• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме : " Природа в живописи гигантовского художника А.Н. Гордеева".

Опубликовано Касьянова Татьяна Александровна вкл 09.11.2014 - 21:47
Касьянова Татьяна Александровна
Автор: 
Проценко Дмитрий Сергеевич

Работа выполнена   в рамках муниципального этапа конкурса " Славен Дон" 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_a.n._gordeev.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении

средняя общеобразовательная школа № 76 п. Гигант

Областной конкурс работ учащихся «Славен Дон-2015».

Номинация «Гуманитарно-экологическое исследование»

Тема работы: «Природа в живописи гигантовского художника А.Н. Гордеева».

                                                                     Подготовил: Проценко Дмитрий Сергеевич

                                                     ученик 10 класса МБОУ СОШ №76

                                                                          347628 ул. Учебная №31, Сальский р-н, п.Гигант

                                                                              Домашний адрес: 347628 п. Гигант, ул. Кирова 7/1

                          тел.: 8-988-545-26-96

                                                                         Руководитель: Касьянова Татьяна Александровна

                                                 учитель истории и обществознания

                                   МБОУ СОШ №76, п.Гигант

                                                   347628 Учебная №31, Сальский р-н,

                   тел.: 89508661862

                                                                               п.Гигант

2014 г.

Содержание

  1. Введение …………………………………………………….. стр. 2-4
  2. Основная часть ……………………………………………... стр.5-15

2.1. Путь в искусство……………………………………... стр.5-6

2.2. Творчество А.Н. Гордеева ………………………….. стр. 7-8

2.3.  Взаимодействие человека и природы в пейзажах             А.Н.Гордеева……………………………………………… стр.9-12

2.4. Отношение земляков к творчеству

А.Н. Гордеева....................................................................  стр.13-15

  1. Заключение        ………………………………………….........  стр.16-17
  2. Список использованной литературы………………..........   стр.18
  3. Приложение        ……………………………………………….  стр.19-31

Введение.

        Донской край - это неторопливое течение светлого, тихого Дона и привольные степи, сады и виноградники, массивы золотой пшеницы и подсолнуха на синем фоне неба. Это индустриальные центры: город Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Волгодонск. Это крупнейшие на юге России сельскохозяйственные предприятия. Среди них знаменитый «Гигант» -  первый в России зерносовхоз, созданный в конце 20-х годов прошлого века, в сальской степи. И все это, и природа, и стройки, и люди, живущие и работающие на донской земле, продолжают быть главными темами старейших художников Дона:  М.И. Бабичева, К.Е. Балапова, Т.Ф.Теряева и многих других.  Поселок « Гигант » - родина многих талантливых людей,  но художник Александр Никодимович Гордеев для нас человек особенный: он стал проводником реальности в мир чувств и фантазий. Пропуская через себя всё важное, волнующее, значимое, показывал людям красоту родных мест, глубину человеческих чувств, призывал к формированию качественного уровня взаимодействия культуры с природой, основанного  на гармоничном характере их отношений. Александр Никодимович оставил творческий след в истории гигантовцев – свою живопись.

Цель исследования: выявить формирование основ эстетической культуры на примере деятельности А.Н. Гордеева.

Гипотеза: произведения искусства А.Н. Гордеева воспитывают в человеке гуманные чувства, любовь к своей малой родине, ориентируют его на ценностное восприятие природы и являются эстетической составляющей экологического образования и воспитания.

Задачи:

1) Выяснить, как личность художника, его жизненный опыт влияет на отношение к окружающему миру, проблемам взаимоотношений природы и человека.

2) Проанализировать приемы и методы мастерства художника, передающие настроение и чувства изображаемых сюжетов.

3) На основе анализа картин А.Н. Гордеева показать истинную красоту природы родного края во взаимодействии с преобразованной деятельностью человека.

4) Познакомить с творчеством А.Н. Гордеева моих одноклассников, узнать какое впечатление производят картины Гордеева на зрителей.

Предмет исследования: взаимодействие человека и природы.

