Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Наш край – Нижегородская область, Перевозский район, село Дубское.
У малой Родины, как у человека, главное – не число прожитых лет, а чем они были наполнены, какой след оставили, какие изменения и добрые дела свершены за отпущенное историей время.
Идут годы, меняется облик села. О перспективах развития родного села, её экологии, культуры на современном историческом этапе мы расскажем в своей работе.
Экологическим проблемам в настоящее время уделяется особое внимание со стороны общественности, ученых, политиков. И это не случайно, так как глобальные экологические проблемы требуют глубины экологических знаний, ответственного отношения к окружающей среде.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.36 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района
Нижегородской области
«Дубская основная общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Село Дубское: экологические проблемы
и пути решения»
Выполнили
учащиеся 9 класса
Кулакова Ольга
Зюзина Алена
Научный руководитель
учитель химии и биологии
С.М. Страхова
2014 г.
Введение……………………………………………………………………..3
Введение
Если каждый человек на куске
земли своей сделал бы все, что
он может, как прекрасна была бы
земля наша!
А.П.Чехов
Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Наш край – Нижегородская область, Перевозский район, село Дубское.
У малой Родины, как у человека, главное – не число прожитых лет, а чем они были наполнены, какой след оставили, какие изменения и добрые дела свершены за отпущенное историей время.
Идут годы, меняется облик села. О перспективах развития родного села, её экологии, культуры на современном историческом этапе мы расскажем в своей работе.
Экологическим проблемам в настоящее время уделяется особое внимание со стороны общественности, ученых, политиков. И это не случайно, так как глобальные экологические проблемы требуют глубины экологических знаний, ответственного отношения к окружающей среде.
Психическое и физическое самочувствие человека, его настроение, здоровье в решающей степени зависят от состояния окружающей среды. От состояния экологической среды, каждого, даже маленького населенного пункта, зависит экологическое состояние нашего Отечества.
«Мы создаем города, села, а они создают нас»,- утверждал Аристотель. К сожалению, сегодня это известное выражение окажется более верным, если мы перефразируем его: «Сначала мы разрушаем город, село, а затем они разрушают нас».
Мы, молодое поколение, растущее в таких экологических условиях, когда видим, что в селе остаётся всё меньше и меньше островков живой природы, воспринимаем с большой болью и обидой. Поэтому мы считаем, что в настоящее время тема «Село Дубское: экологические проблемы, и пути решения» очень актуальна.
Цель исследовательской работы: изучить экологическую обстановку села Дубское и принять активное участие в улучшении экологической обстановки.
Задачи исследовательской работы.
1. Выявление экологических проблем села Дубское
2. Приобщение селян к пониманию экологических проблем, на пути к решению экологических задач.
3. Определение с помощью биоиндикаторов степень загрязненности села.
Объект исследования село Дубское.
Методы проведения исследования.
1. Накопление научного материала (ознакомление с теорией истории вопроса, литературными источниками).
2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ.
3. Проверка и уточнение фактов: критика, консультации, выводы.
1. Загрязнение атмосферы - экологическая проблема села
Важнейшей характеристикой воздушного бассейна является его качество, так как нормальная жизнедеятельность людей требует не только наличия воздуха, но и его определенной чистоты. От качества воздуха зависит здоровье людей, состояние растительного и животного мира, прочность и долговечность любых конструкций, зданий и сооружений.
Атмосферный воздух – один из важнейших жизнеобеспечивающих природных компонентов на Земле – представляет собой смесь газов и аэрозолей приземной части атмосферы. Именно загрязнения приземного слоя атмосферы – это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на растения, животных, микроорганизмы; на качество жизни человека; на устойчивое функционирование экосистем и биосферы в целом.
Загрязнение атмосферы происходит как природными, так и антропогенными факторами. Естественными (природными) источниками загрязнений атмосферного воздуха нашего села служат, прежде всего, лесные пожары, пыльные бури. Эти факторы не оказывают сильного отрицательного воздействия на природные экосистемы, за исключением широкомасштабных катастрофических явлений.
К основным источникам антропогенного загрязнения села Дубское можно отнести транспорт, сельское хозяйство и др.
Таблица 1. Источники загрязнения атмосферы
Источники загрязнения атмосферы | |||
Естественные | Искусственные (антропогенные) | ||
пыльные бури | транспорт | ||
лесные пожары | отопление жилищ | ||
разложение живых организмов | сельское хозяйство |
За последние десятилетия человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха — одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище научно-технического прогресса — автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет — 60 - 90%.
Угарный газ и оксиды азота, столь интенсивно выделяемые на первый взгляд невинным голубоватым дымком глушителя автомобиля — вот одна из основных причин головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. По расчетам специалистов, «вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и другие вредные вещества, которые загрязняют наше село.
