• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Интернет-зависимость - психологическое расстройство или острая социальная проблема.

Опубликовано Пономарева Ольга Михайловна вкл 17.02.2015 - 9:04
Пономарева Ольга Михайловна
Автор: 
Демина Мария

Исследовательская работа по теме "Интернет - зависимость: психологическое расстройство или острая социальная проблема"

Содержание

Введение

Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы           изучения.

История вопроса

Симптомы интернет-зависимости 

Стадии развития интернет-зависимости

Подводные камни Интернета

Интернет-зависимость: признаки и лечение

Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности       подростка

Психологические особенности подростка

Причины формирования зависимости от Интернета у подростков

Профилактика Интернет-зависимости

Глава III. Исследование интернет  - зависимости  учащихся БОУ города Омска  «СОШ №126»

Заключение

Список литературы

Приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа по теме Интернет-зависимость - психологическое расстройство или острая социальная проблема.773.31 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска                                                                                 «Средняя общеобразовательная школа № 126»

Научно-творческая конференция учащихся                                                                                                              БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»

«Человек и природа»

Интернет-зависимость -

-  психическое расстройство или острая социальная проблема. 

Подростки не отличают интернет от реальности: Исследование, проведенное по заказу компаний Google и Vodafone, должно было ответить на вопрос, достаточно ли школы уделяют внимания информированию детей

Выполнила:

Демина Мария

ученица 8 класса.

Руководитель:

Пономарева Ольга Михайловна

учитель информатики.

Омск 2014

Содержание

Введение

Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы           изучения.

История вопроса

Симптомы интернет-зависимости 

Стадии развития интернет-зависимости

Подводные камни Интернета

Интернет-зависимость: признаки и лечение

Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности       подростка

Психологические особенности подростка

Причины формирования зависимости от Интернета у подростков

Профилактика Интернет-зависимости

Глава III. Исследование интернет  - зависимости  учащихся БОУ города Омска  «СОШ №126»

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования:

Изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность человека и подростка в частности.

Задачи:

1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.

2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.

3. Рассмотреть влияние Интернет-зависимости на личность подростка.

Гипотеза исследования:

Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме исследования.

2. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.

3. Проведение тестирования учащихся БОУ города Омска «СОШ № 126».

Глава I. Зависимость от Интернета:

постановка проблемы, методы изучения.

История вопроса

Еще 5 лет назад я знала совсем немного об этой загадочной «всемирной паутине» под названием «Интернет». Сейчас ситуация в корне изменилась – Интернет прочно вошел в нашу жизнь. При помощи него люди получают информацию, знакомятся, общаются, играют, смотрят кино, слушают музыку, делают покупки… В итоге появилась новая форма зависимости – интернет-зависимость, которая, несмотря на свою актуальность еще не внесена в перечень заболеваний и поэтому ее, как диагноза, пока не существует. Тем не менее, мне захотелось больше узнать об этой загадочной зависимости.

Хобби или зависимость?

       Многие люди периодически употребляют алкоголь, но не все они алкоголики. Редко встретишь человека, который не любит вкусно покушать, но лишь единицы из них страдают пищевой зависимостью. Аналогично обстоят дела и с Интернетом – многие, особенно молодые пользователи любят «зависать в инете» часами, но все ли они страдают интернет-зависимостью? Давайте разберемся.

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (InternetAddictionDisorder, или IAD). Появился очень об разный термин Netaholic, или Интернет-аддикт. 

В самом общем виде Интернет-зависимость (Internetaddiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". 

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). 

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=37e654763709e1c7&mb=imgdb_preview_1067

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости: 

  1. Навязчивое желание проверить e-mail.
  2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. 

 Отмечаются особенности Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов  приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня. 

       Термин «интернет-зависимость» ввел нью-йоркский психиатр Айвен  Голдберг в 1995 году, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.