Объект исследования: живопись А.Н. Гордеева

Специальной литературы по теме моего исследования  нет, поэтому я  изучил вступительную статью каталога  «Живописи и графика А.Н. Гордеева», автором которой является научный сотрудник картинной галереи имени народного художника В.К. Нечитайло Н. И. Мирошниченко и  узнал об  основных направлениях живописи гигантовского художника. Статья томского государственного университета  культурологии и искусствоведения «Живописи, как предмет междисциплинарного исследования» позволила мне исследовать живопись А.Н. Гордеева в смежных дисциплинах: искусствоведение, культурологии, психологии, социологии, философии. В журнале научных публикация аспирантов и докторских, 2013 г., статья Н.В. Анацкой «Эстетическая составляющая экологического образования и воспитания» раскрывает  роль живописи в экологическом образовании подрастающего поколения. Изучив статьи газет  «Сальская степь» 1985 г. и  «Гигант» 1991 г. я получила целостное представление о творческом пути А.Н. Гордеева, познакомилась с его биографией. Ресурсы сети интернет расширили  мои знания по вопросу воздействия человека на природу и природы на человека, позволили постигнуть азы изобразительной грамоты.

Методы исследования: анализ архивных документов, интервьюирование и запись воспоминаний об авторе и его творчестве, консультирование со специалистами, анализ художественных произведений, изучение литературы, презентация творчества автора и опрос.

Новизна исследования заключается в  изучении новой грани живописи А.Н. Гордеева, отображающей взаимосвязь человека  и природы; в привитии гигантовцам  любви к своему краю; в ориентации их на ценностное восприятие природы.

Продолжительность исследования: май - октябрь 2014 год.

Место исследования: п. Гигант.

                                         

                                          2.1. Путь в искусство.

Путь А.Н. Гордеева в искусство был нелегок, как и у многих его сверстников. Он родился в 1922 году в станице Бессергеневской, недалеко от Новочеркасска. Родители - простые крестьяне. В семье было 5  детей, поэтому их было трудно растить. После образования совхозов семья переехала в Шахты, и отец пошел работать шахтером[1].

Донская степь, многоплановые голубые дали волновали мальчика. Близкими и родными они станут ему на всю жизнь, с ними свяжет он  свое творчество.

Уже с 7-го класса Сашу увлёк мир живописи.        Вначале в школьном кружке, а затем во Дворце культуры, посещая художественную  студию, он получил первоначальные навыки работать кистью.

В семье никто не верил в серьёзность его увлечения. Когда же Саша подал документы в Ростовское художественное училище имени  Грекова, то и вновь никто в семье серьёзно к этому не отнёсся. Но он поступил. Отучился первые 2 курса, а во время летней практики его застала война. Была, впрочем, и отсрочка. Но в то время  мало кто обращал на это внимание.

Позже годы войны  вспоминались Александру Никодимовичу кошмарным сном: «Сполна хлебнул военного лиха. Несколько раз был ранен. С трудом удавалось выжить. И снова в бой»[2].

Солдатский путь Александра Никодимовича пролег от г. Ростова-на-Дону до Европы. Победа застала Александра Никодимовича в Австрии. Через время его перевили в Румынию, а затем в штаб Южной группы войск. Стремление писать не оставляло А. Гордеева и в годы войны. Вспоминая о своем отце дочь Касьянова Т.А. рассказывала, как Александр Никодимович на солдатские деньги покупал кисти, холсты, краски вместо продуктов питания, на, что тратили средства его сослуживцы[3].  

Художественные способности А.Н. Гордеева послужили во благо Отечества, внесли свою лепту в Победу над Фашистской Германией. Он чертил схемы, наносил планы сражений, за что был награжден медалями. В минуты затишья между боями художник брал в руки карандаш и наносил на бумагу эскизы домов, улиц  из окна разбитого здания.

