• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Слова-паразиты в речи современных подростков

Опубликовано Максимова Лидия Робертовна вкл 30.10.2012 - 18:52
Максимова Лидия Робертовна
Автор: 
Резевич Анастасия

Научно-исследовательская работа по языкознанию.

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, знакомые? Сегодя всё чаще в речи подростков начинают "проскальзывать" лишние слова. Почему это происходит7 Отчего зависит? И как с этим бороться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vrednie_slova.doc135 КБ
Office presentation icon slova-parazity.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Крутоярская средняя общеобразовательная школа

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Слова-паразиты в речи современных подростков

Научно-исследовательская работа по языкознанию

Автор: Резевич Анастасия, ученица 8 класса

Руководитель: Максимова Лидия Робертовна, учитель русского языка и литературы

посёлок Крутоярский, 2012

Оглавление

Введение                                                                         ………………. 2-3

Основная часть                                                                           ........................4-9

1.Слова-паразиты и причины  их употребления                    ……………….4-5

2. Классификация речевых паразитов                                 ………………… 6

3. Исследование употребления  слов-паразитов  в речи      

современных подростков                                                         ……….………..7-8

                                                       

4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами             ….………………9

Заключение                                                                   ………………..   10

Список использованной литературы                                ………………... 11

Приложение                                                                ……………   12-17


Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

 

Введение        

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня  все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону.  Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?

По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.

Этот класс слов мало изучен. В литературе нет  точного определения, что такое  слова-паразиты с научной точки зрения.

Актуальность   проблемы исследования  обоснована тем, что наш язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер  и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда  и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся  МКОУ  Крутоярская сош.

Предмет исследования:  употребление слов-паразитов.

Цель исследования: доказать, что в речи учащихся школы достаточно

часто употребляются  слова-паразиты,  и определить причины их употребления.

Задачи исследования:

определить, что такое слова-паразиты;

выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова -  паразиты;

выработать   рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

подготовить стендовую презентацию материала по теме исследования;

выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».

Методы исследования:

изучение теоретического материала о словах-паразитах;

наблюдения за речью учащихся на уроках и вне уроков;

анкетирование школьников;

устный опрос учащихся;

анализ полученных результатов.

Гипотеза: большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты» и  чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный  словарный запас.

Новизна работы заключается в представлении  некоторых стратегий для снижения риска появления слов - паразитов в речи.

Исходные данные: основным источником информации  стала литература по русскому языку и культуре речи.

Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.


1. Слова-паразиты и причины  их употребления

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм[1].

В литературе я встречала  разные  термины: “незнаменательная лексика”, “лишние слова”  “пустые частицы”, “вставные элементы”,  “слова-заменители”. Чаще всего  употребляются  термины  «слова-паразиты» и «вредные слова».

«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы[2]. К словам паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот»,  «э-э-э» и т.п.

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа»[3].

В другой литературе я встретила  похожее мнение -  К.В.Кожевникова   пишет, что  «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п.  обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”[4].

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся  по такой причине:   слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент  в голову не приходит.

Так  о  причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки»[5].

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну как вам сказать и др.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество  слов- паразитов увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Проанализировав различную литературу, я могу сделать вывод о том, что слова-паразиты -  это  пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и  мешают ее пониманию.  Говорящий  человек чаще всего  их не замечает.

Причины  употребления  слов-паразитов можно  разделить на четыре  группы:

1) недостаточный  словарный запас (говорящему не всегда удаётся  быстро найти нужное слово);

        2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4) мода на некоторые  слова.

2. Классификация слов-паразитов.  

Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи своих сверстников, я заметила, что одна группа слов  употребляется  для эмоциональной  окраски  речи, например, блин.

Другие слова служат для  замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».  

Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того,  как бы, вроде того.

Слова-паразиты могут быть разными частями речи.

Таблица 1

Слова-паразиты как части речи

№

Группа

Слова-паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

3. Исследование употребления  слов-паразитов  в речи   современных подростков

       Для проведения исследования  составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены  эксперимент «Частота употребления слов - паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов учениками разных возрастных групп».

В  анкетировании принимали участие  23 ученика 8 класса МКОУ

Крутоярская сош.

Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

подростки  (92%) употребляют в своей речи слова - паразиты;

 ученики  замечают  употребление  в своей речи  слов-паразитов  (61 %);

наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово блин, на втором  и третьем местах по частоте употребления – ну  и  вот;

восьмиклассники  чаще всего предлагают следить за речью(30%),12 % предлагают читать больше книг, 10% - больше общаться. (Приложение1)

На основании полученных  в опросе  словах-паразитах составлен  частотный словарь. Так, слово блин упомянули в своих ответах 17 раз, слово ну – 15, а слово вот– 13 раз. (Приложение 2)

Исследование «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 7, 9 и 11 классов).

В  исследовании принимали участие 24 ученика МКОУ Крутоярская сош

Из результатов исследования  следует, что:        

больше всего употребляют слова-паразиты ученики 7 класса;

меньше всего употребляют  слова – паразиты  учащиеся 11 класса;

слово короче в устной речи замечают все опрошенные.

частицу ну часто замечают и употребляют все опрошенные;

меньше всего опрошенные замечают слова понимаете, так сказать;

больше слов-паразитов удаётся обнаруживать ученикам 11 класса, а меньше всего учащимся 7 класса; (Приложение 3)

4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами

Больше читать художественную литературу.

Внимательно следить  за своей речью.  Можно записывать свою речь на диктофон, а потом  выявлять свои слова-паразиты.

Выявленные  слова-паразиты  выписать на отдельный лист, который повесить   где-нибудь на  видном  месте перед глазами;

Заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» -  «если можно так сказать».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать следующие выводы:

1. Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами.

2. Слова-паразиты:

 - засоряют речь говорящего,

 - затрудняют ее понимание,

 - отвлекают внимание от содержания высказывания.

3. Чаще  всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда  на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь.

4. Исследование показало, что  большинство подростков  (92%) употребляют в своей речи слова-паразиты и что большинство подростков (61 %) замечают в своей речи слова-паразиты.  Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась.

5. Наиболее часто   подростки употребляют такие слова паразиты: блин, ну, вот, типа, как бы.

6. Проведенный эксперимент показал, что  количество слов паразитов, употребляемых в речи подростков, составляет  приблизительно 20 % от общего количества произносимых слов.

7. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами  два. Это:  

1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов;

2) чтение книг.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?//  1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.–  Praha, 1970.

Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985.  

Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.  

Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007.

Приложения

Приложение 1

Анкета «Слова – паразиты в вашей речи»

Употребляете ли Вы слова-паразиты?

Какие Вы знаете слова-паразиты?

Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?        

Какие способы борьбы Вы можете предложить?

В  анкетировании принимали участие  23 ученика 8 класса

        

Приложение 2

Частотный словарь «слов - паразитов»

№

Слово-паразит

Частота употребления

блин

17

ну

15

вот

13

как бы

10

э-э-э

8

это самое

7

короче

4

там

3

типа

3

а-а-а

3

так

3

черт

2

м-м-м

2

как его

1

но

1

Приложение 3

Исследование «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 7, 9 и 11 классов).

       1.  По пятибалльной шкале оцените данные ниже слова-паразиты:

1.Не замечаю, не употребляю

2.Редко замечаю, не употребляю

3.Замечаю, редко употребляю

4.Часто замечаю и употребляю

5.Часто замечаю, не употребляю

 В данном отрывке из «Повести о капитане Копейкине»

отметьте те слова в речи почтмейстера, которые, по-вашему, мешают восприятию текста:

«Вот, сударь мой, ставши пораньше, поскреб он себе левой бороду, потому что платить цирюльнику – это составит, в некотором роде, счет, натащил на себя мундиришка и на деревяшке своей, можете вообразить, отправился в комиссию. Расспросил, где живет начальник. Вон, говорят, дом на набережной: избенка, понимаете, мужичья: стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, мраморы, лаки, сударь ты мой... словом, ума помраченье! Металлическая ручка какая-нибудь у двери – конфорт первейшего свойства, так что прежде, понимаете, нужно забежать в лавочку, да купить на грош мыла, да часа с два, в некотором роде тереть им руки, да уж после разве можно взяться за неё. Один швейцар на крыльце, с булавкой: графская эдакая физиономия, батистовые воротнички, как откормленный жирный мопс какой-нибудь... »

Напишите слова-паразиты, которые еще встречаются в устной речи.