    Как и любая патология, интернет-зависимость имеет свои проявления. Если Вы обнаружили у себя не менее 4-х симптомов из приведенного ниже списка, и они присутствуют у вас длительное время (более 2-х недель), то, возможно, Ваше хобби уже стало перерастать в зависимость.http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=11c8e24ccfb6c729&mb=imgdb_preview_1032

Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):

  • слишком частая проверка почты;
  • сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором;
  • вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы;
  • жалобы окружающих на ваше чрезмерное долгое сидение за компьютером;
  • потеря ощущения времени on-line;
  • более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече;
  • постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей;
  • игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет;
  • невозможность сократить время пребывания в Интернете;
  • пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в Интернете;
  • вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;
  • появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер;
  • «тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия  членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины;
  • отрицание наличия зависимости.

При наличии трех и более признаков из данного списка можно предполагать наличие интернет-зависимости. Кроме того, существуют и специальные тесты для выявления степени выраженности интернет-зависимости.(приложение1, приложение 2).

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

  1. Навязчивый веб-серфинг (Информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине,поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  5. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
  6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

Стадии развития интернет-зависимости.

1 стадия – выбор привлекательного варианта виртуальной реальности.http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=3cb9a62684d6058d&mb=imgdb_preview_1278

На этой стадии человек опробует разные возможности серфинга в Интернете – общается в чатах, на форумах, конференциях на различные темы, играет. Постепенно пользователь формирует свой стиль в сети, который может компенсировать недостаток общения в реальной жизни. Например, робкий и недостаточно уверенный может в сети войти в роль агрессивного и самоуверенного человека. Общение в Интернете уже является наиболее приятной, но не основной частью жизни.

2 стадия – происходит перенос цели в виртуальную реальность, ограничение выбора и формирование зависимости. Человек начинает все больше времени проводить в  виртуальной реальности, выбранной им на предыдущей стадии, увеличивает количество собеседников и тем для общения в сети, постепенно все больше отдаляясь от реальной жизни. Затем человек перестает использовать сетевые взаимодействия для достижения реальных жизненных целей, он переносит свои цели в виртуальное пространство, тогда само общение в сети становится предпочитаемым или даже единственным способом для достижения цели. Так формируется зависимость.

К примеру, наш робкий и недостаточно уверенный человек на этой стадии уже использует пространство Интернета не для углубления знаний, необходимых ему в жизни, а для повышения собственной значимости в глазах других пользователей, чувствуя себя не таким одиноким, как прежде в реальной жизни.

3 стадия – стадия стабилизации (переход зависимости в хроническую форму). Через какое-то время выбранное взаимодействие перестает увлекать серфера с прежней силой. Активность в сети угасает и зависимость становится менее выраженной. Человек возвращается в реальность, но без особого желания. Зависимость сохраняется в неактивной форме, она может усилиться при появлении новых заманчивых тем и собеседников в сети или в стрессовых ситуациях.http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=126f4d34b59eec6f&mb=imgdb_preview_1145

Формы интернет-зависимости.

  • Зависимость от компьютерных игр (гейм-аддикция).
  • Зависимость от сетевых действий (интернет-аддикция).
  • Зависимость от криминальных действий с помощью компьютера (хаккинг и другие виды криминального программирования).

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=63d69c989e46207d&mb=imgdb_preview_1747Подводные камни Интернета.

Виртуальный мир имеет много сходства с реальностью. Его загадочность и непредсказуемость похожи на неопределенность и изменчивость мира. В сети человек может играть выбранные им роли, аналогично маскам, надеваемым людьми в повседневной жизни.

В то же время виртуальный мир декларирует легко доступные преимущества перед миром реальным. Здесь можно легко добиться успеха за счет творческой активности, сокрытия недостатков и возможности взять себе любую роль, которую можно так же легко заменить другой.

Здесь предоставляется возможность любого поведения без ответственности, без страха последствий, отвержения или осуждения. В сети человек ощущает себя защищенным и недосягаемым, может легко высказывать свое мнение, которое вряд ли мог бы высказать в реальной жизни.

Виртуальный мир дает иллюзию защиты от одиночества. В то же время он дает возможность уйти от общения с реальными людьми, с мнением которых пришлось бы считаться.

