• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование линейной функции

Опубликовано Воронина Анна Алексеевна вкл 23.02.2016 - 18:55
Воронина Анна Алексеевна
Автор: 
Маслова Ангелина

Исследовательская работа по математике. Ангелина составила компьютерную модель линейной функции, с помощью которой проводила исследование.


46

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_lineynoy_funktsii_v_elektronnyh_tablitsah.docx348.9 КБ
Office presentation icon issledovanie_lineynoy_funktsii.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №8 городского округа г.Бор Нижегородской области

Исследовательская работа по информатике и математике

Исследование линейной функции в электронных таблицах

Выполнила ученица 7А класса, Маслова Ангелина

Руководитель: учитель информатики, Воронина Анна Алексеевна.

Городской округ г.Бор – 2015г.


Содержание

Введение

  1. Линейная функция и ее свойства
  2. Исследование линейной функции в электронных таблицах

Заключение

Список литературы


Введение

В этом году на уроках алгебры мы познакомились с линейной функцией. Мы учились строить график линейной функции, определяли, как должен вести себя график функции в зависимости от ее коэффициентов. Чуть позже, на уроке информатики мы узнали, что эти действия можно считать математическим моделированием. Я решила проверить, можно ли исследовать линейную функцию с помощью электронных таблиц.

Цель работы: исследовать линейную функцию в электронных таблицах

Задачи исследования: 

  • найти и изучить информацию о линейной функции;
  • построить математическую модель линейной функции в электронной таблице;
  • исследовать линейную функцию с помощью построенной модели.

Объект исследования: математическое моделирование.

Предмет исследования: математическая модель линейной функции.


Моделирование как метод познания

Человек познает мир почти с самого своего рождения. Для этого человек использует модели, которые могут быть самыми разнообразными.

Модель – это новый объект, который отражает некоторые существенные свойства реального объекта.

Модели реальных объектов используются в самых разных ситуациях:

  1. Когда объект очень большой (например Земля – модель: глобус или карта) или ,наоборот, слишком маленький (биологическая клетка).
  2. Когда объект очень сложен по своему строению (автомобиль – модель: детская машинка).
  3. Когда объект опасен для изучения (вулкан).
  4. Когда объект находится очень далеко.

Моделирование – это процесс создания и изучения модели.

Мы сами создаем и используем модели, даже порой не задумываясь об этом. Например, мы делаем фотографии какого-нибудь события в нашей жизни, а потом показываем их своим друзьям.

По типу информации все модели можно разделить на несколько групп:

  1. Словесные модели. Эти модели могут существовать в устной или письменной форме. Это может быть просто словесное описание какого-нибудь предмета или стихотворение, а может быть статья в газете или сочинение – все это словесные модели.
  2. Графические модели. Это наши рисунки, фотографии, схемы и графики.
  3. Знаковые модели. Это модели, записанные на каком-либо знаковом языке: ноты, математические, физические или химические формулы.

Линейная функция и ее свойства

Линейной функцией называется функция вида y=kx+b

Графиком линейной функции является прямая линия.

1. Чтобы построить график функции, нам нужны координаты двух точек, принадлежащих графику функции. Чтобы их найти, нужно взять два значения х, подставить их в уравнение функции, и по ним вычислить соответствующие значения y.

Например, чтобы построить график функции y={1/3}x+2  , удобно взять x=0  и x=3  , тогда ординаты этих точек будут равны y=2   и y=3  .

Получим точки А(0;2) и В(3;3). Соединим их и получим график  функции y={1/3}x+2  :

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar1.jpg

2. В уравнении функции y=kx+b коэффициент  k отвечает за наклон графика функции:

  • Если  k>0, то график наклонен вправо
  • если  k<0http://ege-ok.ru/wp-content/plugins/wpmathpub/phpmathpublisher/img/math_1002_c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.png, то график наклонен влево

Коэффициент b отвечает за сдвиг графика вдоль оси OY:

  • если b>0, то график функции y=kx+b получается из графика  функцииy=kx сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY
  • если  b<0http://ege-ok.ru/wp-content/plugins/wpmathpub/phpmathpublisher/img/math_1002_c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.png, то график функции y=kx+b получается из графика функции y=kxсдвигом на b единиц   вниз вдоль оси OY.

