Решение задач типа C1, С2 и С3, как правило, у большинства сдающих ГИА вызывает затруднения. Это связано с тем, что задачи ГИА содержат материал, который на уроках изучался поверхностно или вообще не рассматривался. Учитывая это, мы составили полный план решения задач С2 в виде пособия.
Пособие содержит систематически подобранные типовые задачи и полный план решения задач. Решение задач сопровождается подробными пояснениями. Подробные решения задач мы проводим для того, чтобы показать вам методику решения и повторить изученные вами формулы. Надеюсь, вам понравится наше пособие.
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_gia.doc | 102 КБ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
«НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ - 2013»
Номинация «IT-технологии»
Научно – исследовательская работа
«Решение задач ГИА по химии части С2 для учащихся 9-х классов. Электронное пособие»
Выполнили: Батталов Ильназ Рамилевич и Галиаскаров Ильнар Раисович
Ученики 11 класса
Гимназии №5
г. Зеленодольска
Руководитель: Зубарева Гузель Ядкаровна
Учитель химии и биологии I квалификационной категории
2013 год
Введение
Решение задач типа C1, С2 и С3, как правило, у большинства сдающих ГИА вызывает затруднения. Это связано с тем, что задачи ГИА содержат материал, который на уроках изучался поверхностно или вообще не рассматривался. Учитывая это, мы составили полный план решения задач С2 в виде пособия.
Пособие содержит систематически подобранные типовые задачи и полный план решения задач. Решение задач сопровождается подробными пояснениями. Подробные решения задач мы проводим для того, чтобы показать вам методику решения и повторить изученные вами формулы. Надеюсь, вам понравится наше пособие.
Оглавление
Введение --------------------------------------------------------------------------------------- 2
План решений задач --------------------------------------------------------------------- 4-11
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------- 12
Используемая литература ---------------------------------------------------------------- 13
План решения задач
Тест 1
№1
К 27 г раствора с массовой долей хлорида меди(II) 10% добавили избыток раствора сульфида натрия. Определите массу выпавшего осадка.
Шаблон решения задачи
1)Для того чтобы решить задачу для начала нужно написать дано.
Дано:
m(CuCl2) = 27 г
w(CuCl2) = 10% = 0.1
Найти: m (CuS) = ?
Решение:
2) После написания дано, пишем уравнение реакции:
CuCl2 + Na2S → CuS↓ + 2Nacl
CuS – это осадок (или по-другому – нерастворимое вещество)
Мы это узнаем по таблице растворимости, и его нам надо найти.
3) Обязательно надо запомнить, что после написания уравнения реакции надо уравнять (или поставить коэффициенты около соединений, где нужно, иначе у вас не сойдется с ответом).
4) Рассчитываем массу и количество вещества хлорида меди (II) содержащегося в растворе:
m(чистого вещества) = m(вещества) (вещества)
m(CuCl2) = 27 г 0.1 г = 2.7 г,
v (вещества) = ; M – молярная масса,
v(CuCl2) = = 0,02 моль
5) Откуда найти молярную массу вещества?
Ее можно посмотреть в таблице Менделеева. Она стоит между элементом и названием элемента, посередине. M(Cu) = 64 г/моль, а M(Cl) = 35.5 г/моль. Но в задаче дано M(Cl2) = 35.5 2 = 71 г/моль.
При решении задач не забывайте молярные массы округлять до целых.
Молярные массы складываем M (Cu) + M(Cl2) = 64 + 71 = 135 г/моль M(CuCl2)
6) Всегда пишите к каждому числу единицу измерения. Если единицы измерения повторяются, то их смело можно зачеркнуть. У количества вещества единица измерения измеряется в молях. У массы вещества в килограммах, граммах и тоннах. У молярных масс в кг/моль и г/моль.
Это еще не все единицы измерения. Конкретно это можно посмотреть в учебнике 8-го класса Новошинского на форзаце учебника.
7) Определяем массу вещества, выпавшего в осадок.
а) По уравнению реакции надо сравнить количество (CuCl2) и (CuS)
1 : 1 – это соотношение двух веществ
Это значит, что количество (CuCl2) взято такое же, как и у CuS и оно равно 0.02 молям.
б) Находим массу осадка. Она находится по формуле:
m (вещества) = v M; m (CuS) = 0.02 моль 96 г/моль = 1.92
Тест 2
№7
При обжиге 260 г известняка получили 112 г оксида кальция. Вычислите массу и массовую долю карбоната кальция содержащегося в известняке.