Сетевая реальность позволяет имитировать творческое состояние за счет безграничных возможностей поиска и совершения открытий. И главное – серфинг в сети дает чувство пребывания в «потоке» - полная погруженность в действие с выключением из внешней реальности с ощущением пребывания в другом мире, другом времени, другом измерении. На мой взгляд, именно это состояние похоже на состояние наркотического опьянения, описываемое наркоманами.

Интернет-зависимость: признаки и лечение

Признаки

Самый важный признак того, что у вас начала развиваться интернет-зависимость, это чрезмерное увлечение интернет-ресурсами, причем вы не просто интересуетесь всем на свете через интернет, а посещаете те или иные сайты без причины, машинально. Например, проверяете почту не потому, что должно прийти важное письмо, а потому что вы просто хотите ее проверить, вам нравится процесс открывания почтового ящика в ожидании увидеть там непрочитанное послание. 
Чрезмерное увлечение интернетом сложно заметить самому, чаще всего это делают окружающие нас люди. По их встревоженному «Ты слишком много сидишь в сети!» можно сделать вывод, что ваша безобидная болтовня по аське занимает все ваше свободное время, не оставляя места реальному общению с близкими и друзьями.
Также интернет-зависимость можно распознать по тому, например, что вам легче написать кому-то электронное письмо, нежели позвонить, вам приходят заоблачные счета за Интернет и электричество, в любое заведение, куда вы приходите отдохнуть с друзьями, вы первым делом спрашиваете: «У вас Вай-Фай есть?», а утром, вместо чашечки ароматного кофе, вы сломя голову бежите к рабочему компьютеру, чтобы посмотреть погоду на месяц вперед.
Интернет-зависимость

А это опасно?

Если задумаетесь над этим вопросом, то хоть немного отвлечетесь от виртуальной паутины. На западе эту проблему активно изучают и даже создают специальные центры по борьбе с интернет-зависимостью, однако, в России этот опыт практикуется слабо и найти грамотного специалиста в этой области крайне сложно. И все же интернет-зависимость действительно влияет на здоровье человека. 
Первое, что страдает – ваше
зрение. Какими бы защитными очками и новомодными мониторами вы не пользовались, это не защитит ваши глаза от переутомления и перенапряжения. Из-за постоянного напряжения глазных мышц, они теряют свою эластичность, возникает ощущение сухости и жжения. Глазной белок краснеет от лопнувших сосудов, а в уголках глаз возникают преждевременные морщины. Чтобы расслабить глазное яблоко, приучите себя каждый час вставать из-за компьютерного стола и смотреть вдаль (Приложение 3 «Упражнения для глаз»). Также помогут ежедневное закапывание специальными увлажняющими глазными каплями типа Офтагеля. 
Еще один негативный результат интернет-зависимости – 
боли в спине, сколиоз и сутулость. Возникают они из-за сидячего образа жизни, и лечить их не так-то просто. Чтобы избежать этих недугов, купите в аптеке специальный бандаж, который будет поддерживать спину прямо, а плечи расправленными. Хорошим лекарством от болей в спине послужат занятия йогой, пилатесом и плаванием. Комплекс упражнений для спины и любые другие занятия спортом будут полезны не только для поддержания физического здоровья, но и ради отвлечения от общения в сети, появления новых знакомых.
Все-таки самое главное последствие интернет-зависимости – асоциальность. То есть, вам уже незачем встречаться с друзьями, если можно поболтать с ними по скайпу, незачем куда-то звонить и о чем-то договариваться, если можно отправить e-mail, незачем ходить в магазин, если можно заказать это через интернет. Чем больше вы сидите в интернете, тем быстрее теряете навыки реального общения, а значит, сложнее сходитесь с незнакомыми людьми, испытывая стресс в незнакомой компании.
Интернет-зависимость

