• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Система образования России и Финляндии. Сравнительный анализ».

Опубликовано Калимуллина Назира Завильевна вкл 30.10.2012 - 21:52
Калимуллина Назира Завильевна
Автор: 
Скосырская Анастасия Игоревна

Аннотация

Данная работа посвящена теме: «Системы образования России и Финляндии. Сравнительный анализ». В работе рассматривался материал об образовании  двух стран, России и Финляндии.

 Актуальность  работы заключается в том, что Россия ищет новые способы развития образования.

Цель: проанализировать систему образования в Финляндии, выявить «секрет» ее эффективности.  И на фоне этого  положительного опыта лучше понять проблемы российского образования.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

  • Сбор и изучение материала об образовании в России и Финляндии;
  • Провести сравнительный анализ  и выявить страну с наиболее высоким уровнем образования;
  • На основе исследования понять проблемы российского образования;

 

Методы исследования:

  • Сравнительный анализ;
  • Определение проблемы, цели и задач исследования;
  • Сбор материала;
  • Формулировка выводов на основе изученного материала.

 

Выводы: наше государство перестало заботиться об образовании в своей стране. Образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества. Россия должна обеспечить образованию в стране хорошее будущее и вывести его на более высокий уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc68 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc450 КБ
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)

город Радужный

Введение.

Школа-это мастерская, где формируется

мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках,

                                                                                                       если не хочешь выпустить из

рук будущее.

А.Барбюс                                                                                                                                                             

       В нашем мире  образование играет  одну из главных ролей. Человек, который  приступает к обучению, превращается в личность. Его духовный мир обогащается. Образование должно прогрессивно влиять на человека. А что такое образование?

    Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней[1].

     В своей исследовательской работе я решила сравнить систему образования России и Финляндии. В настоящее время Россия занимает 38 место по качеству образования в мире. Финляндия же в  свою очередь занимает почетное 1 место по качеству образования.

Актуальность  работы заключается в том, что Россия ищет новые способы развития образования.

Проблема исследования сводится к потере Россией достигнутых результатов в сфере образования.

Цель моей работы: проанализировать систему образования в Финляндии, выявить «секрет» ее эффективности.  И на фоне этого  положительного опыта лучше понять проблемы российского образования.

Объектом исследования, стали системы образования Финляндии и России.

Предмет исследования: Преимущества финской системы над  российской.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

Сбор и изучение материала об образовании в России и Финляндии;

Провести сравнительный анализ  и выявить страну с наиболее высоким уровнем образования;

На основе исследования понять проблемы российского образования.

Методы исследования:

Сравнительный анализ;

Определение проблемы, цели и задач исследования;

Сбор материала;

Формулировка выводов на основе изученного материала.

Гипотеза: Российское образование - самое лучшее в мире.

Глава 1.

1.1.Структура образования в России.

На сегодняшний день Российская Федерация гарантирует всем гражданам страны  возможность получить образование независимо от национальности, социального положения и вероисповедания.

Российская система образования имеет следующую структуру (приложение 1):

- дошкольное образование

- начальное образование

-среднее образование

- высшее образование. 

Дошкольное образование предусматривает воспитание детей от 2-х до 7 лет.

Дети в возрасте 6-7 лет начинают обучение в начальной школе, где учатся 4 года, затем переходят в среднюю школу.

После начального образования дети переходят к среднему образованию. Продолжительность среднего образования составляет 9 лет. По окончании 9-го класса учащиеся проходят государственную итоговую аттестацию, т.е. сдают выпускные экзамены и получают аттестат об основном общем образовании. Выпускники 9-х классов могут продолжить образование в школе, либо поступать в профессионально-техническое училище, колледж или техникум.

Аттестат о полном среднем образовании выдается по окончании 11-го класса и сдачи выпускных экзаменов. Наличие аттестата о полном среднем образовании и успешно сданные экзамены позволяют продолжить образование в вузах[2].

1.2.Финансирование образования в России.