В  исследовании принимали участие 24 ученикa МКОУ Крутоярская сош

Результаты исследования

В 7 классе (12-13 лет):

Статистика употребления слов-паразитов в речи учеников и обнаружение  слов-паразитов  в речи окружающих:

Не замечаю, не употребляю -  

Редко замечаю, не употребляю – так сказать, понимаете 

Замечаю, редко употребляю – вот, значит, там, как бы, то есть

Часто замечаю и употребляю – ну, в общем, это

Часто замечаю, не употребляю - так

Из десяти употребленных в тексте слов  - паразитов ученикам 7 класса удалось в среднем найти 4 слова.

        3.  Ученики 7 класса написали следующие слова-паразиты:

Да, короче, типа, круто, вроде, так вот.

В 9 классе(14-15 лет):

Статистика употребления слов - паразитов в речи учеников и обнаружение  слов – паразитов  в речи окружающих:

Не замечаю, не употребляю – так сказать, там, так, понимаете

Редко замечаю, не употребляю – вот

Замечаю, редко употребляю – значит, то есть

Часто замечаю и употребляю – ну, в общем, как бы, это

Часто замечаю, не употребляю -

Из десяти употребленных в тексте слов-паразитов девятиклассникам в среднем удалось найти 5 слов.

       3.Ученики 9 класса написали следующие слова-паразиты слова:

  Короче, конечно, да, чисто, вау, елки-палки, может быть, вот так, реально.          

В 11 классе (16-17 лет):

Статистика употребления слов-паразитов в речи учеников и обнаружение сорных слов в речи окружающих:

Не замечаю, не употребляю – так сказать, там, это, так, понимаете

Редко замечаю, не употребляю – в общем, значит

Замечаю, редко употребляю – то есть

Часто замечаю и употребляю – вот, ну

Часто замечаю, не употребляю – как бы

Из десяти употребленных в тексте слов-паразитов ученикам одиннадцатого класса в среднем удалось найти 7 слов.

       3. Ученики одиннадцатого класса написали следующие сорные слова:

Короче, типа, на самом деле, по типу, как сказать, однако.


[1] Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М., 2001.

[2] Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007.

[3] Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?//  1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

[4] Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе. –  М., 1970.

[5] Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова - паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа по языкознанию ученицы 8 класса Резевич Анастасии

Слайд 2

Актуальность исследования Вы... это самое... того... Когда вы говорите, То значит, это... как его... Ну, в общем, не тяните... Вот, между прочим, так сказать, Что мне хотелось вам сказать. А. Шибаев

Слайд 3

Актуальность исследования Наш язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Слайд 4

Цель исследования Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

Слайд 5

Задачи исследования определить, что такое слова-паразиты; выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты; выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Слайд 6

Гипотеза Большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.

Слайд 7

Структура работы Слова-паразиты и причины их употребления Классификация речевых паразитов Исследование употребления слов-паразитов в речи современных подростков Рекомендации по борьбе со словами-паразитами

Слайд 8

Определение « Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п. слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию .

Слайд 9

Причины употребления слов-паразитов недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; мода на некоторые слова.

Слайд 10

Классификация слов-паразитов № Группа Слова-паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется

Слайд 11

Анкета «Слова-паразиты в нашей речи» подростки (92%) употребляют в своей речи слова - паразиты; ученики замечают употребление в своей речи слов-паразитов (61 %); наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово блин, на втором и третьем местах по частоте употребления – ну и вот; восьмиклассники чаще всего предлагают следить за речью(30%),12 % предлагают читать больше книг, 10% - больше общаться.

Слайд 12

Частота употребления слов -паразитов № Слово-паразит Частота употребления 1. блин 17 2. ну 15 3. вот 13 4. как бы 10 5. э-э-э 8 6. это самое 7 7. короче 4

Слайд 13

Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп Исследование среди учащихся 7, 9 и 11 классов

Слайд 14

7 класс

Слайд 15

9 класс

Слайд 16

11 класс

Слайд 17

Заключение Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь. Исследование показало, что большинство подростков (92%) употребляют в своей речи слова-паразиты и что большинство подростков (61 %) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась. Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи подростков, составляет приблизительно 20 % от общего количества произносимых слов.

Слайд 18

Рекомендации тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»; меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «я торможу»; попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита: щипал, колол…; читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Самый главный и трудный вопрос

Три загадки Солнца

Как нарисовать портрет?

Лавовая лампа

Твёрдое - мягкое