Железнодорожный транспорт – еще одна из важнейших отраслей народного хозяйства.
По территории села проходит Горьковская железнаядорога.
Железнодорожный транспорт постоянно воздействует на природную среду. Воздействие объектов железнодорожного транспорта на природу
обусловлено строительством дорог, эксплуатацией железных дорог и подвижногосостава, сжиганием большого количества топлива.
Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающуюсреду можно классифицировать по следующим признакам:
- механические (твердыеотходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых идругих машин);
- физические (тепловые излучения, электрические поля,
электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и
др.);
- химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов,
альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органическиекислоты и соединения и др.
Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно,
сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно.
В настоящее время сельское хозяйство стало, наряду с промышленностью, мощным фактором воздействия на окружающую среду. Основой развития сельского хозяйства является земельный фонд. На сегодняшний день в сельскохозяйственном природопользовании происходит нарастание экологических проблем. К экологическим проблемам сельского хозяйства относятся: химическое загрязнение почв, эрозия почв, проблемы малых рек. Можно выделить два источника, определяющих сельскохозяйственное загрязнение, - минеральные удобрения, пестициды. Минеральные удобрения ежегодно вносятся на поля, для того, что бы восполнить вымываемые из почвы химические элементы. Удобрения регулируют процессы обмена веществ в растениях, способствуют накоплению белков, жиров, углеводов, витаминов. Небольшие дозы удобрений, применяются с учетом особенностей почв и климатических условий, способствуют повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Но очень часто правила внесения удобрений нарушаются. Систематическое внесение удобрений в высоких дозах, плохое хранение, потери во время транспортировки приводят к загрязнению среды, особенно водоемов, оказывают влияние на здоровье человека. Например, при чрезмерной дозе внесения удобрений возможно накопление в растениях нитратов, большое количество которых попадает в пищу и может вызвать легкое пищевое отравление.
Как и на любом сельском участке у нас накапливается большое количество разных отходов. В настоящее время много продуктов продается в упаковке (пакеты, пластиковые бутылки). «Часть органических отходов (очистки, ботва растений, опавшие листья, гниющие плоды, пищевые отходы) используются для компоста. Таким образом, в почву возвращается часть питательных веществ, которые мы забираем у неё с урожаем и в то же время не загрязняется окружающая среда. Количество и соотношение различных компонентов бытовых отходов зависит от экономических условий и уровня экологического сознания населения».
Весной, когда тает снег, нашему взору открывается весьма неприглядная картина. Повсюду: около магазина, Дома культуры, вдоль дорог мы видим кучи мусора, в основном это пластиковые и стеклянные бутылки, различные обертки, полиэтиленовые пакеты. Местные жители не утруждают себя тем, чтобы донести мусор до дома.
Но следует отметить, что около 70% жителей села следят за своей территорией от дома до дороги. К остальным 30% относятся нежилые дома, около которых скапливается бытовой мусор. Около административного здания, детского сада, школы территория чистая.
2. Мониторинг атмосферы с.Дубское
В большом энциклопедическом словаре понятие мониторинг рассматривается как «наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека».
В обобщенном виде мониторинг состояния окружающей среды можно представить в виде системы. (Приложение 1)
Нас интересовал, главным образом, биологический мониторинг, под которым понимается «система наблюдений, оценки и прогноза любых изменений в живой природе, вызванных антропогенной деятельностью» (Приложение 2)
Из схемы видно, что одним из основных элементов биологического мониторинга является экологический мониторинг.
Подробнее остановимся на экологическом мониторинге.
Главной целью экологического мониторинга является наблюдение, оценка и прогноз состояния абиотической составляющей биосферы (в том числе изменение уровней загрязнения природной среды).
Способ оценки антропогенной нагрузки по реакциям на нее живых организмов и их сообществ получил название биоиндикации, а сами организмы - биоиндикаторов.
Биоиндикаторы – группа особей одного вида или сообщество, по наличию или состоянию и поведению которых судят об естественных и антропогенных изменениях состояния среды, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей.
В последнее время широкое распространение приобрели биоиндикационные исследования состояния окружающей среды с использованием в качестве биоиндикаторов земноводных.
Наиболее широкое направление практических биоиндикационных исследований на земноводных – индикация загрязнения среды тяжелыми металлами. Выявлено, что в органах земноводных, главным образом, в печени, почках, селезенке, коже, происходит накопление тяжелых металлов в зонах промышленного загрязнения. Накапливаясь в организме животных, тяжелые металлы оказывают тератогенный эффект, то есть приводят к возникновению различных уродств: увеличению числа почек (три вместо двух) и селезенки (две вместо одной).
Подобные уродства являются хорошим биоиндикационным показателем техногенного загрязнения окружающей среды.
