• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Дом-музей летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в д. Березкины Оричевского района

Опубликовано Панагушина Елена Аркадьевна вкл 01.05.2016 - 11:00
Панагушина Елена Аркадьевна
Автор: 
Савиных Лена 4 класс МКУ ДО Оричевский Дом творчества-Кировская область

Каждый образованный человек должен знать и гордиться историей своей страны, своего поселка или деревни,

своей школы, уважать людей, с которыми он живет, учится, работает.

 

   

           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дом-музей летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в д. Березкины Оричевского района653.5 КБ
Файл Презентация Дом-музей летчика-космонавта СССР.1.65 МБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение начальная общеобразовательная школа пгт. Оричи Оричевского района

Кировской области

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение дополнительного образования детей Оричевский районный

Дом детского творчества

Районный заочный  конкурс  « Интеллект будущего»

Дом-музей летчика-космонавта СССР,

дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных

в д. Березкины Оричевского района

Выполнила: Савиных Елена

                                                                                                       ученица 4 класса

Руководитель                                                                                                                                                                      

                                                                                     Зонова Тамара Анатольевна

учитель  начальных  классов

Панагушина Елена Аркадьевна

педагог Дома творчества    

                                                 

       

2015 г.

 Содержание

          Введение.                                                                                               3

       I. Обзор литературы.                                                                            4  

     1.1.Биография космонавта.                                                               4

     1.2. Родители.                                                                                     7

     1.3 Деревня Березкины.                                                                    7

      II. Методы исследования.                                                                     8

          2.1. Этапы работы.                                                                            8

      III. Результаты исследования.                                                               9

          3.1.История создания дома-музея.                                                   9

          3.2. Музей в настоящее время.                                                         10

         3.3. Беседа с мамой, классным руководителем, местными

      жителями .                                                                                              11

          3.4.Результаты опроса.                                                                      12

          3.5. Результаты анкетирования.                                                        13

          Выводы                                                                                               14

          Список используемой литературы.                                                  15

              Приложения                                                                                       16

Введение

Однажды мы с мамой посетили в деревне Березкины Оричевского района дом-музей  летчика-космонавта В.П. Савиных. Наш земляк является пятидесятым космонавтом нашей страны и 100-м посланцем планеты Земля. Он участвовал в трех космических полетах, выходил в открытый космос. И это простой оричевский парень. 

День весенний расцветает,

И поют поля,

Что таких сынов рождает

Русская земля!

Этот голос поля древний

Он с собой унес

И Березкины- деревню,

Где мальчишкой рос.

Потому ль волшебной силой

Он налиться смог,

Что живет в большой России

Этот уголок ?!

Я заинтересовалась историей этого музея. Музей существует более 25 лет и хорошо известен в Оричевском районе, а мы, учащиеся, так мало знаем об  его истории и становлении.  

Цель: каждый образованный человек должен знать и гордиться историей своей страны, своего поселка или деревни, своей школы, уважать людей, с которыми он живет, учится, работает.

      Задачи:

  1. Изучить и проанализировать имеющиеся материалы о жизни и научной деятельности выдающегося кировчанина, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Виктора Петровича Савиных;

    2. Изучить и проанализировать историю создания и деятельность дома-музея летчика-космонавта Виктора Петровича Савиных в д. Берёзкины Оричевского района;

3. Выяснить, что знают сегодняшние школьники и взрослые о жизни и деятельности нашего земляка, сотого космонавта Земли;

 4. В понятной и доходчивой форме донести до сверстников выдающийся вклад земляка  в  дело освоения космического пространства.

 

        Гипотеза : я считаю,  жизнь и деятельность летчика-космонавта В.П. Савиных– является прекрасный примером для молодежи нового поколения.

Объект исследования: дом-музей летчика-космонавта Савиных В.П.

в деревне Березкины Оричевского района

  Предметом исследования: является организация и проведение заочной экскурсии в дом-музей при помощи медиа материалов, отражающих содержание экспозиций музея.

Значимость работы:  данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в работе Оричевского краеведческого музея, а также при проведении классных часов в школе.

