Нетрадиционные решения квадратных уравнений
Вложение | Размер |
---|---|
tezis.doc | 271.5 КБ |
Ценность нашей работы в том, что она может послужить учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Заключение
В итоге, выполнив работу, мы пришли к выводу, что, приступая к решению любого уравнения, следует не спешить приступать к вычислению дискриминанта и применению формул корней квадратного уравнения, а надо сначала проверить каким является квадратное уравнение полным или неполным.
В результате нашей работы мы составили алгоритм решения квадратного уравнения.
Алгоритм решения квадратного уравнения
(ax² = 0, ax² + bx=0 или ax² + c=0) соответствует данное уравнение.
Если квадратное уравнение задано в неявном виде, например, биквадратное или в другом виде, то придётся применить способ замены переменной.
Считаем, что материалы, рассмотренные в нашей работе, могут быть полезными всем, кто любит математику и находится в поиске наиболее рациональных способов решения квадратных уравнений.
Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
Изтелеуов Амирхан, ученик 8 кл. МБОУ «Тулугановская СОШ»
Володарского района
Тема моей работы: «Квадратное уравнение»
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д. Пойа
Квадратные уравнения занимают особое место в курсе изучения математики. Квадратные уравнения применяются при решении уравнений и неравенств, при исследовании квадратичной функции, при построении графика, при решении ряда геометрических и физических задач. В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратного уравнения, однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений.
Цель моей работы: рассмотрение некоторых способов решения квадратных уравнений
Проблема данной исследовательской работы применение различных способов решения квадратных уравнений.
В процессе данного исследования решаются следующие задачи:
Актуальность обусловлена желанием найти более простые способы решения квадратных уравнений, научиться решать более сложные задания
Основная часть моей работы состоит из следующих разделов:
1)Квадратным уравнением называют уравнение вида , где x – переменная, a, b, c - действительные числа.
2)Виды квадратных уравнений
1.Приведенным квадратным уравнением называется уравнение вида
2.Неполным квадратным уравнением называют квадратное уравнение, в котором коэффициент b или свободный член c равен нулю.
Виды неполных квадратных уравнений:
3)Способы решений квадратных уравнений
1. Решение квадратных уравнений по формулам
находятся по следующей формуле
2) Теорема Виета
Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.
Если коэффициенты квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 (a ≠0) такие, что a + b + c = 0, то корни такого квадратного уравнения равны: X1 = 1, X2 = .
Пример
Дано уравнение
Так как a + b + c=0, 45+(-23)+(-22)=0, то
Здесь мы рассмотрим решение квадратных уравнений и разложение квадратного трёхчлена на множители способом замены переменной. Это задачи повышенной степени сложности.
1) Решить уравнения:
a) (x + 1)(x + 2)(x + 3)(x + 4) = 24 .
Решение: Умножим первый двучлен на четвёртый, затем второй на третий и сделаем замену переменной, получим:
( x² + 5x + 4)( x² + 5x + 6) = 24, сделаем замену переменной
Решим, отсюда следует, что
y = 0 или y = -10.
Вернёмся к переменной x , получим два уравнения:
x² + 5x =0 и x² + 5x = -10.
Ответ: X1 = 0 . X2 = -5.
5)Биквадратные уравнения
Рассмотрим пример:
Такой способ также называется приведением к квадратным уравнениям
Заключение.
В результате моей работы мы составили алгоритм решения квадратного уравнения, который предлагаем ниже.
Во первых надо проверить каким является квадратное уравнение полным или неполным.
Если квадратное уравнение задано в неявном виде, например, биквадратное или в другом виде, то придётся применить способ замены переменной.
Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
Спасибо за внимание
используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.
Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получаем уравнение
у2 - 11у + 30 = 0.
Согласно теореме Виета:
Ответ: 2,5; 3.
Решение: Используя метод «переброски», получим уравнение
у2-
По теореме Виета
Метод коэффициентов квадратного уравнения.
Пусть дано квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0, где а 0.
1. Если a + b + c = 0 (т. е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х1 = 1, х2 = .
Доказательство. Разделим обе части уравнения на а 0, получим приведенное квадратное уравнение x2 +
Согласно теореме Виета
По условию a + b + c = 0, откуда b = - a - c. Значит,
Получаем х1 = 1, х2 = , что и требовалось доказать.
