• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Доклад "Экологизация образовательного процесса"

Опубликовано Середина Людмила Владимировна вкл 13.03.2013 - 12:28
Автор: 
Гомбоев Алдар Станиславович

Введение в образовательный процесс мероприятий экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ekologizaciya_obrazovatelnogo_processa_v_blpk.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж»

ДОКЛАД

Экологизация образовательного процесса в ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж».

 Региональная  научно – практическая конференция преподавателей: «Роль эколого-образовательного пространства в формировании сквозных компетенций будущего специалиста»

 

Улан-Удэ

2010

Экологизация образовательного процесса в

 ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж».

 «Есть такое твердое правило:    встал поутру, умылся, привел себя в порядок

и сразу же приведи в порядок свою планету»

                                                                             Сент Экзюпери.

             За последние сорок  лет мир неузнаваемо изменился. Значительно увеличилось население, резко возросло промышленное производство, стала ощутимой нехватка различных природных ресурсов. В окружающую среду сбрасывается огромное количество отходов, отравляющих воздух, воду, землю, вызывающих болезни у людей, животных и растений.

              Люди создали себе искусственную среду обитания – города и поселки, фабрики и заводы. И многим кажется, что человек стал менее зависим от природы, научился управлять природой.

          Но все чаще и чаще мы слышим слова: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект, эрозия почвы и так далее. Все чаще и чаще мы встречаемся с такими неприглядными картинами как груды мусора, клубы угарного газа от машин, лесные пожары по вине человека. Парадокс состоит в том, что, чем более могущественным становится человечество, тем «успешнее» оно разрушает основу своего существования – природу. Человеческая деятельность способствует разрушению жизни на земле.

                   Сегодня говорить об экологии актуально и даже модно. Нас толкает в спину наше развитие, любая цивилизация не строится из нечего, она существует за счет чего-либо.

               Вопрос: «Откуда берем и, что осталось?» становится глобальным, альтернативным вопросу: «Быть или не быть?».

                   Как же остановить этот стихийный процесс? Как сохранить биосферу и удовлетворить потребности человечества? Простых ответов здесь нет. Ясно одно: необходимы глубокие экологические знания по различным направлениям деятельности. Может показаться, что личный вклад отдельного человека в решение экологических проблем ничего не решает. Но позиция отдельных граждан в совокупности формирует общественное мнение, а общественное мнение стоит очень дорого.

                     Проблемой формирования у студентов экологического мировоззрения Бурятский лесопромышленный колледж занимается уже не один десяток лет, сделано в этом направлении очень много, но предстоит сделать еще больше.

               Термин экология переводится с греческого языка, как жилище и наука. Экология, это наука о том, что вокруг нас. А вокруг нас - воздух, вода, деревья, птицы, звери, дома, машины, люди. И говоря об экологизации образовательного процесса, мы можем говорить о самом широком спектре явлений, факторов, фактов. Поэтому, решая вопросы экологизации, каждый участник процесса: куратор, литератор, историк, эколог и т.д. может и должен определить свой путь, свое видение проблемы.

             Следует констатировать, что студенты хотят освоить дополнительные к основным циклам дисциплины, приобрести дополнительные умения и навыки. Их интересы смещаются в область экономики, менеджмента, иностранных языков, информационных технологий, что совпадает с динамикой развития экономики. Но вместе с тем мы не должны упускать экологический аспект образования.

В учебных планах специальностей предусмотрены обязательные экологические дисциплины: Экологические основы природопользования – 32часа, экология – 34 часа. Этого конечно совершенно недостаточно, для того чтобы получить устойчивые экологические знания, в том числе по профилю специальности. Учебное заведение должно взять под свой контроль и организовать экологическую составляющую  образования студентов.                

Основные направления решения экологизации образовательного процесса в Бурятском лесопромышленном колледже:

           - Дисциплины федерального компонента, специфика которых напрямую или косвенно касается вопросов охраны окружающей среды, например, Лесные культуры, Лесоводство, Лесозащита, Охрана леса и так далее. Но изучение таких дисциплин предусмотрено в основном только на специальностях лесного направления, таких как Лесное и лесопарковое хозяйство, Технология лесозаготовок. По остальным специальностям при изучении технологий, техники, методик  преподавателям рекомендовано ввести в рабочие программы вопросы, отражающие экологические проблемы и пути решения этих проблем, характерные для данных специальностей.

        - Введение дополнительных дисциплин. За счет дисциплин по выбору, дисциплин национально-регионального компонента в учебные планы включены следующие дисциплины: Байкаловедение, Лесной фонд РБ, Мониторинг окружающей среды региона, Строительная экология, Охрана воздушного бассейна, Экономика природопользования региона и другие.

         В ближайшей перспективе планируется включение таких дисциплин как, Особо охраняемые природные территории РФ, РБ, Экологическое право, Этноэкологические традиции народов РБ и т.д.  

        - Ведение факультативов. Учебными планами предусмотрено проведение факультативов, способствующих формированию экологических знаний. Факультативы Цветоводство, Проектирование объектов озеленения города и другие. В перспективе необходимо расширить их перечень, ввести факультативы экологического профиля на все специальности.

        - Организация деятельности НСО. Вот некоторые темы НСО:                   *Исследование турбонадува двигателей системы впрыска топлива и их влияние на окружающую среду, руководители В.В. Мантатов, А.П. Слепухин.

 *Влияние экологического состояния на таксационные показатели древостоя на лесоучастке БЛПК, руководители Л.В. Середина, В.И. Ильина

* Производство топливных брикетов из отходов древесины, руководитель Т.А. Кущевая. И т.д.

