• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа в школе и возможности её реализации в современных условиях

Опубликовано Жукова Елена Николаевна вкл 07.11.2013 - 19:30
Жукова Елена Николаевна
Автор: 
Федоров Иван, ученик 10А класса

 

  1. Развивающиеся в современном обществе процессы социально - экономических и культурных преобразований, их динамизм актуализируют проблему исследовательского поведения в жизни человека и использование в образовании исследовательской деятельности, которая является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами.

 

  1. Ключевой смысл развития исследовательской деятельности учащихся – создание условий, содействующих становлению субъектной позиции, основными составляющими которой являются: осознанность, целенаправленность, произвольность, самостоятельность (внеситуативность).

 

  1. Современный педагог должен формировать у ребенка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также формировать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

 

  1. Важнейший источник формирования ключевых компетентностей – научно-исследовательская деятельность.

 

  1. Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе становится средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, а так же реальной основой объединения основного и дополнительного образования.

 

  1. Главной целью школы в данной ситуации является стимулирование исследований учащихся и их поэтапная подготовка к трудоемкой научной работе.

 

  1. Проблема развития научного сектора является весьма значимой для Тульской области, одним из основных секторов экономики которой является ОПК, требующий развития наукоемких производств и вовлечения молодежи в исследования.

 

  1. Необходимо начинать заниматься научно-исследовательской деятельностью с начальной школы, чтобы к моменту обучения в старших классах сформировалась личностная значимость научно-исследовательской деятельности у учащихся.

 

  1. Проект рассчитан на учебный год и представляет собой целостный образовательный процесс, реализуясь через урочную и внеурочную деятельность.  В процессе обучения участвуют три категории учащихся: учащиеся 1-4 классов (подготовительный этап), учащиеся 5-9 классов (основной этап), учащиеся 10-11 классов (аналитический этап).

 

  1. Подготовительный этап включает в себя формирование навыков научной организации труда, вовлечение в активные формы познавательной деятельности, формирование познавательного интереса и выявление способных учащихся.

 

  1. Основной этап направлен на совершенствование навыков научной организации труда, развитие и расширение познавательных интересов учащихся, формирование исследовательских навыков, развитие информационной культуры учащихся и индивидуальную работу со способными школьниками.

 

  1. Аналитический этап реализует совершенствование исследовательских навыков, совершенствование информационной культуры учащихся и самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков.

 

  1. Проект включает в себя различные формы, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности, которая охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность.

 

  1. Учебная деятельность, подразделяясь на научно-исследовательскую и учебно- исследовательскую, реализуется через различные виды исследований, лабораторные и самостоятельные работы по инструктивным карточкам, опыты, наблюдения, практические работы с использованием специального оборудования, а так же творческие работы, проекты, экскурсии и другое.

 

  1. Внеучебная деятельность, включая в себя массовую, групповую и индивидуальную, охватывает разноуровневые конкурсы, познавательные игры, кружки, школьные исследовательские общества, элективные курсы, творческие проекты и другое.

 

  1. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Результаты исследования могут быть представлены публичным докладом или сообщением, обсуждением результатов, дискуссией и т.д.

 

  1. Результатом реализации проекта так же являются личностные изменения учащихся, выраженные в высоком уровне познавательного интереса к исследованиям, увеличении количества учащихся, занятых в исследовательской деятельности, творческой самореализации школьников в научно-исследовательской деятельности и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-исследовательская работа в школе и возможности её реализации в современных условиях78.01 КБ

Предварительный просмотр:

МОЛОДЁЖНЫЙ  СОЮЗ  ЭКОНОМИСТОВ  И  ФИНАНСИСТОВ

ТУЛЬСКОЕ  РЕГИОНАЛЬНОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ

КОНКУРСНАЯ РАБОТА № ________

ТУЛЬСКИЙ  МОЛОДЁЖНЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНКУРС

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ  И  ИДЕЙ

«Научно-исследовательская работа в школе и возможности её реализации в современных условиях»

Номинация № «_5.1.14_»  название «Проекты и идеи, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности молодежи Тульской области»

АВТОР:   Соловьев Марк Олегович

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Венёвская средняя общеобразовательная школа №2»

301321, Тульская область, город Венёв, микрорайон Южный, д. 25.

