Цель работы: изучение истории рода (төрл) «Налихн» Кетченеровского рода (әңг) на примере семьи Баслиевых-Бадушевых.
В соответствии с целью были поставлены следущие задачи:
1. Изучить труды историков о роде (төрл) «Налихн» в контексте истории Кетченеровского рода (әңг).
2. Собрать устную информацию о роде (төрл) «Налихн».
3. Собрать иллюстративный материал о роде (төрл) «Налихн».
Вложение | Размер |
---|---|
zavertaeva_e.v.docx | 33.65 КБ |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МКОУ «Ачинеровская СОШ»
Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ «Бичкн Төрскм»
Номинация «Родословие»
«История рода (төрл) Налихн
(на примере семьи Баслиевых-Бадушевых)»
Подготовил:
Завертаева Эмилия Валериевна
11 класс
МКОУ «Ачинеровская СОШ»
Черноземельский район, п.Ачинеры, ул.Ленина, 13, 359243
п.Ачинеры, ул. Б. Б. Городовикова, д.3, 359243
+79371943034
Руководитель:
Кекеева Кермяш Чириловна
Учитель истории
МКОУ «Ачинеровская СОШ»
п.Ачинеры, ул. Б. Б. Городовикова, д.3, 359243
+79374671485
Ачинеры, 2015
Оглавление
Введение
Актуальность исследования
Как человечество состоит из нескольких миллиардов людей, так и всемирная история складывается из бесчисленного количества маленьких историй каждого отдельного человека. А история человека, в свою очередь, вписывается в историю его семьи, рода, народа. Люди издавна понимали это, поэтому появилась такая наука, как генеалогия – наука о происхождении человеческих родов.
В наше время все больше людей интересуется своим прошлым. Происходит это, наверное, потому, что каждый человек хотя бы раз в жизни задает себе вопрос: «Откуда я вышел? Где мои корни?»
В России первые указания по генеалогии относятся к XV веку, а в XVI веке появляются первые частные родословицы или родословные росписи. Древнейший «Государев родословец» относится к 1555 году. В 1682 году в России была учреждена Палата родословных дел, которая просуществовала до 1700 года. П. В. Долгоруковым в 1854- 1857 гг. была написана «Российская родословная книга»
Один из величайших умов XVII столетия Паскаль Блез сказал: «Прошлое и настоящее – наша цель». Будущее невозможно без прошлого – судьба играет определенную роль в нашей жизни, но куда большее влияние на ход событий имеем мы сами. Знание собственной истории, истории рода способно оказать влияние на будущее.
В июне 2001 года вышел указ Президента РК «О паспортизации родов калмыцкого народа». Главная причина появления этого указа - необходимость остановить процесс калмыцкой этнической катастрофы.
Семья и род - это системообразующие начала жизни нации. Недаром Конфуций сказал, что в государственном устройстве есть три категории долга: высший долг - по отношению к близким родственникам, семье, второй долг - по отношению к роду; третий - по отношению к государству.
Именно укрепление семейно-родственной, родоплеменной конструкций калмыцкого народа могут создать необходимый социокультурный элемент для решения проблемы возрождения калмыцкого языка. Сегодня стало совершенно очевидное, что для языка нужна социокультурная среда, а она может быть, прежде всего, в семье и роде.
«Человек с многочисленной родней, что ветвистое дерево», - так гласит калмыцкая мудрость. С давних пор у калмыков сложилась традиция - уважать старших, нежить младших, знать всех своих родственников, свой род. И передавалось это из поколения поколению. Поэтому издавна наши предки роднились до 7 колена (поколения) и рассказывали своим детям и внукам о корнях, о происхождении и истории своего рода. Каждому человеку в этой жизни необходимо выполнить одну ответственейшую задачу: позаботиться о продолжении рода, не дать ему прерваться. Это святая святых из всех назначений человека. Это святая святых из всех назначений человека.
