• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Всероссийский конкурс-олимпиада «Эврикум» Конкурс «Terra experimentum» Комнатные растения

Опубликовано Тимофеева Ирина Ивановна вкл 30.01.2017 - 17:11
Тимофеева Ирина Ивановна
Автор: 
Ивко София

В данной работе проведены экспериментальные исследования по теме "Комнатные растения". Сделаны выводы и обобщения по таким вопросам как: потребность растений в воздухе, воде, особенновти фотосинтеза и др. Результат  данной работы- Лауреат 1 степени Всероссийского конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya_ivko_koltsovo_mbudo_sozvezdie_2.docx372.95 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс-олимпиада «Эврикум»

Конкурс «Terra experimentum»

Комнатные растения

Ивко София

3 класс  МБУДО «Созвездие» р.п. Кольцово

Тимофеева Ирина Ивановна

педагог дополнительного образования

МБУДО «Созвездие»

1. Как дышат листья растений?   

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Ход эксперимента: Для опыта используем комнатные растения –спатифиллум (фото №1) и антуриум (фото №2).

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB291007.JPG фото №1                C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB291006.JPG фото №2

Смажем одну и обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдаем за листьями.

Вывод: Растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Листья «дышат» своей нижней стороной, потому что  лист спатифиллума погиб (фото №3), так как был смазан с нижней стороны.

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC041016.JPG фото №3

2. Какой газ выделяет растение на свету?

Цель: Установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.

Оборудование: Стеклянная емкость с герметичной крышкой, маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход опыта: Поместим внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением. Поставим в теплое, светлое место. Через 2 суток узнаем, накопился ли в банке кислород? Наблюдаем за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Вывод: Растение на свету выделяет кислород, так как кислород горит.

3. Происходит ли фотосинтез в листьях бордового или фиолетового цвета?

Цель: Доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях, независимо от окраски.

Оборудование: кипяток, лист бегонии  (обратная сторона листа  окрашена в бордовый цвет) (фото №4), стеклянный термостойкий стакан.

Ход опыта: Поместим лист в кипящую воду, через 5—7 минут его рассмотрим. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску (фото №5).

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC071029.JPG     фото №4                 C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC071030.JPG фото №5

Вывод: В листе происходит фотосинтез

4. Испарение воды листьями растений.

Цель: Выяснить испаряется вода с листьев или нет.

Оборудование: растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход опыта: Надеваем на листочек целлофановый пакетик и закрепим его с помощью нити. Растение поставим в теплое светлое место. Видим, что внутри пакетик «запотел» (фото №6). Спустя несколько часов, снимаем пакетик, в котором мы видим воду. Она испарилась с поверхности листа. Измерили количество воды в пакетике, оно составило 0,3 мл.

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC041015.JPG фото №6

5. Зависимость количества испаряемой воды от размера листьев.

Цель: установить зависимость количества испаряемой воды от размера листьев растений.

Оборудование: стеклянные емкости, черенки драцены голд и фиалки.

Ход опыта: Срезаем черенки для дальнейшей посадки, помещаем их в колбы. Наливаем одинаковое количество воды. Сверху наливаем растительное масло, что бы вода не испарялась из емкости. Через два дня проверяем уровень воды в каждой колбе. Видим, что уровень воды оставшейся в емкостях неодинаков.

Вывод: Растение с крупными листьями поглощает и испаряет больше воды.

6. Как зависит испарение от особенностей поверхности листьев.

Цель: установить зависимость между структурой поверхности листьев и потребностью их в воде.

Оборудование: Комнатные растения - антуриум,  фиалка, спатифиллум, целлофановые пакеты, лупа.

Ход опыта: Надеваем на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепляем, наблюдаем за появлением влаги в них, сравниваем количество влаги при испарении с листьев разных растений.

Вывод: фиалку поливать часто не надо т.к. опушенные листья не отдают, а сохраняют влагу; плотные листья антуриума тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные.

7. Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла.

Цель: отметить различия в окраске листа.

Оборудоваие: стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист любого светолюбивого растения, стакан с водой, плотная бумага.

