое нами в 7-х классах МОУ ООШ №30, города Сургута социологическое исследование. Проведя опрос семиклассников, мы выявили, что из двадцати двух человек, четверо носят очки регулярно, 5 человек очки не носят (стесняются, забывают), хотя имеют нарушение зрения. И только у 12 человек зрение соответствует норме.
Как помочь школьникам сохранить зрение? Таким вопросом я задалась, выполняя свой проект. Думаю, что подготовленные мною рекомендации помогут сохранить остроту зрения.
Содержание
2. История возникновения очков ……………………………………………………… 4
2.1. История слова «очки» …………………………………………………………… 4
2.2. История появления очков ………………………………………………………… 5
3. Анкетирование, социологический опрос ……………………………...………… 6
4. Виды очков и их роль в сохранении зрения ……………………………………………. 7
5. Очки: плюсы и минусы ……………………………………………………………… 9
6. Заключение …………………………………………………………………….…….. 10
7. Литература …………………………………………………………………………… 11
8. Приложения ………………………………………………………………………….. 12
1. Введение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго или крепкого здоровья, так как здоровье - это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки.
Объект исследования: зрение одноклассников.
Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении гигиенических правил, есть возможность жить до 100 лет и более, имея хорошее зрение. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, основных норм здорового образа жизни.
Предмет исследования: очки.
По моим наблюдениям, среди учащихся нашей школы, много детей с ослабленным зрением. Но не все школьники носят очки. Я решила выяснить, помогают ли очки сохранить зрение.
Гипотеза: Очки необходимы для коррекции зрения.
Цель: показать роль очков в сохранении зрения одноклассников.
Задачи:
Свое исследование начала с изучения истории появления очков.
Методы исследования:
2. История возникновения очков
2.1. История слова «очки»
В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова лексическое значение слова объяснено так: «очки» - оптический прибор из двух линз или стекол, держащихся на дужках или вмонтированных в прилегающую к лицу полумаску».
Слово «очки» образовано от славянского ОЧИ (глаза) при помощи суффикса – к -.
В современном русском языке суффикс – к - в слове очки не выделяется.
Проводя анализ слова, обратила внимание на то, что однокоренных слов у данного слова мало: очечный, очечник, очковый, очкастый, очкарик.
Если рассматривать слово «очки» с точки зрения морфологии, то «очки» - имя существительное, так как обозначает предмет, неодушевленное, нарицательное, употребляется только во множественном числе, изменяется по падежам, в предложении может быть подлежащим (Очки лежали на столе), дополнением (Мне купили очки).
2.2. История появления очков
Происхождение очков неясно. Есть данные, что халдеи имели некие увеличительные приспособления еще в 4 тысячелетии до н.э.. Римский император Нерон использовал в этом качестве оправленный драгоценный камень. Идея очковой оправы возникла в Средние века. Марко Подо сообщает, что видел очки в Китае в конце 13 века. Известно также, что Р.Бэкон послал папе Клименту iV какие-то удивительные линзы для чтения. Первое документальное свидетельство связано с именем итальянца д,Армато. На его памятнике надпись: «Здесь лежит Сильвано д,Армато. Изобретатель очков. Прости ему, Господи, его прегрешения, А.D.1317.»
Первые очки были изготовлены в Венеции, средневековом центре стекольной промышленности, а затем в Германии. Как и многие изобретения того периода, они поначалу были встречены с подозрением, а в некоторых кругах даже рассматривались, как богохульные попытки улучшить творение Всемогущего. Тем не менее, несомненная полезность очков вскоре преодолела все возражения, и они распространились среди образованных и богатых. Позднее их стали воспринимать как знак образованности, а в высшем обществе – как признак исключительности и элегантности. В 1760 году Б.Франклин изобрел бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассмотрения объектов вдали, а нижняя – вблизи.
История очков насчитывает несколько тысячелетий. Уже в древнем Китае молодым женщинам предписывалось беречь глаза и веки от солнца, чтобы избежать ранних морщинок и выцветания глаз. Но очков тогда не было. Чтобы защитить глаза, носили специальные шляпы из листьев. Японцы надевали на голову ремешок, к которому крепились «ставни» для глаз. В древней Индии состоятельные женщины приклеивали к верхним векам полоски шёлка, пропитанные смолой.
О том, что шаровидные стёкла увеличивают предметы и буквы, люди заметили давно. Арабский учёный Ибн-аль-Хайсам описал чудесное свойство таких стёкол. Но идея применять увеличительные линзы как очки для улучшения зрения появилась в 18 в.
