• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Юные герои войны

Опубликовано Сергеев Павел Петрович вкл 01.11.2015 - 19:18
Сергеев Павел Петрович
Автор: 
Дмитриевских Т. Э., Шмелёва В. Д.,

Городская научно-исследовательская конференция школьников

«Шаг в будущее»

 

Секция: История

 

 

 

 

 

 

 

 

Юные герои войны

 

 

 

 

Автор: Дмитриевских Т. Э.,

Шмелёва В. Д.,

ученицы 8б класса

МАОУ «СОШ №10.

Руководитель: Сергеев П.П.,

учитель истории МАОУ «СОШ №10».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Когалым. 2015г.

Введение

Великая Отечественная война  стала одной из самых ярких, но и в то же время самых кровавых страниц нашей истории. Война коснулась всех, война пришла в каждый дом, нет ни одной семьи, которую обошло бы горе утраты.  На борьбу против фашистских захватчиков вставали все, в том числе и детей. Дети того времени считали что они тоже часть страны - они  могли даже пожертвовать жизнью ради Родины. Они начинают принимать активное участие в борьбе как на передовой, помогая бойцам красной армии и партизанам, так и в тылу, работая на оборонных заводах  за станками или в виде расфасовщиков снарядов. Они очень рано повзрослели. Но до войны, они были самыми обыкновенными детьми: учились, гуляли, играли, помогали старшим, но с началом войны, им пришлось заменить отцов и старших братьев. И в наше время, несмотря  на то, что детям войны посвящено много различных работ, и большинство «взрослых»  понимают какой отпечаток, вкладывает война в сердца детей, то здесь, то там слышны крики войны, в которых страдают дети.

В связи с празднованием семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне и  с недавними событиями на Украине, в Сирии и разворачивающейся войны на Ближнем Востоке, мы считаем нашу тему актуальной.

Цель работы:

 Рассмотреть вклад детей СССР в победу над фашизмом.
Задачи:

·       Рассмотреть участие детей в боевых операциях;

·       Изучить вклад детей в военное производство;

·       Рассмотреть вклад детей Тюменской области  в победу;

·       Выявить жителей города Когалыма, принимавших участие в свои детские годы в боевых действиях или работавших в тылу во времена Великой Отечественной Войны

Объектом исследования являются дети, проживавшие в СССР с 1941 по 1945 год.

Предметом исследования являются дети, принимавшие участие в боевых операциях и работники тыла.

Методология исследования базируется на традиционных методах познания – историзме и системном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_v_budushchee_-_yunye_geroi_voyny._sektsiya_istoriya.docx82.79 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-исследовательская конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция: История

Юные герои войны

Автор: Дмитриевских Т. Э.,

Шмелёва В. Д.,

ученицы 8б класса

МАОУ «СОШ №10.

Руководитель: Сергеев П.П.,

учитель истории МАОУ «СОШ №10».

г. Когалым. 2015г.

Содержание

Введение        

Глава I. Дети на фронте Великой Отечественной войны        

1.1 Дети на передовой и в партизанских отрядов        

1.2 Дети, участники тылового производства        

1.3 Подвиги детей, описанные в художественной литературе        

Глава II. Вклад юных тюменцев в победу над фашизмом.        

2.1 Дети на производстве в тюменской области.        

2.2 Участники боевых операций и работники тыла, проживающие в городе Когалыме.        

Заключение        

Список источников информации        

Приложения        


Введение

Великая Отечественная война  стала одной из самых ярких, но и в то же время самых кровавых страниц нашей истории. Война коснулась всех, война пришла в каждый дом, нет ни одной семьи, которую обошло бы горе утраты.  На борьбу против фашистских захватчиков вставали все, в том числе и детей. Дети того времени считали что они тоже часть страны - они  могли даже пожертвовать жизнью ради Родины. Они начинают принимать активное участие в борьбе как на передовой, помогая бойцам красной армии и партизанам, так и в тылу, работая на оборонных заводах  за станками или в виде расфасовщиков снарядов. Они очень рано повзрослели. Но до войны, они были самыми обыкновенными детьми: учились, гуляли, играли, помогали старшим, но с началом войны, им пришлось заменить отцов и старших братьев. И в наше время, несмотря  на то, что детям войны посвящено много различных работ, и большинство «взрослых»  понимают какой отпечаток, вкладывает война в сердца детей, то здесь, то там слышны крики войны, в которых страдают дети.