Мы, молодое поколение, должны знать свои истоки, генеалогию рода. В наш бурный XXI век, в век информатизации и глобализации нам надо не затеряться в этом многоликом и многолюдном мире. Мы не должны терять связь со своими предками. Люди, знающие и чтящие свое родство выступают гарантом стабилизирующего фактора в формировании возрождающего благополучия общества.
Цель работы: изучение истории рода (төрл) «Налихн» Кетченеровского рода (әңг) на примере семьи Баслиевых-Бадушевых.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1. Изучить труды историков о роде (төрл) «Налихн» в контексте истории Кетченеровского рода (әңг).
2. Собрать устную информацию о роде (төрл) «Налихн».
3. Собрать иллюстративный материал о роде (төрл) «Налихн».
В последнее время стало теряться то, что так ревностно берегли наши старшие поколения: родственные связи, родной калмыцкий язык, национальные традиции и обычаи, родственные взаимоотношения. Молодое поколение постепенно отдаляется от родных, родственные связи постепенно ослабевают.
II. Из истории Кетченеровского рода
Калмыцкая община издавна формировалась по родоплеменному признаку. До появления оседлых поселений, калмыцкие ханы и нойоны распределяли земли для выпаса скота каждому роду отдельно, которые вели кочевой образ жизни в непосредственной близости друг от друга на отведенных им землях. Первые оседлые Калмыцкие поселения (хотоны) в Калмыцкой степи формировались в основном из родственников одного рода. Например: поселение Кетченеровского хотона формировалось из семей Кетченеровского рода. Молодое поколение с раннего возраста перенимали от старших все тонкости родственных взаимоотношений, могли достоверно разложить всю цепочку родственных связей своего рода до седьмого поколения. Поколение старших строго сохраняли чистоту кровных взаимоотношений, не допускали браки на кровных родственниках, благодаря чему малочисленная калмыцкая община в России рождалась крепкой и здоровой, способной дать здоровое будущее поколение.
Большинство калмыков, и в том числе Кетченеровцы, жили бедно. Чтобы прокормить свои семьи, многие вынуждены были наниматься в работники к скотопромышленникам в Калмыцкой степи или наниматься батраками в соседние губернии.
В 1838 году управление калмыками перешло в ведение министерства государственного имущества, которое выработало новое положение об управлении калмыцким народом, утверждённое в 1847 году. Приняв в своё ведение калмыков, министерство государственного имущества поставило своей главной задачей сблизить Калмыков с общегосударственным населением империи и приучить их к оседлости. С этой целью министерство разработало план заселения дорог, пролегающих через Калмыцкую степь, чтобы показать Калмыкам живой пример оседлой жизни.
30 декабря 1846 года в кочевьях Калмыков было определено основать 44 станицы, каждую в 50 дворов русских крестьян в 50 дворов калмыков. Это поселения такие как: Плодовитое, Абганеры, Тундутово, Садовое, Цаца, Дубовый овраг, Чапурники и др. Заселение станиц происходило за счет переселения крестьян из Тамбовской, Воронежской и Харьковской губерний. В 1862 году было предложено основать новые, небольшие калмыцкие поселки, тянущиеся через всю степь по линии так называемого Крымского тракта. Так впервые в Калмыцкой степи было создано несколько калмыцких поселений, ближайших к Ергенинской возвышенности. Возникающие новые поселения образовывались в основном в местах, удобных для земледелия. Калмыки старались селиться по берегам степных речек, вокруг небольших озёр, у колодцев и других водных источников. Первые осёдлые посёлки появились на территории тогдашнего Абганеровского аймака Малодербетовского улуса (ныне составившего основное ядро современного Кетченеровского района). Официальной датой основания посёлка Кетченеры считают 1862-1865 гг. С появлением первых в Калмыцкой степи оседлых поселений, кетченеровцы посчитали, что необходимо создать отдельно от Абганеровского аймака, самостоятельный Кетченеровский аймак.