Класс: 10А

Специальность (должность): учащийся

Дата и место рождения:  17.06.1996 г.р., город Венёв Тульской области

АДРЕС  АВТОРА: 301321, Тульская область, город Венёв, микрорайон Южный, дом 21, кв. 10

Телефон: 8-906-622-29-02

e-mail: solovevmark@yandex.ru 

НАУЧНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ:      Жукова Елена Николаевна

учитель математики, старшая вожатая, педагог- психолог, член Федерации психологов образования России.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Венёвская средняя общеобразовательная школа №2»

Контактные координаты:     тел. 8-909-264-64-51, 8(48745)2-29-25

e-mail: elenzhukova888@yandex.ru 

Венев

2013 год

Актуальность проекта:

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность,

главной целью которой является образовательный результат,

она направлена на обучение учащихся, развитие у них 

исследовательского типа мышления. 

Н.П. Харитонов 

Быстро меняющаяся современная жизнь заставляет нас задуматься о значении исследовательского поведения в жизни человека и использовании в образовании исследовательской деятельности, которая базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличие от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами. Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Ключевой смысл развития исследовательской деятельности учащихся – создание условий, содействующих становлению субъектной позиции, основными составляющими которой являются осознанность, целенаправленность, произвольность, самостоятельность (внеситуативность). Современный педагог должен формировать у ребенка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также формировать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важнейший источник формирования ключевых компетентностей – научно-исследовательская деятельность. Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.

Безусловно, основным элементом в формировании навыков научно- исследовательской работы является школа, перед которой стоит задача ориентирования учеников в этом направлении. Главной целью школы в данной ситуации является стимулирование исследований учащихся и их поэтапная подготовка к трудоемкой научной работе. Проблема развития научного сектора является весьма значимой для Тульской области, одним из основных секторов экономики которой является ОПК (оборонно-промышленный комплекс), требующий развития наукоемких производств и вовлечения молодежи в исследования.

В современном (мире) обществе стала очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно-исследовательской деятельности уже в школе, при этом необходимо начинать заниматься ею с начальной школы, чтобы к моменту обучения в старших классах сформировалась личностная значимость научно-исследовательской деятельности у учащихся. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, важны тем, кто будет заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто-то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.

Проект инициирует размышления, побуждает к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей действительности. Он нацелен на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Теоретическая значимость проекта состоит в обобщении, систематизации и классификации различных видов и форм работы, направленных на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы в современных условиях.

Практическая значимость заключается в разработке конкретных проектов научно- исследовательской работы в школе с возможностью их реализации в современных условиях.

Цели:

  • привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
  • развитие творческих способностей и познавательных интересов;
  • углубление общеобразовательной подготовки;
  • развитие личностных качеств учащихся.

Задачи:

  • активизация познавательной деятельности и повышение образовательного уровня школьников;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • знакомство с методами научно-практических исследований.

Структура проекта:

Время проведения:         ежегодно – в течение учебного года.

Место проведения:        любое общеобразовательное учреждение Тульской области.

Категория участников:   все учащиеся школы с 1 по 11 классы.

Кадры: 

  • администрация и педагоги  ОУ;
  • представители комитета по образованию муниципального образования;
  • педагоги дополнительного образования детско-юношеских центров муниципального образования;
  • специалисты комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации МО;
  • администрация муниципального образования;
  • преподаватели и научные руководители ФГБОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н.Толстого;
  • сотрудники музеев Тульской области;
  • преподаватели и научные руководители ГОУ  ДПО  ТО «Институт  повышения  квалификации  и  профессиональной  переподготовки   работников  образования  Тульской области»;
  • работники предприятий области, заинтересованные в сотрудничестве с ОУ в рамках реализации научно-исследовательской деятельности;
  • другие организации.

Проект рассчитан на учебный год и представляет собой целостный образовательный процесс. Учебно-исследовательская деятельность выступает как средство формирования творческой личности, реализуясь через урочную и внеурочную деятельность. В процессе обучения задействованы три категории учащихся: учащиеся 1-4 классов (подготовительный этап), учащиеся 5-9 классов (основной этап), учащиеся 10-11 классов (аналитический этап).

