У моей ученицы возникли вопросы: Почему пишет шариковая ручка? Как она устроена? Кто ее изобрел? Какую ручку лучше выбрать для красивого и аккуратного письма? Какие бывают ручки? Я предложила ей провести исследование. Мы сРаяной стали собирать материал по теме, изучать литературу, проводить анкетирование ребят, выполнять опыты. В ходе исследования ученица не только получила ответы на возникшие вопросы, но и приобрела опыт исследовательской работы, обработки материала, публичного выступления. На гимназической научно-практической конференции Раяна заняла 2 место.
Вложение | Размер |
---|---|
issl._rabota_magamadovoy_r._-.doc | 107 КБ |
Открытая гимназическая научно-исследовательская конференция
«Старт в науку».
Начальная школа.
ШАРИКОВАЯ РУЧКА И ИСТОРИЯ ЕЁ СОЗДАНИЯ
Автор работы:
Магамадова Раяна,
ученица 1 «А» класса
МОАУ «Гимназия №7»
(полного дня)
Научный руководитель:
Карпова Т.В., учитель
начальных классов
Оренбург, 2013г.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . ..3
1. Инструменты для письма. История эволюции…………………… … . . .. . . ..4
2. Особенности письма разными инструментами. Исследования
(практическая часть)...……………………………………….................................8
3.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. … .9
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . 10
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . ….11
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Лишь на себя надейся
И верь в большой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Познаний путь не гладок,
Давай начнём с него!
Введение.
Актуальность. В этом году я начала учиться в школе. У меня появилось много различных школьных принадлежностей и один из самых важных и нужных - шариковая ручка. Мне стало интересно, почему ручка называется шариковой? Как она устроена? И какими инструментами люди пользовались до её изобретения? Я решила провести исследование, чтобы разобраться в этом вопросе.
Тема моей работы: «Шариковая ручка и история её создания».
Цель: 1) Узнать, почему ручку назвали шариковой и кто её изобрёл.
2) Выявить ручку, которой лучше всего писать.
Задачи: 1.Изучить литературу и узнать историю инструментов для письма.
2.Выяснить, кто был создателем современной шариковой ручки и как она устроена.
3.Узнать, какие виды ручек существуют, и определить, какой ручкой лучше всего писать.
Объект исследования: Письменные принадлежности.
Предмет исследования: Шариковая ручка.
Гипотеза. Я предположила:
1) что ручка называется шариковой потому, что в её устройстве есть шарик;
2) в школе нас учат писать шариковой ручкой потому, что её удобно держать в руке и письмо получается красивым и аккуратным.
Методы исследования: сбор информации из различных источников, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ и синтез, анкетирование, обобщение.
План исследования.
1.Сбор информации из различных источников об истории возникновения и развития письменных принадлежностей, об их создателях.
2.Изучить устройство шариковой ручки.
3.Провести анкетирование среди одноклассников для определения, какими ручками они чаще всего пользуются и почему.
4.Провести опыты для выявления самой удобной ручки для красивого письма.
5.Найти интересные сведения о письменных принадлежностях.
1. Инструменты для письма. История эволюции
История инструментов для письма, используемых человеком с древнейших времен до наших дней для записи и передачи информации, есть история цивилизации. Я прочитала книги и статьи из Интернета об истории инструментов для письма. На основе полученной информации составила таблицу об эволюции ручки (см. табл. 1).