5 октября 1913 года состоялся хотонный сход под председательством старосты Кетченеровского хотона Гаха Эрендженова, который возбудил ходатайство перед Управлением Калмыцким народом об образовании с 1 января 1914 года самостоятельной аймачной единицы: Кетченеровского аймака Малодербетовского улуса.
29 января 1914 года поверенный Кетченеровского хотонного общества Эрдни Баслиев письменным заявлением обращается в Управление Калмыцким народом получено ли ходатайство схода Кетченеровского хотона об образовании Кетченеровского аймака. На что Управление Калмыцким народом 12 февраля 1914 года поручило Абганеровскому аймачному управлению довести ему, что его заявление будет рассмотрено по получении необходимых предложений от Попечителя Малодербетовского улуса. (фотокопии архивных документов прилагаются).
23 марта 1914 года на очередном сходе домохозяев Кетченеровского хотона вновь обсуждался вопрос об образовании отдельной от Абганеровского аймачного управления самостоятельной административной единицы – Кетченероского аймака.
21 ноября 1914 года состоялся уже аймачный сход. На этом сходе присутствовал аймачный старшина, хотонные старшины, где заслушали предложения Попечителя Малодербетовского улуса от 1 августа 1914 года относительно вопроса об образовании Кетченеровского аймака в составе Малодербетовского улуса, что хотонные старшины «изъявляют свое согласие об образовании Кетченеровского аймака и готовы нести расходы, связанные с организацией образования Кетченеровского аймака».
22 февраля 1915 года Управление Калмыцким Народом, собрав и обобщив предложения и согласившись с заключением Попечителя Малодербетовского улуса по данному вопросу, докладывает Астраханскому Губернатору, и вносит предложение: «отклонить ходатайство Кетченеровского общества о создании самостоятельного Кетченеровского аймака».
Как видим, из архивных материалов, что в то время, Кетченеровцы занимали активную позицию, принципиально отстаивали свои личные и общественные интересы. В 1930 году, в связи с передачей части территории Калмыкии Сталинградской области, Малодербетовский улус был ликвидирован и образован Сарпинский улус (район).
24 января 1938 года в результате разукрупнения Сарпинского улуса был образован Кетченеровский улус с центром улуса Кетченер – Шебенеры.
С 1 апреля 1940 года село стало называться Кетченеры.
В 1944 году после депортации калмыцкого населения, село было подчинено Никольскому району Астраханской области. С 1 января 1958 года поселок Сухотинский стал районным центром Приозерного района.
В 1963 году п. Сухота был переименован в р.п. Советское - центр Приозерного района.
16 августа 1990 года по просьбе жителей р.п. Советское, накануне празднования 550-летнего юбилея калмыцкого эпоса «Джангар» Постановлением Верховного Совета АССР №66-1Х району было возвращено прежнее название Кетченеровский, а почелку- Кетченеры.
Поселок Кетченеры в урочище Амта-Бургуста известен известен народу как летняя ставка малодербетовского нойона Джамба Тундутова. Дербеты Кетченеровского района принадлежат к древнему роду абганер, во главе которых стояли знаменитые нойоны из рода Тундутовых.
По одним источникам, название Кетченеры предположительно происходит от названия древнемонгольского племени (а значит рода)- кечнр, по другим - кетченеры – телохранители. Исторические документы гласят, что: «Потомок рода хойт-нойон Дегжит со своей супругой Ельзе – Орошиху и приближенными кетченерами (телохранителями), бежавшие от китайских войск в 1759, начавших «жесточайшее массовое истребление населения», успели (в составе 40 тыс. человек) откочевать в Россию».
По мнению других: Кетченеры – это не род, а социальная группа. Эти предположения опровергаются архивными документами. Кетченеры – не сословие, а кетченеровский род (әңг), состоящий из 13 родов (төрл): 1) Баһ Көчнр, 2)Наагнахн, 3) Андхуд, 4) Чөөҗингүд, 5) Бевгәсүд, 9) Дҗамчахн, 10) Арсхуд, 11) Бургчихн, 12) Наалихн, 13) Зәәсӊгүд.
