Вы , наверное, неоднократно видели фантастические фильмы, читали фантастичные рассказы. Как вы думаете, это серьезный жанр литературы или нет? Наверное, большинство сейчас скажет, что нет, что фантастика - это произведение химерическое, выдуманное, маловероятное, созданное воображением, показанное в очень преувеличенном или чрезвычайном виде. Мы тоже так думали до того, как не прочитали произведения Брэдбери..Фантастика оказалась вовсе не нереальной. «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Золотое правило морали, известное с давних времен, мало кем соблюдается. Мы разучились жить в мире, бесконечные конфликты сопровождают нас везде и всюду. Бессмысленные ссоры, конфликты, распри убивают в нашей душе Человека. Мы потеряли способность удивляться, а ведь «способность удивляться – великое дело», пишет Рей Брэдбери. Оглянитесь! Мир полон чудес. Своими книгами он заставил нас задуматься над тем, что мы должны быть более внимательными, человечными и толерантными по отношению друг к другу. Человек не всегда является хозяином своей жизни, что уж говорить о бескрайних просторах Вселенной.
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskaya_issledovatelskaya_rabota_po_tvorchestvu_r.bredberi.docx | 94.18 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя основная школа №1 города Сургута
«Марсианские хроники»
или «Какого цвета Красная планета?»
Выполнили: Дворякова Елена, Титаренко Мария, ученицы 9 В класса
Руководитель: Гиззатуллина Эльвира Римовна,
Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
Сургут, 2012
Содержание
полученных результатов……………………………………………16
Вступление
Вы , наверное, неоднократно видели фантастические фильмы, читали фантастичные рассказы. Как вы думаете, это серьезный жанр литературы или нет? Большинство сейчас скажет, что нет, что фантастика - это произведение химерическое, выдуманное, маловероятное, созданное воображением, показанное в очень преувеличенном или чрезвычайном виде. Мы тоже так думали,до того, как не прочитали произведения Брэдбери..Фантастика оказалась вовсе не нереальной.
Все события, происходящие в книгах фантастов, всё равно связаны с душой человека, какие бы невероятные ситуации не описывались в книге. Рэй Брэдбери своими книгами заставил нас задуматься над тем, что мы должны быть более внимательными, человечными и толерантными по отношению друг к другу. Человек не всегда является хозяином своей жизни, что уж говорить о бескрайних просторах Вселенной?
?Порой мы совершаем необдуманные поступки, совсем не задумываясь о последствиях, которые могут быть самыми непредсказуемыми и ужасными. Необдуманные поступки - это чаще всего всплеск эмоций, на которые не действует ни одна из раннее выведенных тобою прописных истин. Последствия этого бывают катастрофическими: от ссоры с близким, до масштабов Вселенной. Порой любая мелочь может стать началом страшного конца.
«Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Золотое правило морали, известное с давних времен, мало кем соблюдается. Мы разучились жить в мире, бесконечные конфликты сопровождают нас везде и всюду. Человечество разучилось жить, не создавая себе трудностей, хотя, возможно, и никогда этого не умело.
Проблема в том, что мы не ценим того, что имеем. Жизнь на планете Земля для нас совершенно естественна, хотя, если вдуматься, это великое чудо! Кем-то дарована нам жизнь, всего одна жизнь, которой нужно воспользоваться сполна! А мы тратим ее на мелочи, о которых даже не вспомним через несколько лет. Бессмысленные ссоры, конфликты, распри убивают в нашей душе Человека. Мы потеряли способность удивляться, а ведь «способность удивляться – великое дело», пишет Рей Брэдбери. Оглянитесь! Мир полон чудес. То, что мы не замечаем в сумасшедшем темпе жизни, порой прекраснее самой дорогой вещи, за которой в этом невероятном темпе мы пытаемся угнаться.
Любовь к человеку, ненависть ко всему ему враждебному — к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, — такова движущая пружина творчества Брэдбери. Он обращается к проблеме смысла человеческой жизни, к вопросу назначения человека на Земле. Его произведения захватывают своей невероятностью, оригинальностью. Когда их читаешь, кажется, что человек не способен такое даже вообразить. Погружаешься вместе с героями произведений в будущее, в прошлое, сопровождаешь их, сочувствуешь им, находишься рядом с ними и стараешься даже помочь. Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра, это объединение реальности и фантастики, современности и прошлого, страшной мистики и сказочности.
