• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Презентация, посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Опубликовано Кокорева Надежда Георгиевна вкл 26.01.2014 - 20:21
Кокорева Надежда Георгиевна
Автор: 
учащиеся МОО Нудольская СОШ (Клинский район, Московская область)

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный – энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания.

История человечества знает много разносторонне одарённых людей. И среди них на одно из первых мест можно поставить имя великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Простой русский человек, сын крестьян, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

Мы посвящаем нашу презентацию Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому гражданину, учёному, прославившему Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Презентация о жизни и деятельности М.В.Ломоносова2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Текстовое сопровождение презентации,

посвящённой 300 – летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

Слайд 1. Титульный лист

Слайд 2. Школьникам о великом русском учёном М.В. Ломоносове.

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный – энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания.

История человечества знает много разносторонне одарённых людей. И среди них на одно из первых мест можно поставить имя великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Простой русский человек, сын крестьян, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

Мы посвящаем нашу презентацию Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому гражданину, учёному, прославившему Россию.

Слайд № 3. Родина Ломоносова.

Бескрайние поморские просторы,

Суровая и щедрая земля.

Старинное селенье Холмогоры

Далече от Московского Кремля.

Слайд 4. Север России. Деревушка Денисовка

В  устье  реки Северная  Двина,  вблизи  города Холмогоры,  расположилась  деревня  Денисовка.  Путешественник,  посетивший  эти  места  в  1791  году,  писал:  «Положение  окрестности  сей  деревни  обширно  и  величественно;  возвышенные  его  окружности  представляют  пахотные  нивы,  а  низкие  вокруг  пологи  имеют  вид  песчаных  степей…  Северо - западную  сторону  его  облегает  вдали  большая  еловая  роща,  которая,  украшая  селение,  защищает  его  отчасти  от  свирепства  северных  ветров.  Изобильнейшие  воды  окружают  повсюду  пашни  и  сенокосы,  прерывающиеся  лесами  и  многочисленными  холмами».

Слайды 5, 6. Детские годы.   

19 ноября 1711 года, в деревне Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда, в  семье  крестьян  Василия  Дорофеевича  Ломоносова и  Елены  Ивановны Сивковой, родился  мальчик, которого назвали Михаилом. Это имя мальчику дали в честь высшего ангела архангела Михаила.

Мать малыша, Елена Ивановна, вела домашнее хозяйство.

Отец, Василий Дорофеевич, был зажиточным крестьянином, занимался рыбной ловлей, ходил в море на промысел.

Михайло был единственным сыном Василия Дорофеевича и Елены Ивановны. Как  и все крестьянские дети , он с самого детства помогал родителям: пас домашний скот, работал в огороде, в поле, на постройках. Поморы воспитывали детей в строгости. Почтение к старшим и труд – таковы были главные основы народной педагогики.

Слайд 7. Обучение грамоте.

Читать и писать Михаил научился очень рано, благодаря матери, которая была очень образованной женщиной. К сожалению, она умерла очень рано, когда мальчику было 9 лет. Дальнейшим воспитанием  мальчика занимались мачехи, а обучением - сначала  односельчанин Фома Иванович Шубный, а потом - дьячок местной церкви.

Слайд 8. Первые учебники.

Освоив грамоту, Михайло увлёкся чтением.

В 11-12 лет он прочитал всё, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Слайд 9. Автографы Михайло Ломоносова.

В 14 лет Михайло грамотно и чётко писал.

Найденные автографы нам говорят о том, что мальчик был уже настолько грамотен, что купцы, чиновники, посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписание важных документов.

Слайд 10. Лучшие моменты детства.

Лучшими моментами  детства Михайлы были его походы с отцом в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью.

В морских плаваньях Михайло начал задумываться над вопросами, которые нашли отражение в его будущих исследованиях. Мальчик был весьма наблюдателен и любопытен, поэтому с детства интересовался природой Северного сияния, составом льда, причинами изменения погоды и другими природными явлениями.

Слайд 11. Жажда знаний.

Жажда знаний у мальчика росла с каждым днём. Он страстно хотел заниматься наукой.

Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. При второй мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.  

Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца и попросил помощи у соседа, который  раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье".

Слайд 12. Ломоносовский обоз.

В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую очередь - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Ему предстоял долгий и тяжёлый путь: пройти с обозом многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

Слайд 13. Обучение в Москве.

В 1731 году Ломоносов поступил в московскую славяно-греко-латинскую академию( по тем временам – высшее учебное заведение, в котором обучаться предполагалось 8 классов), так как латинский язык был международным языком науки.

Нелегки были годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех. Вот как об этом он вспоминал :«Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. Ломоносов заканчивает академию за 5 лет. За пять лет обучения он постиг основы всех наук, выучился латинскому и греческому языкам и твёрдо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам.

Слайд 14. Обучение в  Петербурге.