У калмыков с давних времен были тамги (печать, тавро) разным родов и улусов. Каждый род имел свой тамг. Тамг – как знак собственности, закрепленный за отдельными родами. С течением времени, ростом родов, отделением части от основного рода, к первоначальному начертанию тамги прибавлялись новые детали, менялись их названия.
Кетченеровские рода принадлежат к древнему роду абганер, а значит и это тамг Кетченеровского рода. Кроме этого, каждый Кетченеровский род (төрл) имеет свои определенные сочетания цветов - өлгц.
За время пребывания в России, Кетченеровцы сохранили теплые родственные отношения, родной калмыцкий язык, национальные обычаи и обряды, старинные песни и поговорки.
«Налихн в истории Кетченеровского рода»
«Налихн» - один из 13 родов (төрл) Кетченеровского рода (әңг). Это – Бадушевы (Баслиевы), Бадмаевы, Пашкаевы, Андреевы. То есть – это родовые фамилии, входящие в род «Налихн». В старину у калмыков административным делением были десятидворки. Слово «Десять» (арвн) означало слово «родство», «родня», «род». К роду (төрл) «Налихн» относится мой руководитель, учитель истории Кекеева (Бадушева) Кермяш Чириловна.
Каждый Кетченеровский род (төрл) имеет свои определенные сочетания цветов - өлгц. У «Налихн» - красный – белый - синий. При проведении обрядов, например: национальных свадебных церемоний входит подношение так называемый Цаһан идән, перевязанный нитками или лентами определенных цветов, принадлежащих только к своему роду, по которому определяли какого вы рода. Сочетание родовых цветов цветов в виде лент или нитей вывешивались на шесте возле юрты или на входу в юрту.
Истоки рода «Налихн» начинались с Кетченеровской земли. В Кетченеровском районе было очень много родников и водоемов с красивыми названиями. Края Южного водоема были слиты с краями Северного. Поэтому эту местность называли «Два водоема». Вода в них была пресной, табуны из других мест не могли ее пить. Поэтому эту местность еще называли «Сладкая Бургуста». Пониже этого места был водоем «Бургуста», что в переводе означает «верба». Еще раньше вокруг водоема росли вербы, от этого и пошло название. Родина рода «Налихн» - местность Сараха. Почему называется Сараха? Есть легенда, что в этом месте когда-то спустился бог «Сарлаха». Со временем это слово исказилось и люди стали говорить вместо «Сарлахан» - «Сараха».
По данным историка У. Э. Эрдниева название урочища Сараха, по-видимому, восходит к тюркскому, в частности, казахскому слову «ар-арка» (обширное, ровное пространство, широкая степь). Есть еще Соленая Бургуста. Вода в этом водоеме соленая, но зато грязи в нем имеют лечебные свойства. В роду «Налихн» было много грамотных людей. Один из них Эрдни Баслиев. Чтобы убедиться в целебных свойствах грязи Соленой Бургусты он отправил немного грязи для исследования в Астрахань и получил положительный ответ, а чуть позже разрешение на постройку больницы, которая была построена из самана, вырезанных из засохшей грязи Соленой Бургусты. Ничто не вечно на этой земле. Все что рождается и появляется, через некоторое время умирает, исчезает. Время не стоит на месте, оно все движется вперед. Один год сменяет другой, меняются поколения. Но все же творения рук человеческих немного, надолго переживают самих творцов, к примеру, больница, построенная Эрдни Баслиевым в Кетченерах работала до 70-х годов. Открыта районная больница была открыта в 1928 году.
Свой отсчет род Бадушевых (Баслиевых) начал от человека по имени Орс Бата, который проживал в небольшом селе «Сараха», находящемся недалеко от нынешнего совхоза имени Чкалова Кетченеровского района. У. Э. Эрдниев в своей книге «Калмыки» отмечает: «В Кетченерах жили Баслиевы, происходившие от русского по имени Орс Бата, численно достигшие значения арвана».