Принципы реализации проекта:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • использование нестандартных форм организации урока;
  • реализация проблемных ситуаций;
  • интеграция учебных занятий;
  • дифференцированное обучение;
  • использование занимательного материала на уроках;
  • включение в образовательный процесс учебной игры;
  • использование наглядного и дидактического материала;
  • реализация внеурочной деятельности в различных сферах жизнедеятельности школьников.

Принципы НИР:

  • принцип объективности;
  • принцип сущностного анализа;
  • генетический принцип;
  • принцип единства логического и исторического;
  • принцип концептуального единства.

Реализация проекта осуществляется в несколько этапов и подразумевает использование самых разнообразных форм организации деятельности.

  1. Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. К основным видам уроков относят: комбинированный урок, урок изложения нового материала, урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, интегрированный урок и т. д.
  • Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
  • Межпредметные связи – дидактическое условие, обеспечивающее всестороннее, систематическое и последовательное отражение в структуре и содержании учебного предмета объективных взаимосвязей, существующих между всеми предметами учебного плана и их приложениями в жизни.
  • Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
  • Нестандартные уроки - "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-классы" и др.  Их анализ с точки зрения характеристических признаков формы показывает, что любой из них можно отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.
  • Модульное обучение – это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество, так как модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, “полного усвоения”.
  • Урок-отпогружение – это длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие по одному или нескольким близким предметам. Выделяют  четыре главных уровня учебной деятельности: понятийный, теоретический, практический, синтетический. На  понятийном уровне учитель готовит структурированный понятийный аппарат курса, таблицы, прорабатывает определения, готовит понятийный словарь. Он определяет место и время проведения такого урока, выбор участников. На самом уроке ему отводится несколько ролей: он выступает как ретранслятор предметных знаний, методист, диспетчер, консультант. Ученик воспринимает новые понятия, старается их запомнить. Роли, которые он может играть на уроке, – обучаемый, консультант, обучающий. На теоретическом уровне учитель обдумывает, как представить модель теоретических основ курса, занимается подготовкой демонстрационного материала, разработкой сценария. Ученик на уроке, овладевая теоретическими основами курса, усваивает смысл услышанного и прочитанного, частично занимается поисковой деятельностью. На уровне практической проработки изучаемого учитель готовит дидактические материалы, разрабатывает сценарий, все необходимое для проведения групповой работы, урока-игры. Ученик на этом этапе занят самостоятельной познавательной деятельностью. На синтетическом уровне происходит обобщение изученного. Учитель выбирает место и время проведения занятия, разрабатывает сценарий, готовит зачетные материалы. Известны три модели «погружения» в предмет: уровневая, тематическая и смешанная.
  1. Предметные недели - это одна из многочисленных форм внеурочной работы,  которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание объективной действительности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в предметной области, развитию их разносторонних интересов и способностей.
  2. Школьные предметные олимпиады - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.  Эти олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставления возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе.  Предметные олимпиады проводятся, как правило, в несколько туров: школьный, городской (районный), областной, российский, международный.
  3. Школьная научно-практическая конференция школьников (далее — Конференция) проводится один раз в год и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов, ученых, преподавателей вузов.
  4. Факультативный курс или факультативный предмет - необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору ученика. (Виды: профориентационной направленности, предметной направленности, общекультурные и развивающие.)
  5. Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они дополняют содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.  Три  типа: 1) дополняющие  содержание профильного курса; 2) развивающие содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; 3) выходящие за рамки выбранного профиля.
  6. Школьное исследовательское общество - временная структурная единица для решения не только познавательных, но и педагогических проблем. Применительно к школьникам речь идет скорее об учебно-исследовательской деятельности, основная функция которого предполагает создание условий для творческого познания, формирование потребностей и способности к самостоятельной познавательной деятельности, повышение учебной мотивации и активизации личностной позиции в образовательном процессе.  

Важно - формирование направлений, перечня тем и планов исследований. Из практики - их целесообразно формировать в контексте научных исследований, которые выполняются научно-педагогическими работниками ОУ, с учетом уровня познавательных возможностей учащихся, а также руководствуясь уровнем материально-технического обеспечения исследований, которым обладает школа.