 Ход опыта: Опускаем лист растения в стакан с водой так, чтобы половина его находилась под водой, а вторая половина - над водой. Для этого закрепляем лист в прорези, укрывающей стакан плотной бумаги. Стакан ставим в темное место. Через 3–5 дней заметили различия в окраске листа: находившаяся в воде часть листа сохранила зеленый цвет, другая – пожелтела (фото №7).

 C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC041009.JPG фото №7

Вывод: В разрушении хлорофилла важную роль играет процесс дыхания.

8. Определение способности комнатных растений улавливать пыль.

Нам понадобятся: вата, вода, различные комнатные растения.

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB290998.JPG

Визуальное сравнение степени загрязненности ваты с контролем:

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB290999.JPG    C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB291001.JPG фото №8

После обработки листьев  антуриума цвет ваты светло-серый (фото №8)

        C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB291003.JPG    фото №9         C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB291002.JPG

После обработки листьев  спатифиллума цвет ваты серый (фото №9)

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB291004.JPG         C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PB291005.JPG фото №10

У драцены голд после обработки цвет ваты грязно-серый (фото №10)

Вывод: Растения неодинаково улавливают пыль.  Из полученных образцов ваты видно, что более загрязненной оказалась драцена голд. Следовательно, она больше других поглощает пыль.

Исследовательская работа

Цель: Установить влияние стимуляторов роста на укоренение комнатных растений на примере узумбарской фиалки.

Задачи:

  1. Узнать свойства стимуляторов роста для растений.
  2. Провести размножение фиалки черенкованием.
  3. Фиксировать отличия  появления корешков, корневой системы, молодых розеток  в опытных образцах.

Ход эксперимента:

Проведем опыт по размножению одного сорта узамбарской фиалки листовыми черенками, укореняемые разными способами - в воде  с использованием  стимулятора роста растений, таких как гетероауксин и крезацин.

Гетероауксин - препарат для стимулирования корнеобразования.

Свойства: вызывает накопление и усиленный обмен органических веществ, способствует регенерации части растений в новый индивид, стимулирует образование корней у черенков, ускоряет корнеобразование у рассады и взрослых растений, усиливает рост придаточных корней.

Крезацин -  стимулятор корнеобразования. Содержит ортокрезоксиуксусную кислоту. Крезацин повышает прорастание семян, стимулирует рост растений, способствует устойчивости к болезням, повышению урожайности, холодостойкости.

  1. Готовим отдельную емкость для каждого черенка. Лучше всего использовать стаканчики из темного стекла.
  2. Наливаем в посуду немного воды – дистиллированной.
  3. Опускаем черенок в воду примерно на сантиметр. Нижний край не должен касаться стенок либо дна емкости.
  4. Ставим  посуду с черенками в теплое, защищенное от прямых солнечных лучей и сквозняков место (фото №11).
  5. Следим за уровнем воды, доливаем ее время от времени. Полностью менять жидкость не нужно.

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC041012.JPG фото №11

После появления корешков длиной 1-2 сантиметра, листочки высаживаем в земляную смесь (фото №12).

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC061017.JPG фото №12

Таблица «1

Размножение узамбарской фиалки листовыми черенками с использованием стимулятора роста гетероауксина

Размножение узамбарской фиалки листовыми черенками с использованием стимулятора роста крезацина

Появление первых корешков

Появились через 13 дней

Появились через 16 дней

Образование корневой системы

+ 8 дней

+ 10 дней

Появление молодых розеток

+20 дней

C:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC061021.JPG

+20 днейC:\Users\Таисия\Desktop\Новая папка (9)\PC061022.JPG

Вывод:

В результате исследования влияния стимуляторов роста на укоренения черенков узамбарской фиалки при разном способе укоренения (в почве и в воде), выяснили, что: черенки фиалок, укореняемые в воде и обработанные биостимулятором гетероауксином, быстрее остальных прошли все этапы развития и быстрее образовали розетки листьев (41 дней). Это подтверждает то, что гетероауксин положительно влияет на образование корневой системы узамбарской фиалки при её вегетативном размножении и укоренении в воде. (Таблица №1)

Ответы на вопросы

1

Где растут в природе эти известные комнатные растения? Назовите континент или страну?

А) - кактусы, столетник.