В числе лучших двенадцати учеников, отправленных за хорошую учёбу в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 года он прибыл в Петербург.

Слайд 15. Обучение в Германии.

Осенью 1736 года трое лучших студентов: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены Академией наук в Германию, в город Марбург, для обучения математике, физике, химии, философии и горному делу.

Пять лет Ломоносов учился в Германии. Глубоко изучая предметы и слушая лекции знаменитых профессоров, Михаил Васильевич сам стал выдвигать теории и делиться своими разработками с другими студентами. Там же в Германии он женился на немке – Елизавете Христине Цильх.

Слайд 16. Возвращение в Петербург.

В 1741 году Ломоносов вернулся на родину, в Петербург. Здесь ему предложили должность адъюнкта (помощника профессора) в Академии наук. В течение 4-х лет молодой учёный читает лекции студентам, много времени проводит над исследованиями в области химии и физики. Он выпускает большое количество своих работ, за что получает признание в учёных кругах.

Слайд 17. М.В. Ломоносов и его вклад в науку.

М.В.Ломоносов продолжает заниматься исследованиями в таких областях как химия, математика, астрономия, география, геология, биология, языкознание, философия, история.

Слайд 18. Первая русская химическая лаборатория, устроенная Ломоносовым.

В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где в частности стал изучать образцы различных минералов и руд.

Слайд 19. Открытие закона сохранения материи.

Опыты, которые Ломоносов проводил в своей лаборатории, отличались высокой точностью.

Однажды он взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а затем снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы. Ломоносов дал ему образное сравнение: « Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю на бодрствование».

Слайд 20. Химия – любимая наука Ломоносова.

Заложил основы атомно – молекулярного учения.

Ввёл в химию количественные методы исследования.

Составил программы физико – химических исследований, тем самым объединил химию с физикой в новой науке – физической химии.

Слайд 21. Открытия в области физики.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов. Он считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленно.

Ввёл понятие абсолютного нуля, т.е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц.

Объяснил природу электричества и вызываемых им явлений.

Ломоносов высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу Северных сияний и оценил их высоту.

Составил программы физико – химических исследований, тем самым основав новую область химии – физическую.

Слайд 22. Открытия в области астрономии.

В 1761 году М.В.Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землёй и Солнцем. Наблюдая за Венерой в небольшую трубу, он сделал открытие – на Венере есть атмосфера, но по – видимому более плотная, чем атмосфера Земли. 

Учёный создал новый тип отражательного телескопа – рефлектора.

Слайд 23. Открытия в области географии.

Составил «Полярную карту»;

разработал приборы для морского кораблевождения;

доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);

доказал возможность Северного морского пути в Индию.

Слайд 24. Открытия в области геологии.

Описал строение Земли.

Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Составил каталог минералов России.

Слайд 25. Открытия в области истории.

Составил краткий летописец с родословием.

Написал первый том российской истории.

Слайд 26. Создание литературных произведений.

М.В.Ломоносов создал огромное количество литературных произведений, которыми восторгались как простые читатели, так и поэты и писатели. Торжественные оды Ломоносова пользовались большой популярностью при дворе. Их хвалила сама императрица – Елизавета Петровна.

Большая роль принадлежит М.В.Ломоносову в создании русского научного языка и русского литературного языка. В 1757 году вышел в свет труд М.В.Ломоносова «Российская грамматика», в котором автор представляет свои исследования русского языка.

Слайд 27. Рождение русской мозаики.

Научные интересы Ломоносова касались разных сфер  и привели его даже в область изящных искусств. В начале 50-х годов19 века он проявляет большой интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики.

Слайд 28. Создание российского университета.

Главной мечтой учёного было создание в России университета, в котором могли бы учиться все достойные молодые люди. При поддержке графа Шувалова этот проект был утверждён императрицей. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский Университет, который в настоящее время носит его имя.

В конце жизни М.В.Ломоносов был избран почётным членом Шведской и Полонской Академий наук, почётным членом Петербургской академии художеств.

Слайд 29.

Перед смертью М.В. Ломоносов говорил своему другу академику Штелину: « Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить всё, что делал для Родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети Отечества вспомнят обо мне...».

Умер М.В.Ломоносов 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазоревском кладбище Александро – Невской Лавры в Петербурге.

Слайд 30. Список источников:

1. М.В. Ломоносов.  Избранные произведения. М. Наука, 1986 г.

2. М. Муратов «Ломоносов». Детгиз 1945 г.

3. Л.А. Савина «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Химия. Москва АСТ, 1999 г.

4. Фильм о Ломоносове: «Звезда Ломоносова». Фильм первый «Родина», производство студии ВТВ-сервис.

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов_М.В.

Обработка фотографий и сканов:

Adobe ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов_М.В.

Photoshop  CS5.


Поделиться:

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Учимся ткать миленький коврик

Невидимое письмо

Л. Нечаев. Яма

Почему люди кричат, когда ссорятся?