Стабильность развития (гомеостаз) как способность организма к развитию без нарушений и ошибок является чувствительным индикатором состояния природных популяций.
Главным показателем изменений гомеостаза с морфологической точки зренияявляются показатели флуктуирующий асимметрии – ненаправленных различий между правой и левой сторонами различных морфологических структур в норме,обладающих биллатеральной асимметрией. Такие различия обычно являются результатом ошибок в ходе развития организма. При нормальных условиях их уровень минимален, возрастая при любом стрессирующем воздействии, что приводит к увеличению асимметрии.
Показателем стабильности развития по отдельному морфологическому признаку является относительная величина флуктуирующей асимметрии, которая оценивается по различию числа структур слева и справа. Для оценки уровня стабильности развития по системе морфологических признаков используется интегральный показатель - средняя частота проявления на признак.
При получении данных по различным природным сообществам разрабатывается бальная шкала для оценки степени отклонения от нормы.
Диапазон значений показателя, соответствующий условно нормальному состоянию, принимается как первый балл. Диапазон значений, соответствующий критическому состоянию, принимается за пятый балл. Весь диапазон значений между этими пороговыми уровнями оценивается в порядке возрастания значений. (Приложение 3)
Нарушение стабильности развития проявляется в строение самых различных морфологических структур, поэтому для её оценки можно использовать любые билатеральные признаки. Наиболее удобными для анализа являются признаки окраски. При работе с земноводнымимы использовали следующие признаки.
При проведении анализа с использованием указанных признаков необходимо учитывать следующие рекомендации:
Для анализа брались особи в возрасте от 1 года и старше, так как большинство используемых морфологических признаков формируется к этому возрасту и не подвержены дальнейшим возрастным изменениям. Выборка состояла из животных одного размерного класса. Объем выборки-20 особей.
Наблюдения проводились в 2012 году в с. Дубское, погода - tвозд=16C, сильная облачность, время экскурсии (с 18:00 до 20:00ч). Амфибии в основном ведут ночной образ жизни, охотятся в сумерки, а днем прячутся в различные укрытия. Активность в темное время суток предпочтительное для земноводных потому, что ночью они чувствуют себя комфортнее в условиях повышенной влажности и отсутствия иссушающего действия солнца, которое затрудняет кожное дыхание, играющие роль в жизни этих животных. Оно может осуществляться только в случаях постоянной влажности кожных покровов.
Результаты экскурсии представлены в (Приложении 4)
где 1-число пятен на спине;
2-число полос на бедре;
3-число полос на голени.
Первое, что мы сделали, вычислили величины асимметрии для каждого признака у каждой лягушки. Для этого необходимо разность между признаками слева и справа разделить на сумму этих же признаков. Например, для первой лягушки относительная величина асимметрии по признаку - число пятен на спине будет вычисляется следующим образом:
13-8
1) =0,24
13+8
7-8 10-8 8-8 6-7 4-5
2) = 0,07; 3) =0,11; 4) =0; 5) =0,08; 6) =0,11;
7+8 10+8 8+8 6+7 4+5
13-10 7-7 3-4 6-6
7) =0,13; 8) =0; 9) =0,14; 10) =0.
13+10 7+7 3+4 6+6
Те же вычисления сделали для двух оставшихся признаков. Для второго признака - число полос на бедре:
4-3 3-4 5-3 4-4 3-3 5-4
1) =0,14; 2) =0,14; 3) = 0,25; 4) =0; 5) =0; 6) =0,11;
4+3 3+4 5+3 4+4 3+3 5+4
5-3 4-4 2-3 3-3
7) =0,25; 8) =0; 9) =0,2; 10) =0.
5+3 4+4 2+3 3+3
Для третьего признака - число полос на голени:
3-2 3-4 5-4 3-3 5-5 5-3
1) =0,2; 2) =0,14; 3) =0,11; 4) =0; 5) =0; 6) =0,25;
3+2 3+4 5+4 3+3 5+5 5+3
5-4 4-4 2-3 3-3
7) =0,11; 8) = 0; 9) =0,2; 10) =0.
5+4 4+4 2+3 3+3
Полученные результаты представлены в (Приложении 5)
1) (0,24+0,14+0,2)/3=0,19.
Сделали эти вычисления для каждой лягушки:
2) (0,07+0,14+0,14)/3=0,12;
3) (0,11+0,25+0,11)/3=0,16;
4)(0+0+0)/3=0;
5) (0,08+0+0)/3=0;
6) (0,11+0,11+0,25)/3=0,16;
7) (0,13+0,25+0,11)/3=0,16;
8) (0+0+0)/3=0,7;
9) (0,14+0,2+0,2)/3=0,7;
10) (0+0+0)/3=0.
Полученные результаты занесли в таблицу(Приложение 6) в последнюю графу.
