• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему "Сколько лиц у слова?"

Опубликовано Хорошилова Светлана Алексеевна вкл 02.05.2013 - 22:49
Хорошилова Светлана Алексеевна
Автор: 
Дрягина Оля, Грищенко Екатерина, Колесова Оля, Харрасова Далиля

Исследовательская работа на тему "Сколько лиц у слова?" предназначена для учащихся 6 класса, обучающихся по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skolko_lic_u_slova.doc57.5 КБ
Office presentation icon skolko_lic_u_slova.ppt148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №8

города Можги Удмуртской Республики                                                                                                         

Исследовательская работа

по русскому языку

Сколько лиц у слова?

Выполнили:

Дрягина Ольга,

Грищенко Екатерина,

Колесова Ольга,

Харрасова Далиля

Научный руководитель:

Хорошилова С.А.

Можга 2012

Содержание:

1.  Введение

2. Основная часть

3. Весёлые шарады  

4. Вывод                                                

Введение:

      В жизни человека важную роль играют всевозможные знаки. Сигнал светофора, рукопожатие, театральный билет – все это знаки, которые помогают нам отличать один предмет от другого. Одним из самых важных знаков является слово.

Вопрос:

В своей работе мы попытаемся узнать, сколько лиц у слова.

Основная часть:

Лексическое «лицо» слова

    Каждое слово что-то называет или на что-то указывает. Слово озеро называет замкнутый естественный водоем; слово озерный указывает на связь какого-нибудь предмета с озером (озерная рыба); слово приозерный указывает на нахождение чего-либо рядом с озером (приозерные поля). Все это – лексические значения слов.

     Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием:

1) однозначности-многозначности слова;

2) типа его лексического значения в данном контексте;

3) синонимов;

4) антонимов;

5) происхождения слова;

6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении;

7) фразеологических связей слова.

   Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Фонетическое «лицо» слова

     Каждый языковой знак по-своему звучит, имеет свою особую звуковую оболочку. Без звуковой оболочки слово не может существовать точно так же, как и без значения.

      Схема фонетического разбора слова.

1.  Орфографическая запись слова.

2. Деление слова на слоги и место ударения.

3. Возможность переноса.

4. Фонетическая транскрипция слова.

5. Характеристика всех звуков по порядку:

   а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;

  б) гласный: ударный – безударный.

6. Количество звуков и букв.

7. Случаи несоответствия звука букве.

 

Фонетическое и лексическое «лицо» слова –

   это то, что мы можем обнаружить, наблюдая за словом извне, снаружи. Но можно попытаться заглянуть и внутрь слова. Тогда мы обнаружим, что это слово - сложный знак языка, который состоит из простейших языковых знаков, морфем: корень, суффикс, приставка и окончание.  

       

Словообразовательное «лицо» слова

Если слово образовано от какого-нибудь другого слова, то у него есть и словообразовательное значение, общее для всех слов, образованных таким же способом.

Так, у слова приозерный есть значение «находящийся рядом с чем-то», которое можно обнаружить и в словах пришкольный, пригородный.

    Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова.

 Способы словообразования:

1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.);

2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).

Пример:

Слова для словообразовательного разбора

1. Конструирование

2. Лесозаготовка

3. Наморозить

4. приморский

5. Бег

Образец словообразовательного разбора

конструированиjэ- конструировать (суффиксальный)

лесозаготовка-лес, заготовка (сложение слова из целого слова)

наморозить-морозить (приставочный)

приморский-море (приставочно-суффиксальный)

бег-бежать (бессуфиксальный)

Морфологическое «лицо» слова

     У каждого слова есть значения, обязательные для всех других слов данной части речи. Так, слово озеро относится к неодушевленным существительным; как всякое существительное, оно имеет значение числа, рода и падежа. Это его грамматические значения. Свои особые грамматические значения есть и у прилагательных, и у глаголов, и у слов, относящихся к другим частям речи.

      Например, морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).

Синтаксическое «лицо» слова

     Каждое слово используется как строительный материал в предложении, т.е. выполняет определенную синтаксическую функцию.

 Так, слово озеро в предложении

Горное озеро расположено между скалами. 

выполняет функцию подлежащего, а в предложении

 Мы поедем на дальнее озеро – функцию обстоятельства.

       При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.

Весёлые шарады.

◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность?

(Второе.)

◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера?

(Второе.)

◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений?

(Про-за  - проза.)

◘ Что такое стихийное бедствие?

(Это когда вам задали на дом выучить много  стихов.)

◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?

(Свободу слова.)

◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?

(Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».) 

◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты?

(У Герасима - немого дворника.)

◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»?

(«Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.)

◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? (Анна)

Вывод:

        Каждое слово имеет пять лиц. В зависимости от того, что мы хотим о слове узнать, в центре внимания находится  лексическое, фонетическое, словообразовательное, морфологическое или синтаксическое «лицо» слова.

Список литературы:

  1. Репкин В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса в двух частях. Часть 2. Фонетика и письмо, - М, 2003.
  2. Интернет-источники.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сколько лиц у слова? Выполнили: Дрягина Ольга, Грищенко Екатерина, Колесова Ольга, Харрасова Далиля

Слайд 2

В жизни человека важную роль играют всевозможные знаки. Сигнал светофора, рукопожатие, театральный билет – все это знаки, которые помогают нам отличать один предмет от другого. Одним из самых важных знаков является слово .

Слайд 3

Лексическое «лицо» слова Каждое слово что-то называет или на что-то указывает. Слово озеро называет замкнутый естественный водоем; слово озерный указывает на связь какого-нибудь предмета с озером ( озерная рыба ); слово приозерный указывает на нахождение чего-либо рядом с озером ( приозерные поля ). Все это – лексические значения слов.

Слайд 4

Лексическое «лицо» слова Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Слайд 5

Фонетическое «лицо» слова Каждый языковой знак по-своему звучит, имеет свою особую звуковую оболочку. Без звуковой оболочки слово не может существовать точно так же, как и без значения.

Слайд 6

Фонетическое «лицо» слова Схема фонетического разбора слова. 1. Орфографическая запись слова. 2. Деление слова на слоги и место ударения. 3. Возможность переноса. 4. Фонетическая транскрипция слова. 5. Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 6. Количество звуков и букв. 7. Случаи несоответствия звука букве.

Слайд 7

Фонетическое и лексическое «лицо» слова – это то, что мы можем обнаружить, наблюдая за словом извне, снаружи. Но можно попытаться заглянуть и внутрь слова. Тогда мы обнаружим, что это слово - сложный знак языка, который состоит из простейших языковых знаков, морфем: корень, суффикс, приставка и окончание.

Слайд 8

Словообразовательное «лицо» слова Если слово образовано от какого-нибудь другого слова, то у него есть и словообразовательное значение, общее для всех слов, образованных таким же способом. Так, у слова приозерный есть значение «находящийся рядом с чем-то», которое можно обнаружить и в словах пришкольный, пригородный .

Слайд 9

Словообразовательное «лицо» слова Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова. Способы словообразования: 1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.); 2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).

Слайд 10

пример Слова для словообразовательного разбора 1. Конструирование 2. Лесозаготовка 3. Наморозить 4. приморский 5. Бег Образец словообразовательного разбора Конструирование - конструировать (суффиксальный) Лесозаготовка -лес, заготовка (сложение слова из целого слова) Наморозить -морозить (приставочный) Приморский -море (приставочно-суффиксальный) Бег -бежать (бессуфиксальный)

Слайд 11

Морфологическое «лицо» слова У каждого слова есть значения, обязательные для всех других слов данной части речи. Так, слово озеро относится к неодушевленным существительным; как всякое существительное, оно имеет значение числа, рода и падежа . Это его грамматические значения. Свои особые грамматические значения есть и у прилагательных, и у глаголов, и у слов, относящихся к другим частям речи.

Слайд 12

Морфологическое «лицо» слова Например, морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).

Слайд 13

Синтаксическое «лицо» слова Каждое слово используется как строительный материал в предложении, т.е. выполняет определенную синтаксическую функцию. Так, слово озеро в предложении Горное озеро расположено между скалами. выполняет функцию подлежащего, а в предложении Мы поедем на дальнее озеро – функцию обстоятельства.

Слайд 14

Синтаксическое «лицо» слова При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.

Слайд 15

Весёлые шарады. ◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? ◘ Что такое стихийное бедствие? ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?

Слайд 16

◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

Слайд 17

Ответы. ◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? (Второе.) ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? (Второе.) ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? (Про-за - проза.) ◘ Что такое стихийное бедствие? (Это когда вам задали на дом выучить много стихов.) ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что? (Свободу слова.)

Слайд 18

◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? (Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».) ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? (У Герасима - немого дворника.) ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? («Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.) ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? (Анна)

Слайд 19

Вывод Каждое слово имеет пять лиц. В зависимости от того, что мы хотим о слове узнать, в центре внимания находится лексическое, фонетическое, словообразовательное, морфологическое или синтаксическое «лицо» слова.

Слайд 20

Список литературы: Репкин В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса в двух частях. Часть 2. Фонетика и письмо, - М, 2003. Интернет-источники.

Поделиться:

Стеклянный Человечек

Калитка в сад

Груз обид

Как нарисовать ветку ели?

Яблоко