Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Цель проекта: выяснить уровень физического развития и здоровья учащихся гимназии, формировать у детей бережное отношение к своему здоровью, осознанной потребности в здоровье, практические навыки ведения здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- диагностика состояния здоровья детей, их физического развития;
- мониторинг успешности развития, обучения и здоровья детей;
Объектом исследования являются учащиеся гимназии.
Гипотеза проекта: изучение здоровья школьников, профилактическая и просветительская работа приведет к улучшению здоровья школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dzhumaniyazova.doc | 208.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 11
Проект
Изучение уровня физического развития и здоровья учащихся
Работа ученицы 10 А класса
Джуманиязовой Виктории
Руководитель: Бондарь О.В.
Пятигорск,2010г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы ……………………………………………................
1. 1 Питание школьников ………………………………………… 5
1. 2 Может ли быть пища вредной? ……………………………… 7
1. 3 Санитарно-гигиенические условия обучения ……………… 11
2. Методика исследования …………………………………………….. 13
3. Результаты исследования …………………………………………… 13
3.1 Динамика показателей болезненности учащихся …………. 13
3.2 Учет группы здоровья …………………………………………13
3.3 Анкетирование по мониторингу здоровья учащихся ……… 14
3.4 Проведение мониторинга здоровья на уроках биологии ….. 17
3.5 Проведение мониторинга здоровья на уроках физкультуры . 18
Выводы ………………………………………………………………….. 20
Список литературы …………………………………………………….. 21
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если не позаботиться об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье школьников становится все хуже и хуже. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно- психические расстройства. Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов».[1]
Причины, вызывающие эту тревогу, следующие:
во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья школьников не дает никаких оснований для успокоения.
Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым, сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье.
В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.[2]
Состояние здоровья ребенка - это целый комплекс характеристик, включающий в себя:
· физическое здоровье;
· психическое здоровье;
· благоприятную социально-психологическую адаптацию.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внеш ней среды, в том числе и обучения на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Цель проекта: выяснить уровень физического развития и здоровья учащихся гимназии, формировать у детей бережное отношение к своему здоровью, осознанной потребности в здоровье, практические навыки ведения здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- диагностика состояния здоровья детей, их физического развития;
- мониторинг успешности развития, обучения и здоровья детей;
Объектом исследования являются учащиеся гимназии.
Гипотеза проекта: изучение здоровья школьников, профилактическая и просветительская работа приведет к улучшению здоровья школьников.
1. Обзор литературы
1. 1 Питание школьников
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выраже ние Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая ис ключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребен ка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом воз расте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям, агрес сивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивно му облучению и другим неблагоприятным воздействиям.
Калорийность и химический состав рациона детей не должен иметь больших колебаний изо дня в день. В то же время следует стремиться к максимальному разнообразию продуктов питания. Ребенок должен получать питание с использованием широкого ассортимента круп, овощей, фруктов, зелени, соков, молочных продуктов, мяса, рыбы и т. д. Такой принцип составления меню обеспечивает луч шую сбалансированность рациона.
При составлении рационов питания для учащихся также нужно следить за правильным распределением продуктов и калорийности пищи в течение суток. Младшим школь никам лучше в первую половину дня получать продукты, более богатые белком, а на ужин — в основном молочно-растительные блюда.
Важно обеспечить достаточное разнообразие рациона — следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись с течение дня, а в течение недели — не более 2—3 раз.
Режим питания предполагает прием пищи в определенное время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Младший школьник должен есть не реже 4 раз в сутки, или 5, в зависимости от нагрузки. Перерывы между приемами пищи — не более 4—5 ча сов. Это объясняется тем, что в организме ребенка происходят активные процессы роста и созревания систем, происходит пе рестройка обмена веществ и т.д. Все это требует большого рас хода энергии и, соответственно, потребления пищи.
Распределение калорийности суточного рациона имеет сле дующий характер: 25—30% на завтрак, 35—50% на обед, 5—10% на полдник, 20—25% на ужин. Оптимальное соотношение бел ков, жиров и углеводов в рационе составляет 1:1:5. Рацион пи тания должен быть разнообразным, одни и те же блюда не дол жны повторяться в течение дня.
Рацион питания должен строиться с учетом веса и типа те лосложения ребенка. Но как правильно определить «нормаль ный» вес? Конечно, существуют какие-то «средние» показатели, но руководствоваться ими, пытаясь выявить норму для каждо го конкретного ребенка, не совсем верно.