В конце 1946 года  Александр вернулся домой. Но к началу занятий не успел и пошёл работать в Ростовский художественный фонд. А в Гигант попал случайно. В 1948 году совхоз праздновал своё 20-летие. Его друга пригласили оформлять клуб, но работы было очень много, и Александр Никодимович приехал  помогать, да так и остался.

Предложили работать сначала художником. Затем, он, преподавая в школе изобразительное искусство, заочно оканчивал Краснодарский педагогический институт и учил уже детей своему искусству[4]. Скольким людям за эти годы он привил любовь к живописи. Решающее значение в становлении творческой личности А.Н.Гордеева сыграли талантливые донские педагоги и художники Семенов Т.П. и Лень В.Г., сумевшие его увлеченность рисованием превратить в горячую и прочную любовь к искусству.

Весь путь художника, и в мирное время, и в тревожные годы войны, с самого детства пронизан творческим восприятием окружающей среды.

                                   2.2. Творчество А.Н. Гордеева.

Из каталога ‘‘Живопись и графика’’, я узнал, что Александр  Никодимович  Гордеев за свою жизнь написал масляными и акварельными красками 62 картины[5].  Свои работы он не прятал  от людей. Его работы  экспонировались в залах картинной галереи  имени народного художника РСФСР В.К. Нечитайло г. Сальска в 1985 году[6].

Его творчество отличается широким  диапазоном  жанров. Это тематические картины, портреты, пейзажи и натюрморты. Все, что делал А.Гордеев, было бы невозможным без живых наблюдений природы, к какому бы жанру он не обращался. Но  все - таки наибольших успехов художник достиг в жанрах – портрет, пейзаж. Небольшие сочные этюды не только служат  подготовительным  материалом, но, что, наверное, важнее всего, они помогают автору выразить свое восприятие мира, а зрителю - понять его. Именно поэтому на персональной выставке в 1985 году тематическая  картина, портрет, натюрморт и этюды пейзажи ограниченно сочетались между собой. Возможно, кто-то побывал на выставке художника и смог сам убедиться в правильности моих слов.  Я же хочу привести еще несколько строк в подтверждении своей мысли – «Персональная выставка - это кусочек жизни, чарующей красотой и гармонией жизни, которую любит художник, которую славит и, глядя на его пейзажи, знакомясь с галереей портретов нашего современника, думаешь об огромном трудолюбии художника, его влюбленности в жизнь и в человека  » - так писал научный сотрудник картиной галерее Н. Мирошниченко[7].

     Пейзажи А.Н. Гордеев  посвящает именно Сальской степи с ее солнечным раздольем, щедростью ее земли, которую он любит беспредельно.  От этюда к этюду, от холста к холсту чувствуешь, как обогащалась душа художника новыми познаниями прекрасного. Художник пишет времена года: в золотом наряде осень - «Гигантовская осень» 1962 г., этюд «Осень» 1975 г., и ласковое солнечное лето, и весну, и зиму - «Зимний пейзаж» 1961 г. И так из года в год.

Ощущение наступающей весны живет в пейзаже «Перед первомаем» 1956 г., «Ранняя весна» 1970 г. Едва уловимое  состояние природы художник передает в пейзажах «Перед дождем»  1955 г., «Пары» 1968 г. И как результат накоплений и обобщений опыта – большое полотно «Донской пейзаж» с бесконечными далями и золотистыми кручами.

Много интересных людей встретил художник на своем пути, людей разных по профессии, по характеру, многих изобразил: «Портрет фронтового друга» 1945 г., «Портрет друга» 1956 г., «Саша» 1961 г.

Чисто внешняя привлекательность портретов («Мария» 1963 г.)  сменяется стремлением передать мир чувств и переживаний («Портрет дочери» 1957 г. «Портрет жены» 1975 г., «Автопортрет» 1959 г.[8])

Создаются полотна в жанре тематической картины «Между боями» 1984 г., «0:1. Озорники» 1956 г., в которых прослеживается тронутые душу годы войны, и дорогие, как педагогу, детские сюжеты.