В связи с празднованием семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне и  с недавними событиями на Украине, в Сирии и разворачивающейся войны на Ближнем Востоке, мы считаем нашу тему актуальной.

Цель работы:

 Рассмотреть вклад детей СССР в победу над фашизмом.
Задачи:

  • Рассмотреть участие детей в боевых операциях;
  • Изучить вклад детей в военное производство;
  • Рассмотреть вклад детей Тюменской области  в победу;
  • Выявить жителей города Когалыма, принимавших участие в свои детские годы в боевых действиях или работавших в тылу во времена Великой Отечественной Войны

Объектом исследования являются дети, проживавшие в СССР с 1941 по 1945 год.

Предметом исследования являются дети, принимавшие участие в боевых операциях и работники тыла.

Методология исследования базируется на традиционных методах познания – историзме и системном подходе.


Глава I. Дети на фронте Великой Отечественной войны

1.1 Дети на передовой и в партизанских отрядов

Во время Великой Отечественной войны очень много мальчиков и девочек взяли в руки оружие, чтобы сражаться за Родину. На их счету многочисленные диверсии против немецко-фашистских оккупантов. Партизанская война шла на всей территории оккупированной немцами. Разве могли предполагать фашисты, что сражаться с ними не на жизнь, а на смерть, будут дети. Даже самые маленькие подпольщики выбирали смерть предательству.  Помимо подвигов на передовой и в партизанских отрядах юные герои трудились у станков и в поле, заменяя ушедших на фронт отцов и братьев.

В подполье только в одной Беларуси историки насчитывают около 75 тысяч юных подпольщиков. Общее число награжденных детей по всему СССР числится около 35 тысяч человек[1]. Подвиги лишь некоторых детей хорошо известны и они них, на наш взгляд, должны знать современные подростки.

Так, Валя Котик - юный партизан разведчик. Родился 11.02.1930 в Селе Хмелёвка Шепетовского района. В годы войны находился на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками. Вёл работу по сбору оружия и боеприпасов. С августа 1943 года юный патриот-разведчик партизанского отряда  имени Кармелюка участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада, 16 февраля в бою за город Изяслав был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Юра Жданко стал воспитанником моторазведывательной роты 332й стрелковой Ивановской дивизии им. Фрунзе. В роте он выполнял роль разведчика, под видом попрошайки часто ходил к немцам. Первую награду «За отвагу» он получил в 1941 году, когда при минировании моста вынес раненого минера. В 1942 году находясь в партизанском отряде, он проник в дом, где располагался офицер, который руководил окружением, притворившись внуком хозяина дома, он в дальнейшем выкрадет планы борьбы с партизанами. В 1943 году он выведет из окружения батальон РККА. За данный подвиг он получит орден Красной звезды, которую прикрепит сам Михаил Калинин. В 13 лет он будет сильно контужен и в дальнейшем в боевых операциях не участвовал. Умер в 1996 году от инсульта[2].

Надежде Богдановой ещё и не было 10 лет, когда она стала разведчицей.  Ходила по фашистским поселениям и доносила очень важную информацию. Когда фашисты взяли её в первый раз, она очень сильно пострадала от зверских пыток и после упала в яму на секунду раньше выстрела и выжила. Во второй раз, когда её схватили, облили на морозе водой, выжгли на спине 5-и конечную звезду, и посчитав мёртвой выбросили. После местные жители спасли её, слепую, парализованную. После войны зрение удалось вернуть[3].

Колю Печененко  война застала  в пионерском лагере, когда ему было одиннадцать. Группу пробиравшихся по лесу детей заметил фашистский бомбардировщик.  На них сбросили бомбу. После взрыва выжил только Коля, но его контузило. Он пролежал больше суток, а после ещё 25 дней скитался по лесу. Его нашёл комиссар партизанского отряда и отнёс к леснику. Став сильнее мальчишка остался с партизанами, но после понял, что это только начало. Над Колей издевались, выводя на казнь, набрасывали верёвку  и выбивали стул из-под ног. Его то вешали, то подстреливали, а в перерывах загоняли спички под ногти. После такой казни его парализовало. Из-за того, что он долгое время не мог прийти в себя, немцы решили, что он мёртв. Потом его нашли  партизаны и чудом спасли его. Не смотря на то, что его парализовало, он всё равно не сдался — зажимая ручку зубами, исписал 700 школьных тетрадей, создав книгу воспоминаний «Опалённая судьба», которую издали в 1984 году, за три года до смерти Николая Печененко[4].