I. Обзор литературы

1.1.Биография космонавта

7 марта 1940 года, в  неприметной маленькой деревушке Березкины у молодоженов Савиных родился первенец, назвали его Виктором. Родители были довольны и счастливы. Но, недолго пришлось им наслаждаться счастьем: через год грянула война. Отец Виктора в числе десятков своих сельчан ушел на войну буквально в первые дни. Малолетнему сыну пришлось испытать и голод, и холод военной поры. Дети военных лет... Мальчишка на попечении бабки и деда. Немудрящая еда-завариха да картошка. Мама всегда в работе.

Витя рано начал помогать матери. С 5 лет пас коров. В шесть с половиной лет Витю отдали в школу. Хотя мать пробовала протестовать, но упрямый мальчик настоял на своем. Был он не высок ростом, худ, подвижен. Был очень любознательным, любил природу, тянулся к знаниям. Особенно мальчику нравились точные науки: математика, физика, химия. Очень любил литературу. Дети того времени нужду знали, и цену труда понимали, и учиться любили. Учителя как могли, готовили своих учеников к жизни, учили не бояться никакой работы: и заготовка дров на лесных делянках, и распиловка дров для школы, и посадка деревьев, и уборка картошки. Несбыточных мечтаний Виктор не имел. Ставил ближайшую цель, но двигался к ней решительно, чувствуя уверенность в силах. Когда она достигалась, ставилась новая реальная цель. Эта жизненная позиция сохранилась на протяжении всей очень интересной жизни космонавта.

В разговорах с людьми, знавшими Виктора в иные периоды его жизни, с неизменным ударением будет звучать слово - большая работоспособность. Она - родом из детства. Пример отца и матери - вечных тружеников. Виктор не считал зазорным для себя выполнять любую работу по дому: с удовольствием мыл полы, ухаживал за огородом и домашней скотиной, дрова пилил и колол.

Трудно было деревенскому школьнику выбрать себе профессию. Кем стать, не знал, хотя желал учиться дальше. На семейном совете решили, что Виктор после 8 классов поедет в Свердловск к родственникам и попытается поступить в техникум железнодорожного транспорта. После успешно сданных экзаменов в школе, Виктора всей семьей проводили в самостоятельную дорогу. Один экзамен сдал на тройку и решил вернуться домой, так как пришлось бы учиться без стипендии. Лето проработал в родном колхозе, а осенью пошел учиться в 9 класс.

Через 2 года, после окончания средней школы, поехал в Пермь, поступать в тот же техникум. Поступил с легкостью, окончил его. По распределению попал на Свердловское отделение железной дороги. Назначили бригадиром на строительство мостов и тоннелей.

Через полгода пришла повестка в армию. Но не только физически, духовно возмужал юноша в армии, яснее определился дальнейший жизненный путь. В 1964 году поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Учился Виктор с большой охотой. Подтверждение тому - Ленинская стипендия, которую он получал в институте все 6 лет. Очень много успевал - учеба, спорт, тренерская работа. Спорту Виктор уделял все свободное время. Занимался лыжами, знаком с плаваньем, увлекался фехтованием. Эту любовь к спорту пронес на протяжении всей своей жизни.

На последних курсах учебы в институте обзавелся семьей. Жена Лилия Алексеевна родилась в Перми. Закончила Московский институт физкультуры. Родилась дочка Валя. Каждое лето внучка проводила в деревне Березкины, у бабушки с дедом. Любая деревенская работа спорилась у нее в руках.

Работал в КБ Королева. Занимался работой над проектированием и созданием приборов для космических кораблей и станций. В 1978 был зачислен в отряд космонавтов, пройдя жесточайший медицинский отбор.

Участвовал в трех космических полетах, побывал на трех орбитальных станциях «Салют-6» (1981 г.), «Салют-7»(1985г.), «Мир»(1988г.). Общая длительность полетов - 254 дня в космосе. Выходил в открытый космос  во время второго полета (5 часов).

Виктор Петрович Савиных имеет почетные звания: "Летчик-космонавт СССР",  дважды Герой Советского Союза,  кавалер трех орденов Ленина,  кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством", почетный гражданин Кировской области и другие награды. В настоящее время ученый, профессор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН, президент московского университета геодезии и картографии.