Умение наблюдать, обобщать увиденное, стремление передать мир чувств и переживаний посредством художественного мастерства, присущи творчеству А.Н. Гордеева, лучшие из его работ обращены к человеку, к природе, исполнены большой любовью к ним.

          2.3. Взаимодействие человека и природы в пейзажах А.Н.Гордеева.

      Окружающий мир человека, мир природный  и рукотворный, созданный людьми, их гармоничное слияние - суть пейзажного произведения А.Н. Гордеева. Пейзаж – это изображение той среды, которая близка художнику, с которой он находится в контакте. Но, пейзаж – это и образ, созданный его восприятием реальности, его впечатлениями, воображением. В таком случае произведение предстает перед зрителем не просто как документальное, подобное фотографическому, отображение реального вида, а еще и как частичка внутреннего мира.

      Как и многие работы Александра Никодимовича пейзаж  «Утро на Дону» 1959 г.[9] передаёт  удивительную  спокойную и мирную атмосферу. В центре внимания художника тихое утро на берегу реки Дон.  Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение. Три стихий – небо, земля, вода , гармонично дополняют друг друга. Бледно - голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в зелень деревьев. Вода, подчёркивает и освежает утро. Присутствие человека едва угадывается в картине. Природа определяет  род занятий людей и это отражает написанная  художником лодка на берегу реки. Но, всматриваясь в картину, понимаешь, что А.Н. Гордеев  подчёркивает мысль о том, что природа и человек не соперничают друг с другом, а, напротив, сливаются в одно целое.

Рассматривая полотно «Гигантовская осень» 1962 г.[10], можно увидеть  характерный русский пейзаж, композиция построена таким образом, будто зритель не смотрит на природу со стороны, а как бы может стать её гостем, достаточно сделать шаг  по расположенной на первом плане тропинке.

Картина природы настолько узнаваема, что кажется, стоишь на пороге того мира, который окружает тебя и в котором все тебе доступно и близко. Можно сказать, Александр Никодимович воспел красоту природы родного края. Спокойный день в начале осени. Осень уже окрасила природу в свои цвета. Они такие яркие, что сначала, кажется, вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на первом плане ещё зеленая. Перед глазами  русский простор, гигантовская роща.  Но наше внимание приковано к узкой дорожке, на заднем плане,  протоптанной человеком и пересекающей картину по диагонали. А говорит она о том, что в этом девственно нетронутом уголке природы отводится автором место и человеку.

    Еще один этюд « Лето» 1956 г.[11], в котором изображена роща в летний период, предстает перед нами как неизведанный человеком мир природы. Живописные заросли кустарников, травы - вот нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от нее? Ответ ожидаем – этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за рамками летней рощи, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям. А здесь художник подарил право отдыхающей женщине, расположенной на первом плане картины, быть самой собой. В этом магия работы.

   Я думаю, не случайно А.Н. Гордеев написал эти этюды. Роща, для гигантовцев, место куда приходили и приходят местные жители любоваться этим уголком нашего края. Природа здесь живописна, является источником вдохновения, фактором удовлетворения нравственных и эстетических потребностей. Рассматривая данный этюд, возникают такого рода эмоциональное состояние в виде богатой гаммы переживаний, формируется доверительные отношения к природе.

      Обратной стороной взаимосвязи природы и культуры является воздействие культуры на природу, следствием которой стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу. Так картины А.Н. Гордеева «Фрукты»[12] и «Овощи»[13], созданные в 1972 г., показывают результаты  воздействия человеком на почву, растительность. В натюрмортах выявлена не только красота «неживой» природы, но и через мир привлекающих вещей Александр Никодимович передал свое отношение к ним. Мир предметов  натюрмортов неширок. Художник любил изображать дары земли сальской: яблоки, виноград, груши, сирень и т.д. Глядя на картины, понимаешь, то, что именно природа служит стимулом человеческой деятельности, требует от человека активности, а, взамен вознаграждает его своими дарами. Натюрморты Гордеева - это не только любование красотой , сотворимой природой, но и настроение, размышление о сути мира вещей, к которым обращается художник.