Зинаиде Портновой на начало войны было 14 лет.  Член подпольной комсомольской организации «Юные мстители». Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.  В декабре 194з года при возвращении в отряд была схвачена фашистам. Во время допроса она схватила со стола пистолет фашистского следователя и застрелила его и ещё двоих немцев. Попыталась бежать, но была поймана и зверски замучена в январе 1944 года.

Марат Казей юный герой подполья. В годы оккупации Белоруссии 12-летний пионер стал членом партизанского отряда имени 25-летия Октября. Принимал активное участие  во многих операциях по подрыву ж\д дорог и устраивал вместе с отрядом большое количество засад на фашистов. 11 мая 1943 года при выполнении задания командования партизанского отряда у деревни Хоромицкое Узденского района Минской области 14-летний партизан был взять в «кольцо» немецкими карателями. Превосходящие силы противника не смогли испугать Марата, и он продолжал сопротивление до последнего патрона. Не желая быть захваченным в плен, юный герой взорвал гранатой и себя, и окружавших его немецких солдат. За проявленное мужество в борьбе с фашистами было присвоено звание «Герой Советского Союза». Также он был награжден орденом Отечественной войны І степени, орденом Ленина, медалью «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги».

        Для детей создавались и специальные лагеря. Одним из таких лагерей был Саласпилсский концлагерь. С 1942 года в лагере содержались помимо участников сопротивления еще и женщины и дети, которые уклонялись от сдачи оккупантам поставок сельхозпродукции, а так же семьи партизан.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем детей, которых затем стали использовать для переливания крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. По свидетельским показаниям, в лагере погибло более 100 000 человек. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом кладбище у Саласпилса[5].  

1.2 Дети, участники тылового производства

«Все для фронта! Все для победы!» - под таким лозунгом проходила вся тыловая жизнь каждого в течение всех дней, пока шла война.

Во время того, пока наши солдаты воевали за Родину те, кого не призвали, упорно трудились в тылу. Это были женщины, старики и конечно же дети. Не покладая рук дети и днём, и ночью трудились на заводах, фабриках и полях вместо отцов. Вставали за станки, собирали патроны и автоматы, сеяли и собирали пшеницу с полей.

27 июня 1941 года “Правда” сообщала, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, что бы заменить ушедших на фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.

Танк «Малютка»

«Малютка» — название именного лёгкого танка Т-60, средства на постройку которого в 1943 году собрали дети Омской области. 25 февраля 1943 года в газете «Омская правда» было опубликовано письмо шестилетней Ады Занегиной. В письме говорилось:

«Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист.»

После этого письма все дети начали отправлять деньги на постройку танка, который был назван «Малютка»[6]

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. В первые же дни многие добровольцами отправились на фронт. С каждым днем все меньше и меньше трудоспособных мужчин остается в деревне. А тут подоспела уборочная страда. Ох, нелегкая это пора даже в мирное время, а в суровые военные годы приходилось тяжелее во много крат! Встаешь в 4 часа утра и до позднего вечера в поле убираешь хлеб. Работали старательно, ведь нельзя оставить в поле ни один колосок, поскольку каждый на вес золота. Работали споро, ведь надо успеть убрать все вовремя, пока стоит хорошая погода. Бабушка говорит, что им эта работа в поле снилась даже по ночам. Она, восьмилетняя, в горячую уборочную пору наравне с взрослыми принимала участие в этом важном деле. Эти маленькие девочки и мальчики понимали всю ответственность, которая легла на их плечи. Да, рано им пришлось повзрослеть. Бабушка Таня вспоминает, что ее будили рано-рано, когда еще лишь чуть брезжил рассвет, и она, полусонная, шла, спотыкаясь о невидимые кочки, за матерью в поле[7].

1.3 Подвиги детей, описанные в художественной литературе

        Подвиги детей запечатлены во многих произведениях литературы. В большинстве случаев они имеют реальные исторические корни. Подвиги детей войны описаны во многих книгах: рассказах и повестях, они трогают за душу и не могут оставить никого равнодушными. Вот некоторые из них.

