Учебно- исследовательский проект "ТЕМПЕРАМЕНТ - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ" выполнен ученицами 10 класса МБОУСОШ № 14.
Цель данного исследования – выявление наклонностей учеников – старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом. Статья была опубликована в Сборнике материалов международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Genius».
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bukharova.docx | 56.75 КБ |
Бухарова Анна, Карпухина Елизавета
10 класс, МБОУСОШ №14, г. Тула
Руководитель Большакова О.Б.
Консультант Надеинская Т.И.
Темперамент - ключевой фактор профессионального самоопределения.
«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека,
самая общая характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет
ту или иную печать на всю деятельность данного индивида».
И.П. Павлов
Проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для выпускника. Правильно выбранная профессия это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного благополучия и благополучия своей семьи, что не маловажно в быстроменяющихся требованиях экономической действительности.
К сожалению, выпускники, как правило, выбирают профессии в соответствии с престижностью и потенциальной доходностью. Такой путь выбора не всегда приведёт к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам и к нервным заболеваниям.
Однако есть другой путь при выборе профессии, который определен индивидуальными особенностями человека. Они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям относится и темперамент.
В нашей школе были проведены исследования по определению типов темперамента у учеников 10-11 классов «Влияние темперамента на выбор жизненного пути и профессионального самоопределения».
Цель данного исследования – выявление наклонностей учеников – старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом.
В ходе работы над проектом нами был проведен анализ научной литературы с целью выявления понятия «темперамент», изучения типов темперамента, его влияния на поведение, стиль жизни, успешность профессиональной деятельности человека.
Мы исходили из того, что темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания [1].
Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.
От темперамента человека зависят:
• скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
• пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
• темп и ритм деятельности;
• интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
• направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, знаменитый врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “Detemperamentum” (лат. “соразмерность”, “ надлежащее соотношение частей”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены четыре основных типа темперамента, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от греч. phlegma — флегма), холерик (от греч. chole — желчь), меланхолик (от греч. melaschole — черная желчь).
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. По мнению И. П. Павлова, свойства нервных процессов образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы[3].
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения.
В нашей работе мы сформулировали краткие характеристики для каждого типа темперамента:
Флегматик – работоспособный, малоэмоциональный, серьёзный, надёжный, спокойный.
Сангвиник – активный, энергичный, жизнерадостный, легкомысленный, беззаботный.
Холерик – очень энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, чувствительный.
Меланхолик – замкнутый, ранимый, сдержанный, задумчивый, грустный.
Для проведения исследовательской части работы была использована методика Е. И. Рогова по выявлению типа темперамента[7]. Предлагаемая методика дает возможность узнать о некоторых особенностях нервной системы человека - ее силе, подвижности, уравновешенности.
Объектом наших исследований были подростки: тридцать три девушки и девятнадцать юношей в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся 10-11 классов. В ходе работы были получены следующие результаты (Таблица 1):
Таблица 1. Структура исследуемого контингента учащихся по типам темперамента.
Все опрошенные | Меланхолики | Холерики | Сангвиники | Флегматики |
Юноши | - | - | 47 | 53 |
Девушки | 22 | 15 | 33 | 50 |
Всего (%) | 13 | 10 | 38,5 | 38,5 |
Интересным оказался структурный состав по половому признаку (рис.1, рис.2)
Рис. 1. Соотношение типов темперамента среди юношей
Рис.2 Соотношение типов темперамента среди девушек.
Вторым этапом нашей работы было теоретическое исследование влияния темперамента на профессиональное становление человека. Изучив информацию по данному вопросу, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента [4]. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.
Согласно теоретическим исследованиям Резапкиной Г.В. [6] были выявлены следующие соответствия типов темперамента и направлений профессиональной деятельности (Таблица 2).
Таблица 2. Соответствие типов темперамента и направлений
профессиональной деятельности
Тип темперамента | Характеристика | Профессии |
Меланхолик | Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. | Интеллектуальная сфера деятельности: программирова-ние, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации». |
Сангвиник | Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор». | Профессии педагога, адвоката, администратора, журналиста, продавца, официанта, эконо-миста, технолога, менеджера по персоналу и т.д. |
Флегматик | Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высо-кой активностью, малой чувствитель- ностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, само-обладанием. Трудно сходится с новыми людьми. | Профессии диспетчера, лабо -ранта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и т.д. |
Холерик | Работоспособность высокая, но неустойчивая. Высокой реактивностью и активностью. Часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Сильные стороны — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих. | Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, спе-циалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, биз-несмены. |
.
Полученная информация может носить рекомендательный характер для учащихся с целью правильной ориентации при выборе профессии, а также педагогов школы при организации обучения и воспитания подростков.
По результатам работы мы предлагаем некоторые советы для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса (по Р. М. Грановской [2])
При работе с холериком недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию, полезно контролировать его деятельность как можно чаще. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы.
В сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом систематически контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Таким образом, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессов, и в тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.
Проведённые исследования могут носить практический характер в рамках психолого-педагогической деятельности, в вопросах профориентационной работы в школе, а также служить ориентиром при открытии профильных классов в школе.
Список литературы.
1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И., «Основы физиологии человека: учебник»; издание 2-е, М.; изд. РУДН, 2005.
2. Грановская P.M. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. - 5-е изд. - СПб.: Речь, 2003.-656c.
3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л.. Физиология высшей нервной деятельности. Москва, Учебная литература, 1997г.
4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
5. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с., ил.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.
7. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 320с.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Просто так
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
О чем поет Шотландская волынка?
Ласточка. Корейская народная сказка