Дело в том, что существует несколько типов телосложения — дигестивный, мышечный, астено-торакальный. Дети дигестивного телосложения всегда будут полнее, чем дети астенического телосложения. И связано это не с тем, что дигестивники переедают, а ребята астенического сложения недоедают. Просто у каждого из этих конституциональных типов свое соотноше ние мышечной и жировой ткани, данное им от природы. По этому для определения «нормального» веса обязательно нужно учитывать и тип конституции ребенка. Кстати, сделать это мо жет только специалист. Он же сможет порекомендовать и «нор мальный» с учетом конституционального типа рацион питания. Еще один важный момент, который следует учитывать при составлении меню ребенка — это возрастной этап формирования организма. Весь процесс формирования можно условно разделить на этапы роста и этапы развития. Соответственно, на каждом из этих этапов организм преимущественно нуждается в определенных видах питательных веществ. Во время роста орга низму необходимо много белков — для строительства структур тела. Во время развития — углеводов и жиров, которые участву ют в созревании органов и тканей. Поэтому ребенок на разных этапах может, к удивлению взрослых, менять свои вкусовые предпочтения, переключаясь на какой-то определенный вид пищи. Старший дошкольный и младший школьный возраста (5—7 лет) относятся к этапу развития, об этом обязательно нуж но помнить при составлении рациона.
Если количество энергетического приема не соот ветствует потерям, в организме постепенно наруша ется обмен веществ. Самую лучшую, разнообразную и калорийную пищу должны получать дети и подростки, организм, которых растет и развивается.
Итак, основные правила рационального питания:
1. Садиться за стол необходимо с ощущением голо да. Никогда не наедайтесь впрок! Это принесет огромный вред и вашему желудку, и организму в целом!
2. Пищу необходимо принимать 3-4 раза в день. Лучше есть чаще, но маленькими порциями.
3. Пищу следует принимать в определенные часы.
4. Не следует садиться за стол в возбужденном состоянии. И уж тем более нельзя пытаться при помощи еды «заесть» свой стресс. Как правило, это приводит к перееданию.
5. Во время еды не следует смотреть телевизор, чи тать или решать сложные житейские проблемы. Беседа должна быть приятной, это поможет дей ствительно наслаждаться трапезой.
6. Не смешивать белки, т. е. мясо, рыбу, яйца с уг леводами (хлеб, картофель, рис). В этой связи не обходимо избегать продуктов «быстрого приготов ления», предлагаемых в ресторанах и кафе, блю да, в которых состоят, как правило, из белков и углеводов.
7. Большое внимание необходимо уделять переже выванию пищи. Процесс пищеварения начинает ся не в желудке, а во рту, слюна же работает точ но так же, как и желудочный сок. Следует де лать не менее 20-30 жевательных движений че люстями перед проглатыванием. Необходимо жевать медленно, так как основа здорового пи щеварения — хорошее пережевывание пищи!
8. Нельзя переедать! Большому количеству пищи очень сложно перемешиваться и перевариваться. Из-за стола надо вставать с легким чувством го лода. Ощущение сытости наступает толь ко через 20 минут после приема пищи!
9. Не забывайте о растительных белках! В вашем рационе должны присутствовать орехи. Молоко лучше употреблять самостоятельно, не смешивая его ни с какими продуктами.
10. Не забывайте о необходимости и полезности при ема фруктовых и овощных соков. Во-первых, соки имеют структуру, аналогичную структуре прото плазмы клеток, а во-вторых, это основные постав щики витаминов в организм.
11. Суточная потребность человека в воде составляет 2-2,5 л. Эту норму необходимо соблюдать.
12. Нельзя употреблять слишком горячую или холод ную пищу. Это очень вредно для зубов, пищевода и печени.
13. Овощи лучше употреблять сырыми, приготовлен ными на пару или печеными, так как при варке они теряют до 90% энергетических качеств.
14. Необходимо исключить из употребления пепси, колу, фанту! Содержащиеся в них газы затрудня ют пищеварение. Химические пищевые добавки с сочетанием большого количества сахара ведут к отложению жира и другим неприятным послед ствиям.
Старшие подростки должны знать, что пиво со держит вредные углеводы в виде солодового са хара, который засоряет печень.
Помните, что еда не должна быть основным ис точником положительных эмоций, хотя должна при носить положительные ощущения и во время трапе зы, и после нее. «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить», — пожалуй, основной прин цип рационального питания, помогающего нам быть здоровыми на протяжении всей жизни.
1.2 Может ли быть пища вредной?
Использование продуктов высокой термической обработки, лишенных не только витаминов и микроэлементов, но и пищевых волокон, необходи мых для нормальной работы желудочно-кишечного тракта; применение да леко не щадящих, агрессивных методов термической обработки: обжарива ние продуктов, их повторный разогрев, фритюр; добавление специй и соли в больших количествах - все это позволяет рассматривать такого рода питание только как редкое исключение.
Майонез - очень популярная приправа для салатов, а также компо нент для приготовления первых и вторых блюд.
Даже использование тех сортов майонезов, где не закладываются ис кусственные консерванты и красители, не гарантируют абсолютную полез ность для здоровья ребенка. Учитывая высокий процент содержания в майоне зе горчицы, уксуса и соли, детям не рекомендуется использование этого про дукта в повседневном рационе, поскольку это может сказаться в первую оче редь на состоянии желудочно-кишечного тракта. Более того, на потребление этого продукта должны быть наложены строгие ограничения для детей, имеющих избыточный вес и склонных к ожирению, а также для детей, имею щих аллергические реакции на продукты или ингредиенты майонеза (яйца).