Решение. Так как a + b + c = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то х1 = 1, х2 =
Ответ: 1; -
2. Если a – b + c = 0, или b = a + c, то х1 = - 1, х2 = -.
Доказательство. По теореме Виета
По условию a – b + c = 0, откуда b = a + c. Таким образом,
т. е. х1 = - 1 и х2 = - , что и требовалось доказать.
Решение. Так как b = а + c (11 =4 + 7), то х1 = -1, х2= - .
Ответ: -1; - .
3. а) Если квадратное уравнение имеет вид ах2 + (а2 +1)х +а = 0, то
Решим уравнение 6х2 +37х + 6 = 0.
Ответ:
б) Если квадратное уравнение имеет вид ах2 - (а2 +1)х +а = 0, то
Решим уравнение 3х2 - 10х + 3 = 0.
Ответ:
в) Если квадратное уравнение имеет вид ах2 + (а2 - 1)х - а = 0, то
Решим уравнение 4х2 + 15х - 4 = 0.
Ответ:
г) Если квадратное уравнение имеет вид ах2 - (а2 - 1)х - а = 0, то
Решим уравнение 3х2 - 8х - 3 = 0.
Ответ:
Решение: Преобразуем уравнение в приведенное, получим: х2 +2,5х – 1,5 =0.
По теореме Виета имеем
Так как х12 + х22 = (х1 + х2)2 – 2х1х2, то х12 + х22 = (-2,5)2 - 2∙ (-1,5) = 9,25.
Ответ: 9,25
Решение: По теореме Виета имеем Тогда (х1 + х2)3 =1,
х13 + 3х12х2 +3х1х22 + х23 =1,
х13 + х23 = – 3х1х2(х1 + х2) +1,
19= 3а + 1,
а = 6.
Ответ: а=6.
Решение: По теореме Виета имеем
Тогда а2+а -2 = 0, решая которое, получаем
Но при а =1, полученное квадратное уравнение не имеет корней.
Ответ: а = -2.
Не решая квадратное уравнение, с помощью теоремы Виета можно определить знаки корней уравнения.
а) Если свободный член q приведенного уравнения x2 + px + q = 0 положителен (q>0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента p. Если p>0, то оба корня отрицательны, если p<0, то оба корня положительны.
б) Если свободный член q приведенного уравнения x2 + px + q = 0 отрицателен (q<0), то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет положителен, если p<0, или отрицателен, если p>0.
Решение: р ≠2, иначе уравнение обращается в линейное, имеющее один корень, что противоречит условию.
Корни существуют, если D0. D = -8р + 32 0, р≤ 4.
По теореме Виета и согласно условию задания получаем,
Решая, методом интервалов получаем р(-4; 0).
Ответ:(-4; 0).
Решение. В силу условия задачи необходимо рассмотреть два случая (линейный и квадратичный):
1) если c–1=0, c=1, то уравнение примет вид 5x+8=0, x = –5/8 – отрицательный корень;
2) если c–1≠ 0, c≠ 1, то, получим систему
Объединяя результаты обоих случаев, получим с [–22/3; -7) [1; 2].
Ответ: с [–22/3; -7) [1; 2].
Для того чтобы квадратное уравнение ах2+ bх+с=0 имело корни необходимо и достаточно чтобы дискриминант уравнения был больше или равен нулю. Как правило, в случае необходимости доказать, что заданное квадратное уравнение имеет решение, начинают с вычисления его дискриминанта, с тем чтобы затем доказать его неотрицательность.
k = - 10,5? При k = 0,7?
Решение: D0, D =k2- 360, (k -6)(k +6) 0. Получаем, что уравнение имеет корни при k(-∞; -6][6; ∞).
- 10,5 (-∞; -6], следовательно, при k = - 10,5 уравнение имеет корни.
0,7 (-∞; -6][6; ∞), следовательно, при k = 0,7 уравнение не имеет корней.
Ответ: (-∞; -6][6; ∞).
Решение: Если а=0, то уравнение превращается в линейное, следовательно, а ≠0 .
D> 0, D=1- 8a>0, a<, но с учетом того, что а ≠ 0 получаем а(-∞; 0)(0; ).
Ответ: а(-∞; 0)(0; ).
3. При каком значении параметра а уравнение (а-2)х2+(4-2а)х+3=0 имеет единственный корень?