Мексика, Бразилия, Боливия, Чили, Аргентина,

 Канада, Китай, Индия, Австралия, Испания, Монако, Мадагаскар, Шри-Ланка, западные страны Африки.

Б ) - бегония, монстера, фуксия, традесканция – Южная Америка

В) – аспарагус, герань, циперус, хлорофитум, бальзамин

 Европа, Азия, Африка

Г) – сансевьера, примула, лимон, гибискус  

Азия, Гималаи, Западный Китай

2

Какое комнатное растение стало в веке в России символом бедности и принадлежности к низкому социальному классу?

Герань

3

Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, иначе вы рискуете промокнуть?

Монстера

4

На каком растении писали древние египтяне?

Древние египтяне писали на папирусе.

5

Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? ( Можно найти в литературе несколько разных вариантов).

Манжетки Alchemilla (роса в полнолуние)

Фуксия блестяцая

6

Какие комнатные растения ядовитые и могут быть опасны? Предложите список безопасных растений для детского сада.

 К ядовитым комнатным растениям относятся -цикламен, диффенбахия, герань, молочай, гортензия

Список безопасных растений для детского сада: фикус, фиалка, бегония, хлорофитум, драцена.

7

На фотографии – одно из самых необычных комнатных растений. Как оно называется и каковы его основные особенности?

Псевдолитос – это необычный вид кактусов. Дословный перевод названия этого растения с греческого звучит как псевдо-камень. Внешне он д очень походит на камень причудливой формы. В дикой природе эти растения используют свою внешность как способ маскировки.

8

В каждой местности существуют традиционные (народные) названия комнатных растений. А иногда одним и тем же именем зовут абсолютно разные растения. Напишите научные названия для каждого растения в приведенном списке и приведите их фотографии.

«бабьи сплетни» - традесканция

                                                                      «березка» - роициссус

                                               

«ванька мокрый» - бальзамин                     «денежное дерево» - толстянка

                                         

 «китайская роза» - гибискус                             «крапивка» - колеус

                                   

«оленьи рога» - платицериум                    «рождественская звезда» - пуансеттия

                                               

9

Когда открыли, что растения выделяют кислород, то есть, как тогда говорили «улучшают воздух», стало модно помещать в комнате множество растений. Но почему – то после сна в таких условиях начинала болеть голова. В чем причина этой головной боли?

Некоторые растения могут вызывать аллергию, а также выделять токсичные вещества.

10

Существует множество стихотворений о комнатных растениях. Напишите то, которое больше всего вам нравится, а если хотите, сочините свое.

Цветы у окна

Галина Матвеева

 Посланцы разных стран и континентов

 Нам дарят море радостных моментов.

 Здесь орхидеи сказочный наряд,

 И нежной розы тонкий аромат.

 Бегоний удивительные листья,

 И гроздья колокольчиков повисли.

 Гардений мраморный букет

 Встречает утренний рассвет.

 У пеларгоний пышное цветенье,

 Бутоны ярки, всем на удивленье.

 Есть зефирантес розовый и белый,

 Головками кивают вольно, смело.

 У амараллисов роскошные цветы

 Порою зимней - чудо красоты.

 У фикуса - достоинство и высота,

 А рядом пальма - просто красота.

 Драцена, цикламен, кротон...

 Цветные листья, нежный тон.

 А гибискуса золотой цветок

 напоминает сказочный восток.

 У олеандра буйное цветенье

 Под летним солнцем -запах, наслажденье.

 Шлюмбергера, кислица, молочай -

 Не спутаешь их, даже невзначай.

 У каждого цветка своё предназначение,

 Своя краса, свой трепет удивления.

 Хотя не только и не просто удивляют.

 Цветы страдают, лечат, вдохновляют.

 Цветов любимых хоровод

 Волнует, радует, пленяет круглый год.

Отзыв о конкурсе. Работать над этим конкурсом мне очень понравилось. Было нелегко выполнять задания экспериментальной части. Потребовалось много времени. Но было познавательно. Узнала много полезной и новой информации.


Поделиться:

И тут появился изобретатель

Рисуем подснежники гуашью

Сказка "Колосок"

Корзина с еловыми шишками

Смородинка