  1. Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. (Среди таких игр - разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами «Конструктор», «Умелец», «Юный химик» и т. п.)
  2. Конкурсы - соревнования, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный).
  3. Проект - это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы.  

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяют следующие типы проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные проекты, практико-ориентированные. Любой проект, в т.ч. и научный, включает в себя три фазы: проектирования, технологическую и рефлексивную.

  1. Творческие работы - результат совместной деятельности обучающегося и педагога, имеющей своей целью приобщить учащихся к творческой работе, прививать интерес к творчеству, поиску, развивать навыки созидания, самореализации. Виды работ:  проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские.
  2. Кружки. Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.

Первый этап - подготовительный.

Задачи:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся


Теоретическая  часть:

Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

  • Экспресс – исследования - дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике (Н-р, эмпирические исследования по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, роза ветров в окрестностях школы, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п.);
  • Теоретические экспресс-исследования. (Н-р, собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего были связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством. Например: искусство портрета (основные особенности, классификация портретов, особенности современных портретов и портретов прошлого и др.); история возникновения московского трамвая, забытые народные музыкальные инструменты и др.);
  • Фантастические  экспресс - исследования. (Н-р, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего, проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина, неземные цивилизации и др.);
  • Долговременные исследования – постановка проблемы, возможные варианты решения, сбор материала, обобщение, подготовка проекта, его защита. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания.

Массовая  деятельность

Познавательные игры:  «Умники и умницы», «Хочу все знать», «Интеллектуальное лото» и другие.

Конкурсы:  «Самый умный», «Интеллектуальный волейбол», «Семь чудес света» и другие.

Групповая деятельность

Школьное исследовательское общество: «Клуб юных экологов», «Цифровой мир и мы», «Цветовод», «Общество космических путешественников», живой уголок «Эти забавные животные» и другие.

Кружки:  «Православная культура», «Занимательная информатика», «Юные исследователи», «Экоколобок» и другие.

Проекты:  «От паруса до ракеты», «Путешествие на эритроците», «Тульский край- земля родная» и другие.

Индивидуальная деятельность

Творческие работы: «Красная книга», «Мой рюкзак - мое здоровье», «Удивительные свойства льда», «Вода на Земле» и другие.

Проекты: «Дети и компьютеры», «Мой проект», «Как защитить деревья в городе», «Жизнь и гибель динозавров на планете Земля» и другие.

Учебно-исследовательская деятельность

  • Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и региональных олимпиадах;
  • Подготовка  к тематическим турнирам, выставкам, экскурсиям, конкурсам;
  • Подготовка к участию в конференциях, где каждый ребенок может продемонстрировать результаты своих исследований и ознакомиться с работами одноклассников, или сверстников из других классов;
  • Теоретическая проработка проблематики научно-исследовательских проектов.

Практическая часть:

Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

  • лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам (два типа наблюдений: созерцательное, действенное. Н-р, «Как поймать воздух», «Организм человека», «Хрустальный резонанс», «Кружка не разбивается благодаря ложке» и др.);
  • самостоятельные задания (в структуре - анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы. Н-р, «Наше питание. Пищеварительная система», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества» и др.)
  • опыты, наблюдения на разные темы (Н-р,  «Лук - наш зеленый друг», «Цепкая вода» и др.);
  • практические работы с использованием специального оборудования (Н-р, чемоданы естественно-научной лаборатории Spectra включают в себя оборудование для проведения практических занятий по темам “Проращивание семян”, “Фильтрация”, “Наблюдение за погодой”. Содержимое одного чемодана позволяет организовать одновременную работу 15 человек или пар. Цифровой микроскоп, компьютер iBook, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор и др.);
  • ведение рабочей тетради «Я – исследователь» и др.

Массовая  деятельность

Познавательные игры: «Сделай сам», «А у нас...», «Дом, в котором мы живем» и другие.

Конкурсы:  международный математический конкурс – игра «Кенгуру» , Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» языкознание для всех, «Школа будущего»,  «Праздники в России», «Великие изобретатели» и другие.