 В повести С. Самсонова «По ту сторону» рассказывается о советских подростках, угнанных в Германию во время Великой Отечественной войны.
В. Катаев в повести  «Сын полка» повествует  о мальчике Ване Солнцеве, который стал сыном и артиллерийской батарее, и капитану  Енакиеву.

А. Адамович написал «Жаворонки над Хатынью».  Повесть о предвоенном и военном времени в белорусском селе Хатынь, о трудной жизни людей, особенно детей, в период фашистской оккупации, о борьбе с захватчиками и трагедии, разыгравшейся там, когда село и все население его - дети, женщины и старики - были сожжены.
Е. Ильина в книге «Четвертая высота», повествует о Гуле Королевой — молодой советской актрисе, которая начала свою карьеру в кино в 4 года, а в мае 1942 года в 19 лет по своей воле пошла на фронт, где героически погибла в боевых действиях при взятии высоты 56,8 под Сталинградом.

Повесть А. Авраменко  «Гонцы из неволи», о пионерах-героях А. Кобере и В. Хоменко, которых за их геройский поступок наградили орденами Отечественной войны; 
Лев Кассиль  «Улица младшего сына». Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина — героя Великой Отечественной войны.

Н. Луговой «Опаленное детство». Книга о юных героях Васе Борзове, Саше Бокун и других ребятах активно помогавших бойцам крымского подполья и партизанам;
А. Сухова  «Дети война».  Книга о героических подвигах детей в годы Великой Отечественной войны, о самых смелых и бескорыстных подвигах.


Глава II. Вклад юных тюменцев в победу над фашизмом.

2.1 Дети на производстве в тюменской области.

        В период Великой Отечественной Войны огромное количество детей встали за станки и за сельхозорудия. Согласно статистике в 1942 году в народном хозяйстве страны трудилось свыше 1,2 млн. подростков в возрасте до 18 лет, причем каждому четвертому не было и 16[8]. Не исключением стали и подростки Тюменской области. Не смотря на то, что фронт был в тысячах километров от родного дома дыхание войны чувствовалось и здесь: сводки Совинформбюро, письма с фронта и приходившие похоронки. В замен ушедших на фронт мужей и сыновей, за станками, на трактора и в поле выходили их жены, сестры и матери, в следствии этого вся работа по дому ложилась на маленьких тюменцев. Помимо работы по дому они принимали участие в с\х работах, работали на заводах, собирали и сдавали ягоды, грибы кору и удили рыбу.

В документах, хранящихся в Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области, приводятся следующие данные:

«24 июня 1941 года. Пионеры и школьники Зарословской неполной средней школы Бердюжского района взяли на себя всю посильную работу взрослых. Они включились в массовую прополку хлебов и выполнение других работ.»[9]

«24 ноября 1941 года. Учащиеся школ Березовского района Ханты-Мансийского национального округа оказана помощь колхозам: поставлено 72 тонны сена, заложено 12 тонн силоса, убрано 12 га овса, собрано 67 тонн картофеля, 12 тонн веточного корма.»[10]

«28 октября 1942 года. Учащиеся начальной школы № 13 города Тюмени для того, чтобы помочь фронту организовали бригаду и в свободное от занятий время работают на фанерокомбинате.»[11]

«Февраль 1944 года. В рыболовецком колхозе «Сталинская трибуна» (хантыйские юрты Чучелины) инвалид Отечественной войны Кузьма Чучелин руководил звеном юных рыбаков, куда входили: Ушаевы Ирма (13 лет) и Лида (11 лет), Чучелины Ваня (10 лет) и Ирина (12 лет). Каждый из них выловил и сдал государству по 200 кг рыбы.»[12]

        Однажды 21 марта 1943 года в газету «Тобольская правда» пришло такое письмо:  «Дорогой дядя редактор! Я прошу мое заявление напечатать в газете. Мне 7 лет, но я уже хожу в школу. Учусь хорошо. Я слышала по радио, что все дети вносят свои деньги на танк «Малютка». Я тоже вношу свои 101 руб. 18 коп. и прошу передать бойцам на фронт, чтобы скорее разбить фашистов, а я вернусь в свое Запорожье.

Оля Танкилевич, ученица 1 класса школы № 13».

