• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа: Какую воду мы пьем?

Опубликовано Коковина Лилия Евгеньевна вкл 30.03.2014 - 21:44
Коковина Лилия Евгеньевна
Автор: 
Никитина Ульяна

 

Для исследования выбрана тема: «Какую воду мы пьём?».

Цель работы: изучение свойств питьевой воды, используемой учащимися нашей школы.

Исходя из цели работы, были поставлены задачи:

  1. ознакомиться с научной литературой по изучению уникальных свойств воды;
  2. изучить питьевой режим;
  3. проделать опыты, по изучению качества питьевой воды.

 

Основываясь на изученной литературе по теме исследования и экспериментальной части работы, были сделаны следующие выводы:

1. Вода обладает уникальными свойствами, имеет важное значение в нашей жизни.

2. Обладая знаниями с детского возраста о необходимости воды для жизни, многие люди не придают большого значения качеству и количеству потребляемой воды.

3. Питьевая вода в пробах в основном пригодна для питья, если ее профильтровать и прокипятить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Для исследования выбрана тема: «Какую воду мы пьём?». Цель работы: изучение свойств питьевой воды, используемой учащимися наше110 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Для исследования выбрана тема: «Какую воду мы пьём?».

Цель работы: изучение свойств питьевой воды, используемой учащимися нашей школы.

Исходя из цели работы, были поставлены задачи:

  1. ознакомиться с научной литературой по изучению уникальных свойств воды;
  2. изучить питьевой режим;
  3. проделать опыты, по изучению качества питьевой воды.

Вода – самое распространённое вещество на Земле. Почти три четверти поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, озёра, реки, а пятая часть суши покрыта снегом и льдами. В атмосфере находится много паров воды. В недрах Земли также много воды, пропитывающей почву и горные породы (см. табл. 1 приложения).

Животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек: вода составляет 70% массы нашего тела, у новорождённых 80% (см. табл. 2 приложения). Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать 2,5 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 т воды.

Проанализировав материал из научных источников, можно выделить следующие уникальные свойства воды:

1. Вода – универсальный растворитель. Благодаря этому, её состав не исчерпывается формулой H2O. В воде содержатся практически все элементы Периодической таблицы, а также газы, основания, кислоты, соли и органические вещества.

2. Вода на Земле присутствует одновременно в трех агрегатных состояниях: в виде водяного пара, собственно жидкой воды и льда. И не существует другого вещества, которое обладало бы такими же свойствами.

3. Способность воды расширяться при замерзании, в то время как другие вещества сжимаются, спасает нашу планету от обледенения. Не обладай она таким загадочным свойством, все водоёмы промёрзли бы до дна.

4. Максимальную плотность вода имеет при температуре +4 0С, и поэтому вода, имеющая температуру ниже, располагается в верхней части водоёма, создавая комфортные температурные условия в зимний период для живых организмов.

5. Вода способна быть «живой» и «мёртвой». Талая, магнитная, структурированная вода – это примеры «живой» воды, которая способна активизировать обменные процессы живых организмов. Тяжелая вода Мёртвого моря в Израиле или образованная в результате техногенных катастроф (выброс нефтепродуктов в водную среду) – это «мёртвая» вода, в которой уменьшается скорость химических реакций в несколько раз, а биологические процессы в живых организмах резко ухудшаются(см. табл. 4 приложения).

6. Вода обладает памятью. Она способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции, представляя собой не просто химическое соединение, а являясь частью живой природы. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, зависит от произносимых над водой слов, исполнении разной музыки.

7. Вода – универсальное вещество, в котором происходят все обменные процессы живых организмов. Для активизации обмена веществ необходимо выпить стакан чистой воды за 30-40 минут до еды. Внутренние процессы обмена воды в организме – гарантия здоровья.

Существует несколько важных показателей качества пресной воды: запах, мутность, цвет и вкус. Запах определяют, нюхая воду (землистый, хлорный, нефтепродуктов и т.д.). Вкус воды из разных источников специфичен и определяется присутствием различных ионов солей, растворённых в воде. Не имеет вкуса только дистиллированная вода. Цвет и мутность измеряют в специальных химических лабораториях фотометрическим способом, сравнивая образцы с эталоном природной воды. В бытовых условиях рассматривают воду на просвет и выявляют осадок при отстаивании. Кроме того, вредоносные примеси выясняются с помощью химического анализа на предмет выяснения  ПДК – предельно допустимых концентраций, то есть таких, которые не наносят вреда организму человека (см. табл.3 приложения).

