• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальная зрелость выпускников основной школы

Опубликовано Скворцова Елена Сергеевна вкл 11.01.2014 - 18:48
Скворцова Елена Сергеевна
Автор: 
Богданович Екатерина

Общеобразовательная школа, являясь важным институтом социализации старшеклассников, отражает состояние и основные тенденции развития общества. В свою очередь общество оказывает влияние на школу, предъявляя ей определенный социальный заказ на подготовку «зрелого» выпускника, требуя от общеобразовательного учреждения мобильного, адекватного отражения в образовательном процессе основных изменений в мире и стране. Чтобы стать эффективным, образовательный процесс должен быть приведен в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями, а также с насущными интересами страны, региона, родителей, детей. Это одно из ведущих требований модернизации российского образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект40.55 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Игната Титова, дом 5

тел. 562-13-81, тел./факс 562-13-50

Проект

«Социальная зрелость выпускников основной школы»

Выполнила:

ученица 9б класса

Богданович Екатерина

Учитель:

Скворцова Е.С.

2012

Актуальность исследования. Общеобразовательная школа, являясь важным институтом социализации старшеклассников, отражает состояние и основные тенденции развития общества. В свою очередь общество оказывает влияние на школу, предъявляя ей определенный социальный заказ на подготовку «зрелого» выпускника, требуя от общеобразовательного учреждения мобильного, адекватного отражения в образовательном процессе основных изменений в мире и стране. Чтобы стать эффективным, образовательный процесс должен быть приведен в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями, а также с насущными интересами страны, региона, родителей, детей. Это одно из ведущих требований модернизации российского образования.

Потребность общества в образованных, интеллектуально зрелых людях всегда была достаточно высока. Но сегодня только интеллектуальная зрелость не может рассматриваться в качестве основной характеристики личности выпускника общеобразовательной школы. В условиях интенсивного социального обновления результативность школьного образования определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство программного учебного материала, сколько подготовленностью выпускников к сознательной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни общества, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования социальной зрелости старших школьников. Ее решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата становление социальной зрелости старших школьников.

1.Понятие социальная зрелость.

«Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека».
Наличие четких представлений относительно своей жизненной перспективы свидетельствует о социальной зрелости человека. При определении своего положения от молодого человека требуется не только умение оценивать свои способности и возможности, но и осознание принадлежности к социальной среде, понимание сущности процессов, происходящих в различных сферах общества. В том числе и позиция по отношению к политическим, экономическим и социально-культурным явлениям общественной жизни страны тоже характеризует уровень зрелости выпускника. Активное становление самостоятельной ценностно-мировоззренческой позиции происходит именно в старшем школьном возрасте.

При определении уровня социально зрелости учащихся   9 -11 классов выделяют следующие показатели:
- ценностные ориентации в сфере образования;
- ценностные ориентации в профессиональной сфере;
- ценностные ориентации в сфере личного самоопределения (семья, рождение детей и.т.д);
- мотивация учения;
- мотивация профессионального выбора;
- наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
- самостоятельность жизненного выбора;
- позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.
В ходе эксперимента выявлены показатели социальной зрелости старшеклассника: ценностные ориентации, самоутверждение, ответственность, инициатива, среди которых учащиеся и педагоги старшей школы особо выделяли умение общаться, что подтвердило предположение о связи развития коммуникативных умений и социальной зрелости. Далее были определены 3 уровня социальной зрелости старшеклассников: высокий, средний и низкий, которые основаны на фиксации у учащихся старших классов социально значимых качеств личности.

2.Уровни социальной зрелости

Высокий уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с оптимальным уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
В мотивации
выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентаций и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в их жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них, обстоятельствами.
Для
учащихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

3.Результаты исследования.
На основе тестирования большинство опрошенных учащихся были отнесены к низкому и среднему уровню социальной зрелости (более 50%), который характеризуется пассивной жизненной позицией, ориентацией на ценности ближайшего окружения, невысоким уровнем самооценки и самоутверждения. Около 40 % старшеклассников были зафиксированы на высоком уровне социальной зрелости, который дает возможность эффективно решать различные социально-коммуникативные задачи в процессе ежедневной жизнедеятельности. Педагоги старшей школы невысоко оценивают развитие социальной зрелости у своих учеников, по их мнению только 10-20 % учащихся можно отнести к высокому уровню, подавляющее большинство старшеклассников относится к низкому и среднему уровням, что отличается от точки зрения учащихся.