        Также дети собирали средства на строительство военной техники, например в ноябре 1944 года Учащиеся и пионеры школы № 25 Центрального района г. Тюмени организовали сбор средств на строительство боевого катера «Тюменский пионер»[13]

        Помимо архивных материалов, в которых часто используются лишь сухие цифры, существует огромное количество воспоминай очевидцев, которые описаны и опубликованы. Одним из таких воспоминаний являются воспоминания Майи Смирновой.

        Она рассказывает о том, как жили и трудились дети в период войны.

«Годы военного детства запомнились постоянной работой. Но зато мы многому научилась: вязать кружева, готовить еду, носить на коромысле воду с водокачки, зимой не допуская сосулек на ведрах, выращивать овощи. Кружева в годы войны я вязала только на заказ, за молоко или другие продукты.»[14]

Вспоминает Мария Смирнова и о трудовых буднях:

«Помню весну 1942 года. Родители на работе, а мне поручили получить землю для посадки, дали колышки. Я - грамотная, первый класс окончила. Пришла со взрослыми на поле (на этом месте сейчас областная клиническая больница N 2). Отмерили участок, колышки помогли вбить. На следующее утро привела маму на участок, она расстроилась - часть земли не вспахана, здесь плуг делал поворот. Это был для меня практический урок. Тогда же мне купили личное орудие труда - саперную лопатку, сделали длинный черенок. С этого времени и до окончания института я сажала картошку.

Мама работала в артели «Производственник». Здание стояло напротив цирка, приблизительно на том месте, где сейчас центральная клумба на Городской площади. В артели в зимнее время шили фуражки для солдат, в летнее время - шапки-ушанки. Артель выполняла заказ на пошив шапок-ушанок и для лагеря военнопленных N 93. Об этом я узнала, конечно, позднее, из архивных документов. Почти каждый день после школы шла помогать маме: обшивала картонные пуговицы для солдатских фуражек, проглаживала швы, сшивала мех для шапок. Тогда же научилась пользоваться наперстком, храню его…»[15]

        Помимо этого, согласно воспоминаниям, Майя принимала участие в работе госпиталей, где располагались раненые бойца Красной армии.

«…В третьем классе вступила в пионеры, мы помогали друг другу в учебе, ходили с концертами в госпиталь, размешавшийся в нашей школе N 21, исполняли для раненых матросский танец - надевали матросские воротники, вот и весь костюм. Госпиталь размещался по ул. Семакова, 10, ныне университет. Помню, как после встречи с ранеными мы вышли на улицу, смотрим на окна, раненые улыбаются, машут руками, а с деревьев свисают сосульки. Видимо, дело было к весне…»[16] 

        Рассказывает также и про рабочие будни на фанерокомбинате: «…На фанерокомбинате работали школьные бригады. Мы несколько раз туда ходили, в цехах занимались уборкой. Более серьезной работы не было, малы еще…».

        В сельской местности на детские плечи часто ложилась тяжелая работа по домашнему хозяйству, особенно было тяжело тем детям которые еще до начала войны потеряли мать, а во время войны на фронт забрали и отца.

Из воспоминаний Анкиной Марии Ивановны: «Перед тем как уйти на фронт, мы с отцом заготавливали сено, и мне нужно было запомнить, где стояли наши стога. В 1942 году на фронт забрали отца, и мы с сестренкой остались вдвоем, брата забрали дед с бабушкой. На наши плечи легло все домашнее хозяйство[17] . Зимой мы с подружкой поехали на лошади за сеном, которое с отцом летом заготавливали,. Стали это сено грузить на сани. Навыков не было ни каких, перетянули нагруженное сено веревками и поехали. Пока ехали, сено дважды разваливалось, было очень обидно, но жизнь научила всему.»[18] Из воспоминаний Коноплевой Елизаветы Тимофеевны: «Мы с мамой зимой постоянно ходили в лес за ветками. Пилы и топора у нас не было, поэтому мы брали крюк с веревкой, закинешь кг он ветку, зацепишь и тянешь… И так целые сани.»[19] .

        Помимо работ по сдаче продуктов государству, работ на гос. предприятиях и тяжелых работ по дому, большинство детей работали еще и в колхозах. Из воспоминаний Анкиной Марии Ивановны: «До начала уроков нам нужно было в колхозе успеть напоить молоком телят (5-6 штук), за которых мы несли ответственность. Летом мы заготавливали сено и траву… Я была очень шустрая, один раз я выкосила 47 соток.»[20] Из воспоминаний Выучейской Анны Ивановны: «Зимой мы с мамой заготавливали дрова для школы, нужно было заготовить 16 кубов…»[21]

2.2 Участники боевых операций и работники тыла, проживающие в городе Когалыме.