Групповая деятельность

Школьное исследовательское общество: «Общество юных археологов», «Клуб юных туристов», «Искатель» и другие.

Кружки:  «Практическое природоведение», «И тут появился изобретатель…», «Очень умелые ручки» и другие.

Проекты:  «Своими руками», «Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину», «Профессии нашей мечты», «Растения нашего класса» и другие.

Учебно-исследовательская деятельность

  • учебные исследования:
  • монопредметные (Н-р, «Органы чувств», «Вода и её свойства», «Исследование строения листа», «Проращивание семян» и др.);
  • межпредметные (Н-р, «Создание виртуальной экскурсии», «Энциклопедия», «Законы окружающей нас среды за рамками школьной программы», «Растения в мифах и легендах» и др.);
  • надпредметные (Н-р, «Мой мультфильм», «Весёлый клей на воде», «Культура и обычаи разных народов» и др).
  • учебные экскурсии: вводные, текущие, итоговые (Н-р, «Осенние изменения в природе», «Формы земной поверхности», «Водоём и его обитатели» и др.);
  • творческие работы исследовательского характера на темы: «Для чего нужны хвосты», «Путеводитель по городу Веневу», «Путешествие на Луну» и др.;
  • проекты (Н-р, «Жизнь и гибель динозавров на планете Земля», «Шоколад – вред или польза», «Осевая симметрия» и др.);
  • участие учащихся в школьных, районных и региональных олимпиадах

Индивидуальная деятельность

Творческие работы: «Семейные традиции», «Календарь семейных профессий», «Проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках», «Как сохранить здоровье?», «Как мне выбирали имя» и другие.

Проекты: «Идеальный ученик». «Сувенир в подарок», «Что мы можем без взрослых?» и другие.

Второй этап - основной.

Задачи: 

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Теоретическая  часть:

Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

  • Организация школьного конкурса исследовательских работ «Будущие исследователи», «Юный исследователь»;
  • самостоятельные задания на темы: «Труд в жизни человека», «Человек и общество, в котором он живет», «Эволюционное учение.  Развитие органического мира», «Мифология Древнего Египта» и др.;
  • Участие во Всероссийских конкурсах: «Человек в истории. Россия XX век», «Наука и спорт: полный контакт», «Природа, Человек, Страна - 2013», «Инструментальные исследования окружающей среды» и др.

Массовая  деятельность

Познавательные игры, конкурсы:  «Физика и мы», «Знаешь ли ты?», «Воспоминания русских путешественников», «Счастливый случай», экологическая тропа «Мой край родной», и другие

Предметные недели: «Неделя географии: у карты мира», «Географический бал», «Неделя химии»  и другие

Конференции:   «Школьники как исследователи», «Сокровищам Земли надежную охрану», «Ресурсы Мирового океана» и другие.

Учебно-исследовательская деятельность

  • Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и региональных олимпиадах;
  • Подготовка  к тематическим турнирам, выставкам, экскурсиям, конкурсам;
  • Подготовка к участию в конференциях, где каждый ребенок может продемонстрировать результаты своих исследований и ознакомиться с работами одноклассников, или сверстников из других классов;
  • Теоретическая проработка проблематики научно-исследовательских проектов (Н-р, «Обдуманные покупки + переработка = меньше мусора», «Религиозные праздники народов России», «Мои замечательные земляки» и др.)

Групповая деятельность

Школьное исследовательское общество: «Открыватели знаний», «Росток», «Клуб юных физиков»  и другие.

Кружки:  «Юный правовед», «Информатик», «Краевед»  и другие.

Проекты:  «А что у вас? (промышленные  предприятия района)», «Мой город», «Наш дом. Наш двор», «Земля у нас одна» и другие.

Факультативы, элективные курсы: «Путешествие по Тульскому краю», «Агрохимия в школе», «За страницами учебника математики», «Экология животных», «Решение нестандартных задач на прогрессии» и другие.

Индивидуальная деятельность

Творческие работы: «Самые-самые: удивительные факты», «Пищевые цепи», «Химия продуктов питания»  и другие.