Так почему же Рэй Бредбери стал объектом нашего исследования? Во первых, с его творчеством мы почти не знакомы, т.е это выходит за рамки школьной программы, а все новое для нас интересно. Во-вторых, «Марсианские Хроники» принесли мировую славу писателю, и мы задались вопросом: « Почему?»
В процессе изучения творчества Брэдбери нам стало ясно, что в его книгах нет обычных составляющих фантастического романа – там нет новейших новинок электроники и оружия. Его произведения куда глубже. Самое страшное оружие, описанное Брэдбери – потеря человечности. На примере развития двух планет - Земли и Марса он повествует о столкновении двух противоположностей (каких?). Читая Брэдбери, невольно задумываешься: в ком на самом деле больше человечности – в марсианине или в землянине?
Гипотеза
Насколько фантастика может быть человечной?
Цель проекта
Рассмотреть книгу Р. Брэдбери "Марсианские хроники" как целостное произведение, выявить проблематику рассказов и привлечь читателей к произведениям Брэдбери и к фантастике в целом.
Задачи проекта
-познакомиться с доступной научной литературой;
-проанализировать композицию книги, проблематику и систему персонажей;
-на примере двух рассказов пояснить слушателям и потенциальным читателям, в чем особенность произведений Брэдбери;
- разработать и провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов,
-выявить круг потенциальных читателей
Биография Рэймонда Дугласа Брэдбери
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Рэймонд Дуглас — второе имя мальчик получил в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса. Первое время имя мальчика писали Rae в честь двоюродного дяди, но по совету школьного учителя написание сменили на традиционное Ray, чтобы мальчика не задразнили за слишком женственное имя.
Вместе со старшим братом Брэдбери — Леонардом родился его брат-близнец — Сэм, но он умер в возрасте двух лет). В 1926 у Брэдбери появляется сестрёнка — Элизабет, она также умерла будучи ребёнком. Эти две смерти и смерть дедушки наложили мрачный отпечаток на впечатлительного ребёнка, обладающего поразительной памятью. Тема смерти и ухода от неё в фантастические миры — одна из основных в его книгах.
Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению, родом из большого шведского клана Мобергов. Дед и прадед Рэя по отцу — потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце 19 века издавали две иллинойские газеты. Отец —Леонард Сполдинг Брэдбери — суровый человек, всю жизнь мучимый страстью к путешествиям. Вслед за своим отцом он неоднократно делал попытки «покорить Запад», ещё ребёнком сбежав из дома, чтобы присоединиться к отцу в его путешествии. В итоге семья Леонарда Брэдбери таки переехала из Иллинойса в Калифорнию.
Рэй Брэдбери — блондин неспортивного сложения, близорукий мечтатель и книжный червь — мало походил на отца и старшего брата. В результате их отношения оставляли желать лучшего. Мать Брэдбери, потерявшая двух детей, опекала младшего сына Рэя сверх меры —, вплоть до того, что простуда служила поводом для длительного постельного режима. До шести лет маленького Рэя кормили с бутылочки, до того некрасивого эпизода, когда отец за ужином не отобрал у мальчика бутылку и не разбил её в раковине. Это, конечно, травмировало мальчика.
В результате, хотя вся семья писателя — поголовно выведена в его книгах в образах вымышленных героев — фантастических и вполне реальных (в «Вине из одуванчиков»), отец писателя почти нигде не появляется. Но позже, в книге «Лекарство от меланхолии» (1960) можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына». Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание» (1973).
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации в первых номерах журнала «Playboy» его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99% произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и вымысла в технической сфере.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, и исторические зарисовки и т. д.
Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.
В молодости он однажды сжёг все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костёр у себя на участке. «Сжёг два миллиона слов», — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему.
Творчество Брэдбери противоположно классической сюжетной короткой прозе с интригой и ударной концовкой. Если читатель ждёт развлечений и интриги, он, скорее всего, будет разочарован. Интересно, что такие рассказы настроения, чувства-зарисовки, в которых живёт и сам автор, более близки зрелому читателю. Большинство поклонников Брэдбери — люди среднего и пожилого возраста. Сам мэтр слывет в кругу своих коллег, американских писателей-фантастов, «старым добрым сказочником», отношение к которому очень уважительное.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. В своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. (в повести «Марсианские хроники» (глава «Эшер II») главный герой с болью и надрывом описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей, при этом обставляя убийства с завидной фантазией, по книгам Эдгара По…
Своеобразно Брэдбери решает и этические проблемы: зло и насилие в его книгах предстают нереальными, «понарошными». Как некие «тёмные силы», лучший способ борьбы с которыми — их игнорирование, обыгрывание, уход в другую плоскость восприятия. Очень ярко эта позиция нашла отражение в романе «Надвигается беда», где в финале главные герои побеждают «тёмный карнавал» нечисти балаганным весельем.