Таблица 1
Эволюция ручки
Более 6 тысяч лет назад | Самым первым инструментом для письма был, вероятно, указательный палец. Первобытный человек окунал его в сок растений или кровь животного, чтобы нанести грубые контуры. Люди сначала рисовали на стене пещеры, в которой жили. Чаще всего люди рисовали сцены охоты на животных. Первыми средствами для изображения символов были также палка, уголёк и камень. Следующим шагом стало использование кусков цветной глины либо мела, которым была придана особая форма, чтобы их легче было держать в руке. |
Около 6 тысяч лет назад | Люди писали деревянными, костяными или бронзовыми палочками на сырых глиняных дощечках. Глиняные дощечки были распространены в Месопотамии и Ассирии. Шумеры изготовляли глиняные плитки с ровной поверхностью, на которых выдавливали клиновидные знаки при помощи острых предметов. Писать на сырой глине было удобнее, чем на скале, а потом глину обжигали, и она становилось твердой, как кирпич, и могла долго храниться. |
5 тысяч лет назад | В древнем Египте стали писать кисточками из тростника на папирусе. Тростник – это очень плотная высокая трава, похожая на наш камыш. Тростник срезали, разлохмачивали кончик срезанной палочки, чтобы получились волосинки. Полученную кисточку макали в красную и черную краску и писали. Кисть впитывала чернила и выпускала их на поверхность папируса. Чернила стекали по волокнам тростника к заостренному кончику и оставляли на папирусе следы. Подрезая различным образом волокна, можно было проводить тонкие или широкие линии письма. Красной краской начинали новый абзац, отсюда и пошло название «красная строка». Папирус изготавливали тоже из специального тростника, растущего в воде, который назывался нильская лилия. Древние египтяне придумали самую первую авторучку. Они вставляли тростниковую палочку в металлическую трубочку, тростник пропитывался жидкостью, похожей на чернила. |
Примерно 3 тысячи 300 лет назад | В Риме стали писать деревянными, костяными или металлическими палочками, которые назывались «стилос» или «стилус» на восковых дощечках, которые называли «таблеты». Это была специальная деревянная дощечка с углублением, в которое заливался воск. На восковых тетрадях одна и та же палочка могла и писать и стирать то, что было написано неверно, потому что один конец палочки был заостренный, а другой – похож на лопаточку. Заостренным концом писали, а другим – стирали написанное, когда оно становилось не нужным. |
В период с 6 по 18 век нашей эры | Люди стали писать гусиными перьями. Для этого брали крепкое перо из крыла и затачивали его специальным маленьким ножиком, который получил название перочинный ножик. Но гусиные перья были очень ломкие. Для письма нужно было держать большой запас перьев. Перо макали в чернильницу с чернилами и потом писали на пергаменте (специально выделанной телячьей коже). Но чернила быстро заканчивались, их хватало только на 1-2 буквы, и перо приходилось опять макать в чернила. Если же набирали очень много чернил, то они могли соскользнуть с пера, и тогда получалась клякса. Чернила сохли медленно, и поэтому на исписанный лист приходилось насыпать очень мелкий песочек – он хорошо впитывал в себя лишнюю влагу. Если на лист не посыпать песка, то можно случайно размазать все написанное. Люди научились использовать песок для промакивания написанного - у слонов. Когда слоны выходят из воды, они тоже посыпают себя песком: песок служит им вместо полотенца, он впитывает в себя воду. Так люди и научились посыпать бумагу песком, чтобы чернила быстрее высыхали. Пергамент был очень дорогим, ведь его делали из кожи телят. Поэтому не все люди могли позволить себе приобрести пергамент. |
В 11–13 веках | На Руси было много берез, березовыми дровами люди топили печки и придумали использовать березовую кору (бересту) для письма. Писали на бересте специальными заостренными палочками – писалами. Писало было похоже на римский стилос. Чаще всего на бересте писали дети, которые только учились и простые (не богатые) люди. Такие изображения стали называть берестяными грамотами. Береста хорошо сохранилась, ведь ей не страшны ни вода, ни земля. Первые берестяные грамоты нашли в Новгороде под деревянными тротуарами, а позднее их стали находить и в других древних русских городах: Пскове, Смоленске, Витебске… Археологи мечтают найти такие грамоты и на Вятской земле. Очень известны берестяные грамоты мальчика Онфима из Новгорода. |
В 13-18 веках | Появилась бумага и на ней палочка уже не могла оставить за собой ни черточки, и стирать она тоже не могла. На смену ей в XIII веке явился свинцовый карандаш (химический). В отличие от палочки он оставлял четкие, хоть и не яркие следы. У него был один недостаток: он сильно пачкал пальцы. Приходилось надевать на этот пачкающийся карандаш специальную кожаную рубашку. |
Примерно в 1790 г. | Во Франции и Австралии был изобретен графитный карандаш. Сейчас мы называем его просто «простой карандаш». |