1.2. Родители

         При посещении музея в деревне Березкины я долго всматривалась в фотографии мамы космонавта, Ольги Павловны. Какой добрый и прямой взгляд у этой женщины. Сразу видно - хорошая и гостеприимная хозяйка, добрая мать, умелая работница.

 «И себя не жалела - Леля-двужильная», - так говорили о ней в селе -  «семью до голода не допустила, а себя довела. Уработается так, что руки-крюки, пальтецо не может даже расстегнуть, свекровка помогает. А с солнцем опять в поле».

В самые трудные годы Ольга Павловна сохраняла корову - муж на войне, надо вырастить сына.

Когда сгорел дом, Ольге Павловне на помощь строить новый дом соседи охотно шли: - «Не лихотлива баба и справедлива. А если что не так, не за спиной, в глаза скажет»,- так говорили местные.

В 1956 году заболел муж, на коленях выстояла у постели любимого. Лучше любой санитарки научилась обходиться с больным. А Петр Кузьмич - ни стона, ни вздоха... Какой урок для сыновей жизненная стойкость отца, самоотверженность матери.

Не растеряла Ольга Павловна своей душевной красоты. Запаса доброты хватало на всех: мужа, сыновей, односельчан.

Отец, Петр Кузьмич работал в животноводстве, был бригадиром. Строгим, немногословным был, знал свое дело. Но очень любил свою семью, воспитывал сыновей примером всей своей жизни.

1.3.Деревня Березкины

Недалеко от железнодорожной станции Быстряги спряталась небольшая деревушка с красивым названием Березкины. Образовалась деревня в 1782 году. Заселение этих мест шло со стороны села Пищалья, а еще из Истобенска и Шалегово, со стороны реки. От Пищалья недалеко Разбойный Бор, через эти места уходили войска атамана, может, кто и осел в глухих в те поры лесах. Народ жил тут предприимчивый, подвижный. Землю пахали и скот пасли.

В 40-х годах 20 века 27 дворов было в Березкиных, и все как единая семья. Хозяйство свое у всех большое - корова, теленок, поросята, куры. До сотни человек на сенокос из деревни выходило.

«Раньше на Троицу вся деревня убиралась под метелку. И улица  главная была пригожа без асфальта. У каждого дома высаживались березки. Народ в Березкиных жил решительный, боевой и работящий. А позднее, когда организовался колхоз, ни один клочок земли не пропадал. Рос лен, картофель, садили овощи. Кругом были поля», - вспоминают местные жители. В лесной округе места благодатные - малина, черника, брусника. И грибов  полно.

Сейчас шесть жилых домов в деревне, из них почти все дачники. Поля в округе заросли, речушка превратилась в маленькое болотце. Жаль, что такие деревни медленно исчезают.   Мне очень понравились Березкины: плакучие березки ветками качают, маленький пруд рядом, дома такие аккуратные. Местные жители с удовольствием с нами пообщались - Головина Олимпиада Яковлевна и ее очень красивая и ласковая кошка.

II. Методы исследования

     2.1 Этапы работы

Вся работа состояла из ряда этапов:

1. Подготовительный этап: постановка цели и задач исследования, изучение архивных материалов, представленных в музее.  

2. Экспериментальный этап: беседа со взрослыми, опрос, анкетирование.

3. Аналитический этап: анализ литературы и результатов исследования.

4. Отчётный: оформление проекта.

5.Информационный: выступление перед учащимися и родителями своего  класса  с данной работой.

III. Результаты исследования

Свою работу мы начали со знакомства с литературой и документами, отражающими работу музея, далее очередного посещения музея и организации встреч с жителями деревни Березкины, одноклассницей.

Еще одна интересная и необычная работа – «Характер подачи материала о космонавте и доме-музее в периодической печати с первого полета до настоящих дней» на примере газеты «Искра». Материал систематизировался по годам, по тематике.

3.1. История создания дома-музея

Как дом тот достался, мало кто и помнит. У Ольги Павловны во время войны пожар был. Да большой пожар - за два часа  старый дом сгорел дотла. Соседи из горящего дома вытаскивали все, да в окошко выбрасывали. Едва вытолкали скотину - корова обгорела. Ларь с мукой вытащили. Это ведь пища на всю зиму, а значит жизнь. Ольга Павловна с сыном на руках осталась без крыши над головой. Новый дом построили, семья Савиных переехала в него в 1945 году.

