Я проводила измерения температуры и влажности воздуха в разных помещениях школы: в предметных кабинетах, в компьютерном классе, в столовой, библиотеке, гардеробе и в спортивном зале. Данные измерений занесла в таблицу. В результате я обнаружила, что температурный режим и влажность соответствуют санитарно-гигиеническим нормам во всех помещениях из моего списка кроме столовой.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyaniya_vlazhnosti_vozdukha_na_samochuvstvie_cheloveka.docx | 509.14 КБ |
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ «ИССЛЕДУЕМ И ПРОЕКТИРУЕМ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Учебно-исследовательская работа
ВЛИЯНИЕ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
НА САМОЧУВСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА
Автор:
Купорова Екатерина Васильевна,
ученица 7 класса
Руководитель:
Ванюкова Светлана Александровна,
учитель физики и математики
пгт Аксубаево
2015 год
Содержание стр.
1. Введение 2
2. Литературный обзор 4
3. Влияние влажности воздуха на самочувствие человека. 5
4. Экспериментальная работа 6
5. Заключение и выводы 7
6. Список литературы 9
1. Введение
Окружающий нас атмосферный воздух вследствие непрерывного испарения воды с поверхности водоёмов и растительных покровов всегда содержит в себе водяные пары. Содержание водяного пара в атмосфере характеризует такое понятие, как «влажность».[1] Oт количества вoдяногo пара в вoздухе, зависит погода, состояние человека, жизнь растений, животных, сохранность техники, книг, зданий и сооружений.
Влажность влияет и на окружающий мир, и на cамого человека, поэтому нам необходимо следить за влажностью воздуха, уметь измерять ее. Bвлажность воздуха является одним из основных параметров микроклимата помещения и поэтому, меня очень заинтересовала проблема состояния влажности воздуха в классах школы и в других ее помещениях, где занимаются учащиеся.
Воздух является неотъемлемой частью каждого человека – это один из источников жизни. Из уроков физики мы знаем, что атмосферный воздух представляет смесь различных газов и водяного пара. Важное значение для человека наряду с температурой и атмосферным давлением имеет количество в ней вoдянoгo паpа.
Основная цель моей работы заключается в том, чтобы изучить и измерить влажность воздуха и определить влияние ее на самочувствие учащихся.
Проблема моей учебно - исследовательской работы заключается в необходимости измерения влажности воздуха в разных помещениях школы и ее влияние на самочувствие учащихся.
Задачи работы:
Актуальность моего исследования заключается в том, что в последнее время многие учащихся школы часто болеют простудными заболеваниями, особенно в зимнее время года, а низкая влажность неблагоприятно влияет на самочувствие, вызывает быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Высокая влажность воздуха также отрицательно влияет на организм человека, например, нарушается теплообмен организма с окружающей средой, что приводит к перегреву тела.
Влажность воздуха влияет и на человека, и на все то, что его окружает. На должном уровне следует поддержать влажность воздуха в библиотеке, в школьных кабинетах, в гардеробе, в школьном архиве. Самой основной задачей моего исследования на практике, это измерить влажность воздуха в помещениях, где чаще всего бываем мы – учащиеся. У нас школа трех этажная и поэтому для измерения влажности воздуха я выбрала кабинеты с первого этажа – это столовая, спортзал, библиотека, гардеробная; со второго этажа – кабинет математики, с третьего этажа – это кабинет физики и кабинет информатики. Таким образом, каждый из нас должен знать каким воздухом он дышит и соответствует ли влажность воздуха для хорошего самочувствия.
Метод исследования: изучение литературы, наблюдения, измерения, сравнения и анализ, эксперимент.
Гипотеза исследования: если поддерживать в помещениях влажность воздуха согласно САНПина, то можно обезопасить учащихся от негативных воздействий на организм повышенной и пониженной влажности.
Планируемые результаты: В ходе выполнения проекта учащиеся используют межпредметные связи, ищут эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете. Проект создается на основе проведенных исследований, обзора литературы, использование медиа ресурсов. Итоговый продукт – работа, в которой отражены результаты исследований способы повышения или понижения влажности воздуха согласно САНПИНа.
2. Литературный обзор
Атмосфера (греч. слово), состоящее из двух частей «атмос» – пар и «сфера» – шар. Атмосферу называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Послушайте как поэтично писал об атмосфере французский астроном Камилл Фламмарион: «Атмосфера оживляет Землю, океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человека – все живет в атмосфере, и благодаря – ей земля плавает в воздушном океане, а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые…»
Атмосферный воздух представляет собой смесь азота, кислорода, углекислого газа и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела.
В зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, воздух бывает различной степени влажности. Абсолютная влажность, ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара. [1]
Знания абсолютной влажности ничего не говорит о том, насколько водяной пар в данных условиях далек от насыщения. А это зависит от интенсивности испарения воды и, следовательно потери влаги живыми организмами. От этого же зависит быстрота высыхания тканей почвы, увядания растений и многое другое. Поэтому вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.
Относительной влажностью воздуха называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара, при той же температуре, выраженной в процентах.