Избавление от интернет-зависимости

    Чтобы не превратиться в раба сети, нужно, прежде всего, осознать эту проблему и понять, что кроме вас самих, никто вам не поможет избавиться от этого пагубного недуга. Итак, первым делом, засеките, сколько времени вы каждый день проводите в интернете, потом проанализируйте, сколько из них вы потратили на действительно необходимые дела в виртуальной паутине. Это время и есть ваш дневной минимум в интернете. Допустим, это два часа в день. Каждый день, включая компьютер и заходя в интернет, засекайте на часах ровно два часа времени и старайтесь уложиться в них. Это заставит вас пересмотреть все свои дела и распределить рабочее время максимально продуктивно.
      Особо забывчивым помогают разноцветные стикеры на экране компьютера, с надписями: «Интернету – НЕТ» или «Хватит сидеть в одноклассниках!». Тут уж проявите фантазию, главное, чтобы надпись на стикере была яркой и резкой.
   Еще один радикальный метод – заблокировать сайты, которые вы чаще всего посещаете без цели. Как показывает практика, это социальные сети. Если ваша интернет-зависимость обостряется за домашним компьютером, прикиньте, что бы вы смогли купить себе на те дополнительные деньги, которые вы тратите на оплату электричества и интернета. Хорошо помогают домашние животные, особенно кошки и собаки, ведь за ними надо постоянно ухаживать. Попросите, чтобы ваши друзья подарили вам пушистый комочек с хвостиком и пусть вся ответственность по его уходу ляжет на ваши плечи. Поверьте, мурлыкание кошки и сладкое посипывание собаки значительно приятнее, нежели звук нового сообщения в аське или скайпе.
Избавление от интернет-зависимости

         В США ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости сейчас считается Кимберли Янг — профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «CaughtintheNet»), переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. CenterforOn-LineAddiction). Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические    клиники,  образовательные  заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости.

        Поскольку официального диагноза интернет-зависимости пока не существует, критерии её лечения еще в достаточной мере не разработаны. В клиниках Москвы и С-Петербурга проводят лечение методами психотерапии, рефлексотерапии, активными физическими упражнениями. В случаях, когда имеется нарушение психики (депрессия, раздражение, агрессивность) применяется медикаментозное лечение этих состояний.

         На сегодняшний день в нашей стране существует несколько медицинских учреждений, в которых обещают помочь гражданам с нездоровой тягой ко Всемирной паутине.

            Проблема интернет-зависимости очень остро стоит во всем мире. Многие подростки и вполне зрелые люди проводят чудовищно много времени у экрана монитора. Люди начинают меньше спать и больше замыкаться в себе, что в результате приводит к нервным расстройствам, нарушениям сна, проблемам в работе и учебе и общении с друзьями. Бывали случаи, когда нездоровая тяга к информационным технологиям приводила к самоубийствам и убийствам. 

        Сегодня психиатры выделяют два метода лечения от интернет-зависимости: психофармакотерапия и психотерапия. Если второе подразумевает лечение без лекарств, то первое – прием психотропных средств. "Действительно, люди, страдающие интернет-зависимостью, подчас вынуждены принимать лекарства под надзором врача, - рассказал CNews психиатр Клиники СПО Центр Дмитрий Федотов. – Мы лечим пациентов различными группами психотропных средств (противотревожные препараты, антидепрессанты и т.д.), иногда приходится применять капельницу". 

        Средняя продолжительность лечения от интернет-зависимости в России составляет около месяца, а стоимость одного дня в стационаре – 1 тыс. рублей, добавил г-н Федотов. 

       Психиатр клиники "Психическое здоровье" Константин Блохин рассказал CNews, что несмотря на большое количество интернет-зависимых, лечится идут единицы. "Хотя я работаю в клинике не так давно, на моей памяти не было обращений зависимых от Сети людей", - пояснил г-н Блохин. Он также отметил, что при интернет-зависимости применяются по сути те же методы лечения, что и при наркомании. 

        Похоже, проблему интернет-зависимости осознали и власти Китая, где количество пользователей интернета составляет порядка 100 млн. Власти КНР впервые в истории выдали государственную лицензию клинике для страдающих интернет-зависимостью. Она создана на базе одной из пекинских больниц и будет заниматься реабилитацией людей, страдающих излишней привязанностью к компьютеру. 