         23 сентября 1989 г. в доме, где прошли детские и юношеские годы космонавта, был открыт дом-музей. Консультантом при создании музея выступал сам космонавт. Каждый год музей пополнялся новыми экспонатами, позволяющими сделать обстановку крестьянского дома 40-50-х годов более реалистичной.

Меньшая часть дома – жилая – обращена на улицу и выходит на главный фасад всего дома, а большая часть – крытый двор с хозяйственными помещениями – уходит на задворки. В этом доме все компактно и цельно, все приспособлено для ведения хозяйства. Срубы - под одной кровлей: и в дождь, и в стужу, не выходя на улицу, можно было «обрядить» скот, выполнить другие работы.

Опишем жилую половину дома или   по-местному, избу.  Слово «изба» употребляется в русских летописях. Начиная с самых древнейших времен, очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение. Печь стоит влево от входа.  Русская печь массивна и своеобразна.  В избе было все предельно скромно и строго, каждое место имело определенное назначение. В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Украшениями дома служили домотканые половики, вышитые салфетки, скатерти, полотенца. Ткали на ткацком станке, который также есть в музее.

Не покладая рук колхозники трудились с утра и до позднего вечера.   Женщины рассказали о буднях, которые шли один за другим: «Вставали рано, в 3 утра, затем растапливали печь, обряжали скотину, готовили, пекли хлеб, пироги.  А потом в поле, на работы. Лишь ненадолго прерывались на обед. Вечером, после ужина, работа не прекращалась. Обрядив скотину, женщины садились за прялку, а мужчины готовили инструмент. Спали примерно по 4 часа». Нелёгкая доля выпала на жителей деревень. Но люди не падали духом, не унывали, были всем довольны.

3.2. Музей в настоящее время

           После полета в космос Виктор Петрович построил для родителей еще один дом рядом, большой, двухэтажный. В 2012 году передал его Нововятскому детскому дому, они организовали в нем летнюю дачу, и каждый год дети приезжают туда отдыхать. Весь огород, который был, они распахали и сажают там овощи и фрукты для своего детского дома.

         В 2014 году дому-музею исполнилось 25 лет. Раньше в музей много народу приезжало, все больше школьники с учителями, из Котельнича, Оричей, Кирова, Орлова. Приезжали участники Молодежных Циолковских чтений, в деревне Березкины поднимались в воздух проекты участников конкурса «Я изобрел летательный аппарат», сам Виктор Петрович лично запускал воздушного змея.

В настоящее время музей стали посещать реже. Но и сегодня музей–часть воспитательной работы подрастающего поколения. В настоящее время Оричевским краеведческим музеем разработан экскурсионный маршрут Оричи-Березкины-Пищалье, который востребован среди учеников школ, родителей и жителей Оричевского и близлежащих районов. Многочисленные отзывы посетителей  музея доказывают это. Для одних музей – память о  родном крае; для других – знакомство с земляком, прославившим Оричевскую землю.  (Приложение 1).

Мы вместе с мамой и Светланой Александровной разработали буклет о доме-музее летчика-космонавта В.П.Савиных. Надеюсь, данное пособие заинтересует жителей Оричевского и других районов. Почитав данный буклет они захотят посетить музей, особенно дети и узнать побольше о жизни космонавта.

3.3. Беседа с мамой, классным руководителем,

местными жителями.

        .Моя мама мне рассказала, что оричанам очень повезло, что у нас есть такой замечательный, известный всему миру земляк - космонавт 100 Виктор Петрович Савиных и что есть такой дом-музей, рассказывающий о детстве космонавта, его родителях и близких. Во время учебы в школе (1980-1990 годы Оричевская средняя школа) класс, в котором училась моя мама, дважды посещал деревню Березкины. В один из таких походов мама космонавта, Ольга Павловна, которая еще жила в доме, пригласила весь класс к себе в гости и угостила вкусными ватрушками. А с какой гордостью и любовью она рассказывала про своего сына, моя мама помнит до сих пор.

