• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Загадочный мир кристаллов"

Опубликовано Шабанова Елена Валерьевна вкл 27.04.2014 - 17:54
Шабанова Елена Валерьевна
Автор: 
Подбуртный Максим

 

Аннотация

 

Кристалл. Что можно себе представить, услышав это слово? Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. Сегодня  кристаллы, помимо их свойства соблазна, нашли очень большое применение в науке и технике. Жилые здания и промышленные сооружения, самолеты и ракеты, теплоходы и тепловозы, горные породы и минералы слагаются из кристаллов. Мы едим кристаллы, лечимся ими и частично состоим из кристаллов.

Но, где взять столько кристаллов? В природе найти нужный кристалл сложно, да и нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое, а человек все чаще нуждается в таких подарках природы. Актуальность проблемы очевидна, человеку необходим способ искусственного создания кристаллов.

Объект исследования – кристаллы

Предмет исследования – способы выращивания кристаллов в домашних условиях

Цель: выращивание кристаллов в домашних условиях.

Для достижения цели сформулировали   задачи:

  • познакомиться с историей возникновения  кристалла;
  • выяснить практическое значение кристалла;
  • определить условия выращивания кристаллов в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая  конференция школьников

«Гости из будущего»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО  ТЕМЕ: «ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КРИСТАЛЛОВ»

                                                                                Автор работы:

      Подбуртный Максим,

      учащийся 4 «Б» класса

      МБОУ «СОШ № 10»

      Руководитель:

      Шабанова Е.В.,

      учитель начальных классов

      МБОУ «СОШ № 10»,

      первая квалификационная

      категория

 

      Эксперт: Лавренюк А.Н.,

      учитель физики,

      МБОУ «СОШ № 10»

г. Когалым.

 2013

 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1.

ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КРИСТАЛЛОВ……………………………...

4

1.1.

История возникновения кристаллов……..…………………………

4

1.2.

1.3.

Что такое кристалл? …………………………………………………

Практическая значимость кристаллов для человека……………….

4

5

ГЛАВА 2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..

5

2.1.

Образование кристаллов - удивительное действие природы……..

5    

2.2.

Мастер – класс ……………………………………………………….

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

9

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................

10

                                         

                                               

Введение

                                                  «Чем больше вглядываешься в кристалл, тем                      

                                                           глубже он  затягивает вас в свою глубину очарования»

                                                                                                                                   И.Е.Репин

Кристалл. Что можно себе представить, услышав это слово? Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. Сегодня  кристаллы, помимо их свойства соблазна, нашли очень большое применение в науке и технике. Жилые здания и промышленные сооружения, самолеты и ракеты, теплоходы и тепловозы, горные породы и минералы слагаются из кристаллов. Мы едим кристаллы, лечимся ими и частично состоим из кристаллов.

Но, где взять столько кристаллов? Думаю, что в природе найти нужный кристалл сложно, да и нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое, а человек все чаще нуждается в таких подарках природы. Актуальность проблемы очевидна, человеку необходим способ искусственного создания кристаллов.

Читая научно – популярную литературу я узнал, что кристаллы можно вырастить в домашних условиях.  Я обратился к учителю, и мы решили исследовать данную тему. Обозначив для себя проблему, мы определили объект и предмет нашего исследования:

Объект исследования – кристаллы

Предмет исследования – способы выращивания кристаллов в домашних условиях

Мы поставили перед собой цель: выращивание кристаллов в домашних условиях.

Для достижения цели сформулировали   задачи:

  • познакомиться с историей возникновения  кристалла;
  • выяснить практическое значение кристалла;
  • определить условия выращивания кристаллов в домашних условиях.

Методы исследования: обзор  литературных источников, анализ, сравнение, эксперимент.

Глава 1. Загадочный мир кристаллов

1.1. История возникновения кристаллов

Кристаллы многих минералов и драгоценных камней были известны и описаны ещё несколько тысячелетий назад. Кристаллом (от греч. krystallos – «прозрачный лед») вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь), встречавшийся в Альпах.

                  Горный хрусталь принимали за лед, затвердевший от холода до такой степени, что он уже не плавится. Первоначально главную особенность кристалла видели в его прозрачности, и это слово употребляли в применении ко всем прозрачным природным твердым телам. Позднее стали изготавливать стекло, не уступавшее в блеске и прозрачности природным веществам. Предметы из такого стекла тоже называли «кристальными».

Удивительной особенностью горного хрусталя и многих других прозрачных минералов являются их гладкие плоские грани. В конце 17 века было подмечено, что имеется определенная симметрия в их расположении. Было установлено также, что некоторые непрозрачные минералы также имеют естественную правильную огранку и что форма огранки характерна для того или иного минерала. Возникла догадка, что форма может быть связана с внутренним строением. Поэтому, кристаллами стали называть все твердые вещества, имеющие природную плоскую огранку.

1.2. Что такое кристалл?

Кристалл — это обычно твердое вещество, но бывают и жидкие кристаллы. Каждое вещество состоит из маленьких частиц (молекул или атомов). Можно назвать их кирпичиками. Обычно в веществе кирпичики разные и по-разному соединяются друг с другом, т. е. получаются странные узоры. А в кристалле кирпичики одинаковые, они одинаково соединяются друг с другом, повторяются в точно такой же последовательности по всему веществу, выстраиваются в строгом порядке “как солдаты в строю” (в отличие от частиц в газах, жидкостях и в аморфных твёрдых телах), т. е. получаются узоры правильной формы. Благодаря такой повторяющейся структуре кристаллы сами могут принимать странные и интересные формы.

1.3. Практическая значимость кристаллов для человека

Применения кристаллов в науке и технике так многочисленны и разнообразны, что их трудно перечислить. Перечень видов применения кристаллов уже достаточно длинен и непрерывно растет. Поэтому ограничусь несколькими примерами.

                            Рис.1.

Глава 2. Выращивание кристаллов

2.1. Образование кристаллов - удивительное действие природы

Вместе с папой, я прочитал в интернете, что природные кристаллы не всегда достаточно крупны, часто они неоднородны, в них имеются нежелательные примеси. При искусственном выращивании можно получить кристаллы крупнее, однороднее и чище, чем встречаются в природе.

Очень эффектно выглядят "доморощенные" кристаллы медного купороса ярко-синего цвета и хромокалиевых квасцов (фиолетовые), хороши и бесцветные кубики поваренной соли. Мне показалось странным, что кристалл растёт. Почему же он может расти? Ведь это не растение.

Прочитав инструкцию и изучив меры предосторожности, свою деятельность я начал с выращивания кристаллов из поваренной соли. Данное исследование является моим первым опытом работы в проведении научно- практического изучения.

Опыт 1

Выращивание кристалла поваренной соли:

1. Приготовил нитки разного качества, соль, банку. (Приложение 1)

2.Развёл раствор поваренной соли следующим образом: налил воды в банку и поставил его в кастрюлю с тёплой водой.

3. Насыпал пищевую соль в банку и оставил минут на 5, предварительно помешав. За это время банка с водой нагрелась, а соль растворилась.

4.Добавлял и перемешивал соль ещё несколько раз до тех пор, пока соль уже не перестала растворяться и начала оседать на дно банки. Я получил насыщенный раствор соли.

5.Перелил его, избавившись при этом от лишней соли на дне.

6.Опустил в банку нитки разного качества, закрепил их так, чтобы один конец был в банке с раствором, а другой конец был с внешней стороны.

В результате этого опыта кристалл начал расти на нити, находящейся с внешней стороны, У меня получилась красивая кристаллическая нить из мелких кристалликов, похожая на украшение, но  кристалл был очень хрупкий, при неосторожном движении рассыпался.

