• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Как и почему реагируют растения на свет?

Опубликовано Шевцова Светлана Тихоновна вкл 23.12.2015 - 22:38
Автор: 
Прокопченко Елизавета Валерьевна, Саранова Наталья Александровна,

У растений нет нервной системы, тогда  как они могут реагировать на свет?   Чувствительны ли  к свету семена растений и насколько произойдет изменение их роста?  Что бы правильно  ответить на поставленные  вопросы решили  провести  опыты и убедиться в своих  догадках по данному вопросу.

Цель работы:   установить зависимость прорастания семян и растений  от   направления    света.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.rar260.05 КБ

Предварительный просмотр:

V межрайонная научно-практическая конференция учащихся

муниципальных общеобразовательных учреждений

«Школьная исследовательская инициатива»

Как и почему реагируют растения на свет?

Выполнили:

Прокопченко Елизавета  Валерьевна,

Саранова Наталья Александровна,

ученицы  5 «А» класса,
МКОУ Калачеевская СОШ № 1

                                     Руководители:

                                           Шевырева Ольга Дмитриевна,

учитель  химии,

Шевцова Светлана Тихоновна,

            учитель биологии    

Калач  2015

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3

2.  Фототропизм растений…………………………………………………5

        2.1. Что такое фототропизм?………………………………………..5

        2.2. Методика результаты исследования……………………….......5

        2.3. Общие выводы…………………………………………………..7

3. Заключение………………………………………………………………8

4. Список использованной литературы………………………………...…9

5. Приложение…………………………………………………………….10

1. Введение.

Природа полна загадок. Открыть для себя  природную тайну – это значит необходимо провести исследование с организацией экспериментальных опытов. Что очень актуально сегодня  при обучении  нас пятиклассников  по новым государственным стандартам.

Во внеурочное  время   познакомились  с оборудованием школьной лаборатории «Архимед», комплектом лабораторного оборудования «Прорастание» (Приложение 1). Из всего многообразия предложенных приборов и работ больше всего понравилась работа о фототропизме. Почему? Постоянно при уходе за комнатными растениями   наблюдали  изменение роста самого растения или положения листьев в сторону света.    Не правда, ли знакомая картина: растение, выставленное на подоконник, вскоре  поворачивается лицом  к улице, и,  чтобы сохранить его форму, приходиться  его время от времени переставлять (Приложение 1).

Но у растений нет нервной системы, тогда  как они могут реагировать на свет?   Чувствительны ли  к свету семена растений и насколько произойдет изменение их роста?  Что бы правильно  ответить на поставленные  вопросы решили  провести  опыты и убедиться в своих  догадках по данному вопросу.

Цель работы:   установить зависимость прорастания семян и растений  от   направления    света.

Задача:

  • работа с информационными источниками;
  • эксперимент;  
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • анализ и обобщение информации.

Гипотеза:    изменения  положения прорастающих  семян и  растений на подоконнике  зависят  от  направления света.

Объект исследования: семена  огурца сорта «Зозуля».

В своей работе  использовали следующие методы:  описательный, сравнительный, экспериментальный.

Время проведения исследований:  ноябрь - декабрь  2014г

2. Фототропизм растений.

2.1. Что такое фототропизм?

Из научной литературы, школьного учебника по биологии, беседы с учителями предметниками  узнала что:

  • растения улавливают свет   листовыми пластинками;
  • листовые черешки способны изгибаться, поворачивая пластинку к свету;
  • фототропизм – реакция органов растений на свет;
  • направления лучей света   вызывают одностороннее движение органов растения;
  • ростовые движения регулируются  химическими веществами – фитогормонами.

        Таким образом,  в самом деле:

        1. Растение  «передвигаются» совсем не так, как  это делают люди и животные,  - оно растет в определенном направлении. Хотя движения растений  отличны от движений  представителей животного царства, но они  приводят к тому, же результату – изменению положения в пространстве.

        2. Ростовые движения регулируются фитогормонами. Когда одна сторона растения или семени  затенена,  гормон роста перемещается на теневую сторону растения и заставляет ее расти быстрее. В результате стебель наклоняется и направляется к свету.