Куука - Замб - Басль являются потомками Орс Бата со второго по четвертое поколение. У Басли было четверо сыновей: Бадуш, Муковун, Эренджен и Бувака. У Бадуша в свою очередь было 4 сына и дочь Булгун.
Сын Бадуша - Эрдни Баслиев - был поверенным Кетченеровского хотонного общества. Он вместе со своим двоюродным братом Эрендженовым Давой окончили Казанский университет и получили диплом агронома. Сразу после окончания университета Эрдни получил приглашение работать агрономом в село Малые Дербеты, где он посадил парк. Еще он посадил много деревьев вдоль дороги, начиная с села «Плодовитое», что находится недалеко от села Малые Дербеты до самой Элисты, чтобы все это радовало глаз людей.
Сыновья Бадуша - Дандр и Чемпиль Баслиевы - были священнослужителями. Так, Дандр после окончания первого класса стал учиться в школе священников. Позже, как ученого человека Министерство торговли с зарубежными странами пригласило его в Москву для поддержания связи с Монголией. Дандр был послан в Монголию для налаживания отношений по закупке шерсти на выгодных для СССР условиях. В связи с отличным выполнением данного задания Дандр был награжден правительством.
Чемпиль Баслиев (1887 г.р.) также стал священником. Он окончил буддийскую религиозно-философскую школу Цанид Чоря, получил ученую степень геше-гавджи (доктор буддийской философии), некоторое время исполнял обязанности Ламы Калмыцкого народы. 21 апреля 1931 г. он был арестован и осужден на 10 лет в Сибирский лагерь (Сиблаг). В момент ареста он занимал должность хурульного бакши в Кетченеровском аймаке Сарпинского района Калмобласти. В 1933 г. он был условно-досрочно освобожден и отправлен в Казахстан. Здесь его следы теряются. Возможно, он был освобожден в начале 1940-х. гг. вместе с рядом других лам, но не вернулся на родину, но это уже тема отдельного исследования.
Сыном Бадуша Баслиева был и Дорджи – родной дед моего научного руководителя Кекеевой Кермяш Чириловны. Он относится к шестому поколению рода Бадушевых. Фамилия у Дорджи должна быть Баслиев, но записали наоборот - Бадушев Дорджи Баслиевич. Возможно, он изменил фамилию опасаясь репрессий со стороны власти. Дорджи был для своего времени тоже грамотным человеком. Он, закончив семилетку, работал счетоводом.
Утром 28 декабря 1943 года жителей поселка Сараха разбудил громкий лай собак и шум моторов, а через несколько минут улицы поселка были заполнены солдатами. Прадед Дорджи и его односельчане и не подозревали, какие тяжелейшие испытания им уготовила судьба, и это утро они запомнили на всю жизнь. Привезли их на станцию Котельниково, что в Волгоградской области, и стали загонять как скот в вагоны.
К счастью, в вагоне, где они ехали до самой Сибири, все остались живы, но многие, особенно, дети, тяжело заболели. С конечной станции их развезли по деревням и селам. Семья Дорджи попала в Алтайский край, п. Давыдовка. В колхозе семью Бадушевых подселили к русской семье. Жили в тесноте, но очень дружно, делились всем. Дорджи начал работать, он взял под свою опеку семью двоюродного брата Бадмы. Они жили как одна семья. Дети ходили в школу, жизнь в ссылке постепенно налаживалась. Уже совсем разными и близкими сибирякам становились трудолюбивые калмыки. Поэтому тяжело им было расставаться, когда после судьбоносного 1956 года и реабилитации калмыки стали возвращаться на родину.