Сардельки и сосиски являются излюбленными блюдами людей во мно гих странах мира. Быстрота приготовления и разнообразие гарниров, которые можно подать к ним, обусловили их широкое распространение в меню бистро, кафе. Да и на вопрос врачей, наблюдающих детей в детских са дах и школах: «Что ты любишь есть больше всего?», дети хором отвечают:. «Сосиски и макароны». Однако возникает вопрос: полезны ли они детям?
В рецептурах сосисок и сарделек в зависимости от их сорта преду смотрено использование мясного сырья как высококачественного, так и низкосортного, то есть с повышенным содержанием жира и субпродук тов. Повсеместным в настоящее время является использование различных функциональных добавок, которые позволяют наряду со снижением себе стоимости продукции за счет использования низкосортного сырья сохра нить удовлетворительные качества для потребителя: стабильный розовый цвет, аромат, консистенцию. Допускается хранить сосиски и сардельки всех сортов в натуральных и искусственных газо-пароводопроницаемых оболочках (типа целлофана) до 5 суток. Ассортимент сосисок, колбас, сарделек, представленных на рынке, достаточно широк, и производители, стремясь к увеличению срока годности своих продуктов, вводят все новые консерванты, которые позволяют хранить, например, сардельки в пароводонепроницаемых оболочках до 40 суток.
Мясные блюда служат источником необходимых человеку веществ: белков, кальция, железа и ряда витаминов, недостаток которых приводит к отставанию в физическом и умственном развитии. Однако ни сосиски, ни сардельки не являются продуктами, идентичными натуральному мясу. Более того, они уступают ему по показателям пищевой ценности (в первую очередь по белку) и содержат ряд пищевых добавок. Поэтому использовать колбасные изделия при организации питания ребенка, в частности, сосиски, надо не чаще, чем 1-2 раза в неделю, и уж совсем не каждый день, как поступают многие.
Надо отметить, что большой популярности газированных напитков, чипсов и других продуктов способствует агрессивная реклама этих продуктов, осаждающая экраны наших телевизоров.
В конце 2001 г. главный врач государственной службы здравоохрания США особо отметил в своем докладе, что ожирение буквально достигло масштабов эпидемии. Ожирением страдают 30,5% населения страны.
Обнаружена, в частности, четкая связь между ростом объема продаж «фаст фуд» и ростом ожирения среди детей (15% американских я в возрасте от 6 до 19 лет страдают от избыточного веса). В 70-х. гг. получали около 20% суточной нормы калорий, потребляя «фаст фуд», 90-х гг. этот показатель возрос до 90%.
Одним из наиболее серьезных последствий ожирения у детей явля ется диабет. Кроме того, все чаще встречаются сердечные заболевания и повышенное содержание холестерина в организме.
В 1978 г. средний американский подросток ежедневно выпивал в два раза больше молока, чем прохладительных напитков (500г к 250г, соответственно). Спустя 20 лет, в 2002г. картина противоположная: под ростки выпивают вдвое меньше молока, чем прохладительных напитков, и получают при этом 9% суточной нормы калорий. Значительное количе ство подростков выпивает пять и более банок прохладительных напитков. Напитки Coke, Pepsi, Mountain Dew и Dr. Pepper содержат также кофеин.
Потребление прохладительных напитков становится все более рас пространенным даже среди детей в возрасте 1-2 лет (этот показатель, со гласно имеющимся данным, достигает 20%).
Установлено, что чрезмерное потребление прохладительных на питков в детстве способно вызвать дефицит кальция в организме; в ре зультате возрастает опасность переломов костей. В 43% начальных школ и почти во всех средних школах работают автоматы для продажи под слащенных напитков, конфет и картофельных чипсов. Торговля неполно ценной пищей в школьных стенах идет столь бойко, что законодательные органы и органы здравоохранения ряда штатов вынуждены вмешаться.
У детей, которые питаются в основном гамбургерами, чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная не достаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом ра ционе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низ кой успеваемости.
Пища, приготовляемая в предприятиях «фаст фуд», содержит чрез вычайно высокий процент натрия, поскольку в качестве добавок исполь зуются, кроме столовой соли, бикарбонат натрия (разрыхлитель теста), рассол, глютамат натрия, динатрифосфат, бензойнокислый натрий. Избыток натрия в пище приводит к тому, что в организме задерживается слишком много жидкости. Это может оказаться вредным для людей с высоким кровяным давлением или сердечными заболеваниями.
В картофеле фри содержится целый ряд вредных веществ, в том числе насыщенный жир и акриламид. Шведские ученые обнаружили, что высокий уровень содержания акриламида, обычно используемого при производстве различных пластмасс и красок, обнаружен не только в кар тофеле фри, картофельных чипсах и гамбургерах, но и в крахмалсодержащих хлебопекарных изделиях. Экспериментально доказано, что акри ламид оказывает токсичное действие на нервную систему животных и че ловека. Установлена взаимосвязь между наличием в организме животных акриламида и онкологическими заболеваниями.