В 1803 году | Гусиными перьями писать было не очень удобно, и в начале XIX века для письма изобрели другие перья – из железа. Железное перо вставляли в специальную палочку, которая назвалась ручка-вставка. Такое перо было гораздо крепче, чем гусиное, но его тоже приходилось часто макать в чернила, а чернила присыпать песочком. Песком тоже пользоваться было неудобно, потому что его приходилось после каждого раза стряхивать с листа, и затем промывать чистой водой. Потом эти перья стали делать из серебра и даже золота. Такие перья существуют и в наше время, чаще всего их делают из стали. Сейчас таким пером оформляют важные документы или пишут красивые письма мастера каллиграфии. Металлическое перо дает линии разной толщины: толстые, их называют «нажимы» и тонкие – «волосяные». |
1884 год | Изобретена ручка, заправляемая чернилами – так называемая «вечная» или «самопишущая» ручка. Льюис Ватерман, которому на работе приходилось много писать, придумал ручку с баллончиком внутри, в который наливали чернила. Чернил, которые заправлялись в баллончик, хватало надолго. Ученики могли писать ей примерно неделю. Но чернила все равно сохли достаточно долго, и исписанный листок приходилось промакивать специальной бумагой. Она называлась промокательная бумага, или просто «промокашка». Промокашкой пользоваться было намного удобнее, чем песочком. |
1888 год | Джоном Лоудом в США впервые была предложена идея шариковой ручки. |
1916 год | Ван Райзенбергом была предложена идея шариковой ручки. Однако она не была запатентована. |
1938 год | В Венгрии братья Ласло и Георг Биро изобрели первую шариковую ручку с густой пастой. Ее назвали шариковой, потому что внутри металлического стерженька вставлен маленький шарик.[ Один бок шарика выставляется наружу, а другой в это же время смачивается чернилами. Потом, когда шарик поворачивается, то смоченный в чернилах бок оставляет след на бумаге. Сначала шариковую ручку использовали военные летчики. |
1945 год | Шариковые ручки появились в продаже. Чернила в этой ручке были намного гуще, чем раньше, и получили название «паста». Изготовление пластмассовых стерженьков сначала было очень дорогим, поэтому их делали длинными и сгибали пополам. Кроме того, стержни можно было несколько раз заправлять новой пастой. Со временем производство стержней становилось все более дешевым. |
60-е годы 20 века | В Японии изобрели ручку с наконечником из фетра (плотной толстой ткани). Их стали называть фломастерами, а точно такие же ручки, но с более толстым стержнем – маркерами. Фетр, находящийся внутри пластмассового корпуса, пропитывается чернилами, точно так же, как и в египетской ручке, и они по стерженьку стекают на бумагу. |
80-90-е годы 20 века | Появились так называемые роллеры – ручки с очень маленьким шариком и менее вязкими чернилами. Чаще всего, но не только, это гелевые ручки. Сейчас существует очень много цветных гелевых паст. |
Вывод: Таким образом, история развития инструментов для письма очень длинная, насчитывает более 6 тысячелетий и включает большое разнообразие палочек, карандашей и ручек. Я думаю, что она на этом не закончится, так как люди будут и дальше постоянно совершенствовать пишущие инструменты .
2. Практическая часть.
Анкетирование одноклассников.
Я предложила ребятам следующие вопросы:
1.Знаете ли вы почему ручку назвали шариковой?
2.Кто и когда изобрёл шариковую ручку?
3.Влияет ли выбор ручки на аккуратность и красоту письма?
4. Устаёт ли у вас рука?
5.Какой ручкой вам удобнее всего писать?
Результаты анкетирования:
1.Знают – 10 человек.
2. Не знает никто.
3.Влияет – 25 человек.
4. Устает при длительном письме -12 человек.
5.Шариковой ручкой с резиновой муфтой – 25 человек.
Особенности письма разными инструментами. Исследование.
Для того, чтобы выявить, каким из инструментов для письма лучше пользоваться, я написала небольшой текст различными инструментами, а потом сравнила их по следующим критериям: удобство использования, аккуратность на письме, чистоте обратной стороны и целостностью бумаги. (Таблица №2)
Для сравнения я выбрала: ручку Ватермана, шариковые ручки с разными по размеру шариками, гелиевую ручку и фломастер.
При письме ручкой Ватермана ручку нужно всё время держать в одном положении, т.е. нельзя вращать влево и вправо. Это создаёт напряжение в руке, возникает усталость. На обратной стороне бумаги остаются следы, перо царапает бумагу. Хотя я старалась писать очень аккуратно, чернила остались на моей руке. Писать такой ручкой трудно, есть опасность посадить кляксу.
Шариковой ручкой мы пишем в школе. Если сравнить текст с текстом, написанным перьевой ручкой, то текст, написанный шариковой ручкой, выглядит намного аккуратнее. Писать обычной шариковой ручкой удобно. Но удобнее всего писать ручкой с резиновой муфтой, имеющей треугольное сечение: пальцы не скользят, удобно лежат на муфте, и ручка не давит на средний палец.
При письме я заметила, что ручка с очень маленьким шариком иногда продавливает, царапает бумагу, но почти никогда не «мажет».
Ручкой с большим шариком писать удобнее, но она иногда «мажет», поэтому надо быть очень аккуратной. Буквы получаются крупнее и толще из-за того, что толщина линий больше.
Письмо шариковой ручкой со средним размером шарика оказалось самым красивым и аккуратным. Такой ручкой писать очень удобно. Обратная сторона бумаги целая и чистая.