     - Практическое обучение. Распоряжением Правительства РБ для организации практик и проведения НИР  Бурятскому лесопромышленному колледжу в долгосрочное пользование выделен участок леса площадью 459 га на территории Улан-Удэнского лесхоза. В период практик силами студентов выполнены следующие работы, имеющие экологическую направленность:

          Выполнен и реализован проект экологической тропы, общей протяженностью более 4 км, в живописнейшем месте, оборудованный всеми необходимыми элементами: беседками, мостками, скамейками, смотровой площадкой, туалетами и т.д.

          Выполнен и реализован проект противопожарных мероприятий: оборудованы минерализованные полосы, производится очистка захламленности лесоучастка, отжиг сухой травы и т. д.

         Осуществлена посадка лесных культур. Необходимо отметить, что силами студентов лесотехнического отделения ежегодно осуществляется посадка лесных культур на территории пригородных лесхозов,  на площади 50-100га в год. В прошлом году по договору с городской поликлиникой №1, студентами колледжа произведена реконструкция прилегающего к больнице дендросада.

        Курсовое и дипломное проектирование. Тематика проектов отражает экологическую направленность специальных дисциплин.  Приведу некоторые темы в качестве примера: Дипломные проекты - Организация охраны и защиты леса в условиях лесхоза, Анализ воздействия лесных пожаров на экологическое состояние лесов, Анализ изменения лесного фонда и его экологическая оценка. Курсовые проекты и работы – Экологические проблемы мебельной продукции из массива древесины, Экологические аспекты при организации коммерческой деятельности на предприятиях торгового сервиса, Экологические аспекты в рекламной деятельности и так далее.

               Одной из важнейших составляющих образовательного процесса, является процесс воспитательный.

    - Воспитательное направление:

Модель специалиста БЛПК  предполагает, что выпускник колледжа, в ряду многих общеобразовательных, профессиональных, социальных качеств должен обладать экологической культурой.

       Для реализации этой задачи проводятся классные часы, экологические брейн – ринги, олимпиады. В этом году был проведен Экологический форум: «Мое Забайкалье», в рамках которого прошли классные часы в группах, научно-практическая конференция по экологическим проблемам региона, другие внеклассные мероприятия.

             Участие в экологических акциях города, колледжа, связанных с очисткой берега Селенги, закрепленных участков  в городе, например, в прошлом году студенты и преподаватели принимали участие в экологической акции «Алые паруса над Селенгой»,   ежегодно убирают территорию у мемориала Победы, у памятника, посвященного основанию города Улан-Удэ.

                Преподаватели и студенты колледжа являются инициаторами и участниками конкурса цветников, который проводится в рамках нашего учебного заведения и в рамках города.

   В течение трех лет  в колледже в летний период создается  и работает межрегиональный экологический отряд Торнадо, деятельность которого направлена на очистку береговой зоны озера Байкал, на просветительскую работу среди местного населения, среди отдыхающих. Место дислокации отряда: Кабанский район, Сухинское лесничество, палаточный городок. В составе отряда студенты и преподаватели Бурятского лесопромышленного колледжа и Читинского лесотехнического колледжа.

      В этом учебном году принято решение о создании в колледже экологического музея: произведен ремонт кабинета, заказаны стенды, идет сбор материала. Планируется оборудовать кабинет аудио, видео, мультимедийной техникой, произвести реконструкцию фойе перед кабинетом.

              Коллективом преподавателей разработана и утверждена решением декабрьского педсовета концепция развития воспитательного процесса в БЛПК до 2013 года, одним из главных аспектов которой является экологическое воспитание студентов. В настоящее время формируется программа по реализации данной концепции.

                                 *                        *                           *

           Многолетняя деятельность администрации, преподавателей, студентов по формированию экологической культуры, наличие необходимой базы послужили причиной того, что Бурятский лесопромышленный колледж заявил о себе, как об инновационной организации, на базе которой  может быть создан ресурсный Центр эколого-образовательного пространства региона озера Байкал. Разработана вся необходимая документация, в настоящее время проект находится на утверждении в Москве, получено подтверждение: БЛПК придается статус федеральной экспериментальной площадки: Бурятский лесопромышленный колледж - Ресурсный центр эколого-образовательного пространства региона озера Байкал.

                                *                           *                              *

             Бурятским лесопромышленным колледжем делается очень много для формирования у студентов устойчивых экологических знаний, но необходимо отметить, что формирование экологической культуры наиболее полно представлено по специальностям Лесное и лесопарковое хозяйство, Технология лесозаготовок.

       Менее всего  экологическое направление проявляется по экономическим специальностям, требуется дополнительное внимание к экологической проблеме по отдельным техническим специальностям. Недостаточно используются дисциплины по выбору цикла ОГСЭ.

            Модель специалиста БЛПК  предполагает, что выпускник колледжа, в ряду многих общеобразовательных, специальных знаний, должен обладать экологической культурой, но  подход к достижению этой цели не всегда носит системный характер.

                На формирование экологического мировоззрения нужны годы. Говорят, чтобы понять истинную цену чему-либо, это что-то надо потерять. Но не слишком ли опасно искушать судьбу? Мир прекрасен! Пока прекрасен. И надо приложить максимум усилий, чтобы он таким и остался!


Поделиться:

Карандаши в пакете

Свадьба в Малиновке

Ручей и камень

Попробуем на вкус солёность моря?

Пчёлы и муха