         Тамара Анатольевна Зонова, мой учитель, тоже несколько раз со своими учениками посещала дом-музей летчика-космонавта. Вспоминает, что в доме все по-деревенски добротное, ничего лишнего.  Ведь семья Савиных - простая русская крестьянская семья, где все жили и работали по принципам: почитай и уважай старших, от работы не бегай, будь честным, добивайся поставленной цели. Необходимо продолжать проведение экскурсий в данный музей, для детей  важно, знать историю своей малой Родины. Еще Тамара Анатольевна с удовольствием и восторгом вспоминает встречу Виктора Петровича в 1986 году с учениками Оричевской средней школы. Выступление космонавта слушали с замиранием сердца, впитывали каждое слово. Знатного земляка провожали стоя продолжительными аплодисментами. Тамара Анатольевна показала мне и ребятам из моего класса березки, которые посадил космонавт во дворе нашей школы в 1986 году.                                                                    (Приложение 2)

        В поселке Мирный Оричевского района живет одноклассница В.П.Савиных Людмила Васильевна Норкина. Раньше она работала учителем начальных классов. С помощью Людмилы Васильевны я познакомилась с музеем земляку-космонавту, который открыт в Мирнинской средней школе. Витя Савиных запомнился ей как добрый, отзывчивый товарищ. «Если что-то не понятно было в школе - я бежала к Вите, он объяснит и подскажет всегда. Он умел учиться», - вспоминает Людмила Васильевна. А музей в деревне Березкины должен жить, считает одноклассница В.П.Савиных. Ведь это память не только о трудной деревенской жизни, но и возможность соприкоснуться с детством и юностью великого человека, который прославил наш родной Оричевский район. Быть может сегодняшние мальчишки, услышав эту историю, тоже поставят перед собой цель - в будущем стать летчиком, а может быть и космонавтом.

3.4. Результаты опроса одноклассников (20 учеников)

   №

Вопросы

да

нет

Затрудняюсь

ответить

   1

Знаете ли вы кто такой В.П.Савиных

        0

     -

       -

   2

Знаете ли вы что деревня Березкины- родина космонавта

        8

1

1

    3

Посещали ли вы дом-музей летчика-космонавта В.П.Савиных

       1

9

          -

   4

Понравилось ли вам в этом музее

        1

-

        -

Все учащиеся нашего класса знают, что Виктор Петрович Савиных- летчик-космонавт, наш земляк и родился он в деревне Березкины. К сожалению дом-музей в Березкиных посещали не все ребята, но всем кто там был музей понравился. После моего выступления на классном часе, мы решили, что обязательно поедем в Березкины всем классом в ближайшее время.

 3.5.   Результаты анкетирования

В анкетировании участвовало 20 человек, из них 10- взрослые.

В анкете были следующие вопросы:

№

Вопросы

1

Сколько раз космонавт Савиных В.П. был в космосе?

2

Выходил ли космонавт в открытый космос?

3

Каким по счету космонавтом в России является В.П.Савиных, а каким в мире?

4

Кем были родители космонавта?

5

Часто ли В.П.Савиных приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом?

6

В каком году открыли дом-музей летчика-космонавта?

7

Что больше всего вам запомнилось при посещении музея в Березкиных?

Результаты  анкетирования:

Взрослые правильно ответили почти на все вопросы. Затруднение у них вызвал вопрос о дате открытия музея. В детстве из 10 опрашиваемых взрослых 6 посещали данный музей. Вспоминают добротный дом, «который простоит еще 100 лет», фотографии на стенах, кухонную утварь того времени. Таким образом, люди старшего поколения помнят и гордятся своим земляком.

Дети же ответили правильно лишь на три вопроса:

1.Выходил ли космонавт в открытый космос?

2.Кем были родители космонавта?

3.Часто ли В.П. Савиных  приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом?

Но мне кажется, что ребята ответили правильно на эти вопросы методом угадывания. Таким образом, дети, обучающиеся в 1-4 классах не знакомы с жизнью и деятельностью летчика-космонавта В.П. Савиных. Обсудив данные анкетирования с работниками Оричевского районного музея, было принято решение, провести экскурсии младших классов в Оричевский музей, «в комнату космонавта».