Проекты:  «Страны и люди», «Моя родословная», «Генеалогическое древо моей семьи» и другие.

Практическая часть:

Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

  • лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам (два типа наблюдений: созерцательное, действенное. Н-р, «Удивительное превращение пищи внутри нас», «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»,  «Природные явления или физические и химические явления» и др.);
  • самостоятельные задания (Н-р, «Опора тела и движение», «Органы чувств», «Мы и наше здоровье» и др.);
  • опыты, наблюдения на разные темы (Н-р,  «Химические водоросли или коллоидный сад», «Инкубатор под объективом ip – камеры», «Зоопарк под микроскопом» и др.);
  • практические работы с использованием специального оборудования (Н-р, цифровой микроскоп, компьютер iBook, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор и др.);

Массовая  деятельность

Познавательные игры, конкурсы: «Своя игра», «Своими руками», «Наблюдателен ли ты?», «Путешествие в мир химии», «Звёздный час», «международный математический конкурс – игра «Кенгуру», Всероссийский конкурс «Русский медвежонок: языкознание для всех» и другие.

Предметные недели: «Неделя прикладной физики», «Математический бал»  и другие.

Конференции: «Обучение учащихся планированию своей деятельности и распределение её  во времени», «Как работать с научной литературой», «Компьютерная  зависимость», и другие.

Учебно-исследовательская деятельность

  • учебные исследования:
  • монопредметные (Н-р, «Черенкование комнатных растений», «Я в информационном пространстве», «Функции в жизни», «История России в лицах и датах» и др.);
  • межпредметные (Н-р, «Россия, выраженная в слове», «Электронное конструирование», «Психометр своими руками», «Математика поможет лингвистике: языковой анализ математического текст» и др.);
  • надпредметные (Н-р, «Научные достижения в различных областях науки и их использования в повседневной жизни», «Молоток-эквилибрист» и др).
  • учебные экскурсии: вводные, текущие, итоговые (Н-р, экскурсия на местную реку, экскурсия на предприятие, экскурсия в лес, экскурсия на энергетическое предприятие и др.);
  • творческие работы исследовательского характера на темы: «Фараон – живой бог», «Россия и мир на пороге ХХI века», «Техника и технология борьбы с шумом на переменах»;
  • проекты (Н-р, «Проект школьной доски нового поколения», «Имею право», «Подарок для души», «Шаг навстречу», «Проект идеального города» и др.);
  • участие учащихся в школьных, районных и региональных олимпиадах.

Групповая деятельность

Школьное исследовательское общество: Организация деятельности на учебном опытном участке «Культурные растения средней полосы», «Исследователь», «Практик» и другие.

Кружки: «Занимательная палеонтология», «Садовод», «Физик-испытатель»  другие.

Проекты: «Выращивание кристалла», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе представлений о строении атома»  и другие.

Факультативы, элективные курсы: элективный курс по психологии «Познай себя», «Профессиональное самоопределение подростков» и др. «Основы научно-исследовательской деятельности», «Человек и его здоровье» и другие.

Индивидуальная деятельность

Творческие работы:  «Права человека глазами ребенка», «Природа и человек, друзья или враги», «Известные люди нашего района» и другие.

Проекты: «Химия бытовых веществ», «Слово, как единица языка», «Пальцы человека: специфика строения и действий» и другие.

Третий этап - аналитический.

Задачи: 

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков.

Теоретическая  часть:

Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

  • Организация школьного конкурса исследовательских работ «Старт в науку», «Первые шаги в науке»;
  • самостоятельные задания на темы: «Экологические основы природопользования», «История государственного управления в России», «Решение математических задач с экономическим содержанием», «Патогенные микроорганизмы» и др.;
  • участие во Всероссийских конкурсах: научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI», научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» и др.

Массовая  деятельность

Познавательные игры, конкурсы: «Я знаю всё!», (интеллектуальная игра для старшеклассников), «Интеллектуальный марафон», «Что? Где? Когда?», «Леса - зеленый каркас планеты», «Брейн-ринг» и другие.

Предметные недели: «Ньютонова неделя», «Неделя общей биологии», «Физика для всех» и другие.