На рисунке ниже изображены графики функций y=2x+3; y={1/2}x+3; y=x+3 http://ege-ok.ru/wp-content/plugins/wpmathpub/phpmathpublisher/img/math_1002_c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.png

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar2.jpg

Заметим, что во всех этих функциях коэффициент kбольше нуля, и все графики функций наклонены вправо. Причем, чем больше значение k, тем круче идет прямая.

Во всех функциях b=3– и мы видим, что все графики пересекают ось OY в точке (0;3)

Теперь рассмотрим графики функций y=-2x+3; y=-{1/2}x+3; y=-x+3 http://ege-ok.ru/wp-content/plugins/wpmathpub/phpmathpublisher/img/math_1002_c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.png

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar3.jpg

На этот раз  во всех  функциях коэффициент kменьше нуля, и все графики функций наклонены влево. Коэффициент b тот же, b=3, и графики также как в предыдущем случае пересекают ось OY в точке (0;3)

Рассмотрим графики функций  y=2x+3; y=2x; y=2x-2

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/a15.jpg

Теперь  во всех уравнениях функций коэффициенты kравны. И мы получили три параллельные прямые.

Но коэффициенты b различны, и эти графики пересекают ось OY  в различных точках:

График функции y=2x+3(b=3) пересекает ось OY  в точке (0;3)

График функции y=2x(b=0) пересекает ось OY  в точке (0;0) -  начале координат.

График функции y=2x-2(b=-2) пересекает ось OY  в точке (0;-2)

Итак, если мы знаем знаки коэффициентов k и b, то можем сразу представить, как выглядит график функции y=kx+b.

Если  k<0 и b>0, то график функции y=kx+b имеет вид:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar7.jpg

Если  k>0 и b>0, то график функции y=kx+b имеет вид:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar5.jpg

Если  k>0 и b<0, то график функции y=kx+b имеет вид:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar6.jpg

Если  k<0 и b<0, то график функции y=kx+b имеет вид:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar8.jpg

Если  k=0 , то  функция y=kx+bпревращается в функцию   y=b и ее график имеет вид:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar9.jpg

Ординаты всех точек графика функции y=b равны b

Если b=0, то график функции y=kx проходит через начало координат:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar10.jpg

 

4. Условие параллельности двух прямых:

График функции y=k_1{x}+b_1 параллелен графику функции y=k_2{x}+b_2, если k_1=k_2

5. Условие перпендикулярности двух прямых:

График функции y=k_1{x}+b_1 перпендикулярен графику функции y=k_2{x}+b_2, если k_1*k_2=-1 или k_1=-1/{k_2}

6. Точки пересечения графика функции y=kx+b с осями координат.

С осью ОY. Абсцисса любой точки, принадлежащей оси ОY равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОY нужно в уравнение функции вместо х подставить ноль. Получим y=b. То есть точка пересечения с осью OY имеет координаты (0;b).

С осью ОХ: Ордината любой точки, принадлежащей оси ОХ равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОХ нужно в уравнение функции вместо y подставить ноль. Получим 0=kx+b. Отсюда x=-b/k. То есть точка пересечения с осью OX имеет координаты (-b/k;0):

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar13.jpg


Исследование линейной функции в электронных таблицах

Для исследования линейной функции в среде электронных таблиц я составила следующий алгоритм:

  1. Построить математическую модель Линейной функции в электронной таблице.
  2. Заполнить трассировочную таблицу значений аргумента и функции.
  3. Построить график Линейной функции с помощью мастера диаграмм.
  4. Исследовать Линейную функцию в зависимость от значений коэффициентов.

Для исследования линейной функции я воспользовалась программой Mikсrosoft Office Excel 2007. Для составления таблиц значений аргументов и функций я использовала формулы. У меня получилась следующая таблица значений:

 

На такой математической модели, можно легко проследить за изменениям графика линейной функции, меняя значения коэффициентов в таблице.

Также с помощью электронных таблиц, я решила проследить за тем, как меняется взаимное расположение графиков двух линейных функций. Построив новую математическую модель в электронной таблице, я получила следующий результат:

Меняя коэффициенты двух линейных функций я наглядно убедилась в справедливости изученной информации о свойствах линейных функций.


Заключение

Линейная функция в алгебре считается самой простой. Но при этом она имеет много свойств, которые не сразу становятся понятны. Построив математическую модель линейной функции в электронных таблицах, и исследовав ее, мне стали более понятны свойства линейной функции. Я наглядно смогла убедиться в том, как меняется график при изменении коэффициентов функции.  