Первые очки были мало похожи на современные. Они представляли собой просто крутые линзы в оправе. Изобретателями долго не удавалось придумать способ крепления очков около глаз. Появились лорнеты, монокли, линзы, которые крепились к шляпе. Почти пятьсот лет понадобилось для того, что бы посадить линзы в оправу на нос с помощью душек. Кто был автором подобного изобретения, до сих пор спорят между собой флорентинцы и венецианцы. Сначала люди приняли очки очень настороженно. Некоторые окрестили их даже «проклятым инструментом дьявола». Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза. Во Франции до 17 века носить очки в обществе считалось дурным тоном. В Россию очки попали из Германии в 17 веке.
Очки вошли в нашу жизнь как предмет, улучшающий остроту восприятия мира и защищающий глаза от вредного воздействия окружающей среды.
Актуальность данной темы заключается в том, что в век информационных технологий зрение у некоторых школьников ухудшается. Доказательством тому является проведенное мною социологическое исследование в 7-х классах МБОУ ООШ №30.
3. Анкетирование, социологический опрос
Анкетирование, социологический опрос показали, что учащиеся 7-х классов не заботятся о сохранении и укреплении своего зрения. Много времени проводят, сидя у телевизора, за компьютером.
Проанализировав ответы, я разделила их на три группы:
По данным медицинского осмотра в 7-х классах выявлено: 21 человек с дефектами зрения, из них носят очки постоянно 9 человек, 3-е стесняются носить систематически. У трех человек по сравнению с прошлым годом улучшилось зрение, у остальных ухудшилось.
4. Виды очков и их роль в сохранении зрения
Очки для коррекции зрения. Чаще всего используют очки школьники, страдающие близорукостью и дальнозоркостью. Рост этих отклонений вызывает тревогу у офтальмологов. Основная причина заболеваний глаз – длительная работа школьника на близком расстоянии (письмо, чтение, черчение, работа за компьютером), особенно при неправильном освещении и несоблюдении гигиенических норм. С введением информатики в школах и повальным увлечением детей компьютерными играми положение стало еще более серьезным. Исправить дефекты зрения можно с помощью очков: близорукость – очками с рассеивающими линзами, а дальнозоркость – очками с собирающими линзами.
Основная часть очков – это линзы. Именно их свойство и отвечает за то, как корректируется зрение. Но кроме линз всегда обращается внимание и оправу очков. Если оправа неудобная, или некрасивая, это не доставляет пациенту удовольствия в ношении очков, и он будет чувствовать себя неполноценно.
Солнцезащитные очки уже давно вошли в привычку. Их носят на улице в солнечный день в зимний и летний период, предохраняя глаза от ожога. Некоторые не снимают их и в помещении и носят целыми днями постоянно. Нужно помнить, что пластиковые очки, купленные на рынках, не задерживают ультрафиолет. А это прямой путь к разрушению сетчатки, а значит, и к ухудшению зрения, даже, если человек не имеет отклонений в зрении.
Оказывается, эта привычка вредна для глаз, так как ученые заметили, что когда мы в очках, глаз подсознательно считает, что он защищен, это ослабляет его защитные функции. Например, если бросить небольшую соринку в сторону глаза без очков, то он обязательно моргнет. А вот в очках глаз уже не моргает, даже когда это требуется. Вот и получается, что очки разоружают, отключая естественную защитную реакцию организма.
Массажер - очки - это массажер и одновременно тренажер для глаз два в одном, который обладает лечебно-оздоровительным эффектом. Улучшает кровообращение, снимает утомляемость. Они полезны тем, кто много времени проводит перед компьютером.
Очки для водителя и комфортного вождения поглощают ультрафиолетовое излучение, зрение становится контрастнее, лучше различаются цвета, пропадает сонливость, глаза не утомляются, состояние тканей глаз восстанавливается.
Компьютерные очки не имеют диоптрий, не влияют на остроту зрения и не искажают видимость окружающего пространства.
Компьютерные очки, как правило, снабжаются специальным покрытием – светофильтром, повышающим контрастность изображения . Это возможно благодаря тому, что светофильтр максимально приближает цветовое восприятие картинки на мониторе к спектральной чувствительности человеческих глаз, что, в свою очередь, понижает утомляемость оптической системы глаз. Как результат постоянного ношения компьютерных очков при работе за монитором – глаза значительно меньше утомляются, и зрение дольше остается здоровым.