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Для ответа на вопрос «Какую воду мы пьём?» были проведены следующие практические исследования:

I. Проведение социологического опроса

Опрос учащихся школы №107 г. Перми проводился с целью изучения питьевого режима. Были предложены следующие вопросы:

1. Сколько примерно Вы выпиваете воды в день?

а) только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.); б) около 1 л, не считая в виде еды;   в) 2 л и более.

2. Интересует ли Вас качество воды, потребляемой для питья?

а) да;  б) нет.

3. Какую воду Вы пьёте?

а) из скважины; б) бутилированную; в) кипячённую; г) из-под крана;

д) без разницы.

Опрос был проведён среди 20 учащихся 7-б класса.

II. Сравнение проб питьевой воды

Для исследования были взяты три пробы: колодезная вода, из-под крана в кабинете химии школы №107 и талая вода, взятая с пришкольного участка. Пробы воды были обследованы:

а) для определения прозрачности

Визуально через тонкостенный химический стакан рассматривали страницу печатного текста. Кроме того, оставляли пробы воды на сутки, и рассматривали дно ёмкости на предмет обнаружения осадка.

б) для определения интенсивности запаха

Коническую колбу заполняют водой на две трети объёма, закрывают плотно пробкой и сильно встряхивают. Интенсивность запаха определяют по справочной таблице (см. табл. 3 приложения).

в) для определения вкуса

Пробовали пробы профильтрованной воды на вкус.

г) для определения рН среды

Использовали универсальную индикаторную бумагу.

д) для обнаружения примесей

использовали химические реактивы щелочи, соды и йодкрахмальной индикаторной бумаги.

III. Изучение свойства «информационное поле воды»

Именно это свойство воды вызвало мое наибольшее удивление и заинтересованность. О силе слова известно давно. Японский учёный Масару Эмото предложил методику, показательно доказывающую, что  вода может передавать и усиливать эмоциональную информацию.

В три стеклянных банки необходимо насыпать немного риса, и залить одинаковым количеством воды так, чтобы она закрывала рис. Первой банке с рисом говорить слово «спасибо», второй банке – «ты плохой, дурак», а третьей банке ничего не говорить, даже не обращать внимание. Эксперимент проводить утром в течение 5-7 дней.

                       

                          РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

                    Результаты опроса 20 учащихся школы №107:

Сколько примерно воды выпиваете в день?

Интересует ли качество воды?

Какую воду Вы пьёте?

А

Б

В

А

Б

А

Б

В

Г

Д

    7

10

3

12

8

3

5

6

4

2

Таким образом, 35% опрошенных учеников потребляют воду только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.); и только 15%  пьют 2 л и более воды в день. При этом 60% учащихся интересует качество питьевой воды.

По результатам исследований проб воды из скважины, и из-под крана в кабине химии и талой воды мы получили следующие результаты:

- вода из скважины лучшего качества, чем вода из-под крана, и тем более чем талая вода.

- вода из скважины не имеет ощутимого запаха (0 баллов), прозрачная, при отстаивании в течение суток не имеет осадка.

- вода из-под крана имеет слабый запах (2 балла), визуально прозрачная, но при отстаивании на дне сосуда остается небольшой осадок.

- талая вода имеет нефтяной запах и содержит большое количество примесей (3 балла).

В результате исследований мы составили сравнительную таблицу (см. приложение – таблица №5).

В опыте по изучению информационного поля воды мы решили взять лучшего качества, по-нашему мнению, воду из скважины (см. приложение таблица 6). Воду разлили в 3 колбы и насыпали равное количество риса. Через 5 дней выяснили: рис почернел во второй банке, из банки шёл неприятный запах (равнодушие); рис в третьей банке покрылся пятнами плесени (негативные слова); из первой банки шёл запах свежей рисовой каши, а рис немного пожелтел (позитивные слова). Вода запомнила информацию, сказанную человеком, и отреагировала по-разному. Недаром считается, что хуже равнодушия ничего нет.