       Можно утверждать, что подавляющая часть  “естественной природы”  окружающей нас – это культивированная природа. Её плоды органично вписываются в среду обитания, придавая ей более совершенные черты красоты. В  картине «Старый элеватор в  Гиганте»[14] 1963 года, можно увидеть, как удачно вписаны Александром Никодимовичем объекты агросферы в виде разлива золотых колосьев, и техносферы – первого элеватора зерносовхоза. Они гармонично существует в природном ландшафте. Художник показывает, как при этом остаются удобными и полезными для жизни людей оба объекта. В картине доминирует мягкая сине-голубая гамма цветов неба, в которую внесена нежно-розовая пастель и золотистые оттенки колосьев. Автор подчёркивает результат человеческой деятельности – хлебное поле. Оно изображено на фоне неба, которое символизирует чувственную строну жизни всего сущего, оно несёт величие природы не тронутой человеческой рукой.

   Живопись А.Н.Гордеева – это часть жизни, чарующая красотой и гармонией, которую любит художник, которую славит. Природа родного края не только подсказывает Александру Никодимовичу образы художественного творчества, но и представляет сырье. Живописные картины создаются под воздействием впечатлений, полученных их создателем от общения с ней. Вместе с тем автор в работах показывает о зависимости человека от природы, которая определяет его потребности, влияет на тип хозяйства, образ жизни, быт и духовный мир. Еще одна грань пейзажа Гордеева – соотношение человека и окружающего мира. В картинах прослеживается стремление человека достичь гармонии с природой. Понимание  их различных видов взаимодействий, от гармоничного сосуществования до противопоставления, навивает на мысль о необходимости отказаться от потребительского отношения к природе, ведь  «В красоте родной земли большая патриотическая сила»[15].

             2.4. Отношение земляков к творчеству А.Н. Гордеева.

Меняется время, меняются взгляды, но истинные ценности остаются неизменными. К их числу относится и творчество Гордеева.

У Александра Никодимовича в жизни было много учеников, последователей, поклонников его искусства. О том, что значила для Гордеева его увлечение, мы узнаём из интервью дочери Т.А. Касьяновой: «Папа вспоминал, как во время передышки, между боями, он ходил к морю, писал вдохновенно этюды… Страсть он питал к пленеру. Днями пропадал на природе, создавал этюды. Любил колосящиеся хлеба, просторы сальских степей, колыхающий ковыль, полевые цветы»[16].

С восторженностью вспоминает своего учителя Бочкарев Е.Н.: «Александр Никодимович был увлечён своей работой. Я часто был у него в  рабочем кабинете, который напоминал «другой мир» - мир красоты. Расположенные  на стенах картины отображали уголки родных мест. Словно живые смотрелись на холсте цветы, кустарники….»[17]. Размышляя о работах художника, его ученик отмечает, что: « Именно любовь к жизни, стремление сохранить природу, чтобы  передать ее в первозданном виде будущему поколению,  помогали Александру Никодимовичу  увидеть красоту родных мест… Он и нас учил замечать вокруг себя дары природы. Для себя я взял за правило поучение талантливого художника. «Оглянитесь вокруг себя, посмотрите на мир глазами художника, и вы поймёте, как много в нём удивительного, сохраните это в своём сердце, постарайтесь беречь ее и она вам отплатит любовью и красотой»[18].

Несколько лет А.Н. Гордеев преподавал в школе №2 п. Гигант  изобразительное искусство и черчение. Одна из его учениц, Асауленко Л.И. рассказывает какими художественно - выразительным средствам живописи  при написании картин Гордеев  уделял особую значимость, чтоб картины были более реалистичные. «Он обращал внимание на оттенки цветов  на блики и тени…Красота, которой мы восхищаемся и которую любим – красочное богатство действительности, или иначе цвета»[19] - так говорил Александр Никодимович своим ученикам.

