• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Осторожно: компьютер!"

Опубликовано Жесткова Алена Владимировна вкл 04.11.2014 - 18:19
Жесткова Алена Владимировна
Автор: 
Жесткова Полина

Еще сравнительно недавно человек обходился без компьютера. В настоящее же время компьютер делает наш труд легче, раскрывает новые возможности, становится средством познания, общения и развлечения. Мои одноклассники, я и мои родители много проводят времени за компьютером. Я задумалась, влияет ли компьютер на наше здоровье. Это и послужило выбором темы моего исследования. Тема моей работы «Осторожно: компьютер!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno_kompyuter.docx57.71 КБ
Office presentation icon Презентация к проекту "Осторожно: компьютер!"845.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 им. В.Н. Щеголева

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Муниципальный этап конкурса проектов «Первые шаги в науку»

Секция «Математика и информатика»

Тема: «Осторожно: компьютер!»

                                                                                                                   

                                                                                                                       

Выполнила:

ученица 6 «А» класса Жесткова Полина

Руководитель:

учитель информатики Жесткова А.В.

2013-2014 учебный год

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………………...3
  2. Ход работы ………………………………………………………………….…….4
  3. Факторы, действующие на человека при работе за компьютером……………5
  4. Санитарные правила и нормы……………………………………………………6
  5. Результаты анкетирования……………………………………………………….8
  6. Влияние компьютера на органы зрения…………………………………………9
  7. Влияние на опорно-двигательный аппарат………………..…………………..10
  8. Вывод……………………………………………………….….………………….11
  9. Мои планы………………………………………………….….………………….12
  10. Источники…………………………………………………………………………13

Введение

Еще сравнительно недавно человек обходился без компьютера. В настоящее же время компьютер делает наш труд легче, раскрывает новые возможности, становится средством познания, общения и развлечения. Мои одноклассники, я и мои родители много проводят времени за компьютером. Я задумалась, влияет ли компьютер на наше здоровье. Это и послужило выбором темы моего исследования. Тема моей работы «Осторожно: компьютер!»

Цель:

  • Выявить вредное влияние компьютера на организм человека.
  • Убедить пользователя задуматься о своём здоровье.
  • Составить рекомендации по безопасной работе на компьютере.

Задачи:

  • Изучить имеющуюся информацию по данному вопросу.
  • Определить факторы негативного воздействия компьютера на здоровье человека.
  • Провести анкетирование с целью выявления вреда компьютера на человека.
  • Подобрать профилактический комплекс упражнений, с помощью которых можно снять напряжение во время работы на компьютере.

Актуальность темы:

Обратить внимание обучающихся на сохранение здоровья при работе с компьютером.

Проблема:

Выявление  отрицательного влияния компьютера на здоровье человека и меры профилактики при работе за компьютером.

Гипотеза:

Предположим, что компьютер оказывает  вредное влияние  на здоровье человека, но при соблюдении правил и норм работы отрицательные факторы снижаются.

Методы исследования:

Теоретический – анализ информации по теме исследования.

Практический - анкетирование, наблюдение,  математическая обработка данных, построение  диаграмм

Ход работы:

  1. Я изучила информацию из различных источников о влиянии компьютера на здоровье человека.
  2. Изучила санитарные правила и нормы при работе за компьютером.
  3. Провела опрос среди учащихся 5-6 классов.
  4. Изучила комплексы упражнений, для различных групп мышц.
  5. Выбрала упражнения, которые можно выполнять при работе за компьютером, для снятия напряжения с различных групп мышц.

Факторы, действующие на человека при работе за компьютером

Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется: постоянным сидячим положением, большим зрительным напряжением, однообразными повторяющимися нагрузками на руки, а также нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.

Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером: мерцание монитора (влияет на глаза),

  • электромагнитное излучение,
  • шум (раздражает),
  • воздействие на психику,
  • стесненная поза (действует на позвоночник),
  • микроклимат помещения (влажность, пыль),
  • режим работы (необходимые перерывы на отдых).

Я в своей работе рассмотрю лишь некоторые факторы.