ВЫВОДЫ

Основываясь на изученной литературе по теме исследования и экспериментальной части работы, были сделаны следующие выводы:

1. Вода обладает уникальными свойствами, имеет важное значение в нашей жизни.

2. Обладая знаниями с детского возраста о необходимости воды для жизни, многие люди не придают большого значения качеству и количеству потребляемой воды.

3. Питьевая вода в пробах в основном пригодна для питья, если ее профильтровать и прокипятить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеев С.В. Экология : учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разного типа. – СПб : СМИО, 2007. – 368 с.
  2. Ахманов М. Вода, которую мы пьём. Качество питьевой воды и её очистка с помощью бытовых фильтров. – М. : Эксмо, 2006. – 192 с.
  3. Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Сивкова С.А., Сладков С.А. Вода в нашей жизни. Дополнительные материалы к учебникам О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» : учебно-метод. пособие. – М. : Дрофа, 2011. – 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Природные воды гидросферы

Объект

Содержание воды, тыс. км3

Ледники, подземные льды

24 364

Подземные воды

10 530

Влага в почве

17

Пресные озёра

91

Болота

12

Вода в руслах рек

2

Вода в атмосфере

13

Биологические воды (в живых организмах)

1

Таблица 2

Содержание воды в организме человека

№

Органы человека

Содержание воды, %

1

Головной мозг

81

2

Спинной мозг

74,8

3

Почки

82

4

Сердце,  лёгкие

79

5

Мышцы

75

6

Кожа

72

7

Печень

70

8

Скелет

46

9

Зубная эмаль

0,2

10

Плазма крови

92

11

Слеза

99

12

Слюна

99,4

13

Желудочный сок

99,5

Таблица 3

Оценка эффективности запаха воды

Характеристика запаха

Интенсивность запаха, балл

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается потребителя-ми, но обнаруживается специалистами

1

Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

5

Таблица 4

Определение степени опасности веществ в воде

Вещества

Класс опасности

Сильные яды: акриламид, бензапирен, некоторые пестициды, нитриты

1

Кадмий, свинец, кобальт, барий, молибден, алюминий, стронций, бензол, хлороформ

2

Хром, титан, никель, ванадий, марганец, железо, медь, цинк, ацетон, нитраты

3

Фенол

4

                                                                                                                         Таблица 5

Результаты исследований проб воды из скважины, и из-под крана в кабине химии и талой воды

Этапы

исследования

Проба из скважины

Проба из водопровода

Проба талой воды

фильтрование

чистая

чистая

примеси

запах

сладковатый

хлорный

нефтяной

прозрачность

Четко видны буквы

Практически все буквы видны

Видны не все буквы

вкус

сладковатый

хлорный

земляной

рН среда

нейтральная

слабощелочная

слабокислая

Наличие примесей

 прозрачная

Почти прозрачная

Много нерастворимых примесей

Добавление щелочи

Тяжелых металлов нет

Есть следы тяжелых металлов

Есть следы тяжелых металлов

Добавление соды

Мягкая вода

Жесткая вода

Мягкая вода

Йодкрахмальная полоска

Нитратов нет

Нитратов нет

Нитраты в микродозах

             

                                                                                                     

                                                                                                                 Таблица 6

                        Изучение информационного поля воды

результаты

      «хорошо»

        «никак»

         «плохо»

1 день

 Прозрачность запах свежей    рисовой каши

Прозрачность 

неприятный запах

Прозрачность

неприятный запах

5 день

Желтый цвет

запах свежести    

Темный цвет

Запах плесени

Плесень белого цвета

Запах гнили

10 день

Темно-желтый цвет

Еле уловимый запах

Серый цвет

Запах плесени

Плесень зеленого цвета

Гнилостный запах

                                           

                                       СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ………………………………………
  2. Методика исследований ………………………  
  3. Результаты исследований и их анализ ………
  4. Выводы …………………………………………
  5. Список использованной литературы ……..…
  6. Приложения ……………………………………

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №107» г. Перми.

Секция: естествознание

Исследовательская работа: Какую воду мы пьем?

                                                        Учащаяся 7-б класса:

                                                                      Никитина Ульяна

                                                                      Руководитель:

                                                                      Коковина ЛЕ

                                    Пермь 2014

                                     


Поделиться:

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Смекалка против Змея-Горыныча

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Иван Васильевич меняет профессию

Рисуем "Ночь в лесу"