• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Почему не тонут корабли?"

Опубликовано Бассараб Светлана Николаевна вкл 20.06.2013 - 13:19
Бассараб Светлана Николаевна
Автор: 
Грунистый Алексей

Исследовательский проект по теме: «Почему корабли не тонут?»
Автор: Грунистый Алексей, 3 класс
Образовательное учреждение: МБОУ «Гимназия №12»
Основной предмет: окружающий мир
Научный руководитель: Бассараб Светлана  Николаевна, учитель начальных классов
 

1. Актуальность
Я склеил модель кораблика, но в воде он перевернулся и  вскоре утонул. И тут я задумался над вопросом: Почему же настоящие корабли не тонут? Ведь они сделаны из железа и гораздо тяжелее моего деревянного кораблика.

2. Проблема.
Мне захотелось самому это понять с помощью опытов и самостоятельно найти ответ на вопрос «Почему корабли не тонут?» Ведь так хочется, чтобы мой кораблик поплыл!

3. Цель
Выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться.

4. Объект
5. Предмет
6. Задачи-Разработать серию опытов, позволяющих шаг за шагом выяснить условия, при которых тела плавают в воде.
-Подготовить описания опытов, чтобы каждый желающий мог легко их повторить и получить знания, позволяющие понять многие природные явления.

-Собрать и проанализировать информацию о плавучести тел.

7. Гипотеза:    Предположим, корабль имеет особенности строения, позволяющие не тонуть :

1. Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.

 2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму 

3. Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.

4. Секреты строения.
8. Методы исследования:

• Беседы с взрослыми;

 Анкетирование одноклассников

• Изучение научной  литературы;

• Работа с компьютером;

• Наблюдения;

• Проведение опытов, экспериментов.

 Итак, можно начинать исследование.

Сначала я спросил у одноклассников. Были такие ответы:……………..

Опыт № 1 «Влияет ли материал, из которого  сделан корабль, на его плавучесть?

Поочередно погружаем в воду предметы, сделанные из металла, дерева, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева и пластмассы – нет.

Объяснение: Я знал, что все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул.    Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды. У железа и стекла плотность больше плотности воды, и поэтому они утонули. Тела, плотность которых меньше плотности воды, свободно плавают по её поверхности

Современные корабли сделаны из металла.

Вывод: «Плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен. Следовательно, гипотеза № 1 не верна. 

Опыт № 2 Влияние формы на плавучесть корабля

Берем пластилин, погружаем его в воду и видим, что он утонул.

Придаем пластилину форму корабля, погружаем его в воду и видим, что он не утонул, а поплыл. Ура! Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму, гипотеза № 3 верна

Опыт № 3. Влияние воздуха на плавучесть корабля. 

Берем два воздушных шарика, один из которых надуваем, и погружаем в воду.

Вода попала внутрь не надутого шарика, и он начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет,даже если надавить на него сверху рукой.

Вывод: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву, гипотеза № 3 верна.Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен сейчас как Закон Архимеда. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из таза, действовала сила Архимеда, которая выталкивала  шарик на поверхность.   

ИТОГ: Тело не утонет, если архимедова сила равна или больше веса тела. Железные суда проектируют и строят с таким расчётом, чтобы при погружении они вытесняли огромное количество воды, вес которой равен их весу в загруженном состоянии (это называется водоизмещением корабля). В этом случае на них будет действовать выталкивающая архимедова сила соответствующей величины. Вот одна из причин, почему корабли не тонут. Корабль внутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений и средняя его плотность значительно меньше плотности воды. Именно поэтому он держит корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. И корабль, даже с очень большим на борту грузом будет плыть по водам морей и океанов

Если железка не имеет ни одной дырочки, куда бы попал воздух, то она сразу же потонет в воде… А если смастерить кораблик по всем правилам науки — он спокойно будет держаться на плаву

C:\Users\1\Pictures\2011-10-23\002.jpg4. Секреты строения.

Из энциклопедии я узнал: Корабли строят так, чтобы они в воде не тонули

C:\Users\1\Pictures\2011-10-23\002.jpg
Даже полностью гружённое судно не тонет. Потому что его контроль-отметка – грузовая ватерлиния – всегда находится над водой.

 

Днище корабля специально делают такой формы, что когда корабль наклоняется вбок, он волей – неволей стремится опять выпрямиться.

C:\Users\1\Pictures\2011-10-23\002.jpgПалубы на корабле закрывают его нутро как хорошие крышки. Поэтому вода не попадает в него, и даже в самый сильный шторм корабль не становится заметно тяжелее. Конечно, если надежно задраены палубные люки.

 

У меня остался последний вопрос  «Почему под воздействием волн суда не переворачиваются?»