Решение: Если а = 2, то уравнение превращается в линейное, которое не имеет корней. Если а≠2, то уравнение квадратное и имеет единственный корень при нулевом дискриминанте. D=0, D=4а2-28а+40=0, при а=2 или а=5. Значение а=2 исключается, т.к. противоречит условию, что исходное уравнение – квадратное.
Ответ: а=5.
4.Определить все значения параметра а, при которых уравнение
2ах2 – 4 (а + 1) х + 4а + 1 = 0 имеет один корень.
Решение: Здесь, главное, не забыть про случай а = 0, поскольку в уравнении не сказано, что рассматривается квадратное уравнение. При а=0 имеем линейное уравнение - 4х + 1 = 0 с единственным корнем. Остальные значения параметра а мы получим из уравнения D = 0. Таким образом,
4(а2 + 2а + 1) = 0, 2а2 – 3а – 2 = 0; а1 = - ½, а2=2.
Ответ: 0; - ½; 2.
5. При каких значениях параметра а уравнение
имеет решение?
Определите знаки корней в зависимости от значений параметра а.
Решение: Прежде всего, если а2 – 3а + 2 < 0, 1 < a < 2, то уравнение имеет корни разных знаков. (Дискриминант при этом автоматически положителен.) В остальных случаях или корней нет или они одного знака. Отдельно надо рассмотреть случаи, когда корни равны или один из них равен 0. В случае положительности дискриминанта и свободного члена на основании теоремы Виета знаки обоих корней противоположны по знаку коэффициенту при х – второму коэффициенту уравнения. Значит, для того чтобы было х1>0, x2 > 0, необходимо и достаточно выполнения неравенств
откуда a > 5. Точно так же рассматриваются другие случаи.
Ответ:
Но существуют способы, которые основываются на очевидных графических соображениях. Так, если а>0, то для доказательства того, что уравнение ах2+bx+с=0 имеет два решения, достаточно указать одну точку х0, в которой f(x0)=ах02+bx0+c<0. Чаще всего в качестве х0 берут 0 (даёт достаточное условие с<0), 1(условие а +b+с<0) или –1 (условие а-b+c<0).
Решение. Обозначим левую часть данного уравнения через f(x). Сразу видно, что f(0)=a2+1>0 при любом а. Утверждение задачи будет доказано, если мы найдём х1, для которого f(x1)<0. Очевидно, что f(1)=-a2+a-1<0 при любом а. Легко сделать вывод, что данное уравнение всегда имеет решение
4. Расположение корней квадратного уравнения.
Пусть x1 и x2 – корни квадратного уравнения ax2+bx+c=0. Введем функцию y(x)= ax2+bx+c. Тогда расположение корней этого уравнения на числовой оси отразим в блок–схеме.
Решение. Введем функцию y(x)=x2–2(a+3)x+a2+6,25a+8; x0 – абсцисса вершины этой параболы. Так как корни уравнения находятся справа от числа 2, то в соответствии со схемой имеем:
Ответ: а(0; 4].
Решение: Так как второй коэффициент - четное число, то решим данное уравнение по формуле корней со вторым четным коэффициентом. Корни существуют, если D0. D =а2-7а + 7 0.
Решая неравенство, получаем а(-∞;] [;∞). Если корни существуют, то х1 = а -3 - , х2 = = а -3 +.
По условию 0 < а -3 - <1 и 0 < а -3 + <1. Сложим почленно эти два неравенства: 0< 2a – 6 < 2, 3< a <4.
Получили, что условия существования корней и условия, что они заключены между 0 и 1 не совместны.
Ответ: не существует.
5. Решение квадратных уравнений с параметром.
Решить уравнение с параметром, значит, при каждом фиксированном значении параметра найти решения (или указать, что их нет).
Решение: Дискриминант уравнения D = b2-16. Найдя промежутки знакопостоянства дискриминанта, получим ответ:
если b < -4 или b >4, то х = ;
если b = ±4, то х= ;
если –4
Решение: Рассмотрим два случая:
В результате решения получаем ответ:
если а<1, то корней нет;
если а=1, то х=-1;
если 1, то х1,2 =
если а=2, то х=0,25;
если 2х1,2 =
если а=6, то х=1,5;
если а>6, то корней нет.
Список литературы:
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Как нарисовать зайчика
Сказка про Серого Зайку
Ласточка
Девятая загадочная планета Солнечной системы