Исследования, посвященные воздействию акриламида на организм человека, находятся на ранней стадии, однако внушает тревогу тот факт, что акриламид недавно обнаружен в пищевых продуктах, которые богаты углеводами и приготовляются при высокой температуре, таких как кар тофель фри и картофельные чипсы. Анализ показал, что акриламид обра зуется в результате нагревания продуктов. Например, в подогретом кар тофеле содержалось в 12-20 раз больше этого канцерогена, чем в подог ретом гамбургере. Если картофель варить, а не жарить и не нагревать в духовке, акриламид не образуется совсем.
Акриломид - белое или бесцветное кристаллическое вещество, рас творимое в воде. Известно, что акриламид повреждает нервную систе му и, по утверждению онкологов, вызывает генетические мутации и образование злокачественных опухолей в брюшной полости. Эти данные были получены в результате наблюдений над подопытными животными.
Шведские биохимики определили, что пакет чипсов может содержать в 500 раз больше акриламида, чем максимально допустимая концентрация, установленная Всемирной организацией здравоохранения для питьевой воды (не свыше 1,0 мкг/л); новые стандарты качества питьевой воды, которые вступят в силу на территории Европейского Союза в конце 2003 г., предусматривают уменьшение этого уровня до 0,1 мкг/л. В картофеле фри и бургерах, которыми торгуют предприятия «Макдоналдс», находящиеся в Шве ции, концентрация акриламида превышает норму в 100 раз.
По словам Лейфа Буска, который возглавляет научно-исследовательский отдел в Национальном управлении Швеции по каче ству пищевых продуктов, за тридцать лет работы в этой сфере ему «ни разу не приходилось видеть ничего подобного».
Согласно классификации Управления США по охране окружаю щей среды, акриламид входит в группу канцерогенов, контакт с которы ми приводит к последствиям «средней степени тяжести».
Американская ассоциация кардиологов рекомендует, чтобы суточ ное потребление холестерина не превышало 300 мг. Однако дело не толь ко в количестве холестерина, которое содержится в продуктах. Например, продукты с высоким уровнем содержания общих жиров или насыщенного жира, могут способствовать повышению уровня содержания холестерина в крови. Картофельные чипсы «без холестерина» могут содержать высо кий процент жира и тем самым инициировать образование холестерина в организме.
Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше голодными не остаются - везде есть буфеты, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников. Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы и чупа-чупсы).
1. 3 Санитарно-гигиенические условия обучения
Никуда не деться от санитарных требований условий обучения школьников. Выполнение большинства пунктов Санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях не требует значительных материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим правилам.
Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты. (Это выполняется?)
Световой режим в образовательных учреждениях. Благоприятный световой режим в образовательном учреждении способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройством зрения (Вспомним наших близоруких детей). Освещенность помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на окна цветы, украшать подоконники декоративными изделиями, закрывать плотными шторами. Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов.
Требования к санитарному содержанию образовательного учреждения. В учебных помещениях ежедневно после окончания уроков проводится влажная уборка с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств, желательно при открытых окнах или фрамугах. Моют полы, протирают места скопления пыли, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы). Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств проводят один раз в месяц (Так ли это на самом деле?)
Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики. Компьютерные классы необходимо часто проветривать, желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широким листьями. На одно рабочее место с компьютером должно приходиться 6 кв.м. площади помещения. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона не «Глядела» в затылок впереди сидящего учащегося. Освещение должно быть ярким, но без ликов. На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья.
Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.
Контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием учащихся за столами (партами). Целесообразно условно разделить учащихся по длине тела на 6 групп, т.к. указанное деление легло в основу государственных стандартов на основные виды школьной мебели. Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировку. На нижние поверхности крышки стола и сиденья стула, на внутренней поверхности крышки и сиденья парты должно быть нанесено обозначение группы мебели и диапазон длины тела учащегося, для которых предназначена мебель. В каждом классе должно быть не менее трех групп мебели.
Мониторинг здоровья учащихся
В современной ситуации крайне необходим мониторинг показателей жизнеспособности учащихся, резервов их физических, нервно-психических и интеллектуально-творческих сил. Взамен затратных и иногда формальных медицинских осмотров учащихся с достаточно большой периодичностью, необходимо организовывать в школьных учреждениях постоянно действующий эффективный механизм доврачебного контроля динамики физического и психического развития детей.
Мониторинг организуется на принципах учета возрастных особенностей и закономерностей взаимодействия биологических и средовых факторов при формировании здоровья учащихся.
Ведется общешкольный мониторинг состояния здоровья учащихся, включающий следующие параметры: динамические показатели острой и хронической заболеваемости, травматизма, количества пропущенных учебных дней по болезни, индекса физического здоровья. Необходимо создание полной компьютерной базы по острой заболеваемости учащихся, которая позволила бы отследить тенденции острой заболеваемости не только по классам и школе, но и индивидуально по каждому ребенку, что значительно повысит эффективность профилактической работы и подбора комплекса лечебно - профилактических процедур с учетом личностных качеств и состояния здоровья каждого ребенка.