Текст, написанный фломастером не очень красивый, потому что многие буквы расплылись, а линии очень толстые и сливаются друг с другом. Фломастер, как и перьевая ручка, оставляет следы на обратной стороне бумаги.
Гелевой ручкой писать также удобно, как и обычной шариковой, но вот паста в ней заканчивается намного быстрее. А если долго держать такую ручку без колпачка, то она быстро высыхает, перестает писать и царапает бумагу.
Вывод: Самая удобная для письма шариковая ручка с шариком среднего размера и резиновой муфтой. Поэтому в школе нас учат писать именно такой ручкой.
Интересные факты:
3. Заключение.
Выводы по исследованию.
1. Мне очень понравилось заниматься исследованием потому, что я узнала много интересного и получила ответы на свои вопросы.
2. Я достигла поставленные перед собой цели и решила задачи.
3. Гипотеза моя в ходе исследования подтвердилась, так как шарик в шариковой ручке является главной частью, без которой невозможно писать.
4.Из всего многообразия ручек можно выбрать самую удобную ручку для красивого и аккуратного письма. Для меня это шариковая ручка со средним шариком и резиновой муфтой.
4.Приложение.
Критерии Вид инструмента | Аккуратность | Удобство при письме | Вывод | |
на лицевой стороне | на обратной стороне | |||
Перьевая ручка Ватермана | Не очень красиво и аккуратно. Линии разной толщины, перо царапает бумагу. Есть опасность посадить кляксу. | Бумага промокает насквозь, следы на обратной стороне бумаги, у написанных слов разный цвет | Чтобы набрать чернила, надо открутить колпачок, опустить в чернила перо, надавить на резиновую пипетку и отпустить её. Так заправляется ручка. Затем закрутить колпачок. Во время заправки чернилами можно посадить кляксу, испачкаться чернилами. Писать не очень удобно, пачкает руки, царапает бумагу, долго сохнут чернила | Лучше не использо-вать в школе |
Шариковая ручка с маленьким шариком | Аккуратно, но иногда бывают пробелы из-за недостаточно-го количества вытекающей пасты | Продавлива-ет, царапает бумагу | Писать удобно | Можно использо-вать в школе |
Шариковая ручка со средним шариком, муфтой | Красиво и аккуратно, лучше, чем ручкой с большим и маленьким шариком | Хорошая | Писать удобно, при длительном письме не давит на средний палец | Лучше всего использо-вать в школе |
Шариковая ручка с большим шариком | Красиво и аккуратно, но буквы получаются крупнее из-за того, что линии толще и иногда она может мазать | Хорошая | Писать удобно | Можно использо-вать в школе |
Фломастер | Красиво только при написании больших букв | Бумага промокает насквозь и обратная сторона грязная | Писать удобно | Можно использовать для оформления, надписей и на более плотной бумаге. |
Гелевая ручка (роллер) | Красиво и аккуратно | Бумага иногда промокает насквозь и обратная сторона грязная | Писать удобно, если она не царапает бумагу. Если держать ручку без колпачка, то чернила высыхают, ручка царапает бумагу и не пишет. | В школе лучше не применять |
Список литературы
1.Дыбина О.В. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов.
- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.: цв. вкл.
2.Валянский, С. Писчие материалы и инструменты для письма [Текст]
/ С. Валянский, Д. Калюжный // Энергия. – 2004. – № 9. – С. 72–74.
3.Лукьянова, А. Почему пишет карандаш? [Электронный ресурс]
/ А. Лукьянова // Интернет: http://www.Solnet.ee
4.Почему пишет карандаш [Электронный ресурс]
// Интернет http://www.balazan.kz/kinders/pourquoi/detail.php?ID=1044
5.История образования в Новгороде Великом. Берестяная почта столетий
[Электронный ресурс] // Интернет: http://museum.novsu.ac.ru/
6.Новгородская берестяная почта. Находки 2004 года. [Электронный ресурс]
В. Янин, Е. Рыбина//Интернет http://www.nkj.ru/archive/articles/742/
7.Каллиграфия. Развитие искусства красивого письма [Электронный ресурс]
// Интернет: http://elitepen.ru/info/info17.htm
8.Е. Кох. История инструментов для письма [Электронный ресурс]
/ Е. Кох // Интернет http://www.n-t.org/tp/it/ip.htm
9.Развитие письменности и инструментов для письма [Электронный ресурс]
// Интернет: http://www.elitepen.ru/info/info18.htm
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Растрёпанный воробей
Просто так
Как нарисовать черёмуху
Калитка в сад