В ходе подготовки данной научной работы мы, посетили «Совет ветеранов г. Когалыма», который организовался в 1983 году. В 1983 в совет входили 185 ветеранов: дружинники тыла, блокадники, узники. Из них 23 участники боевых действий. В настоящее время в совет входят 76 ветеранов. Из них 4 участника боевых действий. 60% ветеранов не ходят, более  40 человек похоронены на когалымском кладбище, остальные уехали в другие города. Нами был составлен подробный список всех оставшихся ветеранов в городе Когалыме:                                                                         Табл. №1.

Категория

ФИО

Дата рождения

Инвалиды ВОВ, участники ВОВ.

Гюгезян Нина Артёмовна

(28.11.1922)

Клепиков Николай Иванович

(01.01.1925)

Коробов Валентин Фёдорович

(25.10.1927)

Хузин Гакрама

(10.10.1926)

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей

Аверина Галина Михайловна

(25.08.1929)

Степанова Нина Ефимовна

(05.05.1940)

Шамли Анна Ивановна

(05.05.1940)

Граждане, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

Злобин Евгений Николаевич

(24.06.1941)

Смирнов Анатолий Яковлевич

(22.01.1939)

Члены семей погибших(умерших) инвалидов ВОВ, ветеранов ВОВ

Алексеенко Светлана Филипповна

(07.04.1939)

Головко Ольга Григорьевна

(09.09.1941)

Замуло Евдокия Тимофеевна

(10.02.1939)

Кочакова Клара Ивановна

(11.06.1927)

Микова  Галина Александровна

(02.05.1930)

Новомлинцева Мария Петровна

(23.08.1930)

Рогожникова Александра Егоровна

(09.09.1927)

Скворцова Анна Ивановна

(18.03.1928)

Холодняк Раиса Павловна

(02.08.1929)

Труженики тыла во времена ВОВ

Алатырева Елизавета Алексеевна

(15.07.1932)

Амельченко Анна Фёдоровна

(21.09.1931)

Амирбеков Ахмед Лукманович

(25.05.1935)

Амирова Вера Михайловна

(15.07.1928)

Арипова Марвана Мухтабаровна

(27.11.1928)

Ахметгалиев Тахир Ганеевич

(05.12.1930)

Балезина Аграфена  Ивановна

(22.01.1930)

Бердина Такзима Имамутдинова

(18.07.1928)

Бородина Клара Ивановна

(25.12.1929)

Бусарова Елизавета Кузьминична

(20.04.1925)

Ваганова Клавдия Степановна

(22.12.1932)

Витвицкий Василий Петрович

(13.04.1930)

Волкова Мария Фёдоровна

(26.11.1929)

Габдрахманова Рафига Таиповна

(27.01.1930)

Гадельшина Гаян Диммухаметовна

(15.02.1930)

Галимов Нурлыгата Нуруллович

(20.11.1927)

Гиндуллина Зульфия Саитовна

(10.01.1931)

Гольцева Любовь Трофимовна

(07.07.1929)

Горницкий Александр Иосифович

(27.11.1932)

Егофарова Мафтуха Асфаяндияровна

(23.08.1930)

Жмурко Анна Прокофьевна

(01.05.1928)

Иванова Нина Павловна

(15.02.1930)

Квитанцева Александра Ивановна

(22.07.1927)

Кириллова Мария Андреевна

(06.01.1928)

Клоц Наталья Яковлевна

(22.04.1929)

Койнов Василий Сергеевич

(17.08.1930)

Крахмалева Александра Ивановна

(20.11.1922)

Кунаева Раиса Прохоровна

(15.04.1926)

Кухтерина Агния Степановна

(10.02.1922)

Ларин Николай Антонович

(28.01.1931)

Логунович Наталья Фёдоровна

(15.12.1927)

Мартынцев Виктор Васильевич

(05.03.1929)

Меджидова Тажли Агаевна

(30.12.1931)

Мельникова Татьяна Ивановна

(25.01.1926)

Мигранова Фания Фаткуловна

(29.06.1929)

Мирошниченко Мария Михайловна

(25.10.1930)