2. Методика исследования
Исследования проводились по методике Губаревой Л. И., Адаменко С. В., Олешкевич Т. Г. (Мониторинг психосоматического развития и состояния адаптационных систем школьников. Практические рекомендации. Ставрополь: СКИПКРО. 2001) и Алексеева С.В. (Практикум по экологии. М.:
АО МДС. 1996)
3. Результаты исследования
3.1 Динамика показателей болезненности учащихся представлена в таблице
2008-2009 уч. год | 2009-2010 уч. год | 2010-2011 уч.год | ||||
Кол-во | % | Кол- во | % | Кол- во | % | |
Учащиеся, не пропустившие по болезни ни одного дня | 323 | 44 | 493 | 62 | 525 | 65,5 |
Учащиеся, пропустившие по болезни 1-2 раза | 266 | 36,2 | 223 | 28 | 201 | 25 |
Учащиеся, пропустившие по болезни 3 раза и более | 146 | 19,8 | 80 | 10 | 76 | 9,5 |
Всего | 735 | 100 | 796 | 100 | 802 | 100 |
За три года отмечается положительная динамика показателя болезненности учащихся. Увеличилось количество детей, не пропустивших ни одного дня по болезни (44%, 62%, 65,5%), а также уменьшилось число часто болеющих детей (19,8%, 10%, 9,5%).
3.2 Учет группы здоровья
Группы здоровья | 2008-2009 уч. год | 2009-2010 уч. год | 2010-2011 уч.год | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 | 453 | 61,6 | 499 | 62,6 | 536 | 66,8 |
2 | 242 | 32,9 | 256 | 32,2 | 228 | 28,4 |
3 | 40 | 5,5 | 41 | 5,2 | 38 | 4,8 |
Всего | 735 | 100 | 796 | 100 | 802 | 100 |
В сравнении с результатами прошлых учебных годов, отмечается увеличение количества учащихся, имеющих первую группу здоровья с 61,6% до 66,8%. Анализ проводился по листкам здоровья. Такой высокий показатель требует более тщательной проработки на основе создания индивидуального паспорта здоровья.
3. 3 Анкетирование по мониторингу здоровья учащихся
Всем детям была предложена единая анкета международного образца с 70 вопросами для учащихся 8-х классов и 77 вопросами для старшеклассников.
Выработка стратегии и технологии формирования жизненных навыков включает в качестве первого шага мониторинг поведения детей школьного возраста. Его актуальность, несомненно, возрастает, если он проводится не только на уровне популяции в целом, но и с учетом условий, складывающихся в конкретном образовательном учреждении. В этом случае он позволяет оценить не только состояние дел, но и эффективность различных подходов к организации оздоровительной деятельности. В этом плане стандартизированная в рамках HBSC программа имеет неоспоримые преимущества. Вместе с тем она лишь констатирует факты, но не позволяет выделить наиболее слабые звенья на пути формирования того или иного компонента здорового стиля жизни.
Субъективные показатели состояния здоровья учащихся в гимназии. Прежде всего, следует отметить, что учащиеся в целом благополучно оценивают свое состояние. Так, их меньше всего среди тех, кто испытывает головную боль не менее одного раза в день, боль в животе и пояснице.
В то же время с возрастом уменьшается доля детей, оценивающих свое здоровье как превосходное и хорошее (80%; 74%; 70%, 65%, 61% у мальчиков и 67%; 50,2%; 51,8%, 48% у девочек), и увеличивается процент школьников, считающих его только удовлетворительным (18%; 24%; 28%, 21%, 19% у мальчиков и 27%; 37%; 41%, 40%, 38% у девочек). Среди симптомов неблагополучия чаще всего встречаются головная боль и нервное напряжение.
Таблица 1. Субъективные показатели состояния здоровья учащихся в гимназии
Показатели | Классы | ||||||||
8а | 8б | 8г | 9а | 9б | 9в | 10а | 11а | 11б | |
Ранги | |||||||||
Благополучие жизни | 4 | 1 | 2 | 5 | 4 | 6 | 5 | 3 | 4 |
Плохое самочувствие | 3 | 4 | 2 | 6 | 7 | 4 | 5 | 8 | 1 |
Тревожное настроение | 5 | 4 | 1 | 9 | 5 | 7 | 8 | 2 | 3 |
Головная боль | 3 | 2 | 1 | 6 | 7 | 6 | 6 | 3 | 4 |
Боль в животе | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 3 | 9 |
Отчаяние | 3 | 2 | 1 | 4 | 6 | 6 | 5 | 7 | 3 |
Чувствуют себя счастливыми | 4 | 2 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | 8 |
Сумма рангов | 26 | 16 | 14 | 37 | 37 | 38 | 38 | 27 | 32 |
Место | 3 | 2 | 1 | 6 | 6 | 7 | 7 | 4 | 5 |
Физическая активность. В сравнительном плане физическая активность учащихся гимназии достаточно высока.
