Вложение | Размер |
---|---|
npk_petroglify_na_gore_shiveelig.docx | 27.62 КБ |
МАОУ СОШ с. Аксы-Барлык
Тема исследовательской работы
«Наскальные изображения горы Шивээлиг»
Выполнила ученица 11 класса Сарыг-оол Чайзат Омаковна
Научный руководитель: Ывый-оол С.Н.
2012-2013 учебный год
Содержание
4. Список литературы…………………………………………………….10
Введение
На территории Барун-Хемчикского кожууна 9 сел, на чьих территориях есть немало достопримечательностей и удивительно-исторических мест. По всему побережью реки Хемчик располагается небольшая цепь гор, на которых есть очень много петроглифов, изображений человека, зверей и птиц. Одна из них это гора «Шивээлиг». Она находится на территории сумона Аксы-Барлык на левом побережье реки Хемчик. Со стороны сумона Аксы-Барлык эту гору можно рассмотреть очень четко[1]. Нас это гора заинтересовала своей загадочностью, красотой и величественностью. В ней хранятся исторические события, которые когда-то давным-давно происходило. Особенный интерес привлек таинственные наскальные изображения.
Наскальные изображения – свидетели жизни давно ушедших поколений. Это живописный рассказ прошлых поколений о самих себе. Рисунки на камнях древний человек создавал не ради «искусства для искусства», этот труд был для него социально значимым, был подчинен интересам первобытного коллектива.
Каким образом современный человек может разгадать тайну их происхождения, понять причины, по которым древний художник взялся за создание рисунков на каменных плоскостях? Что может вдохнуть жизнь в эти таинственные фигуры? Эти вопросы волновали многих ученных и заинтересовали нас.
Основной же проблемой нашей работы мы видим в том, что в настоящее время молодежь не смотрит назад, не хранит и не ценит все то, что наши предки оставили нам. А целью является изучение и сравнение наскальных изображений на горе Шивээлиг. Для осуществлении данной цели мы поставили следующие задачи:
По ходу исследования нами применялись такие методы:
Мы предполагаем, что новизна исследования заключается в том, о горе Шивээлиг на настоящее время нет законченной работы.
Гипотеза: каждый человек должен знать свои истории происхождения и культуру. Ценить и изучать то, что оставили нам наши предки.
Объектом исследования является наскальные изображения на горе Шивээлиг.
Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении какой-либо информации о горе Шивээлиг.
Практическая значимость состоит в изучении наскальных изображений на горе Шивээлиг.
Материал, содержащий в данной работе, может быть использован в лекционных курсах по истории Тувы и культурологи, а также студентам и ученикам образовательных учреждений, интересующимся историей нашего района.
На территории Барун-Хемчикского кожууна 9 сел, на чьих территориях есть немало достопримечательностей и удивительно-исторических мест: по всему побережью реки Хемчик располагается небольшая цепь гор, на которых есть очень много петроглифов, изображений человека, зверей и птиц. Одна из них гора «Шивээлиг». Она находится на территории сумона Аксы-Барлык на левом побережье реки Хемчик. Со стороны сумона Аксы-Барлык эту гору можно рассмотреть очень четко[2].
С высоты «Шивээлиг» можно увидеть рядом расположенные город Ак-Довурак, поселок Кызыл-Мажалык, села Аксы-Барлык, Барлык и даже Эрги-Барлык, а ещё дальше можно увидеть снежные вершины горы Мөнгүн-Тайга и Бай-Тайга.
Шивээлиг-Даг - это небольшая островерхая гора. На вершине этой горы есть развалина крепости. Название «Шивээлиг» на русский язык переводится как «с крепостью», так «Шивээлиг -Даг» переводится как «гора-крепость» или «крепостная гора». Слово «Шивээлиг» образовано из слова – «Шивээ», что означает «крепость», а суффикс – лиг является показателем союза с.
Что такое петроглиф?
Петроглиф в переводе с древнегреческого значит резьба на скале (рetra - скала, камень, glyphe - резьба). Петроглиф – рисунки на скалах.
Наскальные изображения – наиболее общий термин, включающий в себя как рисунки, выполненные краской, так и выбитые, выгравированные, протертые, прошлифованные. Термин «петроглифы» заимствован из научной литературы Запада и в строгом смысле должен был бы означать выбитые изображения в противоположность терминам «писаницы» и «росписи», которые означают рисунки, нанесенные краской. Все же отдельные авторы избегают использовать эти термины в качестве синонимов, предпочтительно называя росписи наскальными рисунками, а выбитые изображения – петроглифами.
По мере познания древнейшего прошлого человечества перед наукой встают интересные и сложные вопросы, связанные с такими впечатляющими, яркими и загадочными историческими источниками, как монументальные наскальные изображения (петроглифы или "писаницы", как их иногда называют). Петроглифы разных исторических эпох открыты на территории Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. Возраст наскальных рисунков, их происхождение, смысл и значение широко обсуждаются. Нередко в комплексах петроглифов прежде всего видят памятники древнейших религиозных культов, места священных церемоний и секретных обрядов, а сами рисунки связывают с колдовством, с шаманством, с еще более развитыми формами поклонения духам, богам, "нечистой силе".
Изучение петроглифов Сибири ("писаниц") насчитывает уже более трех веков. С самого начала освоения Сибири русскими наскальные изображения привлекали внимание любознательных землепроходцев и учёных. На берегах сибирских рек их заметили ещё в XVII-XVIII веках первые исследователи Сибири - Спафарий, Стралленберг, Г.Ф. Миллер. На рубеже XIX и XX веков "писаницам" Енисея посвятил свой огромный труд археолог И.Т. Савенков. Петроглифы Сибири и Дальнего Востока продолжали привлекать внимание исследователей и в последующее время, но особый интерес к ним проявился в послевоенные годы, вместе с общим подъёмом археологических исследований, одним из результатов которого явилось создание "Истории Сибири" в пяти томах.
Петроглифы Сибири и Дальнего Востока представляют обширный ценный материал для освещения различных сторон жизни древнего населения Северной Азии. В них нашли своё отражение хозяйство, социальные отношения, в особенности же - духовная культура, искусство и мировоззрение, религия и культы древних племен и народностей, населявших этот огромный край от Тихого океана до Урала, от Ледовитого океана до Монголии.
Рисунки на камнях древний человек создавал не ради «искусства для искусства», этот труд был для него социально значимым, был подчинен интересам первобытного коллектива. В эпоху первобытности искусство не было отделено от других видов человеческой деятельности, и употреблять термин «древний художник» мы можем лишь условно.
II. Практическая часть.
Изучение наскальных изображений на горе Шивээлиг.
Цель: фотографирование и сравнение наскальных изображений на горе Шивээлиг с наскальными изображениями горы Бижиктиг-Хая.
Вывод:
Наскальные изображения, которые мы получили, похожи на наскальные изображения горы Бижиктиг-Хая. И мы предполагаем, люди, которые оставили изображения на скалах горы Шивээлиг были охотниками или пастухами.
Заключение.
Список литературы:
[1] из исследовательских материалов директора НТ Барун-Хемчикского района, Монгуш Ч. Х.
[2] из исследовательских материалов директора НТ Барун-Хемчикского района, Монгуш Ч. Х.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Тупое - острое
Сверчок
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