Конференции: «Глобальные проблемы человечества», «Исследовательская компетенция ученика и ее значение в научно-исследовательской работе» и другие.

Учебно-исследовательская деятельность

  • Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и региональных олимпиадах;
  • Подготовка  к тематическим турнирам, выставкам, экскурсиям, конкурсам;
  • Подготовка к участию в конференциях, где каждый ребенок может продемонстрировать результаты своих исследований и ознакомиться с работами одноклассников, или сверстников из других классов;
  • Теоретическая проработка проблематики научно-исследовательских проектов (Н-р, «Меня оценят в XXI веке», «Инновации в промышленности», «Глобализация современного мира», «Я – гражданин» и др.).

Групповая деятельность

Школьное исследовательское общество: «Молодой ученый», «Авантюрист-исследователь», «Астрофизик», «Клуб экспертов»  и другие.

Кружки: «Исторические вехи России», Экология животных», «Учимся логике» и другие.

Проекты: «Экономика Тульского края», «Природопользование в Тульской области» и другие.

Факультативы, элективные курсы: «Геометрия Лобачевского (неэвклидово пространство)», «Мировая художественная культура: направления, течения», «Духовное краеведение Тульского края» и другие.

Индивидуальная деятельность

Творческие работы: «Проблемы молодежи глазами старшеклассников», «Проблемы рационального использования природных ресурсов Тульского края» и другие.

Проекты: «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Азотсодержащие удобрения и их влияние на почву»  и другие.

Практическая часть:

Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

  • лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам (два типа наблюдений: созерцательное, действенное. Н-р, «Жизненная ёмкость лёгких», «Тепловой эффект химических реакций» и др.);
  • самостоятельные задания на темы: «Микробиология в товароведении», «Опасности, подстерегающие современную молодежь», «Особенности общения подростков в социальных сетях» и др.;
  • опыты, наблюдения на разные темы (Н-р,  «Зрительные иллюзии», «Измерения», «Чудеса домашней химии», «И тут появился изобретатель…» и др.);
  • практические работы с использованием специального оборудования (Н-р, цифровой микроскоп, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор и др.);

Массовая  деятельность

Познавательные игры, конкурсы:  «За семью печатями», «Гражданином быть обязан» (деловая игра), международный математический конкурс – игра «Кенгуру», Всероссийский конкурс «Русский медвежонок: языкознание для всех» и другие.

Предметные недели: «Ломоносовская неделя», «Неделя прикладной математики», «Неделя молекулярной физики»  и другие.

Конференции: «Общешкольная экологическая конференция», «Научное исследование и его реализация в школе» и другие.

Учебно-исследовательская деятельность

  • учебные исследования:
  • монопредметные (Н-р, «Решение генетических задачи составление родословных», «Исследование поймы реки», «Мониторинг зимующих птиц», «Оценка экологического состояния лесного массива вокруг конкретного населенного пункта» и др.);
  • межпредметные (Н-р, «ЭМ - технология в жизни человека», «Пищевые добавки и их влияние на здоровье», «Что нами движет при выборе профессии?» и др.);
  • надпредметные (Н-р, «Научные достижения в различных областях науки и их использования в повседневной жизни», «Психология личности и межличностных отношений», «Алкоголизм. Курение. Наркомания» и др).
  • учебные экскурсии: вводные, текущие, итоговые (Н-р, экскурсии на производственные предприятия, экскурсии в полеводство, комплексные экскурсии и др.);
  • творческие работы исследовательского характера на темы: «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?», «Духовные имена России» и др.;
  • проекты  (Н-р, «Как противостоять агрессии и разрешить конфликт?», «Странный человек», «3D-модель электрического поля», «На прогулку в Китай-город» и др.);
  • участие учащихся в школьных, районных и региональных олимпиадах.

Групповая деятельность

Школьное исследовательское общество: «Этнологическое общество», «Минералогия Тульского края» и другие.

Кружки: «Развиваем логику», «Инноватор», «От наблюдения к теории» и другие.

Проекты: «Народы России», «Витамины вокруг нас», «На службе отечеству» и другие.

Факультативы, элективные курсы: «Проектная деятельность и ее ключевые особенности», «Аналитическая химия в школе», «Логика- основа исследования» и другие.