В России занижена доля государственных и частных расходов на образование, которая, если основываться на официальных  данных, колебалась в диапазоне  3,5%-4,4%.Таким образом, Россия несколько отстает от стран по средним значениям  доли расходов на образование, но находится в «интервале  допустимых значений». Притом, в России дана установка на важность именно старшей ступени, задача которой – обеспечить поступление в вуз.[3]

1.3.Престижность профессии учителя в России.

       Обратим внимание,  что на Руси и, позже, в России, учительство на протяжении всей истории относилось к духовенству. Оно  являлось высшим социальным классом и занимало высокие посты, но находилось в стороне от общества, ограничиваясь рамками одной организации — церковью.

      В современной России средняя заработная плата учителя составляет примерно 15 тысяч рублей.   Профессия перестала быть престижной, учителя перестали уважать. Профессия учитель требует больших усилий, которые никем не ценятся. В России у этой профессии низкие показатели  по критериям сравнения профессий в России(2,83 балла из 5 возможных)[4].

Глава 2.

2.1.Структура образования в Финляндии.

    В Финляндии   обучение в школе начинается с 7 лет. Разрешается приступать к занятиям годом раньше или годом позже (приложение 2).

Все дети, включая граждан других стран, по закону обязаны получить знания на уровне девятилетней школы.

   В общеобразовательных 9-летних школах первые шесть лет детей обучает один учитель, в течение последних трех лет - учителя-предметники.  Особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни.

   Диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, выпускникам общеобразовательной школы не выдают, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, в профтехучилище или гимназию.

  Экзамены принимаются два раза в год - осенью и весной. Успешная сдача экзаменов дает право поступления в любые высшие учебные заведения[5].            

  Финляндия для своего образования использует модель Болонского процесса.

 Болонский процесс - это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц  и отражение учебной программы в Приложении к диплому. Повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников, обеспечение необходимого качества высшего образования.

2.2.Финансирование образования в Финляндии.

Государство Финляндское  ставит своей целью обеспечить  уровень образованности у населения своей страны. Доля расходов финского общества на образование составляет 6 - 7 % .  Общие же  расходы на образование в стране составляют примерно 15% государственного бюджета. Основной поток финансирования идет на ступень дошкольного образования и младшего[6].

2.3.Престижность профессии учителя в Финляндии.

   Профессия учитель - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых - высшее образование.

В Финской системе образования учителям предоставлено высокая степень свободы, гарантированная законом[7]. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, но, конечно, с учетом национальных интересов. В отличие от России в Финляндии нет никаких инспекторских проверок и системы надзора. Учитель имеет свободу выбора методов и содержания образования.  В финском школьном образовании исключен всякий отбор по социальному происхождению.

2.4.Секрет Финского успеха в области образования.

    Стало интересно, в чем же заключается успех Финского образования? Количество часов, проведенных в классе, не отличается от средних показателей по Европе, как же Финляндия смогла добиться таких превосходных результатов по сравнению с другими европейскими странами? Одним из факторов их успеха является, безусловно, высокий образовательный уровень преподавателей. Высокий образовательный уровень подготовки преподавателей позволяет им самостоятельно составлять учебные планы и выбирать методы обучения.

      Финская школьная система основывается на культуре доверия, а не принципе контроля.     В финской школе учащимся прививают умение самостоятельно, критически мыслить и решать проблемы.

   Преподаватели не заполняют головы учеников потоком информации, а  развивают у них навыки поиска, творческого мышления. Очень важно, что учащиеся учатся оценивать свою собственную работу и свои достижения.

2.5.Анкетирование.

Было проведено анкетирование среди 9-11 классов, чтобы узнать, как молодежь относится к образованию. Более 70% опрошенных  считают, что образование играет важную роль в стране (приложение 3). Также  был  затронут вопрос о том, в чем заключается низкий уровень образования страны, и опрошенные, а их более 40%, считают, что в этом виновато государство, которое перестало выделять должное внимание сфере образования (приложение 4). Современная молодежь считает, что образование за границей лучше, чем в России, и более 60% предпочли бы обучение за границей (приложение 5).