Также в своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше — его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной.
Романы
1950 — Марсианские хроники / The Martian Chronicles
1953 — 451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451
1962 — Надвигается беда / Something Wicked This Way Comes
1985 — Смерть — дело одинокое / Death Is a Lonely Business
1990 — Кладбище для безумцев / A Graveyard for Lunatics
1992 — Зелёные тени, Белый Кит / Green Shadows, White Whale
2001 — Из праха восставшие / From the Dust Returned
2002 — Давайте все убьём Констанцию / Let’s All Kill Constance
2006 — Лето, прощай / Farewell Summer
Повести
1946 — Lorelei of the Red Mist
1957 — Вино из одуванчиков / Dandelion Wine
1972 — Канун всех святых / The Halloween Tree
2007 — Отныне и вовек / Now and Forever
Рассказы
Рассказы составляют самую большую по объёму часть творчества Рэя Брэдбери. В них же заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы.
По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.
Подавляющее большинство рассказов издавалось в сборниках. Однако среди сборников имеются компилятивные — основу их составляют ранее опубликованные рассказы. Ниже приведены все 15 сборников, содержащих за редким исключением неповторяющиеся рассказы:
1947 — Тёмный карнавал / Dark Carnival
1951 — Человек в картинках / The Illustrated Man
1953 — Золотые яблоки Солнца / The Golden Apples of the Sun
1959 — Лекарство от меланхолии / A Medicine for Melancholy
1964 — Механизмы радости / The Machineries of Joy
1969 — Электрическое тело пою! / I Sing the Body Electric
1976 — Далеко за полночь / Long after Midnight
1984 — Воспоминания об убийстве / A Memory of Murder
1988 — Конвектор Тойнби ( К западу от Октября ) / The Toynbee Convector
1996 — В мгновенье ока / Quicker Than the Eye
1997 — Вождение вслепую / Driving Blind
2002 — На посошок ( Полуночный танец дракона ) / One More for the Road
2004 — Кошкина пижама / The Cat’s Pajamas
2007 — Летнее утро, летняя ночь / Summer Morning, Summer Night
2009 — У нас всегда будет Париж / We’ll Always Have Paris
Авторские компилятивные сборники, в которые для почитателей добавлялось несколько ранее не издававшихся рассказов:
1955 — Октябрьская страна / The October Country
1962 — Р — значит ракета / R is for Rocket
1965 — The Vintage Bradbury
1966 — К — значит космос / S is for Space
1980 — И грянул гром. 100 рассказов / The Stories of Ray Bradbury
2003 — Bradbury Stories: 100 of His Most Celebrated Tales
Cборник рассказов, изданный в 2006 году «Эксмо» ( Здесь могут водиться тигры ), содержит несколько рассказов из компилятивных сборников Брэдбери.
63 рассказа никогда не издавались в авторских сборниках, а печатались в газетах и журналах. На русский язык переведены только некоторые из них.
1977 — World Fantasy Award
1984 — Prometheus Award
1989 — SFWA Grand Master
1992 — Emmy Award
1994 — Peggy V. Helmerich Distinguished Author Award
1999 — SF Hall of Fame Living Inductee
2000 — Medal for Distinguished Contribution to American Letters Award
2004 — National Medal of Arts
2004 — Stoker Award
2007 — Ordre des Arts et des Lettres
2008 — SFPA Grandmaster
2010 — Spike TV Scream Awards Comic-Con Icon Award
2010 — Pulsar Award
1953 — Пришелец из космоса / It Came from Outer Space
1966 — 451º по Фаренгейту / Fahrenheit 451
1969 — Татуированный человек / The Illustrated Man
1971 — Вино из одуванчиков
1980 — Марсианские хроники / The Martian Chronicles
1980 — Восьмой день творения
1982 — Космический корабль Земля / Spaceship Earth
1983 — Что-то страшное грядёт / Something Wicked This Way Comes
1984 — Будет ласковый дождь
1985 — Электронная бабушка
1987 — Вельд
1988 — Тринадцатый апостол
1993 — Канун всех святых / The Halloween Tree
1994 — Дом на камне
1997 — Вино из одуванчиков
1998 — Волшебный костюм / The Wonderful Ice Cream Suit
2005 — И грянул гром / A Sound of Thunder
2008 — Превращение / Chrysalis
2009 — Ветер
2013 — Человек в картинках / The Illustrated Man
Рэй Брэдбери обладает уникальной памятью. Вот как он рассказывает об этом сам: «У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал „почти полным мысленным возвратом“ к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то — видел, слышал, знал...». (вспомните рассказ «Маленький убийца»).