Панина Раиса Фёдоровна

(18.10.1932)

Ревера Николай Григорьевич

(28.05.1931)

Репин Иван Акимович

(07.01.1927)

Репина Клавдия Алексеевна

(02.03.1932)

Руденская Зоя Ивановна

(05.05.1930)

Рябоконева Анна Григорьевна

(16.04.1928)

Сабирова Максума

(01.01.1921)

Салякина Зинаида Митрофановна

(25.05.1930)

Симонян Мария Тиграновна

(11.10.1923)

Соколова Анна Ивановна

(17.09.1921)

Солдатова Валентина Ивановна

(20.09.1932)

Станишевская Валентина Романовна

(20.09.1922)

Фахрушина Аклима Рхматулловна

(10.07.1924)

Фёдоров Григорий Юрьевич

(15.01.1927)

Царина Надежла Петровна

(30.09.1927)

Чалкова Нина Афанасьева

(13.04.1927)

Чибисова Зинаида Ильинична

(29.12.1928)

Шабанова Клавдия Ивановна

(07.11.1928)

Шперлинг Геннадий Тобиасович

(28.07.30)

Щинова Анна Егоровна

(13.09.1932)

В Совете ветеранов нам дали адрес одного из ветеранов, Веры Михайловны, которой мы задали ей несколько вопросов о её детстве. Оказалось, жила она во время войны в посёлке Лылово, Оренбургской области (Приложение №2).  

Вера Михайловна рассказала, что в годы Великой Отечественной Войны, было очень тяжело: «Мы были такие, как вы, 11-13 лет. Мне было 11 лет, мы гуляли на улице и играли в лапту и ровно в четыре часа объявили войну, и тут наша жизнь изменилась, мы работали, пахали. Как вспомнишь,  обували мы лапти и в них ходили. Командир ходил, будил: «Вера, вставай, пошли пахать». Пахали на быках, лошадях

Потом послали меня учиться на тракториста, так что я и тракторист, и комбайнёр,   и все на свете. Потом значит учительница возила 5,6,7 классы, возили по полям Оренбургской области, и был голод тогда страшный (со слезами, вспоминала Вера Михайловна). Вешали нам сумочки маленькие ситцевые на плечо. Учительница сказала: «Мусор в одну сторону, а колоски в другую, и никто чтобы не один колосок не скушал, когда дойдете до конца, тогда 6 колосиков  которые сами выдернулись, ни то, что выдернули, а те которые сами выпали, в руках размельчите и скушаете». И вот я съела 6 колосиков, а остальное учительница сказала на кухню отнести и поварихам отдать.   Отец ушёл на фронт, и моя старшая сестра тоже. Ей было 17 лет и её взяли добровольцем, она защищала Сталинград. У неё было много наград, медалей, ветеран великой отечественной войны, но я сама не воевала, я то труженица была, на тракторах, на комбайнах ездила. Помню, как привязывали меня к трактору, чтобы с трактора не слетела. Иду я как-то по улице, смотрю, на меня бежит толпа. Все обнимаются, целуются, кричат. Я спрашиваю: « Что случилось», а мне в ответ: «Ура, война закончилась!»». Сейчас Вере Михайловне 86 лет, скоро будет 87.

        И таких воспоминаний о трудном военном детстве очень много.

В ходе работы нам стало интересно узнать, что знают наши сверстники о своих родственниках, чье детство или юность выпали на военные годы. С этой целью мы провели опрос среди учащихся 8х классов МАОУ «СОШ №10». Всего было предложено три вопроса. В первом: нужно было указать, кто из семьи был участником или работником тыла в период Великой Отечественной войны (далее ВОВ), во втором – кого из детей, участников или работников тыла в период ВОВ вы знаете, и последний – какие произведения о детях, участниках ВОВ или работников тыла вы читали. Результаты опроса нас поразили тем,что почти половина опрошенных не знали ни о своей семье, ни о участниках ВОВ ничего. Только на первый вопрос смогли ответить 33% опрашиваемых, на второй или третий 24%. Из всех опрашиваемых, только 10% назвали хотя бы одно литературное произведение про юных участников ВОВ (см. Приложение 1).


Заключение

Война затрагивает жизни и сердца всех участников, хотят они того или нет. В первую очередь, она касается детей, и каждый из них внес свой, хотя бы небольшой, вклад в общую победу. В своей работе мы постарались рассмотреть и изучить вклад советских детей в победу над фашизмом.