Индивидуальная деятельность

Творческие работы: «Выпускники нашей школы», «Теория как основа исследования», «Качественный анализ и его необходимость на этапе проектирования» и другие.

Проект: «География - основа многих профессий», «Благоустройство моей школы», «Молодежное движение в моем городе» и другие.


Средства:   

  • средства муниципального, областного и федерального бюджетов, направляемые на финансирование системы образования РФ, научно-исследовательскую деятельность в образовательных учреждениях;
  • спонсорские средства.

 Ожидаемый результат:         

  • Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Формы предоставления исследования:

  • публичный доклад или сообщение,
  • обсуждение результатов.
  • дискуссия,
  • публичная защита в форме лицензирования,
  • беседа и спор с оппонентами и коллегами,
  • сообщение,
  • полный текст учебного исследования,
  • тезисы,
  • научная статья (описание хода работы),
  • отчет,
  • план исследования,
  • стендовый доклад (оформление наглядного материала),
  • реферат проблемного характера,
  • компьютерная программа,
  • прибор с описанием его действия,
  • видео- и аудиоматериалы.
  • другое.
  • Высокий уровень познавательного интереса к исследованиям.
  • Отсутствие неуспевающих по предметам.
  • Увеличение количества учащихся, занятых в исследовательской деятельности.
  • Учащиеся становятся призерами олимпиад.
  • Творческая самореализация школьников в научно-исследовательской деятельности.

Список  литературы:

  1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]:  учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Голованова. – СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
  2. Исаев,  И.Ф. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность./ И.Ф. Исаев,  В.Н. Кормакова. – Белгород: изд-во БелГУ, 2006. – 268 с.
  3. Лукина, А.С. Формирование жизненной перспективы у старшеклассников [Текст]: опыт проведения тренинговой процедуры./ А.С. Лукина // Психолог в школе. – 2007. – №1. –  с. 99.
  4. Микшис, Е.А. Личностное развитие школьников в процессе реализации группового проекта  [Текст] / Е.А. Микшис// Воспитание школьников. – 2010. - №1.- с. 43-46.
  5. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников [Текст] /О.В. Панова // Воспитание школьников. – 2011. - №8. – с. 31-34.
  6. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]:  учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям погот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика»: в 3-х кн.  Кн. 2: Теория и технологии обучения. / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2007. – 575 с.
  7. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических  вузов и системы повышения квалификации. [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М: Академия, 2010. – 368 с.
  8. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  9. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии [Текст]: учебное пособие для вузов / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 176 с.
  10. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных  учреждений /И.С.Сергеев.  – М: АРКТИ, 2005. – 80 с.
  11. Синягина, Н.Ю. Интересы и потребности современных детей и подростков [Текст] / Н.Ю. Синягина, Ю.В. Синягин. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с.
  12. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академа, 2008. – 578 с.
  13. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии. [Текст] / Е.В. Советова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  14. Исследователь // Общероссийское общественное движение творческих педагогов URL:     http://www.oodi.ru/ - (дата обращения: 23.03.2013)
  15. Исследователь // Исследовательская деятельность школьников. URL:     http://www.researcher.ru/ - (дата обращения: 24.03.2013)
  16. Центр развития исследовательской деятельности // Российское образование, федеральный портал.  URL:   http://www.edu.ru/index.php - (дата обращения: 25.03.2013)
  17. Конкурс им. В.И.Вернадского // Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского. В.И.Вернадского В.И.Вернадского. URL:   www.vernadsky.info  - (дата обращения: 12.04.2013)
  18. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве // Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием.  URL:   www.issl.redu.ru  - (дата обращения: 17.04.2013)
  19. Развитие личности № 2 / 2009 // Журнал «Развитие личности».  URL:   http://www.rl-online.ru/ - (дата обращения: 17.04.2013)
  20. Научные исследования школьников // Учебный материал. URL:   http://do.gendocs.ru/docs/index-209028.html - (дата обращения: 20.04.2013)


Поделиться:

Усатый нянь

Развешиваем детские рисунки дома

Пейзаж

Ёжикина Радость

Астрономический календарь. Май, 2019