       Как только человек обращается в клинику, специалисты проводят обследование на предмет зависимости от глобальной паутины и вещей, тесно с ней связанных (игры по Сети и проч.). Затем, если обратившегося признают больным, начинается лечение, которое занимает в среднем от 10 до 15 дней. Лечение в основном строится на медикаментах (в случае нервного расстройства), иглоукалывании и занятиях спортом. 
       Однако в китайских заведениях используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов. День в клинике начинается в шесть часов утра со процедуры, которая необходима для стимулирования нервной системы. Такой эффект достигается с помощью специального устройства, подающего на тело напряжение в 30 вольт. Днем пациенты имеют возможность вздремнуть, что помогает им, по мнению врачей, снять накопившийся стресс. Особое внимание создатели клиники уделили обстановке. Стены комнат украшены рисунками цветов и сценами из мультфильма "Вини-Пух".
click?url=http%3A%2F%2Fpsyfactor

         Пожалуй, единственный недостаток лечения зависимости от Сети в новой клинике – цена. Подавляющему большинству населения сумма слишком крупная. За один день пребывания в клинике пациент должен заплатить $48, в то время как средний недельный доход жителя Китая составляет порядка $20. 

       В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии. В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости».

Не помогает

Если все эти средства вам не помогают, советуем обратиться за помощью к обычному психологу. Это не зазорно и совершенно не страшно. Квалифицированный психолог проведет с вами беседу, из которой станет понятно, что же вас так привлекает в интернете, почему вы стремитесь туда и чего вам не хватает в реальной жизни. Очень часто интеренетоманы – это люди, которых мучают придуманные комплексы. Им сложно общаться с окружающими, они самокритичны и слабохарактерны. И все же этот недуг можно преодолеть.  Им советует ограничить свое пребывание в виртуальной паутине, увеличить время, которое вы тратите на себя, обзвонить всех старых друзей и напроситься в гости к родственникам, заняться ремонтом квартиры и пересадить растения, навести порядок в гардеробе и постирать занавески. Найдите себе хобби, вспомните школьные увлечения и ту радость, которую они вам доставляли. Вместо сухих e-mail’ов звоните адресату по телефону, вместо виртуального поздравления с юбилеем отправьте бумажную открытку, не загружайте фотографии в компьютер, а сразу несите их в фотоателье, не скачивайте музыку и фильмы, а сходите в кино или на концерт.  И вообще, представьте себе хоть на минуту, как жили люди, не имея интернета. Да, это было нелегко, зато как интересно и познавательно. Ведь особенность виртуального пространства в том, что его просто не существует. А значит, незачем тратить свое драгоценное время на то, чего нет.Интернет-зависимость

Глава II. Влияние Интернет-зависимости

на развитие личности подростка

Психологические особенности подростка

          Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

        Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. В этот период  складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека.

         Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

        Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

Причины формирования зависимости от Интернета у подростков

        Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

       Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.

     Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.

    Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

     Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.

Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Признаки интернет-зависимости у подростков:

  • Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения.
  • Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.
  • Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.
  • Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.
  • Значительное эмоциональное отчуждение.
  • Ухудшение памяти и внимания.
  • Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.
  • Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.
  • Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.
  • Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.
  • Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.

Профилактика Интернет-зависимости

Пути решения проблемы

Где выход?

По большому счету там же, где и вход. Главная цель – зависимому человеку необходимо вернуться в реальную жизнь. Для этого подойдет все, что нравится, увлекает, вызывает позитивные чувства. У кого-то это спорт, у других – творчество, увлекательная работа, хобби, любовь. В этом нелегком процессе важна поддержка близких людей, а при необходимости и психологическая помощь.

психологическая помощь

Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

 

Глава III. Исследование.

Тестирование учащихся БОУ «СОШ № 126»

           По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследования называют цифры 2-6%. А в нашей школе, есть интернет – зависимые?

Доктор Янг в 1996 году разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.

  1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?
  2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
  3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
  4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
  5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали?
  6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?
  7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Я провела тестирование учащихся 5 – 11 классов, и получила следующие результаты:http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=69171e2562ac3957&mb=imgdb_preview_1090

Ответили «ДА» - 0 раз -1 человек

                             1 раз - 6 человек

                             2 раза – 3 человека

                             3 раза – 2 человека

                             4 раза – 4 человека

                             5 раз – 2 человека

                             6 раз – 0 человек

Интернет – зависимые – 2 человека и 4 ученика, находятся в зоне риска, т. к . 4 положительных ответа.