Есть теория, что столь яркие детские воспоминания связаны с тем, что Брэдбери появился на свет переношенным: он был в утробе десять месяцев. В последний месяц у него могли развиться зрение и слух.
Он отчётливо помнит первый снегопад в жизни. Более позднее воспоминание — о том, как его, ещё трёхлетнего, родители первый раз взяли с собой в кино. Шёл нашумевший немой фильм «Горбун собора Парижской богоматери» с Лоном Чейни в главной роли, и образ урода поразил маленького Рэя до глубины души.
Писатель не скрывает, что практически все образы из его книг — это его детские и взрослые воспоминания, художественно изложенные. Образы «земляничного окошка», маленького американского городка, большого дома его дедушки и оврага рядом с домом из «Вина из одуванчиков» — пришли из его детства. Город «Гринтаун» — это город Уокиган, в котором вырос писатель
В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной — пра-пра... прабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Там, правда, осуждённыхвешали, да и имя Мэри Брэдбери в списке проходивших «по делу» могло оказаться простым совпадением. Тем не менее, факт остаётся фактом: с детства писатель считал себя правнуком колдуньи. Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи — пуритане, ханжи и «чистюли» — законники.
В Лос-Анджелес семейство Брэдбери перебралось в 30-хгодах, в разгар Великой депрессии. Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали.
«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был главным для меня».
Брэдбери очень часто плачет: и от радости, и от печали. До слёз его может довести и выпуск новостей, и сказанное читателем доброе слово, и воспоминания. Брэдбери как правило не стыдится слёз.
Несмотря на то, что книги Брэдбери полны довольно крепких выражений, Брэдбери в жизни и в текстах избегает по-настоящему грубых слов: сказывается строгое воспитание. В его семье за матерное слово могли в рот засунуть кусок мыла. Есть, правда, свидетельство случая (приводится в биографии за авторством Сэма Уэллера), когда Брэдбери выругался публично: в местном университете студенты объясняли писателю, о чём на самом деле его книга «451 градус по Фаренгейту». Брэдбери несколько раз пытался втолковать им, почему они не правы, и что он на самом деле имел в виду, после чего в гневе покинул комнату, бросив студентам «f-off».
Брэдбери жил с одной женщиной —Маргарет (Marguerite McClure Bradbury). Вместе они нажили 4 дочерей (Беттина, Рамона, Сьюзан и Александра).
Они поженились 27 сентября 1947 года. С этого дня в течение нескольких лет она работала целыми днями, чтобы Рэй мог оставаться дома и работать над книгами. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга.
Маргарет за жизнь изучила четыре языка, а также слыла знатоком литературы (в числе её любимых писателей Марсель Пруст, Агата Кристи и... Рэй Брэдбери). Ещё она хорошо разбиралась в винах и любила кошек.
Все, знавшие её лично, отзывались о ней, как о человеке редкого обаяния и обладательнице незаурядного чувства юмора.
Она умерла 24 ноября 2003 года.
В двенадцать лет от роду Брэдбери понял, что хочет стать писателем, и серьёзно занимался только этим единственным делом. Когда ему было восемнадцать, он подрабатывал продавцом газет — в то время Америка была в Великой депрессии — а позже жил за счёт жены, но продолжал писать каждый день с невероятным упорством.
В своих ранних опытах он копировал стиль напыщенной викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер — один из писателей, которых Брэдбери осаждал в стремлении показать работы, не сказал ему: «Напишешь ещё один такой рассказ — и я убью тебя».
Мало-помалу, и его рассказы начали продаваться в «палп» журналах — дешёвых изданиях в мягких обложках, печатавших огромное количество фантастической и фэнтезийной прозы самого разного качества. На общем фоне рассказы Брэдбери выделялись лиричностью и психологической глубиной, за что он был прозван «поэтом мягких обложек».
Свой сборник «марсианских» рассказов, который был издан под видом повести «Марсианские хроники» Брэдбери повёз через всю страну — из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк к литагенту Дону Конгдону на автобусе, потому что на поезд не было денег. Это стало его первым большим коммерческим успехом. Получив деньги за публикацию, он отправился второй раз в Нью-Йорк и, остановившись в Чикаго, он встретил толпу молодых людей с книгами в руках — это были его первые поклонники, которые хотели получить его автограф на первом издании «Марсианских хроник».
«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений».
Цикл рассказов «Марсианские хроники». Выдержки из отзывов.
…«Хроники» — не просто научная фантастика, а скорее философские притчи, обрамленные в рамки фантастического. Язык Брэдбери известен своей магией, переливчатой красотой, которая погружает читателей в его миры, растворяет вас в происходящем — без остатка. В его сюжетах и персонажах отражена сама Жизнь. Это великий посыл, обращение всему Человечеству. Иными словами, это Золотой Фонд как фантастического жанра, так и Литературы в целом…
…Каждый рассказ — как яркая вспышка! Хроники — это отдельные мазки на картине повествования, и поодиночке они выглядят бессмысленной издёвкой, но все вместе!..
…Если вы каким-то чудом ещё не читали этой книги, настоятельно рекомендую. Возможно, и вы испытаете радость встречи с чем-то давно утерянным, надежду изменить всё к лучшему, счастье одиночества или, наоборот, неизбывную боль потери. А после прочтения у вас останется чистая светлая печаль…
…Великая штука эти «Марсианские хроники»! И постапокалипсис здесь, и антиутопия, и глубокий психологизм целых народов. А написано все так, что слов нет! Истории сменяют друг друга, вызывая то удивление, то печаль, то праведный гнев, то жгучую ненависть, порой даже ко всему человечеству, а порой, порой просто пытаются свести с ума, и странно даже, что закончив чтение, не впадаешь в безумие, а остаешься прежним… Хотя нет, прежним не остаешься точно. Это я ляпнул не подумав. Впечатление остается грандиозное. Кажется невероятным, что писалось это в середине прошлого века (вроде бы совсем недавно, да, но в то же время немыслимо давно): слишком уж злободневно все то, что, казалось бы, никакого отношения не должно иметь к нынешней реальности…
…Прекрасное произведение. Каждый рассказ хорош по-своему, как кусочек замечательной мозаики, но именно вместе они производят очень сильное впечатление. Поражает мастерство, с которым Брэдбери объединил совсем разные по содержанию и стилю рассказы в единое целое. Удивительный секрет Брэдбери заключается в его умении описывать события так ярко, что они встают перед глазами, словно картинки из фильма. Как живо представляешь себе величественные картины марсианских каналов или запустение покинутого города! А еще Брэдбери — великий мастер передавать настроение. В Марсианских хрониках он создал удивительную смесь тоски, тревоги и надежды. Этот роман можно читать много раз и всякий раз находить в нем что-то новое...
…Мечта, прилетевшая на ветре, пахнущем корицей... Серебряные маски, шуршащие одежды... Огненные цветы ракет... Это — Брэдбери. Рассказы, лично для меня ставшие — нет, не классикой — это слишком сухо. Глотком воды. Я заучивала некоторые отрывки наизусть. И перечитывала по много-много раз. Не могу выделить какой-то один наиболее понравившейся рассказ — они все словно маленькие Шедевры с заглавной буквы…
…Стоит ли читать? Как сказал один классик: ”Если хочешь измениться, то научись смотреть в зеркало”…
Краткое описание цикла рассказов «Марсианские хроники»
«Марсианские хроники» — многоплановый цикл о завоевании человеком Марса, где доживает последние дни странная и некогда великая марсианская цивилизация, а на смену ей приходят земляне. Это и поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. «Марсианские хроники» — одна из книг, наглядно демонстрирующих, что фантастика способна затронуть самые сложные проблемы и может на равных конкурировать с «большой» литературой.
Связующим элементом на протяжении всей книги является образ Марса.
Марс издавна привлекал внимание фантастов, что совсем не удивительно: это один из ближайших соседей Земли по Солнечной системе. Марс доступен изучению даже с помощью маломощных телескопов, особенно в дни противостояний, поэтому полярные шапки на нём обнаружили ещё в 1704 году, а уже в 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли описал знаменитые марсианские каналы, которые дали пищу для написания многочисленных фантастических произведении. О Марсе и марсианах в разное время писали Эдгар Берроуз и Алексей Толстой, Герберт Уэллс и братья Стругацкие, Ли Брэккет, Кристофер Прист и Василий Щепетнев. Особое место в ряду книг, посвящённых этой планете, конечно же, занимают «Марсианские хроники».
Нахождение людей на Марсе, описанное в книге, не научно. Без скафандров и защитных костюмов человек просто не сможет спокойно передвигаться по его поверхности. Однако всё это мы наблюдаем в «хрониках»: люди со временем привыкли к разреженной атмосфере и смогли дышать марсианским воздухом, хотя в верхних слоях планеты содержится 95 % углекислого газа, 2,7 % азота, 1,6 % аргона, 0,1 % водяного пара, 0,07 % угарного газа, метан и всего 0,13 % кислорода. С точки зрения науки – это не возможно, а вот литературы, вполне, особенно если автор – Рэй Брэдбери. Можно сказать, что Брэдбери не ставил перед собой задачи описать Марс достоверно. Марс – это лишь литературный элемент, с помощью которого в полной мере раскрываются образы героев книги. Да это четвёртая планета от солнца, да там разреженная атмосфера (что и упоминается автором), да поверхность Марса – это пески и дюны, каналы и глубокие кратеры, оставленные когда-то астероидами, но описание географии и природы Марса похоже на зарисовки, нужные только для создания атмосферы. О Марсе знали с глубокой древности, а с появлением телескопов эти древние знания поднялись на новый уровень. Что и говорить о 50-х гг. двадцатого века, когда «Марсианские хроники» впервые увидели свет. О Марсе было известно очень многое, но почему же Р. Брэдбери пренебрёг этим? Да потому что образ Марса, если внимательно вчитаться в произведение, задумывался не для этого. Четвёртая планета от солнца – это «опытный эксперимент», в ходе которого выявляются сильные и слабые, герои и подлецы, борцы за справедливость и эгоисты. Для одних людей Марс становится последней надежной перед ликом войны и шансом изменить свою жизнь, для других – ещё одной возможностью подтвердить свою алчность, корыстолюбие и эгоизм.
Можно сказать, что «Марсианские хроники» – книга не о Марсе, а о простых людях, которые в сложных ситуациях способны на разные поступки, как и благородные, так и подлые. Эта книга о надежде, надежде на новое начало, на спокойную жизнь, на то, что новое поколение людей на Марсе будет чище и добрее, чем старое на Земле.
Композиция «Марсианских хроник»
Книга состоит из 26 новелл, расположенных в хронологическом порядке:
Январь 1999. Ракетное лето
Февраль 1999. Илла
Август 1999. Летняя ночь
Август 1999. Летняя ночь
Август 1999. Земляне
Март 2000. Налогоплательщик
Апрель 2000. Третья экспедиция
Июнь 2001. «И по-прежнему лучами серебрит простор луна…»
Август 2001. Поселенцы
Декабрь 2001. Зелёное утро
Февраль 2002. Саранча
Август 2002. Ночная встреча
Октябрь 2002. Берег
Февраль 2003. Интермедия
Апрель 2003. Музыканты
Июнь 2003…Высоко в небеса
2004-2005. Новые имена
Апрель 2005. Эшер II
Август 2005. Старые люди
Сентябрь 2005. Марсианин
Ноябрь 2005. «Дорожные товары»
Ноябрь 2005. Мёртвый сезон
Ноябрь 2005. Наблюдатели
Декабрь 2005. Безмолвные города
Апрель 2026. Долгие годы
Август 2026. Будет ласковый дождь
Октябрь 2026. Каникулы на Марсе
Новеллы в книге разделены на большие и маленькие. Маленькие являются связующими элементами между большими новеллами, в них обобщённо говорится об этапах колонизации Марса («Берег», «Интермедия», «Новые имена», «Старые люди», «Саранча», «Поселенцы», «Зелёное утро»). Действие почти всех рассказов, кроме «…Высоко в небеса», «Будет ласковый дождь», «Ракетное лето» и «Налогоплательщик», происходит на Марсе.
Анализ новеллы «Зеленое утро»
Действие в новелле «Зеленое утро» происходит в декабре 2001 года. Четыре месяца назад на Марсе появились постоянные жители – бывшие земляне. Их было немного. Только самые отчаянные. В предшествующем рассказе «Поселенцы» Брэдбери пишет: «Прилетели, потому что чего-то боялись и ничего не боялись, потому что были счастливы и несчастливы, чувствовали себя паломниками и не чувствовали себя паломниками». Земляне прилетели на Марс.
Одним из первых странников был Бенджамен Дрисколл. В возрасте тридцати одного года он покинул Землю. Как и тысячи других переселенцев, он смотрел на раньше такую далекую красную планету и думал: «А найдется ли здесь занятие для меня?» Ведь у Дрисколла началась практически новая жизнь. Он заново искал себя, все его прошлые достижения уже ничего не значили. Каждому человеку важна самореализация. Даже в пирамиде потребностей Маслоу, американского психолога, предложившего иерархическую модель потребностей человека, самоактуализация находится на самой вершине. Реализация своих возможностей и способностей на Марсе была основной задачей всех переселенцев, в том числе и для главного героя рассказа. Но не успев обдумать свое новое положение, Бенджамен упал в обморок. Атмосфера на Марсе Брэдбери более приемлема для человека, чем воздушный состав реального марса, где всего 0,13% кислорода. Но некоторым переселенцам было трудно адаптироваться и к этому. Многие возвращались на Землю, так как не могли нормально жить в подобных условиях. Услышав рекомендацию врача к возвращению на голубую планету, Дрисколл твердо решил не сдаваться.
Где же нашел себя наш герой? Бенджамен Дрисколл решил высаживать деревья. Семя за семенем, вот уже тридцать дней он кропотливо шел к своей цели – сделать Марс зеленой планетой. На Марсе Бенджамену не хватало Земли. Ступив на красную почву планеты, он сразу заметил, что вокруг нет ни одной травинки. То, что казалось таким обыденным на Земле, теперь стало бы глотком воды в жаркой пустыне. Каждый человек, переезжая в новый дом, стремится сделать его более уютным и привычным, окружая себя любимыми вещами. Вливаясь в новое общество, мы показываем свои хорошие качества, реализуя себя как личность.
Бенджамен Дрисколл не оглядывался назад. Всегда страшно потерять то, над чем работал долгое время. Он понимал, что в неплодородных сухих почвах Марса его труды в виде маленьких семян могут так и остаться мечтами. Бенджамен ждал знака свыше, чтобы, наконец, обернуться назад и посмотреть, что же вышло из его затеи. Обернуться – значит, пасть духом.
Наконец момент истины настал. Пошел дождь. Его теплые капли стали живительной влагой не только для почвы, но и для уставшей души Бенджамена. Только тогда он решил впервые взглянуть туда, откуда пришел. Утро было зеленое. Каждое посаженное им семечко выросло в «мощные стволы, могучие деревья высотой с дом, зеленые-зеленые, огромные, округлые, пышные деревья с отливающей серебром листвой…». В легкие живой струей врывался свежий воздух. Бенджамен снова потерял сознание.
Начиная новое дело, каждый из нас ждет уверенности в завтрашнем дне, своего дождя. Боясь разочарования, мы не оглядываемся назад. Хотя, кто знает, может быть, оглянись Бенджамен назад до дождя, он увидел бы пробивающиеся из-под почвы зеленые ростки?
Анализ новеллы «Август 1999. Земляне»
Фантастика-это реальность, доведенная до абсурда. Р.Брэдбери.
На заметку: Все марсиане- телепаты. Жёлтые глаза, по 6 пальцев на руках. Тирр- местное название Марса. Речевой строй: повествование с элементами описания.
Анонс. В этой главе автор даёт описание второй экспедиции землян на Марс и дальнейшую судьбу космонавтов. Космонавтов из второй экспедиции марсиане приняли за сумасшедших. Марсианский психиатр был убежден, что разговаривает с больными и видит ракету - плод их галлюцинаций, поэтому застрелил всех землян. Когда ракета не исчезла, он подумал, что заразился, поэтому покончил и с собой.
