Аннотация
Большую часть информации об окружающем мире, человек получает благодаря зрению. Гераклит утверждал: «Глаза – более точные свидетели, чем уши». Так ли это? А всегда ли предмет, который мы видим, является таким? Ответы на эти вопросы я попробовала найти в своей работе.
Цель работы: выяснить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимым объектом и действительностью.
Задачи:
Ø изучить источники информации по предмету исследования;
Ø ознакомиться со строением глаза и механизмом зрения;
Ø заинтересовать окружающих вопросом объективности получаемой зрительной информации
Методы исследования:
Ø Теоретические: изучение литературы, сбор информации о зрительных иллюзиях (анкетирование), анализ и классификации иллюзий.
Ø Эмпирические: эксперименты по теме, объяснение результатов.
Основные результаты:
проводя исследования по данной теме, я смогла понять, как человек видит, изучила виды иллюзий и их использование , нашла аргументы и факты за выдвинутую гипотезу, а так же увидела, что выбранная мной тема интересна многим.
Практическая значимость:
моя работа показывает возможность использования зрительных иллюзий в жизни человека и невозможность измерений «на глаз» при точных расчётах.
Вложение | Размер |
---|---|
dasha_issled.rabota.doc | 509.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городской округ г. Выкса Нижегородской области
«Мы видим мир таким, какой он есть?»
Физико-математическое отделение
Секция физическая
Работу выполнила:
ученица 8 класса
Пахолкова Дарья Дмитриевна
Научный руководитель:
учитель физики
МБОУ СОШ №4
Милова Нелли Александровна
г. Выкса
2013г
Оглавление
Аннотация……………………………………………………………….3 стр
Введение ………………………………………………………………………4 стр
Глава 1. Обзор литературы ……………………………………………………..6 стр
Глава 2. Как мы видим…………………………………………………..7 стр
Глава 3. Иллюзии…………………………………………………………….. 11 стр
3.1. Рождение иллюзий…………………………………………………………11 стр.
3.2. Виды иллюзий……………………………………………………………...13 стр.
3.3. Иллюзии вокруг нас……………………………………………………… ..14 стр.
Глава 4. Эксперименты и их обсуждения. Иллюзии своими руками…………...19стр
Выводы…………………………………………………………………..22 стр
Литература………………………………………………………………….23 стр
Приложение…………………………………………………………….. 24 стр
Аннотация
Большую часть информации об окружающем мире, человек получает благодаря зрению. Гераклит утверждал: «Глаза – более точные свидетели, чем уши». Так ли это? А всегда ли предмет, который мы видим, является таким? Ответы на эти вопросы я попробовала найти в своей работе.
Цель работы: выяснить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимым объектом и действительностью.
Задачи:
Методы исследования:
Основные результаты:
проводя исследования по данной теме, я смогла понять, как человек видит, изучила виды иллюзий и их использование , нашла аргументы и факты за выдвинутую гипотезу, а так же увидела, что выбранная мной тема интересна многим.
Практическая значимость:
моя работа показывает возможность использования зрительных иллюзий в жизни человека и невозможность измерений «на глаз» при точных расчётах.
Введение
Лучше сто раз увидеть,
чем один раз услышать.
Русская пословица
С давних пор люди не только поражаются обманам зрения, но и забавлялись зрительными иллюзиями, сознательно используя их в практической деятельности. Уже много лет зрительные иллюзии глубоко используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений. Более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью.
Я считаю, что тема моей работы современна и актуальна, так как в настоящее время, несмотря на развитие науки и техники, человек продолжает пользоваться своими субъективными оценками по всем направлениям. Выражение «обман зрения» очень распространено. К сожалению, наш глаз не точный прибор, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Их известно очень большое количество, и все они не однотипны, как и причины, их возникновения. Для того чтобы понять как возникают оптические иллюзии в жизни обычных вещей, я и решила провести их исследование.