Основная часть юношей (84,6%) и девушек (74,6%) считают, что знают в области физической культуры много и достаточно. Подавляющему большинству учащихся нравятся или в целом нравятся уроки физической культуры: 90,5% в 11 лет; 80% в 13 лет; 80% в 15 лет. В то же время с возрастом сокращается число детей, занимающихся в спортивных секциях (55%; 42%; 32,5%).
Среди мотивов, побуждающих школьников к занятию спортом, во всех возрастах и половых группах на первом месте находится стремление улучшить свое здоровье (мальчики: 96, 90, 91%; девочки: 91, 93, 91%). Далее следует заинтересованность в умении управлять своим телом (соответственно 92, 88, 84 и 89, 85, 85%). Относительно постоянным является стремление заниматься спортом для развлечения (70-60%). Актуальность других мотивов с возрастом убывает: побеждать (86, 72, 70% и 74, 64, 56%); угодить родителям (65, 48, 24% и 56, 36, 12%); для будущей работы (79, 57, 41% и 61, 38, 23.4%); быть, как спортивная звезда (73, 54, 40% и 61, 37, 32%); встречаться с друзьями (82, 79, 63% и 66, 78, 67%).
Уверенность в том, что будут заниматься спортом и в 20 лет, сохраняют 44,7% юношей и 42% девушек. При этом у девушек доля прекративших занятия в спортивных секциях с возрастом увеличивается (28, 32, 39%). Большинство юношей, бросивших занятия в спортивных секциях, сделали это в подростковом возрасте (19, 31, 27%).
Таблица 2. Уровень физической культуры учащихся гимназии
Показатели | Классы | ||||||||
8а | 8б | 8г | 9а | 9б | 9в | 10а | 11а | 11б | |
Ранги | |||||||||
Физическая подготовленность | 4 | 3 | 5 | 7 | 4 | 8 | 8 | 5 | 4 |
Занимаются в спортсекциях | 5 | 4 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 |
Знают в области ФК много и достаточно | 4 | 6 | 5 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Занимаются физ. упр. 4 и более раз в неделю | 5 | 3 | 6 | 6 | 7 | 9 | 9 | 6 | 7 |
Уверены, что будут заниматься | 6 | 5 | 6 | 8 | 4 | 9 | 8 | 7 | 9 |
Сумма рангов | 24 | 21 | 28 | 33 | 30 | 38 | 37 | 30 | 33 |
Место | 2 | 1 | 3 | 5 | 4 | 7 | 6 | 4 | 5 |
Рациональное питание. Общая ситуация с поведением, имеющим отношение к питанию учащихся, достаточно противоречива. С одной стороны, среди детей школьного возраста, указавших на ежедневное потребление чипсов, газированных напитков, конфет и шоколада, школьники представлены в наименьшей степени. В то же время наши учащиеся меньше всего потребляют овощей и фруктов, пьют обезжиренное молоко, используют диеты или что-то делают для поддержания веса.
Таблица 3. Культура питания учащихся
Показатели | Классы | ||||||||
8а | 8б | 8г | 9а | 9б | 9в | 10а | 11а | 11б | |
Ранги | |||||||||
Соблюдают режим питания | 8 | 7 | 2 | 3 | 4 | 9 | 1 | 5 | 6 |
Что-то делают для снижения веса | 2 | 8 | 3 | 5 | 6 | 7 | 9 | 1 | 4 |
Кушают овощи каждый день | 1 | 7 | 3 | 9 | 8 | 2 | 4 | 6 | 5 |
Кушают молочные продукты 5-6 раз в неделю | 6 | 2 | 8 | 3,5 | 3,5 | 5 | 7 | 1 | 9 |
Сумма рангов | 17 | 21 | 16 | 20,5 | 21,5 | 23 | 21 | 13 | 24 |
Место | 3 | 1 | 2 | 4 | 6 | 7 | 5 | 1 | 8 |
С возрастом все меньшее количество учащихся устраивает их вес: мальчики (78%, 77%, 59% ,56%, 52%); девочки (65%, 57%, 47%, 45%, 40%).
Однако решить эту проблему они пытаются далеко не самым рациональным способом - отказом от завтрака: мальчики (11, 12, 15,23,24%); девочки (8,7, 20, 23, 27%).
Рациональная организация жизнедеятельности. Не отличаются наши школьники и высокой культурой организации труда и отдыха. С одной стороны, радует, что подавляющее число респондентов (93,8%) чистят зубы раз и более в день. В целом соблюдаются нормы домашних заданий (1-2 ч у мальчиков и до 3 ч у девочек).
В то же время с возрастом неуклонно растет число школьников, ответивших, что смотрят телевизор четыре и более часов в день. Многие старшеклассники (особенно мальчики) проводят за компьютером до 4 ч в день. Есть и еще одна печальная закономерность: с возрастом увеличивается количество учащихся, не читающих художественную литературу (24, 32, 38, 36%).