Компьютерные очки лучше приобрести в центре медицинской оптики. Если купить очки без тщательной примерки и не учесть, например, длину линз в пропорции с шириной лица, то далеко выходящие за его пределы линзы могут доставлять зрительный дискомфорт: по краям стекол возможно отражение посторонних бликов, раздражающих взгляд. Также слишком узкая оправа будет мешать взору. Очки должны сесть удобно –
тогда они будут выполнять свою функцию идеально.
Очки перфорационные («Очки с дырками») представляют собой набор маленьких отверстий в тёмной матрице. У этих очков есть недостаток — их нельзя носить постоянно.
Перфорационные очки чаще используются для повышения остроты зрения и кратковременной коррекции при миопии. Правильный режим ношения этих очков может способствовать расслаблению (отдыху) глазных мышц являются временной коррекцией зрения.. Но есть и противопоказания. Не рекомендуется: детям до 16-ти лет, а при прогрессирующей близорукости - противопоказаны.
Защитные очки предназначены для предотвращения механического, светового, термического или химического поражения глаз, а также от действия ветра, воды и пыли.
Очки для защиты глаз от механических повреждений чаще всего выполняют из пластмассы. Их применяют при работе с металлорежущим, деревообрабатывающим оборудованием, слесарным и садово-огородным инструментом.
Очки для защиты глаз от светового поражения имеют светофильтры. Их применяют при сварочных работах, при работах с яркими источниками света, при работах с лазерами, при наблюдениях за ядерными взрывами и пуском ракет. Спектральная характеристика светофильтра подбирается в зависимости от характеристик излучения. Очки для сварочных работ практически полностью поглощают сине-фиолетовые и ультрафиолетовые лучи, доля которых в спектре излучения электрической дуги максимальна, но относительно хорошо пропускают красные и желтые лучи, что позволяет сварщику видеть нагретый металл. Очки для защиты от лазерного излучения могут иметь монохроматические фильтры.
Очки для защиты глаз от термического поражения задерживают тепловое излучение и поток горячих газов. Применяются при работе с нагретыми телами: в металлургическом производстве, при стеклодувных работах.
Очки для защиты глаз от химического поражения должны плотно прилегать к глазницами. Их материалы должны быть инертными к химическим реактивам, с которыми выполняется работа.
Для защиты глаз от воды также применяются очки, плотно прилегающие к глазницам. Применяются при плавании, а также при работе на палубе судна в штормовую погоду.
Очки для водителя и комфортного вождения поглощают ультрафиолетовое излучение, зрение становится контрастнее, лучше различаются цвета, пропадает сонливость, глаза не утомляются, состояние тканей глаз восстанавливается.
Очки – это пока что самый популярный способ коррекции нарушения зрения, и, наверное, самый древний. Очки позволяют исправить зрение при близорукости, дальнозоркости.
5. Очки: плюсы и минусы
№ | плюсы | минусы |
1. | При использовании дают возможность хорошо видеть | Необходимо носить их « на себе» или с собой |
2. | Не соприкасаются непосредственно с глазами, а значит, не провоцируют возникновению глазных заболеваний | Могут потеряться в самый неподходящий момент |
3. | При помощи очков можно изменить свой имидж | Могут испортить внешность |
4. | Не требуют постоянного тщательного ухода | Зрение в очках не совсем естественное: форма и размер предмета могут быть искажены |
5. | Доступная цена на очки | Могут разбиться |
6. | Запотевают при изменении температуры | |
7. | Не подходят тем, у кого разница между зрением глаз составляет более 2,0 диоприй | |
8. | Очки отражают свет. Особенно это неприятно в темное время суток, когда из-за этого эффекта может возникнуть временное ослепление. |
6. Заключение
Здоровье – это правильная, нормальная деятельность всего организма, его физическое и психическое благополучие.
Часто мы не задумываемся, какое значение имеет ведение здорового образа жизни.
Основные слагаемые здоровья – пропорциональная физическая и умственная нагрузка, рациональное питание, личная гигиена в школе и дома, отсутствие вредных привычек (курение, прием алкоголя, самолечение, нарушение правил работы с компьютером).
Здоровье было, есть и будет особой ценностью для каждого человека и человечества в целом.
Гипотеза подтвердилась: в век информационных технологий, когда зрение ухудшается с раннего возраста, очки многим необходимы. Основная функция очков – защита и коррекция зрения.