Результаты анкетирования учащихся 8 класса:

1 вопрос: Много ли у вас свободного времени?

1 – 2 часа  - 2 человека

3 – 4 часа   - 6 человек

5 и более часов – 3 человека

2 вопрос: Сколько времени вы сидите за компьютером?

1 – 2 часа – 3 человека

3 – 4 часа – 5  человека

5 и более часов  - 3 человек

3 вопрос: Читаете ли вы книги?

«НЕТ» - 8 человек

«ДА» – 3 человека

Интернет – зависимые  - 3 человека.

Итого по школе – 5 учеников (из тех кто принял участие в анкетировании) являются интернет – зависимыми.

А сколько на самом деле????

Заключение.

МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  

Как уберечь детей от негативного воздействия Интернета?

Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. У ребенка должны быть сформированы навыки живого человеческого общения. Дистанционное Интернет-образование может быть полезно для особо одаренных детей или для тех, кто удален географически, или для детей с ограниченными возможностями. Для обычной же школы Интернет - всего лишь некое техническое подспорье. Детям все равно нужно общение с учителем, живым человеком. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка.  И самое главное ведите здоровый  образа жизни, общайтесь  с живой природой,  приобретите хобби  и радуйтесь жизни!http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=83219e51eb600d1&mb=imgdb_preview_487

Литература 


1.
Зависимость в сети - сайт о интернет зависимостях 

2. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.


3. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. 


4.Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. 
А. Е. Войскунский М.: Акрополь, 2009.

5.Virtuality (С.Миронов), роман об интернет-зависимости.

6. Кимберли С. Янг, «Диагноз — интернет-зависимость»

7. Критерии интернет-зависимости Ивана Голдберга (IvanGoldberg) (англ.)

Приложение 1

1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались? 
    

2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? 
    

3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? 
    

4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн? 
    

5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? 
    

6. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети? 
    

7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое? 
    

8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом? 
    

9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети? 
    

10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете? 
    

11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете? 
    

12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
    

13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети? 
    

14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? 
    

15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн? 
    

16. Часто ли Вы говорите себе "еще минутку", находясь он-лайн? 
    

17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети? 
    

18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети? 
    

19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями? 
    

20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? 
    

Продолжение 2

1. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

 

2. Требуется ли Вам проводить все больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?

 

3. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?

 

4. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?

 

5. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день?

 

6. Если Вы в основном используете компьютер для работы, участвуете ли в рабочее время в чатах или обнаруживаете себя на не связанных с работой сайтах более, чем дважды в день?

 

7. Качаете ли Вы файлы с порносайтов?

 

8. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться онлайн, нежели лично?

 

9. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите он-лайн?

 

10. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?

 

11. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети оказывались безуспешными?

 

12. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от клавиатуры или щелканья кнопкой мыши?

 

13. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?

 

14. Был ли у Вас хоть раз "синдром карпального канала" (онемение и боли в кисти руки)?

 

15. Бывают ли у Вас боли в спине чаще, чем 1 раз в неделю?

 

16. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?

 

17. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети?

 

18. Случалось ли Вам пренебречь приемом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?

 

19. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьем, причесыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером?

 

20. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно?

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=59d19d1716599d7a&mb=imgdb_preview_751

Приложение 3

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.


Поделиться:

Карандаши в пакете

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Сказка "Морозко"

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

Снежный всадник

Комментарии

Уважаемая Мария, Вы - умница!

19.02.2015 - 18:13

Уважаемая Мария, Вы - умница! Замечательная статья! Как раз для нашего правительства, которое хочет "подсадить" в Интернет и пенсионеров, про педагогов бедненьких я молчу. Я недавно на сайте, но "пусти козла в огород". Да, во всём нужна мера. А то, и правда скоро придётся осваивать набор текста по Брайлю.

Жабина Ирина Ивановна
  • изменить
  • ответить