Подтверждением моих размышлений о том, что люди часто ошибаются, видя то или иное явление, стали результаты анкетирования моих одноклассников. Я предложила им ответить на ряд вопросов: «Что ты здесь видишь?» (См. Приложение №1).Оказалось:
1. 30% опрошенных дали верные ответы на вопросы, потому что знали немного об иллюзиях и включили смекалку.
2. 10% были в замешательстве.
3. 60 % полагались только на своё зрительной восприятие, которое их и подвело.
Я считаю, что смогла заинтересовать одноклассников простыми опытами по оптике, так как 80 % из числа опрошенных ребят, решили узнать об иллюзиях больше. Мне очень захотелось расширить свои знания в этих вопросах, и поэтому в своём исследовании я выдвинула гипотезу и поставила следующие цель и задачи.
Гипотеза: Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таким.
Цель моего исследования: найти доказательства в пользу выдвинутой гипотезы или опровергнуть её.
Объект исследования: зрение человека.
Предмет исследования: зрительные иллюзии.
Поставленные задачи:
Свою исследовательскую работу я проводила на базе МБОУ СОШ №4, посещала городскую библиотеку, работала с информацией сети Интернет. Всего работа заняла три месяца.
Ожидаемые результаты: получение новых знаний по изучаемым вопросам.
В работе использовались сведения и помощь учителей физики и биологии в вопросах, выходящих за рамки учебного материала.
Глава 1. Обзор литературы
Свою работу с источниками информации я начала с учебников для общеобразовательных учреждений «Биология. Человек. 8 класс»[4] и «Физика.8 класс» [2]. Я изучила строение глаза и восприятие ими объектов, что использовала при написании главы 2 и объяснении полученных в ходе экспериментов результатов. Но учебники не дали мне всех ответов на поставленные вопросы. Тогда я обратилась к дополнительной литературе. Из книги «Большая детская энциклопедия»[1] я узнала классификации оптических иллюзий и секреты проведения опытов, что дало мне возможность сформировать представление о предмете моего исследования. Интересные факты и картинки для рукотворных иллюзий я обнаружила в книге Я.И. Перельмана «Занимательная физика. Книга 1»[3]. Все описания даются в доступной форме, интересны. Я применила их описание для своих экспериментов и составления вопросов анкеты. Ответы на более сложные вопросы физики (объяснение преломления света) я нашла при работе с «Универсальным учебным пособием» [5].
Так же я пользовалась Интернет-ресурсами. Набрав в строке поиска «оптические иллюзии», я получила огромное число ссылок. Самым посещаемым мною оказался сайт - http://wikipedia.org/wiki/. Там я нашла много дополнительной информации для своего исследования о механизме работы органов зрения, расширила свои знания по отдельным видам иллюзий, материалы для опытов (дракончик), картинки для иллюстраций. Так же я посещала - http://psytop.com/content/view/341/, где я получила подробную расшифровку понятия «зрительный процесс» и ответы на такие вопросы как «видеть не значит верить».
Работа с литературой научила меня анализировать полученную информацию, отбирать главное и делать выводы.
С формулировками трудных физических выводов мне помогала разобраться научный руководитель учитель физики Н.А.Милова.
Глава 2. Как мы видим
«Строение глаза определяет принцип, с помощью которого мы конструируем и используем пространство»
Э.Холл.
Зрительная система — оптико биологическая система, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать электромагнитное излучение видимого света, создавая изображение, в виде ощущения положения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения.
Глаз - это уникальный и сложный парный орган чувств. Тонко устроенный внутри, красивый снаружи, глаз каждого человека обладает индивидуальными, только ему присущими характеристиками. Но общие для всех черты его строения важны для понимания того, какой глаз внутри и как он работает. В ходе эволюции глаз достиг сложного строения и в нём тесно взаимосвязаны структуры разного тканевого происхождения. Кровеносные сосуды и нервы, пигментные клетки и элементы соединительной ткани – все они обеспечивают основную функцию глаза – зрение.