Опыт №4

Я вспомнил, как у маленькой сестрички любимой игрушкой был Ванька-Встанька. Я решил использовать пустую пластиковую бутылку. В воде она плавала. Тогда я наполнил дно монетами, и бутылка встала…..

Вывод: Центр тяжести –ниже основной части бутылки, и поэтому при любой качке корабль не переваернётся.

 

ВЫВОД: Корабли не тонут потому что на них действует сила, действие которой впервые описал древнегреческий учёный Архимед.

     Согласно выводам Архимеда на всякое тело, погружённое в жидкость, постоянно действует выталкивающая сила и величина её равна весу вытесненной этим телом воды. Если эта архимедова сила больше или равна весу тела, то оно не утонет.

 

9. Сроки выполнения
Сентябрь 2011-ноябрь 2012

10. Форма представления результатов
Иллюстрированная текстовая презентация и подготовка буклета с описанием опытов

11. Библиография

  1. Энциклопедический словарь юного физика. М.: Педагогика Пресс,1995
  2. Юный исследователь. М.: "РОСМЭН",1995

3. Ушаков С. З. Плавание тел / С. З. Ушаков: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1961. – С. 279-288.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.rar1.08 МБ

Подписи к слайдам:

Выполнил: Грунистый Алексей, ученик 3 «В» класса Цель исследования: Выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться.
Задачи исследования: 1) Разработать серию опытов, объясняющие, что позволяет кораблям держаться на воде; 2) Подготовить описания опытов, чтобы каждый желающий мог легко их повторить и получить знания, позволяющие понять многие природные явления; 3) Собрать и проанализиро-вать информацию по теме.
Методы: 1) Беседы с взрослыми;2) Анкетирование3) Изучение научной литературы;4) Работа с компьютером;5) Наблюдения;6) Проведение опытов,;7) Сравнение и обобщение.

Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму и строение. 3. Воздух внутри него держит корабль на плаву.4. На корабли в воде действует сила, позволяющая им держаться на плаву.
Гипотезы:
На вопрос «Почему не тонут корабли ?»больше всего голосов ребята отдали ответу «неведомая сила выталкивает корабль из воды». А также ребята считают, что особое строение корабля влияет на его плавучесть.
Я решил в этом разобраться практическим путём.
Анкетирование одноклассников: Опыт 4,5. Воздух. Сила воды Вывод: корабль держится на плаву до тех пор пока вес вытесненной им жидкости будет больше или равен весу корабля
Опыт1. МатериалВывод: «Плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.
Опыт 2.Объём.
Вывод: Корабль не тонет, т. к. имеет большой объём
Опыт 3. Строение.Вывод:«Непотопляе-мость» корабля зависит от его строения
Опыт 3. Плотность воды.Вывод: плотность воды влияет на выталкивающую силу воды
Мои опыты Даже полностью гружённое судно не тонет. Потому что ватерлиния – всегда находится над водой.
Корабль имеет продолговатую форму, чем-то напоминающую глубокую тарелку. Палубы на корабле закрывают его как крышки.
Строение корабля
Грузовая ватерлиния-контроль-отметка, до которой можно загружать судно
Из энциклопедии я узнал
Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.
МОИ НАБЛЮДЕНИЯ Я хожу в бассейн и замечал странную вещь. Когда я пытаюсь нырнуть и задержаться на дне, то ничего не получается .Какая –то сила меня выталкивает вверх.Что это за сила? Берем пластиковый стакан и ставим его в полный таз с водой, затем постепенно добавляем в стакан монетки, и наблюдаем как плавает стакан, а из тазика постепенно выливается вода. При добавлении 13 монет стакан утонул. Взвешиваем стакан с монетами и стакан с вытесненной водой и видим, что вес стакана с монетами больше.
Выталкивающая сила воды
Вес стакана больше веса выталкивающей силы воды
Вес стакана меньше веса выталкивающей силы воды
Меньше12 монет
Больше 12 монет
.
ВЫВОДЫ:
2. Корабль будет находиться на плаву до тех пор, пока его вес будет меньше или равен весу вытесненной им жидкости, что достигается в том числе и наличием прослойки воздуха в отсеках корабля.
3.Выталкивающая (подъемная) сила зависит от плотности жидкости. Следовательно, в море, где вода солёная (с большей плотностью), выталкивающая сила, действующая на корабль больше, чем в реке или озере, где вода пресная.
4. Корабли специально строят такой формы и такого строения, чтобы они не тонули.
1. Корабли не тонут, потому что на них действует выталкивающая (подъемная) сила, по закону Архимеда, направленная вверх и равная весу жидкости, вытесненной кораблем.
Поделиться:

Вода может клеить?

Медведь и солнце

Прекрасная химия

Рукавичка

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?