И, наконец, вычислили интегральный показатель стабильности развития - величину среднего относительного различия между сторонами на признак. Для этого нашли среднюю арифметическую всех величин асимметрии для каждой лягушки.
(0,19+0,12+0,16+0,03+0,16+0,16+0,7):10=0,152.
У нас получилась цифра 0,152. А теперь сравним это значение со значениями показателя стабильности земноводных в таблице (Приложение 7). Мы определили, что степень загрязненности исследуемой территории соответствует 1 баллу - условной норме.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что состояние окружающей среды в нашем селе удовлетворительное. В 2014 году мы планируем провести повторное исследование. И нам бы хотелось, чтобы результаты оставались на этом уровне.
3. Пути решения экологических проблем
Защита атмосферного воздуха от загрязнений включает в себя ряд мероприятий:
Считаем, что такая работа даст уже положительный результат.
4. Заключение
Зелёный мир - такой мы хотим видеть планету и свою малую родину. Природа – наше общее достояние и общий дом. В последнее время в этом доме становится жить всё труднее и неуютнее. Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, безумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех землян и другой не будет. Каждый житель несёт ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Современное село – средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему, как к объекту изучения, постоянно возрастает.
Работая по этой теме, мы изучили одну из основных экологических проблем нашего села. И нам бы очень хотелось чтобы все жители нашей малой Родины также были неравнодушны к экологическим проблемам села.
Список использованной литературы
1. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. /Под ред. Р.Шуберта. М.: Просвещение, 1988.
2. Биология. Животные; Учеб.для 7-8 кл. сред. школы/ Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С.Мончадский и др. Под ред. М.А. Козлова.-23-е изд. – М.: Просвещение, 1993.
3. Большой энциклопедический словарь. В 2-х тт., т.2./Под ред. А.М. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, 1991.
4. Бурдин К.С. Основы биологического мониторинга.- М.:МГУ, 1985.
5. Гелашвили Д.Б. Экологический мониторинг: в 3т.; учебное пособие. - Н.Новгород: ННГУ, 1995.
6. Дмитриев Ю.Д. Земноводные и пресмыкающиеся./ Под ред. Н.М. Пожарницкой.-М.:АСТ: Олимп,1998.
7. Леонтьева О.А. Земноводные как биоиндикаторы антропогенных изменений среды.//Успехи современной биологии.-1997.-том 117, вып.6.
8. Методические рекомендации к учебнику Экологии. О. Н. Пономарева. Биология в школе №4, 6 1999г., № 1, 3, 5, 7 2001г., № 1, 3, 5 2002г. ( Вкладыш учителю экологии)
Приложение 1.
Мониторинг окружающей среды.
Приложение 2
Биологический мониторинг |
Приложение 3
Группа организмов | Диапазон значений показателя | балл |
Земноводные | до 0,50 0,50-0,54 0,55-0,59 0,60-0,64 0т 0,65 и выше | 1 (условная норма) 2 3 4 5 (критическое состояние) |
Приложение 4
№ | Номер признака | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
слева | справа | слева | справа | слева | справа | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 13 7 10 8 6 4 13 7 3 6 | 8 8 8 8 7 5 10 7 4 6 | 4 3 5 4 3 5 5 4 2 3 | 3 4 3 4 3 4 3 4 3 3 | 3 3 5 3 5 5 5 4 2 3 | 2 4 4 3 5 3 4 4 3 3 |
Приложение 5
№ | Номер признака | Величина асимметрии земноводных | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 0,24 0,7 0,11 0 0,08 0,11 0,13 0 0,14 0 | 0,14 0,14 0,25 0 0 0,11 0,25 0 0,2 0 | 0,2 0,14 0,11 0 0 0,25 0,11 0 0,2 0 |
Приложение 6
№ | Номер признака | Величина асимметрии земноводных | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 0,24 0,7 0,11 0 0,08 0,11 0,13 0 0,14 0 | 0,14 0,14 0,25 0 0 0,11 0,25 0 0,2 0 | 0,2 0,14 0,11 0 0 0,25 0,11 0 0,2 0 | 0,19 0,12 0,16 0 0,03 0,16 0,16 0 0,7 0 |
Приложение 7
группа организмов | диапазон значений показателя | балл |
Земноводные | до 0,50
0,50-0,54 0,55-0,59 0,60-0,64 от 0,65 и выше | 1 (условная норма) 2 3 4 5 (критическое состояние) |
Процесс отходов | Сжигание | Компост | Вторичное использование | Сбор и хранение |
Бумага | + | |||
Древесина | + | |||
Зелёная масса | + | |||
Пищевые отходы | + | |||
Пластик | + | |||
Жесть | + |
Прекрасное далёко
Сорняки
Никто меня не любит
Н. Гумилёв. Жираф
Лиса Лариска и белка Ленка