Я думаю, что построенная мной математическая модель поможет ученикам седьмых классов самостоятельно исследовать линейную функцию и лучше ее понять.


Список литературы

  1. Учебник алгебры для 7 класса.
  2. Учебник информатики для 7 класса
  3. Wikipedia.org

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Маслова Ангелина, ученица 7А класса МАОУ СШ№8

Слайд 2

Объект исследования: линейная функция. Предмет исследования: математическая модель линейной функции.

Слайд 3

Цель работы: исследовать линейную функцию в электронных таблицах Задачи исследования: найти и изучить информацию о линейной функции; построить математическую модель линейной функции в электронной таблице; исследовать линейную функцию с помощью построенной модели.

Слайд 4

Линейной функцией называется функция вида y= k x+ b , где х является аргументом, а k и b – некоторые числа (коэффициенты) Графиком линейной функции является прямая линия.

Слайд 5

Рассмотрим функцию y=kx+b такую, что k 0 , b=0 . Вид: y=kx В одной системе координат построим графики данных функций: y=3x y=x y=-7x Каждый график строим соответствующим цветом х 0 1 у 0 3 х 0 1 у 0 1 х 0 1 у 0 7

Слайд 6

График линейной функции вида у= k х проходит через начало координат. y=x y=3x y=-7x у х

Слайд 7

Вывод: График линейной функции вида y = kx + b пересекает ось О Y в точке (0; b ).

Слайд 8

Рассмотрим функцию y=kx+b , где k=0. Вид: y=b В одной системе координат построить графики функций: y=4 y=-3 y=0 Каждый график строим соответствующим цветом

Слайд 9

График линейной функции вида y = b проходит параллельно оси ОХ и пересекает ось О Y в точке (0; b ). y=4 y=-3 y=0 у х

Слайд 10

В одной системе координат построить графики функций: Y=2x Y=2x+ 3 Y=2x-4 Каждый график строим соответствующим цветом х 0 1 у 0 2 х 0 1 у 3 5 х 0 1 у -4 -2

Слайд 11

Графики линейных функций вида y=kx+b параллельны, если коэффициенты при х одинаковы. у =2x+ 3 у =2x у =2x-4 у х

Слайд 12

В одной системе координат построим графики функций: y=3x+4 Y= - 2x+4 Графики строим соответствующим цветом х 0 1 у 4 7 х 0 1 у 4 2

Слайд 13

Графики двух линейных функций вида y=kx+b пересекаются, если коэффициенты при х – различны. у х

Слайд 14

В одной системе координат построим графики функций: y=0 , 5x-2 y=-2x-4 y= 4 x-1 y=- 0, 2 5 x- 3 х 0 4 у х 0 -2 у -4 0 х 0 4 у -2 0 х 0 1 у -1 3 х 0 - 4 у -3 -2

Слайд 15

y=0 , 5x-2 y=-2x-4 y= 4 x-1 y=- 0, 2 5 x- 3 Графики двух линейных функций вида y=kx+b взаимно перпендикулярны , если произведение коэффициентов при х равно « -1» .

Слайд 16

Поэтому коэффициент k называют угловым коэффициентом прямой – графика функции y=kx+ b . Если k<0 , то угол наклона графика к оси О X тупой. Функция убывает. Если k>0 , то угол наклона графика к оси О X острый. Функция возрастает. у х у х

Слайд 17

Электронная таблица

Слайд 18

k b k>0 k<0 k=0 b > 0 b < 0 b = 0

Слайд 19

Электронная таблица

Слайд 20

Линейные уравнения Алгебраическое условие Геометрический вывод y = к 1 х+ b 1 к 1 = к 2 , b 1 ≠ b 2 y = к 2 х+ b 2 к 1 = к 2, b 1 = b 2 к 1 ≠ к 2 к 1 * к 2 = -1 Прямые параллельны Прямые совпадают Прямые перпендикулярны Прямые пересекаются

Слайд 21

построенная мной математическая модель поможет ученикам седьмых классов самостоятельно исследовать линейную функцию и лучше ее понять.

Поделиться:

Цветок или сорняк?

Снежный всадник

Кто самый сильный?

Девчата

Заповеди детства и юности