В ходе работы, нами, в первую очередь, был изучен вклад детей и подростков в ход боевых действий на линии фронта и в тылу противника, также были рассмотрены некоторые из судеб участников боевых действий. В дальнейшем мы рассмотрели вклад детей СССР в работе тыла и рассмотрели примеры трудового подвига детей. Помимо всего были рассмотрены ряд произведений, которые посвящались детям и нелегкому детскому труду в период Великой Отечественной Войны.

Также мы рассмотрели трудовой подвиг детей в Тюменской области, и выяснили, что вклад их в итоги войны огромен, молодые тюменцы делали все для победы. Они заменили часть тех, кто ушел на фронт и наравне со взрослыми выполняли различные работы: от сдачи сена и рыбы в колхозы до труда на заводах.

Нами была проведена работа в местных архивах и организациях ветеранов, и было выяснено, что в городе Когалыме проживает 76 участников Великой Отечественной Войны. Это и участники в боях, работники тыла, блокадники. Нами было составлена полная таблица всех когалымчан - участников боевых действий и работников тыла.

        Война не должна быть забыта никогда. Никогда не должны быть забыты герои войны, особенно те, юные, которым было особенно тяжело выносить все тяготы военных будней. Честь и слава героям! С праздником всех, кто выжил и остался живым свидетелем войны, они многое могут еще нам рассказать.


Список источников информации

Опубликованные источники:

  1. Тюменцы - фронту: сборник документов  - Тюмень: АОО "Тюменский дом печати", 2005.

Воспоминания:

  1. Воспоминания Амировой Веры Михайловны
  2. Детство опаленное войной. Ханты-Мансийск, Принт-Класс. 2014.

Журналы

  1.  Малоед Л.Ю. «Дети трудных лет»// «Читаем, учимся, играем» № 4. 2009 С. 72
  2. Плугатарев И. Детский фронт Великой Отечественной войны// Независимое военное обозрение. №3 2006.
  3. Козёл Е. И. «Последние свидетели»// «Читаем, учимся, играем», №8 2012 С. 53

Статьи:

  1. Смирнова М. «Победа со слезами и радостью» //«Тюменский курьер». 2015.
  2. Смирнова М.«О веснах и зимах военного времени» //«Тюменский курьер». 2015.
  3. Смирнова М. «О ТОМ, КОГДА КОНЧАЮТСЯ ВОЙНЫ» //«Тюменский курьер». 2015.
  4. Лазарева Н. Маленькие герои великой победы// Мысли и здоровье. №38.
  5. Омская правда - 25 февраля 1943 года
  6. Уфакин Н. В. Биография Вали Котика
  7. Уфакин Н. В. Биография Зинаиды Портновой
  8. Ялтикова Е.В. Победа ковалась в тылу// Исторический сайт.

Приложения

Приложение №1

         

 


[1] Игорь Плугатарев. Детский фронт Великой Отечественной войны// Независимое военное обозрение. №3 2006.

[2] Там же…

[3] Лазарева Н. Маленькие герои великой победы// Мысли и здоровье. №38.

[4] Там же…

[5] Ольбик А.С. Из детства в концлагерь.

[6] Ялтикова Е.В. Победа ковалась в тылу// Исторический сайт.

[7] Там же…

[8] М. Смирнова «Победа со слезами и радостью»// Тюменская область сегодня. №3. 2015 г.

[9] Тюменцы - фронту: сборник документов 2005. С. 231.

[10] Там же… С. 232

[11] Там же… С. 243

[12] Там же… С. 266.

[13] Тюменцы - фронту: сборник документов 2005. С. 278.

[14] М. Смирнова. Не уйдут из памяти…//«Тюменский курьер». 2015.

[15] Там же…

[16] М. Смирнова. Не уйдут из памяти… //«Тюменский курьер». 2015.

[17] Марии в том году только исполнится 15 лет, а сестре 14 лет.

[18] Детство опаленное войной. Ханты-Мансийск, Принт-Класс. 2014. С. 11-12.

[19]  Там же… С. 91.

[20] Там же … С. 12.

[21] Там же… С. 25.


Поделиться:

Можно от Солнца уйти...

Солнечная система. Взгляд со стороны

Домик зимней ночью

Снег своими руками

Рукавичка