Санитарные правила и нормы

Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (далее - ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами и определяют санитарно-гигиенические требования к:  

  • Требование к персональным электронно-вычислительным машинам;
  • Требования к помещениям для эксплуатации ПЭВМ;
  • Требования к микроклимату помещений эксплуатации ПЭВМ;
  • Требования к шуму и вибрации;
  • Требования к освещению помещений и рабочих мест с ПЭВМ;
  • Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ;
  • Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.

В нашей школе все эти требования в кабинете информатикии, в основном, соблюдаются (не вся мебель соответствует нормам), но основной объем времени работы на компьютере у учеников в домашних условиях.

Для учащихся X - XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урока в неделю с использованием компьютеров.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать: 
- для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;
- для учащихся II - V классов - 15 минут;
- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;
- для учащихся VIII - IX классов -25 минут;
- для учащихся X - XI классов - на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут.

На наших уроках информатики эти нормы выполняются, но основной объем времени работы на компьютере в домашних условиях.

Наилучший способ посадки за компьютером

- экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз;

- обе ступни стоят на полу;

- Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура.

- спина расположена вертикально.

Результаты анкетирования

Так как, основной объем работы на компьютере приходится на внеурочное время, я составила и провела в 5-6 классах анкетирование (Приложение 1). В опросе участвовали 57 учащихся. Получила следующие результаты (Приложение 2):

Наличие компьютеров (на семью).  У половины учащихся на семью приходится 2 компьютера, значит изучение его влияния на здоровье человека актуально

Как часто Вы используете компьютер. 72 % опрошенных используют компьютер каждый день, значит компьютер один из факторов влияющий на здоровье.

Сколько времени Вы проводите за компьютером? Половина ответивших затрачивает в среднем 1-2 часа, что допустимо при соблюдении гигиенических норм (для студентов старших курсов).

Использование специальной мебели. Преобладающая часть, участвующих в опросе ответили, что при работе за компьютером использует специальную мебель, это снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Возникновение болезненных ощущений. Почти у половины учащихся возникают болезненные ощущения во время длительной работы за компьютером, что говорит о негативном влиянии компьютера на здоровье человека.

Какие болезненные ощущения. У опрошенных, у которых возникают болезненные ощущения, преобладает болезненное ощущение в глазах, головная боль, и боль в шейном отделе

Знаете ли вы упражнения, помогающие снять напряжения с мышц при работе за компьютером. Половина опрошенных не знает упражнений, помогающих снять напряжение с мышц, при работе за компьютером. Поэтому необходимо познакомить учащихся с комплексом этих упражнений.

Применяете ли Вы эти упражнения. 58 % знают, но не применяют эти упражнения. Необходимо рассказать о последствиях влияния компьютера на здоровье и убедить применять упражнения.

Влияние компьютера на органы зрения

В связи с тем, что монитор находиться на близком расстоянии, мышцы глаз, управляющие, хрусталиком находятся в постоянном напряжении. Помимо этого, дополнительное напряжение глаз создаётся принципом работы монитора, т.е., обычно глаз воспринимает отражение света от предметов, монитор же, сам является источником света. К этому прибавим мерцание, очень редкое моргание глаза, блики на экране и получим все предпосылки к развитию близорукости, ухудшению зрения, быстрой усталости глаз и другим расстройствам.

Самая, пожалуй, "компьютерная" из глазных болезней - синдром сухого глаза. Увлажнение роговицы происходит при моргании. Обычно мы моргаем около двадцати раз в минуту. Когда же мы неподвижно смотрим на экран (или в книгу), то моргаем в 3 раза реже. Результат - глаз становится "сухим".

Неизбежное при работе за монитором длительное напряжение зрения сказывается на течении различных заболеваний глаз, а также может оказаться одним из факторов, способствующих их появлению.

Чтобы снизить напряжения на глаза можно выполнять несложные упражнения (Приложение 3)

Влияние на опорно-двигательный аппарат

Работая за компьютером вы в основном сидите в удобном для вас положении, в течении длительного времени, но не факт что удобная или вынужденная поза, которую вы приняли, является оптимальной. Длительное нахождение в одной и той же позе, приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию нагрузки на других группах мышц, что  пагубно влияет на ваш организм.

В положении сидя нагрузка на межпозвоночные диски намного больше чем в положении стоя или лёжа.

Таким образом все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах, в зависимости от её локализации.