Таблица 4. Рациональная организация жизнедеятельности учащихся гимназии
Показатели | Классы | ||||||||
8а | 8б | 8г | 9а | 9б | 9в | 10а | 11а | 11б | |
Ранги | |||||||||
Чистят зубы чаще раза в день | 7 | 6 | 3 | 1 | 5 | 2 | 9 | 4 | 8 |
Соблюдают нормы просмотра телепередач | 5 | 2 | 3 | 6 | 9 | 7 | 8 | 1 | 4 |
Соблюдают нормы дом. заданий | 7 | 4 | 9 | 6 | 5 | 8 | 2,5 | 1 | 2,5 |
Сумма рангов | 19 | 12 | 15 | 13 | 19 | 17 | 19,5 | 6 | 14,5 |
Место | 7 | 2 | 5 | 3 | 7 | 6 | 8 | 1 | 4 |
Вредные привычки. Первый опыт курения приходится на 8-12 лет у мальчиков и на 10-13 лет у девочек. С возрастом количество учащихся, имеющих такой опыт, увеличивается. Результаты опроса показали, что курящих в гимназии значительно меньше, чем по статистическим данным по России: мальчики (2%, 9%, 13%, 21%, 24%); девочки (1,5%, 6%, 9%, 10%, 12%). Хотя пробовали курить гораздо большее количество учащихся.
Мало чем отличается от проблем табакокурения и ситуация с потреблением алкоголя. Первые попытки употребления алкоголя и у мальчиков и у девочек относятся к 9,5- 14 годам. 80% опрошенных разных возрастных групп знакомы со вкусом алкогольных напитков, а 10% хотя бы один раз были пьяными. Предпочтительным напитком является пиво. Причем до 2% школьников употребляют пиво каждый день, а 3% учащихся - каждую неделю.
Анализ наркоситуации в гимназии свидетельствует, что основная масса респондентов (92%) в возрасте 15-16 лет не употребляет наркотики и никогда их не пробовала. К сожалению, 8% школьников уже имеют опыт применения наркотиков. Причем это происходит, несмотря на то, что 76% подростков согласны с тем, что наркотики не могут позволить чувствовать себя лучше, а 80% учащихся понимают, что употребление слабых наркотиков зачастую приводит к употреблению сильнодействующих.
Важнейшим резервом в формировании субъективного отношения учащегося к проблеме здоровья и здорового образа жизни является изучение его потребностно-мотивационной сферы. Тот или иной тип поведения вырабатывается у человека потому, что это поведение соответствует его базовым потребностям и мотивам. Влияние на здоровье является в большинстве случаев побочным эффектом. Поэтому для того чтобы ребенок захотел сделать свое поведение более "здоровым", необходимо, во-первых, знать его первичные цели поведения, а во-вторых, так организовать работу по формированию здоровых привычек, чтобы предлагаемые альтернативы способствовали как достижению этих целей, так и укреплению здоровья.
Такую же тесную связь с базовыми потребностями должны иметь и другие компоненты формирования навыков здорового образа жизни. Так, при обучении необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а на формирование соответствующих представлений. "Лишь та информация может повлиять на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к собственной жизни". Вызывать интерес у школьников и способствовать формированию подструктуры субъективного отношения опять-таки будет лишь та информация о здоровье и здоровом образе жизни, которая тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей. Наконец, при формировании стратегий и технологий оздоровительной деятельности вновь необходимо знать, какие у конкретных школьников существуют потребности, для реализации которых они еще не имеют соответствующих стратегий и технологий поведения.[3]
С какими сложностями сталкиваются педагоги при формировании здорового образа жизни?:
- во-первых, сложность формирования навыков здорового образа жизни во многом обусловлена тем, что на определенных этапах онтогенеза у школьника отсутствует базовая потребность в здоровье, а самооценка уровня здоровья явно завышена;
- во-вторых, обратная связь от наступивших в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу и положительный эффект иногда отсрочен на годы;
- в-третьих, опросы свидетельствуют, что среди причин, которые заставили бы школьников изменить свой образ жизни, называют, как правило, некие экстремальные обстоятельства: тяжелую болезнь, жизненный кризис, неудачи в делах, любовь и т.д.
Своевременная входная диагностика компенсирует этот дефицит информации, создает у подростка состояние своеобразной экстремальности, побуждающего его к поиску новых форм организации своей жизнедеятельности.
3.4 Проведение мониторинга здоровья на уроках биологии
При проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии в 8 классе учащиеся проводят самонаблюдения, изучают уровень и гармоничность физического развития, морфологические и функциональные свойства своего организма.[4]
Обобщены результаты работ 105 учащихся 8 классов.
Изучение гармоничности развития. Гармонично развиты 83,3% восьмиклассников. Средний рост учащихся – 166-170 см. Норме соответствуют 92,2%, ниже нормы – 4,9%. Средний вес- 50-54 кг, ниже
нормы 10,8%, т.е. каждый десятый ученик с недостаточным весом, с избыточным весом – 1,9 %.