Таким образом, формирование социальной зрелости в образовательных учреждениях, идущее без особой поддержки педагогов препятствует возможности большинству школьников свободно ориентироваться в реальной  жизни за стенами школы, эффективно адаптироваться к после школьной жизни. Итак, было выявлено противоречие между возрастающими требованиями к выпускнику школы, с одной стороны, и недостаточно высоким уровнем развития социальной зрелости старшеклассника, с другой, что приводит к необходимости глубокого осмысления комплекса личностных характеристик и умений различного свойства выпускника, необходимых для успешного достижения высокого уровня становления социальной зрелости, а также выработки путей и формирования указанных характеристик при обучении в старших классах.

Основными результатами исследования можно считать следующие:

  1. Уточнено понятие "социальная зрелость", сущность которой определена через понятие "готовность к жизненному самоопределению в личностной и профессиональной сферах". Данное понятие раскрывается как способность учащегося к самостоятельному и ответственному принятию решений в определении своего жизненного пути, профессионального и личностного развития, на основании достижения определенного уровня образованности, присвоения социального опыта.
  2.  Для становления социальной зрелости важна эффективная коммуникация, которая рассматривается как межличностное общение. Таким образом, коммуникативные умения являются компонентом социализации школьников.
  3. Данные полученные в ходе тренинга позволили: - выявить представления учащихся старших классов о социальной зрелости, которые связываются с такими качествами личностями как ответственность, инициатива, знание своих прав и обязанностей, социальная активность, умение общаться, что говорит о понимании сущности социальной зрелости.
  4. Педагоги также задумываются о проблеме становления социальной зрелости, которую связывают, в первую очередь, с адаптацией ребенка в окружающем мире. В ходе эксперимента выявлены показатели социальной зрелости старшеклассника: ценностные ориентации, самоутверждение, ответственность, инициатива, среди которых учащиеся и педагоги старшей школы особо выделяли умение общаться, что подтвердило предположение о связи развития коммуникативных умений и социальной зрелости.
  5. Значимым результатом исследования явилось выявление мнения учителей об эффективности использования в образовательном процессе тех или иных форм и методов работы над становлением социальной зрелости старшеклассников. Итак, наиболее часто в школьной практике используются внеклассные формы и очень ограниченный спектр методов работы над становлением данного личностного образования. Учителя отмечали, что в образовательном процессе старшей школы мало реализуются даже минимальные средства работы над становлением социальной зрелости учеников.

Заключение.

Одной из проблем современного образования я вижу недопустимо малое внимание формированию у выпускника школы основных культур, или же необходимых представлений в области экономических, политических, юридических и психологических наук для жизни и практики. На практике знания из этих сфер становятся элитарными или же высшее профессиональными. Я хочу предложить создание системы элективных курсов в каждой школе по основным практическим вопросам потребительской культуры, экономической, юридической, психологической. Курсов, которые бы затрагивали не теоретические вопросы, а проблемы практики, с которыми сталкивается каждый человек живущий в стране. Это вопросы от защиты прав потребителей (могу ли я вернуть товар и на каких условиях) до вопросов, касающихся семьи, воспитания детей, регистрации брака и его расторжения и прочее, что позволит человеку сформировать позицию и готовность жить в обществе
Знание сильно тогда, когда им возможно пользоваться на практике.

Литература

1.Всё лучшее - впереди/социально ориентированные формы работы со школьниками/     М. А. Тыртышная. - Ростов  н/Д.: Феникс, 2006.

2. Педагогика в схемах,  таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – 2-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007.

3. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

4. Профориентация в  школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006 .


Поделиться:

Филимоновская игрушка

Будьте как солнце!

Пока бьют часы

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Рисуем "Осенний дождь"