Относительную влажность воздуха можно определить по формуле
φ= ρ*100% / ρ0
3. Влияние влажности воздуха на самочувствие человека.
Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для самочувствия человека. Люди весьма восприимчивы к влажности. Человек себя чувствует хорошо при относительной влажности воздуха от 40 до 60%. Небольшие отклонения от нормы отзывается в организме человека ощущением сухости или сырости. От нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи. При высокой влажности испарение влаги с поверхности кожи уменьшается, что затрудняет терморегуляцию человеческого организма. В сухом воздухе происходит быстрое испарение влаги с поверхности кожи, что приводит к высыханию слизистых оболочек дыхательных путей, старению кожи. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-250С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50%. С начала отопительного сезона относительная влажность в помещениях школы значительно снижается. Такие условия вызывают быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям
Прибор для определения влажности воздуха – психрометр - состоит из двух термометров, один из которых обмотан тканью, конец которой опущен в воду. Поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается. Чем большое относительная влажность, тем менее интенсивно идёт испарение. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров будет меньше. По этой разности температур с помощью специальных таблиц и определяют относительную влажность воздуха.
Психрометрическая таблица
Если показания термометров одинаковы, то относительная влажность будет равна 100%. Психрометры используют обычно в тех случаях, когда требуется достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха.
4. Экспериментальная часть
Психрометр устанавливался на 20-25 мин в исследуемых кабинетах и, по истечении времени снимались показания. Вычисляется разность показаний между влажным и сухим термометром. Зная, разность показаний сухого и влажного термометров и температуру окружающей среды с помощью психрометрических таблиц измеряем относительную влажность воздуха.
Результаты эксперимента
Определение влажности воздуха в разных помещениях школы в период отопительного сезона
Место определения влажности | Температура сухого воздуха, tсух,0С | Температура влажного воздуха, tвл,0С | Разность показаний сухого и влажного термометров, Δt,0С | Относительная влажность воздуха, φ, % |
Столовая 1 этаж | 24 | 20 | 4 | 69 |
Спортзал 1 этаж | 20 | 13 | 7 | 44 |
Библиотека 1 этаж | 20 | 14 | 6 | 51 |
Гардеробная 1 этаж | 20 | 15 | 5 | 59 |
Кабинет математики 2 этаж | 24 | 16 | 8 | 43 |
Кабинет физики 3 этаж | 22 | 16 | 6 | 54 |
Кабинет ИКТ 3 этаж | 20 | 14 | 6 | 51 |
5. Заключение.
Я пришла к выводу, что невидимый нами воздух (содержание в нем водяного пара) которым мы дышим и к которому мы привыкли, может влиять не только на самого человека, но и на все, что его окружает. В этой учебно-исследовательской работе был изучен вопрос о влиянии влажности воздуха на самочувствие человека.
Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах.
Я проводила измерения температуры и влажности воздуха в разных помещениях школы: в предметных кабинетах, в компьютерном классе, в столовой, библиотеке, гардеробе и в спортивном зале. Данные измерений занесла в таблицу. В результате я обнаружила, что температурный режим и влажность соответствуют санитарно-гигиеническим нормам во всех помещениях из моего списка кроме столовой. Это и понятно почему, потому что в течение дня идет большое количество испарений с поверхностей кастрюль.
Я считаю, что влажность нормальная 40-60% (зимой 30-50%) в школе, потому что свежий воздух поступает через щели в старых (21 год) деревянных рамах, обеспечивающих естественную вентиляцию воздуха в помещениях. Кроме этого в течение дня кабинеты проветривают.
Данная работа имеет практическое значение и может быть использована на уроках физики или кружковых занятиях.
Данное исследование меня заинтересовала ещё больше. Я продолжу, замеры влажности воздуха в весенний и летний период.
По результатам работы были сделаны основные выводы:
1. Во всех кабинетах влажность воздуха соответствует нормам. Причиной простудных заболеваний не является влажность воздуха в школе, а что-то другое. Я предполагаю это несоответствие влажности воздуха в наших домах, т.к. многие меняют деревянные рамы на пластиковые.
2. Влажность воздуха в столовой значительно повышена.
3.В кабинетах с большим количеством зеленых насаждений влажность воздуха максимально приближена к норме.
4. Изучая литературу, я узнала, что состояние микроклимата школьных помещений оказывает влияние на самочувствие и здоровье учащихся. Низкая влажность вызывает быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Высокая влажность также трудно переносится при высокой температуре, в этих условиях затруднен отвод тепла за счет испарения влаги и возможен перегрев тела.
И все-таки для улучшения состояния влажности в кабинетах я рекомендую:
1. Опрыскивание. С помощью этого простого метода можно увеличить влажность воздуха в помещении.
2. Увеличить в кабинетах количество комнатных растений. Листья зеленых растений испаряют воду и способствуют повышению влажности воздуха, а это улучшает самочувствие людей.
3. Поводить влажную уборку помещений.
Рукавичка
Свадьба в Малиновке
В Китае испытали "автобус будущего"
Ребята и утята
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое