• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Восточные славяне: социально-культурные различия

Опубликовано Коробцова Оксана Леонидовна вкл 01.06.2016 - 13:49
Автор: 
Забобонин К.

Исследовательская работа, цель которой, выяснить, чем отличались социально-бытовые и культурные условия проживания у разных славянских племен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vostochnye_slavyane_rabota.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Восточные славяне:

социально-культурные различия

Выполнил:

Забобонин Константин,

 обучающийся 6Г класса,

МКОУ ШР «СОШ №4».

Руководитель:

Коробцова О.Л.,

 учитель истории,

МКОУ ШР «СОШ №4».

г. Шелехов

2015 год

Оглавление

Введение ……………………………………………………..с. 3

Места расселения и жилища древних славян…………………….с. 4

Основные занятия славянских племен…………………………….с .6

Древний славянский пантеон……………………………………….с. 7

Украшения славянских женщин……………………………………с. 8

Выводы ………………………………………………………………с. 9

Источники информации ……………………………………………с. 10

Введение

В древние времена территорию Украины, части Белоруссии и Западной России населяли восточнославянские племена.  Восточные славяне (в ходу также обозначение русские славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность, составили основное население средневекового Древнерусского государства. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) три народа: русский, украинский и белорусский народы.

Официально выделяют 12 отдельных   племён. У каждого племени были свои украшения, предметы быта, жилища, верования.  Так же были особенные занятия, отличающиеся от других.  

Перед собой я поставил цель -  выяснить, чем отличались социально-бытовые и культурные условия проживания у разных славянских племен.

Для того, чтобы выяснить различия восточных славян, необходимо было решить следующие задачи:

  1. Обратиться к разным источникам информации о древней истории России;
  2. Сравнить описанные в разных источниках жилища, основные занятия славян, верования, одежду, украшения;
  3. Составить сравнительную таблицу.

Тема исследования понятна, так как изучается повседневный быт моих далеких предков. С другой стороны информации по теме оказалось очень много. Исследования разными учеными как отдельных вопросов (верования, жилище, украшения, особенности быта и др.), так и общая информация о восточных славянах.  Проводимое мной исследование, привело к тому, что у меня появляются новые навыки в поиске нужной информации.

Для начала я выбрал, то, что буду сравнивать у восточнославянских племен, то есть линии сравнения:

- места расселения;

- жилище;

- почитаемые боги;

- продукты питания;

- основные занятия;

-  украшения.

Объектом моего исследования является история восточнославянских племен. Предметом исследования – описание жилища, украшений, верований у разных восточных славян.

Места расселения и жилища древних славян

«Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.

Белые хорваты — окрестности города Перемышль на реке Сан.

Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга.

Вятичи — верхняя и средняя Ока и Москва-река.

Древляне — украинское Полесье (гл. образом в Житомирская и запад Киевской области).

Дреговичи — район Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии.

Ильменские словене — бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи.

Кривичи — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Тверской и Смоленской областей, а также восточной Латвии.

Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу.

Радимичи — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

Северяне — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.

Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?

Это, в первую очередь, зависело от того, где он жил, к какому племени принадлежал. Ведь даже теперь, побывав в деревнях на севере и на юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ: на севере это – деревянная рубленая изба, на юге – хата-мазанка.

Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль трудилась в продолжение веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается это и жилища. Историки пишут, что разница между двумя основными видами традиционного славянского дома прослеживается при раскопках поселений, в которых жили люди ещё до нашей эры.

Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам. Поэтому на юге до весьма позднего времени (до ХIV—ХV веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5–1 м врытая в грунт. А на дождливом севере, напротив, очень рано появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй.

Жилища славян представляли собой полуземлянки или жилища наземного типа, обычно очень тесные (у вятичей 4 на 4 м) имели внутри печки каменки. Самые похожие  на современные дома (если судить по некоторым текстам) были срубленные наземные жилища у ильменских  словен.

 У вятичей были до половины закопаны в землю срубы, с покрытой дёрном  крышей. С чем это связано? Конечно же, с природно-климатическими условиями.

Полуземляночное жилище древних славян, например, живших в VI–VII веках на Днепре, обычно имело почти квадратную форму со сторонами не более 3–4 м. Земляной котлован для него бывал различным по глубине; крыша дома подчас опиралась непосредственно на грунт. Древнейшие славянские полуземлянки – почти исключительно срубные. Например, в VIII—Х веках в племени северян предпочитали глинобитные стены (судя по некоторым позднейшим находкам, их умели и любили разрисовывать), а в племени вятичей – деревянные.

Исследователи единодушны в том, что уже в VI веке славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом. Археологические находки свидетельствуют, что на всей тогдашней территории расселения восточных славян конструкция печи оставалась примерно одинаковой. Это была печь-каменка вроде тех, что и сегодня ещё можно встретить в старых деревенских банях.

Основные занятия славянских племен.

Предки псковских кривичей занимались в V—VIII вв. подсечно-огневым земледелием. Аналогичного образа жизни на первом этапе своего расселения в этом же регионе (не ранее VIII в.) придерживались славяне, которых считают предками ильменских словен. Они занимались пашенным земледелием, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Среди восточных славян укрепленные города раньше всего, по-видимому, появились у ильменских словен в V веке. Первые городища у полян и северян возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII—VIII в. Для вятичей основными занятиями были охота и земледелия, и рядом располагались пашни. Они жили в лесах и не строили высоких домов и это всё благодаря природным условиям. Через их земли не проходили торговые пути, как у полян, поэтому у них не было крупных городских центров. Конечно же, и основные занятия зависели от природно-климатических условий.  Например, благодаря удобному месторасположению, поляне успешно торговали с другими народами, у вятичей были непроходимые леса и обильное количество животных в этих лесах помогли вятичам серьёзно заняться охотой.

Древний славянский пантеон

В славянских языческих религиозных верованиях среди богов существовала иерархия, свойственная многим народам, поклонявшимся нескольким богам. Свой пантеон богов был и у древних славян, хотя из общего числа у разных славянских племен были "свои" боги, наиболее почитаемые родом-племенем.

Самым древним верховным мужским божеством у славян был Род. В христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут, как о Боге, которому поклонялись все народы.

Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных (четыре ипостаси бога Солнца) и богов функциональных.

Верховным божеством славян был Род.

Ипостасей бога Солнца было четыре, по числу времен года: Хорc (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Световит).

Функциональные боги: Перун — покровитель молнии и воинов; Семаргл — бог смерти, образ священного небесного огня; Велес — черный бог, владыка мертвых, мудрости и магии; Стрибог — бог ветра.

Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственна своя ипостась бога Солнца (Хорc/Коляда, Ярило, Даждьбог/Купайла и Сварог/Световит), особо почитаемый на протяжении всего сезона.

Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.

Главным богом восточных славян был столь важный для них бог домашнего скота Велес (Волос). Одними из первых, кому первоначально славяне начали приносить жертвы, стали упыри и берегини.

У разных племен особо почитались разные боги. Конечно же, одним из главных образов культуры восточных славян являлись их верования. А основные древнеславянские боги были в  воплощении деревьев,  животных, природных явлений. Например, главным богом у полян был громовержец Перун. У некоторых племён он олицетворялся дубом. Дулебы Бужане поклонялись  змеям. Я вятичей были Стрибог и Ярило. Молились они так же с помощью дуба и идолов. И вообще дерево дуб у восточных славян было священным. Об этом свидетельствует национальное блюдо «хворост», которое должно было олицетворять ветви дерева. А также и некоторые обряды, дошедшие до наших племён.

Широко известен и культ  солнца. Можно вспомнить всем известные блины. А также некоторых славянских  богов: Хорс, Даждьбог. В основном в Хорса верили те, которые жили на юге, где много солнца. И где много лесов, соответственно славяне поклонялись деревьям. Это очередной раз доказывает влияние природы.

Украшения славянских женщин.

Среди всех украшений я остановился только на одном – височные кольца. Височное кольцо — бронзовые, серебряные, золотые женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу.

ВЯТИЧИ  – восточнославянское племя, локализуемое «Повестью временных лет» на р. Ока. Этнографическим признаком этого племени служат семилопастные височные кольца.

   ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», между полянами и дреговичами. Чаще других встречаются перстнеобразные височные кольца.

   ДРЕГОВИЧИ - восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», между реками Припять и Западная Двина. По курганным материалам ареал дреговичей ограничен исследователями на севере верховьями р. Неман и средним течением р. Березина. Наиболее часто встречающимся типом женских височных украшений являются перстнеобразные кольца. Этнографическим признаком дреговичей в курганном инвентаре служат крупные металлические бусы, покрытые зернью.

   КРИВИЧИ - восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести времен-ных лет», в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Этнографическим признаком кривичей служат браслетообразные завязанные височные кольца, распространённые преимущественно в смоленско-полоцком регионе.

   ПОЛЯНЕ - восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», в Киевском Поднепровье. Ареал курганов, которые считаются полянскими, полосой охватывает бассейн обоих берегов Днепра между Росью и Сожей. Наиболее распространённым типом женских височных украшений у полян являлись перстнеобразные кольца. В целом обряд погребения и инвентарь курганов полян очень близки таковым волынян, древлян и дреговичей, что объясняется общим происхождением этих восточнославянских группировок от племени дулебов.

  РАДИМИЧИ - восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по р. Сож. Этнографическим признаком радимичей в курганном инвентаре являются семилучевые височные кольца, ареал которых в Восточной Европе практически не выходит за пределы бассейна р. Сож.

  СЕВЕРЯНЕ - восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по Десне, Сейму и Суле. Этнографическим признаком северян в курганных древностях этого времени служат спиральные височные кольца.

СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ - восточнославянское племя, центром расселения которого было Приильменье. Этнографическим признаком словен в археологических материалах традиционно считаются ромбо- и овальнощитковые височные кольца.

Разные племена имели свои характерные формы. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда втыкали в ленту или ремешок, иногда укрепляли непосредственно в волосах или продевали в мочку уха. Их делали из серебра, бронзы, меди. Подлинного расцвета и разнообразия височные кольца достигают в культуре славян эпохи средневековья (VIII-XII вв.).

Выводы

Таким образом, проведя небольшое исследование, я убедился в том, что несмотря на общее в социально-бытовых и природно-климатических условиях, существовали и отличительные особенности в жизни восточных славян.  

Отличие жилища у восточных славян во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. Поэтому на юге массовым народным жилищем была полуземлянка, а на дождливом севере, появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй. Одинаково и на юге, и на севере уже в VI веке славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом.

У древних славян был свой пантеон богов, хотя из общего числа у разных славянских племен были "свои" боги, наиболее почитаемые родом-племенем.

Самым древним верховным божеством у славян был Род, которому поклонялись все народы. Дерево дуб у восточных славян было священным. Широко известен и культ солнца.

Предки славян занимались земледелием, скотоводством, торговлей, развиты были ремесла. Основное занятия зависело от особенностей климатических и природных условий

Среди всех украшений я остановился только на одном – височные кольца, женские головные украшения. Так как при раскопках для археологов височные кольца служат этнографическим признаком так как женщины разных славянских племен носили разные височные кольца.

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Повесть временных лет— наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Автор летописи - монах Нестор, на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Русские племена не возникли сами собой в готовом виде со всеми присущими им особенностями языка, быта, культуры, а явились результатом сложного процесса. Рассказ летописца о расселении славянских племён на Руси — это последний акт сложного процесса формирования русских племён. В «Повести временных лет» нашли отражение лишь последние часы существования племенного быта. Когда летописец повествовал о восточно-славянских племенах, они уже переставали существовать.  Сейчас же в интернет-источниках  информации о восточных славянах очень много, все выводы историков о том периоде сделаны во многом только на основании археологических раскопок. Сложность заключалась в том, чтобы отобрать нужную мне информацию и ответить на главный вопрос: какие были отличия  славян в быту, культуре, что было общее и в чем можно увидеть отличие. Ценность моей работы заключается в том, что я создал сравнительную таблицу, указав особенности быта, верований славян, женских украшений.

Источники информации:

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Височные кольца. - https://ru.wikipedia.org –Викепедия.


Поделиться:

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Самодельный телефон

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Рисуем белые грибы пастелью

Госпожа Метелица