Вдохновившись от знакомства  с творчеством А.Н. Гордеева, я решил поделиться впечатлениями со своими одноклассниками,  друзьями и провел презентацию творчества гигантовского художника в школе, на которой присутствовало 57 человек. Воспитанные на образах массовой культуры подростки, в большинстве своем, приняли  творчество А.Н. Гордеева, с его душевной теплотой и естественностью. Отзывы детей о творчестве художника позволили мне  сделать вывод о том, что  красота, переданная Александром Никодимовичем, формирует у обучающихся утонченные чувства, помогает им увидеть прекрасное в окружающей среде. Пейзажи Гордеева учат любить свою родину, беречь её первозданную природу и красоту, формирует основу для эмоционального и эстетического развития человека, делает людей добрыми, искренними.

Творчество художника не стало не замеченным, его оценили не только те, кто учился у него, был рядом с ним, но и спустя много лет, смогли принять и проникнуться той красотой природы, теми чувствами, которые хотел донести до зрителя художник. Истинную, неизменную во все времена ценность несут картины гигантовского художника, а проявляется она в том, что становятся источником  вдохновения, а также сокровищницей гуманистического искусства и сохранятся в памяти всех тех, кто прикоснулся к его творчеству.

3. Заключение.

Исследовательская работа по теме «Природа в живописи гигантовского художника А.Н. Гордеева» позволила мне выявить основы формирования эстетической культуры на примере деятельности художника А.Н. Гордеева. Безоглядно отдававший себя искусству, работавший всегда в темпе – он из года в год создавал картины на  эмоциональном накале. Вынашивал замыслы, пока они не обретали убеждающую ясность, силу, простоту и красоту выражения. В своей живописи он оставался верным родному сальскому краю. Он любил степь и небо, яростное солнце и ласковые синие сумерки, могучие деревья, ковыль и цветы. Он восхищался красотой своей малой родины зимой и летом. Секрет художника – в абсолютном отсутствии всяких секретов, неких навсегда отработанных приёмов. Его даром было чарующее, но вместе с тем реалистичное отображение окружающего мира в ликующей, свободной стихии цвета. И эта светоностность картин художника передаёт не только полыхание солнца, под которым простираются сальские широты, но и  несёт в себе выражение ясности и чистоты авторского отношения к миру.

Считаю, что  гипотеза, выдвинутая мной ранее, подтвердилась т. к. красота природы, передаваемая в картинах Александра Никодимовича, имеет эстетическое влияние на человека, его чувственное восприятие окружающего мира. Пейзажи Гордеева учат любить и видеть красоту родного края, беречь её первозданность, наслаждаться и восхищаться её неповторимостью.

Проблемы взаимодействия человека и природы, поднятые в картинах художника, ведут к воспитанию  у подрастающего поколения, мудрого, этико – эстетического и гуманистического сочетания с природой, формируют экологическую культуру.

В результате работы над исследованием  мной был восстановлен и систематизирован ценный семейный видеоархив А.Н. Гордеева, он перенесен на современные электронные носители и изучен. В ходе исследования я познакомился с дочерью художника Т.А. Касьяновой. Пользуясь методом интервьюирования, я записал её воспоминания на компакт-диск. Все это позволило получить целостное, глубокое представление о жизни и творчестве гигантовского художника. Собранный мной материал  уже был использован  для презентации творчества А.Н. Гордеева  в школе. Я думаю, что школьный музей дополнится экспозицией, посвященной творческим жителям Гиганта, которая  может помочь в реализации регионального компонента на уроках истории,  МХК,  ИЗО.

Анализ творчества А.Н. Гордеева изменили моё мировоззрение, позволил расширить мои представления об эстетической культуре. Я думаю продолжить работу по этой теме, определив  место и роль А.Н Гордеева в художественном образовании и просвещении  жителей п. Гигант. Планирую организовать в честь 70 - ой годовщины Великой Победы в Отечественной войне в ДК имени Горького  выставку - экспозицию работ участника войны - художника Гордеева А.Н..