Всего 12% из всех опрошенных, считают, что профессия учитель престижна в нашей стране, остальная часть  считает обратное, потому что учителя перестали уважать,  и профессия требует больших усилий.  

Глава 3.

3.1.Сравнительный анализ на основе исследований.

Вопросы для сравнения

Россия

Финляндия

1)Какое место в мире по качеству образования

38 место

1 место

2)Сколько средств в % выделяется на образование

3,5%-4,4%

15%

3)Престижность профессии учителя

Не престижна

престижна

4)Заработная плата учителя

15 тысяч руб.

56 тысяч руб.

Вывод: На основе таблицы видно, что  Финляндская система образования преобладает над  Российской, потому что  имеет только положительные критерии. У Российской системы все совсем наоборот. По ее критериям можно сказать, что государство не  выделяет должного внимания образованию, поэтому в России крайне низкий уровень школьной подготовки. Также для сравнения качества образования в странах, мне понадобились результаты исследования PISA. Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в области образования.

Заключение.

   В ходе исследования был проведен сравнительный анализ двух систем образования: Российской и Финляндской. Подводя итоги  работы, можно сказать, что Финляндская система образования имеет больше преимуществ, чем Российская, так как Финляндия не просто заинтересована в сфере образования своей страны, она еще принимает активное участие в усовершенствовании образования, выведения его на более высокие уровни.

    Также была важна престижность профессии учитель. Итог исследования показал, что в России профессия учитель не ценится и не является престижной, так как основная причина этого-это не только заработная плата учителей, но и их затраты нервов. А в Финляндии все по-другому. Государство Финляндское  считает, что учитель одна из самых престижных профессий в их стране.  

    В сравнительном анализе, который был проведен, у России и Финляндии разные показатели в сфере образования. В Финляндии «сильная школа» - та, которая поднимает слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться.

     На сегодняшний день у  нас  в России по-прежнему используется, как  самые простые способы передачи знаний, так и авторские методики преподавания, в основе которого лежит комплексное развитие, обучение, воспитание ребенка. В  Финляндии иной подход  к методике преподавания. Главное - научить ребенка думать и находить знания, привить ему  самостоятельность.

    На фоне сравнения получается один вывод, наше государство перестало заботиться об образовании в своей стране. Россия должна понять, что образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества.

     Таким образом, гипотеза о том, что российское образование самое лучшее – опровергается.

     В первую очередь наше государство должно определить задачи, которые они ставят перед собой, чтобы обеспечить сфере образования хорошее будущее и вывести его на более высокий уровень.

Эти задачи состоят в следующем:

 финансирование образования  и науки в государстве должно составлять не менее 15%

 переход от традиционной системы обучения к тому, чтобы научить ребенка думать и находить знания;

воспитать самостоятельность в познавательной деятельности;

 тем самым  пробудить интерес к получению высшего образования.

Список литературы.

1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России

2. URL: http://rest.kuda.ua/2630

3. Татьяна Клячко. Социальная политика и финансирование образования.//Народное образование, 2007, №10, с.26

4. URL: http://news.samaratoday.ru/news/203488/

5. URL: http://www.vse.fi/ucheba/obrazovanije/82-systema-obrazovania

6.URL:http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193923492&archive=1196814847&start_from=&ucat=&

7.Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха.//Народное образование, 2006, №4, с.217


Предварительный просмотр:

I

Приложение 1

II

Приложение 2

III

Приложение 3

Анкетирование.

Вопросы для анкеты:

1)Важна ли роль образования в стане?

2) Как вы относитесь к образованию в России?

3)Хотели бы вы учиться за границей?

4)Знакомы ли вы с системой образования в Финляндии?

5)Хотели бы вы, чтобы система образования ( в том числе и высшее) была бесплатной?