Выводы

         Подводя итог своей работы, скажу, что поставленные мною задачи выполнены, цель работы достигнута:

 - проведено интервьюирование людей, которые знали лично космонавта и которые посещали музей ;

- изучена литература про жизнь и деятельность летчика-космонавта;

 -  проанализировано   освещение данной темы в СМИ;

 - проведен опрос одноклассников, составлена анкета для проведения анкетирования с детьми и взрослыми;

 - сделан вывод о большой значимости данного исследования;

- проведен классный час в моем классе, на котором я познакомила своих одноклассников с деятельностью дома-музея летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в деревне Березкины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1.Космонавт-100 /составитель Л.Мокеров/ -Киров, 1981 г.
  2. 2.Записки с мертвой станции, В.П.Савиных-М.,1999 г.
  3. 3. Земля ждет и надеется, В.П. Савиных- Пермь,1983 г.
  4. 4. Вятка Байконур Космос, В.П. Савиных, Москва, 2010 г.
  5. 5. Почетные граждане города Кирова В.П.Савиных книга 8// Киров сборник, 2011 г.
  6. 6.Родом из Березичей, С.Шешина- Киров,2006 г.
  7. 7.Савиных В.П. «Легче там, где поле и цветы»// Вятка. Краевед. сборник. Вып.6 Киров,1983 г.
  8. 8.Георгиева Р. «Мы-фотоны»/О летчике- космонавте В.П.Савиных, его детских и юношеских годах/Огонек-1981 г.
  9. 9. Клабукова А., Вылегжанин А. Славный сын земли оричевской// Искра-1981 г.
  10. 10.Савиных В. Главное-трудолюбие/Беседа с летчиком-космонавтом СССР В.П.Савиных во время пребывания на родине/Зап.Вылегжанин А.//Искра.1981 г.
  11. 11.Вылегжанина Т. Мать космонавта: очерк//Искра-1982 г.
  12. 12.Герасимова Е.Березкины: будни и праздники/ фоторассказ о В.П.Савиных и его родителях//Искра.-1983.
  13. 13.Смирнова Л. Люди из Звездного/Очерк о космонавте СССР, нашем земляке В.П.Савиных //Кировская правда.-1984.
  14. 14.Бакин В. День ожиданий, день волнений./Рассказ матери О.П.Савиных о сыне/Сельская новь.-1986.
  15. 15.Шангина О. Космонавт из Березкиных помнит о родных березах//Искра.-1999.
  16. 16.На дальней станции сойду//Вят.край.-2001.-12 марта.
  17. 17.Шешина С. Полет в космос:20 лет спустя (март-июнь 1981)//Вят.край.-2001.-12 марта

                                                                                     

  Приложение № 1

Приложение № 2

 

                             Рис.№1 Школа                             Рис № 2  д. Берёзкины

 

Рис.№3.,4 Дом музей

                                                   Рис 5,6. Внутри  дома музея

Рецензия на исследовательскую работу «Дом-музей летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в д. Березкины Оричевского района», выполненную Еленой Савиных, ученицей 4в класса Оричевской начальной школы.

В работе показаны результаты исследования дома-музея в деревне Березкины.

Тема работы актуальна, потому что через изучение истории музея  мы узнаем историю своего края, знакомимся с биографией знаменитых людей Оричевского района, прослеживаем ход исторических событий в районе.

Цель работы достигнута, задачи выполнены: проведено интервьюирование людей, которые знали лично космонавта и которые посещали музей; изучена литература про жизнь и деятельность летчика-космонавта;  проанализировано   освещение данной темы в СМИ; проведен опрос одноклассников, составлена анкета для проведения анкетирования с детьми и взрослыми; проведен классный час в  классе, на котором Лена познакомила своих одноклассников с деятельностью дома-музея летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных в деревне Березкины.

 Классный руководитель 4 в  класса

 Оричевской начальной школы

 Зонова Тамара Анатольевна


Поделиться:

Сказка "Колосок"

Ласточка. Корейская народная сказка

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Ветер и Солнце

Хрюк на ёлке