В ходе работы над исследованием я узнал о том, что живопись может выступать, как предмет междисциплинарного исследования. Изучение живописи А.Н. Гордеева  в искусствоведческом, философском, социологическом, психологическом контекстах позволили мне переосмыслить  творческую деятельность художника, получить многогранное представление о ней  и определить ее место в культуре родного края.

Наибольшую трудность при работе над исследованием  у меня вызвало понимание философии живописи, вложенной автором произведений в свои работы. Однако, при теоретическом анализе и практическом восприятии я сумел проникнуть в сущность вещей, постигнуть смысл бытия, познать мир передаваемый художником.

Главное, что я взял для себя в процессе работы - умение ценить изобразительное искусство, видеть в нем гармонию человеческой души и природы. В целом, я понял, что мудрость и смысл жизни состоит в том, чтобы любить природу повседневно окружающую нас, любить людей и отдавать им  себя, свое творчество, так  искренне, как это делал А.Н. Гордеев.

                         

 4. Список использованной литературы.

1. Каталог живописи и графики А.Н. Гордеева  г.Сальск 1985.

2.Е.М. Торонова «Живописи, как предмет междисциплинарного исследования». Вестник Томского государственного университета  культурологии и искусствоведения , 2013 №2.

3. Н.В. Анацкая «Эстетическая составляющая экологическое образования и воспитания». Журнал научных публикация аспирантов и докторских  2013 г.

4. Н. Мирошниченко «Высота художника». Газета «Сальская степь», 1985 г. от 23 августа.

5. С. Викторова «Сорок лет в творчестве». Газета «Гигант» , 1991 г. ,№61.  

Ресурсы сети интернет:

1. Сайт www.grandars.ru. Статья  «Воздействие природы на культуру».

2. Сайт  www.art20.inf. Статья «Художественные выразительные средства в живописи».

Список приложений.

  1. Графика и живопись. Список картин А. Н. Гордеева.
  2. Картина «Старый элеватор в  Гиганте» 1963 г.
  3. Картина « Лето» 1956 г.
  4. Картина «Овощи» 1972 г.
  5. Картина «Фрукты» 1972 г.
  6. Картина «Осень» 1972 г.
  7. Картина «Гигантовская осень» 1962 г.
  8. Картина «Утро на Дону» 1959 г.
  9. Автопортрет. «Зима» 1959 г.
  10.  DVD диск.

I часть - восстановленный  видеоархив семьи Гордеева А.Н.

          II часть – интервью с дочерью  Касьяновой Т.А.

          Воспоминания Бочкарева Е.Н. об учителе, художнике А.Н. Гордееве.

  1. Воспоминания дочери Касьяновой Т.А. об отце.
  2. Воспоминания Асауленко Л.И. об учителе А.Н. Гордееве.
  3. Фотография 1985 года. Персональная выставка А.Н. Гордеева в картинной галерее имени народного художника РСФСР

 В.К. Нечитайло г. Сальск.

     15. Газета « Сальская степь».

     16. Газета « Гигант».


[1] Приложение № 10- 1 часть

[2] С. Викторова «40 лет в творчестве». Газета «Гигант», 1991 г., № 61

[3]  Приложение № 10

[4]  Н. Мирошниченко «Высота художника». Газета «Сальская степь» 1985 г. от 23 августа.

[5]  Приложение № 1

[6] Приложение №14

[7] Каталог живописи и графики А.Н. Гордеева г.Сальск 1985 г.

[8] Приложение № 9

[9] Приложение № 8

[10] Приложение № 7

[11] Приложение № 3

[12] Приложение № 5

[13] Приложение № 4

[14] Приложение № 2

[15] Н.В. Анацкая «Эстетическая составляющая экологического образования и воспитания». Журнал научных публикация аспирантов и докторских 2013 г.

[16] Приложение № 12

[17] Приложение № 11

[18] Приложение № 11

[19] Приложение № 13


Поделиться:

Прекрасная арфа

Астрономический календарь. Март, 2019

На горке

Рисуем осенние листья

Самый богатый воробей на свете