В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника, но в том случае, если ребёнок не держит правильную осанку (как в школе за партой).

Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений, именно это, в совокупности с постоянным напряжением мышц руки, приводит к защемлению нерва в запястном канале и в последствии к боли в запястье.

Для снятия напряжения с опорно-двигательного аппарата можно выполнять упражнения для головы и шеи (Приложение 4),  для рук (Приложение 5), для туловища (Приложение 6).

Вывод

В ходе проведенного исследования я выяснила, что компьютер оказывает вредное влияние на здоровье человека, но если при работе за компьютером соблюдать санитарные и гигиенические нормы, рекомендации, выполнять профилактические упражнения, то отрицательное воздействие на организм человека будет незначительным и компьютер станет безопасным другом и помощником в учебе.

Последствия отрицательного влияния на здоровье человека заметно не сразу, а после долгих лет несоблюдения норм и неправильного режима работы. Исходя из результатов своей работы, я очередной раз сделала вывод, что мера нужна во всем, в том числе и во времени использования компьютера. Я сама буду стараться выполнять рекомендации и своим одноклассникам и знакомым расскажу о правилах безопасной работы на компьютере.  

Мои дальнейшие планы:

1.Провести беседу с учащимися 5-6 классов по теме «Осторожно: компьютер!»

2.Познакомить учащихся 5-6 классов с комплексом упражнений, помогающих снять напряжение при длительной работе за компьютером.

3.Селать памятки с комплексом упражнений для классных уголков.

4. Продолжить изучать факторы, влияющие на здоровье человека и меры по их профилактике.

Список использованных источников и литературы:

  1. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96  
  2. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.
  3. Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997г.  
  4. А.А.Сурков. Энциклопедия.  О влиянии компьютерной техники на зрение человека
  5. Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003
  6. http://www.compgramotnost.ru/ © compgramotnost.ru
  7. http://www.kakprosto.ru/kak-93618-pochemu-kompyuter-vreden#ixzz2ykcuHSIK 
  8. www.comp-doctor.ru разделы «Компьютер и здоровье», «Рабочее место»
  9. www.iamok.ru, раздел «Компьютер и здоровье» 
  10. www.kehdh.narod.ru
  11. Пособие по безопасной работе на персональных компьютерах,
    разработчик В.К. Шумилин.http://www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/2009/134/#p12 

Приложение 1

Вопросы для проведения анкетирования

1.У вас есть компьютер? Если несколько, укажите сколько.

2.Как часто Вы используете компьютер?

3.Скотлько времени вы проводите за компьютером?

4.При работе за компьютером Вы сидите за специальным компьютерным столом?

5.При работе за компьютером Вы используете компьютерный стул?

6.При долгой работе за компьютером у Вас возникают болезненные ощущения? Если да, то какие:

        - боль в глазах;

        - головная боль;

        - боль в шейном отделе;

        - боль в пояснице;

        - боль в кистях рук;

        - другое, укажите, что

7.Знете ли Вы упражнения, помогающие снять напряжения  мышц при работе за компьютером?

8.Применяете ли вы эти упражнения?

Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся 5-6 классов:

Наличие компьютеров (на семью)

Как часто Вы используете компьютер

Сколько времени Вы проводите за компьютером?

Использование специальной мебели

Возникновение болезненных ощущений

Какие болезненные ощущения

Знаете ли вы упражнения, помогающие снять напряжения с мышц при работе за компьютером

Применяете ли Вы эти упражнения

Приложение 3

Упражнения для глаз

  • Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

 

  • Моргать в течении 1-2 мин.
  • с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  • В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
  • В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  • Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

Приложение 4

Упражнения для головы и шеи

  • Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
  • Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.

Эффект: расслабление мышц шее и лица.

  • Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

Эффект: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.

Приложение 5

Упражнения для рук

  • В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.

Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.

  • В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

Эффект: избавление от усталости рук.

  • Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
  • Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
  • Широко расставить пальцы на напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Эффект: избавление от усталости рук.

Приложение 6

Упражнения для туловища

  • Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
  • Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз.
  • Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
  • Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
  • Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
  • На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох - и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.

Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Как зима кончилась

Карты планет и спутников Солнечной системы

Пустой колос голову кверху носит

Городецкая роспись