        Теоретическое  обоснование  фототропизма растений решили подтвердить экспериментальным исследованием.

        2.2. Методика  и результаты исследования.

        Исследование: « Оценка фототропизма растений».

        Гипотеза:  чем больше света, тем быстрее развивается семя.

        Оборудование: 3 светонепроницаемых контейнера для проращивания семян в темноте, 3 тампона из хлопковой ваты, пипетка, водопроводная вода, стакан, семена растений  огурца сорта «Зозуля».

        Ход опыта.

        Семена растений положили  в тампоны из хлопка  и расположили в дальнем углу контейнера  за разделительной стенкой. Устройство для проведения эксперимента представляет собой светонепроницаемый контейнер (Приложение 2).  При помощи пипетки увлажнили вату, и вдавили в нее семена (Приложение 2). Закрыли контейнеры  крышками,  и поставила их  в теплое место. При этом солнечные лучи, и   дневной свет проникали внутрь контейнера через отверстие в боковой стенке по-разному:

        1. – сбоку от источника света;

        2. – со сторону  источника света;

        3.  – с противоположной стороны от источника света  (Приложение  3).

        В последующие дни эксперимента  следили, чтобы вата с семенами  не пересыхала. Об изменениях    семян  фиксировали  в дневнике наблюдений.

Дневник наблюдений

Таблица 1

Дата

№1

№ 2

№ 3

28.11.2014г

Закладка опыта

29.11.2014г

Семена набухли

01.12.2014г

Семена «наклюнулись»

11.12.2014г

Появление  листочков из контейнера.

17.12.2014г

Появление  листочков из контейнера.

21.12.2014г

Появление  листочков из контейнера.

        Вывод: развитие  проростков во втором светонепроницаемом контейнере происходило быстрее, чем в других. Спустя 12 суток с момента закладки опыта росток  огурца первым  появился  из контейнера. Несколько позже – на  5 суток появились листочки из № 3 контейнера, расположенного от источника света.  Спустя 3 суток появился  побег из № 1 контейнера, куда свет попадал сбоку (Приложение 3-6).  Несложно было заметить и изменение внешнего вида стебля  в момент выроста  из-за светонепроницаемой перегородки  и окраски самих листочков  из-за разного содержания хлоропластов  (Приложение 6).

        Анализ  экспериментального исследования подтвердил выдвинутую гипотезу - чем больше света попадает на стебель проростков, тем   быстрее они растут  и развиваются.  

        2.3. Общие выводы.

        Из учебника биологии, беседы  с учителями  предметниками (Шевыревой О.Д. и Шевцовой С.Т.) выяснили,  что  у растений   восприятие света осуществляется фотопигментами, расположенными на поверхности растения. Передача возбуждения происходят благодаря действию  фитогормонов, сконцентрированных, в основном, на кончиках стеблей.  Оказывается, когда одна сторона растения затенена  гормон роста   движется  от света к   теневой стороне и заставляет ее расти  быстрее.  А повышенная концентрация гормона роста на теневой стороне растения  приводит к  растяжению  клеток и  образования  изгиба (Приложение 7).  В результате стебель наклоняется по  направлению света. Что и требовалось доказать.

        

3. Заключение.

Для того,  чтобы растения росли и развивались упорядоченным образом и адекватно реагировали на условия среды им, так же как и животным, нужны  сигналы  внутренней координации. Следовательно, изгибание  листовых  черешков  растений и стеблей  к свету  - это результат приспособления,  таким образом, лучше поглощать солнечные лучи.

     

        4. Список использованной литературы.

1. Корчагина В.А. Растения, бактерии, грибы. Лишайники. – М.: Просвещение, 1989, - 256с.

2. Серебрякова Т.И. Растения, бактерии, грибы. Лишайники. – М.: Просвещение, 1992. – 224с.

Приложение 1

Знакомство  с  лабораторным  оборудованием  «Прорастание». 07.11.2014

 


Поделиться:

Калитка в сад

Проказы старухи-зимы

Весенняя гроза

Кто должен измениться?

Несчастный Андрей