Вернулась на родину и семья Бадушевых. Они активно включились в восстановление своего поселка, республики. Дорджи после возвращения из Сибири работал на разных должностях в поселке Сараха. Он умер в 1969 г Старожилы поселка помнят его как мудрого и величавого старика. Его супруга Булгун была доброй, на смуглом её лице выделялись карие, живые глаза, седые волосы она заплетала и одевала в шиврлг с серебряными подвесками. Кермяш Чириловна помнит её в просторном калмыцком платье из штапеля, в котором были карманы со сладостями и когда - нибудь кто - нибудь из детей плакал, она доставала конфету или печенье и слёзы мгновенно высыхали у малыша. И как многие калмыцкие бабки, курила трубку, положив натруженные руки на колени.
У Дорджи было два сына – Чирил и Владимир, а также две дочери – Боова и Цагла. К сожалению, нам удалось узнать только о судьбе Чирила Дорджиевича Бадушева. Он работал всю жизнь трактористом в Сарахе. Прожил Чирил Дорджиевич до 2010 г. Его жена – пенсионер Полина Оконовна ныне проживает в г.Элиста на 7 микрорайоне. 13 октября 2007 года они справили золотую свадьбу. Они проработали всю сознательную жизнь в совхозе имени Чкалова Кетченеровского района на земле своих предков. Воспитали они четверых детей: Кермяш, Юрия, Михаила, Валентину. С детства привили им любовь к труду, к своему родному языку. А те в свою очередь передают всё это своим детям и внукам. Кермяш Чириловна Кикеева (Бадушева) является моим научным руководителем. Имена она предложила мне эту интересную тему.
Сегодня в девятом поколении род Бадушевых насчитывает уже 45 человек. Род Бадушевых, как большое развесистое дерево, с каждым годом растет, расширяется и крепнет.
III. Заключение
В заключение работы, подведем итоги нашего исследования.
Решая первую задачу, мы рассмотрели труды ученых-историков (Авляева Г.О., Анджураева А.Т., Митирова А. Г., Эрдниев У. Э.), в которых имеются сведения о роде Налихн.
Решая вторую задачу, собрали устный материал о роде Налихн. Информаторами были: Бадушева Полина Оконовна (1940 г.р.), Бадмаев Лиджи Букаевич (1934 г.р.), Кекеева (Бадушева) Кермяш Чириловна (1958 г.р.).
Решая третью задачу, мы собрали иллюстративный материал о роде Налихн, который приводим в приложении.
У калмыков есть пословица: пока дед живой, знакомься с людьми и знай историю своего рода. И это ведется издавна. Старики передают молодежи все, что знают, и всё, о чём должны знать их потомки. А если ты знаешь своих предков, и не только близких, но и до седьмого колена (может быть и больше коленей поколений) чтишь их – значит, ты будешь уважаем своими потомками. Это есть преемственность поколений, продолжение истоков. «Родственники не бывают грузом. Грузом бывает песок» - так у нас говорят.
Калмыки сохранили свою культуру, традиции, обычаи своих предков и до сих пор придерживаются их. Где бы ни были, где бы ни жили они, обычаи отмечаются вовремя и передаются детям. И потому, есть вера в то, что когда-то зажженный нашими предками огонёк – он никогда не потухнет. Дух предков сохраняется и сейчас. У моего руководителя, Кермяш Чириловны, есть вера, что род Бадушевых всегда будет расти.
Я думаю, надо сейчас стараться сохранять единство своего рода. Понятие рода заставляет нас не забывать имена своих предков, традиции, обычаи. Род – это стержень, на котором держится весь народ.
Без прошлого нет будущего. Именно поэтому обращение к истокам, к своим корням актуально всегда.
Судьба может забросить человека далеко от родных мест, а в душе всегда будет жить светлое чувство любви к малой родине.
Любовь эта неиссякаема, как вечно струящийся родничок: она наполняет нас теплом и силой. Что мы без нее…
Литература
Информаторы
Бадушева Полина Оконовна (1940 г.р.),
Бадмаев Лиджи Букаевич (1934 г.р.),
Кекеева (Бадушева) Кермяш Чириловна (1958 г.р.).
Как Снегурочке раскатать тесто?
Ах эта снежная зима
Рождественский венок
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
5 зимних аудиосказок