 6) Является ли профессия учителя престижной в России?

7)Хотели бы вы работать в сфере образования?

8)Как вы думаете, в чем причина низкого уровня образования в России?

а) никто не хочет получать новые знания   б) государство перестало уделять внимание сфере образования   в) затрудняюсь ответить  

9) Какую оценку вы бы поставили образованию в России по 5-ти бальной шкале?

а)1         б)2         в)3         г)4         д)5

№1

Вопросы

да(нравится)

нет(не нравится)

1)Важна ли роль образования в стране?

39

6

2)Как вы относитесь к образованию в России?(нравится, не нравится)

20

25

3) хотели бы вы учиться за границей?

36

9

4) Знакомы ли вы с системой образования в Финляндии?

6

39

5)Хотели бы вы, чтобы образование(в том числе и высшее) было бесплатным?

40

5

6)Является ли профессия учитель престижной в России?

6

39

7)Хотели бы вы работать в сфере образования?

5

40

IV

Приложение 4

№2

Тестовый вопросы

а

б

в

8)Как вы думаете, в чем причина низкого уровня образования в России?

10

18

16

V

Приложение 5

Тестовый вопрос

а

б

в

г

д

9)Какую оценку вы бы поставили  образованию России по 5-ти балльной шкале?

3

12

23

6

1

№3


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)

город Радужный

Научно-исследовательская работа
на  XI городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей
научно-социальной программы
«Шаг в будущее»

«Система образования России и Финляндии. Сравнительный анализ».

Автор:

Скосырская Анастасия Игоревна

9 -А  класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 »

Руководитель:

Калимуллина Назира Завильевна

учитель истории

Муниципальное общеобразовательное учреждение  
«Средняя общеобразовательная школа № 5 »

                                               

                                                   

2011 год

«Система образования России и Финляндии. Сравнительный анализ».

Скосырская Анастасия Игоревна.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)

город Радужный  МОУ СОШ №5

Аннотация

Данная работа посвящена теме: «Системы образования России и Финляндии. Сравнительный анализ». В работе рассматривался материал об образовании  двух стран, России и Финляндии.

 Актуальность  работы заключается в том, что Россия ищет новые способы развития образования.

Цель: проанализировать систему образования в Финляндии, выявить «секрет» ее эффективности.  И на фоне этого  положительного опыта лучше понять проблемы российского образования.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

Сбор и изучение материала об образовании в России и Финляндии;

Провести сравнительный анализ  и выявить страну с наиболее высоким уровнем образования;

На основе исследования понять проблемы российского образования;

Методы исследования:

Сравнительный анализ;

Определение проблемы, цели и задач исследования;

Сбор материала;

Формулировка выводов на основе изученного материала.

Выводы: наше государство перестало заботиться об образовании в своей стране. Образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества. Россия должна обеспечить образованию в стране хорошее будущее и вывести его на более высокий уровень.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2

Глава 1…………………………………………………………………………………………………………………………………….3

            1.1.Структура образования в России…………………………………………………………………………..3

            1.2.Финансирование образования в России……………………………………………………………….4

            1.3.Престижность профессии учителя в России………………………………………………………….4

Глава 2……………………………………………………………………………………………………………………………………..4

           2.1.Структура образования в Финляндии…………………………………………………………………….4

           2.2.Финансирование образования в Финляндии………………………………………………………..5

           2.3.Престижность профессии учителя в Финляндии…………………………………………………..5

           2.4.Секрет Финского успеха в области образования…………………………………………………..5

           2.5.Анкетирование………………………………………………………………………………………………………..6

Глава 3…………………………………………………………………………………………………………………………………….7

          4.1.Сравнительный анализ на основе исследований…………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….7

Список литературы………….……………………………………………………………………………………………………..9

Приложение……………………………………………………………………………………………………………………………10


Поделиться:

Весёлые польки для детей

"Разделите так, как делили работу..."

На берегу Байкала

Серебряное копытце

Марши для детей в классической музыке