Во многом наше здоровье зависит от нас самих.
Выполняя эту работу, я выяснила, что в наших силах сохранить свое зрение. Очки в этом могут помочь. С давних пор они помогают воссоздать остроту восприятия мира и защищают глаза от неблагоприятных факторов окружающей среды.
Подготовила рекомендации для тех, кто снесняется носить очки, как правильно подобрать очки, как сохранить зрение в солнечные дни, подобрала комплекс
упражнений, который поможет снять напряжение с глаз и сохранить зрение.
При подготовке материалов исследования я узнала, что в Японии изобретены очки – «поисковики». В их основе обычные стеклянные очки, на которые крепится мини-камера с видоискателем. Она фиксирует все, на что смотрит владелец и запоминает расположение объектов. На пояс цепляется мини-компьютер, который может в считанные доли секунды распознать знакомый объект и сообщить владельцу о нахождении в поле видимости камеры нового предмета. Такие очки незаменимы для людей с плохой памятью. Более того, «умные очки» заменят слепым собаку-поводыря.
Американские исследователи разработали специальные очки, которые могут восстановить сон и хорошее настроение. Очки не пропускают голубой цвет, таким образом, способствуют выработке мелатонина, гормона сна. Эти очки предназначены для детей, страдающих синдромом дефицита внимания, взрослых с бессонницей и депрессией.
Очки совершенствуются, не меняя своего основного назначения: сохранять зрение.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендации по сохранению и коррекции зрения
Как сохранить зрение в солнечные дни
препятствуют проникновению ультрафиолету.
Рекомендации для тех, кто стесняется носить очки
Гимнастика для глаз
(комплекс упражнений профессора Э. Аветисова)
Упражнение № 1
Смотрите на конец пальца вытянутой вперед руки, расположенной по линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не станет «двоиться». Повторите 6-8 раз.
Упражнение № 2
Отведите правую руку в сторону. Не поворачивая головы, следите глазами за перемещением пальца слева направо. Выполните то же с левой рукой. Повторите 5-6 раз.
Упражнение № 3
Плотно закройте и откройте глаза. Повторить 5- 6 раз с интервалом 30 секунд.
Упражнение № 4
Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. Повторить 3-4 раза с небольшим интервалом.
Упражнение № 5
Энергично моргать в течение 1- 2 минут.
Упражнение № 6
Выставить руку на расстояние 25-30 сантиметров от глаз, перевести взор на кончик пальца этой руки и смотреть на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.
Примечание: Тем, кто пользуется очками, нужно выполнять упражнения, не снимая их.
Слайд 1
Очки и зрение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №30 Иванова Валерия, ученица 7 «а» класса , г. Сургут 27 марта 201 2 г.Слайд 2
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Роль очков в сохранении зрения
Слайд 3
ЗАДАЧИ: Выяснить историю появления очков Обобщить материал о происхождении, лексическом значении и морфологическом строении слова очки Рассмотреть влияние очков на зрение Подготовить рекомендации по сохранению и коррекции зрения
Слайд 4
Объект исследования: зрение одноклассников Предмет исследования: очки и зрение
Слайд 5
ГИПОТЕЗА: Очки необходимы для коррекции зрения
Слайд 6
МЕТОДЫ: Анкетирование Социологический опрос Изучение литературы Наблюдение
Слайд 7
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА: «Очки – оптический прибор из двух линз или стекол, держащихся на душках или вмонтированных в прилегающую к лицу полумаску». Толковый словарь русского языка Ожегова Образование слова: слово - ОЧ И+К =ОЧКИ
Слайд 8
ВИДЫ ОЧКОВ: Для коррекции зрения Солнцезащитные Массажер-очки Компьютерные Водительские Перфорационные Защитные
Слайд 9
ПЛЮСЫ ОЧКОВ: Дают возможность хорошо видеть Не соприкасаются с глазами, а значит, не способствуют возникновению глазных болезней Помогают изменить имидж Не требуют постоянного ухода Доступны по цене
Слайд 10
МИНУСЫ ОЧКОВ: Необходимо постоянно иметь при себе Могут испортить внешность Могут разбиться Форма и предмет могут быть искажены, так как зрение не совсем естественное Отражают свет (ослепление)
Слайд 11
Заключение: Ггипотеза подтвердилась: Основная функция очков – защита и коррекция зрения
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
10 осенних мастер-классов для детей
Подарок
На берегу Байкала
Рождественский венок
Как Дед Мороз сделал себе помощников