Дано:
m (CaCO3) = 260 г
m (CaO) = 112 г
Найти:
m(CaCO3) = ?
w(CaCO3) = ?
Решение:
CaCO3 – это известняк. У него еще есть и другие названия:
Карбонат кальция, мел, мрамор, кальцит.
Обжиг – по-другому, это разложение вещества при высокой температуре на более простые.
1)В этой задаче нужно написать разложение CaCO3
CaCO3 CaO + CO2↑
Что означает стрелочка “вверх” и стрелочка “вниз”? Стрелка ↑ - это значит газ, а стрелка ↓ - это осадок.
2)Рассчитываем количество вещества оксида кальция:
V =
v(CaO) = = 2
3) Определяем массу CaCo3 и рассчитываем его массовую долю в известняке:
а) по уравнению реакции
v (CaCO3) = v (CaO) = 2 моль
б) m (вещества) = v ∙ M (вещества)
m (CaCO3) = 2 моль ∙ 100 г/моль = 200 г
в) (вещества) = ∙ 100%
m (смеси) = 260 г
(CaCO3) = ∙ 100% = ∙ 100% ~ 76,92%
Тест 3
№7
Рассчитайте массовую долю азотной кислоты в растворе полученной после добавления 20г воды к 160г её 5% раствора.
Дано:
m (H2O)
m (раствора) = 160 г
(раствора) = 5%
Найти:
Решение:
Чтобы решить эту задачу уравнение реакции писать не требуется.
1)Первым действием рассчитываем массу HNO3 в 1-м растворе:
Чтобы найти m(вещества) мы должны вывести ее из формулы:
(вещества) =
m (вещества) =
m(HNO3)в 1 растворе = = 8 г
2)Рассчитываем массу смеси. В массу смеси входят: вода и масса раствора
m(смеси) = m(раствора) + (воды) = 160г + 20г = 180г
3) Рассчитываем массовую долю HNO3 в полученном растворе:
(вещества) = 100%
(HNO3)во 2 растворе = 100% ~ 4,44%
Знак “~” означает “приблизительно”
Тест 4
Рассчитайте процентное содержание нитрата калия, полученного из двух растворов, содержащих его. Масса первого раствора - 200 г., процентное содержание - 10%. Масса второго раствора - 400 г., процент - 20%.
Дано:
m (KNO3)1р-р = 200 г
(KNO3)1 = 10%
m (KNO3)2р-р = 400 г
(KNO3)2 р-р = 20%
Найти:
(KNO3) = ?
Решение
1)Как и в седьмой задаче мы не пишем уравнение реакции. А когда надо писать скажете вы? Писать надо уравнение реакции когда даются два вещества. Например: NaOH и Cu(NO3)2
2)Рассчитываем массу KNO3 в 1-ом и 2-м растворах:
а) m(KNO3)1 = = 20 г
б) m(KNO3)2 = = 80 г
3)Рассчитываем массу полученного раствора и общую массу KNO3
а) m (смеси) = m(1 раствора) + m(2 раствора) = 200 + 400 = 600 г
б) m(KNO3)общ = m(KNO3)1 + m(KNO3)2 = 20 + 80 = 100 г
4) Рассчитываем массовую долю KNO3 в полученном растворе:
(KNO3)общ = 100% ~ 16.67%
Хочу сказать несколько слов про задачи №2 и №3. Эти задачи очень часто попадаются на ЕГЭ. Они стоят не под С2, а под В9. И если вы научитесь решать эти задачи, то считайте, что у вас уже есть один балл “в кармане”.
Заключение
Решать задачи С2 не сложно, просто надо придерживаться некоторых правил:
Я надеюсь, что в дальнейшем наше пособие поможет решать некоторые задачи.
При подготовке к экзаменационным испытаниям мы советуем придерживаться следующей схемы работы:
Составьте план изучения материала. Изучайте материал, используя школьные учебники и пособия. После того, как вы будете считать, что поняли материал, решите несколько тестов, обращая особое внимание на процесс поиска решения. При решении первого теста можно «подсматривать» в теоретический материал, все остальные – выполняйте полностью самостоятельно. Если будут ошибки – прекратите работу с тестами и повторно учите теоретический материал.
Желаем удачи!
Литература
Снежная сказка
Самый богатый воробей на свете
Как нарисовать черёмуху
Хитрость Дидоны
Дымковский петушок