Новоприбывшие земляне постучались в дом к семейной чете Ттт. Спустя несколько минут дверь открыла миссис Ттт, которую отвлекли от домашних забот. Она отвечала очень резко и грубо, а когда пошла доложить мужу о приходе гостей, вовсе забыла о них. В то время как увидела их снова, поливая цветы, передала записку от мужа, предназначенную мистеру Ааа. К нему-то они и отправились. Мистер Ааа был тоже очень занят: по его же словам, ему срочно нужно было прочесть массу литературы. Он совершенно не слушал команду, прилетевшую с Земли, всё гневался на мистера Ттт, который переложил на него, внезапно свалившиеся проблемы. Когда мистер Ааа понял, что от него хотят странники, он заулыбался и направил их к мистеру Иии. Тот тоже спешил на лекцию, но так уж и быть, согласился уделить им время. С самого начала разговора, он сообразил, что имеет дело с безумцами. Он попросил капитана подписать кое-какие документы, сказал, что это обязательно и важно. Что оставалось капитану? Он подписал документы и принял ключ от мистера Иии. Как только экспедиция попала в комнату, предложенную мистером Иии, её настиг поток ликующих возгласов. В последующем разговоре с присутствующими уже в комнате людьми, команда сообразила, что их приняли за сумасшедших. Это очень их огорчило. Они проделали огромный путь, имеющий колоссальное значение, но этого никто не оценил. Как говорится: всё было бы смешно, если бы не было так печально. Наутро к ним спустился мистер Ыыы. Он сказал, что безумие капитана перешло уже все границы, что он испытывает первичные, вторичные, слуховые, обонятельные и вкусовые галлюцинации в сочетании с мнимыми и оптическими восприятиями. Что всё, что видит капитан(команду, экипаж, их свойства)- этого нет. А марсиане их лицезреют, так как обладают телепатией. Так она распознают «психов», вроде капитана. Выход из ситуации, по мнению мистера Ыыы, был единственным: убить капитана. Он выстрелил, но «плоды больного воображения капитана» остались, то есть весь экипаж с ракетой. Мистер Ыыы убил всех остальных, но он видел ракету. «Заразился, — прошептал он в отчаянии. — Перешло ко мне. Телепатия. Гипноз. Теперь и я безумен. Все виды мнимых восприятии. — На секунду он замер, потом стал непослушными пальцами искать пистолет. — Осталось только одно средство. Единственный способ заставить их сгинуть, исчезнуть» . Раздался выстрел Мистер Ыыы упал. Под лучами солнца лежали четыре тела. Тут же рядом лежал мистер Ыыы. Ракета стояла, покосившись, на залитом солнцем пригорке, никуда не исчезая. Когда на закате горожане нашли ракету, они долго ломали себе голову, что это такое. Никто не отгадал. Ракету продали старьевщику, который увез ее и разобрал на утиль. Всю ночь напролет шел дождь. На следующий день было ясно и тепло.
Марсиане очень схожи с землянами. Отрицание неизведанного, наверно, присуще всем. Как говорится, истина проходит через три стадии: сначала ее высмеивают, потом ей яростно сопротивляются и, наконец, принимают как очевидное. Пока что мы способны воспринять только то, что сами считаем правильным. И даже когда у нас перед носом доказательства обратного, мы скорее отречемся от жизни, чем от своих убеждений.
Исследовательская работа на параллели 5-11 классов. Анализ полученных результатов
Следующая часть нашего проекта – практическая. Мы провели опрос среди учащихся 5, 6, 9, 10, 11 классов нашей школы. Результаты представлены в виде диаграмм.
На вопрос «любите ли вы читать?» Большинство опрошенных ответили утвердительно. Больше всего любителей читать в пятых классов.
Вопрос о любимых жанрах литературы вызвал множество разнообразных ответов.
Также мы задали вопрос о количестве прочитанных за год произведений. Конечно, точно ответить на этот вопрос невозможно, но примерные результаты распределились следующим образом: большинство опрошенных (около 60%) читают не более десяти произведений в год. Около 25% читают 10-20 произведений в год. Остальные опрошенные проявляют больший интерес к чтению.
Целевым вопросом нашего тестирования являлся вопрос «Любите ли вы фантастику?». С возрастом тенденция к положительному ответу снижается, а к отрицательному – возрастает.
Исходя из полученных результатов можно предположить, что рассказ «Марсианские хроники» заинтересует прежде всего учащихся среднего звена. Возможно, прочитав это произведение сейчас, ои обязательно захотят перечитать его и в более сознательном возрасте.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Чья проталина?
Голубая лягушка
Нарисуем попугая цветными карандашами
Ворона