Когда наши глаза открыты, свет из внешнего мира входит в них. Источника света может солнце или электрическая лампочка. Прежде чем войти в наши глаза, свет отражается от предметов, находящихся в вашем поле зрения - это всё то, что мы можем видеть. Глаз человека состоит из плотной оболочки - склеры. Передняя её часть - роговая оболочка- прозрачна. За ней расположена радужная оболочка, которая у разных людей может иметь разный цвет. В ней есть отверстие – зрачок. Свет проходит через зрачок, который может расширяться при слабом свете и сужаться при ярком освещении. Это необходимо, чтобы пропускать в глаз переменное количество света. За зрачком расположено прозрачное тело – хрусталик. Задняя часть склеры – сетчатка. Она состоит из тончайших волокон, которые устилают глазное дно и являются разветвлениями зрительного нерва. В задней части нашего глаза, там, где зрительный нерв соединяется с мозгом, находится слепое пятно – область, нечувствительная к свету. Схема строения глаза представлена на рис.1.
Как человек видит? Свет, падающий в глаз, преломляется в роговице, хрусталике и стекловидном теле. Благодаря чему на сетчатке образуется действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение. Свет, падая на окончания зрительного нерва, раздражает их. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет человек воспринимает прямым (рис.2)
Даже когда глаза закрыты, в нашем мозгу остается образ только что виденного изображения. После того как вы смотрели на яркий свет или пристально вглядывались во что-то, на задней части вашего глаза некоторое время сохраняется последовательный образ.
К дефектам зрения относят: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм и косоглазие. Они могут быть как врождёнными, так и приобретёнными человеком в процессе его жизни. Дефекты вызывают искажение воспринимаемой действительности.Наиболее распространёнными из них являются близорукость и дальнозоркость. При первом недостатке изображение получается перед сетчаткой, а при втором за ней. Исправить их позволяют линзы.
Глаз человека способен различать различные цвета и их оттенки. Свет можно разложить на красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета. Вместе их называют – спектром. Радуга - естественный пример разложения солнечного света на цвета спектра. В глазу человека есть два вида клеток, чувствительных к свету. Их различают по форме и названию: колбочки и палочки. Колбочки чувствительны к яркому свету и красному, синему и зеленому цветам. Палочки чувствительны к слабому свету, но не чувствительны к цветам. Когда два цвета соединяются, образуя белый цвет – это дополнительные.
Расстояние между нашими глазами около 6 см. Мы видим предметы с двух разных углов – бинокулярное зрение. Оно позволяет увеличить поле зрения. Нашему мозгу приходиться иметь дело с двумя видами одного и того же предмета, однако он их совмещает, позволяя нам воспринимать предмет в трехмерном изображении. Такое зрение (бинокулярное) позволяет нам судить о том, как далеко от нас находится предмет. Нашему мозгу гораздо труднее определить положение предмета, если он видит под одним углом (одним глазом).
Можно сделать вывод о том, что глаз сложнейшая оптическая система, созданная природой. Он даёт цветное изображение, «запоминает зрительные образы», осуществлять объёмное зрение. Биологи и медики пришли к такому мнению, что глаз – вынесенная на периферию часть мозга.
Рис. 1. Строение глаза человека
Рис. 2. Оптическая схема глаза
Глава 3. Иллюзии
Зрительные иллюзии связаны с некоторыми ограничениями и погрешностями процесса переработки информации в зрительной системе. Действительно, при рассматривании определенных объектов в специфическом окружении или в особых условиях наблюдения, человек зачастую не вполне правильно оценивает увиденное. Это размер, форма или цвет объектов, характер их движения, условия освещения и т. д. Часто «ошибочные» видимые образы очень убедительны, и человек, как правило, не может их «откорректировать» по своему желанию, даже если прекрасно осведомлен о том, что он должен был бы видеть, если бы зрение его не обманывало. Наш глаз ошибается потому, что его умышленно обманывают или при помощи технических приспособлений, или за счет особого состояния среды между глазом и объектом наблюдения.