Мне стало интересно, а можно ли вырастить кристалл большой формы и более прочный. Я решил продолжить исследования, и вырастить кристалл медного купороса.

 Опыт 2

Выращивание кристалла медного купороса:

1.Выбрал место с постоянной температурой, где кристалл никто не будет трогать, пока он растёт.  (Приложение 2)

2.Вскипятил воду и налил её в ведёрко.

3.Высыпал порошок для выращивания кристаллов в ведёрко с кипятком.

4.Перемешал раствор до полного растворения порошка. Перемешивал в одном направлении.

5.Опустил в ведёрко камешек.

6.Закрыл ведёрко, подождал один час, чтобы раствор остыл.

7.Осторожно высыпал заправочные кристаллы в центр ведёрка на камешек.              

8.Ждал появление первого кристалла 24 часа.

9.Каждый день наблюдал за ростом кристаллов с помощью фонарика.

10.Через 30 дней кристалл начал выступать над поверхностью воды.

Я вылил раствор из ведёрка.              

11.Надев перчатки, я вытащил кристалл из ведёрка на два дня, чтобы он обсох. 

12.Кристалл я храню в прозрачной коробочке с плотно закрытой крышкой, оберегаю его от контактов с воздухом и влагой, не выставляю его на солнце.

Вывод: В результате проведённого опыта я получил, можно сказать, чудо какое-то, большой, крепкий кристалл, красивого голубого цвета, т.к.  это кристалл медного купороса. Но кристалл боится высокой температуры и солнечных лучей.

2.2. Мастер – класс

Своими результатами в опытах я поделился  с одноклассниками на уроке «Окружающего мира», ребята заинтересовались и тоже захотели вырастить кристаллы в домашних условиях. Для них, я подготовил рекомендации. (Приложение № 3)

 

                                     

                                         

                                       

Заключение

Процесс выращивания кристаллов в домашних условиях это очень интересное и увлекательное занятие, позволяющее сознательно отнестись к закономерностям природы. Данная работа  сделала меня более наблюдательным, терпеливым, расширила мой кругозор, приобщила к науке. Мне было интересно работать вместе с моими родителями, им тоже было интересно.

В ходе работы я познакомился с историей возникновения  кристалла; выяснил практическое значение кристалла и определил условия выращивания кристаллов в домашних условиях.

Выращенные мной кристаллы получились красивыми, разными, яркими, но не практичными. На них можно смотреть и любоваться, но использовать их в жизни трудно, т.к. кристалл соли – хрупкий, а из медного купороса – боится высокой температуры и солнечных лучей;        

В будущем хотел вырастить красивые кристаллы разных цветов другими способами;

Закончить свою работу хочу словами Ильи Репина   «Кристаллы будоражат наше воображение гармонией, поражают яркостью и многообразием окраски, своими замечательными свойствами, немеркнущей со временем красотой, тайнами зарождения и роста».

                 

Список используемых источников

  1. Всё обо всём / Пер. с англ. - М.: Махаон — 160 с.

    2. Энциклопедический словарь / Пер. с Англ. М.: Ридерз Дайджест -368 с.

    3. Энциклопедия для детей т.4 М. Аванта . 1995 г

Электронный ресурс:

1. Выращивание кристаллов в домашних условиях. Как вырастить кристалл // Занимательная химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kristallikov.net/page6.html

2. Жидкие кристаллы // Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

3. История кристалла // Кристаллы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kristal.21428s12.edusite.ru/p2aa1.html 

4. Кристаллы // "Рисуя Минералы..." [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/pochemu-rastet-kristall - #http://mindraw.web.ru/cristall1.htm 

5. Применение кристаллов в науке и технике // Мир кристаллов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://course-crystal.narod.ru/p2aa1.html


Поделиться:

Про пингвинов

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Проказы старухи-зимы

Как Дед Мороз сделал себе помощников