Оценка пищевого рациона с учетом энергетической ценности продуктов. Выяснено, что диету соблюдают 4,7% опрошенных восьмиклассников в связи с заболеванием желудочно-кишечного тракта или аллергией на некоторые продукты. Не завтракают 13,3%, чрезмерно ужинают – 23,8%, 17,1% учащихся считают, что в их меню не хватает овощей и фруктов. 20% (каждый пятый) в целом оценивают свое питание отрицательно. Только 9,5% учащихся оценивают свое питание положительно. У некоторых учащихся совпадают несколько пунктов несоответствия гигиене питания.
Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Предлагалось выполнить 10 приседаний. Учитывался пульс до и после нагрузки, определялся индекс А, который свидетельствует о характере функциональной активности сердечно-сосудистой системы. Низкая функциональная активность - А< 50, А= 50-80 – функциональная активность средняя, А> 80 – функциональная активность высокая. 45% учащихся 8-х классов имеют низкую функциональную активность сердечно-сосудистой системы, что свидетельствует о гиподинамии.
Изучение нарушений опорно-двигательной системы (осанка, плоскостопие). Анализ выполненных практических работ показывает, что плоскостопие разной степени выявлено у 34% учащихся, нарушение осанки – 27%.
Самооценка здоровья. 37,5% восьмиклассников относят себя к первой группе здоровья (практически здоровые), 47,1% - II группа, 14,4% опрошенных указывают на наличие хронических заболеваний.
5. Проведение мониторинга физического развития на уроках физкультуры.
Для определения двигательного возраста и уровня физической подготовки можно воспользоваться методикой проведения «Президентских соревнований» по схеме:
Состязания проводятся по следующим видам упражнений:
1. Отжимание (количество раз), 2. Прыжки в длину (см), 3. Поднимание туловища (количество раз), 4. Вис, 5. Наклон вперед из положения сидя.
По каждому виду определяется уровень физической подготовки (соотношение результата к нормативу), а затем показатели суммируются, и по этой сумме определяется двигательный возраст.
Анализировались результаты в трех девятых классах (57 учащихся). Двигательный возраст ниже нормы – 26 учащихся (45,6%), соответствие двигательного возраста биологическому возрасту – 15 учащихся (26,3%), двигательный возраст выше нормы – 16 учащихся (28,1 %).
Выводы:
1. За три года отмечается положительная динамика показателя болезненности учащихся. Увеличилось количество детей, не пропустивших ни одного дня по болезни (44%, 62%, 65,5%), а также уменьшилось число часто болеющих детей (19,8%, 10%, 9,5%).
2. В сравнении с результатами прошлых учебных годов, отмечается увеличение количества учащихся, имеющих первую группу здоровья с 61,6% до 66,8%. Анализ проводился по листкам здоровья. Такой высокий показатель требует более тщательной проработки на основе создания индивидуального паспорта здоровья.
3. В то же время с возрастом уменьшается доля детей, оценивающих свое здоровье как превосходное и хорошее (80%; 74%; 70%, 65%, 61% у мальчиков и 67%; 50,2%; 51,8%, 48% у девочек), и увеличивается процент школьников, считающих его только удовлетворительным (18%; 24%; 28%, 21%, 19% у мальчиков и 27%; 37%; 41%, 40%, 38% у девочек). Среди симптомов неблагополучия чаще всего встречаются головная боль и нервное напряжение.
4. Основная часть юношей (84,6%) и девушек (74,6%) считают, что знают в области физической культуры много и достаточно. В то же время с возрастом сокращается число детей, занимающихся в спортивных секциях (55%; 42%; 32,5%).
5. Курящих в гимназии значительно меньше, чем по статистическим данным по России: мальчики (2%, 9%, 13%, 21%, 24%); девочки (1,5%, 6%, 9%, 10%, 12%). Хотя пробовали курить гораздо большее количество учащихся.
6. Низкая функциональная активность - А< 50, А= 50-80 – функциональная активность средняя, А> 80 – функциональная активность высокая. 45% учащихся 8-х классов имеют низкую функциональную активность сердечно-сосудистой системы, что свидетельствует о гиподинамии.
7. Плоскостопие разной степени выявлено у 34% учащихся 8-х класов, нарушение осанки – 27%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева С.В. Практикум по экологии. М.:АО МДС. 1996
2.Безруких М.. Здоровье детей и школьные факторы риска. - www.ruscenter.ru 3. Бобырь А.. Берегите спину. Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. Выпуск № 2, с.17
4. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
5. Губаревой Л. И., Адаменко С. В., Олешкевич Т. Г. Мониторинг психосоматического развития и состояния адаптационных систем школьников. Практические рекомендации. Ставрополь: СКИПКРО. 2001
6. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа. «ОБЖ» № 3, с.56
7. Николаев Н.. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся. - www.ruscenter.ru
8. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.-М., 2002
[1] Д. Давиденко, В. Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3, 2003г., с.59.
[2] М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска.- www.ruscenter.ru.
[3] Кондратьев М.Ю., Дерябо С.Д. Психологические рекомендации по усвоению программы "Здоровье" // Школа здоровья. - 2000, т. 7, № 4, с. 22-27.
[4] Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2008
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Кто должен измениться?
Колумбово яйцо
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Хитрый коврик