3.1. Рождение иллюзии
Иллюзии - типичные случаи резкого несоответствия зрительных восприятий реальным свойствам наблюдаемых объектов.
Оптические иллюзии известны с глубокой древности: строители Древней Греции учитывали их при постройке зданий, они описаны Титом Лукрецием Каром. Визуальные парадоксы и каламбуры уже не первое столетие очаровывают и захватывают людей, уводя в мир игры. Исследования феномена оптических иллюзий началось еще в конце XIX века, но до сих пор профессионалы не могут объяснить, как многие из них "работают".
В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение" Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Иллюзии свойственны здоровому зрительному аппарату (чем они отличаются от галлюцинаций) и не устраняются при многократных наблюдениях. Во второй половине 19 - начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, демонстрирующих наличие значительных ошибок в оценке размеров и формы геометрических фигур. В основе этих зрительных иллюзий лежит то обстоятельство, что на формирование видимого образа данного объекта всегда в большей или меньшей мере влияют объекты, располагающиеся по соседству с ним в поле зрения. Иными словами, наше зрительное впечатление о величине и форме объекта зависит от контекста, в котором он рассматривается. Это свойство нашего зрения было замечено очень давно. В частности, было обнаружено, что на воспринимаемую длину, кривизну и ориентацию линий большое влияние оказывают размеры фигур, в которые они включены, а также наличие прилегающих или пересекающих линий. Многие из придуманных в то время геометрических зрительных иллюзий стали классическими.
По механизму возникновения их можно разделить
1. возникающие из-за несовершенства глаза как оптического прибора (кажущаяся лучистая структура ярких источников малого размера, например звёзд; наблюдаемые иногда радужные кромки предметов из-за неисправленного хроматизма хрусталика и пр.),
2. созданные всем зрительным аппаратом, включая его мозговые отделы.
Я установила следующие причины иллюзий:
1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.
Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.
3.2.Виды иллюзий
Прогресс техники в последние десятилетия неизмеримо увеличил возможности создания новых иллюзий, большая часть которых относится к числу динамических, т. е. возникающих при наблюдении подвижных и меняющихся изображений, которые удобно генерировать при помощи компьютерной техники. Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам, лежащим в их основе. Вот некоторые виды иллюзий
1. иллюзии цвета и контраста;
2. иллюзия искажения размеров;
3. иллюзия движения;
4. зрительное искажение;
5. кажущиеся фигуры (мираж);
6. перевертыши;
7. соотношение фигур и фона;
8. распознавание образа;
9. меняющийся рельеф и перспектива;
Особенно меня заинтересовали некоторые виды иллюзий, которые я и раскрою в данной работе подробнее.
Зрительное искажение
Простые линии и формы способны обмануть ваш мозг. Пятна- «призраки» могут появляться невесть откуда, а прямые линии могут казаться изогнутыми.
Классификация иллюзий искажения :
Рис.3
2) Иллюзия Геринга (иллюзия веера) (рис.4). Прямые, показанные на рисунке, на самом деле параллельны.
Рис.4
3) Структурный и сплошной фон приводит к ошибкам выявления фигур и к ошибкам оценки их (яркости, формы, взаимного расположения ит.д.) (рис.5).
Светлые предметы на тёмном фоне кажутся больше своих истинных размеров.
Рис.5
4) Ошибки в характеристике объектов (площади, длины, углов и т.п.), а также с перспективными искажениями (рис.6). Спирали на рисунке являются идеальными окружностями.
Рис.6 Рис. 7
Портретные иллюзии
Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами (рис. 7).
Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение (рис.8)
Рис.8 Рис.9
Иллюзии движения
При движении или изменении во времени наблюдаемого объекта процесс зрительного восприятия усложняется, что в ряде случаев приводит к неадекватному отражению движения объектов. Так, если после долгого наблюдения за движущимся предметом внезапно прекратить наблюдение, то появится иллюзия движения этого предмета в обратном направлении (например: если смотреть продолжительное время на водопад и потом закрыть глаза, то можно «увидеть» струю воды, поднимающуюся вверх,— «эффект водопада», известный ещё Аристотелю). Иллюзию движения «чёртово колеса» можно наблюдать на рис.9.
К этому же классу можно отнести и появление ощущения цвета при наблюдении модулированного во времени светового потока белого света, например, при вращении разделённого на чёрные и белые сектора диска (диск Бенхема). Сюда же нужно отнести, связанные с инерцией зрения, т. е. со свойством глаза сохранять зрительное впечатление около 0,1 с. Примерами оптических иллюзий связанных с инерцией зрения, служат все виды стробоскопического эффекта, а также наблюдение следа от быстро движущегося светящегося источника.
3.3 Иллюзии вокруг нас
Оптические иллюзии встречаются и в природе и в жизни человека
1.Иллюзии и природа.
Природный камуфляж позволяет многим животным хорошо маскироваться в окружающей среде, оставаясь незамеченными. Но он подходит не всем. Ведь едва лишь изменится окружающий пейзаж, как животное тут же станет «видимым», не хуже алой вишенки на срезе головки белого сыра.
Рефракция - атмосферно-оптическое явление, вызываемое преломлением световых лучей в атмосфере и проявляющееся в кажущемся смещении удалённых объектов, а иногда и в кажущемся изменении их формы.
Рассеяние света - отклонение распространяющегося в среде светового пучка во всевозможных направлениях. Свет рассеивается на неоднородностях среды, на частицах и молекулах, при этом меняется пространственное распределение интенсивности, частотный спектр, поляризация света. Рассеяние света зависит от частоты света, размера рассеивающих частиц. Рассеянием солнечного света на молекулах воздуха объясняется голубой цвет неба, а рассеянием на частицах пыли и водяных парах — яркие зори при восходе и заходе Солнца (см. Приложение №2).
2.Иллюзии и интерьер.
Иллюзии в интерьере — это интересное направление, которое занимало умы людей на протяжении веков. Можно сказать, что первой иллюзией в интерьере были лабиринты для проведения древних магических ритуалов. С появлением новых направлений иллюзий в интерьере, их разделена группы:
3.Иллюзиии и мода.
Мода - это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Какой бы новый образец для подражания ни предложили нам, мы готовы на любые хитрости и уловки, чтобы доказать, что в полной мере соответствуем ему, что обладаем, несомненно "идеальной фигурой". И здесь абсолютно невозможно обойтись без законов зрительных иллюзий.
Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.
Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели (см. Приложение №2).
Я хотела бы подчеркнуть еще раз: искажения зрения, о которых было написано выше, присуще каждому из нас. Так устроен наш глаз. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально. Поэтому знание основных видов, причин и возможных последствий воздействия на человека необходимо каждому из нас.
Глава 4. Эксперименты и их обсуждение
Для подтверждения своей гипотезы я решила провести ряд экспериментов по созданию иллюзий.
Иллюзии своими руками
Эксперимент №1. Следящий дракончик.
В Интернете я нашла схему «следящего дракончика» [7] и решила попробовать его изготовить. После нескольких попыток мне это удалось (см. Приложение №3) . Если начать вращать взгляд вправо и влево, то дракончик будет следить за нами. Если поставить дракончика на полку и ходить вдоль нее, то дракончик пойдет за нами.
Почему так происходит? Все просто. Когда мы смотрим на твердый объект, который качается или движется, то взглядом мы заранее представляем траекторию его движения. Дракон создает обманную траекторию, потому что он не той формы, которую мы представляем. Нос дракона кажется устремлен на вас, но реально его голова вогнутая. Я выяснила что, эта иллюзия относиться к «следящим», или «указующим» картинам. Это портретная иллюзия. Как бы вы не смотрели на изображение, все равно лицо и палец будут обращены к вам. Этот прием широко использовался в плакатном искусстве – хорошо известны плакаты времен гражданской и Великой Отечественной войны, персонажи которых смотрят прямо в глаза зрителя. Так же я сделала свою фотографию в этом стиле (см. Приложение №3)
Эксперимент №2 Появляющаяся монета.
Для опыта я использовала фарфоровую тарелку, пятирублевую монету, воду.
Ход эксперимента:
Рис. 8 Рис.9
1.Поставила на стол ёмкость и положила на дно монету.
2.Смотрела на неё так, чтобы край чашки закрывал монету. Монеты не видно(рис.8)
3.Налила в чашку с монетой воды столько, чтобы до краёв осталось немного. 4.Снова смотрела с того же угла на монету, и тогда я увидела отражение монеты на дне ёмкости! (рис.9).
Эксперимент №3. Половинка карандаша.
Мне для опыта понадобился простой карандаш, стеклянный бокал, вода.
Ход эксперимента:
Объяснения эксперименту №2 и №3 можно получить, поняв законы распространения света в среде в частности закон преломления. Когда световой пучок падает на границу раздела двух сред, то часть света отражается от поверхности, а другая часть проникает во вторую среду. При этом меняется направление луча света и он преломляется . При переходе из среды оптически мение плотной (воздух) в более плотную (воду) свет отклоняеться от прямолинейного распространения и мы видим монету и две половинки карандаша.
Эксперимент №4. Фотографии.
Фотографии с оптическими иллюзиями в последнее время все больше и больше приобретают свою популярность. Самым сложным считается специальная фотосъемка, направленная на воспроизведение оптического обмана, такая фотография по праву считается искусством, от фотографа, конечно, многое зависит, аппаратура также играет не последнюю роль. Самое главное в этом деле особое везение, ведь такие фотографии чаще всего нельзя редактировать, оптическая иллюзия на фотографии должна быть изначальной. Я то же попробовала сделать такую фотографию (см. Приложение №3).
Выводы
В этой работе я рассмотрела особенности зрительного аппарата, благодаря которым возникают оптические иллюзии. Искажения зрения, т.е. иллюзии, присущи каждому из нас. Об этом говорят и результаты анкетирования моих одноклассников (см. раздел «Введение»). Даже если человек живет без розовых очков, он не всегда сможет реально оценить увиденную ситуацию. Таким образом, восприятие одного и того же предмета может быть разным. Так устроен наш механизм восприятия зрительных образов. Нельзя с уверенностью говорить, что всё увиденное нами является таковым. Проанализированная мной литература и проведённые эксперименты показали, что реальный мир не всегда таков как мы его видим.
С полной уверенностью я могу сказать, что поставленные задачи я решила и нашла убедительные доказательства своей гипотезы: «Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таким».
При этом если бы наш глаз не способен был поддаваться иллюзиям, то многие произведения живописи, архитектуры, творения моды и интерьера не доставляли человеку наслаждения от их созерцания.
Я считаю, что знания оптических иллюзий могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами и помогут лучше понимать некоторые природные явления и использовать их в жизни. Человек должен беречь зрение - бесценный дар природы!
Литература
-М.:Просвещение,2008.
Итернет-ресерсы:
Приложения №1
Анкета
1. Сравните отрезки
Рис.1 Рис.2
2. Как расположены линии на рисунке
3. Загадка Рафаэля.
Легенда о Св.Сикста на картине Рафаэля «Мадонна». Сколько пальцев на руке?
4. Соотнесите длины отрезков:
Приложения №2
Рефракция Рассеивание света
Мода и иллюзии
Приложения №3
Схема «следящего дракончика»
Моя портретная фотография Фотография с оптической иллюзией
Извержение вулкана
Весёлые польки для детей
Самый богатый воробей на свете
3 загадки Солнечной системы
Как нарисовать зайчика